Центральным органом осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в рф является

1. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации Договора о Союзе, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации.

Организационная структура таможенных органов

Под
организационной
структурой
таможенного
органа следует пони­мать совокупность
составляющих его структурных подразделений,
поря­док их подчиненности, а также
формы распределения между ними функ­ций
и полномочий.

Центральным
органом, осуществляющим непосредственное
руковод­ство таможенным делом в РФ,
является федеральный орган исполни­тельной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела, — ФТС России.

Федеральная
таможенная служба в своей деятельности
руководству­ется Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ,
постановлениями
и распоряжениями Правительства РФ,
международными договорами
РФ, нормативными правовыми актами
Министерства эконо­мического развития
и торговли РФ, Министерства финансов
РФ и Цент­рального
банка РФ, а также соответствующим
Положением.

Федеральная
таможенная служба осуществляет свою
деятельность непосредственно,
через таможенные органы и представительства
ФТС России за рубежом во взаимодействии
с другими федеральными органа­ми
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
Центральным банком РФ, обще­ственными
объединениями и иными организациями.

Непосредственное
руководство со стороны ФТС России
заключается, в
частности, в том, что все составные части
таможенного дела постоян­но
находятся в центре внимания руководства
ФТС России, коллегии ФТС России,
Центрального аппарата управлений и
отделов, а также непосред­ственно
подчиненных ему нижестоящих таможенных
органов, функцио­нально
и организационно взаимосвязанных и
действующих под его руко­водством.

Одним
из направлений руководства, помимо
систематических органи­зационных
мероприятий, является нормативная
правовая деятельность, которая
весьма обширна и охватывает, по существу,
все элементы и участ­ки таможенного
дела. Часть своих задач и функций
Центральный аппарат ФТС
России решает самостоятельно, а часть
— через региональные та­моженные
управления, таможни, таможенные посты
и другие подведом­ственные
организации и учреждения.

Региональные
таможенные управления (РТУ) являются
промежуточ­ным
звеном между этим органом и таможнями.

РТУ
входят в единую систему таможенных
органов и осуществляют оперативное
руководство таможенным делом па
территории подведомст­венных
регионов.

Таможни
непосредственно реализуют основную
часть задач таможен­ного дела в зоне
своей ответственности и управляют
деятельностью под­ведомственных
таможенных постов.

Организационная
структура существенно сказывается на
реализации таможенным
органом своих функций, что определяется,
главным обра­зом,
степенью жесткости или устойчивости
структуры. Так, орган управ­ления с
большой степенью жесткости организационной
структуры спосо­бен
функционировать лишь в строго заданных
параметрах.

Таким
образом, в зависимости от того, насколько
ход управляемых процессов
поддается предсказанию, создаются
органы управления с узкоспециализированной
(жесткой) либо универсальной организационной
структурой. Вариация гибкости
организационной структуры позволяет
максимально эффективно осуществлять
те функции, для реализации ко­торых
предназначен орган управления.

Деятельность
по реализации функций управления
вызывает необходи­мость четкого
организационного построения системы,
создания органи­зационной структуры
таможенного органа, т. е. согласованности
состав­ляющих его элементов, налаживания
устойчивой связи между ними, чем
обеспечивается устойчивость
функционирования данного органа.

Структура
любого таможенного органа формируется
в результате со­знательной деятельности.
На ее становлении непосредственно
сказывает­ся влияние тех целей, которые
должностные лица рассчитывают достичь,
создавая структуру конкретного органа.
Каждая структурная единица (подразделение)
таможенного органа обеспечивает
выполнение запрог­раммированных
функций. Именно необходимость выполнения
опреде­ленных функций обусловливает
создание того или иного органа или его
структурного подразделения.

Таким
образом, в процессе проектирования
таможенного органа пу­тем сознательного
предвидения функций, для осуществления
которых он предназначается, формируется
его организационная структура.

В
ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся
организационными структурами таможенной
системы, в соответствии с осуществляемыми
ими функциями существуют три вида
структурных подразделений:

а)оперативные
(таможенного оформления и таможенного
контроля,
экономической работы и
правоохранительной деятельности и
др.);

б)функциональные
(кадровые, финансово-плановые, правовые,
информационного и документационного
обеспечения, хозяйственные,
материально-технического снабжения и
обеспечения и др.);

в)штабные
(организационно-инспекторские,
организационно-анали­тические и др.)

Следует
отметить, что общая классификация
структурных подразделе­ний позволяет
получить представление лишь о первичном
распределении функций среди структурных
подразделений таможенного органа.
Однако, как уже отмечалось, объективно
существующий процесс разделения тру­да
вызывает необходимость последующего
более детального и глубокого расчленения
основных, специфических и общих функций,
закрепления их за соответствующими
подразделениями.

Вместе
с тем необходимо обратить внимание на
следующие обстоя­тельства. Между
функциями и организационной структурой
существует

тесная
взаимосвязь и взаимообусловленность,
исходя из которых по об­щему правилу,
конкретная функция закрепляется за
структурным под­разделением таможенного
органа. Для успешного осуществления
этой функции данное подразделение
наделяется соответствующими правами
и несет ответственность за ее реализацию.
Однако, если некоторые функ­ции тесно
связаны между собой и близки по своему
содержанию, то вовсе не обязательно для
реализации каждой из них создавать
самостоятельное подразделение.

