Что такое объектив мануал

В условиях кризиса и роста цен всем хочется сэкономить. Сэкономить можно в том числе на объективах. При грамотном подходе с мануальной оптикой можно добиваться не худших результатов, чем с автофокусной, которая стоит в несколько раз дороже. В каких случаях автофокусный объектив можно смело заменить ручным и как приручить мануальный объектив, читайте в нашем материале.

Nikon и мануальные объективы / Фото: kylecongphotography.com

Что такое мануальный объектив
Что можно и что нельзя снимать на ручной объектив
Как снимать на мануальный объектив

Что такое мануальный объектив

Мануальный (или ручной) объектив — объектив, у которого нет системы автоматической фокусировки. Просто нет мотора автофокуса. Чаще всего это недорогие объективы, которые позиционируются как бюджетная замена автофокусным стёклам. Хотя бывают и исключения. Например, NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct. Это профессиональное мануальное стекло со светосилой меньше единицы, весом в два килограмма и стоимостью в полмиллиона рублей. Автофокуса здесь нет. Просто потому что моторы не справляются с фокусировкой таких тяжёлых линз.

Что это значит «нет автофокуса» для фотографа? Что фокусироваться придётся вручную. Чаще всего при помощи фокусировочного кольца, но встречаются модели с рычажком, например Индустар-22.

Как происходит процесс фокусировки на мануальный объектив: наводите камеру на объект съёмки и крутите кольцо, пока объект к не становится достаточно резким. По сути для человека снимающего это означает одно: что к алгоритму съёмки прибавляется ещё один пункт. Если на автофокусный объектив это: «выставили настройки, построили кадр, загнали фокусировочную рамку/точку на место, нажали на кнопку, сделали пыщ», то для ручных эта схема расширяется на «покрутили кольцо, пока объект не стал достаточно резким». Хотя есть и плюсы — про фокусировочную рамку можно забыть.

И второе, что это значит: что главной проблемой, скорее всего, станут ошибки по фокусу. Частые и неизбежные, особенно в первое время.

Шутка уже не кажется такой смешной, когда учишься снимать на первый ручной объектив / Иллюстрация: unsplash.com, Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Казалось бы, дополнительные телодвижения усложняют работу, и мануальные объективы должны были остаться в прошлом с проявлением автофокусных. Но ручные стёкла продолжают производить, и на них продолжают снимать.

Когда имеет смысл снимать на мануальный объектив:

– когда автофокусного объектива для конкретно вашей системы просто не существует (например, автофокусных фишаев для Fujifilm нет, если хочется «рыбий глаз», придётся брать либо 7Artisans, либо Samyang, оба ручные);

– когда съёмка не требует быстрой фокусировки (предметка, пейзаж);

– чтобы сильно сэкономить (обычно ручные объективы в разы дешевле своих автофокусных собратьев).

Например, ручной фишай для Canon от Meike 8mm можно купить за 13 тысяч, а родной автофокусный обойдётся 60-70 тысяч рублей. Ещё пример: ручной полтинник 7Artisans стоит 9 тысяч рублей, а автофокусный от Sigma — 35 тысяч рублей;

– когда хочется особенный «творческий» объектив с интересным рисунком (есть автофокусные, но их немного и они довольно дорогие. В массе своей необычные объективы — ручные). Например, самый популярный объектив с интересным рисунком — советский «Гелиос-40».

Знаменитое кручёное боке Гелиосов / Фото: flickr.com

Справедливости ради отметим, что есть автофокусная Sigma Art с похожим рисунком. Но вот аналога Meyer-Optik Trioplan F/2.8 и его «мыльным пузырям» боке не существует.

Снимок на Meyer-Optik Trioplan F/2.8 на открытой диафрагме / Фото: meyer-optik-goerlitz.com

– когда хочется снимать на ряд плёночных камер или на дальномерные камеры Leica (там просто без вариантов, все объективы Leica, даже современные, ручные). У дальномерных камер в принципе система фокусировки устроена иначе;

– когда всерьёз решили заняться видеосъёмкой. Видео часто снимают либо на бюджетные ручные объективы, либо на автофокусные, но в режиме ручного фокуса. Так оператор получает полный контроль за фокусом и застрахован от скачков автофокуса. Кроме того, мотор автофокуса, как правило, не бесшумный, и на видео это может привести к браку по звуку. Существуют даже отдельные модификации ручных объективов, заточенные именно под съёмку видео. Например, Samyang 8mm T3.1 Cine.

Обратите внимание на дизайн объектива и крупные кольца для фокусировки и регулировки диафрагмы / Фото: fotosklad.ru

Дело в том, что для съёмки видео, особенно динамичного, очень важно чтобы была возможность делать плавные переходы фокуса. Это достаточно просто сделать руками с помощью фокусировочного кольца, а вот заставить автофокус делать такие трюки не всегда возможно.

Объективы, подобными тому, который показан на картинке выше, также очень удобно использовать вместе с электронными стабилизаторами, которые позволяют управлять фокусировкой камеры.

Что можно и что нельзя снимать на ручной объектив

На ручные объективы можно спокойно и без проблем снимать предметку. Более того, если вы снимаете натюрморт со штатива и у вас автофокусный объектив, лучше сразу переключить его в режим ручной фокусировки. Особенно, если речь идёт о сложных натюрмортах, съёмке со стекингом или с применением световой кисти.

Пример съёмки со световой кистью / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

При съёмке предметки удобнее сразу зафиксировать фокус на главном объекте съёмки. Представим ситуацию: вы снимаете, например, фигурные свечи. Поставили свечу в кадр, сфокусировались, сделали пробный снимок, потом решили, что нужно добавить в кадр лепестки розы, пучок сухой травы или что-нибудь ещё. Реквизит лёг немного перед свечой, таким образом, что он чуть-чуть касается фокусировочной рамки. Делаете снимок, камера на автофокусе решает, что надо фокусироваться на сухой траве (например, она хорошо контрастирует с фоном, а мы помним, что автофокус любит контраст). В результате фото подпорчено, фокус непонятно где. И хорошо, если вы сразу это заметили и пересняли, а не на этапе постобработки, когда натюрморт уже разобран.

В этом случае гораздо удобнее снимать в режиме ручной фокусировки.

Или другой пример: вы снимаете натюрморт в низком ключе с импульсным светом. Для съёмки вы используете какой-нибудь не слишком быстро фокусирующийся автофокусный объектив. Работаете в режиме автофокуса без пилотного света. То есть в помещении темновато, и ваш неторопливый объектив между кадрами долго елозит туда-сюда, пытаясь сфокусироваться. Это совершенно нормальное поведение для светосильного объектива в режиме слабой освещённости, но оно может здорово действовать на нервы. В этом случае ручной фокус отработает гораздо лучше.

Всё вышеописанное справедливо только для съёмок с использованием штатива. При съёмке с рук с мануальными объективами будет сложнее, чем с ручными.

Но если вы точно знаете, что объектив вам нужен в первую очередь для съёмки предметки со штатива, можно смело брать мануальный, экономя себе таким образом деньги.

Пейзажи. Та же история: камеру на штатив, фокус на нужное место — и готово, вы восхитительны.

Чем дальше объект съёмки, тем менее важной становится супер-точная фокусировка / Фото: unsplash.com

Пейзажи можно снимать даже с рук, обычно при их съёмке объект фокусировки достаточно далеко, и от того, что за полсекунды между фокусировкой и съёмкой ваше тело (и камера вместе с ним) качнётся и сдвинется на пару сантиметров, ничего не изменится.

На мануальный объектив точно не стоит снимать любые быстро передвигающиеся объекты: например, детей, животных, семьи, спорт, нервных и подвижных людей.

При большом желании и сноровке на мануальные объективы можно снимать спокойные студийные портреты взрослых людей, особенно если они сидят на стуле, а вы работаете с импульсным светом на закрытых значениях диафрагмы.

В этом случае глубина резкости будет достаточно велика, чтобы непроизвольные движения тела фотографа ни на что не влияли. В любом случае, чтобы снимать на мануальный объектив с рук, потребуется немного потренироваться.

