3. Общение с руководством экономического субъекта
до начала аудита и на различных стадиях его проведения
3.1. Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
3.2. При направлении запросов и использовании разъяснений экономического субъекта аудиторская организация должна руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».
3.3. При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.
3.4. Все существенные вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные от него разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.
3.5. Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.
3.6. На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. Аудиторской организации рекомендуется разработать с учетом требований законодательства типовые договоры на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг, которые должны применяться на постоянной основе.
3.7. Подписанию договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг может предшествовать подготовка письма — обязательства. Письмо — обязательство направляется руководству экономического субъекта до заключения договора на оказание аудиторских услуг во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. При подготовке письма — обязательства аудиторская организация должна руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письмо — обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».
3.8. Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
а) вопросы планирования аудита;
б) вопросы получения аудиторских доказательств;
в) вопросы оценки аудиторского риска и уровня существенности;
г) вопросы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
д) вопросы использования работы экспертов;
е) организационные вопросы, связанные с проведением аудита;
ж) другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.
3.9. Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
а) проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;
б) вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;
в) поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией, вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;
г) нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;
д) выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта (нарушение допущения непрерывности деятельности);
е) существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения;
ж) другие вопросы, связанные с завершением аудита.
3.10. Существенные вопросы, связанные с завершением аудита, должны быть обсуждены с руководством экономического субъекта, а результаты обсуждения — отражены в рабочей документации проверки. В частности, аудиторская организация может организовать и провести совещание с руководством экономического субъекта, посвященное существенным вопросам, связанным с окончанием аудита.
Общение во
время аудита проводится с целью
оптимизации аудиторских процедур и в
целом аудита.
Целью общения
с руководством экономического субъекта
до начала аудита является оценка
возможности проведения аудита и
заключения договора на оказание
аудиторских услуг. Данное общение
осуществляется до начала аудита на
стадии предварительного планирования
путем переговоров.
Целью общения
с руководством экономического субъекта
во время аудита является оптимизация
аудиторских процедур и обеспечение
достижения целей аудита с максимально
возможной эффективностью. Во время
аудита с руководством экономического
субъекта обсуждаются следующие вопросы:
-
Планирование
аудита -
Получение
аудиторских доказательств -
Оценка
аудиторского риска и существенности -
Изучение и
оценка систем БУ и внутреннего контроля -
Использование
работы экспертов -
Организационные
вопросы, связанные с проведением аудита -
И другое
Целью общения
с руководством экономического субъекта
на заключительной стадии аудита является
обсуждение выявленных в ходе аудита
проблем, нарушений, ошибок и согласование
предлагаемых аудитором поправок в БФО.
На заключительной стадии аудита с
руководством экономического субъекта
могут обсуждаться:
-
Вопросы
ведения БУ и составления отчетности,
по которым у экономического субъекта
и аудиторской организации возникли
разногласия -
Поправки в
БФО, предложенные аудитором вне
зависимости от того, будут ли они
произведены в отчетности -
Выявленные
в ходе аудита особенности внешней и
внутренней среды, существенно влияющие
или способные повлиять на непрерывность
деятельности экономического субъекта -
Существенные
события, произошедшие после даты
подписания и передачи АЗ
Вопрос 3 «Взаимодействие внешних и внутренних аудиторов»
Если на
предприятии клиента организован отдел
внутреннего аудита, то внешний аудитор
должен решить, может ли он полагаться
на результаты его работы. С одной стороны,
это позволит сократить объем проверки,
но, с другой стороны, ответственность
за результаты проверки несут внешние
аудиторы. В этом случае необходимо
определить:
-
Насколько
независим отдел внутреннего аудита -
Насколько
квалифицирован его штат (образование,
опыт работы, повышение квалификации,
понимание стоящих пред ним задач,
проблем) -
Какого рода
проверки они выполняют; как можно
оценить результаты этих проверок;
наличие соответствующих положений по
внутреннему аудиту, рабочие планы,
программы; принимаются ли во внимание
руководством рекомендации отдела
внутреннего аудита
Систему
внутреннего аудита необходимо рассмотреть
по следующим позициям:
-
Численность,
квалификации я и опыт работы специалистов
отдела внутреннего аудита -
Степень
независимости аудитора, что определяется
статусом и подчиненностью внутреннего
аудита, в структуре экономического
субъекта, его обязанности, возможность
доступа к высшему руководству
экономического субъекта, самостоятельность
принятия решений, возможности общения
с внешним аудитором -
Масштаб и
цели внутреннего аудита -
Методическая
основа деятельности внутреннего аудита -
Адекватность
предоставленных внутреннему аудитору
средств контроля -
Проверка
наиболее рискованных областей -
Периодический
контроль работы отдела внутреннего
аудита со стороны руководство и
топ-менеджеров -
Соответствие
программ и объема работ внутреннего
аудита целям внешнего -
Качество
внутренних аудиторских отчетов -
И другое
Для ознакомления
с системой внутреннего аудита необходимо
получить документально подтверждение
о создании и функционировании системы
внутреннего аудита: приказ о создании
системы внутреннего аудита; подтверждение
о наличии должности внутреннего аудитора
(или отдела внутреннего аудита) в штатном
расписании предприятия; реальное
подтверждение деятельности внутреннего
аудита: утвержденные программы, планы,
протоколы заседания, аналитические
отчеты внутреннего аудитора, рабочая
документация и т.д. Отсутствие данных
документов свидетельствует о том, что
эффективно функционирующей системы
внутреннего аудита нет.
