Что такое методическое руководство организацией работы

Способы
методического руководства правовой
работой.

Они
имеют двоякое применение.

А)
Методическое руководство правовой
работой осуществляется в отношении
организаций, не находящихся в
административном подчинении или
экономической зависимости от органа,
осуществляющего такое руководство.
Здесь меры по руководству не носят
непосредственно обязывающего характера.

Б)
Обязанность методического руководства
правовой работой в организации возложена
на юр. отделы и юрисконсультов организаций.

Различают
следующие способы методического
руководства:

а)
Ознакомление с состоянием правовой
работы в организации, структурном
подразделении и обсуждение результатов
с руководителем для устранения недочетов
и совершенствования работы.

б)
Издание методических указаний,
рекомендаций и обзоров по различным
вопросам ведения правовой работы.

в)
Обобщение и пропаганда передового
опыта, достижений в ведении правовой
работы.

г)
Проведение совещаний, симпозиумов,
«круглых столов» по проблемам правовой
работы.

д)
Организация лекций и семинаров для
предпринимателей и юристов по ведению
правовой работы.

Методическое
руководство состоит в целенаправленном
упорядочивающем воздействии со стороны
гос-ва или руководящих и юридических
звеньев организации на поведение
участников соответствующей деятельности.

Методические
рекомендации – акты информационного
характера, содержащие научно обоснованные
разработки (советы, предложения),
подготовленные на основе изучения и
обобщения положительного опыта
деятельности юр. служб по наиболее
важным вопросам правовой работы.

У
организации есть право выбора – следовать
рекомендации или отказаться от них.
Игнорирование рекомендаций может
признаваться допустимым, если юридическая
служба сама способна выполнять стоящие
задачи на более высоком уровне, чем
предлагается в рекомендациях.

27. Содержание планирования правовой работы

Под
планированием понимается развертывание
деятельности по готовому плану в рамках
установленных границ; противоположностью
планомерности служат бессистемность
и случайность.

Процесс
планирования действий дает следующие
преимущества:

1)
Позволяет оценить практические
возможности достижения целей.

2)
Выявить зоны потенциальных проблем и
неожиданных последствий.

3)
Облегчить поиски лучших и более
эффективных путей достижения целей.

4)
Обеспечить основы оценки затрат и
разработки бюджетов, календарных планов
и ресурсов, определить то, какие рабочие
взаимоотношения и поддержка требуются.

5)
Выявить непредвиденные обстоятельства,
которые следует учитывать для достижения
целей.

Эта
планирования действий принято разбивать
на шесть стадий:

1)
Определение основных задач и мер,
необходимых для достижения целей.

2)
Установление имеющих определяющее
значение взаимосвязей между основными
видами деятельности. Изучение операций
с общих позиций и создание календарного
плана их выполнения в надлежащей
последовательности.

3)
Уточнение ролей и взаимоотношений и
делегирование соответствующих полномочий
для выполнения каждого вида деятельности.

4)
Определение ресурсов, необходимых для
каждой операции. Потребности в ресурсах
обычно определяются и распределяются
посредством составления бюджета.

5)
Оценка затрат времени для каждой основной
операции и подоперации.

6)
Проверка сроков и коррекция планов
действий. Иногда необходимо скорректировать
план после его обсуждения.

Указанные
положения в полной мере относятся к
планированию правовой работы в
организации.

При
квалифицированном планировании
последовательность мероприятий
определяется таким образом, чтобы
выполнение одних работ создавало
возможности для более успешного
выполнения последующих пунктов плана.

Центр
тяжести в планировании правовой работы
ложится на юридическую службу.

Традиционно
сложилась следующая практика планирования.

Во-первых,
в планах должны предусматриваться
мероприятия:

а)
Подлежащие проведению собственными
силами юридической службы.

б)
Проводимые ею совместно с другими
подразделениями и потому требующие
предварительного согласования с ними.

в)
Мероприятия, организуемые юридической
службой.

Во-вторых,
целесообразно составлять план основных
мероприятий юридической службы на год
и представлять его на утверждение
руководству организации. На основе
этого плана составляются планы работы
на каждый квартал.

Годовое
планирование должно увязываться с
бизнес-планами фирмы, решениями
стратегического характера. При подготовке
плана основных мероприятий на год,
целесообразно проанализировать отчетные
данные организации о результатах
хозяйственной и финансовой деятельности.

Для
публичных обществ большое значение
имеет календарь инвестора, предусматривающий
даты публикации финансовой отчетности,
корпоративные действия, собрания
акционеров (участников), а также публичные
мероприятия, в которых предполагается
участие общества.

Помимо
этого, в пан следует включать и другие
мероприятия, способствующие укреплению
законности и активизации использования
правовых средств для повышения
экономических показателей деятельности
фирмы.

В
плане могут быть предусмотрены в
частности:

1)
Анализ состояния работы по исполнению
договорных обязательств.

2)
Проверки законности актов правового
характера, изданные руководителями
структурных подразделений.

3)
Подготовка к общим собраниям акционеров
(участников).

4)
Изучение положения дел с сохранностью
собственности.

5)
Изучение полноты возмещения убытков
от нарушений.

6)
Правовое обеспечение качества продукции.

7)
Изучение практики исполнения трудового
зак-ва. и другое.

Соседние файлы в папке Учебный год 22-23

  • #
  • #

    14.12.2022959.48 Кб0ППВС №54.pages

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    15.12.2022122.08 Кб0Права – старые, проблемы — новые.mht

  • #
  • #

Титульник

Содержание

Введение

1.
Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации

1.1.
Сущность, цели и задачи методической работы

1.2.
Структура методической службы в образовательном учреждении

2.
Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его
заместителей в образовательной организации

Список
литературы

Приложение
1

Приложение
2

Приложение
3

Введение

Вопросы методического
сопровождения образовательной практики в условиях введения и реализации ФГОС
особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты
необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.

Так как главная роль в
реализации основных требований Стандарта нового поколения отведена именно
учителю, современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам,
владеющим современными образовательными технологиями; эффективно
взаимодействующим с семьями учащихся; мотивированным на работу с учащимися,
способным к личностному и профессиональному развитию.

Задачи повышения
профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством
образовательного процесса решает методическая работа в школе.

Цель данной
работы – определить, как должна быть организована методическая работа руководителя
и его заместителей в огбразовательной организации.

Задачи:

·                    
дать определение методической работы;

·                    
определить структуру методической службы в образовательном
учреждении;

·                    
познакомиться с методической работой руководителя и его
заместителей в образовательной организации.

1. Теоретические аспекты методической
работы в образовательной организации

1.1. Сущность, цели и задачи методической
работы

Профессиональная
подготовка учителя не заканчивается в сте­нах педагогического учебного заведения,
она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой
предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его
жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального
педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической
культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного
субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется
с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе
поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Методическая
работа может в значительной мере удовлетво­рить запросы учителей по совершенствованию
научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации.
Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом
объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета
жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня
профессионализма учителей в работе по совершенствованию научно-методической
подготовки. Важным представляется также сохранение и развитие положительного
опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является
объектом управления и руководства для заместителя директора по
учебно-воспитательной работе.