Решение
вопросов об организации структуры
таможенного органа долж­но опираться
на соблюдение таких важнейших требований
к структуре ор­гана управления, как
простота и экономичность. Очевидно, что
чрезмерно сложная организационная
структура затрудняет работу органов
управления, ведет к увеличению расходов
на его содержание. Поэтому новые
структур­ные подразделения в таможенных
органах создаются в тех случаях, когда
эффективность реализации ими какой-либо
функции заведомо будет более высокой
по сравнению с эффективностью осуществления
этой функции со­трудниками, работающими
в других подразделениях.

Это старая редакция документа

1. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

Полномочия таможни

Введение

Таможенное право регулирует те отношения с участием таможенных органов, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных на них функций. Таможенные отношения представляют собой поле реализации функций и осуществления полномочий таможенных органов

Являясь субъектом таможенного правоотношения, таможенные органы, обладающие государственно-властными полномочиями, занимают особое место в возникшем таможенно-правовом отношении, поскольку они представляют государство. В то же время другие субъекты такого правоотношения находятся в юридически неравном положении. Обладая правами проведения проверки документов, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра и т.д., таможенные органы инициируют возникновение правоотношений.

Участие в таможенном правоотношении как обязательной стороны таможенного органа не является обстоятельством, свидетельствующим о том, что такое правоотношение может возникнуть лишь по инициативе таможенного органа.

Целью контрольной работы является исследование полномочий таможни.

Задачи контрольной работы включают в себя:

1. раскрыть структурную организацию таможен;

2. проанализировать функции и полномочия таможен.

В контрольной работе были использованы нормы российского законодательства, исследования и учебная литература дают возможность решить поставленные перед ней задачи.

1. Структурная организация таможен

Таможенные органы РФ — это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.

Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.

Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов[1].

В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст. 401 ТК).

В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время им является Федеральная таможенная служба (ФТС));

2) региональные таможенные управления (РТУ);

3) таможни;

4) таможенные посты.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — Федеральная таможенная служба России. В его ведении находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Центральное таможенное управление: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Одинцовская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Зеленоградская, Ногинская, Щелковская, Подольская, Центральная акцизная, Московская восточная, Московская южная, Московская западная, Московская северная.

Таможен: 26 + 1 оперативная + 1 тыловая.

Итого: таможен 28, субъектов РФ: 18.

Северо-западное таможенное управление: Архангельская, Вологодская, Пулковская, Северо-западная акцизная, Санкт-Петербургская, Балтийская, Кингисеппская, Выборгская, Мурманская, Новгородская, Великолукская, Себежская, Псковская, Сортавальская, Петрозаводская, Костомукшская, Сыктывкарская, Багратионовская, Неманская, Калининградская.

Таможен: 20 + 2 оперативные + 1 тыловая + 1 кинологический центр.

Итого: таможен 24, субъектов РФ: 11.

Южное таможенное управление: Дагестанская, Астраханская, Волгоградская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Новороссийская, Сочинская, Краснодарская, Туапсинская, Адыгейская, Ингушская, Калмыцкая, Северо-Осетинская, Миллеровская, Таганрогская, Ростовская, Ставропольская, Минераловодская, Чеченская.

Таможен: 19 + 1 оперативная.

Итого: таможен 20, субъектов РФ: 13.

Сибирское таможенное управление: Иркутская, Братская, Волгоградская, Красноярская, Бурятская, Наушкинская, Тывинская, Хакасская, Читинская, Забайкальская, Кемеровская, Алтайская, Новосибирская, Толмачевская, Омская, Горно-Алтайская, Томская.

Таможен: 16 + 2 оперативные + 1 тыловая.

Итого: таможен 19, субъектов РФ: 16.

Приволжское таможенное управление: Самарская, Тольяттинская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Марийская, Мордовская, Саратовская, Ульяновская, Чувашская, Калмыцкая, Татарстанская, Башкортостанская, Оренбургская, Орская, Пермская, Удмуртская.

Таможен: 16 + 1 оперативная.

Итого: таможен 17, субъектов РФ: 15.

Дальневосточное таможенное управление: Благовещенская, Биробиджанская, Камчатская, Магаданская, Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Гродековская, Хасанская, Якутская, Сахалинская, Хабаровская, Амурская, Ванинская, Чукотская.

Таможен: 15 + 1 оперативная.

Итого: таможен 16, субъектов РФ: 10.

Уральское таможенное управление: Екатеринбургская, Кольцовская, Нижнетагильская, Курганская, Тюменская, Ханты-мансийская, Ямало-Ненецкая, Челябинская, Магнитогорская.

Таможен: 9 + 1 оперативная.

Итого: таможен 10, субъектов РФ: 6.

ГТК России: Домодедовская, Внуковская, Шереметьевская, Центральная энергетическая, Центральная (Кинологический центр ГТК России).

Таможен: 5 + 1 базовая.

