Действия при стрельбе в школе инструкция

За каждым случаем шутинга в школе следует шквал публикаций о глубинных причинах таких поступков, о психологии подростков, школьных конфликтах и охране и так далее. В этом потоке сложно вычленить простые и понятные инструкции, которые могут стать руководством к действию в критической ситуации. Мы поговорили с экспертами по безопасности и собрали несколько правил.

В школе выстрелы: как вести себя ученику и учителю?

Основные правила поведения в случае шутинга для школьников и учителей достаточно просты. Нужно постараться избежать двух главных ошибок: паники и недооценки ситуации. Время работает не в пользу детей и педагога, и чем быстрее отреагировать, тем выше шансы эвакуироваться в безопасное место. Лучше проявить излишнюю осторожность, чем рисковать жизнью.

Вот как их формулирует алгоритм действий психолог Ольга Бочкова, руководитель собственной «Академии безопасности»: 

1.Слушать педагога, если его инструкции не противоречат здравому смыслу (например, он говорит, что все это шутка, продолжаем урок)

2.При эвакуации оповестить всех, кого возможно (не замедляя свою эвакуацию).

3.Постараться связаться со службой спасения по номеру 112, сообщить, что в школе стрельба. Важно сделать этот звонок, так как нет гарантии, что кто-то другой уже сообщил (этот совет также подходит для учителей).

4.Не геройствовать и не предпринимать активные действия, которые идут вразрез общим инструкциям.

5.Не пытаться вступить в контакт со стрелком, даже если это человек, которого ты знаешь. Подробно об этом рассказывает книга «54 минуты. У всех есть причины бояться мальчика с ружьем». В ней описана история, когда стрелок приходит в школу, и очень показателен момент, когда ученик, который был в тесном контакте со стрелком, пытается с ним вести переговоры, и это заканчивается плачевно, несмотря на то, что у них были продолжительные хорошие отношения в прошлом.  

А как вести себя педагогу, если в школе появился стрелок?

1. Нужно организовать и успокоить детей, самим не поддаваться панике. Четкие, уверенные действия педагога сами по себе будут давать детям ощущение спокойствия.

2. При наличии открытых путей эвакуации, немедленно вывести детей, если они не попадают при этом под перекрестный огонь и поле зрения стрелка.

3. Если пути к отходу неясны, забаррикадироваться, спокойно и твердо дать детям команду выключить телефоны. Важно объяснить, что даже вибрации не должно быть слышно. Контролировать, кто из детей где находится в помещении и в каком состоянии. 

4. Не вступать в переговоры со стрелком. Нападающий настроен поразить как можно больше жертв, которые находятся в легком доступе, и вступать в переговоры он не будет, и выход к нему на разговор приведет к тому, что педагог сам пострадает или погибнет и подставит детей. 

Схожие рекомендации содержатся и в материале портала «Российский учебник». Помимо инструкций на случай стрельбы, там есть и советы о том, как говорить с детьми о терроризме и опасностях. 

Важно не заразить детей паникой и страхом. Детям, как и взрослым, важно знать, что зло существует, но вовсе не оно владеет этим миром. Стоит напоминать, что террористов очень мало, обычных и вполне добрых людей гораздо больше. 

Можно привести аналогию с ДТП – аварии происходят постоянно, в них гибнет больше людей, чем в терактах, но все продолжают ездить. Лучший способ снизить риск – соблюдать простые и понятные правила и заботиться о собственной безопасности.

Издание напоминает и о том, как важно помогать оказавшимся рядом людям, в том числе психологически. В критической ситуации это знание запустит механизм «я сильнее, я справлюсь» и поможет справиться с собственными страхами.

Правильные инструкции могут не сработать: почему?