Методическая
работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования
педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая
работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению
своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального
мастерства.

Методическая
работа выступает необходимой организационной основой для формирования
инновационной направленности инновационной среды.

Методическая
работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по
совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов
индивидуализации и дифференциации.

Управление
методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи,
содержание ясно представляют себе учителя.

Миссия
методической работы — создание условий для:

  • смены
    типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой»
    модели образования в школе к «деятельностной»;
  • успешной
    работы педагогического коллектива в режиме развития;
  • формирования
    атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства,
    приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Цель
методической работы:

  • Создание
    модели методического сопровождения перехода на новые федеральные
    государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для
    реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы.
  • Обеспечение
    профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через
    создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи
методической работы:

  • внедрение
    технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного
    подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей
    современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации,
    самообразования);
  • обеспечение
    в ОО современных условий образовательного процесса в соответствии с новым
    ФГОС;
  • обеспечение
    научно-методического сопровождения разработки и реализации основной образовательной
    программы в общеобразовательной организации;
  • совершенствование
    деятельности ОО по введению и реализации ФГОС нового поколения: подготовка
    предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов
    системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга
    и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов
    образовательного процесса;
  • формирование
    инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива
    школы;
  • повышение
    уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки
    учителей.
  • обогащение
    новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и
    воспитания;
  • оказание
    научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной
    и дифференцированной основе;
  • оказание
    консультативной помощи учителям в организации педагогического
    самообразования;
  • повышение
    общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Таким
образом, методическая работа может существенно влиять на качество и
эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы
образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как
важный фактор управления.

1.2. Структура методической службы в
образовательном учреждении

Структура
методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля
субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их
целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной
системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед
образовательным учреждением.

Во
многих учреждениях образования управление строится по линейно-функциональному
принципу. В названных моделях преобладают вертикальные связи и отношения
субординации/ подчинения, а функциональные обязанности и права членов
коллектива стабильны в течение года, изначально имеют некоторые положительные
тенденции, выражающиеся в стабильности получаемых результатов, четком контроле
и планировании текущей деятельности. (рис. 1).

hello_html_m2230e552.jpg

Рисунок
1. Линейно-функциональный принцип

Такая
структура из-за малой гибкости может хорошо работать только в режиме
функционирования при относительно стабильной ситуации.

Современные
условия жизни диктуют демократическую систему управления любым общественным
процессом. А по данной схеме мы видим, что многое находится в руках
администрации, которая и определяет направленность работы подчиненных.
Исследования показали, что большинство директоров считают необходимым условием
для успешной организации повышения квалификации педагогических кадров в своем
учреждении — налаживание процессов демократизации управления. Именно увеличение
роли демократизации управления заложено в матричную систему управления.
Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность
всех общественно-педагогических и инновационно-исследовательских формирований.
Его цель заключается в решении общешкольных задач, направленных на повышение
методического уровня педагогов (рис. 2)

hello_html_70e06ec3.jpg

Рисунок
2. Матричные структуры управления методической службой школы

Создание
инновационно-методического совета (ИМС. Деятельность инновационно-методического
совета должна основываться на законодательных, нормативно-правовых,
инструктивно-методических и локальных актах и документах федерального,
регионального, муниципального и учрежденческого уровней.

Таким
образом, вариантов построения структуры методической службы можно создать
достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может
варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру.
Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет
способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач. Однако
при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых
результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.

2. Практическое обоснование
значимости методической работы руководителя и его заместителей в
образовательной организации

Методическая
работа, наряду с учебной и воспитательной, является важной частью деятельности
всякого учреждения образования, а также их руководителей и заместителей. Цель
методической работы в учреждении образования – развитие профессионализма
педагогов, совершенствование их теоретической и практической подготовки
непосредственно в учебном заведении, обеспечение условий для творческого роста
каждого педагога.

При
планировании работы педагогического коллектива школы на учебный год по
реализации Программы развития учитываются все звенья методической службы в
соответствии с их назначением и функциями.

Участники
методической службы формируют пакет документов по инновационно-методической
работе. Методическая служба ОУ реализует задачи методической работы,
поставленные на текущий год, участвует в составлении и утверждении плана
методической работы школы, в выпуске методических бюллетеней, информирует
учителей о новинках педагогической литературы, о передовом опыте учителей.
Члены методической службы дают консультации молодым и начинающим учителям,
ведут ежедневную индивидуальную методическую работу, оказывают помощь в
подготовке уроков, в проведении факультативных занятий и т.д. Информация с
заседаний методических объединений доводится до сведения педагогического
коллектива. Следует отметить практическую направленность работы МСОУ —
использование нетрадиционных форм в организации и проведении методических дел.
Все это позволяет более качественно и на новом уровне провести планирование
методических объединений. Повышению профессионального мастерства способствует
активная работа, учителей при посещении курсов, семинаров, мастер-классов и
т.д.

Посещение
и анализ уроков, внеклассных занятий — одна из действенных форм методической
помощи учителю. Администрация, руководители методических объединений должны
регулярно планировать взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, в
результате обмена мнениями делать практические выводы, принимать
соответствующие рекомендации.

Эффективной
формой методической работы являются тематические семинары — практикумы. Такие
семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме,
практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов.
Занятия семинаров — практикумов могут быть посвящены изучению технических
средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных
тем и т.д. Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или
двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно —
практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и
сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями,
принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о
внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педагогическим чтениям и
научно — практическим конференциям следует приурочивать педагогические
выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о
достижениях педколлектива и отдельных учителей.

В
особом внимании со стороны администрации школы, руководителей методических
объединений нуждаются молодые учителя, начинающие свою педагогическую
деятельность. Необходимо организовать качественное прохождение молодыми
специалистами стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении
профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи нуждаются
учителя, получившие рекомендации по результатам аттестации. Индивидуальная
помощь молодым специалистам и учителям, получившим рекомендации, может
производиться в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны
опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение уроков и их
анализ, совместное планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку
планов самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей целесообразно
спланировать по следующим трем основным направлениям:

Диагностические
методики, используемые в процессе методической поддержки и сопровождения
педагогов школы:

1.                
Анкета «Школа глазами учителя».

2.                
Анкета «Оценка методической работы в
школе»

3.                
Диагностическая анкета успешности учителя
(Приложение 1).

4.                
Анкета по выявлению степени
удовлетворенности (Приложение 2).

5.                
Оценка компетентности педагогов и
сплоченности коллектива (Приложение 3).

6.                
Опрос «Потребности педагогов в повышении
квалификации» и так далее.

Исследование
оценки компетентности педагогов и сплоченности коллектива можно проводить между
учителями и администрацией, сравнивая результаты.

Следующим
этапом перевода педагога в режим развития может стать обобщение, выявление и
изучение педагогического опыта. Как выявить опыт? Первый этап: вовлечения
учителей в создание собственного индивидуального файла, или как принято
называть сейчас – портфолио педагога.