Итого: таможен 6[2].

Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни определяется ГТК России. Пределы подведомственного таможне региона могут не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации.

Управление вправе изменять подведомственный регион непосредственно подчиненной таможни в порядке, определяемом ГТК России. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен осуществляет ГТК России. Если же таможни непосредственно подчинены Управлению, то их создание, реорганизация и ликвидация осуществляются по представлению с учетом мнения Управления. В непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты Российской Федерации, за исключением таможенных постов, непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам.

Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России, а таможня, непосредственно подчиненная Управлению, также и правовыми актами Управления. Таможня решает возложенные на нее задачи через подчиненные ей таможенные посты во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и гражданами.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы, текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях. Финансируется таможня за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. Кроме всего перечисленного таможня является правоохранительным органом Российской Федерации, а также обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью[3].

Специальными нормативными актами ГТК России может определять специфические особенности деятельности отдельных таможен.

2. Функции и полномочия таможен

Основными задачами таможни, в соответствии, с которыми она осуществляет свою деятельность, являются:

1. Непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона. Осуществление мер по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона.

2. Реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу.

Обеспечение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе защиты экономических интересов Российской Федерации.

Применение в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности.

3. Обеспечение соблюдения в подведомственном регионе законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и других законодательных и иных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ГТК России.

4. Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля.

5. Применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации. Взимание таможенных платежей.

6. Осуществление в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации и своих полномочий валютного контроля.

7. Участие в ведении таможенной статистики.

8. Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.

9. Руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных постов.

10. Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц.

11. Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности и деятельности нижестоящих таможенных постов[4].

Функции таможни

Таможня РФ в соответствии с возложенными на неё задачами выполняет многообразные функции. В общем, положении перечислено 65 её основных функций. Перечислим те из них, которые отражают специфику деятельности таможни РФ.

По вопросам реализации таможенной политики;

По вопросам таможенного контроля;

По вопросам таможенных платежей;

По вопросам борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела;

По вопросам содействия развитию внешнеэкономической деятельности;

По вопросам развития материально-технической и социальной базы своей деятельности;

По вопросам работы с кадрами.

Таможня в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет множество функций. Их можно подразделить на наружные (внешние) и внутренние.

Внутренних функций у таможни меньше, чем внешних, перечислим несколько из них. Итак, к внутренним функциям таможни относятся:

работа по подбору, расстановке и воспитанию кадров таможни и нижестоящих таможенных постов;

формирование резервов кадров для выдвижения на руководящие должности и их обучение.

Представление в вышестоящий таможенный орган кандидатуры сотрудников к назначению на должность и освобождению от должности руководящих работников. Согласование назначения на должность и освобождения от должности сотрудников нижестоящих таможенных постов в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами ГТК России.

Аттестация сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов на соответствие занимаемой должности, при представлении сотрудников к назначению на должности руководящих работников, при представлении сотрудников к присвоению специальных званий.

Представление в вышестоящий таможенный орган материалов к награждению сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов государственными наградами Российской Федерации, присвоению почетных званий Российской Федерации.

Присяга сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов. Обеспечение первичной профессиональной, боевой и физической подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов[5].

Создание необходимых условий труда для работников таможни и нижестоящих таможенных постов, а также обеспечение правовой и социальной защищенности указанных работников; участие в разработке и реализации программ и планов развития социальной базы таможенных органов.

Осуществление мероприятий по охране труда, соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности. Поддержка приверженности сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов здоровому образу жизни.

Организация и обеспечение контроля за применением должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов специальных средств и огнестрельного оружия.

Перечень внешних функций более широк. В первую очередь нужно отметить, что таможня претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации. Подготавливает предложения о совершенствовании механизмов реализации таможенной политики Российской Федерации, в том числе с учетом особенностей подведомственного региона. Выявляет наличие в подведомственном регионе проблем в обеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономической безопасности Российской Федерации и участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем. Участвует в разработке и реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона[6].

Таможня применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящими таможенными постами средств таможенного регулирования экономической деятельности; обобщает и анализирует практику применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании. Принимает меры, направленные на создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации. Обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации.

В части, касающейся компетенции таможенных органов Российской Федерации, применяет меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая лицензирование и другие нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; координирует и контролирует применение таких мер нижестоящими таможенными постами. Осуществляет в подведомственном регионе контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; обобщает и анализирует складывающуюся практику.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и нормативными актами ГТК России, таможня выдает лицензии, в том числе на осуществление деятельности в области таможенного дела, аннулирует или отзывает такие лицензии либо приостанавливает их действие, отзывает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению; осуществляет в пределах своей компетенции меры по ведению реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и нормативными актами ГТК России[7].

К внешним функциям относится также таможенное оформление товаров и транспортных средств и таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; организация и контроль над производством таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами; подготовка предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля.

Таможня реализует в пределах своей компетенции меры, направленные на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о грузовых и пассажирских потоках в части, имеющей отношение к таможенному делу, а также контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами Российской Федерации.