Коллаж. Что делать при выстрелах в школе

«Есть три типа реакции на опасность – бей, беги и замри. Нужно хорошо знать себя, проверить в близкой к реальности ситуации и учиться владеть собой, чтобы останавливать автоматическую реакцию и выбирать оптимальную стратегию», – говорит Алексей Ширшов, основатель «Натуральной школы», который начал разрабатывать и проводить тренинги безопасности для детей в 2015 году.

Современное детство, говорит педагог, огорожено от физических опасностей и дискомфорта со всех сторон. Среда детских площадок, детских центров, школ, детсадов стерильна. У многих детей нет даже опыта соприкосновения с горячими предметами или холодной водой, попавшей внутрь сапога. И нет опыта собственного действия, созидательного или разрушительного, – неважно. Нет фундамента, на котором можно строить разговор об опасности и тренировку действия. Слова из учебника ОБЖ – пустые.

Ширшов считает бесполезными любые инструкции, не подкрепленные телесным опытом действий в реальных или приближенных к реальности ситуациях. Причем сначала необходимо дать возможность действовать по наитию, чтобы выявить базовую, автоматическую реакцию на опасность, а потом уже тренировать действие по инструкции, в которой заложена оценка ситуации и выбор адекватного ей варианта реагирования.

Чтобы педагоги не теряли голову и четко действовали во время нападения, считает он, их нужно свозить на стрельбище, дать возможность послушать выстрелы. Отвезти в тир и разрешить услышать, как звучат выстрелы в помещении без наушников. К сожалению, инструкциями МВД это запрещено. Педагоги должны пострелять сами и иметь опыт хоть какого-то действия в ситуации стрельбы, например, шумовыми и светошумовыми патронами, считает Ширшов.

Что же касается детей, то, по мнению Алексея Ширшова, работать надо с конкретными детьми в конкретном классе и школе, с учетом их психологии. И это должна быть система подготовки к действиям в разных опасных ситуациях: пожар, задымление, стихийное бедствие.

Пассивные меры безопасности: светлые коридоры и рюкзаки с пуленепробиваемыми спинками

Коллаж. Что делать при выстрелах в школе

Интуитивно после каждого случая шутинга в школах хочется начать с усиления охраны. Однако исследования университета Эмлайн (США) показали, что наличие вооруженной охраны в школе во многих случаях увеличивает количество жертв. Предполагается, что наличие оружия не сдерживает, а провоцирует стрелка, тем более, что зачастую нападавшие планируют погибнуть от рук полицейских или охранников.

Поэтому в Соединенных Штатах начали переходить от усиления охраны к так называемым пассивным мерам безопасности. Так, за последние годы было построено несколько учебных заведений, в которых архитекторы ради безопасности сделали искривленные стены, чтобы дети могли уйти с траектории выстрела, и усиленные двери, за которыми можно забаррикадироваться. В окнах устанавливают стекла со специальным покрытием, защищающим от осколков, в коридорах – системы задымления. Также производители начали предлагать брелоки для учителей со встроенными тревожными кнопками или школьные рюкзаки с пуленепробиваемыми спинками.

Интересно, что традиции российской школьной архитектуры – огромные, хорошо освещенные пространства – также способствуют борьбе с буллингом и, как следствие, снижают риски вооруженной агрессии.

«Желание обидеть более слабого одноклассника, встретив его в укромном тихом месте, может не появиться только потому, что подходящего для этого места в школе нет», – говорит Полина Мальцева, бывший операционный директор негосударственной школы «Летово» в Новой Москве. По ее словам, в «Летово» пошли дальше: постарались спрямить коридоры, чтобы они легко просматривались, не было ответвлений и темных углов, а пространства под лестницами зашили гипсокартоном.

Также из соображений пассивной безопасности в школе совместили раздевалку для учеников с гардеробом для взрослых, помещение при этом сделали проходным. А шкафчики с учебниками разместили возле классов в стеклянных коридорах.

Кроме того, в этой школе отдельные входы для учеников и посетителей, и есть несколько шлюзов. Проектировщики позаботились даже о том, чтобы под дверь туалетной кабинки невозможно было просунуть руку с телефоном. 