Портфолио
хранится в учебной части постоянно и включает следующие материалы:


тетрадь посещения уроков и занятий;


тетрадь взаимопосещений;


диагностические материалы по различным видам деятельности;


индивидуальный план саморазвития;


самоанализ деятельности учителя;


портфель личных и профессиональных достижений учителя;


стиль работы;


профессиональные награды и поощрения;


обобщение педагогического опыта;


участие в опытно-экспериментальной работе;


повышение профессионального мастерства;


сведения повышения квалификации;


персональный лист контроля; и так далее.

При
выявлении и изучения опыта нужно придерживаться тех требований, которым должен
отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая
значимость, эффективность и т.д. Посещая уроки и занятия учителей, нужно
учитывать не только уровень научно-методической подготовки, но и ту технологию,
в которой работает педагог.

Администрации
школы нужно осмыслить положительные результаты работы учителя. А учителю – в своей
деятельности, выявить наиболее интересные формы и методы работы и разрабатывать
их в дальнейшем, выяснить мнение членов педагогического коллектива о ценности и
значимости творческих поисков учителя, оказать помощь в распространении опыта,
дать рекомендации, предложения по разработке, теоретическому осмыслению и
дальнейшему совершенствованию имеющегося положительного опыта в его работе.

Заключение

Как
мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный,
как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение
которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных
планов. В этой работе сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта.
Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью
всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно
организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей
общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации
инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и
рост качества образования обучающихся.

В
ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: эффективность управления
методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания
целостной и в то же время вариативной методической службы
в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и
эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности
педагогов и руководителей школы.

В
начале работы нами были определены следующие задачи:

1.                
Проанализировать состояние проблемы управления
методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью
выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат
исследования.

2.                
Провести проблемный
системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в
современной школе.

3.                
Разработать адекватную модель управления
методической службой школы в условиях модернизации образования.

4.                
Установить взаимосвязь методической службы
школы и развития педагогического коллектива.

Все
вышеперечисленные задачи были решены.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть
использованы при разработке вариативных моделей управления методической службой
образовательных учреждений.

Список литературы

1.    
Адамский, А. И. Школа сотрудничества / А. И.
Адамский. — М.: , 2010.- 80с.

2.    
Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Поддержка
деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой:
Методическое пособие / Под ред. \ 1. В. Немовой. — М.: АПКиПРО, 2014,- 87с.

3.    
Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к
организации научно- методической работы // Методист.-2016.-№1 .-С.25-27.

4.    
Дружинин, В. И., Бекишева С.Н., Васенева
С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2017, — 38 с.

5.    
Лизинский В. М. О методической работе в
школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2012.- 160с.

6.    
Н.Моисеев А. М. Функции и задачи
методической работы в школе // Практика административной работы в школе. — 2013.
— №3. — С. 27.

7.    
Немова Н.В. Управление методической
работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 2016.-176с.

8.    
Поташник, М.М. Управление развитием
современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 2017.-350с.

9.    
Приказ Правительства РФ №393 «О концепции
модернизации российского образования» от 11 февраля 2012.

10.
Симонов, В.П. Педагогический менеджмент:
50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учебное
пособие/В.П.Симонов.- М.:Педагогическое общество России,2015.-427с.

11.
Управление качеством образования./под
ред.М.М.Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2010.-448с.

12.
Школа и учитель в зеркале модернизации
образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, –
М.,2013.-54с.

Приложение
1

Диагностическая
анкета успешности учителя.

ФИО_____________________предмет___________квал.категория_________

Использование
разных форм контроля:

А)________________________

Б)_________________________

В)_________________________

Педагогика сотрудничества.

1 Психолого-педагогическое
изучение личности школьника

2Стиль общения с
учащимися:

А)________________________

Б)_________________________

Работа с родителями.

1 Обеспечение
единства действия учителей и родителей

2 Выявление
типичных причин неуспеваемости учащихся

3 Организация и
проведение родительских собраний

Обобщение и использование педагогического
опыта

1 Использование
передового педагогического опыта в своей практике

2 Тема
собственного опыта

Приложение
2

Анкета по
выявлению степени удовлетворенности.

  1. Нравится
    ли Вам Ваша работа?
    1. Очень
      нравится
    2. Пожалуй,
      нравится
    3. Работа
      мне безразлична
    4. Пожалуй,
      не нравится
    5. Очень
      не нравится
  1. Хотели
    бы Вы перейти на другую работу?
    1. Да
    2. Нет
    3. Не
      знаю
  1. Оцените
    по пятибалльной шкале степень выраженности качеств у администрации в
    целом:

а) трудолюбие

б) общественная активность

в) отзывчивость

г) общительность

д) забота о людях

е)
требовательность

ж) способность
разбираться в людях

з) справедливость

и)
доброжелательность

4. Кто из членов
коллектива пользуется наибольшим уважением у
коллег?___________________________________________________

5. С каким из
приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство
членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди,

Б) в нашем
коллективе есть всякие люди,

В) многие люди
малоприятные.

6. Оцените по
пятибалльной системе Ваш коллектив._______

7. Как Вам
кажется, могли бы Вы дать полную характеристику деловых качеств большинства
членов коллектива?

Да; пожалуй, да;
не знаю; пожалуй, нет; нет.

8.Какая атмосфера
преобладает обычно в Вашем коллективе?__________________________________________________

9. В какой степени
Вы удовлетворены: (удовлетворен, неудовлетворен, трудно сказать)

А) состоянием
материальной базой

Б) загруженностью
работой

В) количеством
часов

Г) оплатой труда

Д) санитарно-гигиеническими
условиями

Е) отношениями с
администрацией

Ж) возможностью
повышения квалификации

10. насколько
хорошо организована Ваша работа администрацией:

А) хорошо

Б) в общем не
плохо, можно лучше

В)
неудовлетворительно, много времени тратится в пустую

Г) очень плохо

11. Пользуется ли
Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) трудно сказать

Г) пожалуй, нет

Д) нет

12. оцените Ваше
отношение к коллегам в школе:

А) в высшей
степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей
степени отрицательное.

13. Оцените
отношение коллектива к Вам:

А) в высшей
степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей
степени отрицательное.

Приложение
3

Оценка
компетентности и сплоченности коллектива.

1.      Умеет ли
учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют
личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт
ребенка?

2.      Умеет ли
учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие
каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?

3.      Умеет ли
учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу?

4.      Принимает
ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую?

5.      Определяет
ли учитель цель и смысл своей деятельности в сотрудничестве с учащимися и
родителями?

6.      Происходит
ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?

7.      Умеет ли
учитель находить новые смыслы в предметном материале?

8.      Терпим ли
учитель к инакомыслию?

9.      Владеет ли
учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержании
учебного процесса?

10.  Нацелен ли учитель
на дискуссию, коллективный поиск, субъективное общение?

11.  Имеет ли учитель
внутреннею мотивацию саморазвития?

12.  Умеет ли учитель
импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся и свои
собственные?

