Что такое мануалы у клавесина

Клавесин – это разновидность музыкального инструмента, особенно популярная до XVIII века. В то время его использовали многие известные композиторы. Кроме того, клавесинисты обеспечивали музыкальное сопровождение званых вечеров, устраиваемых знатью. Интересный факт заключается том, что первые упоминания о нем датируются 14 веком, но до наших дней сохранились только устройства, произведенные в 16 веке в Италии.

Что такое клавесин

Клавесин внешне и строением похож на фортепиано, орган, рояль, пианино и т.д. Он относится к классическим, щипковым, струнным музыкальным инструментам. Звук извлекается за счет защипывания стерженьком струны. В движение стержень приводится за счет нажатия на клавиши. Его можно использовать как сольно, так и в составе оркестра.

Клавесин считается предшественником фортепиано. В разных странах есть свое название для клавесина. Так, в Англии он был больше известен как харпсихорд, а в Италии – чембало. Под наименованием клавесин он был более известен в России, Германии и Франции. Он характеризуется металлическим и достаточно звенящим звучанием. Особую популярность он имел до 18 века. В XXI веке его используют редко, т.к. его вытеснило фортепиано, рояль и электронное пианино.

Что за инструмент клавесин?

История происхождения

Точная история создания клавесина не известна. Не установлено, кто смог его изобрести. Первые экземпляры появились в Южной Европе еще в 7 веке. Его прототипы использовались в тавернах для увеселения посетителей. Сейчас нельзя точно выяснить, кто придумал клавесин. Первый доработанный вариант появился в итальянской Венеции, где быстро приобрел популярность у богатых жителей.

Первые сохранившиеся изображения этого инструмента датируются 9 веком. Старейший инструмент был коротким и имел грузный корпус из дерева, внутри которого располагался механизм, предназначенный для извлечения музыки.

Первое письменное упоминание, дошедшее до нас, датируется 1397 годом. В эпоху Возрождения его описал Д. Боккаччо в своем произведении “Декамерон”. В дальнейшем его начали делать более широким, располагать клавиши в 2 ряда. Струны стали делать удлиненными для получения более глубокого звука. С 1579 года массовое производство прибора начали фламандские мастера. Наиболее старинные инструменты, дошедшие до наших дней, относятся к 16 веку. Большинство из них были сделаны в Венеции. Они имеют 8 регистров. У них был корпус крупных габаритов, изготовленный из кипариса. В те времена реже применялись другие виды дерева.

Устройство клавесина постоянно претерпевало изменений. Изначально язычок делали из вороньего пера, но в дальнейшем его начали выполнять из металла, а затем и пластика. Габариты конструкции постепенно уменьшали. Производители делали корпус с более красивым дизайном. Часто поверхность инструмента расписывали. Клавесины начали выглядеть изящнее. При этом принцип их работы оставался неизменным.

В 18 веке начался закат популярности этого инструмента. Его стали вытеснять фортепиано. На рубеже XIX-XX века была предпринята попытка возрождения культуры игры на клавесине. Было установлено несоответствие тембра фортепиано для исполнения произведений, написанных для клавесина. Инициатором возрождения стал музыкант и композитор Арнольд Долмеч. В его мастерской в 1986 году был создан первый инструмент. В дальнейшем он открыл мастерские в Париже, Бостоне и некоторых других городах. Сейчас созданием клавесинов занимаются многие производители музыкальных инструментов.

Устройство клавесина

Корпус современного клавесина имеет крыловидную, треугольную форму. Его могут выполнять как из фанеры, так и из массива дерева. На каждой клавише находится миниатюрный толкатель-прыгун, конец которого венчает лангетта с закрепленным язычком, обеспечивающим защипывание струны при нажатии. Над язычком находится демпфер, выполненный из войлока или натуральной кожи, предназначенный для приглушения вибрации. Чтобы сделать звучание громче или тише, а также для коррекции тембра, задействуются переключатели.

Устройство клавесина

Принцип действия механизма клавесина.

Звучание инструмента

Первые клавесины имели всего 3 октавы. Начиная с конца 17 века выпускают инструменты, имеющие 5 октав. При этом клавишные мануалы были расширены до 2. Акустические параметры клавесина значительно ниже, чем у рояля. Специфический тип передачи напряжения от клавиши к струнам обеспечивает яркое и немного скрежуще-пронзительное звучание. Играть на нем не сложнее, чем на других щипковых музыкальных инструментах.

Игра на клавесине

Разновидности

Клавесин прошел длительную эволюцию. Это привело к появлению большого количества видов этого инструмента. Они отличаются типом звучания. Распространенные разновидности клавесина:

  1. Лютневый. Это наиболее распространенный классический вариант инструмента клавесин. Он характеризуется носовой тембральностью. Инструмент может звучать как пиццикато. Прибор относится к щипковым, но не имеет отдельного ряда струн. С помощью рычага можно слегка приглушить звук. Часто нижнюю часть корпуса выполняют округлой.
  2. Спинет. Это клавесин итальянского производства. Клавиши расположены в один ряд. В нем струны натянуты диагонально и имеют разную длину. Габариты у инструмента относительно небольшие. Некоторые мастера изготавливали спинеты размером со шкатулку.
  3. Верджинал. Этот вариант клавесина выпускают в Англии. Струны натягивают параллельно клавиатуре. Инструмент имеет характерную прямоугольную форму. Клавиши расположены в 1 ряд.
  4. Мюзелар. У такого инструмента клавишный ряд смещен к краю длинной стороны. Этим он отличается от традиционных вариантов. Это обеспечивает специфическую тональность звучания, отличную от той, что свойственна лютневым инструментам. Внешне мюзелар напоминает клавикорд.
  5. Клавицитерий. Это крайне необычный вариант клавесина. В нем струны натянуты на вертикальном каркасе, по строению напоминающем арфу. Таким образом, клавиши расположены перпендикулярно струнам. Клавицитерий не занимает много места в помещении.