Таможня контролирует деятельность в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Выполняет сбор, обобщение и анализ сведений о деятельности этих лиц в части, имеющей отношение к таможенному делу. Контролирует создание и функционирование в подведомственном регионе предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле складов и иных объектов, контроль за функционированием которых возложен на таможенные органы.

Осуществляет в пределах своих полномочий и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по осуществлению валютного контроля. Выполняет функции агента валютного контроля[8].

Взаимодействует с банками и иными агентами валютного контроля. Осуществляет экспортный контроль, в частности, контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (культурных ценностей).

Важной функцией таможни является борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. В соответствии с законодательством Российской Федерации таможня осуществляет дознание по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, а также оперативно-розыскную деятельность.

Обеспечивает выполнение нижестоящими таможенными постами в пределах их компетенции функций органов дознания. Передает материалы по делам о преступлениях органам предварительного следствия либо прокурору.

Таможня осуществляет в подведомственном регионе борьбу с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации; организует и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по борьбе с такими нарушениями. Ведет производство по делам о нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение.

Осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации[9].

Взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации, находящимися в подведомственном регионе, по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

Таможня участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров; вносит предложения в вышестоящий таможенный орган о совершенствовании такой системы.

Осуществляет сбор и обработку первичных данных для формирования таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; представляет такие данные вышестоящему таможенному органу и обеспечивает их достоверность. Рассматривает поступающие из органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов, находящихся в подведомственном регионе, нерегламентированные запросы по различным аспектам внешней торговли; в порядке, определяемом ГТК России, подготавливает ответы на такие запросы[10].

Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о состоянии внутреннего рынка на территории подведомственного региона. Таможня защищает права, имущественные и иные свои интересы в судах, арбитражных судах и других организациях при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений; обеспечивает участие в судопроизводстве своих сотрудников в качестве представителей таможни и нижестоящих таможенных постов.

Рассматривает жалобы на решения, действия или бездействие должностных лиц таможни, нижестоящих таможенных постов и их должностных лиц, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб; выявляет причины и условия, способствующие нарушению прав, свобод и законных интересов организаций и граждан, и принимает меры по устранению таких причин и условий.

Рассматривает обращения организаций и граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан нижестоящими таможенными постами.

Что касается обеспечения информацией заинтересованных лиц, то таможня осуществляет в порядке, определяемом ГТК России:

информирование и консультирование по таможенным вопросам;

контролирует состояние этой работы на нижестоящих таможенных постах;

организует и проводит обучение специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, расположенных в подведомственном регионе[11].

В пределах своей компетенции таможня начисляет таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи. Осуществляет проверку правильности исчисления лицами таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также выполняет следующие функции:

взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

контролирует фактическую уплату лицами таможенных платежей;

взыскивает неуплаченные таможенные платежи, в том числе в бесспорном порядке;

принимает решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных таможенных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле, нормативными и иными правовыми актами ГТК России;

применяет механизм обеспечения уплаты таможенных платежей.

обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей;

обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет;

обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное перечисление денежных средств, формирующих Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о таможенных платежах, представляет эти сведения вышестоящему таможенному органу;

осуществляет контроль за состоянием этой работы на нижестоящих таможенных постах[12].

Таможня организует, обеспечивает, координирует и контролирует проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов:

проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля;

учета товаров и транспортных средств;

устного опроса физических и должностных лиц;

проверки системы учета и отчетности;

осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации;

таможенного контроля в других формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле либо не противоречащих законодательству Российской Федерации.

контроля за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей.

Таможня открывает текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях, перечень которых определяется ГТК России. Заключает договоры с банками и иными кредитными организациями о ведении счетов таможни на основе типовых договоров, утверждаемых ГТК России.

Осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о финансовой и иной деятельности банков и иных кредитных организаций, в которых открыты или могут быть открыты счета таможенных органов;

1. представляет указанную информацию вышестоящему таможенному органу;

2. осуществляет планирование расходов на содержание и развитие таможни нижестоящих таможенных постов; представляет на утверждение в вышестоящий таможенный орган смету расходов по укрупненным статьям на содержание и развитие таможни и нижестоящих таможенных постов, обеспечивает правильное исполнение такой сметы и достоверную отчетность по ней[13].

На основе утвержденной вышестоящим таможенным органом сметы расходов по укрупненным статьям утверждает смету расходов на содержание и развитие таможни, а также утверждает сметы расходов на содержание и развитие нижестоящих таможенных постов.

Осуществляет в пределах выделенных ассигнований и закрепленной доли поступлений в Фонд развития таможенной системы Российской Федерации финансирование деятельности таможни и нижестоящих таможенных постов, обеспечивает рациональное и целевое расходование выделенных и закрепленных денежных средств.

Осуществляет бухгалтерский учет и отчетность, представляет в вышестоящий таможенный орган бухгалтерский отчет и баланс таможни и нижестоящих таможенных постов.

Обеспечивает соблюдение планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины.

Осуществляет контроль за соблюдением нижестоящими таможенными постами планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины, исполнением смет расходов, состоянием и достоверностью финансовой и бухгалтерской отчетности.