Для того
чтобы внешние аудиторы могли больше
доверять отделу внутреннего аудита
следует проводить:
-
Координацию
планов аудиторской проверки -
Обмениваться
отчетами -
Периодически
проводить рабочие встречи -
Предоставлять
доступ к рабочей документации внутреннего
аудитора -
Разработать
общий порядок документирования
внутреннего аудита и совместного
представления руководству отчетов
Перепроверка
внешним аудитором деятельности
внутреннего может осуществляться с
использованием приемов тестирования
проверенных объектов, наблюдение за
процедурами внутреннего аудита и другие
приемы.
Внешним
аудиторам следует помнить, что не следует
полностью полагаться на работу внутренних
аудиторов, что необходимо периодически
проводить контрольные проверки тех
операций, которые уже были проверены
внутренними аудиторами. При обнаружении
расхождений в результатах следует
увеличить объем аудиторской выборки,
т.к. всю ответственность за составление
АЗ несет внешний аудитор независимо от
того, использовал он результаты работы
внутреннего аудита или нет.
При знакомстве
с системой внутреннего аудита предприятия
внешнему аудитору следует исходить из
того, что внутренний аудитор осуществляет
контроль, главным образом, в соответствии
с учетной политикой, законодательно
установленному порядку ведения учета
и составления отчетности, обоснованность
принятия администрацией решений с точки
зрения их влияния на конечные результаты
деятельности предприятия и другие
вопросы. В результате ознакомления с
системой внутреннего аудита, аудитору
следует выразить свое мнение о
эффективности ее функционирования, а
также о том, можно или нельзя положиться
на ее результаты при выборе методов
проверки. Также необходимо сформировать
мнение о функционировании системы
внутреннего аудита. В последствии на
этапе разработки общего плана могут
вноситься корректировки.
50
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Взаимодействия руководства и персонала проверяемого экономического субъекта с аудиторами в ходе аудиторской проверки
На чтение 3 мин Просмотров 67 Опубликовано
Обновлено
Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки
Аудитор в определенных случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые для достижения цели аудита, которые могут быть запрошены на этапе предварительного планирования(оценка СБУ), подготовки плана и программы( оценка СВК, аудит рисков), непосредственно в ходе проверки( подтверждение выводов аудита о надежности отдельных средств контроля, хоз операциях), на этапе завершения аудита( существование неопределенных обязательств).
Порядок обращения к руководству может быть оговорен при заключении договора, но аудитор праве сам определять способ обращения к руководству в зависимости от важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение, но необходимо точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений.
Отказ руководства в предоставлении сведений аудитору может расцениваться как ограничение аудита, как фактор, который может привести к заключению, отличному от безусловно положительного.
Общение с руководством проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки
Общение с руководством может осуществляться как в устой, так и письменной форме, все существенные вопросы должны быть освещены в рабочей документации. Целью общения с руководством до начала проверки является оценка возможности проведения аудита, на стадии переговоров- согласование условий договора, во время аудита- оптимизация аудит процедур, на заключительной стадии- обсуждение выявленных проблем и согласование поправок к отчетности.