КЛАВЕСИН [франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum, от лат. clavis — ключ (отсюда клавиша) и cymbalum — цимбалы] — щипковый клавишный музыкальный инструмент. Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о клавесине относятся к 1511 году; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итальянской работы датируется 1521 годом.

ПсалтериумКлавесин произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма).

Первоначально клавесин был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду «свободный» клавикорд, в отличие от которого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм. Струны клавесина приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке — толкачике. При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр).

Клавесин изнутриClavecin

Устройство и звук

Устройство верхней части толкачика: 1 — струна, 2 — ось освобождающего механизма, 3 — лангетта (от фр. languette), 4 — плектр (язычок), 5 — демпфер.

О клавесине

Звук клавесина — блестящий, но малопевучий (отрывистый) — значит, не поддающийся  динамическим изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. С целью усиления звучности клавесина применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), которые настраивались в унисон, октаву, а иногда и другие интервалы.

Эволюция

С начала 17 века вместо жильных использовались металлические струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

Декор клавесинаВ 17—18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.).

Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На некоторых клавесинах для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (так называемая лютневая клавиатура).

Внешний вид

Внешне клавесины обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16—17 вв. выделялись по качеству звука и своему художественному оформлению клавесины антверпенских мастеров Руккерсов.

Клавесин в оформлении Руккерсов

Клавесин в разных странах

Название «клавесин» (во Франции; арпсихорд — в Англии, кильфлюгель — в Германии, клавичембало или сокращённо чембало — в Италии) сохранилось за большими инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно прямоугольной формы, с одинарными струнами и диапазоном до 4 октав, называвшиеся: эпинет (во Франции), спинет (в Италии), вёрджинел (в Англии).

Клавесин с вертикально расположенным корпусом — клавицитериум. Клавесин применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.

Картина клавесинСоздателем виртуозного клавесинного стиля был итальянский композитор и клавесинист Д. Скарлатти (ему принадлежат многочисленные произведения для клавесина); основатель французской школы клавесинистов — Ж. Шамбоньер (популярны были его «Клавесинные пьесы», 2 кн., 1670).

Среди французских клавесинистов конца 17—18 вв. — Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Даидриё. Французская клавесинная музыка — искусство утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократическому этикету. Деликатное и холодноватое звучание клавесина гармонировало с «хорошим тоном» избранного общества.

У французских клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра — характерная форма искусства рококо) были женские образы («Пленительная», «Кокетливая», «Сумрачная», «Застенчивая», «Сестра Моника», «Флорентинка» Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллические картинки крестьянского быта («Жнецы», «Сборщицы винограда» Куперена), звукоподражательные миниатюры («Курица», «Часы», «Щебетание» Куперена, «Кукушка» Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки — обилие мелодических украшений.

К концу 18 в. произведения французских клавесинистов начали исчезать из репертуара исполнителей. В итоге инструмент, обладавший столь долгой историей и столь богатым художественным наследием, был вытеснен из музыкальной практики и заменен фортепиано. И не просто вытеснен, а совершенно забыт в XIX веке.

Это произошло в результате коренной смены эстетических предпочтений. Эстетика барокко, в основе которой лежит либо ясно сформулированная, либо отчетливо ощущаемая концепция теории аффектов (кратко самая суть: одно настроение, аффект — одна звуковая краска), для которой клавесин был идеальным средством выражения, уступила место сначала мирочувствованию сентиментализма, затем более сильному направлению — классицизму и, наконец, романтизму. Во всех этих стилях самой привлекательной и культивируемой стала, наоборот, идея переменчивости — чувств, образов, настроений. И выразить это смогло фортепиано. Всего этого клавесин не мог сделать в принципе — в силу особенностей своей конструкции.

Клавесин
Clavecin français.jpg
Французский клавесин XVII века
Классификация Клавишный инструмент, Хордофон
Родственные инструменты Клавикорд, фортепиано
Commons-logo.svg Клавесин на Викискладе

Клавеси́н (от фр. clavecin; итал. cembalo, clavicembalo; англ. harpsichord) — клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Музыканта, исполняющего произведения на клавесине и его разновидностях, называют клавесини́стом.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Устройство
    • 2.1 Регистры
    • 2.2 Мануалы и их диапазон
    • 2.3 Толкачик
  • 3 Разновидности
  • 4 Имитации
  • 5 Композиторы
  • 6 Известные клавесинисты
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

История[править | править код]

Двухмануальный франко-фламандский клавесин, построенный в 2004 году Т. Крейненом по исторической модели Рюккерса

Клавесин во французском стиле работы Жана-Поля Руо (Париж) по Никола Дюмону 1707-го года

Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина (clavicembalum, от лат. clavis — ключ или позже клавиша и cymbalum — цимбалы) фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия). Самое раннее изображение — на алтаре кафедрального собора в немецком городе Миндене, датируемое 1425 годом. Первое практическое описание клавесиноподобного инструмента (клавикорд со щипковым механизмом) с чертежами дал голландец Арно из Зволле около 1445 года.

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рюккерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами.

Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламандских и нидерландских моделей.
Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рюккерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе есть инструменты с 2` и 16` регистрами, а также с тремя мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й. Д. Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века.

Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Во второй половине XVIII века клавесин стало вытеснять фортепиано — более совершенный инструмент, музыку на котором можно играть, изменяя силу звучания. Около 1809 года фирма Киркман выпустила свой последний инструмент, а в 1810-х годах клавесин практически вышел из употребления.

Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX — XX веков. Инициатором возрождения инструмента стал Арнольд Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 году в Лондоне и вскоре открыл мастерские в Бостоне, Париже и Хейслмире.