Обеспечивает учет и полноту поступления денежных средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность[14].

Для реализации возложенных функций таможня обладает правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами ГТК России, включая права:

1.Издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты. Указанные правовые акты по таможенному делу, изданные таможней в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими таможенными постами, государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.

2. Требовать и безвозмездно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на таможню задач и функций.

3. Взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами. Привлекать для оказания содействия таможенным органам специалистов других правоохранительных, контролирующих органов, организаций, а также экспертов.

4. Давать разрешение на помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах. Использовать при этом все либо только достаточные формы таможенного контроля.

5. Принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств. Давать разрешение либо отказывать в разрешении на оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузку и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадку пассажиров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации.

6. Требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства, декларантов, владельцев складов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, производства грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами, необходимых для производства таможенного оформления, проведения таможенного контроля и осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.

В таможенных целях брать пробы и образцы товаров, проводить их исследование (экспертизу); разрешать лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, и другим органам государственного контроля брать пробы и образцы[15].

8. Требовать от декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, оказания содействия в производстве таможенного оформления, проведении таможенного контроля и осуществлении иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.

9. Идентифицировать: товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем; транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю; места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы .

10. Осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств, в том числе в местах нахождения любого лица, прямо или косвенно имеющего отношение к внешнеэкономическим и последующим экономическим операциям с выпущенными товарами и транспортными средствами или владеющего необходимыми документами.

11. Проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей.

12. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле доступ должностных лиц таможенных органов на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

13. Контролировать в пределах своей компетенции экономическую деятельность участников внешнеэкономической деятельности.

14. Назначать и проводить в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

15. Принимать в пределах своей компетенции решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

16. Взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке.

17. Получать в необходимых случаях от банков и иных кредитных организаций сведения и справки по операциям и счетам лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

18. Привлекать лиц к ответственности за нарушение таможенных правил. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации возбуждать уголовные дела при наличии признаков контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, прекращать уголовные дела либо приостанавливать производство по ним.

19. Изымать в соответствии с законодательством о таможенном деле товары, транспортные средства и иные предметы.

20. Обращать в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в федеральную собственность товары, транспортные средства и иные предметы.

21. Самостоятельно учреждать в случаях и порядке, определяемых ГТК России, склады временного хранения, владельцем которого является таможня или нижестоящий таможенный пост.

22. Отменять или изменять в порядке контроля решения нижестоящих таможенных постов, а также принимать в отношении неправомерных действий или в отношении бездействия этих органов и их должностных лиц меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

23. Рассматривать и принимать решения по жалобам и обращениям организаций и граждан, а также протестам прокуроров, в части соблюдения должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов законодательства России. Давать указания нижестоящим таможенным постам об устранении нарушений законодательства о таможенном деле.

24. Проверять деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, нижестоящих таможенных постов; получать от руководителей нижестоящих таможенных постов письменные объяснения и справки; опечатывать кассы, склады и иные помещения, а также изымать необходимые документы.

25. Принимать в порядке, определяемом ГТК России, решения о списании с баланса таможни основных средств и других материальных ценностей.

26. Быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде.

27. Сохранять в своем распоряжении денежные средства, образовавшиеся в результате из рачительного и экономного расходования, и использовать такие средства в порядке, установленном для закрепленных денежных средств[16].

Заключение

Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни определяется ГТК России. Пределы подведомственного таможне региона могут не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации.

Управление вправе изменять подведомственный регион непосредственно подчиненной таможни в порядке, определяемом ГТК России. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен осуществляет ГТК России. Если же таможни непосредственно подчинены Управлению, то их создание, реорганизация и ликвидация осуществляются по представлению с учетом мнения Управления. В непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты Российской Федерации, за исключением таможенных постов, непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам.

Таможня является юридическим лицом. Финансируется таможня за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. Кроме всего перечисленного таможня является правоохранительным органом Российской Федерации, а также обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.

Специальными нормативными актами ГТК России может определять специфические особенности деятельности отдельных таможен.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов.

Список литературы

1. Российская Федерация. Таможенный Кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 28.05.2003 № 61-ФЗ] // Собрание законодательства РФ, –2003, – № 22. – ст. 2066

2. Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с.

3. Жигалина, О.С. Некоторые проблемы правоприменительной деятельности таможенных органов [Текст] / О.С. Жигалина // Налоги (газета), – 2006. – № 8

4. Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с.

5. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с.

6. Корняков, К.А. Новый этап развития таможенного дела в России [Текст] / К.А. Корняков // Законодательство и экономика, – 2003. – № 11

7. Орлов, И.В. Таможенное право Российской Федерации: Курс лекций. [Текст]: И.В. Орлов – М: БЕК, 2009 – 729с.