Как снимать на мануальный объектив

Есть несколько принципов и приёмов, которые позволят облегчить и ускорить работу на мануальные объективы, а качество снимков сделать выше.

Не торопитесь. Это первое правило работы с мануальным объективом. Ручные стёкла — не про нервы, репортаж и быструю работу. Если вам нужно снимать свадьбы или утренники, купите автофокусный объектив. А при работе с мануальным — не торопитесь.

Если условия позволяют, закрывайте диафрагму. Глубина резкости станет гораздо больше, фокусироваться станет проще, промахи по фокусу менее заметны. Помните, что глубина резкости коррелирует со значением диафрагмы и фокусным расстоянием самого объектива. Так, на одном и том же значении диафрагмы у фишая на 8 мм глубина резкости будет существенно больше, чем у умеренного телевика на 85 мм.

Так что, в принципе, на фишай с прикрытой диафрагмой можно попробовать поснимать даже репортаж. Единственным побочным эффектом может оказаться эффект «фото на мобильник», его будет создавать большая глубина резкости.

Сверху — малая глубина резкости, снизу — большая / Фото: photographylife.com

Если вы снимаете в условиях слабой освещённости, и закрыть диафрагму возможности нет, или если вы хотите сохранить размытие фона, которое даёт открытая диафрагма, понадобится штатив или упор для рук. Это поможет избавиться от ошибок по фокусу из-за движения ваших рук, но никак не решит проблему с движущимися объектами. Такой подход годится только для съёмки статики.


Читайте также:
Как выбрать штатив: виды, рекомендации, характеристики


Ещё одна фишка, которая поможет работать на мануальный объектив — подсветка фокуса, Focus Peaking. Это технология, которая позволяет подсвечивать на экране в камере область, на которую попала резкость. Focus Peaking — довольно распространённая технология, она встречается практически во всех современных беззеркалках и во многих зеркалках. Правда, пользоваться ей можно только в режиме Live View, в котором изображение выводится на экран.

Красным подсвечены области, которые попадают в резкость, с такой подсветкой гораздо проще ориентироваться / Фото: bhphotovideo.com

Ещё одна хорошая идея — приобрести себе накамерный монитор, чтобы лучше видеть, куда уходит фокус. Подробнее о том, как выбрать подходящий монитор, читайте в этом материале.

Ещё один подход, который довольно часто встречается при работе именно с ручными объективами и к которому можно по-разному относиться — решить для себя, что вы снимаете не про резкость, техничность, а про импрессионизм и арт-хаус. И бог с ней, с резкостью. Расфокусированные фото тоже могут быть красивыми.


Читайте также:
Размытое фото как художественный приём: как сделать красиво


Когда не в фокусе счастье / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Главное при таком подходе: мажьте так уж мажьте. Нет ничего хуже, чем слегка нерезкая фотография. Можно ещё добавить сюрреализма с помощью призмы или смазанного вазелином фильтра.

Многие считают, что мануальные объективы – это некая модная тенденция, которая скоро уйдет в небытие. Но существует и другое мнение. Есть люди, которые говорят, что мануальные объективы – это девайсы для настоящих профи своего дела. Какое мнение верное? В нашей сегодняшней статье постараемся понять и разобраться досконально в этом вопросе.

Определение

Мануальные объективы не имеют автоматического режима, они всегда работают строго в ручном. Фокусировка осуществляется механическим ручным вращением специального кольца на объективе.

Раньше не было других вариантов, кроме как мануальные объективы. Сегодня существуют автоматические объективы, но при этом неавтофокусные имеют место. И самое главное, что это не только те старые экземпляры, которые сохранились с давних пор, но и современные модели, выпускаемые и по сей день.

Первые неавтофокусные объективы «Никон», «Никкор»

Историю неавтофокусных объективов можно рассмотреть на разных примерах. Мы остановимся на мануальных объективах «Никон» и «Никкор». Компания «Никон» в свое время очень активно продвигала подобные объективы. Давайте подробнее рассмотрим процесс эволюции подобных приспособлений на примере объективов для фотоаппаратов «Никон».

Начало история неавтофокусных байонетов от Nikon берет с модели non-Ai, после нее было еще две модификации (Ai, Ai-S). Данные обозначения означают тип измерительной связи между цифровым фотоаппаратом и объективом.

Первый объектив non-Ai (pre-Ai) Nikkor вышел в свет в далеком 1959 году. «Общение» с фотокамерой происходило посредством специальной колодки. Чтобы лучше понимать ситуацию, нужно полностью расшифровать название объектива. Ai – это Automaic Indexing. Приставка non – это информация о том, что связь не полностью автоматическая, то есть требуются некоторые ручные механические телодвижения, чтобы установить объектив на фотоаппарат.

Нужно сказать, что эта самая колодка измерительной связи хоть и претерпела кое-какие изменения, дошла до наших дней. Она устанавливается на редкие мануальные объективы Nikon, которые до сих пор остаются в производстве. Радует, что производство до сих пор существует, хотя выбор моделей не особо велик, как и производителей.

Кстати, даже на диафрагменном кольце современных автофокусных объективов от Nikkor есть специальные насечки, которые обозначают специально продуманные отверстия под винты. Это значит, что есть возможность установки колодки измерительной связи даже на них. Это делается для того, чтобы полноценно работать с подобными объективами на профессиональных моделях пленочных «зеркалок» Nikon F и Nikon F2.

Мануальный объектив для Nikon

Ai объектив

Такие модели мануальных объективов Nikkor появились в 1977 году. Был изменен механизм взаимодействия с фотокамерой. Теперь все функции колодки измерительной связи выполнял специальный вырез на диафрагменном кольце. Кроме этого на диафрагменном кольце добавили один дополнительный ряд, который имел специальные значения диафрагм, они были нужны, чтобы происходила индикация установленной диафрагмы в видоискателе камеры (к примеру, Nikon FM). Этой новинке дали специальное название – ADR (Aperture Direct Readout).

Ai-S (Automatic Indexing-Shutter)

Они вышли в 1982 году, от серии Ai их отличало наличие у них специальной выемки (полукруглой формы) на байонете. То есть в байонете камер, которые работали с этими новинками, появился специальный дополнительный штырек. Было задумано так, что по положению вышеупомянутой выемки фотокамера должна была сама определять расстояние фокуса объектива. Данная особенность позволяла камере выбирать такие правильные параметры, как выдержка на программных режимах, к примеру.

Nikon Series E

В 1979 году производитель представил миру свою новую линейку объективов под названием Nikon Series E. Ранние модели из линейки соответствовали спецификации Ai, а более поздние объективы – Ai-S. От объективов бренда Nikkor данные модели отличались немного упрощенной конструкцией. Некоторые из объективов имели и заметно упрощенную оптику, кроме этого у данных объективов отсутствовала специальная колодка измерительной связи, но в случае необходимости ее можно было установить как дополнительную опцию.

Доработка объективов

Объективы типа non-Ai можно переделать в модель Ai. Это делается заменой диафрагменного кольца. Такую операцию легко и быстро проделывают мастера в специальных сервисных центрах. Объектив с такой переделкой называется Ai-d. Но некоторые умельцы переделывают его самостоятельно с помощью напильника или на станке.

Советские объективы и фотокамеры «Никон»

Такая схема работы возможна, она активно используется фотолюбителями разного уровня профессионализма. Но есть некоторые нюансы. К примеру, если вы работаете с камерой Nikon F-301 (N2000) и некоторыми другими моделями, то вам следует замазать холодной сваркой (или чем-то другим) шлицы, которые задуманы под винты для крепления байонета объектива. Если этого не сделать, то объектив может просто заклинить в байонете камеры. Это случается по причине того, что штырь байонета камеры (нужный для считывания информации о расстоянии фокуса) точно-точно попадает на эти самые шлицы винтов.

Важно отметить, что многие фотографы (даже профессионалы мирового уровня) считают, что лучшие мануальные объективы делались именно в СССР. Это очень лестно слышать, и как жаль, что в данное время ни в России, ни в какой-то другой стране, входившей в состав СССР, производства объективов нет.

