Что такое педагогическое руководство самовоспитания

Педагогическое
руководство в организации самовоспитания
учащихся играет важную роль. Диалектика
руководства процессом самовоспитания
состоит в переводе внешних педагогических
требований в требования, предъявляемые
учащимися к самим себе. Поэтому большое
значение имеет умелое использование
всех факторов, побуждающих учащихся к
самовоспитанию.

Для побуждения
самовоспитанию большое значение имеет
формирование у учащихся общественных
идеалов. В рамках общественного воспитания
необходимо формировать у учеников
гражданские и нравственные качества,
знакомить с жизнью и деятельностью
выдающихся ученых, писателей, деятелей
искусства, общественных деятелей. В
стимулировании к самовоспитанию
существенное значение имеют притязания
личности на признание своего достойного
места в коллективе. Это притязание
нужно поддерживать и развивать, чтобы
каждый учащийся мог завоевать уважение
и авторитет своих товарищей.

Важным фактором
побуждения учащихся к самовоспитанию
является внесение в их работу, в проведении
внеклассных мероприятий атмосферы
соревновательности. Действенным фактором
самовоспитания являются положительные
примеры, которые подают учителя и
сверстники в нравственной, общественной
и художественно-эстетической сферах.

Психологические
механизмы воздействия этих факторов
состоят в том, что они побуждают у
учащихся переживание внутренних
противоречий между достигнутым и
необходимым уровнем личностного развития
и вызывают потребность в работе над
своим совершенствованием.

Помимо организации
познавательно-просветительской
деятельности учащихся и разъяснительных
мероприятий, необходимо оказание
практической помощи учащимся в
самовоспитании. Неотъемлемой чертой
«педагогической поддержки» является
одобрение, похвала, происходящие в
результате воспитания положительных
перемен в поведении, поступках детей.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какую роль играет
    самовоспитание в формирования личности?

  2. Приведите примеры
    использования методов самовоспитания
    из ваших педагогических наблюдений и
    собственного опыта.

  3. Какова технология
    организации самовоспитания учащихся?
    Проиллюстрируйте на конкретном примере.

  4. Подберите список
    литературы для учащихся и составьте
    по нему аннотации по самовоспитанию
    личности

Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива

Воспитание в
коллективе и через коллектив было острым
идеологическим и психолого-педагогическим
вопросом в прошлом и является полемическим
в настоящее время, было частью
коммунистической идеологии, которая
утверждала, что принцип коллективизма
является основой развития социалистического
общества.

С первых лет
возникновения советской школы одной
из ведущих задач была организация
самодеятельного сплоченного детского
коллектива. В «Основных принципах единой
трудовой школы» отмечалось, что «в
воспитании самой прекрасной задачей
является создание школьного коллектива,
спаянного радостным и прочным
товариществом»62.
Необходимость воспитания коллективизма
у подрастающего поколения пропагандировали
Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С.
Макаренко, С.Т. Шацкий и др. педагоги и
общественные деятели. В качестве основной
цели воспитания в советской школе
А.В.Луначарский выдвигал всестороннее
развитие такой личности, которая является
коллективистом, умеет жить в гармонии
с другими, умеет содружествовать, связана
с другими сочувствием и мыслью социально,
живет общественной жизнью гораздо
больше, чем личными интересами. Он
отмечал необходимость воспитания
индивидуальности на базе коллективизма
на основе обеспечения единства личной
и общественной направленности в жизни
коллектива.

Н.К. Крупская в
своих трудах и выступлениях рассматривала
коллектив как среду развития детей,
показала пути его развития, при этом
особое внимание обращала на создание
организационного единства детей в
условиях коллективной деятельности.

Теоретическую
разработку в ее трудах получили такие
аспекты воспитания личности в коллективе,
как активная жизненная позиция ребенка
в формировании коллективистских
отношений; связь детского коллектива
с широкой социальной средой, как важнейшее
условие его развития и подготовки детей
к социальной жизни в условиях коллектива;
гуманизация межличностных отношений
в коллективе; самоуправление в детском
коллективе и методические основы его
организации.