Служба внутреннего аудита проверяемого экономического субъекта – помощник аудитора
В организации может быть сформирована служба внутреннего аудита, в ходе аудит проверки аудитор может свободно общаться с внутренними аудиторами. Если в результате предварительной оценки внутр аудита достигнуто взаимопонимание и принято решение использовать работу внутр аудиторов, аудит фирма должна найти дополнительные доказательства эффективности этой работы, для этого следует : рассмотреть план работы службы внутр аудита, определить порядок встреч, договориться о сроках проведения работ, объеме выборки, уровнях тестов. Аудиторская фирма в ходе проверки не должна полностью полагаться на работу внутр аудиторов. Аудиторская фирма несет полную ответственность за выдачу аудит заключения, эта ответственность не уменьшается, если используются результаты работы внутр аудита.
Предоставление письменной информации аудиторской организацией руководству проверяемого экономического субъекта по результатам аудиторской проверки
Во всех случаях обязательного аудита аудит фирма обязана готовить и предоставлять руководству проверяемого эконом субъекта письменную информацию по результатам проведения аудита, с целью доведения до руководства: сведений о недостатках в учетных записях, учете и СБУ, СВК, которые могут привести к существенным ошибкам в отчетности, а также конструктивные предложения по совершенствованию СБУ и СВК эконом субъекта. Письменная информация представляется руководителю или собственнику проверяемого предприятия на завершающей стадии аудита.
3. Общение с руководством экономического субъекта
до начала аудита и на различных стадиях его проведения
3.1. Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
3.2. При направлении запросов и использовании разъяснений экономического субъекта аудиторская организация должна руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта».
3.3. При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.
3.4. Все существенные вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные от него разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.
3.5. Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.
3.6. На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. Аудиторской организации рекомендуется разработать с учетом требований законодательства типовые договоры на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг, которые должны применяться на постоянной основе.
3.7. Подписанию договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг может предшествовать подготовка письма — обязательства. Письмо — обязательство направляется руководству экономического субъекта до заключения договора на оказание аудиторских услуг во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. При подготовке письма — обязательства аудиторская организация должна руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письмо — обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».
3.8. Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
а) вопросы планирования аудита;
б) вопросы получения аудиторских доказательств;
в) вопросы оценки аудиторского риска и уровня существенности;
г) вопросы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
д) вопросы использования работы экспертов;
е) организационные вопросы, связанные с проведением аудита;
ж) другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.
3.9. Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
а) проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;
б) вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;
в) поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией, вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;
г) нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;
д) выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта (нарушение допущения непрерывности деятельности);
е) существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения;
ж) другие вопросы, связанные с завершением аудита.
3.10. Существенные вопросы, связанные с завершением аудита, должны быть обсуждены с руководством экономического субъекта, а результаты обсуждения — отражены в рабочей документации проверки. В частности, аудиторская организация может организовать и провести совещание с руководством экономического субъекта, посвященное существенным вопросам, связанным с окончанием аудита.
Взаимодействие руководителей проверяемых объектов и аудиторов
«Аудиторские ведомости», N 7, 2000
Основное назначение стандартизации аудиторской деятельности — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово — хозяйственной деятельности. Установление норм аудита и определенного набора требований к нему прежде всего вызвано необходимостью однозначного понимания термина «аудит» всеми пользователями бухгалтерской отчетности независимо от местоположения (страны) экономического субъекта, его отраслевой принадлежности, профессиональной подготовленности самого пользователя. Таким образом, круг пользователей аудиторских правил (стандартов) не ограничивается непосредственно аудиторами. В специальной литературе, посвященной обсуждению аудиторских правил (стандартов), нередко подчеркивается, что, в связи с тем что аудит в России находится в стадии становления и еще не имеет установившихся традиций, большой интерес к аудиторским правилам (стандартам) можно ожидать от круга лиц, непосредственно заинтересованных в качестве аудита и изучении его возможностей при проверках достоверности бухгалтерской отчетности, т.е. от собственников, руководителей предприятий, потенциальных инвесторов, судебных органов, бухгалтерской общественности.
Уже при разработке аудиторских стандартов учитывалось то обстоятельство, что круг их пользователей в нашей стране существенно шире, чем в международной практике, поэтому особое внимание уделялось доступности формы изложения, более подробному раскрытию терминов и т.п. Безусловно, необходимы соответствующие комментарии и разъяснения аудиторских правил (стандартов), адресованные пользователям аудиторских услуг, особенно тех положений правил (стандартов), которые непосредственно касаются руководителей экономических субъектов и работников экономических служб. В настоящее время такие материалы почти отсутствуют, и обсуждение аудиторских правил (стандартов) стало сугубо цеховым делом аудиторов.