Лучшие мануальные объективы для «Никон»

Мы перечислим те устройства, которые достойны вашего внимания и стоят до десяти тысяч рублей. Лучшие три модели мануальных широкоугольных объективов:

  • Nikkor 20mm f/4.
  • Nikon Series E 28mm f/2.8.
  • Nikkor 35mm f/2.

Все эти объективы имеют расстояние фокуса, равное 24 мм, и систему CRC (Close Range Correction). Данная система предназначена для обеспечения оптимальной картинки при фокусировке на любые расстояния.

Лучшие мануальные объективы для Sony

Стоит сказать и про объективы для фотоаппаратов от японской компании «Сони». Также выделим несколько моделей, которые подойдут на данные «зеркалки» и не слишком ударят вам по карману в плане финансов.

Мануальный объектив для Sony

Если говорить про мануальные советские объективы для «зеркалок» от компании «Сони», то тут нужно выделить:

  • «Юпитер 37А» (135/3.5).
  • «Гелиос 40-2» (85/1.5).
  • «Зенитар-М» (50/1.7).

    Мануальный объектив Zenitar

Есть и другие интересные модели, но мы решили выбрать эти. В скобках дано фокусное расстояние объектива, а также показатель максимальной диафрагмы. Нужно сказать, что мы выбрали эти модели, но они проигрывают современным аналогам для портретной съемки. Кроме этого для установки таких объективов нужен специальный переходник. Потому как советские модели относят к мануальным объективам М42. Переходник стоит не слишком дорого, и он будет полезен вам, особенно если вы планируете купить несколько моделей объективов родом из СССР.

Нельзя упустить из виду и легендарные объективы «Роккор». Если назвать лучшие три модели для зеркалок «Сони», то это будут:

  • MC Rokkor 58 f/1.2.
  • MD Rokkor 135 mm f/2.
  • Rokkor 17 mm f/4.

Хочется добавить к этому списку еще и Rokkor 7,5 mm fish-eye. Очень интересный вариант.

Мануальный объектив Rokkor

Неавтофокусный объектив для Canon

Будет неправильно, если мы упустим из виду такого производителя, как Canon. Поэтому приведем и для данного производителя самые интересные неавтофокусные объективы.

Но для начала нужно сказать, что для того, чтобы установить мануальный объектив на «зеркалки» Canon, нужно узнать, под какой байонет рассчитан ваш неавтофокусный объектив. Обычно это может быть или резьба М42, или байонет Н, или в самых редких случаях резьба М39.

Для резьбовых объективов М42 понадобится переходник с М42 на Canon EOS. Переходник имеет резьбу. С ее помощью он накручивается на объектив. После этого объектив уже можно легко установить на камеру.

С байонетом H или резьбой M39 действовать нужно аналогично, то есть купить необходимый переходник. Для установки объективов с байонетом H нужен переходник Nikon Mount F — Canon EOS. Не нужно удивляться, потому что байонет Н абсолютно такой же, как и у системы фотоаппаратов Nikon. Для резьбы М39 будет нужен переходник М39-EOS или же два переходника М39-М42 и М42 — Canon EOS, которые устанавливаются последовательно. Примечательно, что объективы с резьбой М39 существуют двух типов. Это могут быть объективы от зеркальных камер и объективы от беззеркальных камер. Нормальная работа на системе Canon будет лишь с объективами от зеркальных камер с резьбой М39. Это стоит знать.

Мануальный объектив для Canon

Интересные неавтофокусные объективы для Canon:

  • «Гелиос-44м-Х».
  • «Мир-47Н».
  • «Юпитер-9».

Стоит сказать, что есть много достойных отличных дорогих объективов. Рядовому фотолюбителю будет предостаточно тех, которые были рассмотрены нами в данной статье. Если вам недостаточно этих объективов, значит, вы профессионал, и тогда уже вы все знаете сами.

Мануальный объектив Mir

Как снимать

Особенность съемки мануальным объективом заключается лишь в его ручной настройке фокуса. Все остальное очень обычно и привычно. То есть освоить съемку на неавтофокусный объектив может любой фотограф буквально за несколько минут. Только лишь от вашего мастерства зависит результат. Он может быть обычным, а может быть и очень впечатляющим. Сможете ли вы найти через фотоаппарат нечто такое, что доступно лишь с мануальным объективом? Ответ на этот вопрос знаете лишь вы, ваши глаза и руки.

В любом случае все придет с опытом. Даже в том случае, если на обычный (автоматический) объектив вы фотографируете очень прилично. К мануальному нужно привыкнуть, набраться соответствующего опыта и узнать все нюансы касаемо того, как снимать на мануальные объективы.

Мануальный объектив

Где можно увидеть

Их можно увидеть у любого фотографа. Также такие объективы встречаются в некоторых фотоателье. С такими объективами работают повсеместно. Одна категория фотолюбителей любит такие объективы. Другая часть старается их избегать.

Купить такие объективы можно на тематических форумах, различных ресурсах с объявлениями, в комиссионных магазинах или напрямую у фотолюбителей. В настоящее время достаточно большое количество мануальных объективов находится в продаже. Это касается как советских моделей, так и зарубежных. Проблем при желании найти себе необходимый объектив не возникает, как правило.

Иногда проблема бывает такого плана, что продавец и покупатель не могут сойтись в цене, но это уже немного другая история. В любом случае предложений на рынке достаточно много, по этой причине можно найти нужный вам вариант по приемлемой цене, просто иногда на это требуется больше времени, чем рассчитывалось изначально.

Особенности объективов

Если смотреть на вопрос со стороны, то в старых объективах нет ничего особенного, кроме того что многие модели стоят крайне дешево. С другой стороны, есть такая категория профессиональных фотографов, которая считает, что старые объективы были более живыми. Сейчас таких уже не делают. И лучшие кадры профессионалов, по их словам, сделаны именно на неавтофокусные объективы. Возможно, в этом есть доля истины.

Но из ста людей с зеркальными фотоаппаратами только лишь двадцать являются фотографами, а из этих двадцати только один будет профессионалом. А вот мануальный объектив будет в наличии у более чем половины из этой сотни людей с фотоаппаратом. Получается, что неавтофокусные объективы – это дань моде и хайп? Это риторический вопрос, и у каждого из сотни людей с фотоаппаратами в руках будут свои сто ответов на данный вопрос и сто причин для покупки мануального объектива.

Как выбрать объектив

Выбирать нужно исходя из своих запросов и нужд. Все параметры всегда указаны на объективе. Сложно советовать кому-то, к примеру, широкоугольный объектив, когда человек ищет «рыбий глаз».

Профессионалы считают, что мануальные объективы лучшим образом подходят на роль «портретников». Но это мнение субъективное, хоть и компетентное. Ведь, быть может, вы и есть начинающий профессионал, и найдете что-то свое в неавтофокусных объективах и покажете это всему миру через свою фотографию. И скоро ваше мнение будет авторитетным. Не стоит зацикливаться, фотография – это искусство, а в искусстве правила сведены к минимуму. Наиболее востребованные и покупаемые модели мануальных объективов мы перечислили выше, выбор за вами всегда.

Единственное, что можно посоветовать, – это то, что если вы выбираете подобный объектив, чтобы сэкономить, то учитывайте, что цена устройства – это еще не окончательные траты, вам еще понадобятся переходники, если ваша «зеркалка» не из эпохи советских объективов. Количество и тип переходников определят конечные траты.

Также можно посоветовать перед покупкой посмотреть видеообзоры на интересный вам объектив и увидеть примеры работ, которые были сделаны с помощью данной модели. Это поможет вам сформировать объективное мнение о конкретном объективе. Удачи вам и превосходных снимков!

Мануальные объективы — это тип фотографических объективов, которые не имеют автоматической фокусировки и регулировки диафрагмы. Они предназначены для использования с камерами, которые позволяют пользователю полностью контролировать все параметры съемки.

Одним из основных преимуществ мануальных объективов является их возможность изменять параметры фотографии вручную. Фотографы могут настроить фокусное расстояние, диафрагму и способ перемещения линзы вручную, что позволяет получить более точное изображение и контроль над глубиной резкости.

