Цели руководства учителя

О чем речь? Цели и задачи учителя накладывают отпечаток на процесс его работы. Суть работы педагога не в том, чтобы надиктовать информацию ученикам, а в умениях донести ее, научить использовать и сформировать личность в целом.

Как проверяют? Способность ставить перед собой цели и задачи – важный навык, который может быть проверен. Выделяют три показателя для оценки: умения в целеполагании, мастерство достижения намеченного на уроках и вовлечение в процесс постановки задач учеников.

Оглавление:

  1. Педагогические особенности учителя
  2. Цели учителя
  3. Задачи работы учителя
  4. Компетентность учителя в сфере постановки задач и целей
  5. pdf

    Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах
    Скачать бесплатно

Обязательные курсы для педагогов к 1 сентября со скидкой 40%: будьте готовы к изменениям в образовании
Купить курсы со скидкой

Педагогические особенности учителя

Каждого преподавателя можно охарактеризовать в зависимости от его педагогических качеств. Особенности учителя в наибольшей мере определяются его потенциалом. Способности, в свою очередь, подразделяются на две группы: общие и специальные, отвечающие потребностям конкретной профессиональной деятельности.

Наличие данных первой категории помогает демонстрировать значительные достижения в любых рабочих сферах. Входящие во вторую группу отвечают за высокую результативность именно педагогической деятельности.

Педагогические особенности учителя

Перечислим специфические способности:

  • эмпатия – умение понимать и чувствовать детей, вникать в их проблемы, а также предугадывать специфику и степень трудностей, с которыми они могут столкнуться;
  • самостоятельный подход к формированию методического и учебного материала;
  • ясное и многогранное освещение и разъяснение одинаковой по содержанию учебной информации в целях ее успешного освоения обучающимися;
  • обеспечение плодотворного и активного усвоения учениками знаний, умений и навыков с учетом их индивидуальных личностных характеристик;
  • эффективное дозирование учебной информации, обеспечивающее как освоение материала в минимальные сроки, так и нравственное и интеллектуальное формирование личности учащихся;
  • передача накопленного опыта не только ученикам, но и коллегам, а также умение использовать их наработки.

Цели учителя

Основой педагогической деятельности является осознанное целеполагание, активизирующее ее. Цель – это желаемый итог проделанной работы. Целеполагание позволяет преподавателям и ученикам предугадывать свои результаты в виде обобщенных мысленных моделей, на основании которых объединяются все элементы процесса образования и воспитания.

Цели работы педагога базируются на идейных и нравственных ценностях, принятых в социуме. Таким образом формируются традиционные подходы к педагогическому процессу, которые направлены на продуктивность обучения, подготовку новых поколений к деятельности в интересах общества и государства.

Цели учителя

Цели и задачи современного учителя неразрывно связаны с процессами, происходящими в социуме. Для настоящего времени характерен постоянный научно-технический прогресс, что обусловливает необходимость уделять повышенное внимание уровню подготовленности будущих специалистов.

Сегодня главенствующий аспект цели педагогической деятельности – это всесторонне развитая и гармоничная личность. На ее формулировку непосредственное влияние оказывают современные запросы общества, связанные с цифровизацией, внедрением информационно-коммуникационных технологий, присутствием динамичных социальных процессов.

Понятие «разностороннее и гармоничное развитие личности» в настоящее время включает обязательное знакомство с последними достижениями науки, определение и раскрытие интересов и потенциала, нравственное, умственное и физическое воспитание, привитие патриотизма, коллективизма, гуманизма.

На сегодняшний день главной целью работы педагога является создание разносторонне развитой личности, готовой к реализации творческих возможностей в условиях динамично изменяющейся социально-экономической среды как для удовлетворения собственных потребностей, так и нужд общества и государства.

Обучение и воспитание – основные виды деятельности с точки зрения современной педагогики.

Работа воспитателя предусматривает формирование воспитательной среды и руководство разнообразными видами деятельности обучающихся в целях создания условий для всестороннего личностного развития. Обучение нацелено на обеспечение познавательного интереса и взаимодействия учащихся.

Цели учителя

Разделение педагогической деятельности на виды является условным, поскольку в ее процессе происходит решение вопросов образования, развития и воспитания. Такая дифференциация позволяет детально подойти к раскрытию значения терминов «обучение» и «воспитание».