Действующие правила (стандарты) аудиторской деятельности регулируют довольно обширный круг вопросов, связанных со взаимодействием, ответственностью, обязанностями, гарантиями сторон при проведении аудиторской проверки. Представляется целесообразным систематизировать положения аудиторских стандартов по отдельным аспектам взаимодействия аудиторов и руководителей и персонала проверяемого предприятия. Аудиторские фирмы могут использовать результаты этой работы для подготовки внутрифирменных стандартов, на этапе ведения переговоров с заказчиком, в процессе проведения аудита, а также, например, включить их в пакет информационно — справочных материалов, представляемых заказчику. Возможна группировка положений аудиторских правил (стандартов) — по этапам аудиторской проверки, по тематикам и т.д. Например, как известно, еще до подписания договора аудиторская организация должна направить письмо — обязательство, содержащее следующие указания: а) по условиям аудиторской проверки; б) по обязательствам аудиторской организации; в) по обязательствам экономического субъекта. Безусловно, в нем должны найти отражение положения всех правил (стандартов) аудиторской деятельности, касающиеся этих моментов:
«Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» <1>;
«Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» <2>;
«Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» <3>;
«Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» <4> и др.
——————————-
<1> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999 г., Протокол N 5.
<2> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
<3> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
<4> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г., Протокол N 2.
Поэтому для более эффективного и полного применения всех положений правил (стандартов) на каждом этапе можно разработать, например, следующие внутрифирменные документы:
- Предварительный этап — «Положения аудиторских (правил) стандартов»: права, обязанности, ответственность сторон на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг: 1. Аудиторская организация. 2. Экономический субъект.
- Планирование аудита — «Положения аудиторских правил (стандартов)»: права, обязанности, ответственность сторон на этапе планирования аудита: 1. Аудиторская организация. 2. Экономический субъект.
- Порядок взаимодействия сторон и обмена информацией на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.
Не менее важным и актуальным является вопрос о взаимодействии аудиторов с руководителями и сотрудниками проверяемого экономического субъекта. На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда для руководителей предприятий является новостью тот факт, что правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат указания, непосредственно касающиеся их. Следовательно, аудиторам необходимо информировать заказчика и разъяснять эти моменты. Кроме того, как нам представляется, подобные разработки помогут сократить «разрыв ожиданий» и будут способствовать более глубокому взаимопониманию сторон.
Как известно, в международной практике аудита существует понятие «разрыв ожиданий», т.е. «разрыв» между результатами работы аудиторов и «ожиданиями» потребителей информации. В настоящее время в практике российского аудита данной проблеме практически не уделяется внимания, что отнюдь не означает отсутствие как самих «ожиданий», так и «разрыва». В «Аудите Монтгомери» указываются причины возникновения «разрыва ожиданий»: «К середине 80-х годов «разрыв ожиданий» не только продолжал существовать, но и увеличился вследствие сложного экономического положения в некоторых отраслях промышленности и из-за скандальных громких банкротств по причине сомнительных деловых операций или отсутствия у руководства (компаний) точного понимания риска, связанного с бизнесом… Помимо этого администрация и директора крупных корпораций выражали желание, чтобы независимые аудиторы оказывали большую помощь в определении их финансового состояния и перспектив развития, и о том, чтобы аудиторы лучше исполняли свои обязанности при обнаружении отклонений» <5>. Таким образом, для сокращения «разрыва ожиданий» прежде всего необходимо тесное взаимодействие между аудиторами и потребителями аудиторских услуг.
——————————
<5> Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М.О. Рейлли, М.Б. Хирш. Аудит Монтгомери. Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997, с.87.
Момент определения ответственности сторон при проведении аудиторской проверки — один из наиболее острых. Часто руководство аудируемого предприятия ожидает, что аудиторская проверка должна служить определенной гарантией от налоговых санкций в будущем, и требует зафиксировать этот факт в договоре. В то же время при проведении проверки аудиторы не всегда встречают понимание и поддержку своих действий.
Ответственность руководителей и персонала экономического субъекта при проведении аудиторской проверки и оказании сопутствующих аудиту услуг
Рассмотрим отдельные положения аудиторских правил (стандартов), непосредственно адресованных руководителям экономических субъектов. Остановимся на ответственности и обязанностях руководителей экономических субъектов при проведении аудиторской проверки или получении сопутствующих аудиту услуг (см. табл. 1).