8. Сизов, А.В. Новый Таможенный кодекс как компромисс публичных и частных интересов в области таможенного дела. Практические аспекты. [Текст] / А.В. Сизов // Право и экономика, – 2003. – № 12

 [1] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 144

[2] Орлов, И.В. Таможенное право Российской Федерации: Курс лекций. [Текст]: И.В. Орлов – М: БЕК, 2009 – 729с., с. 102

[3] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 134

[4] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 121

[5] Орлов, И.В. Таможенное право Российской Федерации: Курс лекций. [Текст]: И.В. Орлов – М: БЕК, 2009 – 729с., с. 232

[6] Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с., с. 124

[7] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 145

[8] Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с., с. 156

[9] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 103

[10] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 156

[11] Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с., с. 135

[12] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 192

[13] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 104

[14] Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с., с. 183

[15] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 101

[16] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 112

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru/

Дата добавления: 29.07.2014

ТЕМА 6. Организационные структуры управления в системе таможенных органов

6.1. Понятие организационной структуры управления

Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, так как управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации. Распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

Под организационной структурой управления понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — ФТС России. В его ведении находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Непосредственное руководство заключается, в частности, в том, что все составные части таможенного дела постоянно находятся в центре внимания руководства этого органа, его коллегии, управлений и отделов, а также непосредственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функционально и организационно глубоко связанных и действующих под его руководством. Од-ним из направлений такого непосредственного руководства, помимо систематических организационных мероприятий, является нормативно-правовая деятельность, которая является весьма обширной и охватывает, по существу, все элементы и участки таможенного дела. Часть своих задач и функций ФТС России решает непосредственно, а часть — через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и другие подведомственные организации и учреждения.

В соответствии с Таможенным Кодексом таможенного союза и Положением о ФТС[1] на нее возложены многие функции и задачи, которые можно сгруппировать в четыре взаимосвязанных блока:

· экономический;

· правоохранительный;

· информационно-аналитический;

Рекомендуемые материалы

· социальной защиты должностных лиц.

6.2. Основные элементы организационных структур

В организационных структурах управления выделяются следующие элементы:

· звенья управления;

· уровни управления;

· взаимоотношения между ними.

К звеньям управления в системе таможенных органов относятся:

· ФТС России, управления и самостоятельные отделы ФТС России;

· РТУ, отделы РТУ;

· таможни, отделы таможни;

· таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции.

Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях управления.

Под уровнем управления  понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней:

· ФТС России;

· РТУ;

· таможни;

· таможенные посты.

При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений:

1. ФТС России — РТУ;

2. РТУ — таможня;

3. Начальник таможни — отделы таможни;

4. отдел таможни — отдел таможни;

5. таможня   — таможенный пост;

6. таможенный пост — таможенный пост;

7. таможня   — таможня;

8. ФТС России – таможня;

В центре таких взаимоотношений – таможня с ее начальником, отделами и таможенными постами. Это не случайно, так как здесь решаются основные вопросы таможенной деятельности.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.

6.3. Виды управленческих отношений

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

вертикальные управленческие отношения  (ФТС России — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост; ФТС России – таможня);

горизонтальные управленческие отношения  (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня   — таможня);

диагональные управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения, таможня – взаимодействующее РТУ другого региона, отдел ФТС – взаимодействующее Управление ФТС РФ);

Вертикальные отношения предполагают, прежде всего, взаимоотношения между руководителем и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.

Вертикальные отношения в системе таможенных органов существуют не только между линейными звеньями организационной структуры, но и между функциональными звеньями, связанными отношениями субординации. Такие отношения появляются тогда, когда управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их профессиональной деятельностью (финансовой, правоохранительной, кадровой и др.), находятся в функциональном подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого звена.

Например, начальник отдела кадров находится в подчинении  (вертикальные линейные взаимоотношения) у заместителя начальника таможни по работе с личным составом, у начальника таможни и у других вышестоящих линейных руководителей.

Управленческое воздействие со стороны этих линейных руководителей на начальника отдела кадров таможни является выражением линейной субординации, их решения для него носят обязательный характер. В функциональном подчинении (вертикальные функциональные отношения) начальник отдела кадров таможни находится у начальника отдела кадров РТУ, а также у начальника Управления кадров и учебных заведений ФТС России. Здесь уже управленческое воздействие больше носит рекомендательный характер. Одновременно с этим тот же начальник отдела кадров таможни является линейным руководителем по отношению к сотрудникам своего отдела.

Таким образом, приведенный выше пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя. Должностные обязанности советников (помощников) при этом состоят в разработке рекомендаций и советов.

Но вместе с тем им предоставляются порой определенные права и полномочия. Например, советнику (консультанту) линейного руководителя может быть разрешено вступать в отношения с начальниками отделов того же подразделения от имени и по поручению линейного руководителя, выражая волю и желание последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает линейный руководитель. Не располагая лично этими полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным оперативно – служебным вопросам. Поэтому к его мнению начальники отделов могут отнестись как к возможному мнению начальника управления.

Это хороший метод обучения и подготовки из помощников будущих руководителей, способ экономии рабочего времени высшего звена руководителей, освобождение их от рутинной, чисто административной работы.

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий:

1. Коллегиальные – отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника.

2. Параллельные – отношения между сотрудниками  разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни — отдел таможни, таможенный пост — таможенный пост; таможня  — таможня).

Диагональные отношения – это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.д.