Теория коллективного
воспитания получила свое развитие и
практическое воплощение в деятельности
школ-коммун, руководимых А.С.Макаренко,
В.Н.Сорока-Росинским, в деятельности
Первой опытной станции по народному
образованию, возглавляемой С.Т.Шацким.

А.С.Макаренко
первым, опираясь на опыт своей
педагогической деятельности, всесторонне
обосновал концепцию воспитательного
коллектива. В ней выделенные и реализуемые
им принципы (система перспективных
линий, принцип параллельного действия,
отношения ответственной зависимости,
гласности, воспитания в коллективе и
через коллектив и др.) обеспечивали
четкую систему прав и обязанностей,
видов деятельности, отношений воспитанников
и педагогических работников, определяющих
их активную социальную позицию и
потребность постоянного движения
вперед. А.С.Макаренко теоретически
обосновал закон развития коллектива
на основе системы перспективных линий
(от «ближайшей радости» к средней и
дальней перспективе), ввел понятие
первичного коллектива и определил этапы
его развития.

В 50-е годы ХХ века
директора общеобразовательных школ
Ф.Ф.Брюховецкий, Т.Е.Конникова,
Э.К.Маковкина, В.А.Сухомлинский развили
идеи А.С.Макаренко и создали в трудных
условиях послевоенных лет сплоченные
воспитательные коллективы.

Многолетний опыт
профессиональной деятельности В.А.
Сухомлинского в качестве воспитателя
и директора Павлышской средней школы
позволили ему расширить теорию
коллективного воспитания такими
актуальными и для современной
социально-педагогической практики
идеями, как:

  • организационное
    единство школьного коллектива;

  • руководящая роль
    школьного коллектива; руководящая роль
    педагога;

  • богатство отношений
    между учениками и педагогами, между
    учениками, между педагогами;

  • ярко выраженная
    гражданская сфера духовной жизни
    воспитанников и воспитателей;

  • самодеятельность,
    творчество и инициатива;

  • постоянное
    умножение духовных богатств; гармония
    высоких, благородных интересов,
    потребностей и желаний;

  • создание и
    заботливое сохранение традиций, передача
    их от поколения к поколению, как духовного
    достояния;

  • интеллектуальное,
    эстетическое богатство взаимоотношений
    между школьным коллективом и другими
    коллективами общества;

  • эмоциональное
    богатство коллективной жизни;

  • дисциплина и
    ответственность личности за свой труд,
    поведение63.

Важную роль в
развитии теории и практики коллективного
воспитания сыграла деятельность
коммунарских объединений (Фрунзенская
коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в
г. Чите и пионерский лагерь «Орленок»),
главной целью которых было развитие
коллективного самоуправления детей,
их творческой инициативы, общественной
активности.

С тех пор, как А.С.
Макаренко, В.Н. Сорока−Росинский, В.А.
Сухомлинский, С.Т.Шацкий в своей
педагогической деятельности доказали
эффективность коллективного воспитания,
в официальной отечественной педагогике
принцип воспитания в коллективе и через
коллектив не подвергался сомнению. По
мнению ученых (А.А. Вайсбург, Л.Е. Гордин,
И.Ф. Козлов, Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик,
Л.И. Новикова, И.Б. Первин, Н.Л. Селиванова,
Н.Е. Щуркова и др.), данный принцип
обеспечивает возможность полноценного
развития личности только в коллективе,
который выступает как объект, субъект
и средство воспитания. В их многочисленных
работах рассматриваются формы, методы,
средства, условия формирования
воспитательного коллектива; принципы
и методы стимулирования коллективной
деятельности; условия развития
воспитательных функций коллектива и
самоуправления в нем; труд, познание,
игра и другие виды деятельности как
основа сплочения коллектива.

В связи с тем, что
в современной России изменилась
социально-экономическая система,
идеология, следовательно, направленность
целевых установок воспитания, общественная
ситуация требует определения отношений
ученых разных научных направлений
(философов, социологов, педагогов,
психологов) к коллективистскому
воспитанию.