Откуда берутся шутеры?

Коллаж. Что делать при выстрелах в школе

Всего в России известно как минимум о 18 случаях стрельбы в учебных заведениях, в результате которых погибли или были травмированы люди. Список трагических инцидентов ведется начиная с 2014 года. За прошедшие восемь лет было озвучено и в ряде случаев даже проработано несколько законодательных инициатив. Однако «Милосердию.ru» не удалось обнаружить в открытом доступе официальных документов, в которых были бы проанализированы имеющиеся данные, определены наиболее частые причины преступлений и даны рекомендации как для администраций школ, так и для педагогов и родителей.

В США, где проблема шутинга возникла значительно раньше, чем у нас, и стоит гораздо острее, еще в начале 2000-х годов Секретная служба и Минобразования США запустили инициативу «Безопасная школа», чтобы выяснить, как можно предотвратить стрельбу. Результаты исследования были опубликованы в 2004 году и до сих пор остаются актуальными.

Это исследование опровергло стереотипные представления о том, что ружье в руки скорее возьмет подросток из неблагополучной семьи. Мало того – выходцами из полных и благополучных семей оказались 60 с лишним процентов нападавших. Перевести стрелки на двоечников не получилось – выяснилось, что некоторые из молодых людей незадолго до нападения подтягивали успеваемость и впечатляли преподавателей. 

Не удалось однозначно связать агрессию и с ментальными расстройствами. Среди стрелков процент детей, которые были обследованы, и тех, у кого были выявлены нарушения, оказался средним по популяции. 

Коллажи Татьяны Соколовой

В Казани 11 мая в школе №175 устроил стрельбу ее 19-летний выпускник. Погибли 11 человек, 9 из которых дети (по другим данным, погибших учеников 7). Как себя вести, если в класс ворвался вооруженный человек? И что делать, если слышишь от одноклассника угрозу, что он «всех убьет»? Рассказывает практический психолог, кандидат психологических наук Лариса Пыжьянова.

Обсуждайте с детьми возможные риски

Лариса Пыжьянова. Фото Тамары Амелиной

Столкновение с тем, с чем никогда не имел опыта взаимодействия – невероятно сложная история. Поэтому обычно на экстренную ситуацию человек реагирует не головой, а «физиологически». Ответом на шок всегда становится либо борьба, либо бегство. Случаи, когда люди в панике начинают прыгать в окна (как было в ивантеевской школе 5 сентября 2017 года) –  пример первой и физиологической, то есть неосознанной реакции на стресс.

Это реакция на слово «спасайся»! Человеку в ситуации, когда на него нападают, трудно оценить реальность угрозы, поэтому-то люди начинают делать все для собственно спасения. И это реакция на бессознательном уровне. Увы, часто получается, что именно поэтому человек вредит себе гораздо больше, чем мог бы навредить ему потенциальный нападающий.

Но когда мы допускаем, что нечто подобное может с нами произойти, то мы мысленно готовимся, продумывая свою реакцию. Такие размышления вовсе не означают, что у нас невроз,  болезненный страх или паранойя. Это нормально. Обсуждение ситуации с нападением вооруженного одноклассника ничем не отличается от того случая, когда в кругу семьи мы говорим о том, «что будет, когда я закончу школу». Даже переходя дорогу, мы всегда оцениваем угрозу и вспоминаем правила поведения на дороге. Так почему бы не обсудить технику безопасности в случае захвата заложников? Здесь ровно три совета.

Первый: не бойтесь обсуждать это с детьми.

Второй: примите тот факт, что нет в мире места, где можно чувствовать себя абсолютно безопасно.

Наконец, третий совет: задумываясь над тем, «как я буду себя вести, если… » вы гарантируете себе некоторую адекватность и осознанность реакций в случае потенциальной угрозы.