Работа мануальных объективов основывается на принципе, который был установлен задолго до появления автоматической фокусировки. Объектив состоит из нескольких линз, которые фокусируют свет на матрицу или пленку. Пользователь устанавливает фокусное расстояние, поворачивая кольцо фокусировки, а диафрагму — путем поворота кольца диафрагмы. Благодаря этим настройкам фотограф может создать уникальное изображение и передать свою индивидуальность.

Использование мануальных объективов требует определенной практики и навыков, так как каждый объектив имеет свои особенности и специфику работы. Учиться использовать мануальные объективы — значит открывать для себя новые возможности и экспериментировать со своими снимками.

В настоящее время мануальные объективы не пользуются такой популярностью, как раньше, когда автоматическая фокусировка была еще не вошла в обиход. Однако, многие фотографы до сих пор предпочитают использовать мануальные объективы для своих профессиональных съемок, чтобы контролировать каждую деталь своего снимка и получить уникальное изображение.

Содержание

  1. Мануальные объективы: основные характеристики и преимущества
  2. Что такое мануальные объективы?
  3. Принцип работы мануальных объективов

Мануальные объективы: основные характеристики и преимущества

Основные характеристики мануальных объективов:

  • Фокусное расстояние: определяет остроту изображения и его увеличение. Мануальные объективы могут быть как фиксированного фокусного расстояния (например, 50 мм), так и зум-объективами с изменяемым фокусным расстоянием.
  • Диафрагма: управляет количеством попадающего на матрицу света. Мануальные объективы обычно имеют большие диафрагмы и могут давать красивое размытое заднее плановое изображение.
  • Механика: мануальные объективы обычно имеют простую конструкцию, при этом надежную и долговечную. Они могут прослужить долгое время, не требуя ремонта или обслуживания.

Основные преимущества мануальных объективов:

  • Полный контроль: благодаря ручному управлению фокусировкой и диафрагмой, фотограф имеет полный контроль над изображением. Это особенно полезно в сложных ситуациях с плохим освещением или при фотографировании движущихся объектов.
  • Высокое качество изображения: многие мануальные объективы обладают уникальным характером отображения и доставляют высокое качество изображения. Они могут давать более четкое и детализированное изображение по сравнению с автофокусными объективами.
  • Низкая цена: мануальные объективы обычно стоят значительно меньше, чем аналогичные автофокусные объективы. Это делает их доступными для широкой аудитории фотографов.

Мануальные объективы – отличный выбор для фотографов, которые хотят получить больший контроль над своими снимками, экспериментировать с настройками и получать высокое качество изображения. Они позволяют фотографу по-настоящему взаимодействовать с процессом съемки и раскрывать свое творческое видение.

Что такое мануальные объективы?

В основе мануальных объективов лежит набор линз и оптических элементов, которые позволяют изображению проходить через объектив, попадать на матрицу или пленку камеры и формировать фотографию. Это делает мануальные объективы неотъемлемой частью камеры, так как они определяют качество и характеристики получаемых изображений.

Мануальные объективы могут иметь различные фокусные расстояния, углы обзора и максимальные апертуры. Они также могут иметь изменяемые настройки, такие как зум или фокусное расстояние. Важно отметить, что большинство мануальных объективов совместимы с определенными типами камер и могут быть установлены на камеру с помощью соответствующего крепления или адаптера.

Мануальные объективы имеют ряд преимуществ перед автофокусными. Они часто имеют большую максимальную апертуру, что позволяет получать более светлые и резкие изображения. Они также позволяют фотографу полностью контролировать процесс фокусировки и экспозиции, что дает большую свободу и творческие возможности.

Однако, использование мануальных объективов требует большего опыта и навыков от фотографа. Ручная фокусировка может потребовать времени и терпения, а также правильного настроения и освещения. Тем не менее, мануальные объективы являются популярным выбором среди фотографов, которые стремятся к более качественным и контролируемым снимкам.

Принцип работы мануальных объективов

Принцип работы мануальных объективов основан на использовании стекла и оптических элементов, которые позволяют фокусировать изображение и контролировать количество падающего света. Внутри объектива находится система линз, которые могут перемещаться вперед и назад для изменения фокусного расстояния.

Чтобы выполнить фокусировку, пользователь должен поворачивать кольцо фокусировки на объективе, чтобы изменить положение линз. Это позволяет получить четкое изображение на фотокамере. Количество падающего света регулируется с помощью кольца диафрагмы, которое определяет размер отверстия, через которое проходит свет. Меняя диафрагму, можно контролировать глубину резкости и количество света, попадающего на пленку или сенсор фотокамеры.

Одним из преимуществ использования мануальных объективов является их высокое качество изображения. Отсутствие автоматических механизмов позволяет производить объективы с большим количеством стеклянных элементов, что обеспечивает более четкое и детализированное изображение.

Преимущества мануальных объективов Недостатки мануальных объективов
Высокое качество изображения Требуют более продолжительного времени настройки
Большой выбор моделей и брендов Неудобство использования для начинающих фотографов
Цена может быть ниже, чем у автоматических объективов Отсутствие автоматической фокусировки

Мануальные объективы могут быть использованы как на зеркальных камерах, так и на беззеркальных системах. Они позволяют фотографам полностью контролировать каждую настройку и создавать уникальные и креативные снимки. Кроме того, использование мануальных объективов может стать отличным способом для новичков в фотографии изучить основы оптики и научиться ручной настройке камеры.

Творческие — мануальные объективы. Описание, советы, примеры фотографий

Что такое мануальные объективы

В жизни,  каждого увлекающегося человека, были моменты творчества, когда хочется делать что-то связанное с искусством, например петь, или лепить,  выжигать по дереву, или фотографировать. Человек создан, что бы не стоять на месте, а облагораживать себя духовно и физически – расти. Фотография – это громадный полигон для творчества, где в настоящее время может творить практически любой. Можно даже не разбираться ни в диафрагме, ни в настройках выдержки и экспозиции, а просто снимать. Фотографировать для себя, для души.

Конечно, что бы нарушать правила, в первую очередь их надо знать. Лично мне, как фотографу, часто бывает обидно видеть, где вроде бы хороший кадр, особенно при съемках с людьми, был недоработан со стороны фотографа – однорукая модель, кривой наклон головы, либо кривое кадрирование, но.. не будем о грустном.

В свое время я тоже начинал фотографировать — это было еще в советское время.  В то золотое время в нашей стране, было много разнообразнейших кружков. У любого пионера при наличии желания были потрясающие возможности в творчестве: фотография, моделирование, рисование и многое другое и все это бесплатно! Опять же- не будем о грустном.

Уже в наше – цифровое время, я купил первую простенькую зеркалку, освоился и стал снимать. Сейчас моя сфера деятельности – это коммерческая съемка, но я часто участвую и в творческих проектах. Мне нравится экспериментировать, узнать и открывать для себя что-то новое, и не стоять на месте. В этой статье, мы с вами поговорим о творческих объективах. Я покажу Вам несколько примеров – фото снятые с творческой составляющей, в том числе и в техническом плане. Мы не будем останавливаться на использование пакетиков в качестве бленды, или вырезанием  из  черной бумаги сердечек и использованием ее в качестве диафрагмы..  Я Вам расскажу о главное — мануальных и творческих объективах.

С советских времен у меня осталось парочка мануальных объективов. Естественно, после того как я купил зеркалку. Я стал осваиваться с цифровой техникой, но периодически докупая импортные объективы – Зуйко, Пентакс и ряд других производителей. Я пробовал использовать эти стекла, как для съемок людей, так и в «натуральной» — природной съемке. Естественно периодически я бродил по просторам интернета и читал разные отзывы на сайтах, смотрел примеры фотографий других авторов. Но скажу честно, не всегда, все то, что написано про стекло, соответствует действительности и пока ты сам не попробуешь в деле- конкретный объектив, посмотришь на его достоинства, оценишь его картинку, только тогда, ты сможешь сделать именно тот вывод, который наиболее приближен к истине.