Ряд отечественных
ученых в своих исследованиях или вообще
не касаются проблем воспитания личности
в коллективе, или рассматривают его
негативно, как черту технократической
педагогики и авторитарной политической
системы. По их мнению, коллектив подавляет
индивидуальность человека, его
самостоятельность, активность и
творчество, формирует массовый конформизм,
нивелирует индивидуальное развитие
подрастающего поколения.

Между тем исследования
многих ученых совершенно оправданно
показывают, что нивелировка или подавление
личности происходит только в коллективах,
находящихся на низких или средних
стадиях развития, в которых дети с
высоким или низким уровнем развития, а
также имеющие определенные жизненные
установки, позицию, находятся в изоляции,
подвергаются подавлению, иногда и
травле. В идеальных коллективах, которые
становятся для детей воспитывающей
средой, их развитие протекает успешно.

В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов в своих исследованиях
отмечают очевидность диалектики
коллективного и индивидуального в
воспитании. По их мнению, процессы
развития коллектива и личности неразрывно
связаны; развитие личности зависит от
коллектива, уровня его развития, структуры
сложившихся в нем отношений, а развитие,
воспитательная сила самого коллектива
зависит от творческой активности,
самостоятельности, уровня физического
и интеллектуального развития, возможностей,
способностей воспитанников64.

В.А. Сухомлинский
следующим образом охарактеризовал
диалектику коллективного и личностного
в воспитании: с одной стороны, каждая
личность привносит в коллектив свой
индивидуальный духовный опыт, способности,
интересы, с другой стороны, активно
впитывает в себя все новое, которое было
внесено в коллектив другими его членами.

Сложившиеся в
отечественной педагогике теория и
практика коллективного воспитания
доказала, что детский коллектив выполняет
воспитывающую, развивающую, стимулирующую
и организационную функции при условии,
если в нем имеет место гармония
межличностных отношений, как основной
базы накопления подрастающим поколением
позитивного социального опыта, социальной
активности. Эти функции выражаются в
следующем:

– для социально
активной личности коллектив выступает
как среда для его самовыражения и
самоутверждения себя как личности;

– в коллективе
развиваются такие личностные
характеристики, определяющие активность
его саморазвития, как самооценка,
самоуважение, уровень притязаний и
специфика их проявления;

– коллектив, как
организованная система воспитывающей
детской жизни (И.Ф.Козлов), создаюет
условия для формирования личности,
проявления ее интеллектуальной и
нравственной свободы, для формирования
интеллектуально-нравственных ценностных
ориентаций человека, его гражданской
позиции, общественно значимых умений
и навыков;

– коллективная
деятельность стимулирует взаимоответственность
за конечные ее результаты, взаимопомощь,
познание практической экономики,
развивает у детей коллективизм, творческое
отношение к видам деятельности, в том
числе к труду, формирует уважительное
отношение к людям труда;

– коллектив
открывает, актуализирует потенциальные
возможности каждой личности, создает
условия для их развития;

– создает возможности
для практического освоения демократических
форм организации жизнедеятельности
каждым членом коллектива, гармоничного
проявления его социально ценной сущности
и индивидуальности;

– коллектив
существенно влияет на социализацию
детей, обеспечивает их интеграцию в
общество, развивая их «социумность» и
сохраняя при этом «самость» каждого из
них. Общение детей в коллективе
способствует их социальному созреванию.

В соответствии с
современными подходами и требованиями
общества функции коллектива расширяются.
Коллектив также выполняет коррекционную
(коррекция различных влияний на
воспитуемых, которые они испытывают не
только в школе, но и вне ее), компенсаторную
(компенсация недостаточных возможностей
самореализации учащихся в других
коллективах) функции и функцию социальной
защиты (защита учащихся от влияния
неблагоприятных факторов социального
окружения).

Само по себе
пребывание в коллективе еще не гарантирует
формирования у детей социально-ценностных
качеств. Многое зависит от культурных
основ коллектива, на которых строятся
коллективные отношения, от условий в
нем, способствующих разностороннему
развитию каждого ребенка, реализации
его способностей и стремлений.