Прячьтесь

Первое, что необходимо делать в случае, когда произошло внезапное нападение  – максимально обезопасить себя и, по возможности, тех, кто находится рядом.

Если ситуация угрожает вашей жизни, необходимо упасть на землю, закрыть голову руками, постараться укрыться, например, за парту, стул, угол стены. Самое опасное в подобных ситуациях — паника. Не нужно метаться и бегать по помещению. Очевидно, что по бегущей мишени стрелять удобнее. Это лишь кажется, что трудно попасть в бегущего человека. Да, трудно, конечно, однако первая реакция у нападающих — стрелять по тем, кто первый побежал.

Фото: dapozitiv.ru

Выполняйте требования и избегайте зрительного контакта

Если нападающий предъявляет какие-то требования, их надо выполнять.

Категорическая рекомендация специалистов спецслужб: не поддерживайте зрительный контакт с агрессором, даже если это ваш знакомый, друг, одноклассник. Поверьте, нам только кажется, что мы знаем человека. На самом деле, понять его состояние на данный момент, а тем более угадать мотивы агрессивных действий – крайне сложно.

Достаточно знать, что нападающий — всегда человек в крайне нестабильном психическом и эмоциональном состоянии. Общаться и безопасно для себя взаимодействовать с ним могут только специалисты спецслужб: психиатры, психологи, специально подготовленные для такой работы люди. Всем остальным, даже тем, кто считает себя друзьями или является знакомыми, лучше избегать взаимодействовать с агрессором. Всегда помните, что ваша основная цель – спасти собственную жизнь и жизнь тех, кто находится рядом.

Человек, совершающий агрессивные действия, как правило, чем-то спровоцирован, поэтому он действует импульсивно. Такие люди, конечно же, сильно отличаются от подготовленного и хладнокровного террориста, который точно знает куда, зачем и с какой целью пришел. Как правило, подобным импульсивным действиям предшествуют какие-то душевные муки и переживания. Ваш одноклассник, друг или коллега может не отдавать себе отчет в том, что и зачем он делает, какие последствия могут иметь его поступки. Любое вмешательство со стороны тех, на кого он напал, будь то словесный контакт или физическое движение, может расцениваться им однозначно — как агрессия в свой адрес.

Человек отдает себе отчет, что нападает, а значит все, что происходит с другой стороны, может восприниматься им как ответное нападение и попытка его обезвредить. Неминуемо это вызывает вспышку ярости или любую другую защитно-агрессивную реакцию, а значит усугубляет вашу ситуацию. Минимизируйте любые действия с вашей стороны. Чтобы нападающий не совершил лишних опасных действий, внешняя ситуация должна быть максимально безопасна для него. Он должен понимать, что окружающие — безвредны. Как минимум, у него не будет повода становиться еще более агрессивным и всех уничтожать.

Не кричите

Не забывайте, что крик – это один из самых мощных раздражителей. На крик у нападающих всегда возникает безусловная реакция. Выстрелы производят всегда в ту сторону, где есть движение и звук.

Не геройствуйте. Ваша главная задача — выжить.

Забудьте все примеры, которые вы видели в боевиках. Никакого геройства быть не должно. Закрывать амбразуру грудью нет надобности. Не вступайте в переговоры, не пытайтесь напасть, отобрать оружие, совершить любые другие «геройские действия». Это лишь спровоцирует в ответ агрессивное поведение и может привести к тому, что безвинно погибнут или пострадают люди, которые могли бы избежать проблем. Увы, в подавляющем большинстве случаев геройствующие только вредят себе и всем вокруг.

Чтобы совершить геройство, нужно быть подготовленным человеком. Нужны годы тренировок и коллективное понимание механизма взаимодействия в случае опасности. Представьте, что в класс ворвался человек с ружьем, который начинает стрелять. Кто готов взять на себя роль отвлекающего, а кто убегающего? А переговорщика? Так как чаще всего мы не являемся профессиональным коллективом, готовым к слаженным действиям в ситуации опасности, то самое большее, что вы можете сделать для себя и для своих близких – выжить и дождаться спецслужб.