Меня очень забавляет один момент, когда ты смотришь на Авито описание ко многим интересным объективам. Особо одаренные авторы, столько пишут бахвальства и так красноречиво рассказывают о преимуществах, что ты невольно поражаешься, зачем его- это волшебный объектив вообще продают??  Тут уместно вспомнить мультик – «такая корова нужна самому»!  Лично я знаю, как минимум двух таких одаренных продавцов, а фактически просто перекупщиков. Которые барыжат объективами с Ебея, у нас в России. В таком случае, я все время вспоминаю, как один из таких барыг, не стал удалять одно из своих «красноречивых» объявлений с Авито, о продаже какого то фотоаппарата, но в конце объявления, почему то он указал, что товар продан. Наверное, лавры писателя – сказочника, не давали ЧВС – удалить данное объявление. Поэтому, прежде всего надо основываться не на сказочном описании объектива, а на  реальных кадрах. Причем лучше, когда эти кадры делаете именно Вы. У меня побывало очень много разных объективов, мне хотелось попробовать, поснимать, и экспериментировать, что-то я продавал, что-то лежит у меня в коллекции. Но этот обзор будет  полностью честным, основанным лично на моем опыте, как фотографа, так и просто человека. В данной статье, я использую только свои фотографии, сделанные в полевых условиях!

ASAHI FISH-EYE TAKUMAR   17/4 M42 (17 мм такумар Фиш ай)

Фишай, или рыбий глах, один из помощников фотографа  в творческой съемке.

Используя данный объектив в фотографии, Вы сможете снять дерево от земли и до самой макушки, стоя на достаточно близком расстоянии, получается также и интересные кадры с людьми.

Я не скажу, что я часто пользуюсь таким объективом, но в качестве разнообразия в портфолио, в качестве некоторых задумок в фотографии его можно использовать. ASAHI FISH-EYE TAKUMAR 174Не скажу, что его должен имеет каждый фотограф, нет, да и цена в последнее время,  на него достаточно велика (в России его не так много, в основном его Вы сможете купить на Ебей). Но объектив очень интересный. Особенно заметно ощущается когда Вы с 24 мм (например 24-70) переходите на 17 – широкий угол – Вас сразу же поражает обилие такого пространства в видоискателе.

Немного про объектив ASAHI FISH-EYE TAKUMAR  17/4 M42  — это  детище Пентакса, начал выпускаться с 1967 года.  Как и многие другие хорошие и знаменитые объективы, пример известнейший Такумар 50 1,4 с лантаном. TAKUMAR   17/4 – поражает своей легкостью, практически невесомостью и крайне малыми размерами. На текущий момент цена на объектив колеблется в пределах 15000- 30 000 рублей. В Зависимости от состояния объектива и расположения продавца, у которого Вы его будете покупать. К сожалению, курс доллара в 70++ рублей, играет не на пользую обычному любителю фотографии. pentax ASAHI FISH-EYE TAKUMAR 17-4Средняя цена на объектив за границей 350-500$ + доставка 25-50$ — не бюджетно. Единственный минус объектива, так это отсутствие бленды + к сожалению, я купил объектив без передней крышки. Немного поразило наличие встроенных фильтров УФ, красного и желтого цвета.  Диафрагма минималка 4,0, но это абсолютно не критично. Объектив «не темный», конечно в помещении такой объектив использовать особо смысла не имеет, а вот для творческой съемки на улице — вполне.

На примерах фото, Вы можете видеть, что человек полностью умещается на фотографии, причем в полный рост еще и остается место, а на 4-ом фото, даже видно мою ногу ( я специально не стал затирать ее в фотошопе). Не скажу что объектив поразительно резкий, скорее мягкий, но можно добавить контраста  и резкость в фоторедакторе и желательно поставить галочку в коррекции световых аберраций.

Фотообъектив Samyang 16mm f/2 ED AS UMC CS Canon EF (Самьянг 16 мм для Кэнон)

Что бы далеко «не ходить»  разберем сразу же некоего собрата по фокусному расстоянию, но никак не по техническим возможностям – объектив Samyang 16mm f/2 ED AS. Это тоже мануальный объектив, но с очень интересной диафрагмой 2,0. На фотографиях в принципе видны «способности» объектива. Снимки получились вполне интересными, творческими. Цветочки снимались на диафрагме 2,0 выдержка при этом равнялась 1/4000 сек- вполне интересная техническая особенность. Конечно, данные параметры получились благодаря солнечному дню. Остальные фотографии я уже делал на «прикрытой» диафрагме.

Но в целом объектив мне скорее НЕ понравился, во первых, на открытой он мыльный по краям. И как ни странно это звучит  — какой-то он без души. Да, фокусное расстояние и светосила объектива, очень привлекательные, относительно не большая цена. Примеры с солнечным гала и с цветочками показывают, что могут получаться вполне интересные кадры, причем удачные (хотя кадры с солнцем и цветками я делал практически вслепую – засовывая фотоаппарат с объективом в кусты и делая кадры без использования видоискателя, причем у меня они получились, при не очень большом количестве попыток. С этим объективом я даже пытался снимать помещения для коммерческой съемки, но в целом на диафрагме 2, кадры получаются не резкие. А при диафрагме 4,0 – объектив уже темный, с теми же не резкими краями, еще и с отсутствием автоматического фокуса.

Скажу от себя, использовать данный объектив и рекомендовать его для покупки можно с очень большой натяжкой. Если Вам позволяют средства, то лучше купить тот же Кэнон 16-35, с ним Вы получите более резкую картинку, оперативность, за счет автофокуса + зум. Но при ярком солнечном свете Samyang 16mm f/2 ED можно использовать без каких-либо негативных последствий. Вернемся к нашим примерам — на последнем фото, Вы даже можете видеть, что я сделал из 3-х кадров панорамное фото, причем с достаточно приличным качеством. А вот на 5-ой фотографии, сделанной в Балашихе, со львами, видно, что в левой части фото — большая зона не резкости и край очень сильно размыт. Возможно мне попался именно такой объектив, с браком. Либо это особенность всех Самьянгов. но для такой цены, требовать качество  картинки как и у родного фикса Кэнон, который  в цене в 6 раз дороже данного брата-корейца, глупо.

Canon TS-E 24mm f/3.5L II (Кэнон Тилт шифт 24/3,5)

Достаточно дорогое удовольствие. Если покупать родной объектив, то кэноновский  24  стоит порядка 3 тысяч долларов. Аналог от корейского собрата – Самьянга, будет стоить значительно дешевле, но в качестве кореец будет проигрывать и это заметно.

Мои впечатления от объектива? – Это очень, очень и очень дорогая игрушка. Но очень интересная, когда ты сам управляешь картинкой, именно ты. Своими знаниями и умениями, делаешь тот кадр, который ты держишь в голове. Также объектив поразительно резок и позволяет снимать архитектуру без искажений, но что бы ее снять нужно, владеть им мастерски. После моей покупки объектива, я почти 3 часа с ним гулял, фотографировал. Но так в целом и не разобрался, как его использовать. Еще одной отличительной чертой данного объектива – его любят использовать «дорогие» свадебные фотографы.  Да, он позволяет творить. Но я вспоминаю 1 кадр, где на общем фото, тилт-шифт обрезал парочку гостей, т.е. они попали в зону размытия, да так, что на общем фото их стало не видно. Получается, что объектив не исполняет роль объектива, а роль вещи- что бы показать, что он есть (крутость фотографа), а уместно ли делать такое фото, вопрос уже отодвигается на второй план.

В качестве примеров я показал Вам фотографии как природы, так и с моделями. Поразительно резкий и поразительно творческий, размытие объектива за счет своих оптических качеств, никогда не заменит размытие в Фотошопе. Разница вполне очевидна. И повторюсь еще раз, прежде чем сделать кадр таким объективом, его надо будет продумать в голове, а только потом — уже камерой.  Это достойная вещь, а отчасти игрушка, которая безусловно должна быть в рюкзаке фотографа, но только при определенном доходе.

OLYMPUS OM-SYSTEM ZUIKO AUTO-T 85mm F2 (Зуйко 85/2)

Знаменитые объективы зуйко -легендарная классика, я не мог пройти мимо этого объектива не купив его в свою коллекцию и конечно же не поснимав им.