Следует также
подчеркнуть, что в настоящее время
большое значение для развития теории
и практики коллективного воспитания
имеют следующие идеи, которые позволяют
совершенствовать процесс гармонизации
не только отношений в коллективе, но и
межпоколенных отношений, передачи
жизненного опыта, традиций, духовных
ценностей их поколения в поколение
естественным путем:

– идея «общинности»
коллектива (В.А.Караковский, Л.И.Новикова,
Н.Л.Селиванова);

– межвозрастных
коллективных объединений детей
(Г.Г.Кравцов);

– идея сотворчества
и коллективного сотрудничества в
совместной деятельности воспитуемых
и педагогов;

– идея развития
взаимодействия в коллективе на
ненасильственной основе (В.А.Ситаров,
В.Г.Маралов).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

«Работа над собой, – пишет А.И. Кочетов, – требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания… Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент».

Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех «за» и «против», пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10. Никому не показывать этого журнала».

Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По терминологии академика П.К. Анохина, они выполняют функцию «акцептора действия» (от лат. acceptor – принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются следующие: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea – сопереживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. несколько раз проговаривать: «Нехорошо давать слово и не держать его», «Надо постараться всегда держать свое слово» и т.д.

О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал проф. С.Я. Долецкий.
«Я считаю, – подчеркивал он, – что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее».

Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: «Я никогда не употреблю плохих слов», «Я не допускаю сквернословия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет», и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность – это же примета бескультурья» и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился как следует к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес представляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером, т.е. премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он «наказывал» себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что, когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований.

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:
а) критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
б) разработка программы самовоспитания;
в) определение его методов;
г) аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;
д) самоконтроль.

Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией.
Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:
а) формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;
б) оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
в) практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Какой же должна быть эта работа на практике?
Очень важным ее направлением является формирование общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками. «Да, с собой надо бороться, – писала в одной из своих статей академик П.Я. Кочина. – Себя надо воспитывать, друзья. Если говорить о высоконравственной, совершенной личности, то на первый план, мне кажется, надо поставить самовоспитание. Раньше я думала, что это не сколько эгоистическое занятие. Но потом поняла, что самовоспитание имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям. …Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель – иди к ней твердо!»

По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не толь-к0 учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек – выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

Во многих школах для организации самовоспитания учащихся используют клубные формы работы, в частности, даже создаются клубы самовоспитания. В этих клубах школьники слушают беседы о методах работы над собой, организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и витрины, посвященные вопросам самовоспитания, обсуждают методы, с помощью которых можно совершенствовать свои личностные качества, организуют читательские конференции и т.д.

Однако нельзя ограничивать эту работу только организацией познавательно-просветительской деятельности учащихся и разъяснительными мероприятиями. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания но преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.

В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять «задание самому себе», записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить Данное себе задание по самовоспитанию.
Примеры из жизни многих выдающихся людей говорят о том, что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение Дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

А.Г. Ковалев: «Самовоспитание – это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития».

А.И. Кочетов: «Самовоспитание – это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности».

В отечественной педагогике: самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими условиями и служит определенным общественным интересам. Человек не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать у себя. Но и в том и другом случае черты и качества, которые формируются у него, так или иначе, определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер.

Исследования показывают, что большинство учащихся занимаются самовоспитанием.

Самовоспитание на разных возрастах:

Дошкольники: характерна начальная, элементарная стадия самовоспитания, связанная со стремлением изменить лишь поведение (не обижать товарищей, вежливость и т.п.). Как правило, дошкольник не осознает своих качеств.

По данным ряда исследований периодом, когда отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой, является старший подростковый возраст.

Подросток хочет быть признанным другими. Это возраст формирования самостоятельности, чувства собственного достоинства. Здесь потребность в самовопитании.