13.  Проектирует ли
учитель затруднения, умеет ли задавать темп, напряжение в работе?

14.  Стремится ли
учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями,
администрацией?

15.  Имеет ли учитель
собственное видение своего предмета?

16.  Работает ли
учитель над повышением своей общей культуры?

17.  Создает ли учитель
пространство совместного поиска смысла для прояснения учащихся своих ценностей
через ценности других людей?

18.  Умеет ли учитель
включать учащихся в осознание логики урока?

19.  Умеет ли учитель
оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?

20.  Умеет ли учитель
сотрудничать с учащимися?

21.  Умеет ли учитель
создавать ситуацию успеха?

22.  Умеет ли учитель
заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?

23.  Ставит ли учитель
учащихся в позицию самостоятельных исследований или дает готовые знания?

24.  Воздействует ли
учитель на мотивационную сферу учащихся?

25.  Умеет ли учитель
импровизировать в нестандартных ситуациях?

26.  Использует ли учитель
ИКТ?

27.  Умеет ли учитель
проблемно, интересно преподносить любую информацию?

28.  Соответствует ли
тон голоса, движения тела и головы учителя содержанию слов и внутренним
убеждениям?

29.  Умеет ли учитель
понимать ребенка?

30.  Принимает ли
учитель ребенка таким, какой он есть?

31.  Умеет ли учитель
сопереживать, сочувствовать?

32.  Умеет ли учитель
всегда быть понятным, открытым?

33.  Помогает ли
учитель самовыражению учащихся?

34.  Умеет ли учитель
влиять на учащихся?

35.  Создает ли учитель
психологический комфорт?

36.  Умеет ли учитель
контролировать и нейтрализовать аффект?

Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении

Роль старшего воспитателя в организации управленческой деятельности.

Какими же качествами руководителя должен обладать старший воспитатель, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выполнению ими своих обязанностей?

Васильева А.И. считает, что старшему воспитателю необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этого невозможно работать в современном дошкольном учреждении, где вся работа построена на строго научной основе, рассчитана на глубокое знание психологии ребенка. Ему необходима широкая осведомленность в различных областях науки, культуры, искусства, этики.

Опытного старшего воспитателя, отмечает она, отличают инициативность и творческий подход к делу: умение генерировать идеи, работать целеустремленно, учитывать возможности и способности каждого воспитателя. Он советуется с педагогами, прислушивается к общественному мнению, к критическим замечаниям и предложениям коллег, использует их опыт и знания, своевременно поддерживает успех в работе воспитателя, популяризирует его достижения. Похвала и одобрение укрепляют веру в педагогов в свои силы и вызывают у них желание поделиться с товарищами своим опытом, своими мыслями и чувствами.

Старший воспитатель должен быть настойчивым и твердым, выделяет Васильева А.И. в предъявлении требований. Эти качества, характеризующие эмоционально – волевую сторону общения руководителя с подчиненными, образуют важнейшую черту стиля руководства – требовательность. Вместе с тем необходимо сочетать высокую требовательность с чуткостью, теплотой, уважением к людям. Важнейшим качеством старшего воспитателя, отмечает она, является умение проявить гибкость, подойти к различным типам людей с учетом их особенностей. Лицо дошкольного учреждения определяет коллектив воспитателей. А создают его, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу руководители – заведующий и старший воспитатель.

Управленческие функции заведующей и старший воспитатель, Белая К.Ю. делит на общие и специфические. Так, главная общая функция руководителя, по ее мнению, — организация учебно–воспитательного процесса в дошкольном учреждении. К числу общих функций относятся организация коллектива воспитателей, сплочение, активизация его деятельности, целевая ориентация, развитие самоуправления, контроль. К специфическим – повышение профессиональной квалификации воспитателей, организация методической работы, ведение педагогической документации.

Выполнение этих функций должно быть четко распределено и согласовано между старшим воспитателем и заведующим детским садом. Согласованные действия помогают руководителям преодолеть трудности, встречающихся при решении определенных задач. Практика показывает, утверждает Белая К.Ю., что легко решаются задачи оперативные. Более трудным для старшего воспитателя является решение социально – психологических задач, таких, как обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе воспитателей; формирование общественного мнения в коллективе; стимулирование трудовой активности и потребности трудиться творчески.

Успешное выполнение всех перечисленных задач зависит от того, насколько старший воспитатель знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого воспитателя. Именно хорошее знание людей, отмечает Белая К.Ю. создает предпосылки для успешной организации и сплочения коллектива. Каждый старший воспитатель по своему строит работу. Однако быстрее достигнет цели тот руководитель, который в своей деятельности опирается на помощь коллектива, сам постоянно повышает свой идейно – теоретический и профессиональный уровень. Из профессиональных качеств на первом месте стоит умение старшего воспитателя организовать работу педагогического коллектива, распределить обязанности в коллективе с учетом личных качеств каждого воспитателя, проявить требовательность, принципиальность в достижении поставленной цели.

Из личностных качеств, по мнению Белой К.Ю., старшего воспитателя коллеги ценят больше всего доброжелательность, объективность, умение понять, разобраться в возникших трудностях, предупредить возникший конфликт, вовремя поддержать работника, воодушевить его, при необходимости убедить, а также умение проявлять гибкость, подходить к различным типам людей с учетом их культуры, образования, темперамента, характера и пр. «Жизнь убеждает нас в том, — говорит Белая К.Ю., — что вести за собой коллектив по плечу лишь авторитетному руководителю. Подлинный же авторитет основан не на принуждении, а на общественном признании достоинств личности руководителя». Вот почему педагогическая эрудиция, высокое чувство ответственности, идейно – нравственная убежденность так необходимы руководителю, в частности старшему воспитателю дошкольного учреждения на современном этапе.

Должностные обязанности старшего воспитателя определены К.Ю. Белой в справочнике для заведующей детским садом.

Старший воспитатель:

— Осуществляет методическое руководство учебно–воспитательной работой детского дошкольного учреждения;

— Обеспечивает и контролирует выполнение «Программы воспитания и обучения в детском саду», несет ответственность за правильную организацию учебно–воспитательной работы;

— Изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, готовит необходимые материалы для рассмотрения на педагогическом совете; организует работу методического кабинета в дошкольном учреждении; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей;

— Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, по обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп, а так же дошкольного учреждения и школы.

Необходимые компетенции старшего воспитателя:

1. Профессионально — методическая грамотность. Это период методического становления, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, навыков практической деятельности; показатель методической культуры педагога, проявляющего индивидуальный стиль деятельности в рамках овладения азбукой профессии.

2. Профессионально – методическая готовность организовать других и себя на выполнение конкретных педагогических дел. Готовность старшего воспитателя ДОУ к этой деятельности является основным элементом второго уровня, его профессионального соответствия и предполагает развитие коммуникативных, проектных, организационных способностей и профессиональной компетентности.

3. Профессионально – методическая зрелость. В основе ее лежит умение включать в свою деятельность исследовательский метод как высший показатель профессиональной готовности старшего воспитателя. На этом уровне можно говорить о сформированности у него метода логической концептуальной культуры, характеризующей научно – методическое и научно – педагогическое понимание собственной деятельности. Овладение прикладной методологией позволяет руководителю соединить исследовательскую и методическую работу и вывести ее на уровень индивидуально – коллективной стратегии и тактики. Старший воспитатель на данном этапе получает возможность организовать исследования педагогического коллектива.

Ведущие формы методической работы в ДОУ

Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения». В течение года проводится не менее 6 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы данного детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на искоренение недостатков воспитательно – образовательного процесса. Заседания педсовета могут быть посвящены как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе. В подготовку педсовета входит отбор актуальных вопросов, обсуждение которых продиктовано программой воспитания в детском саду и фактическим состоянием дел в детском саду, которые значатся в годовом плане работы.

Эффективность педагогических советов зависит главным образом от работы старшего воспитателя, направленной на реализацию принятых решений.

Консультации — постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов). Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу. Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени.

Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар.

Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года старший воспитатель определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы: они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное. Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре – практикуме.

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями. Данным методом старший воспитатель пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев. Данная форма методической работы требует от старшего воспитателя большого такта. Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением. Беседуя с воспитателем, старший воспитатель выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место), стремится оказать действенную помощь.

Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов. В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников. При обсуждении такого занятия старшему воспитателю необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы. Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Старший воспитатель обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться: и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает

С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения рабочих мест. При этом роль старшего воспитателя состоит в том, чтобы порекомендовать воспитателю, посетить занятие напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы. Старший воспитатель должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество.

Старший воспитатель руководит также самообразованием воспитателей. Прежде всего, он создает необходимые условия: вместе с педагогами подбирает интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирует по вопросам выбора темы, формы самообразования, оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. В руководстве старшим воспитателем по выявлению, обобщению и внедрению педагогического опыта существуют определенные этапы и методы.

Первый этап заключается в выявлении лучшего опыта. Например, заведующий или старший воспитатель в процессе систематического наблюдения за работой воспитателя и поведением детей старшей группы увидел, что все постоянно заняты интересными делами. Игры детей содержательные, длительные, в них отражается труд и взаимоотношения окружающих людей. Многое сделано для игр самими детьми и воспитателем и т. д. Заведующий или старший воспитатель в беседе с воспитателем выясняет, как, какими методами тот добивается хороших результатов. Получив общее представление о заинтересованной, продуманной, систематической работе по ознакомлению детей с трудом животноводов, старший воспитатель предлагает воспитателю описать свой опыт: с чего он начал работу, какие использовал пособия, методическую литературу, чей опыт был для него примером., как разрабатывался комплекс методов и приемов по воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду взрослых, что было новым в этой работе и т. д.

Таким образом, старший воспитатель подводит педагога ко второму этапу- обобщению своего передового опыта. На этом этапе воспитателю надо оказать помощь в отборе и описании наиболее существенных моментов формирования у детей положительных качеств, выявлении динамики их развития. Воспитатель, обобщивший свой опыт в виде доклада, может выступить с ним на педсовете, методических объединений, на конференции.

Это уже третий этап – распространение передового опыта и пропаганда его с целью использования другими воспитателями в своей работе.

Направления работы методического кабинета:

Настоящим центром организации методической работы в дошкольном учреждении является методический кабинет. К оборудованию методического кабинета старший воспитатель привлекает всех воспитателей: одни отвечают за своевременную смену материалов в папках или на информационном стенде, другие следят за выдачей и учетом пособий, третьи – за своевременным изготовлением, починкой или списанием пришедших в негодность материалов и т.д. Весь материал в методическом кабинете следует распределить по разделам, а каждый раздел, в свою очередь, по возрастным группам. С целью экономии времени для подготовки к занятиям заводится картотека, помогающая быстро ориентироваться в обилии информации. В каждом программном разделе должны иметь месть инструктивно — директивные документы, соответствующие тематике раздела, методическая литература, разработки занятий, рекомендации, конспекты, описание опыта работы лучших воспитателей, наглядные пособия, отвечающие всем педагогическим и эстетическим требованиям. Старший воспитатель своевременно пополняет кабинет вновь издающимися пособиями.

Основными направлениями работы старшего воспитателя являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы старшего воспитателя.

В методическом кабинете необходимо иметь материалы о передовом педагогическом опыте, дневниковые записи старшего воспитателя, доклады для воспитателей детского учреждения, календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, материалы, наглядно иллюстрирующие передовой опыт: фотографии, зарисовки, магнитофонные и электронная запись, детские работы, пособия, изготовленные воспитателем.

Очень важно, чтобы все имеющиеся в методическом кабинете материалы были правильно подобраны и размещены. Их размещение можно проводить в различном порядке: либо по видам деятельности детей (организация жизни и воспитания детей, обучение на занятиях, праздники и развлечения, игра, труд), либо по задачам воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Если размещение идет по видам деятельности, то внутри каждого раздела должен быть выделен материал для каждой возрастной группы, если по задачам воспитания, то материалы выделяются и по видам деятельности, и по возрастным группам. При систематизации материалов следует учитывать принцип построения «Программы воспитания и обучения в детском саду». Например, материалы по игровой деятельности располагаются по видам игр; по трудовому воспитанию — по видам и формам организации труда и т. д. Во всех разделах должны быть инструктивно-методические документы, методические рекомендации, материал из опыта работы, наглядные и иллюстративные материалы. Инструктивные и нормативные документы по дошкольному воспитанию находятся в отдельной папке. Материалы по организационным и другим вопросам (например, по руководству детским садом, оборудованию и оснащению учреждения, работе с кадрами и т. д.) также представляются в определенном месте. Следует заботиться, чтобы в кабинете было достаточно материалов по воспитанию детей раннего возраста, для педагогов групп специального назначения, музыкальных руководителей. Один из ключевых вопросов совершенствования системы общественного дошкольного воспитания — улучшение руководства учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью детских учреждений. Поэтому в методическом кабинете необходимо оборудовать специальный раздел «Руководство дошкольными учреждениями», в котором были бы сосредоточены законодательные и инструктивные документы, методические рекомендации, материалы из опыта работы.

Методы активизации воспитателей в методической работе

В ситуациях – иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

 Ситуации – упражнения нужно решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми раздела программы и др).

 В ситуациях – оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

 Наиболее сложный метод активизации – это ситуации — проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Диалог, дискуссия, стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

 Дискуссия – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, проблемы. Это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям.

Обсуждение двух противоположных точек зрения. Старший воспитатель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

 Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день. В заключение старший воспитатель организует обсуждение всех предложенных моделей.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит влияет на качество работы с детьми.

Работа с инструктивно-директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений, продумать план работы, по устранению своих недостатков. Эту работу выполняет каждый самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Анализ детских высказываний, поведения, творчества. Старший воспитатель готовит материал. Воспитатели знакомятся с ним, анализируют его, дают оценку умениям, развитию детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в психологической и педагогической науке. Поэтому методическая работа не является службой корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходится решать эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Успешность педагогического процесса, работы всего педагогического коллектива дошкольного учреждения зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. В качестве выводов можно определить основные положения о работе старшего воспитателя по дошкольному воспитанию. Старший воспитатель организует работу ДОУ в целях совершенствования воспитания и образования дошкольников. Он оказывает методическую помощь воспитателям и руководителю дошкольного учреждения в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей. Основная задача старшего воспитателя — организация и проведение методической работы. Направлениями работы старшего воспитателя являются: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, разработка рекомендаций по внедрению педагогического опыта в практику дошкольного учреждения. Также формой методической работы является проведение работы по повышению квалификации педагогических кадров, проведение курсов, семинаров. Старший воспитатель должен своевременно оснащать методический кабинет необходимыми учебно-наглядными пособиями, методической литературой.

Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности педагога дошкольного учреждения.  

Литература

1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. – 2004. — №3. с. 29 – 32.

2.Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. — №3. с. 82 – 85.

3.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: ООО «Издательство Астрель», 2002. – С. — 399.

4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М,: АСТ, 1997.- С. — 393.

5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –С. -81.

6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

7.Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ.- М. 1984. с.-144.

8. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000

9. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение. 1990. С – 143.

10. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р\н Дону. – М., 1995.

11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.

12. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. № 6. – с. 70 -78.

13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995. с.-109.

14. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. М.1973. с.-151.

15. Крымов А.А. Вы – управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? М.: Бератор – Пресс, 2003.

16. Корепанова М.В., Липчанская И.А., Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

17. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. 2005. с.-152.

18.Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно – аналитической деятельности.// Управление ДОУ. – 2005.- № 2.- с.10-12.

 19. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии. – Волгоград, 1994.

20. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. – Волгоград, 1995. – С. 65-77.

21. Никишина И.В. Технология управления методической работой. – Волгоград, 1996. -С. 94 – 106.

22. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. – Волгоград, 1993.

23.Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007. – 156 с.

24. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. М. 2004. с.-160.

25. Позняк Л. Заведующий в системе управления ДОУ.// Дошкольное воспитание. 1993.№1 с.-55.

26. Позняк Л. Основы управления ДОУ. М. 1994. с.-4-5.

27. Поздняк Л.В. , Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., Академия, 1999.

28. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: АСТ, 1996. – 336 с.

29. Третьяков П.И., Белая К.Ю. ДОУ управление по результатам. М. 2003.

30. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М. 2006. с.-151.

31. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004. – 262 с.

32. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 416 с.

Методическое руководство – это документ, который помогает в организации и проведении работы в соответствии с определенными стандартами и требованиями. Оно представляет собой инструкцию, которая содержит рекомендации и методические рекомендации, необходимые для эффективного выполнения задач и достижения целей.

Методические руководства могут быть разработаны для различных областей и сфер, включая образование, науку, медицину, экономику и т.д. Данный документ может содержать информацию об использовании инструментов, особенностях процесса работы и требованиях к качеству результата.

Как правило, методические руководства используются при обучении новым сотрудникам, чтобы дать им четкое понимание задач и требований к работе. Также, это может быть полезным инструментом для управления проектами, поскольку помогает организовать и контролировать выполнение работ и обеспечить их качество.

Содержание

  1. Раздел 1: Определение методического руководства работы
  2. Раздел 2: Преимущества использования методического руководства работы
  3. Раздел 3: Как использовать методическое руководство для оптимизации работы и достижения лучших результатов
  4. Вопрос-ответ
  5. Что такое методическое руководство работой?
  6. Зачем использовать методическое руководство работой?
  7. Как создать методическое руководство работой?
  8. Как использовать методическое руководство работой в работе группы?
  9. Какие ошибки можно избежать, используя методическое руководство работой?

Раздел 1: Определение методического руководства работы

Методическое руководство работы – это инструкция по выполнению задач с определенным алгоритмом действий, которая помогает справиться с задачами более успешно и эффективно.

Оно включает в себя описание шагов по выполнению работ, а также подробную информацию о том, как и когда использовать определенные инструменты и методы. Эта инструкция может использоваться как для индивидуальной, так и для групповой работы.

Методическое руководство работы позволяет более осознанно и целенаправленно выполнять задачи, избежать ошибок и повысить эффективность работы. Оно также помогает дать более точные и ясные инструкции сотрудникам, что уменьшает возможность недопонимания и способствует более точному выполнению задач.

В методическом руководстве работы могут использоваться различные инструменты, такие как таблицы, списки, графики и т.д. Все зависит от типа работы, которую необходимо выполнить, и от требований, которые нужно удовлетворить. Важно, чтобы инструкция была доступна и понятна для всех сотрудников, которые будут ее использовать.

Кроме того, методическое руководство работы может помочь выявить сильные и слабые стороны в работе и определить, какие еще улучшения могут быть внесены в процесс выполнения задач. Оно может быть изменено или переработано в соответствии с потребностями организации и/или сотрудников.

Раздел 2: Преимущества использования методического руководства работы

Использование методического руководства работы имеет ряд преимуществ:

  1. Оптимизация времени: Получение полной информации о порядке выполнения задачи и использование рекомендуемых инструментов позволяет сэкономить время на поиске и исправлении ошибок.
  2. Стандартизация работы: Методическое руководство работы определяет единые стандарты выполнения задачи и требования к результату, что повышает качество работы и ускоряет процесс выполнения задачи.
  3. Уменьшение вероятности ошибок: Использование методического руководства работы уменьшает вероятность возникновения ошибок в процессе выполнения задачи, что способствует повышению эффективности работы.
  4. Облегчение исполнения задач: Методическое руководство работы помогает с легкостью выполнять задачу, не тратя много времени и сил на поиск информации и разработку стратегии выполнения работ.
  5. Повышение профессионализма: Использование методического руководства работы способствует повышению профессионализма в сфере работы, улучшению навыков и развитию профессионального мышления.

Руководство также помогает скоординировать работу всей команды, обеспечивая единое понимание процесса выполнения задач. В итоге, методическое руководство работы повышает эффективность работы и качество результата, делая процесс выполнения задачи более легким и продуктивным.

Раздел 3: Как использовать методическое руководство для оптимизации работы и достижения лучших результатов

Методическое руководство — это мощный инструмент для оптимизации работы и повышения эффективности действий в любой области. Как использовать данное руководство? Сначала необходимо прочитать его внимательно и убедиться в том, что Вы полностью понимаете все рекомендации и рекомендации, которые содержатся в нем.

Далее, следует определить основные задачи, которые Вы планируете решать при помощи данного руководства. Это может быть достижение определенных целей в работе, улучшение навыков в определенной области, повышение продуктивности или улучшение качества продукта или услуги, которую Вы предоставляете.

Приведение изложенных в методическом руководстве рекомендаций к жизни, требует от Вас усиленного внимания и контроля над осуществляемыми действиями. Рекомендуется использовать пошаговые инструкции там, где это возможно, и по возможности документировать все проделанные действия и их результаты.

Чтобы добиться наилучших результатов, нужно постоянно контролировать процесс осуществления действий, проводить регулярный анализ эффективности действий на основе полученных данных и корректировать план действий, если это необходимо.

В конце использования данного методического руководства, не забудьте сделать выводы и проанализировать полученный опыт. Это поможет Вам лучше понять свои потребности, узнать, что наиболее эффективно стимулирует Вашего развития и повысить свое профессиональное мастерство.

Вопрос-ответ

Что такое методическое руководство работой?

Методическое руководство работой — это документ, который описывает методы и приемы, необходимые для выполнения определенной работы или проекта. Оно может включать в себя инструкции по действиям, порядок выполнения задач, а также советы и рекомендации по решению проблем, связанных с выполнением работы.

Зачем использовать методическое руководство работой?

Использование методического руководства работой позволяет обезопасить выполнение проекта и повысить эффективность работы. Оно помогает избежать ошибок, которые могут возникнуть из-за неправильного порядка выполнения задач или недостаточного знания методов, а также позволяет сократить время и ресурсы, затраченные на проект.

Как создать методическое руководство работой?

Для создания методического руководства работой нужно определить цель работы, задачи, которые необходимо выполнить, и порядок их выполнения. Также нужно определить методы и приемы, которые будут использоваться при выполнении задач, и привести краткие инструкции по их использованию. Важно также учесть возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы, и дать рекомендации по их решению.

Как использовать методическое руководство работой в работе группы?

Методическое руководство работой может быть использовано для координации действий членов группы в процессе выполнения работы. Каждый член группы может использовать методическое руководство для выполнения своей задачи, при этом соблюдая общий порядок выполнения работы и учитывая методы и приемы, описанные в руководстве. Также методическое руководство может быть использовано в качестве инструмента оценки работ членов группы.

Какие ошибки можно избежать, используя методическое руководство работой?

Используя методическое руководство работой, можно избежать различных ошибок, возникающих в процессе выполнения проекта. К ним относятся: неправильный порядок выполнения задач, недостаточное знание методов и приемов работы, неправильное использование методов, ошибки в оценке затрат времени и ресурсов на выполнение работ, неправильная организация работы группы и другие.

Методическое руководство работы – это система инструкций и рекомендаций, разработанная для упорядочивания и улучшения процесса работы. Оно предоставляет рабочим и сотрудникам четкую методологию выполнения задач, помогает соблюдать правила и процедуры, а также повышает эффективность труда.

Значимость методического руководства работы трудно переоценить. Оно помогает новым сотрудникам быстрее адаптироваться в новой команде и на новой должности, сокращает время на обучение и повышает профессиональный уровень работников. Благодаря методическому руководству работы компания может сохранять единообразный подход к выполнению задач и снижать вероятность ошибок.

Преимущества использования методического руководства работы очевидны. Во-первых, оно повышает качество выполняемых задач. Во-вторых, оно обеспечивает более эффективное использование ресурсов: времени, труда и материалов. В-третьих, методическое руководство работы способствует сохранению опыта и передаче знаний между сотрудниками и поколениями.

Итак, методическое руководство работы является неотъемлемой частью успешного управления бизнесом. Оно позволяет создать организованную и продуктивную рабочую среду, повышает качество и эффективность работы, а также способствует развитию и росту компании.

Содержание

  1. Методическое руководство работы
  2. Определение и суть методического руководства
  3. Значимость методического руководства в работе
  4. Преимущества использования методического руководства
  5. Ключевые принципы методического руководства
  6. Практическое применение методического руководства
  7. Вопрос-ответ
  8. Что такое методическое руководство работы?
  9. Для чего нужно методическое руководство работы?
  10. Какие преимущества дает методическое руководство работы?
  11. Кто может воспользоваться методическим руководством работы?
  12. Какие элементы должны быть включены в методическое руководство работы?
  13. Как разработать методическое руководство работы?

Методическое руководство работы

Методическое руководство работы – это документ, который разрабатывается и используется для управления процессом выполнения задачи или проекта. Оно содержит набор инструкций, рекомендаций и руководств, которые помогают выполнить задачу с наивысшей эффективностью.

Методическое руководство работы является важным инструментом для организации труда и обеспечения качественного выполнения задачи. Оно определяет последовательность действий, необходимых для достижения цели, а также рекомендуемые подходы и методы работы.

Значимость методического руководства работы заключается в том, что оно позволяет сотрудникам иметь ясное представление о том, что от них ожидается, и какие конкретные шаги нужно предпринять, чтобы достичь результата. Это сокращает время на ориентацию и повышает производительность труда.

Преимущества использования методического руководства работы заключаются в следующем:

  • Улучшение организации работы и повышение ее эффективности;
  • Снижение вероятности ошибок и неправильных действий;
  • Ускорение процесса достижения цели или завершения проекта;
  • Создание единого стандарта работы, что упрощает коммуникацию и сотрудничество между участниками проекта;
  • Обеспечение последовательности и качества работы, независимо от того, кто его выполняет.

В зависимости от характера работы или проекта, методическое руководство может содержать различную информацию, такую как:

  • Описание задачи или проекта;
  • Цели и ожидаемые результаты;
  • План действий, включая последовательность выполнения задач и сроки;
  • Инструкции по выполнению конкретных операций;
  • Рекомендации по использованию инструментов и технологий;
  • Список контактов и команды проекта.

Использование методического руководства работы помогает упорядочить процесс и достичь целей более эффективно. Оно является неотъемлемой частью организации труда и важным инструментом для повышения производительности и качества работы.

Определение и суть методического руководства

Методическое руководство – это процесс организации и предоставления ресурсов и информации, необходимых для эффективной работы в конкретной области или проекте. Оно направлено на систематическое руководство действиями и поддержку работников в достижении определенных целей.

Суть методического руководства состоит в предоставлении руководящих принципов, инструкций, примеров и рекомендаций, которые помогают работникам разобраться в задачах и методах их решения. Оно обеспечивает единообразие в работе, позволяет сократить время на ориентацию в задачах и повысить производительность труда.

Методическое руководство может включать в себя:

  • Описание конкретных задач и требований к их выполнению;
  • Подробную инструкцию по выполнению действий и использованию инструментов;
  • Памятки и рекомендации для упрощения работы;
  • Примеры успешно выполненных задач и подходов к их решению;
  • Обратную связь для постоянного совершенствования методов работы.

Методическое руководство позволяет повысить эффективность работы, установить стандарты качества и согласованность результатов. Оно помогает работникам развивать свои профессиональные навыки, уверенно выполнять задачи и достигать поставленных целей.

Значимость методического руководства в работе

Методическое руководство является важным элементом организации работы и обучения. Оно направлено на систематизацию и структурирование информации, создание единого подхода и общей методологии.

Значимость методического руководства в работе проявляется в следующих аспектах:

  • Обеспечение качества работы: Методическое руководство предоставляет инструкции, рекомендации и стандарты, которые помогают работникам выполнять свои задачи правильно и эффективно. Это позволяет минимизировать ошибки и улучшать результаты работы.
  • Ускорение вхождения в должность: Благодаря методическому руководству новые сотрудники могут быстро ориентироваться в работе и принимать правильные решения. Это позволяет им быстрее адаптироваться и повышает их производительность.
  • Снижение зависимости от опыта: Методическое руководство позволяет преодолеть зависимость от опыта отдельных сотрудников. Оно дает возможность стандартизировать процессы и обеспечить правильность выполнения задач, независимо от уровня опыта сотрудников.
  • Улучшение коммуникации: Методическое руководство предоставляет общую систему терминов и понятий, что улучшает коммуникацию между сотрудниками. Это позволяет избежать недопонимания и повышает эффективность коллективной работы.