Таблица 1
Ответственность за незаключение дого- |
Пункт 6.1 Правила (стан- |
Ответственность руководителей экономи- |
Пункт 6.1 Правила (стан- |
Ответственность руководителей экономи- |
Пункт 4.3 Правила (стан- |
Ответственность руководителей экономи- |
Раздел 3, п.3.1, Правила |
Ответственность персонала и руководс- |
Пункт 5.4 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 2.1 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункты 4.1,4.5,5.1 Пра- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 4.5.6 Правила |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 5.4 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 2.3 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 5.2 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункты 2.3,2.2,4.3,4.4 |
Ответственность руководства экономи- |
Пункты 2.7,2.1 Правила |
Аудиторская организация должна полу- |
Пункты 3.13,4.2 Правила |
В п.3.3.6 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» зафиксированы общие моменты определения ответственности сторон: «В разделе об ответственности сторон и порядке разрешения споров предусматриваются:
а) виды и мера ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;
б) обстоятельства, исключающие ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;
в) возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в судебном порядке».
Также вопросам обозначения уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта посвящено Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности».
Отдельные составляющие ответственности сторон конкретизируются в других стандартах.
Ответственность руководителей и персонала экономического субъекта при выполнении специальных аудиторских заданий, полученных от государственных органов, экономических субъектов, заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности
Взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта в процессе выполнения специального аудиторского задания имеют ряд особенностей. Определение особенностей распределения ответственности сторон по результатам выполнения специального аудиторского задания дано в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» <6>.
——————————
<6> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
В этой связи следует обратить внимание на важный момент. Если при проведении обязательной аудиторской проверки аудиторы не вправе делать выводы об ответственности того или иного конкретного лица, действия или бездействие которого привело к искажению бухгалтерской отчетности, что зафиксировано в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», то при выполнении специальных аудиторских заданий предусматривается, что в отдельных случаях «аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба».
Ответственность руководства экономического субъекта при выполнении работ по специальным аудиторским заданиям в целом совпадает с ответственностью при проведении аудиторской проверки. Прежде всего это ответственность за достоверность информации, предоставляемой аудиторам.
Обязанности руководителей экономического субъекта, зафиксированные в правилах (стандартах) аудиторской деятельности
При проведении аудита или оказании сопутствующих услуг, естественно, предполагается определенное взаимодействие между руководством, персоналом проверяемого экономического субъекта и аудиторами. Правила (стандарты) аудиторской деятельности довольно подробно регламентируют взаимоотношения сторон и определяют круг взаимных обязательств (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные обязанности проверяемых эко- |
Пункты 5.1 - 5.6 Правила |
Недопустимость ограничения круга воп- |
Пункт 2.5 Правила (стан- |
Своевременное предоставление полной |
Пункт 2.10 Правила (стан- |
Предоставление прочей информации |
Пункт 2.4 Правила (стан- |
Согласование порядка обращения аудито- |
Пункт 2.6 Правила (стан- |
Обязанности руководства экономического |
Пункт 4.12 Правила (стан- |
Обязанности руководства экономического |
Пункт 3.5 Правила (стан- |
Отказ руководства экономического субъ- |
Пункт 2.6 Правила (стан- |
Обязанности экономического субъекта по |
Пункт 4.6.3 Правила |
Требования к бухгалтерской отчетности |
Пункты 4.5, 4.6 Правила |
Рекомендуемая форма письма аудитору от |
Приложение 1 к Правилу |
——————————-
<*> Порядок взаимодействия аудиторов и руководителей экономического субъекта более подробно определен в Правиле (стандарте) «Общение с руководством экономического субъекта».
В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» и «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» непосредственно рассматриваются взаимные обязательства сторон. В то же время в п.1.6 Правила «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» подчеркивается, что перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, изложенный в данном правиле (стандарте), не является исчерпывающим и может быть расширен в других правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в положениях договоров на оказание аудиторских услуг. В соответствии с п.п.3.3 — 3.6 Правила «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» руководство экономического субъекта обязано:
создавать исполнителю условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, давать по запросу исполнителя разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, а также выполнять необходимые копировально — множительные работы;
оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
воздерживаться от любых действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг;
исключать давление на исполнителя в любой форме с целью изменения его мнения о достоверности бухгалтерской отчетности заказчика.
Рассмотрим положения правил (стандартов), определяющие обязанности руководства проверяемого экономического субъекта.