6.4. Виды организационных структур управления

1. Если в организации (службе, системе органов и т.п.) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной.

2. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то   организационная структура управления в такой организации  называется  линейно – функциональной или просто функциональной. В последнем случае подразумевается, что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления при этом присутствуют естественным образом.

3. При создании в рамках линейной структуры управления института помощников и советников, которые готовят соответствующие рекомендации руководителю, организационная структура управления получает название линейно — штабной.

Линейная  и функциональная организационные структуры управления наиболее характерны для вертикальных управленческих взаимоотношений.

4. Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений чаще всего приводит к так называемым программно- целевым (матричным) организационным структурам управления.

В данных структурах вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиции иерархии подчинения, а с точки зрения достижения той цели, которая предусмотрена программой.

В качестве примера стихийного программно – целевого образования можно назвать оперативную группу, создаваемую в таможенном органе для выявления контрабанды или предупреждения других нарушений таможенной границы.

5. Сочетание рассмотренных структур управления порождает так называемую смешанную организационную структуру управления, характерную для единой системы таможенных органов Российской Федерации.

6.5. Преимущества и недостатки организационных структур управления

1. В числе преимуществ линейной организации выделяют:

·  ярко выраженную систему вертикальных связей;

·  ответственность;

·  установленные обязательства;

·  четкое распределение обязанностей и полномочий;

·  оперативный процесс принятия решений;

·  простоту в понимании и использовании указаний;

·  возможность поддерживать необходимую дисциплину.

Этот тип  управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.

К недостаткам линейного построения организационной структуры управления относятся:

· негибкость;

· жесткость;

· неприспособленность к дальнейшему росту организации;

· тенденциозность и волокита при рассмотрении вопросов;

· повышенная зависимость результатов работы от личных т деловых качеств руководителя.

2. Преимущества линейно-штабной организационной структуры управления в том, что при ее использовании достигается:

· более глубокая подготовка решений и планов;

· освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем;

· возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатками линейно-штабной организационной структуры управления являются:

· недостаточно четкая ответственность штаба;

· появление тенденций к чрезмерной централизации.

Создание линейно – штабных структур есть первый шаг к функциональной специализации в управлении.

Функциональная организационная структура управления требует создания подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления.

Функциональная специализация аппарата управления, а именно ей в последнее время начинают уделять все большее внимание в таможенных органах, повышает эффективность его деятельности. Вместо универсальных руководителей, которые должны разбираться в особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетентность в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности. Так появляются функциональные службы, к которым в таможенных органах можно отнести кадровую службу (Управление кадров и учебных заведений ФТС РФ, отделы кадров и отделы подготовки кадров таможенных органов), финансовые службы, службы по борьбе с таможенными правонарушениями, службы материально- технического снабжения и др.

В этих условиях особое значение приобретает функция управления деятельностью руководителей служб,  т.е. организация межфункциональной координации управленческой деятельности.

3. К преимуществам функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она:

· освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов;

· создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов;

· уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

К общим недостаткам такой структуры управления относятся:

· усложнение взаимосвязей;

· ухудшение координации;

· проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.

4. Программно-целевая организационная структура управления позволяет руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить всех исполнителей независимо от того, в каком подразделении они выполняют основную работу. По окончании работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений.

Создание программно-целевой структуры в таможенных органах считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки необходимо создать оперативные группы для освоения новых технологий служебной деятельности, внедрения различных усовершенствований быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий.

Преимущества  программно — целевой структуры управления:

· лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности;

· более эффективное текущее управление;

· более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей;

· развитие у работников навыков принятия решения;

· профессиональной и управленческой деятельности;

· улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности;

· возможность принятия эффективных методов планирования и управления.

Недостатками программно — целевой структуры управления являются:

· необходимость постоянного контроля за соотношением сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений;

· затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнения функций по решению целевой задачи;

· возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп;

· необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретения ими навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп;

· возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп.

5. Смешанные организационные структуры управления не лишены положительных сторон и недостатков всех названных выше структур.

6.6. Требования к структурам управления

Анализ сложившихся в системе таможенных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования и ним.

1. Простота и экономичность. Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо служебной функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях. Так, создание в таможнях отделов по борьбе с контрабандой наркотиков призвано повысить эффективность деятельности таможен в этом плане по сравнению с тем периодом, когда она осуществлялась сотрудниками различных служб и подразделений.

Осуществляемые контроль и стимулирование работы сотрудников должны требовать минимальных усилий и экономических затрат.

Организационная структура управления должна способствовать самоконтролю и наличию у работников внутренней мотивации, то есть минимальное количество сотрудников должно тратить время на организационно-управленческие вопросы.

Если в любой организации часть усилий управленцев и рядовых работников так или иначе приходится направлять «вовнутрь», то эти затраты должны быть как можно меньше. Организация, которая работает только на саму себя, так же невозможна, как невозможен вечный двигатель.