Таким образом, методическое руководство играет важную роль в работе, оно помогает улучшить качество и эффективность работы, а также обеспечить единство подходов и стандартов. Оно является неотъемлемым компонентом успешной организации и работы коллектива.

Преимущества использования методического руководства

Методическое руководство – это совокупность инструктивных материалов и рекомендаций, предназначенных для облегчения и оптимизации выполнения определенных задач. Его использование имеет ряд преимуществ:

  • Улучшение организации работы. Методическое руководство позволяет стандартизировать процессы выполнения задач и определить оптимальную последовательность действий. Это упрощает понимание для всех участников процесса и способствует более эффективному использованию времени и ресурсов.
  • Обеспечение качества работы. Методическое руководство дает четкие инструкции и рекомендации по выполнению задач. Это позволяет избежать ошибок и снижает вероятность неправильного выполнения задачи, что влияет на повышение качества работы и достижение желаемых результатов.
  • Снижение затрат и рисков. Использование методического руководства позволяет эффективно распределить ресурсы и избежать излишних затрат. Оно помогает минимизировать риски возникновения ошибок и снижает вероятность технических неполадок, что способствует снижению финансовых и временных затрат.
  • Улучшение коммуникации. Методическое руководство обеспечивает единый подход к выполнению задач и упрощает общение между участниками процесса. Оно служит основой для взаимодействия различных специалистов и способствует лучшему пониманию задач, требований и ожиданий всех сторон.

Таким образом, использование методического руководства является неотъемлемой частью эффективного выполнения задач. Оно позволяет улучшить организацию работы, обеспечить качество, снизить затраты и риски, а также упростить коммуникацию между участниками процесса.

Ключевые принципы методического руководства

1. Системность: Методическое руководство должно быть организовано в виде системы с четкими этапами и последовательностью шагов. Это поможет обеспечить планомерное и структурированное ведение работы и достижение поставленных целей.

2. Четкость: Методическое руководство должно быть понятным и доходчивым для всех участников процесса. Инструкции должны быть ясными и содержать четкие указания, что делать, как делать и в какой последовательности. Это поможет избежать недоразумений и ошибок в работе.

3. Адаптивность: Методическое руководство должно учитывать индивидуальные особенности и потребности участников процесса. Руководитель должен гибко настраивать свою работу в зависимости от уровня знаний и навыков участников, их интересов и мотивации. Это поможет достичь максимальной эффективности и результативности работы.

4. Ориентация на результат: Методическое руководство должно направлено на достижение конкретных результатов. Руководитель должен поставить перед собой ясные цели и помочь участникам процесса их достичь. Это поможет сохранить мотивацию и заинтересованность всех участников в работе.

5. Поддержка и мотивация: Методическое руководство должно обеспечивать поддержку и мотивацию участников процесса. Руководитель должен создавать атмосферу доверия и понимания, активно поддерживать и поощрять своих учеников. Это поможет создать комфортные условия для успешной работы и достижения высоких результатов.

Обращение к принципам методического руководства позволяет организовать работу эффективно и результативно. Соблюдение этих принципов позволит достигать поставленных целей, развивать навыки и компетенции участников процесса и создавать благоприятные условия для успешной работы.

Практическое применение методического руководства

Методическое руководство – это инструмент, который позволяет систематизировать и организовать процесс работы. Оно является неотъемлемой частью управления в любой области деятельности, включая образование, медицину, производство и другие.

В образовательной сфере методическое руководство применяется для подготовки учебных программ, разработки учебных материалов, планирования уроков и оценки знаний студентов. Оно помогает учителям структурировать учебный материал, использовать эффективные методы обучения и оценки, а также адаптировать учебный процесс к индивидуальным потребностям студентов.

В медицинской сфере методическое руководство используется для разработки протоколов диагностики и лечения, стандартов медицинской помощи, организации медицинской деятельности. Оно помогает врачам и медицинскому персоналу соблюдать единые стандарты и принципы в работе, повышает качество медицинской помощи и безопасность пациентов.

В производственной сфере методическое руководство применяется для разработки рабочих инструкций, стандартов качества, организации производственного процесса. Оно помогает работникам выполнять работу в соответствии с установленными правилами и процедурами, повышает качество продукции и безопасность труда.

Преимущества применения методического руководства включают:

  • Стандартизацию и унификацию деятельности;
  • Повышение эффективности и эффективности работы;
  • Обеспечение качества и безопасности в работе;
  • Улучшение процесса передачи знаний и опыта;
  • Снижение вероятности ошибок и несоответствий;
  • Обеспечение целевой ориентации и достижения поставленных целей.

Таким образом, методическое руководство является неотъемлемой частью работы во многих сферах деятельности. Оно позволяет организовать и структурировать процесс работы, повышает эффективность и качество работы, а также обеспечивает стандартизацию и безопасность в работе.

Вопрос-ответ

Что такое методическое руководство работы?

Методическое руководство работы — это документ, который содержит инструкции и рекомендации по выполнению конкретной работы или задачи. Оно помогает определить правильные методы и приемы для достижения поставленных целей.

Для чего нужно методическое руководство работы?

Методическое руководство работы помогает упорядочить процесс выполнения работы, обеспечивает единообразие действий и подходов, а также улучшает эффективность работы. Оно также помогает избежать ошибок и снижает риски неудачных результатов.

Какие преимущества дает методическое руководство работы?

Методическое руководство работы позволяет сохранить целостность и последовательность действий, повышает производительность и качество работы, укладывается во временные рамки, позволяет избежать непредвиденных ситуаций и повышает уровень контроля над работой.

Кто может воспользоваться методическим руководством работы?

Методическое руководство работы может быть полезно для всех, кто выполняет какую-либо работу или задачу. Оно может быть использовано как начинающими специалистами, так и опытными профессионалами, для повышения эффективности и качества работы.

Какие элементы должны быть включены в методическое руководство работы?

Методическое руководство работы должно содержать информацию о целях и задачах работы, порядке выполнения работы, необходимых ресурсах и материалах, методах и приемах работы, а также контрольных точках и критериях оценки выполнения работы.

Как разработать методическое руководство работы?

Для разработки методического руководства работы необходимо определить цели и задачи работы, провести анализ всех этапов работы, определить необходимые ресурсы и материалы, разработать подробный план выполнения работы, определить контрольные точки и критерии оценки. Далее следует подробно описать каждый этап работы и предоставить необходимые инструкции и рекомендации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Регулярные закупки ссср зерна за границей начались в период руководства страной
  • Гепарин подкожно в живот инструкция по применению
  • Elenberg блендер bl 3200 инструкция по применению
  • Ксефокам крем инструкция по применению цена
  • Magnesio e potassio инструкция на русском порошок