Вопросы, предлагаемые к обсуждению руководству экономического субъекта на различных стадиях проведения аудиторской проверки
В марте 1999 г. было принято новое Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта» <7>, целью которого является определение принципов деловых отношений аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, с руководством экономического субъекта, в отношении бухгалтерской отчетности которого проводится аудит. В частности, в Правиле раскрывается круг вопросов, которые могут быть предметом обсуждения между руководством экономического субъекта и аудиторами на различных стадиях проведения аудита (табл.3, в правой колонке указан пункт Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта»).
——————————-
<7> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г., Протокол N 2.
Таблица 3
До начала аудита |
|
Целью общения с руководством экономического |
Пункт 3.5 |
На стадии переговоров с руководством экономи- |
Пункт 3.6 |
Подписанию договора на оказание аудиторских и |
Пункт 3.7 |
Во время аудита |
|
Целью общения с руководством экономического |
Пункт 3.8 |
Заключительная стадия аудита |
|
Целью общения с руководством экономического |
Пункт 3.9 |
Существенные вопросы, связанные с завершением |
Пункт 3.10 |
При необходимости рекомендации по улучшению |
Пункт 4.4 |
Аудиторская организация должна получить инфор- |
Пункт 4.5 |
Если руководство экономического субъекта подго- |
Пункт 4.6 |
Влияние всех отмеченных недостатков систем бух- |
Пункт 4.7 |
Вышеприведенный перечень, конечно, не исчерпывает всех вопросов, требующих обсуждения и согласования между сторонами в процессе проведения аудиторской проверки. Так, вниманию руководства экономического субъекта могут быть предложены следующие выводы и рекомендации:
Аудиторская организация информирует |
Пункт 4.7 Правила (стан- |
Если существуют различия между оценоч- |
Пункты 4.3, 4.4 Правила |
Аудиторская организация должна полу- |
Пункт 3.13 Правила (стан- |
Если при рассмотрении прочей информа- |
Пункты 3.3;3.3.1;3.3.2; |
Н.Ф.Тартаковская Начальник Управления консалтинга |
и аудита ООО «ЭЛКОД»
Данный документ фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, которым утверждено Правило (стандарт) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Одобрено
Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации
20 августа 1999 г.
Протокол N 5
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, СВЯЗАННЫЕ С АУДИТОМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.
1.2. Целью правила (стандарта) является определение основ и рамок аудиторской деятельности, связанной с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности.
1.3. Задачами правила (стандарта) являются:
а) формулировка целей аудита бухгалтерской отчетности;
б) описание основополагающих принципов, связанных с аудитом бухгалтерской отчетности;
в) установление порядка определения объема аудиторской проверки и характеристика основных мероприятий, проводимых в ходе аудита бухгалтерской отчетности;
г) обозначение уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя <*>, в отношении бухгалтерской отчетности указанного субъекта.
<*> В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».
1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, кроме тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете заказавшему аудит руководству экономического субъекта.
2. Цели аудита бухгалтерской отчетности
2.1. Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
2.2. Целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
2.3. В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
2.4. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
3. Основополагающие принципы аудита
3.1. Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.
3.2. Основные профессиональные этические принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают:
а) независимость;
б) честность;
в) объективность;
г) профессиональную компетентность;
д) добросовестность;
е) конфиденциальность;
ж) профессиональное поведение.
3.2.1. Независимость — принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.
3.2.2. Честность — принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.
3.2.3. Объективность — принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.
3.2.4. Профессиональная компетентность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы. При этом необходимо руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Образование аудитора» и «Внутрифирменный контроль качества аудита».
Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.
3.2.5. Добросовестность — принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.
3.2.6. Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.
Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.
3.2.7. Профессиональное поведение — принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.
3.3. Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей (ему) следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация (аудитор).
3.4. Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
3.5. Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными.
4. Объем и стадии аудиторской проверки
4.1. Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита и диктуется обстоятельствами проверки.
4.2. Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положений договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.
4.3. Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.
4.4. Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:
а) планирование аудита;
б) получение аудиторских доказательств;
в) использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами;
г) документирование аудита;
д) обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
4.4.1. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита».
4.4.2. В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Тем не менее сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если необходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятельствами проверки.
При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Аудиторские доказательства», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аналитические процедуры», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита», «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта». Где применимо в соответствии с обстоятельствами проверки, следует исходить из положений правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» и «Аудиторская выборка».
