Что является основой содержания деятельности по классному руководству верно ли данное суждение

Тест Организация деятельности
педагогических работников по классному руководству.

 

1.Организация деятельности по классному руководству на
местном уровне (в муниципальных районах и городских округах) должна быть
направлена на создание дополнительных задач с учётом социально-экономической,
социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных
муниципальных образованиях.  Верно ли данное суждение?

Да

2. Общеобязательные нормы в части обеспечения
воспитательного процесса в образовательных организациях содержит Семейный
кодекс Российской Федерации?

Да

3. Можно ли сказать, что воспитательный процесс и
социализация обучающихся в современном обществе осуществляются в открытом
социуме с использованием всех его ресурсов?

Да

4. Формирование у обучающихся высокого уровня
духовно-нравственного развития осуществляется на основе как принятия
общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей, но и практической
готовности им следовать. Верно ли данное суждение?

Да

5. В рамках деятельности, связанной с классным руководством,
в инвариантной части организуется изучение психофизиологических особенностей
обучающегося, в том числе социально-бытовых условий, состояния и условий
семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье. Верно
ли данное суждение?

Да

6. Одним из механизмов формирование активной жизненной и
социальной позиции обучающихся является использование возможностей
волонтёрского движения и детских общественных движений?

Да

7. В рамках деятельности, связанной с классным руководством,
в вариативной части организуется выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся
в сложной жизненной ситуации. Верно ли данное суждение?

Нет ( это инвариативная часть)

8. В образовательных организациях воспитательный процесс
осуществляется в целях формирование и развитие личности в соответствии с
семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Верно ли данное суждение?

Да

9. Классный
руководитель в своей работе должен учитывать:

Все выше
перечисленное.

10.  В рамках
одного класса педагогический работник
осуществляющий классное руководство, является единственным субъектом
воспитательной деятельности. Верно ли данное суждение?

Нет.

11.Классный руководитель выполняет обязанности, относящихся
непосредственно к управленческой деятельности, а не к педагогической
деятельности. Верно ли суждение?

Нет.

12. Воспитание детей в рамках Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года рассматривается как стратегический
общенациональный приоритет?

Да

13. Вариативная часть деятельности, связанной с классным
руководством, в том числе содержит направление работы по содействию повышению
дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося. Верно ли
суждение

Нет.

14. Воспитательные функции выполняют все педагогические
работники общеобразовательной организации?

Да

15. Верно ли суждение о том, что классное руководство не
входит в состав его должностных обязанностей педагогического работника

Да.

16. Формирование внутренней позиции личности
обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной
действительности осуществляется на основе детско-взрослого общения, основанного
на принципах взаимного уважения и взаимопомощи. Верно ли суждение?

Да.

17. Деятельность по развитию личности и созданию условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства можно ли назвать воспитанием?

Да.

18. Гуманизации межличностных отношений в
классе может являться одним из механизмов создание благоприятных
психолого-педагогических условий в классе?

Да

19. Является ли приоритетной задачей деятельности
по классному руководству формирование у обучающихся активной гражданской позиции
и причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России?

Да

20. Педагогический коллектив общеобразовательной
организации не является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей
личностного развития и воспитания. Верно ли данное суждение?

Да

19. Является ли приоритетной задачей деятельности
по классному руководству формирование у обучающихся активной гражданской
позиции и причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России?

Да

20. Педагогический коллектив общеобразовательной
организации не является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей
личностного развития и воспитания. Верно ли данное суждение?

Нет

Организация деятельности педагогических работников
по классному руководству

1. Общеобязательные нормы в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях содержит Семейный кодекс Российской Федерации?

  • Да
  • Нет

2. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности осуществляется на основе детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

3. Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, определены и не могут быть изменены общеобразовательной организацией. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

4. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в вариативной части организуется формирование у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

5. Гуманизация межличностных отношений в классе может являться одним из механизмов создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе?

  • Да
  • Нет

6. В образовательных организациях воспитательный процесс осуществляется в целях формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

7. Одним из механизмов формирование активной жизненной и социальной позиции обучающихся является использование возможностей волонтёрского движения и детских общественных движений?

  • Да
  • Нет

8. Вариативная часть деятельности, связанной с классным руководством, в том числе содержит направление работы по содействию повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

9. Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций включают комплекс документов, регламентирующих содержание и порядок организации классного руководства?

  • Да
  • Нет

10. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в вариативной части организуется выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

11. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы не организуется. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

12. Является ли приоритетной задачей деятельности по классному руководству формирование у обучающихся активной гражданской позиции и причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России?

  • Да
  • Нет

13. Классный руководитель в своей работе должен учитывать:

  • индивидуальные особенности
  • образовательные запросы
  • характеристику класса
  • состояние здоровья
  • условия жизни обучающихся
  • индивидуальные возрастные особенности
  • все вышеуказанное

14. В рамках одного класса педагогический работник, осуществляющий классное руководство, является единственным субъектом воспитательной деятельности. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

15. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития осуществляется на основе как принятия общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей, но и практической готовности им следовать. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

16. Классный руководитель выполняет обязанности, относящихся непосредственно к управленческой деятельности, а не к педагогической деятельности. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

17. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в инвариантной части организуется изучение психофизиологических особенностей обучающегося, в том числе социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

18. Можно ли сказать, что воспитательный процесс и социализация обучающихся в современном обществе осуществляются в открытом социуме с использованием всех его ресурсов?

  • Да
  • Нет

19. Педагогический коллектив общеобразовательной организации не является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

20. Организация деятельности по классному руководству на местном уровне (в муниципальных районах и городских округах) должна быть направлена на создание дополнительных задач с учётом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях. Верно ли данное суждение?

  • Да
  • Нет

21. Воспитание детей в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года рассматривается как стратегический общенациональный приоритет?

  • Да
  • Нет

22. Воспитательные функции выполняют все педагогические работники общеобразовательной организации?

  • Да
  • Нет

23. Верно ли суждение о том, что классное руководство не входит в состав его должностных обязанностей педагогического работника

  • Да
  • Нет

24. Деятельность по развитию личности и созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства можно ли назвать воспитанием?

  • Да
  • Нет


По материалам социальных сетей

11.1. Классный руководитель в воспитательной
системе школы

Классный руководитель – это непосредственный
и основной организатор учебно-воспитательной
работы в школе, официальное лицо,
назначаемое ее директором для осуществления
воспитательной работы в классе.

Институт классного руководства сложился
очень давно, практически вместе с
возникновением учебных заведений. В
России до 1917 г. эти педагоги назывались
классными наставниками и классными
дамами. Они были обязаны вникать во все
жизненные события вверенных им ученических
коллективов, следить за взаимоотношениями
в них, формировать доброжелательные
отношения между детьми. Педагогу
надлежало служить примером во всем,
даже его внешний вид был образцом для
подражания.

В советской школе должность классного
руководителя была введена в 1934 г. Классным
руководителем назначался один из
учителей, на которого возлагалась особая
ответственность за воспитательную
работу в данном классе. Обязанности
классного руководителя рассматривались
как дополнительные к основной
преподавательской работе.

В настоящее время институт классного
руководства существенно изменился,
поскольку имеется несколько типов
классного руководства: а) учитель-предметник,
одновременно выполняющий функции
классного руководителя; б) освобожденный
классный руководитель, выполняющий
только воспитательные функции; в)
классный куратор (попечитель), которому
поручено наблюдение за какой-либо
работой; г) тьютор (защитник, покровитель,
опекун), осуществляющий контроль в
условиях, когда учащиеся берут на себя
ряд организаторских функций педагога.

Основными функциями классного руководителя
являются:

• воспитательная (социальная защита
ребенка);

• организаторская (работа по всем
педагогическим аспектам жизнедеятельности
класса и школы, формирование личности
и коллектива, изучение учащихся);

• координирующая (установление
позитивного взаимодействия между всеми
участниками воспитательного процесса
– педагогами, учащимися, родителями,
общественностью);

• управленческая (контроль за динамикой
развития личности и коллектива на основе
ведения личных дел учащихся и других
видов документации).

Приоритетной среди них является функция
социальной защиты ребенка, под которой
понимается целенаправленная, сознательно
регулируемая система практических
социальных, политических, правовых,
психолого-педагогических, экономических
и медико-экологических мер, обеспечивающих
нормальные условия и ресурсы для
физического, умственного и
духовно-нравственного развития детей,
предотвращения ущемления их прав и
человеческого достоинства. Реализация
этой функции предполагает обеспечение
условий для адекватного развития
ребенка. Работа классного руководителя
в данном направлении – это деятельность
не только непосредственного исполнителя,
но и координатора, помогающего получить
детям и их родителям социальную поддержку
и социальные услуги. Выполняя эту
функцию, он должен, решая острые
сиюминутные проблемы, быть готовым к
опережению событий и, опираясь на точный
прогноз, ограждать ребенка от возможных
проблем и трудностей.

Объектом социальной защиты и социальных
гарантий являются все дети независимо
от их происхождения, благополучия
родителей и условий жизнедеятельности.
Однако особенно важно выполнение данной
функции по отношению к детям, оказавшимся
в особо трудном положении: детям из
многодетных семей, детям-инвалидам,
сиротам, беженцам и т. п., которые больше
других нуждаются в экстренной социальной
защите.

Главное назначение организаторской
функции – поддержка положительной
детской инициативы, связанной с
совершенствованием жизни региона,
микросреды, школы и самих школьников.
Другими словами, классный руководитель
не столько организует учащихся, сколько
оказывает им помощь в самоорганизации
разнообразной деятельности: познавательной,
трудовой, эстетической, а также свободного
общения, являющегося частью досуга.
Важна на этом уровне функция сплочения
коллектива, выступающая не как самоцель,
а как способ достижения поставленных
перед классом целей. Одной из задач
классного руководителя при этом является
развитие ученического самоуправления.

Успех воспитательной деятельности
классного руководителя во многом зависит
от глубокого проникновения во внутренний
мир детей, понимания их переживаний и
мотивов поведения. В этих целях он
изучает школьников не только на уроке,
но и во внеурочное время, при посещении
семей учеников, во время экскурсий и
походов.

Координирующая функция классного
руководителя проявляется прежде всего
в том, что он осуществляет воспитательную
деятельность в тесном сотрудничестве
с другими членами педагогического
коллектива и в первую очередь с теми
педагогами, которые работают с учениками
данного класса (микропедколлективом
класса). С одной стороны, он использует
информацию, которую получает о детях
от учителей, а с другой – обогащает
представления педагогов о ребенке,
предлагая им свою информацию, которая
поможет отрегулировать действия
педагога, его методы работы с учеником.

Классный руководитель является связующим
звеном между учителями и родителями
ребенка. Он информирует педагогов о
состоянии воспитанника, особенностях
родителей, организует их встречи с
учителями-предметниками. Особое внимание
классный руководитель должен уделить
новым педагогам, которых важно познакомить
с особенностями классного коллектива
и отдельных учеников, а также с
требованиями, предъявляемыми предыдущим
учителем и педагогами класса.

Одной из форм взаимодействия классного
руководителя и учителей-предметников,
обеспечивающей единство действий и
способствующей выработке единых подходов
к воспитанию, является педагогический
консилиум, на котором формируется
всесторонний взгляд на ребенка.

В рамках управленческой функции классный
руководитель осуществляет диагностику,
целеполагание, планирование, контроль
и коррекцию воспитательной деятельности.
Реализация диагностической функции
предполагает выявление исходного уровня
воспитанности учащихся и постоянное
отслеживание изменений. Она направлена
на исследование и анализ индивидуальности
ребенка, поиск причин неэффективности
результатов и характеристику целостного
педагогического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать
как совместную с учащимися выработку
целей воспитательной деятельности.
Доля участия классного руководителя в
этом процессе зависит от возраста
школьников и уровня сформированности
классного коллектива. Логика целеполагания
отражается в процессе планирования
деятельности классного руководителя.

Основная цель функции контроля и
коррекции – обеспечение постоянного
развития воспитательной системы класса.
Реализация функции контроля предполагает
выявление как положительных результатов,
так и причин недостатков и возникающих
в процессе воспитания проблем. На основе
анализа результатов контроля проводится
коррекция работы классного руководителя
либо с классом в целом, либо с конкретной
группой учащихся или отдельным учеником.
Контроль работы классного руководителя
– это не столько контроль со стороны
администрации школы, сколько самоконтроль
с целью коррекции. Коррекция – это
всегда совместная деятельность классного
руководителя и коллектива класса в
целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют
содержание деятельности классного
руководителя. В воспитательной системе
школы классный руководитель выступает
как административное лицо, наделенное
соответствующими правами и обязанностями,
а именно:

– получать информацию о психическом и
физическом здоровье каждого ребенка;

– контролировать успеваемость каждого
ученика;

– контролировать посещаемость детьми
учебных занятий;

– координировать и направлять в единое
русло работу учителей данного класса
(а также психолога, социального педагога);

– организовывать воспитательную работу
с учащимися класса: проводить «малые
педсоветы», педагогические консилиумы,
тематические мероприятия и т. п.;

– выносить на рассмотрение администрации,
совета школы предложения, согласованные
с коллективом класса;

– приглашать в школу родителей (или
лиц, их заменяющих), для решения вопросов,
связанных с воспитанием и обучением
учащихся, по согласованию с администрацией
обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, психолого-медико-педагогическую
комиссию, в комиссию и советы содействия
семье и школе на предприятиях;

– получать помощь от педагогического
коллектива школы;

– определять индивидуальный режим
работы с детьми исходя из конкретной
ситуации;

– отказываться от поручений, лежащих
за границами содержания его работы;

– вести опытно-экспериментальную работу
по проблемам дидактической и воспитательной
деятельности;

– организовывать учебно-воспитательный
процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности
учащихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;

– оказывать помощь ученику в решении
острых проблем (предпочтительно лично,
можно привлечь психолога);

– устанавливать контакт с родителями
и оказывать им помощь в воспитании детей
(лично, через психолога, социального
педагога).

Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих
обязанностей классному руководителю
необходимо хорошо знать психолого-педагогические
основы работы с детьми, быть информированным
о новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.

11.2. Методика планирования работы
классного руководителя

Эффективность деятельности классного
руководителя во многом определяется
грамотным планированием работы, которое
предполагает составление различных
видов документации.

При планировании работы классному
руководителю необходимо учитывать: 1)
результаты предыдущей работы и выводы,
полученные в ходе ее анализа; 2)
воспитательные и организационно-педагогические
задачи; 3) материалы, педагогические и
методические рекомендации по работе с
учащимися и классным коллективом,
родителями; 4) передовой опыт страны,
города, школы; 5) возможности родителей
и общественности; 6) воспитательный
потенциал социального окружения школы,
предприятий, культурных учреждений; 7)
традиционные праздники учебного года;
8) события и факты, связанные с жизнью
страны, города, села; 9) события, даты,
связанные с жизнью и деятельностью
выдающихся людей; 10) традиции школы и
классного коллектива; 11) мероприятия,
проводимые ближайшими культурными
учреждениями; 12) планы школьного
коллектива; 13) предыдущие планы работы
классного коллектива и классного
руководителя.

В зависимости от личностных установок
и стиля работы классный руководитель
может составлять различные планы:

• программу воспитательной работы в
классе;

• план работы на год, полугодие, четверть,
месяц, неделю, день;

• план работы по важнейшему направлению
на определенный период (месяц, год,
несколько лет), например по нравственному
воспитанию учащихся, профориентационной
работе;

• план подготовки и проведения
воспитательного мероприятия и
родительского собрания;

• план работы с творческим объединением,
родительским комитетом и т. п.;

• план самообразования по совершенствованию
педагогического мастерства.

Программа воспитательной работы в
классе – самый сложный вид планирования,
поскольку он предполагает серьезную
аналитическую деятельность и
психолого-педагогическую подготовленность
педагога. От плана воспитательной работы
программа отличается тем, что в ней
обязательно должны отражаться параметры,
обосновывающие: а) почему в работе с
данным классом выбраны именно эти
направления деятельности; б) какая
логика лежит в основе намеченной работы
и чем она обосновывается; в) как именно
будут проходить подготовка и проведение
различных видов и форм работы (с
коллективом в целом, органами
самоуправления, родителями, педагогами
и общественностью).

Программа воспитательной работы в
классе (примерная структура)

1. Объяснительная записка:

а) особенности класса и воспитанников;

б) особенности ближайшего социального
окружения каждого ребенка и его
взаимодействие со средой;

в) принципы отбора содержания и организации
воспитательного процесса;

г) принципы построения программы.

2. Воспитательные цели.

3. Содержание и организация воспитательного
процесса.

A. Организация жизнедеятельности детского
коллектива:

а) задачи;

б) содержание;

в) способы реализации задач.

Б. Организация деятельности органов
детского самоуправления:

а) задачи;

б) содержание деятельности и способы
реализации задач.

B. Сотрудничество в достижении
воспитательных результатов:

а) задачи;

б) содержание деятельности и формы
сотрудничества.

Основным документом в работе классного
руководителя является план на учебный
год (полугодие). Рекомендуются следующие
разделы этого плана.

1. Анализ педагогической работы за
прошедший учебный год.

2. Задачи работы классного руководителя
на новый учебный год, постановка которых
должна отвечать следующим требованиям:

а) вытекать из анализа работы;

б) отличаться от задач предыдущего года;

в) быть конкретными и реальными для
выполнения;

г) пронизывать всю планируемую работу
с учащимися, родителями, классным
коллективом.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим
коллективом.

5. Работа с семьей и общественностью.

Примерная схема плана (на год, полугодие,
четверть)

Общепринятых формы и структуры плана
работы классного руководителя нет и
быть не может, поскольку педагогу
необходимо творчески подходить к его
составлению, учитывая особенности
классного коллектива, условия школы, а
также личный опыт работы. Структура и
форма плана классного руководителя
могут быть разнообразными; главное,
чтобы они были удобны для работы и
оперативной корректировки.

Одна из форм, используемых классными
руководителями, предполагает соединение
в себе перспективного, календарного и
текущего планирования. При оформлении
плана на каждую неделю отводится один
разворот тетради. Это позволяет
предусмотреть основные дела на весь
год и своевременно вносить дополнения
и изменения.

Целесообразно составление плана
индивидуальной работы с каждым учащимся.
Это возможно, если классный воспитатель
освобожден от учебной работы, занимает
полную ставку педагога и имеет время
для целенаправленной работы с каждым
ребенком.

Классному руководителю нужно позаботиться
о том, чтобы план был наглядно оформлен
и доступен всем учащимся. Он может
представлять собой план-сетку, где
отражены основные дела и события класса,
а также школьные мероприятия, в которых
дети решили участвовать. Лучше, если
учащиеся сами выберут или самостоятельно
создадут свою форму плана.

Классный руководитель должен помнить,
что процесс планирования не заканчивается
написанием плана, а продолжается в
течение года, поскольку составляются
более частные, конкретные планы
воспитательных мероприятий, в соответствии
с которыми план работы постоянно
корректируются.

11.3. Методика организации и проведения
классного часа

В ряде школ для работы каждого классного
коллектива в один из дней недели
определено время, которое принято
называть классным часом и проводить в
различных формах: а) как классное
ученическое собрание; б) как час классного
руководителя (воспитательный час); в)
как сочетание различных форм (ученическое
собрание и собрание родителей, час
классного руководителя и ученическое
собрание).

Час классного руководителя и классное
собрание имеют разные задачи, содержание,
организационные формы и методы проведения,
по-разному определяют роль, функции,
позицию педагога и его взаимоотношения
с детьми. Час классного руководителя
представляет собой форму воспитательной
работы педагогов с учащимися во внеурочное
время. В отличие от классного ученического
собрания, воспитательный час не
предполагает принятия решений по
обсуждаемым вопросам жизни коллектива.

Час классного руководителя – это форма
воспитательной работы, при которой
школьники под руководством педагога
включаются в специально организованную
деятельность, способствующую формированию
у детей системы отношений к окружающему
миру. Выделяют следующие воспитательные
функции классного часа: просветительную,
ориентирующую, направляющую и формирующую
(Н. Е. Щуркова).

Методика организации классного часа
предполагает определение его содержания,
которое зависит от целей, задач, возрастных
особенностей детей, их опыта.

Могут быть предложены различные темы
классных часов, например человек и
человеческие отношения, наука и познание,
прекрасное в жизни, искусстве, человеке,
вопросы государства и права, соблюдение
гигиенических норм, половое воспитание,
профориентация, психологическое
просвещение, экономическое и экологическое
воспитание и т. д.

Темы и содержание классных часов классный
руководитель определяет, когда изучит
уровень воспитанности школьников, их
нравственные представления, взгляды,
интересы, желания, суждения (с помощью
анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания
и отношений в коллективе. Педагог может
привлечь детей и их родителей к определению
наиболее важных тем для рассмотрения
на часе классного руководителя.

Подготовка классного руководителя к
воспитательному часу предполагает
выполнение следующих действий:

1) определение темы классного часа,
формулировка его цели исходя из задач
воспитательной работы с коллективом;

2) тщательный отбор материала с учетом
поставленных целей и задач на основе
требований к содержанию классного часа
(актуальность, связь с жизнью, опытом
учащихся, соответствие их возрастным
особенностями, образность и эмоциональность,
логичность и последовательность);

3) составление плана подготовки и
проведения классного часа;

4) привлечение школьников к активной
деятельности в период подготовки и в
ходе классного часа, использование
разнообразных методов и приемов,
воздействующих на сознание, чувства и
поведение учащихся, повышающих интерес
и внимание к обсуждаемой проблеме;

5) подбор наглядных пособий, музыкального
оформления, подготовку помещения,
создание обстановки, благоприятной для
откровенного, непринужденного разговора;

6) определение целесообразности участия
в классном часе учащихся и их родителей,
друзей, старших и младших товарищей,
работников школы, специалистов по теме
классного часа;

7) определение своей роли и позиции в
процессе подготовки и проведения
воспитательного часа;

8) выявление возможности по закреплению
полученной на классном часе информации
в дальнейшей практической деятельности
детей.

При подготовке и проведении классных
часов используются различные приемы:
а) рассказ, чтение газетных и журнальных
материалов с последующим обсуждением,
обзоры периодических изданий; б) лекции,
проводимые приглашенными специалистами;
в) анкетирование и анализ его результатов;
в) беседы за круглым столом, обсуждение
конкретных событий; г) знакомство с
произведениями искусства, элементы
художественно-творческой деятельности
самих учащихся (когда в ходе классного
часа поют, рисуют, сочиняют); д) обращения
к высказываниям выдающихся людей с
последующим обсуждением; е) «мозговой
штурм», работа в творческих группах.

Практика показывает, что наиболее
эффективны и интересны для детей приемы
и элементы методики коллективной
творческой деятельности.

Воспитательный час можно провести и
вне школы. Так, классный час, посвященный
охране природы, лучше всего организовать
в лесу, а проблему бережного отношения
к книге целесообразно рассмотреть в
библиотеке.

В зависимости от методики проведения
классные часы подразделяют на три вида.
К первому виду относятся классные часы,
подготовка к которым требует от педагога
широких познаний, жизненного и
педагогического опыта. В ходе их
проведения дети лишь привлекаются к
обсуждению некоторых вопросов, изложению
фактов и примеров. Таковы, например,
классные часы на темы: «Что такое
самообразование?», «Как развивать
память?», «Об индивидуальности и
индивидуализме» и др. Некоторые классные
часы данного вида целесообразно
проводить, привлекая специалистов –
врача, психолога, юриста. Задача классного
руководителя – оказать им помощь в
подготовке беседы или выступления.

Второй вид классных часов характеризуется
совместной деятельностью педагогов и
учащихся. Определение главных идей и
содержания, как правило, принадлежит
учителю, а пути и методы их воплощения
педагог разрабатывает вместе с детьми.
Под руководством учителя школьники
готовят отдельные фрагменты воспитательного
часа, педагог ведет классный час,
привлекая детей к обсуждению проблемы,
объединяя выступления школьников и
отдельных групп в единое целое. Примерные
темы подобных классных часов: «О культуре
внешнего вида», «О красоте внутренней
и внешней», «Твори добро ради добра» и
др.

Третий вид классных часов предполагает
активную самостоятельную работу самих
учащихся. Ответственность за их подготовку
и проведение возлагается на группу
школьников. Классный руководитель
вместе с учащимися продумывает лишь
идеи, общую композицию классного часа,
помогает микроколлективам составить
творческие задания. При самостоятельной
подготовке по группам ученики проявляют
творческий подход, много выдумки,
фантазии, между группами возникает дух
соревнования. Ведут воспитательный час
сами учащиеся, педагог лишь иногда
направляет их. После проведения классных
часов такого типа целесообразно подвести
итоги, дать оценку работе групп.

Подчеркнем, что выбор вида классного
часа зависит от темы, содержания
материала, возраста учащихся, уровня
их знаний по данной проблеме, опыта
коллективной деятельности, а также
педагогического мастерства и индивидуальных
особенностей классного руководителя,
характера его взаимоотношений со
школьниками.

Особо следует выделить классные часы,
на которых перед учащимися выступают
приглашенные гости или родители. Встречи
с интересными людьми играют важную роль
в воспитании, но они достигают успеха
лишь в том случае, когда удовлетворяют
интересы детей и реализуют педагогические
замыслы воспитателя. Подготавливая
встречу, классный руководитель создает
желаемую воспитательную ситуацию:
предварительно беседует с приглашенными,
рассказывает им о цели мероприятия и
его идейной направленности, об особенностях
классного коллектива, дает некоторые
советы по содержанию и форме выступления.
Вместе с тем педагог подготавливает к
встрече и самих учащихся, вызывая у них
интерес к предстоящему общению,
рассказывая о достоинствах гостей. Он
вместе с активом распределяет поручения
между школьниками. Микроколлективы
готовят сюрпризы для гостей, оформляют
помещение, продумывают, как пригласить
гостей, завершить встречу, проявить
уважение и внимание к приглашенным.

11.4. Методика анализа результатов
воспитательного процесса

Важным аспектом деятельности классного
руководителя является изучение
результатов и эффективности воспитательного
процесса, направленное на решение ряда
задач: а) выявление реального состояния
воспитательного процесса (эта задача
решается с помощью педагогического
среза, в ходе которого изучаются состояние
и результативность воспитательной
работы с учетом конкретных критериев,
показателей, поставленных задач); б)
анализ изменений, произошедших в
воспитательном процессе, изучение
влияния различных условий и средств на
результаты работы, а также их эффективности
и педагогической целесообразности; в)
выявление возможностей развития
воспитательного процесса; г) изучение
состояния и динамики развития
воспитательного процесса для поиска
путей и средств его совершенствования;
д) определение эффективности влияния
воспитательной работы на развитие
личности учащегося и педагога, отношений
в коллективе.

Деятельность классного руководителя
по изучению эффективности процесса
воспитания должна опираться на ряд
принципов.

1. При отборе критериев, показателей и
методик изучения эффективности
воспитательной работы необходимо
использовать системный подход, позволяющий
установить взаимосвязь оценочно-результативного
компонента с целями, задачами, содержанием
и способами организации педагогического
процесса.

2. При диагностике результатов развития
личности следует фиксировать изменения
личности ребенка, которые могут
свидетельствовать об эффективности
воспитательного процесса.

3. Диагностика должна ориентироваться
на изменения в развитии ребенка в течение
нескольких лет, а не на одноразовые
срезы, поэтому целесообразно проводить
многолетнее диагностическое исследование
с неизменными критериями и методиками
на протяжении всего периода изучения
личности.

4. Диагностический инструментарий не
должен быть громоздким и требовать
большого количества времени и сил для
подготовки и проведения изучения,
обработки получаемых результатов.
Однако необходимо помнить, что
использование в процессе изучения
только экспресс-методик не всегда
оправданно, так как выигрыш во времени
нередко влечет за собой снижение качества
получаемой информации.

5. Необходима максимальная включенность
педагогов в диагностический процесс.
Это способствует повышению качества
диагностики, сокращению затрат времени
у главных организаторов изучения,
расширению возможностей ознакомления
учителей, учащихся и их родителей с
результатами исследования.

6. Процесс изучения эффективности
воспитательной деятельности не должен
причинять вреда испытуемым, а его
результаты не следует использовать в
качестве средства административного
давления на педагога, родителя или
учащегося.

7. В целях диагностики необходимо
применять не одну методику, а их систему,
чтобы методы дополняли друг друга и
подтверждали объективность, достоверность
результатов изучения. По возможности
методики должны представлять собой
обычное учебное или воспитательное
средство, учитывать возрастные и
индивидуальные особенности учащихся,
специфику коллектива и взаимоотношений
в нем.

8. Некоторые диагностические методики
должен применять только специалист или
незнакомый опрашиваемым человек, чтобы
нейтрализовать влияние или даже давление
педагога, известного испытуемым.

9. В ходе диагностики необходимо стремиться
к тому, чтобы изучение состояния и
результатов работы органично вписывалось
в воспитательный процесс, а диагностическая
деятельность носила воспитывающий
характер и способствовала решению
педагогических задач.

10. Для проведения диагностики важно
предусмотреть возможность как
качественного, так и количественного
анализа полученных данных. В этих целях
нужно продумать конкретные показатели,
способы их фиксирования и математической
обработки.

Одним из основных критериев, позволяющих
определить эффективность воспитательного
процесса, является уровень развития
коллектива и характер отношений в нем.
Важнейшей характеристикой развития
коллектива является социально-психологический
климат в нем, для изучения которого за
основу берутся следующие показатели:
1) удовлетворенность членов коллектива
взаимоотношениями, процессом организации
деятельности, руководством; 2) преобладающее
настроение; 3) взаимопонимание руководителей
и подчиненных, старших и младших, взрослых
и детей; 4) степень участия членов
коллектива в управлении, уровень развития
самоуправления; 5) сплоченность,
продуктивность совместной деятельности;
6) чувство собственного достоинства у
каждого члена коллектива, гордость за
свой коллектив; 7) защищенность всех
членов коллектива.

Основной характеристикой развития
коллектива является состояние
взаимодействия его членов, осуществляемого
на нескольких уровнях: «учитель –
ученик», «ученик – ученик», «педагог –
педагог», «старший – младший», «родитель
– педагог», «родитель – ученик»,
«родитель – родитель». Непосредственным
показателем эффективности взаимодействия
участников педагогического процесса
является развитие основных его
характеристик:

• по взаимопознанию (объективность
знания личностных особенностей, лучших
сторон друг друга, интересов, увлечений;
стремление лучше узнать и познать друг
друга; обоюдный интерес друг к другу);

• по взаимопониманию (понимание общей
цели взаимодействия, общности и единства
задач, стоящих перед педагогами и
школьниками; принятие трудностей и
забот друг друга; понимание мотивов
поведения в различных ситуациях;
адекватность оценок и самооценок;
совпадение установок на совместную
деятельность);

• по взаимоотношениям (проявление
такта, внимание к мнению и предложениям
друг друга; эмоциональная готовность
к совместной деятельности, удовлетворенность
ее результатами; уважение позиции друг
друга, сопереживание, сочувствие;
стремление к официальному и неофициальному
общению; творческий характер отношений,
стимулирующий инициативу и самостоятельность
детей);

• по взаимным действиям (осуществление
постоянных контактов, активность участия
в совместной деятельности; инициатива
в установлении контактов, идущая с обеих
сторон; срабатываемость (количество,
качество, скорость проделанной работы),
координация действий на основе взаимного
содействия, согласованность; подстраховка,
помощь, поддержка друг друга);

• по взаимовлиянию (способность приходить
к согласию по спорным вопросам; учет
мнения друг друга при организации
работы; действенность обоснованных и
корректных по форме обоюдных замечаний,
изменение способов поведения и действий
после рекомендаций в адрес друг друга;
восприятие другого в качестве примера
для подражания).

11.5. Методика взаимодействия классного
руководителя с родителями учащихся

Одна из важнейших задач классного
руководителя – способствовать единению,
сплочению семьи, установлению
взаимопонимания родителей и детей,
созданию комфортных, благоприятных
условий для развития ребенка в семье.
Успешное ее решение возможно, если в
основе воспитательной работы заложена
идея сотрудничества педагогов, родителей
и учащихся.

Сотрудничество семьи и классного
руководителя должно строиться на
принципах взаимного доверия и уважения,
взаимной поддержки и помощи, терпения
и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничество классного руководителя
и семьи – это результат целенаправленной
и длительной работы, которая предполагает
прежде всего всестороннее и систематическое
изучение семьи, особенностей и условий
семейного воспитания ребенка. Основными
аспектами этого изучения должны быть:
1) состав семьи, возраст и профессия
родителей; 2) бытовые и санитарно-гигиенические
условия жизни семьи, материальная
обеспеченность; 3) активность участия
родителей в воспитании детей; 4) ценностные
ориентации родителей и детей; 5) выполнение
ребенком режима дня; 6) досуг родителей
и детей; 7) распределение обязанностей
в семье; 8) традиции, семейные праздники;
9) увлечения, способности родителей и
детей; 10) взаимоотношения в семье.

Классный руководитель также выявляет
возможности родителей для привлечения
их к организации учебно-воспитательной
работы в классе и школе, выполнению
различных видов работ.

Взаимопонимание педагогов и родителей
возможно, если классный руководитель
исключает в работе с родителями дидактизм,
не поучает, а советуется, размышляет
вместе с ними, договаривается о совместных
действиях; тактично подводит их к
пониманию необходимости приобрести
педагогические знания. При общении с
родителями должны чаще звучать фразы
типа: «А вы как думаете?», «Давайте вместе
подумаем, как быть», «Хотелось бы услышать
ваше мнение».

Во взаимодействии с родителями учащихся
классный руководитель использует
разнообразные формы работы.

Родительский лекторий знакомит родителей
с вопросами воспитания, повышает их
педагогическую культуру, помогает
вырабатывать единые подходы к воспитанию
детей. В определении тематики лектория
желательно участие родителей.

Название «лекторий» условно, оно не
означает, что родителям читаются только
лекции. Формы работы в нем разнообразны,
и лучше, если родители не являются
пассивными слушателями. В этой связи
при организации психолого-педагогического
просвещения родителей целесообразны:
а) использование активных форм проведения
занятий, предусматривающих диалог,
субъектную позицию родителей (вопросы
родителей и коллективный поиск ответа
при комментарии специалиста, решение
проблемных ситуаций, обмен опытом,
дискуссия); б) организация при подготовке
и проведении занятий групповой работы
родителей, предусматривающей «мозговой
штурм» в коллективном поиске способов
решения проблемы, разработка рекомендаций
по обсужденному вопросу, составление
памяток, проектов, предложений; в)
проведение занятий совместно с детьми
по проблемам, которые интересны и детям,
и взрослым; г) информирование о наиболее
интересных и полезных публикациях,
книгах по проблемам, которые волнуют
родителей; д) подготовка печатных
материалов, включающих конкретные
советы и рекомендации по изучаемому
вопросу.

Вечер вопросов и ответов проводится
после опроса родителей или составления
по группам проблемных вопросов, которые
возникают в воспитании детей и
взаимоотношениях с ними. На одни вопросы
может ответить педагог, для ответа на
другие приглашается специалист (например,
по вопросам психологии, полового
воспитания). Ряд вопросов проблемного
характера может быть предложен на
обсуждение родителей и стать основой
для специально подготовленного диспута.

Диспут-размышление по проблемам
воспитания – одна из самых интересных
для родителей форм повышения педагогической
культуры. Он проходит в непринужденной
обстановке, позволяет включить в
обсуждение проблем всех присутствующих.
Предметом обсуждения могут быть
конкретные ситуации из жизни класса,
семей, просмотренные вместе спектакли
или кинофильмы.

Встречу с администрацией целесообразно
проводить ежегодно. Педагоги знакомят
со своими требованиями родителей,
выслушивают их пожелания. Возможно
составление программы действий по
выявленным проблемам. Встреча может
быть завершена индивидуальными
консультациями, беседами или работой
в группах с учетом возникших проблем и
сложностей.

Наиболее важной формой является
взаимодействие педагогов с родительским
комитетом, который может выбираться
родительским собранием на весь учебный
год. В классах, где родители активны и
заинтересованы во взаимодействии,
функцию родительского комитета поочередно
выполняют все родители, распределившись
в группы по желанию. На заседании
родительского комитета, которые
проводятся по мере необходимости,
учитель и родители вырабатывают способы
реализации идей и решений, принятых
собранием. Члены комитета могут
распределить между собой обязанности,
роли, функции по организации работы как
с родителями, так и с детьми, определить
способы взаимодействия с отдельными
родителями и семьями. Родительский
комитет класса стремится привлечь
родителей и детей к организации классных
дел, решению проблем жизни коллектива.
Такие же функции выполняет родительский
комитет школы, который формируется из
представителей первичных коллективов,
выполняет решения родительской
конференции или собрания школьного
коллектива.

Вопрос о посещении детей на дому является
спорным, поскольку в нем есть как
положительные, так и отрицательные
моменты. С одной стороны, педагог, посетив
семью ученика, может узнать, в каких
условиях живет ребенок, и при необходимости
попытаться повлиять на них, но с другой
стороны, такая мера представляет собой
вторжение в личную жизнь семьи. Кроме
того, не исключено, что учителю будет
сложно установить контакт с этой семьей.

Правила педагогического консультирования
родителей при посещении семьи таковы:
1) не приходить в семью без предупреждения,
чтобы не поставить ее в неловкое положение
или самому не оказаться в таком положении;
по возможности планировать визит не
более чем на 5-10 минут (опытному педагогу
этого времени достаточно для того, чтобы
разобраться в обстановке, а для родителей
такой визит не будет обременительным);
2) не вести беседу, стоя у входа, в верхней
одежде; 3) избегать агрессивного тона,
даже если такая форма общения навязывается
родителями; 4) вести беседу в присутствии
ребенка.

Наиболее распространенной формой работы
классного руководителя с родителями
является родительское собрание, решения
которого определяют основные направления
воспитания детей в семье, деятельность
классного руководителя и родительского
комитета по усилению взаимодействия
семьи и школы. Основными задачами,
требующими разрешения на уровне
взаимодействия классного руководителя
и родителей, являются:

– изучение условий воспитания в каждой
семье;

– информирование родителей о динамике
и результатах обучения и воспитания
детей в школе;

– педагогическое просвещение родителей;
оказание конкретной помощи семьям,
испытывающим затруднения педагогического
и материального характера;

– непосредственное привлечение родителей
к организационно-управленческим аспектам
педагогического процесса в классе и
школе.

В зависимости от специфики решаемых
задач выделяются различные виды классного
родительского собрания.

1. Организационные (выбор классного
родительского комитета; выбор деятельности
по направлениям; выбор представителей
в совет школы; разработка и утверждение
плана работы родительского комитета
на четверть, полугодие; создание
инициативных групп из числа родителей
класса для помощи в подготовке общешкольных
и классных мероприятий и т. п.). Основная
задача таких собраний – сформировать
работоспособный родительский актив,
который станет помощником классного
руководителя в организации воспитательной
работы в классе, мобилизует родителей
на непосредственное включение в
педагогический процесс.

2. Тематические (ориентирующие на
разрешение проблем педагогического
просвещения родителей). По форме
проведения это могут быть лекции и
беседы по психолого-педагогической
тематике, психолого-педагогические
тренинги, дискуссии, читательские
конференции по проблемам семейного
воспитания. К тематическим можно отнести
также экстренные собрания и совместные
собрания родителей и детей, посвященные
какому-либо празднику или определенной
теме («Встреча поколений», «Мой выбор
профессии», «Подготовка к выпускным
экзаменам» и т. д.).

Основное назначение тематических
собраний, посвященных проблемам
педагогического просвещения – повысить
уровень психолого-педагогической
культуры родителей, вызвать интерес к
научным путям решения проблем семейного
воспитания, побудить к анализу и коррекции
своих взаимоотношений с детьми с
педагогических позиций.

Экстренные собрания призваны оперативно
определить совместные действия педагогов
и родителей в связи с каким-то чрезвычайным
происшествием, сложной ситуацией,
решением совета школы и т. п.

3. Итоговые (направленные на подведение
итогов в работе за определенный период
времени). Они проводятся по результатам
четверти, полугодия и года. Основная
задача таких собраний – подвести итоги
работы класса за истекший период,
проанализировать причины успехов и
неудач, наметить пути дальнейшего
сотрудничества. Эти собрания также
могут проводиться совместно с детьми,
что способствует повышению их
ответственности за результаты своего
учебного труда, поведение.

4. Комбинированные (включающие в себя
задачи всех предыдущих видов собрания).
Проведение таких собраний практикуется
классными руководителями наиболее
часто.

Вне зависимости от вида родительского
собрания выделяют некоторые общие
требования к его организации:

• своевременное информирование родителей
о его проведении;

• тактичное информирование родителей
о позитивных изменениях в воспитании
и обучении их детей, информация о жизни
класса как единого коллектива (о планах,
достижениях, развитии гуманистических
отношений);

• определение направлений дальнейшей
совместной деятельности с родителями
и управленческих аспектов
учебно-воспитательного процесса класса,
школы, мобилизация их к этому сотрудничеству;

• создание психологически комфортной
обстановки в общении с родителями.

Содержание деятельности классного руководителя

1.Цели воспитательной деятельности классного руководителя

  1. Создание психолого – педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).
  2. Организация разнообразной творческой, личностной и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков  саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
  3. Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

  Исходя из вышесказанного основные содержательные направления, виды и формы деятельности классного руководителя могут быть следующие:

        Классный руководитель:

  1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для чего:
  1. Изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.
  2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам).
  3.  Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя  отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным).
  4. В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению.
  5. Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рисует привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т.д.

2.Осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива:

  1. Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т.д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений.
  2. Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.

2.Основные обязанности классного руководителя

                Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде (КЗОТа) РФ, (ст.130), Закона РФ «Об образовании», а также Устава и концепции деятельности школы и настоящего Положения о классном руководителе.

  1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели,- 6 часов (30% от ставки учителя).
  2. Час классного руководителя («классный час») проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.
  3. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Мероприятие должно быть хорошо подготовлено, его программа (сценарий) и другие материалы хранятся педагогом в течение года и предоставляются в случае необходимости администрации при отчете за учебный год.
  4. Количество родительских собраний – не менее одного в четверть.
  5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год. Проверка, отчетность, критерии оценки педагогического труда оговариваются и согласовываются администрацией с педколлективом заранее и оформляются в виде приказа по школе.
  6. Отчеты проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
  7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

3. Документация и отчетность

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:

  1. Классный журнал;
  2. Планы воспитательной работы с классным коллективом;
  3. Личные дела учащихся;
  4. Карты развития личности ребенка;
  5. Протоколы родительских собраний;
  6. Дневники учащихся;
  7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-   психологических исследований в классе с детскими работами и т.д.

4. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

  1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
  2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
  3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».
  4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда.
  5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.

     Классный руководитель не имеет права:

  1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыков и т.д.;
  2. Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика или расправы над ним;
  3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать).
  4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
  5. Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

6. Классный руководитель должен знать:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Конвенцию о правах ребенка;
  3. Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию;
  4. Школьную гигиену;
  5. Педагогическую этику;
  6. Теорию и методику воспитательной работы;
  7. Основы трудового законодательства.

7.Классный руководитель должен уметь:

  1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности;
  2. Видеть и формулировать собственные цели;
  3. Составить план воспитательной работы в классе;
  4. Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников;
  5. Провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер и т.д.;
  6. Анализировать собственную деятельность и её результаты;
  7. Организовать и провести родительское собрание;
  8. Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Примечание: все вышеназванные знания и умения являются предметом  изучения на семинарах МО классных руководителей школы.

Приступая к рассмотрению содержания
профессиональной педагогической деятельности
классного руководителя, уточним основные
категории труда и профессиональной
деятельности.

Труд — целенаправленная деятельность
человека, в процессе которой он при помощи орудий
труда воздействует на природу и использует ее в
целях создания предметов, необходимых для
удовлетворения своих потребностей [7, с.696].

Как отмечает В.Д. Шадриков (1996), трудовая
деятельность выступает в единстве трех аспектов:
предметно-действенном (как процесс, в котором
«человек при помощи средств труда вызывает
заранее намеченное изменение предмета труда»);
физиологическом (как «функции человеческого
организма»); психологическом (как осуществление
сознательной цели, проявление воли, внимания,
интеллектуальных свойств работника и т.д.).

При изучении конкретной трудовой деятельности
главное внимание должно уделяться специфике
механизмов отражения действительности,
раскрытию того, как внешние воздействия в
конкретном случае преломляются через внутренние
условия и как влияет деятельность на изменение
ее внутренних условий. Трудовая деятельность
человека является профессиональной, если
выполняются по крайней мере еще два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием
определенного уровня квалификации, мастерства,
умения, профессиональной подготовки, специально
полученных знаний и навыков, которые часто
подтверждаются специальными документами о
профессиональном образовании: дипломами,
свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода
товаром, который человек может продавать на
рынке труда. Причем, товаром, который пользуется
спросом, за который другие люди готовы платить.
То есть профессиональная деятельность может
служить источником доходов человека.

Таким образом, профессиональная деятельность
— род труда, следствие его дифференциации [2, 285].

Профессиональная деятельность
специфическая человеческая форма отношения к
окружающему миру, содержание которой составляет
его целесообразное изменение и преобразование в
интересах людей; условие существования общества
[6, 382].

Это определение можно дополнить тем, что
человек «преобразует и самого себя» (А.Н.
Леонтьев, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова-Славская
и др.). Осуществление профессиональной
деятельности требует овладения человеком той
или иной профессией.

Профессии это исторически возникшие
формы деятельности, необходимые обществу, для
выполнения которых человек должен обладать
суммой знаний и навыков, иметь соответствующие
способности и профессионально важные качества
[3].

Профессия характеризуется следующими
важнейшими признаками: принадлежность ее
конкретному человеку; относительно длительное,
чаще пожизненное, выполнение определенных
функций; наличие специальных технических и
интеллектуальных знаний (образования), умений и
навыков, опыта, приобретенных в ходе работы;
получение платы за свой труд, дохода,
обеспечивающего поддержание существования
работника и его семьи; формирование объединений
и профессиональных групп, создаваемых на почве
однородных близких интересов, их контроль над
притоком новых кадров, обеспечение
гарантированного пребывания в должности;
создание определенного общественного статуса,
образа жизни работника, его поведения как на
работе, так и вне ее, что приводит к
отождествлению, идентификации человека и его
профессии, самовыражению работника,
удовлетворению потребностей; власть над
непрофессионалами в ходе взаимодействия с ними в
процессе реализации профессии в смысле
определения потребностей и образа действий
клиентов и т.д.

В сфере образования, как и во многих других
областях материального и духовного
производства, наблюдается тенденция к
внутрипрофессиональной дифференциации. В.А.
Сластенин рассматривает в качестве причины
такого разделения труда развитие все более
совершенных и эффективных обособленных видов
деятельности в пределах педагогической
профессии. Процесс обособления видов
педагогической деятельности обусловлен, прежде
всего, существенным «усложнением» характера
воспитания и увеличением спроса на
квалифицированное обучение и воспитание
Сластенин, 2002).

В результате такой внутрипрофессиональной
дифференциации появляется профессиональная
группа специальностей — совокупность
специальностей, объединенных по наиболее
устойчивому виду социально полезной
деятельности, отличающейся характером своего
конечного продукта, специфическими предметами и
средствами труда.

Попробуем разобраться, что есть педагогическая
специальность, специализация и квалификация.
Обратимся к учебному пособию «Педагогика»
(Сластенин, 2002). Автор определяет педагогическую
специальность как вид «деятельности в рамках
данной профессиональной группы,
характеризующийся совокупностью знаний, умений
и навыков, приобретенных в результате
образования и обеспечивающих постановку и
решение определенного класса
профессионально-педагогических задач в
соответствии с присваиваемой квалификацией». В
рамках педагогической специальности
определяется педагогическая специализация — как
определенный вид деятельности, связанный с
конкретным предметом труда и конкретной
функцией специалиста. Уровень и вид
профессионально-педагогической
подготовленности специалиста, характеризующей
его возможности в решении определенного класса
задач, рассматривается как педагогическая
квалификация.

Таким образом, педагогические специальности:
педагог, учитель, преподаватель, воспитатель —
объединены в одну профессиональную группу «Образование«.
В качестве родового понятия следует определить
понятие «педагог».

Педагог — учитель общеобразовательной школы,
преподаватель профессионально-технического,
среднего специального или высшего учебного
заведения, воспитатель в дошкольном учреждении,
школе-интернате, детдоме, воспитательной
колонии, работник внешкольного учреждения и др.,
а также научный сотрудник, разрабатывающий
проблемы педагогики как науки [1].

Обобщенным объектом профессиональной
деятельности педагогов является человек, его
личность. Отношения педагога и объекта его
деятельности складываются как
субъектно-субъектные. Обобщенным специфическим
объектом профессиональной деятельности
классного руководителя является личность
ребенка. Предметом деятельности классного
руководителя является не пассивный
преобразуемый объект, а активный субъект
познания и жизнедеятельности. Все
вышеизложенное позволяет нам говорить о
деятельности классного руководителя как
профессионально-педагогической, рассматривая ее
как специализацию школьного учителя. Учитель —
это воспитатель, наставник. В этом его
гражданское, человеческое предназначение.

В своей книге «Как выбирать профессию» (1990) Е.А.
Климов представляет все многообразие профессий
посредством схем отношения человека к
окружающему его миру природы, людей, техники и
т.д. На основе предложенного автором метода
анализа профессий их можно классифицировать по
предмету труда, его целям, характеру действий,
орудиям труда и его условиям. Так, по предмету
труда все профессии подразделяются на
биономические (природа), техномические (техника),
сигномические (знаки), артономические
(художественные образы) и социономические
(взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет
пять схем профессиональной деятельности:
«Человек-Природа», «Человек-Техника»,
«Человек-Знак», «Человек-Образ»,
«Человек-Человек».

Профессия учителя относится к
социономическому типу «Человек-Человек».
Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий
определяется следующими качествами человека:
устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с
людьми, потребностью в общении, способностью
мысленно ставить себя на место другого человека,
быстро понимать намерения, помыслы и настроение
других людей, быстро разбираться во
взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать
в уме знание о личных качествах многих и разных
людей.