Зуйко 85 мм с диафрагмой 2,0 это младший брат одного из лучший объективов времен  пленочной фотографии  Зуйко 100 2,0. Отличный конструктив, отличные стекла, а при грамотном использовании в сочетании с контровым светом, дадут красивые блики на фотографии. Поразительно небольшого размера, но с поразительно интересной картинкой. У 85 мм Зуйко было 4 разных версии, которые пересчитывались под разные сорта стекла, но в целом картинка «просто воздух».

Примеры фотографий с данного объектива, лично мне понравились, конечно в репортажной съемке контровый свет — это недопустимо, именно по этому Вам следует использовать бленду, а вот уже при творческой съемке,   «старательно» -случайный блик, на мой взгляд только приукрасит картинку. Сделает ее интереснее живее. Ведь в последнее время, особенно хитрые фотографы, которые именуют себя «фотохудожниками», а по факту  просто люди которые освоили несколько плагинов в фотошопе, активно рисуют солнышко -желтовато-красные пятна на фото, там где это уместно и не уместно. На многих фото это даже кажется смешным, а вот поймать настоящее солнце, получить живой, честный, играющий кадр, увы этим «фотохудожникам» не дано.

Содержание

  1. Как снимать мануальным объективом
  2. Что такое мануальный объектив
  3. Что можно и что нельзя снимать на ручной объектив
  4. Как снимать на мануальный объектив
  5. Мануальные объективы: виды, характеристики, советы по выбору
  6. Определение
  7. Первые неавтофокусные объективы «Никон», «Никкор»
  8. Ai объектив
  9. Ai-S (Automatic Indexing-Shutter)
  10. Nikon Series E
  11. Доработка объективов
  12. Советские объективы и фотокамеры «Никон»
  13. Лучшие мануальные объективы для «Никон»
  14. Лучшие мануальные объективы для Sony
  15. Неавтофокусный объектив для Canon
  16. Как снимать
  17. Где можно увидеть
  18. Особенности объективов
  19. Как выбрать объектив

Как снимать мануальным объективом

В условиях кризиса и роста цен всем хочется сэкономить. Сэкономить можно в том числе на объективах. При грамотном подходе с мануальной оптикой можно добиваться не худших результатов, чем с автофокусной, которая стоит в несколько раз дороже. В каких случаях автофокусный объектив можно смело заменить ручным и как приручить мануальный объектив, читайте в нашем материале.

Что такое мануальный объектив

Мануальный (или ручной) объектив — объектив, у которого нет системы автоматической фокусировки. Просто нет мотора автофокуса. Чаще всего это недорогие объективы, которые позиционируются как бюджетная замена автофокусным стёклам. Хотя бывают и исключения. Например, NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct. Это профессиональное мануальное стекло со светосилой меньше единицы, весом в два килограмма и стоимостью в полмиллиона рублей. Автофокуса здесь нет. Просто потому что моторы не справляются с фокусировкой таких тяжёлых линз.

Что это значит «нет автофокуса» для фотографа? Что фокусироваться придётся вручную. Чаще всего при помощи фокусировочного кольца, но встречаются модели с рычажком, например Индустар-22.

Как происходит процесс фокусировки на мануальный объектив: наводите камеру на объект съёмки и крутите кольцо, пока объект к не становится достаточно резким. По сути для человека снимающего это означает одно: что к алгоритму съёмки прибавляется ещё один пункт. Если на автофокусный объектив это: «выставили настройки, построили кадр, загнали фокусировочную рамку/точку на место, нажали на кнопку, сделали пыщ», то для ручных эта схема расширяется на «покрутили кольцо, пока объект не стал достаточно резким». Хотя есть и плюсы — про фокусировочную рамку можно забыть.

И второе, что это значит: что главной проблемой, скорее всего, станут ошибки по фокусу. Частые и неизбежные, особенно в первое время.

Казалось бы, дополнительные телодвижения усложняют работу, и мануальные объективы должны были остаться в прошлом с проявлением автофокусных. Но ручные стёкла продолжают производить, и на них продолжают снимать.

Когда имеет смысл снимать на мануальный объектив:

– когда автофокусного объектива для конкретно вашей системы просто не существует (например, автофокусных фишаев для Fujifilm нет, если хочется «рыбий глаз», придётся брать либо 7Artisans, либо Samyang, оба ручные);

– когда съёмка не требует быстрой фокусировки (предметка, пейзаж);

– чтобы сильно сэкономить (обычно ручные объективы в разы дешевле своих автофокусных собратьев).

Например, ручной фишай для Canon от Meike 8mm можно купить за 13 тысяч, а родной автофокусный обойдётся 60-70 тысяч рублей. Ещё пример: ручной полтинник 7Artisans стоит 9 тысяч рублей, а автофокусный от Sigma — 35 тысяч рублей;

– когда хочется особенный «творческий» объектив с интересным рисунком (есть автофокусные, но их немного и они довольно дорогие. В массе своей необычные объективы — ручные). Например, самый популярный объектив с интересным рисунком — советский «Гелиос-40».

Справедливости ради отметим, что есть автофокусная Sigma Art с похожим рисунком. Но вот аналога Meyer-Optik Trioplan F/2.8 и его «мыльным пузырям» боке не существует.

– когда хочется снимать на ряд плёночных камер или на дальномерные камеры Leica (там просто без вариантов, все объективы Leica, даже современные, ручные). У дальномерных камер в принципе система фокусировки устроена иначе;

– когда всерьёз решили заняться видеосъёмкой. Видео часто снимают либо на бюджетные ручные объективы, либо на автофокусные, но в режиме ручного фокуса. Так оператор получает полный контроль за фокусом и застрахован от скачков автофокуса. Кроме того, мотор автофокуса, как правило, не бесшумный, и на видео это может привести к браку по звуку. Существуют даже отдельные модификации ручных объективов, заточенные именно под съёмку видео. Например, Samyang 8mm T3.1 Cine.

Дело в том, что для съёмки видео, особенно динамичного, очень важно чтобы была возможность делать плавные переходы фокуса. Это достаточно просто сделать руками с помощью фокусировочного кольца, а вот заставить автофокус делать такие трюки не всегда возможно.

Объективы, подобными тому, который показан на картинке выше, также очень удобно использовать вместе с электронными стабилизаторами, которые позволяют управлять фокусировкой камеры.

Что можно и что нельзя снимать на ручной объектив

На ручные объективы можно спокойно и без проблем снимать предметку. Более того, если вы снимаете натюрморт со штатива и у вас автофокусный объектив, лучше сразу переключить его в режим ручной фокусировки. Особенно, если речь идёт о сложных натюрмортах, съёмке со стекингом или с применением световой кисти.

При съёмке предметки удобнее сразу зафиксировать фокус на главном объекте съёмки. Представим ситуацию: вы снимаете, например, фигурные свечи. Поставили свечу в кадр, сфокусировались, сделали пробный снимок, потом решили, что нужно добавить в кадр лепестки розы, пучок сухой травы или что-нибудь ещё. Реквизит лёг немного перед свечой, таким образом, что он чуть-чуть касается фокусировочной рамки. Делаете снимок, камера на автофокусе решает, что надо фокусироваться на сухой траве (например, она хорошо контрастирует с фоном, а мы помним, что автофокус любит контраст). В результате фото подпорчено, фокус непонятно где. И хорошо, если вы сразу это заметили и пересняли, а не на этапе постобработки, когда натюрморт уже разобран.

В этом случае гораздо удобнее снимать в режиме ручной фокусировки.

Или другой пример: вы снимаете натюрморт в низком ключе с импульсным светом. Для съёмки вы используете какой-нибудь не слишком быстро фокусирующийся автофокусный объектив. Работаете в режиме автофокуса без пилотного света. То есть в помещении темновато, и ваш неторопливый объектив между кадрами долго елозит туда-сюда, пытаясь сфокусироваться. Это совершенно нормальное поведение для светосильного объектива в режиме слабой освещённости, но оно может здорово действовать на нервы. В этом случае ручной фокус отработает гораздо лучше.

Всё вышеописанное справедливо только для съёмок с использованием штатива. При съёмке с рук с мануальными объективами будет сложнее, чем с ручными.

Но если вы точно знаете, что объектив вам нужен в первую очередь для съёмки предметки со штатива, можно смело брать мануальный, экономя себе таким образом деньги.