Выпуск клавесинов наладили также парижские фирмы Плейель и Эрар. По инициативе Ванды Ландовской в 1912 году фабрика «Плейель» начала производить модель большого концертного клавесина с мощной металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны. Инструмент был оснащён рояльной клавиатурой и целым набором рояльных педалей. Так началась эпоха новой клавесинной эстетики. Во второй половине XX века мода на «рояльные» клавесины прошла. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дауд (Dowd) первыми начали изготавливать копии старинных клавесинов.

Устройство[править | править код]

Первоначально клавесин имел четырёхугольную форму, в XVII веке приобрёл крыловидную продолговатую треугольную форму, вместо жильных стали применяться металлические струны. Струны его расположены горизонтально, параллельно клавишам, обычно в виде нескольких хоров, причем группы струн разных мануалов находятся на разных высотных уровнях. Внешне клавесины обычно изящно отделывались: корпус украшался рисунками, инкрустациями и резьбой. В эпоху Людовика XV отделка клавесина соответствовала стильной мебели того времени. В XVI—XVII веках выделялись по качеству звука и своему художественному оформлению клавесины антверпенских мастеров Руккерсов.

Регистры[править | править код]

Звук клавесина — блестящий, но мало певучий, отрывистый, не поддающийся динамическим изменениям[1], то есть плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и тембра звука, в клавесине может быть более одного регистра, которые включаются ручными переключателями, рычажками, находящимися по бокам клавиатуры. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х годов.

У клавесина, в зависимости от модели могут быть следующие регистры:

  • 8-футовый (8`) — регистр, звучащий соответственно нотной записи;
  • лютневый — регистр характерного носового тембра, напоминающий пиццикато на смычковых инструментах; обычно не имеет своего ряда струн, а образуется из обычного 8-футового регистра, струны которого при переключении рычажка приглушаются кусочками кожи или войлока с помощью специального механизма;
  • 4-футовый (4`) — регистр, звучащий на одну октаву выше;
  • 16-футовый (16`) — регистр, звучащий на одну октаву ниже.

Мануалы и их диапазон[править | править код]

В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы, причем в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали. В XVI веке диапазон расширился до 4 октав (от C большой октавы до C 3-й: C — C’’’), в XVIII веке — до 5 октав (от F контр-октавы до F 3-й: F’ — F’’’).

В XVII—XVIII веках для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) мануалами (клавиатурами), которые располагались террасообразно одна над другой, а также с регистровыми переключателями для октавного удвоения и изменения тембровой краски[2].

Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет два мануала (клавиатуры), два набора струн 8` и один набор струн 4` (звучащих октавой выше), которые благодаря имеющимся переключателям регистров могут использоваться по отдельности или совместно, а также механизм копуляции мануалов (копула), позволяющий задействовать регистры второго мануала при игре на первом.

Толкачик[править | править код]

Современный металлический толкачик, сверху и снизу винты для регулировки механики

На рисунке 1 изображена функция толкачика (или прыгунка), цифрами обозначены: 1 — ограничитель, 2 — фетр, 3 — демпфер, 4 — струна, 5 — плектр (язычок), 6 — лангетта, 7 — ось, 8 — пружина, 9 — толкачик, 10 — отклонение лангетты с плектром.

Толкачик: плектр(белый), демпфер(красный)

  • A — исходное положение, демпфер на струне.
  • B — нажатие на клавишу: поднятие толкачика, демпфер освобождает струну, плектр приближается к струне.
  • C — плектр защипнул струну, струна звучит, высоту выскакивания толкачика контролирует ограничитель, обитый снизу войлоком.
  • D — клавиша отпущена, толкачик опускается, при этом лангетта отклоняется в сторону (10), позволяя плектру почти беззвучно соскользнуть со струны, затем демпфер заглушает вибрацию струны, а лангетта с помощью пружины возвращается в исходное состояние.

На рисунке 2 изображено устройство верхней части толкачика: 1 — струна, 2 — ось лангетты, 3 — лангетта (от фр. languette), 4 — плектр, 5 — демпфер.

Толкачики установлены на конец каждой клавиши клавесина, это отдельное приспособление, которое вынимается из клавесина для починки или регулировки. В продольном вырезе толкачика на оси крепится лангетта (от фр. languette), в которой закреплён плектр — язычок из вороньего пера, кости или пластика (дюралиновый плектр Delrin — на многих современных инструментах), круглый или плоский. Кроме одного плектра делались и сдвоенные латунные плектры, которые располагались один над другим. Два защипывания подряд не улавливались слухом, но свойственную клавесину колючую атаку, то есть острое начало звука, такое устройство делало более мягкой. Чуть выше язычка — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии на клавишу толкачик выталкивается вверх, и плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться в исходное положение без повторного защипывания струны, а вибрация струны заглушается демпфером.

Разновидности[править | править код]

Клавицитерий на гравюре из трактата М. Преториуса Syntagma Musicum (1615-19)

Название «клавесин» (фр. clavecin, итал. cembalo, англ. harpsichord, нем. Kielflügel) сохранилось за большими щипковыми клавишными инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно с одним набором струн и диапазоном до 4 октав[2]:

  • спинет — со струнами по диагонали слева направо;
  • вёрджинел — прямоугольной формы, с мануалом слева от центра и струнами, расположенными перпендикулярно клавишам;
  • мюзелар — прямоугольной формы, с мануалом справа от центра и струнами, расположенными перпендикулярно клавишам;
  • клавицитерий (лат. clavicytherium, итал. cembalo verticale) — клавесин с вертикально расположенным корпусом. Описания известны со второй половины XV века, первый известный экземпляр инструмента датируется 1460-70 гг. (возможно, из Ульма), термин clavicytherium — впервые в трактате С. Вирдунга (1511).