Человеку этой профессиональной схемы
свойственны: умение руководить, учить,
воспитывать, осуществлять полезные действия по
обслуживанию различных потребностей людей;
умение слушать и выслушивать; широкий кругозор;
речевая (коммуникативная) культура;
«душеведческая» направленность ума,
наблюдательность к проявлениям чувств, ума и
характера человека, к его поведению;
«проектировочный» подход к человеку,
основанный на уверенности, что человек всегда
может стать лучше; способность сопереживания;
наблюдательность; глубокая и оптимистическая
убежденность в правильности идеи служения
народу в целом; решение нестандартных
ситуаций; высокая степень саморегуляции (Климов,
1993).

Для анализа профессиональной пригодности
человека, работающего по схеме
«Человек-Человек», существен перечень
противопоказаний к этому типу профессиональной
занятости. Противопоказаниями к выбору
профессий данного типа являются невыразительная
речь, замкнутость, погруженность в себя,
необщительность, нерасторопность, излишняя
медлительность, равнодушие к людям, отсутствие
признаков бескорыстного интереса к человеку —
интереса «просто так» (Климов, 1993).

Исходя из дифференциации педагогических
специальностей на основе специфики объекта —
личности ребенка, и цели деятельности —
содействия максимальному индивидуальному
развитию всех сторон личности ребенка, можно
проецировать все характеристики профессии
учителя на классного руководителя. Таким
образом, деятельность классного руководителя с
позиции общей характеристики профессиональной
деятельности представляет собой специфический
ее вид в схеме отношений «Человек-Человек»,
определяясь, прежде всего, целью развития
обучающегося, средствами и способами самой
педагогической деятельности.

Под профессиональной деятельностью классного
руководителя мы подразумеваем «вид постоянно
выполняемой деятельности, специфика которой
заключается в психолого-педагогическом
воздействии на учащихся с учетом их
индивидуальных и возрастных особенностей,
запросов, интересов, увлечений, духовного мира и
вместе с тем в целенаправленном управлении
процессом учения и развития личности» [2, 286].

Педагогическая деятельность, как и любая
другая деятельность, складывается из ряда
взаимосвязанных между собой многочисленных
компонентов, образуя специфическую структуру.
Для выработки педагогического мастерства
классного руководителя необходимо детально
представлять себе структуру и связанную с ней
систему функций педагогической деятельности.

Н.В. Кузьмина (1976) выделила в структуре
педагогической деятельности, включающую в себя
общепедагогическую и
профессионально-педагогическую деятельность,
пять взаимосвязанных функциональных
компонентов: гностический, проектировочный,
конструктивный, организаторский и
коммуникативный. Применительно к деятельности
классного руководителя сущностная
характеристика этих компонентов может быть
следующей:

1. Гностический компонент относится к сфере
знаний классного руководителя. Речь идет, в
первую очередь, о знании способов педагогической
коммуникации, психологических особенностей
учащихся.

2. Проектировочный компонент включает в
себя представления о перспективных задачах
воспитания, а также о стратегиях и способах их
достижения.

3. Конструктивный компонент — это
особенности конструирования классным
руководителем собственной деятельности и
активности учащихся с учетом ближних целей
воспитания.

4. Коммуникативный компонент — это
особенности коммуникативной деятельности
классного руководителя, специфика его
взаимодействия с учащимися, педагогами школы,
представителями общественности, родителями.

5. Организаторский компонент — это система
умений классного руководителя организовать
собственную деятельность, а также активность
учащихся.

Каждый компонент педагогической деятельности
имеет свои четко определенные функции, что
подтверждают исследования некоторых ученых (В.А.
Сластенин, А.И. Щербаков).

Существует ряд других структур педагогической
деятельности, рассматривающих ее
полифункциональность, но именно предложенная
Н.В. Кузьминой типология основных компонентов
педагогической деятельности может быть отнесена
не только к педагогической, но и почти к любой
другой профессии, в том числе, и к классному
руководству.

Выделенные Н.В. Кузьминой структурные
компоненты педагогической деятельности
непосредственно соотносятся с функциональными
обязанностями классного руководителя [4],
включающими организационно-координирующие,
коммуникативные, аналитико-прогностические и
контрольные функции
(таблица 1).

Таблица 1. Соотнесение компонентов
педагогической деятельности с функциональными
обязанностями классного руководителя

Компоненты педагогической
деятельности
Функциональные обязанности классного
руководителя
Гностический компонент содействие общему благоприятному
психологическому климату в коллективе класса;

оказание
помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств;

организация в классе образовательного
процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся
в рамках деятельности общешкольного коллектива.

Проектировочный компонент контроль за успеваемостью каждого
обучающегося;

контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающимися;

определение состояния и перспектив развития
коллектива класса;

стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей.

Конструктивный компонент изучение индивидуальных особенностей
обучающихся и динамики их развития;

регулирование
межличностных отношений между обучающимися;

проведение консультаций, бесед с родителями
(иными законными представителями) обучающихся.

Коммуникативный компонент обеспечение связи
общеобразовательного учреждения с семьей;

установление
контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи
в воспитании обучающихся (лично, через психолога,
социального педагога, педагога дополнительного
образования);

взаимодействие с каждым обучающимся и
коллективом, класса в целом;

установление взаимодействия между
педагогическими работниками и обучающимися;

взаимодействие с педагогическими работниками,
а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения.

Организаторский компонент организация воспитательной работы с
обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий;

ведение
документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного
руководителя).

Таким образом, классный руководитель, реализуя
свои функции, является организатором
деятельности учащихся в классе и координатором
воспитательных воздействий на ученика. Именно он
непосредственно взаимодействует как с
учащимися, так и с их родителями. Главное в
деятельности классного руководителя —
содействие саморазвитию личности, реализации ее
творческого потенциала, обеспечение активной
социальной защиты ребенка, создание необходимых
и достаточных условий для активизации усилий
детей по решению собственных проблем.

Эффективность деятельности классного
руководителя во многом будет зависеть от того,
насколько педагог готов к саморазвитию,
самообучению, самовоспитанию,
самосовершенствованию.

А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн предложили разработку механизмов
становления личности, условий и факторов,
позволяющих прогнозировать профессиональное и
личностное развитие педагога. В трудах О.А.
Абдулиной, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной обоснована
структура профессиональной педагогической
деятельности и пути ее становления. В их работах
педагогическая деятельность рассматривается
как совокупность личностных и профессиональных
качеств субъекта и основа для формирования
собственного стиля деятельности, который мы,
вслед за В.С. Мерлиным определяем как
«обусловленную типологическими особенностями
устойчивую систему способов деятельности,
складывающуюся у педагога, стремящегося к
наилучшему осуществлению данной деятельности».

Литература.

  1. Большая советская энциклопедия в 30 т. М., 1969 —
    1978 г.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический
    словарь-справочник. Минск, 2004. — С. 286.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.:
    Просвещение, 1994.
  4. Методические рекомендации об осуществлении
    функций классного руководителя педагогическими
    работниками государственных
    общеобразовательных учреждений субъектов
    Российской Федерации и муниципальных
    общеобразовательных учреждений// Российская
    газета, 2006, 14 января.
  5. Словарь русского языка. Т. III. — М., 1987. — С. 37.
  6. Советский энциклопедический словарь. М., 1987. — С.
    382.
  7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. —
    С. — 696.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Врк 1 руководство компании
  • Диарин инструкция по применению в ветеринарии для телят
  • Руководство гтрк урал
  • Электроплита делюкс инструкция по применению духовки
  • Кофемашина krups quattro force инструкция по очистке