Нужно понимать, что, в отличие от простых людей, спецслужбы годами отрабатывают свои действия, знают что, как, когда и зачем делать, кто и за какие действия отвечает.

В ситуации, когда ваш вооруженный одноклассник захватывает кабинет информатики, просто примите, что вы люди, которых захватили, и вам нужно просто ждать подмоги специалистов извне. А пока ждете, ваша задача не усугублять ситуацию, не дразнить нападающего, не делать его еще более агрессивным, не провоцировать ненужных жертвы.

Фото: klassfoto.ucoz.ru

Четко следуйте инструкциям спецслужб

Когда прибывают спецслужбы, максимально четко выполняйте их инструкции и указания. Если спецслужбы выходят с вами на контакт, вы должны полностью и безусловно подчиниться, максимально быстро и четко выполнять указания.

Я понимаю, что возникает вопрос: кто эти спецслужбы вызовет? Но если вы  находитесь под дулом автомата, вряд ли рискнёте как-то манипулировать телефоном, потому что очевидно, что ничем хорошим это не закончится. Даже простая попытка набрать номер однозначно воспринимаются нападающим как форма агрессии.

Вызвать спецслужбы должны либо свидетели, либо те, кто находится в максимальной безопасности (люди за пределами вашего класса, взятого в заложники) или вне зоны воздействия преступника, вне поля его зрения. Их задача максимально скоро оповестить о случившемся спецслужбы: МЧС, ФСБ, МВД.

Воспринимайте любую, даже шутливую угрозу, всерьез

Если ваш одноклассник действиями ли, словами ли угрожает, например, говорит, что «всех взорвет», «всех убьет», «совершит теракт», если он подкрепляет слова записями в социальных сетях, то важно понимать – любая угроза может стать реальностью, к любой угрозе нужно относиться как к реальной, а не потенциальной.

Например, в государстве Израиль граждане в силу исторических обстоятельств все и всегда готовы к нападению. Они всегда готовы не только спасти себя, других, но и отразить нападение. Там ни у кого не вызывает сомнения, что шутить на тему «убью всех» — глупо, безответственно и преступно. Ведь это действительно и глупо, и преступно.

Расскажите об угрозах родителям

Кому же рассказать о своих подозрениях? Родителям, учителям или тем взрослым людям, которые являются для вас авторитетными. Но только не надо по-советски считать это стукачеством. Даже при близком рассмотрении, информирование старших об угрозе агрессии — ну не стукачество совсем, а единственно правильное поведение. Никто не имеет права угрожать жизни других людей, тем более отнимать бесценную жизнь. Никто не имеет права нападать, терроризировать, убивать, лишать смысла жизни и счастья родителей.

Я убеждена, что любые слова, выражающие откровенную агрессию в отношении других людей, не должны оставаться без ответа и внимания. Даже за свои слова человек обязан нести ответственность перед людьми, законом, государством. Да, подростки любят бравировать, легко разбрасываются громкими выражениями, но нужно понимать, что в наше время угрозы теракта, нападения перестали быть шутками. Это стало реальностью.

Выстраивайте отношения с подростками

Подростковый период очень нестабильный: организм физически созревает, а эмоционально отстаёт, свою роль играют и гормональные бури. Подростку важно быть в том кругу, где его принимают, где он чувствует себя успешным. Если у него доверительные отношения в семье, то ему и в голову не придёт угрожающе шутить.

А вот любая форма агрессии является серьезным признаком социальной дезадаптации. Важно понимать, что если у подростка не складываются отношения с одноклассниками, родителями, учителями, если нет друзей-сверстников, и подросток не принимаем никаким социальным сообществом, если нет интересов, то это тревожный звонок. Не должно человеку быть одному. Вне социума подростку крайне сложно существовать, поэтому он непременно будет искать комфортную для себя нишу. Такой нишей может оказаться компания таких же отвергнутых.