Подросток стремится посредством самовоспитания:

— устранить недостатки в собственном поведении

— сформировать положительные качества, дающие ему право считаться сильным, умелым, самостоятельным.

— воспитать у себя качества человека сильной воли: смелость, мужество, выносливость, настойчивость. Реже – желание развить интеллектуальные способности.

В юношеском возрасте самовоспитание часто сочетается с самообразованием.

Работу над собой человек продолжает и когда становится взрослым, он подтягивается к уровню новых требований, предъявляемых жизнью.

Следовательно, самовоспитание, как фактор саморазвития, действует до глубокой старости.

Предпосылки самовоспитания:

1. Воспитание. Воспитанный человек всегда видит, чего ему недостает, и что нужно у себя выработать, в каком направлении себя развивать.

2. Чтобы воспитать себя, необходимо познать себя и критически все оценить.

Самосознание достигается благодаря следующим методам:

— сравнению себя с другими людьми

— самостоятельному выводу о своих недостатках, возникшему побуждению задуматься о самом себе, открыть себя

— сопоставлению мнений о самом себе и оценке других людей, сопоставлению с результатами собственной деятельности и поведения

— активной деятельности, в ней человек лучше познает свои силы, слабости, достижения

— оценке коллектива, она помогает оценить свои силы и возможности объективно и обоснованно.

Методы самовоспитания:

1. Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривать вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.

2. Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

3. Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух, в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

4. Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

5. Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

6. Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.

7. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание.

8. Самоотчет и самоконтроль. Контролирование личностью своей деятельности по самовоспитанию.

Самоконтроль – установление отклонения реализуемой программы от заданной и внесение корректив в план деятельности.

Роль взрослого в процессе самовоспитания.

Педагогическое руководство имеет важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося.

Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей.

В целом организация педагогического руководства самовоспитанием осуществляется по трем основным направлениям.

К ним относятся:

+ формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

+ оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

+ практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Практическая работа по реализации этих направлений позволит учащимся получить более ясное представление о содержании работы над собой.

Так, при осуществлении работы по формированию общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания, необходимо понимать, что не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками.

По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек – выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

Однако разъяснительными мероприятиями и организацией познавательно-просветительской деятельности нельзя ограничивать эту работу. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания по преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.

Таким образом, в качестве вывода следует отметить, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

1. Педагогическое руководство самовоспитанием

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
САМОВОСПИТАНИЕМ

2. Изучаемые вопросы:

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Назначение, сущность
самовоспитания личности.
и
функции
2.
Процесс
самовоспитания,
самовоспитания.
методы
3. Роль педагога в организации работы по
самосовершенствованию личности учащихся.

3. 1. Назначение, сущность и функции самовоспитания личности.

1. НАЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И
ФУНКЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТИ.

4.

Самовоспитание – это сознательная,
целенаправленная деятельность
человека, направленная на
совершенствование своих
положительных качеств и
преодоление отрицательных.

5.

Самовоспитание – это процесс
целенаправленного, сознательно
запланированного развития самой
личностью своих сил и способностей, а
также преодоления имеющихся
недостатков на основе личной
деятельности и специальных
упражнений и тренировок.

6.

Адаптация (от лат. adaptatio –
приспособление) – это форма
сознательного, а часто и неосознанного
изменения личностью себя, своего
поведения в соответствии с внешними
требованиями.

7.

Подражание как форма
самосовершенствования предполагает
копирование (сознательное или
неосознанное) чьих-то мыслей,
действий, образцов поведения и т. д.

8.

Самовоспитание – высшая форма
самосовершенствования учащимися своего
духовного мира, наиболее сложная и
длительная, так как связана она с
внутренней организацией стиля и
содержания всей жизни личности.

9. Основные функции самовоспитания в развитии личности:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ В
РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ:
• самовоспитание является важнейшим условием
развития, расцвета способностей, дарований личности;
благодаря целенаправленным личным усилиям
обеспечивается ускорение, интенсификация
психического, физического и духовного развития
личности;
самовоспитание помогает личности найти себя,
определить свое призвание;
самовоспитание становится для личности важным
условием самоуважения и укрепления чувства
собственного достоинства.