Данные процессы изучаются по отдельности для их более глубокого понимания и осознания. На практике «обучающее воспитание» и «воспитывающее обучение» полностью сращиваются.

Предмет изучения педагогической деятельности – организация учебной деятельности, которая нацелена на овладение предметным социокультурным опытом как основой и условием развития.

Задачи работы учителя

Задачей называется продуманный комплекс последовательных действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Для решения педагогических проблем необходимо иметь навыки логического мышления, общие для разрешения вопросов в любой сфере деятельности.

Педагог должен руководствоваться следующей логикой решения задач:

  • Представление о сущности – преподавателю нужно четкое понимание проблемы, условия ее решения, известные и неизвестные элементы и т.п.
  • Планирование – учителю необходимо установить связь между данными, известными и неизвестными. Если такая взаимосвязь будет найдена сразу, то упростить решение можно путем выделения вспомогательных дополнительных задач. Когда поиски связи безуспешны, рекомендуется возврат к теории, к доскональному рассмотрению известных данных и сферы, которой принадлежит вопрос.
  • Создание и поступательное выполнения плана решения. Он должен быть составлен четко и подробно. Преподавателю необходимо отчетливое понимание каждого этапа плана.
  • Анализ результата. «Взгляд назад» предполагает изучение итогов для проверки достоверности полученной информации, а также, чтобы удостовериться в правильности своих действий.

Отличительные характеристики педагогической задачи – объект и субъект.

Формы обучения в педагогике: от урока до конференции

Объективные критерии включают:

  • масштаб;
  • число условий, которое может быть избыточным или недостаточным;
  • контекст, определяющий возможность осуществления решения в иных ситуациях;
  • вариабельность и неоднозначность решения.

Субъективные критерии – это объем средств, затраченных преподавателем для достижения необходимого результата. Ресурсы для решения задач могут быть информационными, временными, физическими, психологическими, методическими и т.п.

К особенностям педагогических задач относятся нижеперечисленные характеристики:

  • Содержательная, представляющая собой материал, на котором строится задача: идеи, позиции, факты, суждения и т.п.
  • Процессуальная, определяющая порядок и образ действий, необходимых для достижения результата.
  • Контекстуальная, указывающая на область педагогики, с которой связан решаемый вопрос.

Главные задачи педагогаГлавные задачи педагога

  • Видеть ученика в образовательном процессе.
  • Обеспечивать эффективность обучения, нацеленного на достижение учениками высоких результатов.
  • Способствовать продуктивному взаимодействию всех участников обучающего процесса.
  • Создавать благоприятную образовательную среду и пользоваться ее возможностями.
  • Непрерывно заниматься самообразовательной деятельностью в целях профессионального и личностного роста.
  • Уметь работать с информацией: разбираться в учебной и методической литературе, осуществлять компетентный подбор учебников, на которых будет базироваться обучение.
  • Управлять профессиональной деятельностью и процессом образования.

Компетентность учителя в сфере постановки задач и целей

Грамотный подход в данной области свидетельствует о степени качества осуществления каждой стадии педагогического целеполагания:

  • подбор и формулировка цели мероприятия или урока;
  • перефразирование цели для обучающихся и воспитанников;
  • формулировка и аргументирование цели задания или занятия;
  • моделирование результата и разъяснение комплекса требований к нему;
  • изложение метода достижения результата и определение набора требований к нему;
  • мониторинг и оценивание процесса целеобразования учащихся и воспитанников, а также собственные действия по целеполаганию.

Грамотная работа учителя по постановке целей и задач – залог успеха профессиональной деятельности.

Анализ работы педагога за год: как написать и оформить

Главные параметры компетентности преподавателя в целеполагании.

Умение ставить цели и задачи

Этот параметр свидетельствует о том, насколько внимательно преподаватель относится к отличительным характеристикам учащихся или воспитанников, определяя цель, назначая задачу и предлагая варианты достижения результата. На присутствие компетентности у педагога указывает применение им индивидуального подхода – стремления проникнуть во внутренний мир ученика и добиться принятия и понимания ребенком поставленной цели.

При целеполагании необходимо ориентироваться на обучающегося или воспитанника: знать и использовать в практической деятельности сведения о возрастных особенностях и индивидуальных характеристиках детей. Компетентный преподаватель может эффективно работать как с группой сверстников, так и с каждым ребенком в отдельности.

Компетентность учителя

Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя содержит следующие показатели:

  • Обоснованная постановка цели в рамках изучения предмета.
  • Определение цели сообразно возрастным характеристикам учеников.
  • Корректировка целей и задач учителем в соответствии со степенью готовности учащихся к освоению учебного материала.
  • Постановка целей урока сообразно специфическим чертам учеников.
  • Учет уровня знаний и развития учащихся при определении целей и задач учебного занятия.

Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу

Каждую цель возможно разложить на взаимосвязанный комплекс задач, представляющих собой результат, реально досягаемый в заданный временной промежуток и при определенных обстоятельствах.

Преподаватель должен не только обладать умением переводить тему урока в цель, но и детализировать ее до системы задач, решаемых как в рамках одного, так и на протяжении ряда занятий. Сложность учебного материала и специфика темы занятия не должны влиять на осуществление данной деятельности. В любом случае педагогу необходимо конкретизировать цель урока любой тематики, даже если не существует подробных предписаний в методической литературе.

Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя содержит следующие показатели:

  • Формулирование целей и задач, основываясь на теме занятия.
  • Детализация цели урока до комплексной системы задач.
  • Формулирование критериев реализации результата.
  • Достижение понимания учащимися целей и задач занятия.
  • Соотнесение итогов обучения с заданными целями.

Что такое профессиональная квалификация учителя, и как ее повысить

Для работников других категорий сферы образования умение переводить тему занятия в педагогическую задачу раскрывается посредством специфических характеристик их работы.

Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач

Этот параметр характеризует степень умения преподавателя превратить цель занятия или урока в цель для ребенка. Он показывает, в какой мере воспитанник или ученик воспринимает заданную цель как собственную и стремится достичь результата.

Эффективность учителя зависит от степени вовлеченности ребенка в процесс определения целей и задач. Для вовлечения в целеполагание учащихся и воспитанников преподаватель должен сам хорошо разбираться в нем. Компетентный педагог применяет на практике такие методы: демонстрирует способ достижения результата, описывает план действий и критерии, позволяющие контролировать, оценивать, прогнозировать изменения и т.д.

Таким образом целеполагание становится совместным, также у воспитанников и учащихся развивается умение самостоятельной постановки целей.

Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя содержит следующие показатели:

  • Вовлечение учеников в процесс постановки целей и задач.
  • Предложение учащимся указать результат работы на учебном занятии и методы его достижения.
  • Предложение ученикам самостоятельно определить цель урока сообразно с осваиваемой темой.
  • Опрос о том, как учащиеся разобрались в целях и задачах учебного занятия.
  • Участие учеников в определении целей и задач урока.

ФОП в школе

Продукт образовательной деятельности – выстраиваемый индивидуальный опыт ученика с учетом комплекса эмоционально-смысловых, предметных, морально-нравственных, оценочных компонентов. Оценка осуществляется в виде экзамена или зачета на итоговых аттестациях и проверках знаний.

Результат образовательной деятельности как реализации учителем педагогических целей и задач проявляется в становлении учащегося как личности и субъекта обучения, в его личностном и интеллектуальном развитии.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ

Трунаева Алла Станиславовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №88 г.Донецка»

е-mail: trunaeva- alla@mail.ru

Профессиональная деятельность педагога: содержание, цели и задачи

Вопрос определения профессионализма деятельности педагога является дискуссионным в области педагогики, психологии, практических знаний.

Важно отметить, что концепция профессионального развития личности, авторами которой являются И.А. Зязюн, Н.В. Кузьмина, Е.И. Рогов, трактует профессионализм как совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, что обеспечивает качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в нестандартных условиях1.

Примечательно, что образ современного педагога-профессионала основывается на интегрированном взаимодействии исследований родственных наук: философии, педагогики, этнопедагогики, общей психологии, социологии, психологии труда, профессиографии. Общей базой вышеперечисленных наук является антропоцентрический взгляд на человека, гуманистическая ориентация стратегии развития и воспитания личности.

Следовательно, профессиональный образ педагога строится на идеях гуманизма, человечности, толерантности, высоких моральных ценностей.

Профессиональная готовность педагога образовательного учреждения определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств. Немаловажными аспектами в деятельности учителя являются его личная направленность, которая, в свою очередь, отвечает за социально-нравственную, профессиональную и педагогико-познавательную направленности.

Структурными элементами профессиональной деятельности педагога являются субъект и объект, цели и задачи, предмет, средства и результаты обучения.

Под субъектами педагогической деятельности понимаются собственно педагоги, а также родители, группа/коллектив обучающихся. Под объектом – тот, кого воспитывают, формируют как личность. Важно отметить, что в случаях самообразования субъект и объект совпадают.

Ключевой целью профессиональной деятельности педагога является приобщение обучающегося к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Обозначенная цель предполагает решение таких социально-педагогических задач, как: 1) формирование воспитательной среды; 2) организация деятельности воспитанников; 3) создание воспитательного коллектива; 4) развитие индивидуальности личности.

В качестве предмета выступает разноплановое развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и др. Помимо этого, в рамках конкретного этапа педагогической деятельности предметом являются отдельные направления развития.

К группе средств педагогической деятельности относят: 1) содержание педагогического процесса; 2) различного рода носители информации (литература, средства массовой информации, технические средства и др.).

Результатом профессиональной деятельности педагога является развитие обучающегося (интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Таким образом, деятельность педагога рассматривается как непрерывный процесс решения множества задач всевозможных типов, классов и уровней.

Профессионализм формируется в трех направлениях1:

1) иерархическое построение системы деятельности (в процессе формирования трудовых умений и навыков осуществляется продвижение личности по уровням педагогического мастерства, формируется личностный стиль деятельности);

2) трансформация личности субъекта: а) внешнее выражение (язык, эмоциональность, форма общения); б) внутренняя сфера (профессиональное внимание, перцепция, мышление, эмоционально-волевая сфера);

3) соотношение установок субъектов и объекта деятельности, которое проявляется: а) в когнитивной сфере (уровень информированности о субъекте деятельности, степени осознанности его значимости); б) в эмоциональной сфере (интерес к объекту, стремление к взаимодействию с ним и удовлетворенность от этого); в) в практической сфере (осознание своих реальных возможностей, влияние на объект).

В специализированной литературе профессиональная деятельность учителя характеризуется следующими признаками1:

1) сфера педагогической деятельности;

2) предметы и средства труда;

3) профессионально-педагогические задачи и способы их решения;

4) уровень сформированности педагогических умений;

5) общественные, социокультурные, педагогические требования к личности педагога.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляет такие функции, как:

1) управление (организация и реализация педагогической деятельности);

2) воспитание (формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в социуме);

3) обучение (формирование у людей знаний, навыков и умений, учитывая запросы современной жизни и деятельности);

4) развитие (процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей согласно требованиям их деятельности и условиям жизни);

5) психологическая подготовка (процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути).

Стоит сказать, что среди задач современного учителя числится не только процесс обучения, но и создание подходящих условий для следующих типов деятельности: 1) самообразования; 2) самовоспитания; 3) совершенствования личности; 4) самоопределения; 5) познания своих учеников.

Помимо вышеперечисленных, неотъемлемым компонентом деятельности педагога является процесс взаимодействия. В частности, взаимодействие педагога и родителей обучающегося:

1) создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни человека, ведущего достойную жизнь;

2) базирование деятельности учителя на основе принципов взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Различают такие формы взаимодействия педагога и родителей обучающихся, как: совместные праздники, выставки и фотовыставки, оформление наглядного материала, конкурсы, родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные консультации.

Немаловажным в профессиональной педагогической деятельности является систематическое повышение своего профессионального уровня, которое достигается с помощью:

1) повышения предметной квалификации в системе курсовой подготовки;

2) повышения предметной квалификации в системе научно-методической работы учебного заведения;

3) повышения предметной квалификации путем самообразования.

Таким образом, педагогическая деятельность – это непрерывный процесс решения дидактических и воспитательных задач

Список использованной литературы

1.Сидорчук Н.Г. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность и современные подходы / Н.Г.Сидорчук, А.А.Дубасенюк // Акмеология-2002. Выпуск 7 / под ред. Н.В.Кузьминой, А.М.Зимичева. – Спб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 2002. – С. 94-101.

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления — это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека — есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то это сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем  — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Человек, выполняющий контролирующую функцию, должен быть личностью. Его задача не в «подлавливании» и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей, когда контроль организуется во имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.

Принцип управления — это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя

К.Д. Ушинский

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Квалификация педагога отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Новые профессиональные компетенции, включенные в Профстандарт:

• работа с одаренными учащимися;

• работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

• преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

• работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

• работа с девиантными, зависимыми; социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении [1].

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2]. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания:

— выбор и формулирование цели занятия (мероприятия);

— переформулирование цели занятия для учеников (воспитанников);

— формулирование и обоснование цели урока или задания;

— создание образа результата и объяснение системы требований к нему; — описание способа достижения результата и объяснение требований к нему; — отслеживание и оценка деятельности целеобразования обучающихся (воспитанников) и собственной деятельности по целеполаганию. Компетентность педагога в целеполагании является одной из основных, обеспечивающих успешность всей педагогической деятельности. Цель, как идеальное представление будущего результата деятельности, определяет характер и способы действий человека. Таким образом, умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах будет не только определять характер деятельности, но и обеспечит достижение запланированного результата, сделает деятельность педагога действительно эффективной. Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников); умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников): данный показатель отражает, в какой мере педагог уделяет внимание особенностям ученика (воспитанника), формулируя цель, ставя перед обучающимся задачу, предлагая способы ее достижения. Если педагог стремится лучше узнать и понять каждого обучающегося (воспитанника) и обеспечить принятие и понимание им цели, то можно говорить о наличии компетентности в дан- ной области. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях. То есть, педагог умеет работать с обучающимися (воспитанниками) как с группой, включающей детей одного возраста, так и с каждым отдельным учеником (воспитанником). В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

• умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету;

• умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

• корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока;

• умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;

• знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока.

Для других категорий педагогических работников показатель «Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу: любая цель «распадается» на систему задач, понимаемых как реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Учебная (воспитательная) задача, таким образом, – это умение ставить цель в конкретных условиях. Для достижения одной цели может потребоваться решение нескольких задач, и наоборот. К цели педагог может идти разными способами. Постановка задач на основе целей предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности обучающихся (воспитанников), реалии общественной жизни и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению за- планированного результата. Тема занятия определяет содержание материала, включенного в него, а цель занятия определяет результат и характер деятельности по его достижению. Педагог в своей практике оперирует преимущественно темами занятий. Однако педагог должен ясно представлять, чем отличается тема занятия от цели занятия, не отождествляя их между собой. Цель занятия определяется не только содержанием темы, но и характером той образовательной программы, которая выбрана педагогом. Умение различать тему и цели занятия является одной из важнейших проблем целеполагания и, как показывают эмпирические исследования, одной из самых распространенных ошибок, допускаемых педагогами в процессе постановки цели, является ее подмена темой занятия. Перед каждым педагогом стоит проблема перевода темы занятия в педагогическую цель и педагогические задачи. Педагог должен не просто уметь перевести тему занятия в цель, но и конкретизировать ее до комплекса взаимосвязанных задач, которые могут быть решены как на одном занятии, так и в процессе организации целого цикла занятий. Независимо от сложности используемого учебного материала и характера темы урока (другого занятия), педагогу необходимо осуществлять эту деятельность на основе любой темы, а не только тех, которые подробно прописаны в методических материалах. В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

• умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока;

• умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач;

• может сформулировать критерии достижения целей урока;

• умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока;

• умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями.

Для других категорий педагогических работников показатель «Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач: данный показатель отражает то, насколько педагог умеет сделать цель урока (другого занятия) целью для ученика (воспитанника), насколько ребенок принимает поставленную перед ним цель как свою и стремится к ее достижению. Успешность педагога при решении этой задачи зависит от того, насколько обучающийся (воспитанник) вовлечен в процесс формулирования целей и задач. Для того, чтобы вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс постановки цели, педагог сам должен хорошо ориентироваться в нем. Педагог, который может вовлекать обучающихся в процесс постановки цели, использует в практике такие приемы, как демонстрация способа достижения цели, описание программы действий и признаков, на которые можно ориентироваться при контроле, оценивании и прогнозировании изменений и др. Тогда деятельность по постановке цели превращается в совместную, а у обучающихся (воспитанников) формируется умение самостоятельно ставить цель деятельности.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

• умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока;

• предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения;

• предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой;

• спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока;

• обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока.

Следует заметить, что, если учитель не определил цели ученика на данном уроке, то он не сможет обеспечить то поведение, которое нужно для достижения данной конкретной педагогической цели. Такое целепорождающее обучение возможно при использовании интерактивных технологий, когда учителем провоцируются проблемные задачи. Ученики сами добывают новые знания или оперируют уже известными им знаниями, спорят, анализируют, доказывают [3]. Приведу некоторые приёмы, которые могут способствовать формированию способности учащихся к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей.

1. Выявление неполноты знаний учащихся или создание коллизии. В начале урока на этапе актуализации знаний ведётся беседа, которая выявляет определённую неполноту знаний учащихся. Например, в начале первого урока русского языка, посвящённого теме «Парные согласные», на доске запись: б — …, в — …, г — …, д — …, ж — …, з — …. Что записано на доске? Как дополнить запись? Дети отвечают, что записаны парные согласные, дополняют недостающие данные. Это им было известно из материала первого класса. Далее обращается внимание на запись: пло., ро.. Задан вопрос: какую букву вы бы вставили на место точки? Возникает коллизия: кто-то предлагает «д», а кто-то «т». Исходя из этого, можно сформулировать тему урока и план работы над ней, а соответственно, и цели каждого этапа урока.

2. Домысливание. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников. Учитель формулирует тему урока и просит учащихся, с помощью слов помощников сформулировать цель урока. Слова помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим и т.д.

3. Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» построили план действий:

1. Повторить знания об имени прилагательном.

2. Определить, с какими частями речи сочетается.

3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

4. Исключение. Например, урок окружающего мира в 1 классе по теме «Насекомые». Даются картинки: медведь, лисица, заяц, бабочка, волк, белка. – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Эти приёмы являются универсальными, не требующими больших затрат времени урока и сил учителя.

Список литературы

1. Профстандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. № 544н// Вестник Образования России. — 2013. — Август №15.

2. Модель специалиста и высшее профессиональное образование [Текст]/ Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 2003

3. Аствацатуров, Г.О. Технология целепологания урока [Текст]/ Г.О. Аствацатуров, канд.ист.наук.- Волгоград: Учитель, 2009. – 118 с.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Текст]/ Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. М., 2010 г. – 173 с.

Библиографическое описание:


Аминова, М. Т. Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития общества / М. Т. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 898-899. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28476/ (дата обращения: 23.09.2023).



The current system of education has a great of development. If teachers will not be collected, educated and mobile, they just do not keep up with the changes in the scope of their activities. Effective organization of work of the teacher is an actual problem of modern pedagogy. Some organizational issues of the teachers are analyzed in this article. They have a primary character with some practical recommendations for teachers of different rank.

Keywords: Pedagogy, teacher, school, sphere of activity, effective organization, a new pedagogical technology, self- education, philosophy, education, search, expediency.

Деятельность учителя во многом определяет уровень развития и культуры общества. Во все времена развития нашей цивилизации труд учителя был очень тяжёлым и одновременно творчески привлекательным. Для каждой эпохи развития человечества система образования имела свои компоненты и элементы действия. Система образования нашего века тоже имеет свои компоненты, и они включают в себе следующие элементы действия:

– цели и задачи, определяющие деятельность педагогов;

– содержание процесса обучения и воспитания учеников;

– уровень подготовки педагогов;

– эффективные основы и методы обучения и воспитания;

– подготовка учеников;

– влияние глобальных процессов на учеников;

– материально-техническая база;

– финансовое обеспечение процесса образования;

– управление образовательной системы.