Что же способствует формированию экономичности организации? Прежде всего необходимо, чтобы организационная структура развивалась и оформлялась не сама по себе, а в процессе развития деятельности. Организационную структуру можно уподобить приводному ремню, превращающему деятельность в результат.-

2. Ясность. Каждое подразделение таможенного органа, каждый сотрудник должен четко знать, где он находится, куда ему обращаться за информацией, а также кто принимает управленческие решения. Ясность структуры нельзя путать с простотой. Наоборот, сложные структуры могут быть ясными.

Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, вынуждает сотрудников впустую расходовать время, раздражает их, задерживает принятие решения.

3. Определенность.  Организационная структура должна помогать каждому сотруднику понимать свою собственную задачу. Для этого она должна обеспечивать минимальную потерю информации на пути от вышестоящих уровней управления до нижестоящих.

4. Управляемость. Организационная структура должна облегчать процесс принятия решения. В плохой организационной структуре решения принимаются «сверху-вниз», а в хорошей — «снизу-вверх».

5. Устойчивость. Оргструктура одновременно должна быть стабильной. То есть она должна «работать», какие бы бури ни бушевали вокруг. Каждый работник нуждается в наличии опре-деленного круга общения, где он занимает определенное место. Человек не может работать, постоянно чувствуя себя как на вокзале. Организация должна обладать устойчивостью во вре-мени и способностью к самообновлению и саморазвитиюю. Этого можно достичь прежде всего за счет профессионального и лич-ностного развития специалистов, новых лидеров.

6. Гибкость. Понятие гибкости появилось лишь в послед-нее время и характерно для открытых социальных систем.

Организационная структура управления, даже самая боль-шая и сложная, не должна быть «застывшей», раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность органи-зации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внеш-них условий и приспосабливаться к ним. Это не означает, что любое незначительное изменение должно прив-одить к пересмотру всей структуры. В этом далеко не всегда есть необходимость, например, в промышленной фирме, выпускающей  хлебобулочные изделия. Ряд фирм вообще могут не иметь четко определенной неизменной структуры. Такие фирмы работают по принципу ВТК (временных творческих коллективов).

7. Производным от устойчивости и гибкости является такой показатель организационных структур управления, как гомеостатичность, то есть способность системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия. Чем меньше в структуре возникает отклонений из-за различного рада «разовых» возмущений, тем эта структура устойчивее. В то же время структура должна учитывать динамические условия своего развития и совершенствоваться «по большому счету», то есть видоизменяться при существенных, неслучайных, больших, многократных и однотипных разовых возмущениях.

8. Чем сложнее структура, чем больше ветвей в ней, тем большую роль в управлении начинают играть следующие факторы:

· передача полномочий. Начальник таможни, например, отвечает за деятельность всего таможенного органа. Однако он вынужден передавать часть функций заместителям начальника таможни, начальникам отделов таможни и начальникам таможенных постов. Те, в свою очередь, перепоручают решение частных задач группам подчиненных или конкретным специалистам таможенного дела, которые отвечают перед ними за выполнение этих задач;

· координация. Чем больше специалистов участвует в выполнении поставленной задачи, тем более согласованными должны быть их усилия. Здесь и передача информации с одного уровня на другой, и обмен информацией по горизонтали;

· компетентность. Круг ответственности каждого сотрудника таможенного органа должен быть строго определен. Компетентность руководителя проявляется в том, как он может организовывать работу своего подразделения или таможенного органа в целом. Руководитель должен быть уверен в компетентности своих сотрудников;

· централизация. Чем больше функций и непосредственно подчиненных специалистов находятся «в руках» начальника таможенного органа (подразделения), тем больше степень централизации его управленческой деятельности. Каждый руководитель совместно с нижестоящими звеньями структуры управления должен определить для себя, какой объем полномочий остается за ним, а какой передается нижестоящим звеньям.

Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых звеньев структур управления, где официальная структура — это только «часть айсберга», которая видна; 9/10 этого «айсберга» составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, «находятся под водой» и являются неофициальной структурой организации.

Поэтому руководители любого уровня должны уметь «строить» двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и т.п.).

Иными словами, задача руководителя сводится не только к тому, чтобы «усадить в одну лодку» сотрудников, но и создать необходимые условия для того, чтобы они могли чувствовать себя членами данного коллектива. Решение этой задачи во многом зависит от взглядов руководителя на управленческий процесс, от развития у него, так называемого управленческого мышления, умения строить отношения с подчиненными, а также решения других управленческих вопросов.

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой организационные структуры управления?

Обратите внимание на лекцию «10 Работа Гриффитса — Явление разрушения и течения твердого тела».

2. Что является основными элементами структуры управления?

3.  Что относится к звеньям и уровням управления в таможенных органах?

4.  Каковы преимущества и недостатки этих структур управления?

5. Виды взаимоотношений, складывающиеся  между звеньями и уровнями управления в таможенных органах.

6. Какие требования предъявляются к  организационным структурам управления?


[1]              Утверждено постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Jbl live 500bt инструкция на русском
  • Руководства для разведчиков
  • Лоперамид инструкция по применению детям 10 лет таблетки при поносе
  • Стиральная машина горенье инструкция на русском
  • Жидкий магний в ампулах инструкция по применению взрослым