В менеджменте качества установлена следующая иерархия понятий: видение, миссия, стратегия, цель, политика. При этом политика понимается как набор дополнительных ориентиров для правильного направления деятельности по реализации принятой стратегии
Политика в области качества согласуется с видением, миссией, стратегией и обеспечивает основу для постановки целей в области качества (табл. 1).
Таблица 1 – Характеристика основных понятий в системе менеджмента качества
Характеристика |
Примеры формулировки |
|
Видение (кто мы?) |
– Это философия бизнеса, некая идеальная картина, мечта, обоснование существования фирмы – Это стремление, сформулированное высшим руководством, к тому, чем организация хочет стать |
Наш компания дарит людям радость общения, делает их жизнь ярче и интереснее |
Миссия (для кого и для чего мы?) |
– Фокусирует внимание на потребителе – Это генеральная цель компании, чётко выраженная причина ей существования – Это предназначение существования организации, сформулированное высшим руководством |
Мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве |
Стратегия (как этого можно достичь?) |
– Это долгосрочное, верно определённое направление в развитии компании, центральное звено в выработке направлений действий, связанное с видением и миссией |
|
Политика |
– Намерения и направление организации, официально сформулированные ее высшим руководством |
|
Политика в области качества |
– Это политика, относящаяся к качеству и согласованная с общей политикой организации, с видением, миссией, стратегией и обеспечивающая основу для постановки целей в области качества |
Примеры целей политики в области качества: – Достижение наивысшего качества при минимальных затратах – Качество – это стройная система взаимодействия всех звеньев предприятия – Обеспечение наивысшего уровня удовлетворенности внешних и внутренних заказчиков – Наша продукция должна превосходить ожидания заказчиков |
Цель (что мы хотим достичь?) |
– Имеет разные способы выражения: намеченный результат, намерения, критерии, установка, заданная величина, задача и др. – Определяется по направлениям (стратегические, тактические или оперативные); по уровням (организация, проект или продукция); по разным аспектам (финансы, экология, безопасность, инвестиции, заинтересованные стороны и др.) |
|
Цели в области качества |
– Согласуются с политикой организации в области качества – Устанавливаются для соответствующих функций, уровней и процессов организации |
Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Политика в организации в области качества:
– оформляется в виде отдельного документа (в виде краткого заявления руководителя) и, как правило, включается в «Руководство по качеству», если такой документ разрабатывается в компании;
– доводится до всех лиц, работающих в организации (персонал, подрядчики) посредством проведения обучения, размещения в общедоступных местах в структурных подразделениях, публикации на сайте организации;
– доводится до контрагентов в составе заключаемых договоров, при инструктажах и выдаче заданий и нарядов-допусков на выполнение работ;
– подвергается анализу для установления пригодности при проведении ежегодного анализа функционирования СМК и при проведении внутренних аудитов;
– подлежит пересмотру и актуализации, любой сотрудник компании может внести свои предложения по изменению политики;
– должна быть равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии организации.
Подробнее о внедрении СМК на основе ИСО 9001 в организации читайте на специальной странице.
Политика и цели в
области качества устанавливаются, чтобы
служить ориентиром для организации.
Они определяют желаемые результаты и
способствуют применению организацией
ресурсов для достижения этих результатов.
Политика в области качества обеспечивает
основу для разработки и анализа, целей
в области качества. Цели в области
качества необходимо согласовывать с
политикой в области качества и
приверженностью к постоянному улучшению,
а результаты должны быть измеримыми.
Достижение целей в области качества
может оказывать позитивное воздействие
на качество продукции, эффективность
работы и финансовые показатели и,
следовательно, на удовлетворенность и
уверенность заинтересованных сторон.
С помощью лидерства
и реальных действий высшее руководство
может создавать обстановку, способствующую
полному вовлечению работников и
эффективной работе системы менеджмента
качества. Принципы менеджмента качества
могут использоваться высшим руководством
как основа для выполнения своей роли
в: а) разработке и поддержании политики
и целей организации в области качества;
б) популяризации политики и целей в
области качества во всей организации
для повышения осознания, мотивации и
вовлечения персонала; в) обеспечении
ориентации на требования потребителей
во всей организации; г) обеспечении
внедрения соответствующих процессов,
позволяющих выполнять требования
потребителей и других заинтересованных
сторон и достигать целей в области
качества; д) обеспечении разработки,
внедрения и поддержания в рабочем
состоянии эффективной системы менеджмента
качества для достижения этих целей в
области качества; е) обеспечении
необходимыми ресурсами; ж) проведении
периодического анализа системы
менеджмента качества; и) принятии решений
в отношении политики и целей в области
качества; к) принятии решений по мерам
улучшения системы менеджмента качества.
4.4. Документация, ее виды и значение в мк
Документация дает
возможность передать смысл и
последовательность действий. Ее
применение способствует:
а) достижению
соответствия требованиям потребителя
и улучшению качества;
б) обеспечению
соответствующей подготовки кадров;
в) повторяемости
и отслеживания;
г) обеспечению
объективных свидетельств;
д) оцениванию
эффективности и постоянной пригодности
системы менеджмента качества.