Имитации[править | править код]

На советском пианино Красный Октябрь «Сонет» есть примитивная имитация клавесина путём опускания модератора с металлическими язычками. Такое же свойство есть на советском пианино «Аккорд» за счёт того, что при нажатии дополнительной встроенной третьей (центральной) педали опускается ткань с пришитыми к ней металлическими язычками, которые дают звук, похожий на клавесин.

Композиторы[править | править код]

Основателем французской клавесинной школы считается Ж. Шамбоньер, создателем виртуозного клавесинного стиля — итальянский композитор и клавесинист Д. Скарлатти. Среди французских клавесинистов конца XVII—XVIII вв. выделялись Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, Л. К. Дакен и др. Интерес к французской клавесинной музыке, упавший в конце XVIII века, начал возрождаться в XX веке[1].

Поскольку в эпоху барокко клавесин часто использовался в партии basso continuo в камерной музыке, выполняя аккомпанирующую функцию, данный алфавитный список содержит имена композиторов, писавших произведения для клавесина-соло или для солирующего клавесина.

  • Агрелл, Юхан
  • Вильгельм Фридеман Бах
  • Иоганн Кристиан Бах
  • Иоганн Себастьян Бах
  • Карл Филипп Эммануил Бах
  • Уильям Бёрд
  • Дитрих Букстехуде
  • Жан-Жозеф Бутми
  • Жоссе Бутми
  • Антонио Вивальди
  • Георг Фридрих Гендель
  • Жак Дюфли
  • Луи Куперен
  • Франсуа Куперен
  • Луи Маршан
  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Бернардо Пасквини
  • Иоганн Пахельбель
  • Генри Пёрселл
  • Жан-Филипп Рамо
  • Жозеф-Никола-Панкрас Руайе
  • Юхан Хельмик Руман
  • Ян Питерсзон Свелинк
  • Карлуш ди Сейшас
  • Доменико Скарлатти
  • Джироламо Фрескобальди
  • Иоганн Якоб Фробергер
  • Доменико Циполи
  • Аццолино Бернардино делла Чайя

Известные клавесинисты[править | править код]

См. также: Категория:Клавесинисты.

  • Андрей Волконский
  • Ральф Киркпатрик
  • Ванда Ландовска
  • Густав Леонхардт
  • Алексей Любимов
  • Карл Рихтер
  • Роберт Хилл
  • Элейн Компарон

См. также[править | править код]

  • Лютневый клавесин
  • Клавиорган

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Большая советская энциклопедия, 1973.
  2. 1 2 Музыкальная энциклопедия, 1974.

Литература[править | править код]

  • Алексеев А. Д. Клавирное искусство. — М.Л., 1952.
  • Друскин М. С. Клавирная музыка. — Л., 1960.
  • Голдобин Д. Ю. Клавесин // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 260—268. — ISBN 978-5-901951-40-8.
  • Шекалов В. Клавесин в современном композиторском творчестве // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена : журнал. — Санкт-Петербург, 2008. — № 72. — С. 63-75. — ISSN 1992-6464..
  • Клавесин // Большая советская энциклопедия. — 1973. — Т. 12.
  • Клавесин // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1974. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).
  • Kottick, Edward. A history of the harpsichord. Bloomington: Indiana University Press, 2003.
commons: Клавесин на Викискладе

Ссылки[править | править код]

  • Клавесин — музыкальный инструмент | Великая музыка
  • El Lautenwerk o clave-laud (недоступная ссылка)
  • The baroque LUTE-HARPSICHORD: A Forgotten Instrument
  • Information (На сайте имеется коллекция видео- и аудиоклипов)

Клавесин

Основные сведения

Клавесин
Клавесин

Клавесин — клавишный струнный музыкальный инструмент.

Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине, так и на его разновидностях называется клавесинистом.

Происхождение

Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425 год). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Около 1810 года практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX-XX веках.

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.

Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов.

Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рукерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламадских и нидерландских моделей.

Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рукерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе инструменты с 2` и 16` регистрами, а так же с 3 мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й.Д.Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века.

Во 2-й половине XVIII века клавесин стал вытесняться фортепиано. Около 1809 фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А.Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 в Лондоне и вкоре открыл мастерские в Бостоне, Париже, Хейслмире.

Выпуск клавесинов наладили так же парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дайд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.

Устройство

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам.

На конце каждой клавиши стоит толкачик (или прыгун). На верхнем конце толкачика лангетта в которой закреплен плектр (язычок) из пера (на многих современных инструментах — из пластмассы), чуть выше плектра — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться на место под струну без повтороного защипывания струны. Вибрация струны заглушается демпфером.

Для регистровки, т.е. изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали); в XVI веке он расширился до 4 октав (C — c«`), в XVIII веке до 5 октав (F` — f«`).

Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет 2 мануала (клавиатуры), 2 набора струн 8` и один набор струн 4`(звучащих октавой выше), которые могут использоваться по отдельности или совместно, а так же механизм копуляции мануалов. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х. У большинства инструментов есть т.н. лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны с помощью специального механизма немного приглушаются кочками кожи или войлока).

Композиторы, сочинявшие клавесинную музыку

Франсуа Куперен Великий
Луи Куперен
Луи Маршан
Жан-Филипп Рамо
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Уильям Бёрд
Генри Пёрселл
Иоганн Адам Рейнеке
Доминико Скарлатти
Алессандро Скарлатти
Матиас Векман
Доминико Циполи

Видео: Клавесин на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Сравнение цен на БАД по содержанию активных веществ 🌱 ►

This harpsichord is the work of two celebrated makers: originally constructed by Andreas Ruckers in Antwerp (1646), it was later remodeled and expanded by Pascal Taskin in Paris (1780).

A harpsichord (Italian: clavicembalo; French: clavecin; German: Cembalo; Spanish: clavecín; Portuguese: cravo; Dutch: klavecimbel; Polish: klawesyn) is a musical instrument played by means of a keyboard. This activates a row of levers that turn a trigger mechanism that plucks one or more strings with a small plectrum made from quill or plastic. The strings are under tension on a soundboard, which is mounted in a wooden case; the soundboard amplifies the vibrations from the strings so that the listeners can hear it. Like a pipe organ, a harpsichord may have more than one keyboard manual,[1] and even a pedal board. Harpsichords may also have stop buttons which add or remove additional octaves. Some harpsichords may have a buff stop, which brings a strip of buff leather or other material in contact with the strings, muting their sound to simulate the sound of a plucked lute.[2]

The term denotes the whole family of similar plucked-keyboard instruments, including the smaller virginals, muselar, and spinet. The harpsichord was widely used in Renaissance and Baroque music, both as an accompaniment instrument and as a soloing instrument. During the Baroque era, the harpsichord was a standard part of the continuo group. The basso continuo part acted as the foundation for many musical pieces in this era. During the late 18th century, with the development of the fortepiano (and then the increasing use of the piano in the 19th century) the harpsichord gradually disappeared from the musical scene (except in opera, where it continued to be used to accompany recitative). In the 20th century, it made a resurgence, being used in historically informed performances of older music, in new compositions, and, in rare cases, in certain styles of popular music (e.g., Baroque pop).

History[edit]

An early diagram of a vertical harpsichord (clavicytherium) by Arnault de Zwolle, c. 1430

Performed by Robert Schröter on a French harpsichord



Performed by Martha Goldstein on a Flemish harpsichord


Performed by Sylvia Kind on a harpsichord of the type made in the early 20th century

The harpsichord was most likely invented in the late Middle Ages. By the 16th century, harpsichord makers in Italy were making lightweight instruments with low tension brass stringing. A different approach was taken in the Southern Netherlands starting in the late 16th century, notably by the Ruckers family. Their harpsichords used a heavier construction and produced a more powerful and distinctive tone with higher tension steel treble stringing. These included the first harpsichords with two keyboards, used for transposition.[3]

The Flemish instruments served as the model for 18th-century harpsichord construction in other nations. In France, the double keyboards were adapted to control different choirs of strings, making a more musically flexible instrument (so-called ‘expressive doubles’). Instruments from the peak of the French tradition, by makers such as the Blanchet family and Pascal Taskin, are among the most widely admired of all harpsichords, and are frequently used as models for the construction of modern instruments. In England, the Kirkman and Shudi firms produced sophisticated harpsichords of great power and sonority. German builders such as Hieronymus Albrecht Hass extended the sound repertoire of the instrument by adding sixteen-foot and two-foot choirs; these instruments have recently served as models for modern builders.[3]

Around the year 1700 the first fortepiano was built by Bartolomeo Cristofori.[4] The early fortepiano uses percussion, the strings being struck with leathered paper hammers instead of being plucked. The fortepiano is capable of changes in dynamic volume, giving it its name. This is unlike the harpsichord.[5] By the late 18th century the harpsichord was supplanted by the piano and almost disappeared from view for most of the 19th century: an exception was its continued use in opera for accompanying recitative, but the piano sometimes displaced it even there.

Twentieth-century efforts to revive the harpsichord began with instruments that used piano technology, with heavy strings and metal frames. Starting in the middle of the 20th century, ideas about harpsichord making underwent a major change, when builders such as Frank Hubbard, William Dowd, and Martin Skowroneck sought to re-establish the building traditions of the Baroque period. Harpsichords of this type of historically informed building practice dominate the current scene.

Mechanism[edit]

Detail of the mechanism of the Harpsichord by Christian Zell, at Museu de la Música de Barcelona

Harpsichords vary in size and shape, but all have the same basic mechanism. The player depresses a key that rocks over a pivot in the middle of its length. The other end of the key lifts a jack (a long strip of wood) that holds a small plectrum (a wedge-shaped piece of quill, often made of plastic in the 21st century), which plucks the string. When the player releases the key, the far end returns to its rest position, and the jack falls back; the plectrum, mounted on a tongue mechanism that can swivel backwards away from the string, passes the string without plucking it again. As the key reaches its rest position, a felt damper atop the jack stops the string’s vibrations. These basic principles are explained in detail below.

Figure 1. Schematic view of a 2 × 8′ single manual harpsichord
  • The keylever is a simple pivot, which rocks on a balance pin that passes through a hole drilled through the keylever.
  • The jack is a thin, rectangular piece of wood that sits upright on the end of the keylever. The jacks are held in place by the registers. These are two long strips of wood (the upper movable, the lower fixed), which run in the gap between pinblock and bellyrail. The registers have rectangular mortises (holes) through which the jacks pass as they can move up and down. The registers hold the jacks in the precise location needed to pluck the string.
    Figure 2. Upper part of a jack
  • In the jack, a plectrum juts out almost horizontally (normally the plectrum is angled upwards a tiny amount) and passes just under the string. Historically, plectra were made of bird quill or leather; many modern harpsichords have plastic (delrin or celcon) plectra.
  • When the front of the key is pressed, the back of the key rises, the jack is lifted, and the plectrum plucks the string.
  • The vertical motion of the jack is then stopped by the jackrail (also called the upper rail), which is covered with soft felt to muffle the impact.
    Figure 3: how the harpsichord action works
  • When the key is released, the jack falls back down under its own weight, and the plectrum passes back under the string. This is made possible by having the plectrum held in a tongue attached with a pivot and a spring to the body of the jack. The bottom surface of the plectrum is cut at a slant; thus when the descending plectrum touches the string from above, the angled lower surface provides enough force to push the tongue backward.[6]
  • When the jack arrives in fully lowered position, the felt damper touches the string, causing the note to cease.

Strings, tuning, and soundboard[edit]

Sound board of a harpsichord with Chladni patterns
Detail of the harpsichord by Karl Conrad Fleischer; Hamburg, 1720 in Museu de la Música de Barcelona. A decorative rose descends below the soundboard in which it is mounted; the soundboard itself is adorned with floral painting around the rose. The bridge is at lower right.