В случае обнаружения искажений бухгалтерской отчетности или нарушений требований законодательства аудиторская организация должна выполнять требования правил (стандартов) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Применимость допущения непрерывности деятельности».
4.4.3. Для достижения целей аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими работы в контексте проведенных аудиторами процедур, а также оценить возможность использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает этой ответственности.
Аудиторская организация при использовании в ходе аудита работы других лиц и различных контактах должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», «Использование работы эксперта», «Изучение и использование работы внутреннего аудита», «Использование работы другой аудиторской организации» и «Общение с руководством экономического субъекта».
4.4.4. В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудиторской организации при оформлении хода аудита необходимо выполнять положения правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита».
4.4.5. На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Безусловно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. Если составляется условно — положительное или отрицательное аудиторское заключение либо оформляется отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то должны быть указаны обстоятельства, которые привели к тому или иному решению аудиторской организации.
Аудиторской организации при подготовке итоговых документов аудита следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности», «Применимость допущения непрерывности деятельности».
5. Уровень аудиторских гарантий
5.1. Аудиторская организация обязана достичь в ходе аудита приемлемой уверенности в надежности своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
Оценка необходимого уровня аудиторских гарантий надежности мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должна быть увязана с принятием аудитором, на основе своего профессионального суждения, решения о характере и объеме подлежащих сбору аудиторских доказательств. При этом следует исходить из того, что аудиторские доказательства должны дать возможность аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно отсутствия либо наличия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта искажений, существенных с точки зрения понимания заинтересованными пользователями результатов деятельности экономического субъекта.
5.2. Уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может быть абсолютной ввиду наличия факторов, неизбежно ограничивающих эффективность аудита.
К числу таких факторов относятся:
а) ограниченность осведомленности аудиторской организации о деятельности экономического субъекта рамками исследований, издержки на проведение которых необходимо удерживать в экономически приемлемых пределах;
б) присутствие в аудиторской работе неизбежного элемента субъективности в процессе принятия аудитором решений на основе своих профессиональных суждений, в частности, при определении видов, объема и графика аудиторских процедур;
в) применение в ходе аудита выборочного подхода к осуществлению проверки ввиду нерациональности ее проведения сплошным порядком;
г) использование аудиторской организацией, в качестве основы для формирования выводов и заключений, аудиторских доказательств, которые по своему характеру являются сочетанием фактов и мнений <*>;
<*> Например, аудиторская организация может использовать результаты работы привлеченного эксперта (оценщика, инженера, геолога и т.д.), приводящего в своем заключении как объективные данные о проведенных исследованиях, так и собственные мнения и выводы.
д) подверженность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта присущим им изъянам; отсутствие непреодолимых препятствий для мошеннического сговора с целью искажения информации;
е) наличие неопределенности, связанной с интерпретацией и оценкой некоторых событий хозяйственной жизни, а также других обстоятельств, делающих невозможным применение исключительно объективных критериев как к составлению бухгалтерской отчетности, так и к оценке ее достоверности.
Вышеуказанные факторы ограничивают (уровнем приемлемой, а не абсолютной уверенности) предоставление аудиторской организацией гарантий в том, что не существуют какие-либо иные (не обнаруженные в ходе аудита) обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
5.3. В ходе проведения аудита в силу объективных и субъективных причин нельзя исключить вероятность того, что могут остаться незамеченными искажения в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Если существуют признаки возможных искажений бухгалтерской отчетности, то аудиторской организации следует увеличить объем своих процедур, с тем чтобы рассеять либо подтвердить возникшие сомнения.
6. Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности
6.1. Руководство экономического субъекта несет ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Экономические субъекты обязаны в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами, заключать с аудиторскими организациями договоры на проведение обязательного аудита. За незаключение (несвоевременное заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в установленном порядке.
Проведение аудиторской проверки не освобождает руководство экономического субъекта от ответственности за выполнение присущих ему обязанностей и функций.
Вопросы разграничения прав и обязанностей сторон в связи с аудитом бухгалтерской отчетности регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и экономических субъектов».
6.2. Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
При формировании и выражении своего мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и профессиональными этическими принципами аудита.