10. 2. Процесс самовоспитания, методы самовоспитания.

2. ПРОЦЕСС САМОВОСПИТАНИЯ,
МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ.

11.

Процессу самовоспитания
предшествует сформированная
педагогом на основе умелого
использования ряда факторов
осознанная учащимися потребность
изменить себя, усовершенствовать
свои личностные качества и свойства.

12.

Самопознание – это процесс
открытия личностью себя,
выявление своих свойств, качеств,
особенностей и тех задатков,
которые необходимо развить в
способности.

13. Объектами самопознания являются:

ОБЪЕКТАМИ САМОПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Направленность личности;
2. Способности личности;
3. Темперамент;
4. Качества личности и особенности
протекания психических процессов.

14.

Продуктивность этапа самопознания
обеспечивается использованием
личностью системы следующих методов и
приемов самопознания:
– самонаблюдение;
– самоанализ и самокритика;
– самооценка конкретных действий и в
целом образа «Я».

15.

Для формирования навыков самонаблюдения
учащихся целесообразно обучить следующим
приемам:
• самоопрос, самоанкетирование;
• воспоминание – мысленное
воспроизведение хода и результатов
ситуации, совершенных действий, поступков;
• сопоставление своего поведения, поступков
с проявленной позицией в этой же ситуации
другими участниками;

16.

Самоанализ и самокритика – установление
причинно-следственных связей в
совершенных действиях и поступках:
• что сделано и как;
• главная причина результата;
• личная и общественная значимость,
польза.

17.

Самооценка конкретных действий и в
целом образа «Я» (каким являюсь в
настоящем) – это представление
человека о важности своей личности,
деятельности среди других людей и
оценивание себя и собственных
качеств и чувств, достоинств и
недостатков.

18. Итогом этапа самопознания является:

ИТОГОМ ЭТАПА САМОПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:
• укрепление, стимулирование у учащихся
потребности в устранении тех или иных
недочетов в своем характере, поведении, в
целом в личности;
• мысленное формулирование перспективной
цели – каким хочу стать в будущем («Я»
будущее), и выдвижение аргументов для
утверждения важности для себя поставленной
цели (взвешивание всех «за» и «против»).

19.

Содержание проводимой педагогом
воспитательной работы на этапе самопознания
может включать следующие составляющие:
– проведение с учащимися беседы о том, какую
роль в жизни человека, развитии его личности
играют жизненные цели, представления о своем
будущем;
– индивидуальная помощь конкретному
учащемуся при ответах на вопросы: «Чего я в
жизни хочу достичь?», «Кем я хочу стать?», «Чем
мечтаю заниматься?», «Что важно для меня иметь
в будущем?» и др.;
– развитие у учащихся умения формулировать
цели, придавать им действенный характер.

20.

Психологическая и практическая
готовность учащегося к
самовоспитанию реализуется на
втором этапе самовоспитания –
этапе разработки программы
собственной стратегии достижения
поставленных целей.

21.

Примерная программа
совершенствования собственной
жизни включает формулировку:
• цели;
• распределение времени;
• разработку содержания программы.

22.

Третий этап самовоспитания –
реализация разработанной
программы.
На этом этапе речь идет о работе
личности над собой в соответствии с
разработанной программой на основе
различных методов.

23. Можно выделить следующие методы:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
• метод самоубеждения;
• метод самовнушения;
• метод самоактивизации и
самостимулирования;
• метод самопринуждения;
• метод эмпатии;
• метод аутотренинга.

24.

Важным условием успешности
процесса самовоспитания
является систематический
контроль и самооценка самой
личностью хода и результатов
выполнения программы.

25.

Процесс самовоспитания структурно можно
представить как совокупность следующих
взаимосвязанных между собой компонентов:
осознание личностью потребности изменить
себя, усовершенствовать свои личные качества
и свойства;
самопознание;
определение цели и разработка программы
собственной деятельности по самоизменению;
целенаправленная собственная деятельность по
самосовершенствованию;
самоконтроль и самооценка достигаемых
результатов, корректировка программы
деятельности.