Пейзажи. Та же история: камеру на штатив, фокус на нужное место — и готово, вы восхитительны.

Пейзажи можно снимать даже с рук, обычно при их съёмке объект фокусировки достаточно далеко, и от того, что за полсекунды между фокусировкой и съёмкой ваше тело (и камера вместе с ним) качнётся и сдвинется на пару сантиметров, ничего не изменится.

На мануальный объектив точно не стоит снимать любые быстро передвигающиеся объекты: например, детей, животных, семьи, спорт, нервных и подвижных людей.

При большом желании и сноровке на мануальные объективы можно снимать спокойные студийные портреты взрослых людей, особенно если они сидят на стуле, а вы работаете с импульсным светом на закрытых значениях диафрагмы.

В этом случае глубина резкости будет достаточно велика, чтобы непроизвольные движения тела фотографа ни на что не влияли. В любом случае, чтобы снимать на мануальный объектив с рук, потребуется немного потренироваться.

Как снимать на мануальный объектив

Есть несколько принципов и приёмов, которые позволят облегчить и ускорить работу на мануальные объективы, а качество снимков сделать выше.

Не торопитесь. Это первое правило работы с мануальным объективом. Ручные стёкла — не про нервы, репортаж и быструю работу. Если вам нужно снимать свадьбы или утренники, купите автофокусный объектив. А при работе с мануальным — не торопитесь.

Если условия позволяют, закрывайте диафрагму. Глубина резкости станет гораздо больше, фокусироваться станет проще, промахи по фокусу менее заметны. Помните, что глубина резкости коррелирует со значением диафрагмы и фокусным расстоянием самого объектива. Так, на одном и том же значении диафрагмы у фишая на 8 мм глубина резкости будет существенно больше, чем у умеренного телевика на 85 мм.

Так что, в принципе, на фишай с прикрытой диафрагмой можно попробовать поснимать даже репортаж. Единственным побочным эффектом может оказаться эффект «фото на мобильник», его будет создавать большая глубина резкости.

Если вы снимаете в условиях слабой освещённости, и закрыть диафрагму возможности нет, или если вы хотите сохранить размытие фона, которое даёт открытая диафрагма, понадобится штатив или упор для рук. Это поможет избавиться от ошибок по фокусу из-за движения ваших рук, но никак не решит проблему с движущимися объектами. Такой подход годится только для съёмки статики.

Ещё одна фишка, которая поможет работать на мануальный объектив — подсветка фокуса, Focus Peaking. Это технология, которая позволяет подсвечивать на экране в камере область, на которую попала резкость. Focus Peaking — довольно распространённая технология, она встречается практически во всех современных беззеркалках и во многих зеркалках. Правда, пользоваться ей можно только в режиме Live View, в котором изображение выводится на экран.

Ещё одна хорошая идея — приобрести себе накамерный монитор, чтобы лучше видеть, куда уходит фокус. Подробнее о том, как выбрать подходящий монитор, читайте в этом материале.

Ещё один подход, который довольно часто встречается при работе именно с ручными объективами и к которому можно по-разному относиться — решить для себя, что вы снимаете не про резкость, техничность, а про импрессионизм и арт-хаус. И бог с ней, с резкостью. Расфокусированные фото тоже могут быть красивыми.

Главное при таком подходе: мажьте так уж мажьте. Нет ничего хуже, чем слегка нерезкая фотография. Можно ещё добавить сюрреализма с помощью призмы или смазанного вазелином фильтра.

Источник

Мануальные объективы: виды, характеристики, советы по выбору

Многие считают, что мануальные объективы – это некая модная тенденция, которая скоро уйдет в небытие. Но существует и другое мнение. Есть люди, которые говорят, что мануальные объективы – это девайсы для настоящих профи своего дела. Какое мнение верное? В нашей сегодняшней статье постараемся понять и разобраться досконально в этом вопросе.

Определение

Мануальные объективы не имеют автоматического режима, они всегда работают строго в ручном. Фокусировка осуществляется механическим ручным вращением специального кольца на объективе.

Раньше не было других вариантов, кроме как мануальные объективы. Сегодня существуют автоматические объективы, но при этом неавтофокусные имеют место. И самое главное, что это не только те старые экземпляры, которые сохранились с давних пор, но и современные модели, выпускаемые и по сей день.

Первые неавтофокусные объективы «Никон», «Никкор»

Историю неавтофокусных объективов можно рассмотреть на разных примерах. Мы остановимся на мануальных объективах «Никон» и «Никкор». Компания «Никон» в свое время очень активно продвигала подобные объективы. Давайте подробнее рассмотрим процесс эволюции подобных приспособлений на примере объективов для фотоаппаратов «Никон».

Начало история неавтофокусных байонетов от Nikon берет с модели non-Ai, после нее было еще две модификации (Ai, Ai-S). Данные обозначения означают тип измерительной связи между цифровым фотоаппаратом и объективом.

Первый объектив non-Ai (pre-Ai) Nikkor вышел в свет в далеком 1959 году. «Общение» с фотокамерой происходило посредством специальной колодки. Чтобы лучше понимать ситуацию, нужно полностью расшифровать название объектива. Ai – это Automaic Indexing. Приставка non – это информация о том, что связь не полностью автоматическая, то есть требуются некоторые ручные механические телодвижения, чтобы установить объектив на фотоаппарат.

Нужно сказать, что эта самая колодка измерительной связи хоть и претерпела кое-какие изменения, дошла до наших дней. Она устанавливается на редкие мануальные объективы Nikon, которые до сих пор остаются в производстве. Радует, что производство до сих пор существует, хотя выбор моделей не особо велик, как и производителей.

Кстати, даже на диафрагменном кольце современных автофокусных объективов от Nikkor есть специальные насечки, которые обозначают специально продуманные отверстия под винты. Это значит, что есть возможность установки колодки измерительной связи даже на них. Это делается для того, чтобы полноценно работать с подобными объективами на профессиональных моделях пленочных «зеркалок» Nikon F и Nikon F2.

Ai объектив

Такие модели мануальных объективов Nikkor появились в 1977 году. Был изменен механизм взаимодействия с фотокамерой. Теперь все функции колодки измерительной связи выполнял специальный вырез на диафрагменном кольце. Кроме этого на диафрагменном кольце добавили один дополнительный ряд, который имел специальные значения диафрагм, они были нужны, чтобы происходила индикация установленной диафрагмы в видоискателе камеры (к примеру, Nikon FM). Этой новинке дали специальное название – ADR (Aperture Direct Readout).

Ai-S (Automatic Indexing-Shutter)

Они вышли в 1982 году, от серии Ai их отличало наличие у них специальной выемки (полукруглой формы) на байонете. То есть в байонете камер, которые работали с этими новинками, появился специальный дополнительный штырек. Было задумано так, что по положению вышеупомянутой выемки фотокамера должна была сама определять расстояние фокуса объектива. Данная особенность позволяла камере выбирать такие правильные параметры, как выдержка на программных режимах, к примеру.

Nikon Series E

В 1979 году производитель представил миру свою новую линейку объективов под названием Nikon Series E. Ранние модели из линейки соответствовали спецификации Ai, а более поздние объективы – Ai-S. От объективов бренда Nikkor данные модели отличались немного упрощенной конструкцией. Некоторые из объективов имели и заметно упрощенную оптику, кроме этого у данных объективов отсутствовала специальная колодка измерительной связи, но в случае необходимости ее можно было установить как дополнительную опцию.

Доработка объективов

Объективы типа non-Ai можно переделать в модель Ai. Это делается заменой диафрагменного кольца. Такую операцию легко и быстро проделывают мастера в специальных сервисных центрах. Объектив с такой переделкой называется Ai-d. Но некоторые умельцы переделывают его самостоятельно с помощью напильника или на станке.