Разработка
документации не должна быть самоцелью,
а должна добавлять ценность.
В системах
менеджмента качества применяются
следующие виды документов:
а) документы,
предоставляющие согласованную информацию
о системе менеджмента качества
организации, предназначенную как для
внутреннего, так и внешнего пользования;
к таким документам относятся руководства
по качеству;
б) документы,
описывающие, как система менеджмента
качества применяется к конкретной
продукции, проекту или контракту; к
таким документам относятся планы
качества;
в) документы,
устанавливающие требования; к таким
документам относятся спецификации;
г) документы,
содержащие рекомендации или предложения;
к таким документам относятся методики;
д) документы,
содержащие информацию о том, как
последовательно выполнять действия и
процессы; такие документы могут включать
документированные процедуры, рабочие
инструкции и чертежи;
е) документы,
содержащие объективные свидетельства
выполненных действий или достигнутых
результатов; к таким документам относятся
записи.
Каждая организация
определяет объем необходимой документации
и ее носители. Это зависит от таких
факторов, как: вид и размер организации;
сложность и взаимодействие процессов;
сложность продукции; требования
потребителей; соответствующие обязательные
требования; продемонстрированные
способности персонала; а также от
глубины, до которой необходимо подтверждать
выполнение требований к системе
менеджмента качества.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции [7.1 а)], были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.
1. Организация должна установит цели в области качества в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях.
2. Цели в области качества должны быть оформлены документально и установлены для соответствующих уровней управления организацией (например, уровень высшего руководства (организации в целом), уровень управлений, уровень департаментов и т.д.) и в конкретных подразделениях организации.
Подразделения и уровни организации, в которых устанавливаются цели в области качества, определяются самой организацией на основе организационной структуры организации.
Порядок установления целей в области качества может быть включен в соответствующие документы СМК, например, в документированную процедуру по управлению документацией СМК.
3. Все цели в области качества должны быть измеримыми.
Измеримость целей предполагает возможность оценки уполномоченным персоналом факта достижения или не достижения целей в области качества через определенный временной интервал.
4. Цели в области качества должны быть согласуемы с политикой в области качества, т.е. цели в области качества устанавливаются на основе положений политики. Например, положение политики — «улучшать морально-психологический климат в коллективе», цель – «снизить текучесть кадров на …%»; положение политики «постоянно повышать уровень качества строительно-монтажных работ», цель – «добиться уровня качества сварочных работ ….%» и т.д.).
5. Цели – это конкретные показатели, которых добиваются или к которым стремятся, поэтому они не могут представлять собой организационно-технические мероприятия (например, «закупка … единиц техники», «обучение … сотрудников» и т.д.).
6. Те подразделения, в которых установлены цели в области качества, должны быть действительно (по роду выполняемых функций) компетентными в их достижении.
7. Показатели, которые установлены как цели в области качества, на практике не должны быть достигнуты на момент постановки целей.
Примечание.
1. Цели в области качества могут включать:
- цели по совершенствованию СМК (совершенствование конкретных процессов СМК, например, на основании результатов внутренних аудитов; разработка новых процессов СМК – при освоении новых видов деятельности, продукции и услуг);
- цели при освоении конкретных видов деятельности, продукции и услуг;
- цели в рамках совершенствования административно-управленческой системы организации;
- цели по развитию научного потенциала, производственно-технической и экспериментальной базы организации;
- цели, связанные с формированием финансово-экономической политики организации;
- цели по социальной защите, мотивации персонала организации; и др.
2. Цели в области качества, как правило, формируются на основании задач, стоящих перед организацией, на период — один год.
3. Цели в области качества могут формироваться на основе перспективных планов развития организации, планов модернизации и технического перевооружения научной и производственной базы, планов освоения новых видов продукции и услуг, планов совершенствования административно-управленческой деятельности, планов совершенствования СМК, реализации конкретных проектов, требований и пожеланий заказчиков.
4. Цели в области качества для организации утверждаются, как правило, руководителем организации, для подразделений и уровней организации – соответствующими руководителями.
5. Цели в области качества для организации определяются высшим руководством (при участии высшего руководства). Цели в области качества организации могут декомпозироваться на более низкие уровни управления организации, в том числе на структурные подразделения.
6. Деятельность по анализу выполнения целей в области качества должна совмещаться с деятельностью по анализу СМК со стороны руководства (см. п. 5.6.1 настоящего документа).
Исходной информацией о достижении целей в области качества могут являться входные данные для анализа СМК со стороны руководства (результаты внутренних аудитов, результаты деятельности по разработке, проектировании и производству конкретных видов продукции, результаты внешних аудитов).
Если цели в области качества не достигнуты, то в рамках планирования создания, поддержания и улучшения СМК (см. п. 5.4.2 стандарта) разрабатываются мероприятия по достижению установленных целей в области качества, либо цели в области качества подлежат корректировке.
Дополнительная информация о сущности целей в области качества, принципах и подходах их разработки представлена на нашем сайте в статье «От целей в области качества организации к целям подразделений».
Реализация данного пункта стандарта входит в состав услуг: «Разработка системы менеджмента качества», «Внедрение СМК», оказываемых Специализированным консалтинговым центром «Систус Консалт».