Социальная дезапдаптация — это состояние, при котором человеку некомфортно рядом с другими людьми, но и другим людям с ним нехорошо. Признаками дезадапатции является отсутствие сочувствия, сопереживания, эмпатии, нечувствительность к чужой боли, нацеленность исключительно на себя и собственные интересы, желания, а также крайние формы эгоцентризма: либо как я хочу, либо никак. Наличие этих признаков должно вызывать тревогу у окружающих и близких. Присматривайтесь к детям, выстраивайте с ними отношения.

Будьте чуткими

Сегодня в СМИ попадают все произошедшие акты агрессии. Блогосфера так развита, что утаить информацию просто невозможно. Поэтому не нужно думать, что расстрелы в школе — приняли размах катастрофы и происходят сплошь и рядом. Здесь хочется напомнить замечательные слова английского священника и писателя Джонни Донна «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». Нельзя говорить, что там (где-то) у них происходит кошмар, а у нас такое невозможно. Мы сегодня живём в одном общем мире, в котором повсеместно совершаются похожие вещи.

Но главное, что нужно запомнить — сохраняйте в себе человека. Не будьте  равнодушными. Когда человек напал на вас с оружием, не надо бросаться обезвреживать его. Поймите, его что-то к этому привело.

Про подростков с оружием мы говорим : эгоцентричный, холодный, не сочувствующий людям. Но даже статистически не бывает, чтобы дети были такими в раннем возрасте. Случаи отклонения редки и являются признаками серьезных психических патологий. Дети по своей природе добры, искренни и открыты миру. Но они растут рядом с нами, взрослеют, развиваются и в какой-то момент оказываются раненными в душе.

Что-то же должно было произойти в жизни ребенка, с каким жестоким ударом или пинком он столкнулся, что не сумел адаптироваться? Что случилось в его жизни, к чему окружающие оказались равнодушны? Задумайтесь над этим. Социальная дезадаптация — это всегда признак того, что в силу психической незрелости, неопытности, отсутствия мудрой поддержки, человек не справился с трудностями, споткнулся и упал, не сумел приспособиться к меняющимся условиям. Противопоставлять жертву и преступника в таком случае не верно. Нужно иметь более чуткую позицию, ведь обстоятельства всегда сложнее, чем нам кажутся на первый раз. Нельзя быть равнодушными к тем, кто рядом, тем более к детям.

Да, шутить на тему «убью всех» преступно, но и считать, что виноват только преступник, а все остальные жертвы — не правильно. Подобные акты агрессии — это как последний крик души. Это крик «обратите на меня внимание, мне плохо». Да, этот акт преступен, но это акт отчаяния.

Учите детей переосмысливать опыт

Если трагедия произошла, то задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям переосмыслить опыт. Очень важно, чтобы они выразили словами те чувства, которые пережили, описали то, что видели, назвали какие действия происходили, что при этом они чувствовали. При этом крайне важно, чтобы у детей не осталось ощущения того, что они беспомощные жертвы!

Переосмысливая вместе с детьми ситуацию необходимо дать им осознание того, что они были временно захвачены человеком с оружием, однако они сумели выжить, и это главное! Значит они оказались умнее и психологически устойчивее преступника. Они правильно себя повели, сумев сделать главное — сохранить жизнь свою и тех, кто был рядом. Что было правильно сделано, что можно или нельзя делать в подобных ситуациях — вот предмет для разговора с детьми, пережившими захват.

Нельзя подобные трагедии расценивать в категориях «было и прошло». Любой опыт должен быть нами не забыт, а переосмыслен. Тогда он поднимет нас на новый уровень, сделает сильнее, выносливее и мудрее.

Беседовала Дарья Рощеня

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

20 сентября 18-летний Тимур Бекмансуров взял охотничье ружье и патроны и направился в Пермский государственный университет, чтобы убить как можно больше людей и совершить суицид. О своих намерениях он рассказал в своем манифесте, который опубликовал в социальных сетях непосредственно перед нападением.

В результате стрельбы погибли шесть человек, еще 28 человек пострадали, 19 из них получили огнестрельные ранения.

Студенты и преподаватели баррикадировались в аудиториях, некоторые в панике выпрыгивали из окон. Ситуацию усугубило то, что в университете не сработала тревожная сигнализация, а по радио не было сделано никаких объявлений.

Как вести себя в такой ситуации? Многих людей охватывает паника, и они совершают необдуманные поступки, которые могут стоить им жизни. Рассказываем о том, что нужно делать, если в школе или вузе начали стрелять, и какие правила нужно соблюдать, чтобы спасти свою жизнь.

Не паникуйте

Если вы услышали стрельбу и крики, постарайтесь не паниковать. От ваших дальнейших действий будет зависеть ваша жизнь и, возможно, жизнь людей вокруг вас.

Заприте двери

Если вы находитесь в классе или аудитории, заприте дверь на ключ изнутри и забаррикадируйте ее мебелью (то же следует сделать, если дверь не закрывается на ключ). Отойдите вглубь комнаты и лягте на пол, за парты. Есть шанс, что стрелок просто уйдет, если дверь будет заперта. Главное – не выдавайте себя.

Не выпрыгивайте из окон

Если кабинет находится на втором этаже и выше, не нужно выпрыгивать из окон. Неудачное падение может стоить вам жизни. Если кабинет находится на первом этаже, стоит попробовать сбежать через окно.

Найдите укрытие

Спрячьтесь за шкафы, столы или парты. Если есть возможность, закройтесь в лаборантской (комнате, примыкающей к кабинету). Отойдите от окон и держитесь как можно ниже к полу – так вы будете в большей безопасности в случае беспорядочного огня.

Отключите телефоны

Выключите звук на телефоне, отключите вибросигнал. Если стрелок далеко, вызовите службу спасения. Не стоит снимать происходящее на камеру.

Не привлекайте к себе внимание

Если во время нападения вы оказались вне класса (в коридоре или холле) один, как можно скорее найдите себе укрытие. Ведите себя как можно тише, не привлекайте к себе внимание и выключите мобильный телефон. Не выходите из укрытия, пока вас не обнаружит служба спасения.

Ложитесь

Если стрелок беспорядочно стреляет по людям, падайте на пол. Оцените свои шансы. Если выход рядом, держите нападающего в поле зрения и ползите к двери. Если внимание стрелка сосредоточено на чем-то другом, постарайтесь пригнувшись выбежать из помещения и найти укрытие. Другой способ спастись – притвориться мертвым.

Бегите не по прямой

Если придется убегать от стрелка, бегите, петляя. Не каждый стрелок сможет попасть по движущейся цели.

Не геройствуйте

Если стрелок захватил класс, не пытайтесь вступить с ним в переговоры, не смотрите ему в глаза и не провоцируйте его. Помните – перед вами опасный человек, лишенный чувства здравого смысла. Не пытайтесь сбежать, постарайтесь не шуметь и ничем не выделяться. Следуйте указаниям стрелка. Не бросайтесь на помощь другим и не покидайте укрытие.

Действуйте в случае крайней необходимости

Если вы понимаете, что можете стать следующей жертвой стрелка, обороняйтесь. Помните, что это – самый крайний случай. Спокойно заговорите с нападающим и резко атакуйте его. Действуйте агрессивно и не останавливайтесь, если начали сопротивляться.

Помните, что эти правила могут спасти вам жизнь в случае нападения. Продумайте свои действия в кризисной ситуации и вспомните правила оказания первой помощи и поведения при пожаре.