Советские объективы и фотокамеры «Никон»

Такая схема работы возможна, она активно используется фотолюбителями разного уровня профессионализма. Но есть некоторые нюансы. К примеру, если вы работаете с камерой Nikon F-301 (N2000) и некоторыми другими моделями, то вам следует замазать холодной сваркой (или чем-то другим) шлицы, которые задуманы под винты для крепления байонета объектива. Если этого не сделать, то объектив может просто заклинить в байонете камеры. Это случается по причине того, что штырь байонета камеры (нужный для считывания информации о расстоянии фокуса) точно-точно попадает на эти самые шлицы винтов.

Важно отметить, что многие фотографы (даже профессионалы мирового уровня) считают, что лучшие мануальные объективы делались именно в СССР. Это очень лестно слышать, и как жаль, что в данное время ни в России, ни в какой-то другой стране, входившей в состав СССР, производства объективов нет.

Лучшие мануальные объективы для «Никон»

Мы перечислим те устройства, которые достойны вашего внимания и стоят до десяти тысяч рублей. Лучшие три модели мануальных широкоугольных объективов:

  • Nikkor 20mm f/4.
  • Nikon Series E 28mm f/2.8.
  • Nikkor 35mm f/2.

Все эти объективы имеют расстояние фокуса, равное 24 мм, и систему CRC (Close Range Correction). Данная система предназначена для обеспечения оптимальной картинки при фокусировке на любые расстояния.

Лучшие мануальные объективы для Sony

Стоит сказать и про объективы для фотоаппаратов от японской компании «Сони». Также выделим несколько моделей, которые подойдут на данные «зеркалки» и не слишком ударят вам по карману в плане финансов.

Если говорить про мануальные советские объективы для «зеркалок» от компании «Сони», то тут нужно выделить:

Есть и другие интересные модели, но мы решили выбрать эти. В скобках дано фокусное расстояние объектива, а также показатель максимальной диафрагмы. Нужно сказать, что мы выбрали эти модели, но они проигрывают современным аналогам для портретной съемки. Кроме этого для установки таких объективов нужен специальный переходник. Потому как советские модели относят к мануальным объективам М42. Переходник стоит не слишком дорого, и он будет полезен вам, особенно если вы планируете купить несколько моделей объективов родом из СССР.

Нельзя упустить из виду и легендарные объективы «Роккор». Если назвать лучшие три модели для зеркалок «Сони», то это будут:

  • MC Rokkor 58 f/1.2.
  • MD Rokkor 135 mm f/2.
  • Rokkor 17 mm f/4.

Хочется добавить к этому списку еще и Rokkor 7,5 mm fish-eye. Очень интересный вариант.

Неавтофокусный объектив для Canon

Будет неправильно, если мы упустим из виду такого производителя, как Canon. Поэтому приведем и для данного производителя самые интересные неавтофокусные объективы.

Но для начала нужно сказать, что для того, чтобы установить мануальный объектив на «зеркалки» Canon, нужно узнать, под какой байонет рассчитан ваш неавтофокусный объектив. Обычно это может быть или резьба М42, или байонет Н, или в самых редких случаях резьба М39.

Для резьбовых объективов М42 понадобится переходник с М42 на Canon EOS. Переходник имеет резьбу. С ее помощью он накручивается на объектив. После этого объектив уже можно легко установить на камеру.

С байонетом H или резьбой M39 действовать нужно аналогично, то есть купить необходимый переходник. Для установки объективов с байонетом H нужен переходник Nikon Mount F — Canon EOS. Не нужно удивляться, потому что байонет Н абсолютно такой же, как и у системы фотоаппаратов Nikon. Для резьбы М39 будет нужен переходник М39-EOS или же два переходника М39-М42 и М42 — Canon EOS, которые устанавливаются последовательно. Примечательно, что объективы с резьбой М39 существуют двух типов. Это могут быть объективы от зеркальных камер и объективы от беззеркальных камер. Нормальная работа на системе Canon будет лишь с объективами от зеркальных камер с резьбой М39. Это стоит знать.

Интересные неавтофокусные объективы для Canon:

Стоит сказать, что есть много достойных отличных дорогих объективов. Рядовому фотолюбителю будет предостаточно тех, которые были рассмотрены нами в данной статье. Если вам недостаточно этих объективов, значит, вы профессионал, и тогда уже вы все знаете сами.

Как снимать

Особенность съемки мануальным объективом заключается лишь в его ручной настройке фокуса. Все остальное очень обычно и привычно. То есть освоить съемку на неавтофокусный объектив может любой фотограф буквально за несколько минут. Только лишь от вашего мастерства зависит результат. Он может быть обычным, а может быть и очень впечатляющим. Сможете ли вы найти через фотоаппарат нечто такое, что доступно лишь с мануальным объективом? Ответ на этот вопрос знаете лишь вы, ваши глаза и руки.

В любом случае все придет с опытом. Даже в том случае, если на обычный (автоматический) объектив вы фотографируете очень прилично. К мануальному нужно привыкнуть, набраться соответствующего опыта и узнать все нюансы касаемо того, как снимать на мануальные объективы.

Где можно увидеть

Их можно увидеть у любого фотографа. Также такие объективы встречаются в некоторых фотоателье. С такими объективами работают повсеместно. Одна категория фотолюбителей любит такие объективы. Другая часть старается их избегать.

Купить такие объективы можно на тематических форумах, различных ресурсах с объявлениями, в комиссионных магазинах или напрямую у фотолюбителей. В настоящее время достаточно большое количество мануальных объективов находится в продаже. Это касается как советских моделей, так и зарубежных. Проблем при желании найти себе необходимый объектив не возникает, как правило.

Иногда проблема бывает такого плана, что продавец и покупатель не могут сойтись в цене, но это уже немного другая история. В любом случае предложений на рынке достаточно много, по этой причине можно найти нужный вам вариант по приемлемой цене, просто иногда на это требуется больше времени, чем рассчитывалось изначально.

Особенности объективов

Если смотреть на вопрос со стороны, то в старых объективах нет ничего особенного, кроме того что многие модели стоят крайне дешево. С другой стороны, есть такая категория профессиональных фотографов, которая считает, что старые объективы были более живыми. Сейчас таких уже не делают. И лучшие кадры профессионалов, по их словам, сделаны именно на неавтофокусные объективы. Возможно, в этом есть доля истины.

Но из ста людей с зеркальными фотоаппаратами только лишь двадцать являются фотографами, а из этих двадцати только один будет профессионалом. А вот мануальный объектив будет в наличии у более чем половины из этой сотни людей с фотоаппаратом. Получается, что неавтофокусные объективы – это дань моде и хайп? Это риторический вопрос, и у каждого из сотни людей с фотоаппаратами в руках будут свои сто ответов на данный вопрос и сто причин для покупки мануального объектива.

Как выбрать объектив

Выбирать нужно исходя из своих запросов и нужд. Все параметры всегда указаны на объективе. Сложно советовать кому-то, к примеру, широкоугольный объектив, когда человек ищет «рыбий глаз».

Профессионалы считают, что мануальные объективы лучшим образом подходят на роль «портретников». Но это мнение субъективное, хоть и компетентное. Ведь, быть может, вы и есть начинающий профессионал, и найдете что-то свое в неавтофокусных объективах и покажете это всему миру через свою фотографию. И скоро ваше мнение будет авторитетным. Не стоит зацикливаться, фотография – это искусство, а в искусстве правила сведены к минимуму. Наиболее востребованные и покупаемые модели мануальных объективов мы перечислили выше, выбор за вами всегда.

Единственное, что можно посоветовать, – это то, что если вы выбираете подобный объектив, чтобы сэкономить, то учитывайте, что цена устройства – это еще не окончательные траты, вам еще понадобятся переходники, если ваша «зеркалка» не из эпохи советских объективов. Количество и тип переходников определят конечные траты.

Также можно посоветовать перед покупкой посмотреть видеообзоры на интересный вам объектив и увидеть примеры работ, которые были сделаны с помощью данной модели. Это поможет вам сформировать объективное мнение о конкретном объективе. Удачи вам и превосходных снимков!

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Метортрит инструкция по применению цена уколы для суставов взрослым
  • Как прописать родившегося ребенка через госуслуги пошаговая инструкция
  • Руководство по работе с тарельчатыми колоннами
  • Хлорамфеникол для животных инструкция по применению
  • Сульсен форте с кетоконазолом паста инструкция по применению