Оглавление
1. Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки
2. Общение с руководством проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки
3. Служба внутреннего аудита проверяемого экономического субъекта — помощник аудитора
4. Предоставление письменной информации аудиторской организацией руководству проверяемого экономического субъекта по результатам аудиторской проверки
Введение
Рассмотрим вопросы взаимодействия руководства и персонала проверяемого экономического субъекта с аудиторами в ходе аудиторской проверки. Освещены вопросы получения разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки, общения с руководством экономического субъекта в ходе аудиторской проверки, общения с внутренними аудиторами, сущность письменной информации аудитора проверяемого экономического субъекта по результатам аудита.
1. Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки
Аудитор в определенных случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, а также перечень случаев, в которых необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно.
Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки — в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения.
На разных этапах проведения проверки аудитору следует получать разъяснения от руководства проверяемого экономического субъекта в следующих целях:
а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
б) на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;
в) на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;
г) на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.
При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту.
Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме — обязательстве. В случае если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.
При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.
Аудитор должен убедиться, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому может служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.
При получении разъяснений аудитор должен быть готов уточнить отдельные стороны ответа для того, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что предоставленные ему разъяснения поняты и истолкованы им правильно. Форма обращения аудитора за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самим аудитором.
Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитору следует оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
2. Общение с руководством проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки
Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения аудиторами экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.
Все существенные вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные от него разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.
Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и / или сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита включает общение на стадии предварительного планирования аудита и общение на стадии переговоров.
На стадии переговоров с руководством экономического субъекта должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора. Аудиторской организации рекомендуется разработать с учетом требований законодательства типовые договоры на оказание аудиторских и / или сопутствующих аудиту услуг, которые должны применяться на постоянной основе.
Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться вопросы:
а) планирования аудита;
б) получения аудиторских доказательств;
в) оценки аудиторского риска и уровня существенности;
г) изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
д) использования работы экспертов;
е) организационные вопросы, связанные с проведением аудита;
ж) другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.
Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита являются обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:
а) проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;
б) вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;
в) поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудиторской организацией, вне зависимости от того, произведены ли они в этой отчетности;
г) нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;
д) выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутренней среды, существенно влияющие или способные повлиять на непрерывность деятельности экономического субъекта (нарушение допущения непрерывности деятельности);
е) существенные события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения;
ж) другие вопросы, связанные с завершением аудита.
Существенные вопросы, связанные с завершением аудита, должны быть обсуждены с руководством экономического субъекта, а результаты обсуждения — отражены в рабочей документации проверки.
3. Служба внутреннего аудита проверяемого экономического субъекта — помощник аудитора
Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами проверяемой организации.
Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руководством и / или собственниками организации, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внутренним аудитом, могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объема внешних аудиторских процедур.
Если в результате предварительной оценки внутреннего аудита достигнуто взаимопонимание и принято решение использовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация должна найти дополнительные доказательства эффективности этой работы.
Для эффективного использования работы внутреннего аудита аудиторской организации следует:
а) рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за интересующий период и провести его обсуждение на возможно более ранней стадии аудита;
б) определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита;
в) заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.
В случае использования работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки может повлиять выполнение следующих действий:
а) взаимная координация планов аудиторской проверки;
б) обмен отчетами;
в) регулярные рабочие встречи;
г) свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации;
д) совместное представление отчетов руководству и / или собственникам экономического субъекта;
е) общий порядок документирования аудита.
Аудиторская организация должна иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по любому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудитора, может повлиять на работу аудиторской организации.
Аудиторская организация информирует руководство и / или собственников экономического субъекта и, возможно, руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутреннего аудита в будущем.
Аудиторская организация в ходе своей проверки не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже проверенных внутренними аудиторами. Если они дают сходные (сопоставимые) результаты, корректив в намеченной работе не требуется. В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры, например, изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур.
Аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также и за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Эта ответственность не уменьшается, если используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.
4. Предоставление письменной информации аудиторской организацией руководству проверяемого экономического субъекта по результатам аудиторской проверки
Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять адресату письменную информацию (отчет) аудитора руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита (далее — письменная информация).
Данные, содержащиеся в письменной информации, приводятся с целью доведения до руководства проверяемого экономического субъекта сведений о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.
Аудиторская организация обязана указать в письменной информации аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности.
Письменная информация должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит (в случае аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, — этим аудитором).
Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нумерацию страниц. Рекомендуется оформлять первую страницу письменной информации аудитора на бланке аудиторской организации либо с угловым штампом аудиторской организации.
В письменной информации аудитора должны содержаться в обязательном порядке: