Что такое руководство движения поездов

ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО перевозочным процессом, совместно с оперативным планированием поездной и грузовой работы, является важнейшей составляющей системы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и должно обеспечивать выполнение плана перевозок и наилучшее использование технических средств в конкретных условиях на каждом участке и станции сети.

Общие сведения

Диспетчерское руководство перевозочным процессом построено на принципах иерархического управления (то есть многоступенчато) с распределением функций между соподчиненными уровнями (частями) на базе территориальных и функциональных признаков, с целью обеспечения единства железнодорожной сети, непрерывности перевозочного процесса, а также организационной целостности управления на всех уровнях перевозочного процесса.

Оперативное управление движением

Оперативное управление движением на железных дорогах осуществляет диспетчерский аппарат на четырех уровнях: станциях, отделениях и управлениях дорог, в МПС России. В МПС оперативное управление движением реализуют оперативно-распорядительные отделы по районам сети Главного управления движения; в управлении дороги — оперативно-распорядительный диспетчерский аппарат отдела движения; в отделениях (на дорогах без концентрации диспетчерского управления в рамках ЕЦДУ) — диспетчерский аппарат подотдела движения дороги; на станциях — станционный (маневровый) диспетчер или дежурный по станции.

Реализация оперативного управления

Для реализации оперативного управления по территориальному признаку ж.-д. сеть разбита на районы, дороги — на дорожные диспетчерские круги, участки и опорные станции, крупные станции — на сортировочные системы и парки. Такая структура диспетчерского руководства обеспечивает непрерывный контроль за ходом перевозочного процесса на всем протяжении сети, формирование непрерывной информации вышестоящих подразделений о работе низовых и доведение до исполнителей оперативных указаний руководителей всех уровней. Это позволяет быстро принимать необходимые меры для выполнения государственного плана перевозок, предотвращения возможных затруднений и оказания помощи тем участкам, на которых возникают трудности.

См. также

  • Оперативное руководство эксплуатационной работой на дорожном уровне
  • Оперативное руководство эксплуатационной работой на отделенческом уровне и линейных предприятиях
  • Оперативное руководство эксплуатационной работой на сетевом уровне

Оперативное
руководство эксплуатационной работой
на железнодорожном транспорте осуществляют
специалисты службы перевозок, несущие
сменные круглосуточные дежурства.
Оперативной работой станции руководит
дежурный по станции (ДСП) или маневровый
диспетчер (ДСЦ), а на крупных двухсистемных
станциях – станционный диспетчер
(ДСЦС). Движением поездов и работой
станций в пределах участка руководит
поездной диспетчер (ДНЦ), а в пределах
железнодорожного узла – узловой
диспетчер (ДНЦУ).

Работу поездных
диспетчеров в пределах отделения дороги
объединяет дежурный по отделению (ДНЦО).

Общее руководство
оперативной работой в пределах дороги
осуществ-

ляют
дорожные диспетчеры (ДГП), а в Министерстве
путей сообщения Российской Федерации
по группам дорог – ревизоры-диспетчеры.

На железнодорожном
транспорте движение поездов осуществляется
по

графику.
График движения поездов(ГДП) выражает
план всей эксплуатационной работы
железных дорог и является основой
организации перевозок. Движение поездов
строго по графику достигается точным
выполнением технологического процесса
работы станций, локомотивных и вагонных
депо, тяговых подстанций, пунктов
технического обслуживания, дистанций
пути и других подразделений железных
дорог, связанных с движением поездов.
Объединяя и координируя работу всех
этих подразделений, график дает
возможность осуществить необходимое
взаимодействие между ними.

График движения
поездов должен обеспечивать
:
выполнение плана перевозок пассажиров
и грузов; безопасность движения поездов;
наиболее эффективное использование
провозной, пропускной и перерабатывающей
способности станций; высокопроизводительное
использование подвижного состава;
соблюдение установленной продолжительности
непрерывной работы локомотивных бригад;
возможность производства работ по
текущему содержанию пути, сооружений,
устройств СЦБ, связи и электроснабжения.

ГДП
устанавливает время хода поездов по
перегонам, время их отправления со
станций и прибытия на станции,
продолжительность стоянок в пунктах
скрещения и обгона.

Вместе с тем ГДП
определяет план работы станций,
локомотивных и вагонных депо, участков,
дистанций пути и других звеньев
транспорта, от согласованной работы
которых зависит точное выполнение
графика.

Исходными данными
для составления ГДП является: объем
перевозок пассажиров и грузов; план
формирования поездов; техническая
вооруженность линии (род тяги, количество
главных и станционных путей, устройства
СЦБ); технология работы станций, депо,
дистанций и других подразделений,
связанных с движением поездов; времена
хода, стоянок, станционные интервалы,
дополнительное время на разгоны,
замедления поездов и др.

Ход
поезда изображается на графике в виде
движения точки в системе координат,
где по оси абсцисс откладывается время
суток от 0 до 24 ч, а по оси ординат –
пройденное расстояние.

Нечетные
поезда на графике наносятся сверху
вниз, а четные – снизу вверх. В точках
пересечения линий движения поездов
с осями раздельных пунктов (в тупых
углах) ставится последняя цифра времени
прибытия, отправления или проследования
поездов, указывающая число минут сверх
целого десятка.

ГДП классифицируются
следующим образом (рисунок 2.49):

  • параллельныеинепараллельные(в зависимости от
    скорости движения поездов);

  • однопутныеидвухпутные(по числу главных путей
    на перегонах);

  • парныеинепарные(по соотношению числа
    поездов в четном и нечетном направлении);

  • обыкновенные,
    пачечные, пакетные
    и частично
    пакетные
    (в зависимости от расположения
    поездов попутного следования).

А
А

ББ

Однопутный
параллельный
Однопутный непараллельный

график

график

А

А

Б

В

Б

Двухпутный график
Частично-пакетный
график

А

А

Б

Б

I
I I
п

Пакетный график
Пачечный
график

Рисунок
2.49 – Схемы графиков движения поездов

  • насыщенныеиненасыщенные(в зависимости от
    степени заполнения пропускной
    способности);

  • идентичныеинеидентичные(в зависимости от
    соотношения сумм времени хода четных
    и нечетных поездов на перегонах).

Промежуток времени
между прибытием поезда на соседнюю
станцию и отправлением со станции на
этот же перегон поезда попутного
направления называется интервалом
попутного следования
(п).
Такой интервал используется при
организации движения поездов на участках,
оборудованных: полуавтоматической
блокировкой, электрожезловой системой,
телефонными средствами связи (см. рисунок
2.49 – пачечный график).

Интервал между
попутными поездами при автоблокировке
(I) приведен

на
рисунке 2.49 – пакетный график.

Промежуток времени
между прибытием поезда с перегона на
станцию и отправлением на этот же
перегон поезда встречного направления
(рисунок 2. 50) называется интервалом
скрещения
(с).

τс

τс

τс
τс

Рисунок 2.50 – Схемы
интервалов скрещения

Промежуток времени
между прибытием на станцию двух поездов
встречного направления (рисунок 2.51)
называется интервалом неодновременного
прибытия
(н).

н

н

н
н

Рисунок
2.51– Схемы интервалов неодновременного
прибытия

При отправлении
поезда после остановки время хода по
перегону увеличивается на величину
интервала разгона(р).

При
остановке поезда время хода по перегону
увеличивается на интервал замедления(з).

Скорость
движения измеряется в километрах в час
и в дифференциальной форме представляет
собой приращение пути за единицу времени,
т. е.

v
= ds/dt.
(2.5)

Ходовая
скорость
(vх) – средняя
скорость движения поездов по участку
без учета затрат времени на разгоны,
замедления и стоянки на промежуточных
станциях,

vх
=
NL / NTx,(2.6)

где NL– суммарные поездо-километры на участке;NTx
суммарные по-

ездо-часы
на участке без учета затрат времени на
разгоны, замедления и стоянки на
промежуточных станциях.

Техническая
скорость
(vт) – средняя
скорость движения поездов по участку
с учетом затрат времени на разгон и
замедление и без учета затрат времени
на стоянки на промежуточных станциях,

vт=NL / NTд
= NL / (NTx
+
рз),(2.7)

где
NTд
суммарные поездо-часы в движении по
участку.

Участковая
скорость
(vу) – средняя
скорость движения поездов по участку
с учетом затрат времени на разгон,
замедление и стоянки на промежуточных
станциях,

vу=NL / NTпути
= NL / (NTx
+
рз
+ tст
), (2.8)

где
NTпути– суммарные поездо-часы нахождения
поездов на участке.

Качество
построения ГДП можно оценить с помощью
коэффициентов отношения скоростей

т=vу / vтих= vу
/vх.(2.9)

Нужно стремиться
к увеличению коэффициента т.
Чем выше этот коэффициент, тем меньше
простои поездов на промежуточных
станциях и тем выше качество построения
графика движения.

Пропускной
способностью
железнодорожной линии
называется число поездов или пар поездов
установленной массы, которое может
быть пропущено в единицу времени
(сутки) в зависимости от имеющихся
технических средств, типа и мощности
подвижного состава и принятых методов
организации движения поездов (типа
графика).

Различают пропускную
способность наличную, т. е. ту, которой
обладает линия в настоящее время, ипотребную, необходимую для заданных
размеров движения.

Возможные размеры
грузовых перевозок в миллионах тонн,
которые могут быть выполнены на данной
линии в течение года, называются
провозной способностью.

Наличная пропускная
способность участка по ограничивающему
перегону

Nн
= (
1440tтехн)нк
/ Т
пер ,(2.10)

где
1440 – число минут в сутках; tтехн
– технологическое время, необходимое

на
содержание пути, мин; н
коэффициент надежности
технических средств (вагонов, локомотивов
и т. д.);к– число поездов или пар
поездов в периоде;Тпер
период графика, мин.

Периодомграфика движения поездов (рисунок 2.52)
называется время занятия перегона
группой поездов, расположение которых
на графике периодически повторяется.

Тпер=
с+р+tх+с+р+t«х
Тпер=
tх+з+н+t«х+з+н

Рисунок
2.52 – Схемы пропуска поездов через
ограничивающий перегон

Перегон, у которого
самая большая сумма времени хода четных
и нечетных поездов на участке, называется
максимальным.

Для увеличения
пропускной способности на максимальном
перегоне применяется схема прокладки
поездов, имеющая минимальный период
графика.

Перегон,
имеющий максимальный период графика,
называется ограничивающим.

Число
пар грузовых поездов, которое может
быть пропущено по участку при
непараллельном (нормальном) графике,

Nгр=NнNпаспас
Nсб
сб,(2.11)

где Nн
– расчетное число пар поездов при
параллельном графике (наличная пропускная
способность); Nпас
и Nсб
– число пар соответственно пассажирских
и сборных поездов;
пас
и сб
– коэффициенты съема, показывающие,
сколько пар грузовых поездов параллельного
графика снимается с графика соответственно
парой пассажирских (рисунок 2.53, а) и
сборных поездов (рисунок 2.53, б).

а)

б) ж ж

ж

ж
ж
ж

ж
ж

Рисунок 2.53 –
Определение коэффициента съема грузовых
поездов: а) пассажирским и

б) сборным поездами

Потребная пропускная
способность (Nп)
определяется по формуле

Nп= Nгрр+ Nпас пас
+Nсб сб
,
(2.12)

где р– коэффициент резерва пропускной
способности.

Наличная провозная
способность (Гн) определяется
по формуле

Гн= 365NгрQбр
н/ 106кн, (2.13)

где Qбр– масса поезда брутто, т;н– отношение массы поезда нетто к массе

поезда брутто; 106– коэффициент перевода;кн
коэффициент неравномерности (сезонности)
перевозок.

Система организации
и продвижения груженых и порожних
вагонопотоков в пункты назначения
определяется планом формирования
поездов (ПФП
). Разрабатывается он на
основе плана перевозок, который
устанавливает корреспонденцию
вагонопотоков между районами погрузки
и выгрузки.

Вагоны, отправляемые
со станций и следующие по определенным
назначениям, образуют вагонные струи.

Правильная
организация этих потоков обеспечивает
ускорение оборота вагонов, наименьшую
затрату маневровых средств, экономию
эксплуатационных расходов.

План формирования
поездов устанавливает, какие поезда,
из вагонов какого назначения и в адрес
каких станций формирует каждая
сортировочная, участковая, грузовая
или другая станция.

Данные
о корреспонденции вагонопотоков сводятся
в косые таблицы (таблица 2.3) или в
«шахматки», наглядно показывающие
число вагонов, проходящих через станции
или подразделения.

Вариант
плана формирования, разработанный с
учетом вагонопотоков, приведенных в
таблице 2.3, представлен на рисунке 2.54.

Т а б л и ц а 2.3 –
Косая таблица
вагонопотоков

Станция

отправления

Станция
назначения

Итого

А

Б

В

Г

Д

А

150

820

280

140

1390

Б

230

80

210

520

В

770

560

310

1640

Г

205

145

450

650

1450

Д

200

170

325

610

1305

В
с е го

1405

465

1675

1450

1310

6305

А Б
В Г
Д

Рисунок
2.54 – Вариант плана формирования в виде
струй вагонопотоков

Таким образом, ПФП
определяет станции назначения или
расформирования поездов, а также характер
и объем работы всех станций.

При составлении
ПФП стремятся включить как можно
большее число вагонов в маршруты, чтобы
поезда следовали на большие расстояния
без переработки (переформирования) на
попутных станциях. При этом ускоряется
продвижение груза, улучшается
использование подвижного состава,
снижаются затраты на перевозки. В этом
суть и значение маршрутизацииперевозок.

Маршрутизация
бывает отправительской,
если маршруты организуются на одной
станции из вагонов, загруженных одним
отправителем и следующих на одну
станцию выгрузки или распыления по
точкам выгрузки.

Если загруженных
отправителем вагонов недостаточно для
целого состава, маршруты формируют из
вагонов, загруженных на нескольких
станциях одного (двух) участков или
несколькими отправителями на одной
станции. Такие маршруты называются
ступенчатыми.

Поездомназывается сформированный и сцепленный
состав вагонов с одним или несколькими
действующими локомотивами или моторными
вагонами, имеющий установленные сигналы.

Поезда
подразделяются на пассажирские, грузовые,
специальные (восстановительные, пожарные
и др.) и общего назначения.

По
старшинству поезда делятся:

  • на
    внеочередные
    – пожарные и
    восстановительные поезда, снегоочистители,
    одиночные локомотивы, автомотрисы и
    дрезины несъемного типа, назначаемые
    для восстановления нормального движения
    и тушения пожара;

  • очередныев порядке старшинства – пассажирские
    скоростные и скорые, пассажирские
    всех остальных наименований,
    почтово-багажные, воинские,
    грузопассажирские, людские, ускоренные
    грузовые, хозяйственные поезда и
    локомотивы без вагонов.

Людскиминазываются грузовые поезда при
постановке в них 10 вагонов и более,
занятых людьми, ахозяйственными– поезда, обслуживающие собственные
нужды дороги (перевозка балласта,
рельсов, шпал и др.).

При разработке
плана формирования после выделения
отправительских и ступенчатых маршрутов
из оставшегося вагонопотока планируют
формирование поездов других категорий.
К ним относятся поезда:

  • сквозные,
    проходящие без переработки не менее
    чем через одну техническую (сортировочную
    или участковую) станцию;

  • участковые,
    следующие без переработки от одной
    технической станции до другой;

  • сборные,
    состоящие из вагонов назначением на
    промежуточные станции прилегающего
    участка;

  • передаточные,
    для доставки вагонов с одной станции
    узла на другую;

  • вывозные, для
    вывоза групп вагонов с узла на ближайшие
    станции участка.

В зависимости от
числа групп вагонов разных назначений
поезда могут быть одногруппные и
групповые.

Для оценки плана
формирования поездов подсчитывают
его п о к а з а- т е л и. Основные из них:

  • общая затрата
    вагоно-часов, в том числе на накопление
    вагонов и их переработку;

  • уровень
    отправительской и ступенчатой
    маршрутизации;

  • средняя дальность
    пробега вагонов без переработки и т.
    д.

Каждому поезду в
зависимости от его категории на станциях
формирования присваивают номер.
Пассажирским: скорым – 1–149, скоростным
– 151–179, пассажирским дальним
круглогодичного обращения – 181–299,
пригородным – 6001–6999;грузовым:
сквозным – 2001–2998, участковым –
3001–3398, сборным – 3401–3498 и т. д.

Поездам одного
направления (с севера на юг и с востока
на запад) присваиваются нечетные
номера, а поездам обратного направления
– четные.

Кроме номера,
каждому грузовому поезду на станции
его формирования присваивается индекс,
который не изменяется до станции
расформирования. Индекс грузового
поезда представляет собой специальный
код, состоящий из 10 цифр, первые четыре
из которых являются единой сетевой
разметкой (ЕСР) станции формирования,
следующие две – порядковым номером
состава, сформированного на этой станции,
а последние четыре – ЕСР станции
назначения поезда.

Организация
движения поездов, операции по приему,
отправлению и сквозному пропуску поездов
на станциях осуществляются согласно
Правилам технической эксплуатации
(ПТЭ), Инструкции по движению поездов
и маневровой работе и Инструкции по
сигнализации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Диспетчерское руководство перевозочным процессом, совместно с оперативным планированием поездной и грузовой работы, является важнейшей составляющей системы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и должно обеспечивать выполнение плана перевозок и наилучшее использование технических средств в конкретных условиях на каждом участке и станции сети.
Диспетчерское руководство перевозочным процессом построено на принципах иерархического управления (то есть многоступенчато) с распределением функций между соподчиненными уровнями (частями) на базе территориальных и функциональных признаков, с целью обеспечения единства железнодорожной сети, непрерывности перевозочного процесса, а также организационной целостности управления на всех уровнях перевозочного процесса.
Оперативное управление движением на железных дорогах осуществляет диспетчерский аппарат на четырех уровнях: станциях, отделениях и управлениях дорог, в МПС России. В МПС оперативное управление движением реализуют оперативно-распорядительные отделы по районам сети Главного управления движения; в управлении дороги — оперативно-распорядительный диспетчерский аппарат отдела движения; в отделениях (на дорогах без концентрации диспетчерского управления в рамках ЕЦДУ) — диспетчерский аппарат подотдела движения дороги; на станциях — станционный (маневровый) диспетчер или дежурный по станции.
Для реализации оперативного управления по территориальному признаку ж.-д. сеть разбита на районы, дороги — на дорожные диспетчерские круги, участки и опорные станции, крупные станции — на сортировочные системы и парки. Такая структура диспетчерского руководства обеспечивает непрерывный контроль за ходом перевозочного процесса на всем протяжении сети, формирование непрерывной информации вышестоящих подразделений о работе низовых и доведение до исполнителей оперативных указаний руководителей всех уровней. Это позволяет быстро принимать необходимые меры для выполнения государственного плана перевозок, предотвращения возможных затруднений и оказания помощи тем участкам, на которых возникают трудности.

Оперативное руководство эксплуатационной работой на сетевом уровне

Оперативное руководство и контроль за эксплуатационной деятельностью дорог осуществляют оперативные отделы и диспетчерский аппарат ЦУП МПС РФ. Контроль за деятельностью ЦУП осуществляет заместитель министра путей сообщения. Приказы и оперативные указания ЦУП подлежат выполнению всеми работниками служб перевозок, локомотивного, вагонного и грузового хозяйств дорог, станций и депо.
ЦУП МПС в оперативном режиме управляет грузопотоками, вагонопотоками, поез-допотоками; обеспечивает взаимосвязь с представителями всех видов транспорта РФ; с крупными клиентами, операторскими компаниями, портами, пограничными станциями, зарубежными потребителями транспортных услуг; обеспечивает связь с транспортным отделом правительства РФ, с департаментами МПС по материально-техническому и безопасному обеспечению перевозок, с ЦФТО по организации внеочередных (приоритетных) перевозок; осуществляет контроль за: направлением действий железных дорог в поездной и местной работе для выполнения специальных заданий Департамента управления и руководства МПС России; возвратом железными дорогами России вагонов собственности других государств и т. д.; обеспечивает организацию работы по удовлетворению заявок ЦФТО на сетевые перевозки грузов с целью обеспечения вывоза готовой продукции с решающих предприятий всех отраслей экономики, пограничных станций, морских портов.
Общее оперативное руководство перевозочным процессом на сети ж. д. России осуществляет главный диспетчер ЦУП МПС (ЦДГПС). Основные функции диспетчера: организация работы диспетчерского аппарата ЦУП и его взаимодействия с диспетчерским аппаратом ж. д. России и соседних государств; руководство всеми видами эксплуатационной работы сети ж. д.; установление оперативных заданий диспетчерам, исходя из общего плана работы сети, и порядка их выполнения; анализ потребности и возможности обеспечения погрузки; организация выгрузки вагонов, поездообразования, хода передачи поездов между дорогами и с соседними государствами, взаимодействия с выделенными предприятиями и портами; контроль выполнения оперативного плана и заданий руководства МПС, беспрепятственности передачи вагонов и поездов между дорогами и с соседними государствами, выполнения графика движения пассажирских поездов, соблюдения плана формирования поездов, выполнения заданий по передаче и развозу местного груза на дорогах и отделениях, насыщения участков поездами и выполнения нормативов графика движения, выполнения железными дорогами регулировочных заданий по сдаче и передаче, соблюдения безопасности движения на сети дорог с немедленным сообщением о нарушениях руководству МПС и соответствующим департаментам.
Руководство поездной работой в регионах сети ж. д. (Центр, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток) осуществляют ведущие региональные диспетчеры (ЦЦГП). В обязанности ведущих региональных диспетчеров входит: выполнение заданий оперативного плана и указаний руководства МПС и Департамента управления перевозками; контроль работы диспетчеров дорог и отделений; обеспечение беспрепятственного продвижения поездов по участкам и их передачи по стыковым станциям между дорогами, с соседними государствами; слежение за соответствием числа планируемых составов, обеспечением их локомотивами, бригадами и «нитками» графика движения; слежение за эффективностью принимаемых на дорогах мер по приведению в соответствие планируемого составообразования, локомотивов, бригад и «ниток» графика движения поездов; контроль эксплуатационных условий работы выделенных сортировочных станций. Принятие мер по недопущению или ликвидации затруднений; контроль подвода поездов к выделенным станциям, передачи поездов по стыковым пунктам; слежение за соблюдением плана формирования и выполнением нормативов графика движения поездов; контроль выполнения вариантных графиков движения поездов в период проведения «окон» и обеспечение после их окончания скорейшего восстановления нормальной поездной работы; контроль движения пассажирских поездов и ввод в график при опоздании; контроль выполнения дорогами задания по сдаче вагонов в регулировку, сбора порожних вагонов, формирования из них маршрутов, пропуска и сдачи на соседние дороги; своевременное информирование главного диспетчера, руководителей ЦУП и Департамента управления перевозками обо всех случаях браков в поездной и маневровой работе, вызвавших перерыв в движении поездов.
Руководство работой парка поездных локомотивов железнодорожной сети осуществляет ведущий локомотивный диспетчер (ЦДГТ). Его основные обязанности: контроль за содержанием эксплуатируемого парка локомотивов и бригад, размерами движения поездов на участках обращения, дислокацией локомотивов, взаимодействием железных дорог на общих участках обращения локомотивов; контроль поездного положения с целью определения соответствия планируемого числа составов, локомотивов, бригад, эффективности принимаемых на отделениях и дорогах мерах по обеспечению составов локомотивами и бригадами; осуществление на участках обращения локомотивов, охватывающих несколько дорог, регулировочных мер по обеспечению локомотивами плана составообразования; контроль обеспечения дорогами беспрепятственной передачи поездов по междорожным стыковым пунктам; контроль за следованием новых локомотивов, следованием локомотивов в ремонт и по специальным нуждам, за своевременным направлением локомотивов на плановый ремонт; контроль за выполнением машинистами нормативов графика движения пассажирских и грузовых поездов; недопущение эксплуатации локомотивов на незакрепленных участках; контроль за соблюдением режима работы и отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота.
Руководство работой с порожними крытыми вагонами, полувагонами, платформами и прочими вагонами, предназначенными для перевозок в составе формируемых поездов осуществляет ведущий вагонораспределитель (ЦДГВ). В его функции входят: контроль за выполнением железными дорогами заданий руководства МПС и Департамента управления перевозками по сдаче из-под выгрузки порожних вагонов, передаче их по стыковым пунктам между дорогами, комплексной регулировке, обеспечению порожними вагонами дорог массовой погрузки; слежение за фактическими регулировочными разрывами на дорогах; сбором порожних вагонов, формированием маршрутных поездов из порожних вагонов; планирование обеспечения порожними вагонами (кроме рефрижераторов и цистерн) районов массовой погрузки на несколько дней вперед и выдача руководству Департамента перевозок предложений по дополнительной постановке порожних вагонов «на рейс»; контроль за выполнением железными дорогами заданий по формированию маршрутов из порожних вагонов, в том числе крытых, платформ, полувагонов, зерновозов и др. и обеспечение их сохранности, ускоренного продвижения на всем пути следования до районов погрузки; контроль за выполнением планов погрузки по дорогам назначения; контроль за выполнением железными дорогами указаний руководства МПС и Департамента управления перевозками на остановку, изъятие и перемещение вагонов резерва МПС и технологического резерва; подготовка оперативных приказов, справок и отчетов о выполнении специальных заданий руководства ЦУП и Департамента управления перевозками.
Управление перевозками выделенных родов грузов (наливных, металлургических, угля, продуктов и др.) осуществляют «породовые» диспетчеры (ОДГН, ЦДГУ, ОДГМА и др.)
В состав оперативного отдела ЦУП МПС введены новые диспетчеры, которые обеспечивают: руководство работой с гружеными и порожними иностранными вагонами (ЦДГВИ), руководство погрузкой и выгрузкой вагонов (ЦДГГ), руководство работой с кольцевыми маршрутами, составленными из крытых вагонов, полувагонов, платформ и прочих вагонов в груженом и порожнем состоянии (ЦДГВК).
Руководство и диспетчерский аппарат ЦУП МПС осуществляют непрерывное взаимодействие с оперативным персоналом ЕЦДУ дорог.

Оперативное руководство эксплуатационной работой на дорожном уровне

Управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет Единый диспетчерский центр (ЕЦДУ), который является структурным подразделением службы перевозок Управления железной дороги. ЕЦДУ организует движение пассажирских, пригородных и грузовых поездов по графику; исполняет оперативные плановые задания диспетчеров ЦУП МПС по общесетевым грузовым перевозкам; организует грузовые перевозки по заявкам ДЦФТО; разрабатывает и организует движение согласно вариантным графикам движения поездов во время выполнения строительно-монтажных и ремонтно-пу-тевых работ; организует развоз местного груза и подачу вагонов под погрузку и выгрузку; обеспечивает выполнение технических нормативов работы дороги. Руководит работой ЕЦДУ начальник оперативно-распорядительного отдела (ДГ-ДЗ), он же является начальником ЕЦДУ и заместителем начальника службы перевозок. Основной функцией ДГ является организация взаимодействия диспетчерского аппарата ЕЦДУ с диспетчерами технических служб.
Планирование внутридорожных перевозок, а также участие в планировании сетевых перевозок на следующие сутки осуществляет заместитель ДГ по планированию (замДГП). В его обязанности входит: получение в ДЦФТО заявок на внутридорожные перевозки; выборка заявок, обслуживание которых целесообразно начинать в следующие сутки; прогнозирование высвобождения порожних вагонов после выполнения действующего плана внутридорожных перевозок на текущие сутки; составление плана обеспечения порожними вагонами по заявкам ЦФТО; выдача элементов оперативного плана внутридорожных перевозок начальнику смены; получение у ДГ заданий по объемам работ для сетевых перевозок на следующие сутки; планирование сетевых перевозок с выдачей элементов оперативного плана сетевых перевозок начальнику смены.
Общее оперативное руководство перевозочным процессом на дороге, а также руководство сменой диспетчеров ЕЦДУ обеспечивает начальник смены (ДГС). Его основные функции: организация работы диспетчерского аппарата ЕЦДУ и его взаимодействия с диспетчерским аппаратом опорных станций, выделенных предприятий по выполнению оперативного плана работы дороги; установление заданий диспетчерам, исходя из общего оперативного плана работы, и порядка их выполнения; осуществление контроля за выполнением оперативного плана, работой стыковых с соседними дорогами и соседними государствами станций, за выполнением графика движения и планов формирования грузовых и пассажирских поездов, содержанием и использованием локомотивов и бригад, своевременным обеспечением ими составов, за выполнением станциями регулировочных заданий по сдаче, передаче и постановке «на рейс» порожних вагонов, соблюдением безопасности движения с немедленным докладом о нарушениях руководству дороги и соответствующим службам.
Руководит территориальным районом управления дороги заместитель начальника смены (ДГЗС), его функции аналогичны функциям ДГС.
Руководство распределением вагонных парков на дороге осуществляет вагонорас-пределитель (ДНЦВ). В его обязанности входит: планирование обеспечения порожними вагонами районов массовой погрузки; контроль выполнения планов погрузки; оперативный контроль за работой кольцевых маршрутов; контроль за формированием маршрутов из порожних вагонов и обеспечение их продвижения на всем пути следования до районов погрузки; слежение за сбором порожних вагонов, формированием из них маршрутных поездов, постановкой маршрутов «на рейс» и др.
Организуют перевозки выделенных родов грузов диспетчеры «породовых» перевозок: диспетчер по перевозкам нефтехимических грузов; диспетчер по перевозкам угля и рудно-металлургических грузов; другие аналогичные диспетчеры.
Руководство поездной работой на диспетчерском круге дороги осуществляет поездной диспетчер (ДНЦ). Его основные функции: обеспечение безопасности движения поездов при максимальном использовании пропускной и провозной способности участков и линий; обеспечение скоростной обработки поездов на станциях; организация пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов; соблюдение расписания следования пассажирских поездов; слежение за продвижением поездов по перегонам и своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов по станциям; контроль за работой станций; выдача указаний по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости и машинистам локомотивов; обеспечение сбора порожних вагонов и развоза местного груза по станциям участка; организация подготовки составов и отправления их точно по графику; предоставление предусмотренных графиком движения поездов технологических «окон» по текущему содержанию пути, искусственных сооружений и устройств СЦБ; контроль за действиями дежурных по станциям.