И главное – любую проблему лучше предотвратить. Если вы услышали о планах знакомого или друга устроить стрельбу или взрыв в школе или любом другом месте, сообщите об этом в полицию.

О терроризме с детьми говорить сложно, еще сложнее — о ситуациях, которые могут случаться в школе.

Информация, посвященная поведению при стрельбе в здании и на улице, если и просматриваются, то невнимательно.

Данная статья для школьников, будет посвящена ответу на вопрос: «Что делать, если в школе стреляют?». В ней нет лишней теории. Этот материал можно будет обсудить с ребятами, зачитать прямо на классном часе, не стесняясь неформальных обращений, — так информация с большей вероятностью запомнится.

Что делать, если в школе стреляют?

Правило 1. Если ты услышал стрельбу во дворе, школе или в метро — сразу беги. Геройство тут не при чем. Не пытайся разобраться, что происходит, для этого есть специальные службы. Даже не думай доставать телефон, чтобы все заснять а потом «срубить лайков» в социальных сетях. Лайки останутся, а вот тебя может уже не быть.

Правило 2. Если ты слышишь, что стреляют — беги наружу и так, чтобы толпа, обуянная паникой, тебя не затоптала. Беги так далеко от этого места, как сможешь. После того, как убежал — звони родителям и скажи, что с тобой все в порядке. Возьми себя в руки и вызывай полицию, говори четко и без лишних подробностей: что случилось и где.

Правило 3. Если стреляют рядом с тобой или в твоем направлении — падай. Падай за парту, если ты в школе, прячься за колонну в метро или в здании, за стену в торговом центре, ползи за угол, за поворот. Прячься, как можешь. Используй двери — баррикадируй их тем, что найдешь: стульями, столами, досками.

Правило 4. Если стрелок движется в твою сторону — действуй по ситуации.  Всегда выбирай жизнь. Опытные сотрудники служб советуют: если спрятаться негде — притворись мертвым, не ори и не беги. Если убийца не добивает жертв — это шанс. Обычно убийцы так не делают.

Правило 5. Если ты решил бежать — не оглядывайся и петляй, так у убийцы меньше шансов в тебя попасть. Метко стреляют только профессионалы. Специалисты советуют: «три шага вперед, шаг влево, четыре — шага вправо» — это твой шанс выжить.

 Правило 6. Если рядом прогремел взрыв — выбирайся из здания в любом направлении. Телефон даже не доставай! Погибнуть из-за просмотров на YouTube — значит быть полным дураком. Ты же не дурак? Здание может обрушиться, может прогреметь второй врыв, так что беги как можно дальше.

 Правило 7. Очень важное правило. Если твой одноклассник или даже друг в социальных сетях, на своей страничке или в личных сообщениях пишет, что хочет поубивать учителей, предков и «урода Васю из 10 «Б»», взорвать школу — скажи об этом взрослым. Если ты узнал — не важно как: случайно, прочитал в чате, увидел в социальных сетях, — что кто-то делает взрывчатку или у кого-то появилось оружие — пиши в полицию. Им можно написать, если звонить ты стесняешься. Лучше полиция обработает тысячу звонков, где не будет ничего серьезного, чем не обработает один, и погибнут люди. Нет, ты не будешь трусом или стукачом, тебя не приведут за руку к обвиняемому и не опозорят перед классом. Это так не работает.

Правило 8. Предотвратить проблему всегда лучше, чем расхлебывать. Обращайся к взрослым. Если ты  прибежишь за помощью — они не будут ржать, а придут на помощь и будут ценой своей жизни спасать тебя и всех, кто рядом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Электрический духовой шкаф hansa boes68461 инструкция
  • Амоксиклав 875 125 инструкция по применению цена срок годности
  • Парацетамол инструкция по применению таблетки для детей 10 лет дозировка
  • Платифиллин гидротартрат инструкция по применению уколы внутримышечно от чего
  • Руководство 25 11а по сертификации систем электронной индикации самолетов транспортной категории