Современный мир очень быстротечен. Поток информация в нем громадный. Все процессы изменения общества быстро приобретают глобальный характер. Как и в других сферах деятельности человека, сейчас и в педагогике от учителя требуются глубокие знания и очень эффективные практические навыки. С другой стороны, «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

Разным направлениям деятельности учителя посвящено множество интересных научно-методических трудов. Главным требованием в этом процессе является подготовка учителя и она же является основным предметом этих исследований. Примечательно то, что сказал по этому поводу Н. Ф. Гоноболин. Он считает, что главными чертами педагога должны быть:

  1. Широкое общее развитие;
  2. Запас прочных знаний;
  3. Умение свободно оперировать словами;
  4. Интерес к учащимся;
  5. Эмоциональность, любовь к своей работе;
  6. Способность к интенсивным волевым усилиям;
  7. Настойчивый труд и другие.

В истории изучения педагогики Узбекистана есть разные этапы исследования данного вопроса. Их условно можно разделить на следующие пункты:

– 1920–30 годы. В этот период в основном были изучены вопросы организации учебного и воспитательного процесса;

– 1930–50 годы. Переход на новый уровень образования и преобладание в исследованиях идеологических основ деятельности учителя;

– 1950–60 годы. Психофизиологические основы деятельности учителя определяют основную линию изучения труда педагога в этот период исследования;

– 1960–80 годы. Развитие народного хозяйства привело к расширению задачи во всех отраслях, в том числе и в педагогике. Изучение этого процесса является основным объектом исследования деятельности учителя в тот период развития;

– 1980–90 годы. Постепенный переход к новым общественным отношениям приводит к некоторым изменениям деятельности учителя. Именно это и стало объектом изучения в этот период исследования данного вопроса;

– после 1991 года — до наших дней. Структурное реформирование образовательной системы и деятельности учителя — воспитанников. Эти вопросы и стали предметом изучения деятельности учителя в этот период исследования.

Результаты этих исследований отражены во многих научно-методологических трудах известных ученых и педагогов.

В этих трудах мы можем определить цели и задачи учителей следующим образом:

– учитель должен знать свой предмет, смысл учебного процесса, методику обучения, психологию своих учеников и видение документации учебного процесса;

– точно определять цели и задачи своей деятельности;

– составлять обоснованные планы работы и нормировать основы своей деятельности;

– эффективно использовать свои знания и навыки;

– выбрать эффективные методы обучения и воспитания;

– целенаправленно заниматься самообразованием;

– владеть высокой культурой речи;

– воздействовать на учеников и на основе равенства управлять действиями своих учеников, направлять их к достижению цели образования по своему предмету обучения;

– осуществлять систему учета, контроля и самоконтроля;

– рационально использовать время обучения учащихся;

– вести эффективную работу с родителями учеников;

– интересно организовать творчество и отдых учеников;

– постоянно обмениваться опытом со своими коллегами;

– найти перспективные точки в процессе образования в своей школе.

Деятельность учителя многогранна. Главное в ней – целесообразность действий учителя. А это тесно связано с действиями учеников в школе. Успешность деятельности учителя возможна лишь при условии умения правильно организовать свое педагогическое самовоспитание. В свое время К. Д. Ушинский, характеризируя деятельность педагогов, определил план работы по самовоспитанию учителя следующим образом:

– спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее;

– прямота в словах и поступках;

– обдуманные действия;

– решительность;

– не говорить о себе без нужды ни одного слова;

– не проводить время бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится;

– издерживать только на необходимые или приятное, а не издерживать по страсти;

– каждый вечер давать отчет в своих поступках;

– ни разу не хвастать ни тем что было, ни тем что есть, ни тем что будет.

Современные учителя готовят человека будущего. А это человек новой эры: эры генетики, эры нанотехнологий, эры дальней космонавтики, эры цифровых технологий, эры высокоточного оружия и эры очень разнообразных культур. Обучение и воспитание таких людей требует от учителя очень глубоких и универсальных знаний, а также неустанного поиска и самоотверженного труда во благо нашей великой Родины.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система, система образования, учебный процесс, элемент действия, эра.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фенизипан таблетки инструкция по применению взрослым от чего назначают
  • Стиральная машина индезит вин 102 инструкция по применению
  • Видеокурс по ремонту ноутбуков практическое руководство
  • Костробетон своими руками пошаговая инструкция видео
  • Pacemaster platinum proclub инструкция на русском