Оперативное руководство эксплуатационной работой на отделенческом уровне

Руководство эксплуатационной работой бывших отделений в составе ЕЦДУ осуществляется в рамках территориальных районов управления дороги. Оперативным планированием и диспетчерским регулированием района управления руководит заместитель начальника смены (ДГСЗ). На станциях дороги эксплуатационная работа оперативно осуществляется под руководством маневровых (или станционных) диспетчеров (ДСЦ), а там, где их нет, — под руководством дежурных по станциям (ДСП). Каждая станция подчиняется одному поездному диспетчеру.
Контроль за выполнением заданий руководства дороги и службы перевозок на опорных станциях дороги осуществляет вагоно-распределитель (ДНЦВ). Его основными функциями в части опорных станций являются: контроль сдачи из-под выгрузки порожних вагонов и обеспечение ими районов массовой погрузки; контроль передачи порожних маршрутов на другие опорные станции дороги; контроль заданий на формирование опорными станциями маршрутов из порожних вагонов и обеспечение их ускоренного продвижения на всем пути следования до районов погрузки.
В локомотивных депо, на пунктах технического обслуживания вагонов, в энергоучастках, дистанциях пути, сигнализации и связи и в других подразделениях диспетчерские функции по организации движения поездов выполняют сменные дежурные или диспетчеры.
На отдельных дорогах сети, где не завершена реорганизация диспетчерского аппарата и не осуществлена полная концентрация диспетчерского управления на базе ЕЦДУ, руководство эксплуатационной работой отделения осуществляет начальник подотдела движения дороги. Оперативно руководит движением на отделении диспетчерский аппарат отдела движения, который возглавляет старший диспетчер отделения (ДНЦС). Диспетчерские смены возглавляют сменные дежурные по отделению (ДНЦО). В состав смен входят поездные участковые и узловые диспетчеры (ДНЦ), локомотивные и энергодиспетчеры (на отделениях с электрической тягой).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Урсофальк раствор инструкция по применению цена
  • Kepserverex руководство пользователя на русском
  • Руководство по выживанию в пустоши болотник
  • Инструкция по заполнению перечня льготных профессий 2022
  • Микроволновая печь самсунг керамик инсайд инструкция по применению