Each string is wound around a tuning pin (also known as a wrest pin) at the end nearest the player. When rotated with a wrench or tuning hammer, the tuning pin adjusts the tension so that the string sounds the correct pitch. Tuning pins are held tightly in holes drilled in the pinblock or wrestplank, an oblong hardwood plank. Proceeding from the tuning pin, a string next passes over the nut, a sharp edge that is made of hardwood and is normally attached to the wrestplank. The section of the string beyond the nut forms its vibrating length, which is plucked and creates sound.

At the other end of its vibrating length, the string passes over the bridge, another sharp edge made of hardwood. As with the nut, the horizontal position of the string along the bridge is determined by a vertical metal pin inserted into the bridge, against which the string rests. The bridge itself rests on a soundboard, a thin panel of wood usually made of spruce, fir or—in some Italian harpsichords—cypress. The soundboard efficiently transmits the vibrations of the strings into vibrations in the air; without a soundboard, the strings would produce only a very feeble sound. A string is attached at its far end by a loop to a hitchpin that secures it to the case.

Multiple manuals and choirs of strings[edit]

A two manual harpsichord

While many harpsichords have one string per note, more elaborate harpsichords can have two or more strings for each note. When there are multiple strings for each note, these additional strings are called «choirs» of strings. This provides two advantages: the ability to vary volume and ability to vary tonal quality. Volume is increased when the mechanism of the instrument is set up by the player (see below) so that the press of a single key plucks more than one string. Tonal quality can be varied in two ways. First, different choirs of strings can be designed to have distinct tonal qualities, usually by having one set of strings plucked closer to the nut, which emphasizes the higher harmonics, and produces a «nasal» sound quality. The mechanism of the instrument, called «stops» (following the use of the term in pipe organs) permits the player to select one choir or the other. Second, having one key pluck two strings at once changes not just volume but also tonal quality; for instance, when two strings tuned to the same pitch are plucked simultaneously, the note is not just louder but also richer and more complex.

A particularly vivid effect is obtained when the strings plucked simultaneously are an octave apart. This is normally heard by the ear not as two pitches but as one: the sound of the higher string is blended with that of the lower one, and the ear hears the lower pitch, enriched in tonal quality by the additional strength in the upper harmonics of the note sounded by the higher string.

When describing a harpsichord it is customary to specify its choirs of strings, often called its disposition. To describe the pitch of the choirs of strings, pipe organ terminology is used. Strings at eight-foot pitch (8′) sound at the normal expected pitch, strings at four-foot pitch (4′) sound an octave higher. Harpsichords occasionally include a sixteen-foot (16′) choir (one octave lower than eight-foot) or a two-foot (2′) choir (two octaves higher; quite rare). When there are multiple choirs of strings, the player is often able to control which choirs sound. This is usually done by having a set of jacks for each choir, and a mechanism for «turning off» each set, often by moving the upper register (through which the jacks slide) sideways a short distance, so that their plectra miss the strings. In simpler instruments this is done by manually moving the registers, but as the harpsichord evolved, builders invented levers, knee levers and pedal mechanisms to make it easier to change registration.

Harpsichords with more than one keyboard (this usually means two keyboards, stacked one on top of the other in a step-wise fashion, as with pipe organs) provide flexibility in selecting which strings play, since each manual can be set to control the plucking of a different set of strings. This means that a player can have, for instance, an 8′ manual and a 4′ manual ready for use, enabling him to switch between them to obtain higher (or lower) pitches or different tone. In addition, such harpsichords often have a mechanism (the «coupler») that couples manuals together, so that a single manual plays both sets of strings.

The most flexible system is the French «shove coupler», in which the lower manual slides forward and backward. In the backward position, «dogs» attached to the upper surface of the lower manual engage the lower surface of the upper manual’s keys. Depending on choice of keyboard and coupler position, the player can select any of the sets of jacks labeled in «figure 4» as A, or B and C, or all three.

Figure 4. French shove coupler. To the left: uncoupled keyboards. The depressed upper key lifts the jack A upwards. The depressed lower key lifts jacks B and C. To the right: The upper keyboard is coupled to the lower one by pulling the latter. The depressed upper key lifts the jack A upwards. The depressed lower key lifts jacks A, B and C.

The English «dogleg» jack system (also used in Baroque Flanders) does not require a coupler. The jacks labeled A in Figure 5 have a «dogleg» shape that permits either keyboard to play A. If the player wishes to play the upper 8′ from the upper manual only and not from the lower manual, a stop handle disengages the jacks labeled A and engages instead an alternative row of jacks called «lute stop» (not shown in the Figure). A lute stop is used to imitate the gentle sound of a plucked lute.[7]

Figure 5. Dogleg jack, English coupler system. When depressed, the upper key lifts the «dogleg» jack (jack A) upwards. The lower key lifts all three jacks A, B, and C.

The use of multiple manuals in a harpsichord was not originally provided for the flexibility in choosing which strings would sound, but rather for transposition of the instrument to play in different keys (see History of the harpsichord).

Some early harpsichords and organs had a short octave in the lowest register. It replaced rarely used bass notes with more widely used notes.

Some early harpsichords used a short octave for the lowest register. The rationale behind this system was that the low notes F and G are seldom needed in early music. Deep bass notes typically form the root of the chord, and F and G chords were seldom used at this time. In contrast, low C and D, both roots of very common chords, are sorely missed if a harpsichord with lowest key E is tuned to match the keyboard layout. When scholars specify the pitch range of instruments with this kind of short octave, they write «C/E», meaning that the lowest note is a C, played on a key that normally would sound E. In another arrangement, known as «G/B’, the apparent lowest key B is tuned to G, and apparent C-sharp and D-sharp are tuned to A and B respectively.

Case[edit]

The wooden case holds in position all of the important structural members: pinblock, soundboard, hitchpins, keyboard, and the jack action. It usually includes a solid bottom, and also internal bracing to maintain its form without warping under the tension of the strings. Cases vary greatly in weight and sturdiness: Italian harpsichords are often of light construction; heavier construction is found in the later Flemish instruments and those derived from them.

A false inner–outer harpsichord from the Deutsches Museum in Munich. The false inner case begins to the right of the keyboard, and continues backward only far enough to provide a slot to support the jack rail.

The case also gives the harpsichord its external appearance and protects the instrument. A large harpsichord is, in a sense, a piece of furniture, as it stands alone on legs and may be styled in the manner of other furniture of its place and period. Early Italian instruments, on the other hand, were so light in construction that they were treated rather like a violin: kept for storage in a protective outer case, and played after taking it out of its case and placing it on a table.[8] Such tables were often quite high – until the late 18th century people usually played standing up.[8] Eventually, harpsichords came to be built with just a single case, though an intermediate stage also existed: the false inner–outer, which for purely aesthetic reasons was built to look as if the outer case contained an inner one, in the old style.[9] Even after harpsichords became self-encased objects, they often were supported by separate stands, and some modern harpsichords have separate legs for improved portability.

Many harpsichords have a lid that can be raised, a cover for the keyboard, and a music stand for holding sheet music and scores.

Harpsichords have been decorated in a great many different ways: with plain buff paint (e.g. some Flemish instruments), with paper printed with patterns, with leather or velvet coverings, with chinoiserie, or occasionally with highly elaborate painted artwork.[10]

Variants[edit]

Virginals[edit]

Jan Vermeer’s famous painting Lady Standing at a Virginal shows a characteristic practice of his time, with the instrument mounted on a table and the player standing.

The virginal is a smaller and simpler rectangular form of the harpsichord having only one string per note; the strings run parallel to the keyboard, which is on the long side of the case.

Spinet[edit]

A spinet is a harpsichord with the strings set at an angle (usually about 30 degrees) to the keyboard. The strings are too close together for the jacks to fit between them. Instead, the strings are arranged in pairs, and the jacks are in the larger gaps between the pairs. The two jacks in each gap face in opposite directions, and each plucks a string adjacent to the gap.

The English diarist Samuel Pepys mentions his «tryangle» several times. This was not the percussion instrument that we call triangle today; rather, it was a name for octave-pitched spinets, which were triangular in shape.

Clavicytherium[edit]

A clavicytherium is a harpsichord with the soundboard and strings mounted vertically facing the player, the same space-saving principle as an upright piano.[11] In a clavicytherium, the jacks move horizontally without the assistance of gravity, so that clavicytherium actions are more complex than those of other harpsichords.

An ottavino built by Arnold Dolmetsch in 1923, and modeled after a 1698 instrument by Joannes Carcassi

Ottavino[edit]

Ottavini are small spinets or virginals at four-foot pitch. Harpsichords at octave pitch were more common in the early Renaissance, but lessened in popularity later on. However, the ottavino remained very popular as a domestic instrument in Italy until the 19th century. In the Low Countries, an ottavino was commonly paired with an 8′ virginals, encased in a small cubby under the soundboard of the larger instrument. The ottavino could be removed and placed on top of the virginal, making, in effect, a double manual instrument. These are sometimes called ‘mother-and-child’[12] or ‘double’ virginals.[13][14]

Pedal harpsichord[edit]

Occasionally, harpsichords were built which included another set or sets of strings underneath and played by foot-operated pedal keyboard which trigger the plucking of the lowest-pitched keys of the harpsichord. Although there are no known extant pedal harpsichords from the 18th century or before, from Adlung (1758): the lower set of usually 8′ strings «…is built like an ordinary harpsichord, but with an extent of two octaves only. The jacks are similar, but they will benefit from being arranged back to back, since the two [bass] octaves take as much space as four in an ordinary harpsichord[15] Prior to 1980 when Keith Hill introduced his design for a pedal harpsichord, most pedal harpsichords were built based on the designs of extant pedal pianos from the 19th century, in which the instrument is as wide as the pedalboard.[16] While these were mostly intended as practice instruments for organists, a few pieces are believed to have been written specifically for the pedal harpsichord. However, the set of pedals can augment the sound from any piece performed on the instrument, as demonstrated on several albums by E. Power Biggs.[17]

Other variants[edit]

The archicembalo, built in the 16th century, had an unusual keyboard layout, designed to accommodate variant tuning systems demanded by compositional practice and theoretical experimentation. More common were instruments with split sharps, also designed to accommodate the tuning systems of the time.

The folding harpsichord was an instrument that could be folded up to make it more compact, thus facilitating travelling with it.

Compass and pitch range[edit]

On the whole, earlier harpsichords have smaller ranges than later ones, although there are many exceptions. The largest harpsichords have a range of just over five octaves, and the smallest have under four. Usually, the shortest keyboards were given extended range in the bass with a «short octave». The traditional pitch range for a 5-octave instrument is F1–F6 (FF–f‴).

Tuning pitch is often taken to be A4 = 415 Hz, roughly a semitone lower than the modern standard concert pitch of A4 = 440 Hz. An accepted exception is for French baroque repertoire, which is often performed with a = 392 Hz, approximately a semitone lower again. See Jean-Philippe Rameau’s Treatise on Harmony (1722) [Dover Publications], Book One, chapter five, for insight into French baroque tuning; «Since most of these semitones are absolutely necessary in the tuning of organs and other similar instruments, the following chromatic system has been drawn up.» Tuning an instrument nowadays usually starts with setting an A; historically it would commence from a C or an F.