26. 3. Роль педагога в организации работы по самосовершенствованию личности учащихся

3. РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

27.

Концепция непрерывного воспитания
детей и учащейся молодежи в
Республике Беларусь одной из
составляющих воспитания определяет
воспитание психологической культуры,
направленной на развитие и
саморазвитие личности.

28.

Содержание воспитания по формированию
психологической культуры личности
направлено на развитие эмоциональноценностной сферы личности, творческого
потенциала и ресурсных возможностей
личности; формирование умений и навыков
эффективной адаптации к изменяющимся
условиям жизнедеятельности; развитие
коммуникативных способностей.

29. Условия воспитания психологической культуры личности:

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:
• создание гуманной воспитывающей среды и
образовательного пространства;
• эффективное психологическое сопровождение и
освоение социально-психологических
компетенций в образовательном процессе,
формирование индивидуально-психологических
качеств личности;
• психологическое просвещение и диагностика;
• скоординированное взаимодействие
организаторов образовательного процесса.

30.

В соответствии с Концепцией обучающиеся
должны освоить базовые компоненты
психологической культуры, профессиональной
ориентации с учетом индивидуальнопсихологических особенностей и требований
профессии, понимать временную
перспективу, строить жизненные и
профессиональные планы, развивать
социальную компетентность на основе
становленя нравственного самосознания,
формирования профессиональнопсихологической культуры и культуры труда.

31. Условия воспитания потребности в развитии и саморазвитии:

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В
РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ:
• фасилитация стремлений личности,
ориентированных на саморазвитие,
стимулирование личности к освоению
изменяющейся действительности и
собственному развитию;
• переход от педагогического проектирования
личности к самопроектированию;
• самооценивание своих сильных и слабых сторон
и степени своей готовности к новым,
усложненным действиям и поступкам.

32. Условия воспитания потребности в развитии и саморазвитии:

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В
РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ:
• участие в волонтерской и иной социально
значимой деятельности;
• расширение представлений о себе,
формирование адекватной оценки себя и
других;
• проектирование целей и средств достижения
желаемого будущего.

33. Деятельность педагогов по организации самовоспитания предполагает следующие направления:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОВОСПИТАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ
СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
• формирование у учащихся осознанной
потребности в саморазвитии и
самосовершенствовании;
• практическая помощь учащимся в
разработке программ самовоспитания и
их реализации;
• формирование в коллективе учащихся
общественного мнения о пользе и
важности для полноценного развития
личности самовоспитания.

34. Формирование у учащихся осознанной потребности в саморазвитии и самосовершенствовании предполагает:

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОСОЗНАННОЙ
ПОТРЕБНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ И
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
• обоснование значимости самовоспитания
во всестороннем развитии личности;
• раскрытие сущности, содержания понятия
«самовоспитание»;
• определение форм и методов работы,
стимулирующих развитие у учащихся
потребности в самовоспитании: проведение
этических бесед, диспутов.

35.

Практическая помощь учащимся в
разработке программ самовоспитания и их
реализации состоит в том, чтобы оказать
каждому учащемуся индивидуальную
помощь в выявлении его потенциала,
определении цели, стратегии жизни,
осуществлении самоанализа и самооценки,
разработке перспективной программы и ее
выполнении.

36.

Формирование в коллективе учащихся
общественного мнения о пользе и важности
для полноценного развития личности
самовоспитания осуществляется на основе
поощрения, поддержки учащихся,
занимающихся самовоспитанием, а также
утверждения в общественном мнении таких
учащихся, реализуя тем самым
естественные притязания личности на
признание достойного места в коллективе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гептрал инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Супротек регуляр инструкция по применению бензиновые двигатели
  • Препарат дона для суставов отзывы цена уколы инструкция по применению
  • Группы которые создаются не распоряжениями руководства
  • Инструкции по охране труда в образовательной организации 2022 год