Some modern instruments are built with keyboards that can shift sideways, allowing the player to align the mechanism with strings at either A = 415 Hz or A = 440 Hz. If a tuning other than equal temperament is used, the instrument requires retuning once the keyboard is shifted.[18]

Music[edit]

Classical period[edit]

Bach’s Little Prelude in C major being played on a harpsichord

The great bulk of the standard repertoire for the harpsichord was written during its first historical flowering, the Renaissance and Baroque eras.

The first music written specifically for solo harpsichord was published around the early 16th century. Composers who wrote solo harpsichord music were numerous during the whole Baroque era in European countries including Italy, Germany, England and France. Solo harpsichord compositions included dance suites, fantasias, and fugues. Among the most famous composers who wrote for the harpsichord were the members of English virginal school of the late Renaissance, notably William Byrd (c. 1540–1623). In France, a great number of highly characteristic solo works were created and compiled into four books of ordres by François Couperin (1668–1733). Domenico Scarlatti (1685–1757) began his career in Italy but wrote most of his solo harpsichord works in Spain; his most famous work is his series of 555 harpsichord sonatas. Perhaps the most celebrated composers who wrote for the harpsichord were Georg Friedrich Händel (1685–1759), who composed numerous suites for harpsichord, and especially J. S. Bach (1685–1750), whose solo works (for instance, The Well-Tempered Clavier and the Goldberg Variations), continue to be performed very widely, often on the piano. Bach was also a pioneer of the harpsichord concerto, both in works designated as such, and in the harpsichord part of his Fifth Brandenburg Concerto.

Two of the most prominent composers of the Classical era, Joseph Haydn (1732–1809) and Wolfgang Amadeus Mozart (1756–1791), wrote harpsichord music. For both, the instrument featured in the earlier period of their careers, and although they had come into contact with the piano later on, they nonetheless continued to play the harpsichord and clavichord for the rest of their lives. Mozart was noted to have played his second last keyboard concerto (the «Coronation») on the harpsichord.[citation needed]

Revival[edit]

Through the 19th century, the harpsichord was almost completely supplanted by the piano. In the 20th century, composers returned to the instrument, as they sought out variation in the sounds available to them. Under the influence of Arnold Dolmetsch, the harpsichordists Violet Gordon-Woodhouse (1872–1951) and in France, Wanda Landowska (1879–1959), were at the forefront of the instrument’s renaissance. Concertos for the instrument were written by Francis Poulenc (the Concert champêtre, 1927–28), and Manuel de Falla. Elliott Carter’s Double Concerto is scored for harpsichord, piano and two chamber orchestras. For a detailed account of music composed for the revived harpsichord, see Contemporary harpsichord.

See also[edit]

  • List of historical harpsichord makers
  • Clavichord
  • List of keyboard instruments

Notes[edit]

  1. ^ In virtually all instances, «more than one» means two. For the one known three-manual instrument, see Hieronymus Albrecht Hass. For forged three-manual instruments, see Leopoldo Franciolini.
  2. ^ Ripin, Edwin M.; Koster, John (2001). «Buff stop [harp stop and (erroneously) lute stop]». Grove Music Online. doi:10.1093/gmo/9781561592630.article.04266. ISBN 978-1-56159-263-0. Retrieved 18 April 2021.
  3. ^ a b Kottick, Edward L. (15 February 2016). A history of the harpsichord. ISBN 978-0-253-02347-6. OCLC 933437874.
  4. ^ Ehrlich, Cyril (1990). The Piano: A History. Oxford University Press, USA; Revised edition. ISBN 0-19-816171-9.
  5. ^ Wraight, Denzil (2006). «Recent Approaches in Understanding Cristofori’s Fortepiano». Early Music. 34 (4): 635–644. doi:10.1093/em/cal050. ISSN 0306-1078. JSTOR 4137311. S2CID 191481821.
  6. ^ Kottick 1987, p. 19.
  7. ^ Find full details in Hubbard 1967, p. 133 ff., Russell 1973, p. 65 ff., Kottick 2003.
  8. ^ a b Hubbard 1967, p. 19
  9. ^ Hubbard 1967, p. 20
  10. ^ Hubbard 1967, various locations
  11. ^ Dearling 1996, p. 138.
  12. ^ Kottick 2003, p. 61.
  13. ^ Marchand, Leslie Alexis (1973). Byron’s letters and journals: 1816–1817 : ‘So late into the night’. Harvard: Harvard University Press. p. 75. ISBN 978-0-674-08945-7. «Model IX is the famous double virginal. An ottavino of model VIII is inserted into the case of the virginal like a drawer slipping into a bureau.»
  14. ^ Ottavino at rawbw.com
  15. ^ «Pedal Harpsichords». Harpsichord.org.uk. Archived from the original on 23 May 2013. Retrieved 22 May 2013.
  16. ^ «About Leith Hill». Keith Hill – Instrument Maker. Retrieved 30 April 2018.
  17. ^ «Bach on the Pedal Harpsichord by E. Power Biggs at». Jsbach.org. 20 May 1995. Archived from the original on 12 September 2018. Retrieved 22 May 2013.
  18. ^ «The Transposing Keyboard». Hubharp.com. Retrieved 22 May 2013.

References[edit]

  • Dearling, Robert, ed. (1996). The Ultimate Encyclopedia of Musical Instruments. London: Carlton. ISBN 978-1-85868-185-6.
  • Hubbard, Frank (1967). Three Centuries of Harpsichord Making (2 ed.). Harvard University Press. ISBN 978-0-674-88845-6. An authoritative survey by a leading builder of how early harpsichords were built and how the harpsichord evolved over time in different national traditions.
  • Kottick, Edward (1987). The Harpsichord Owner’s Guide. Chapel Hill: University of North Carolina Press.
  • Kottick, Edward (2003). A History of the Harpsichord. Indiana University Press. ISBN 0-253-34166-3. An extensive survey by a leading contemporary scholar.
  • Russell, Raymond (1973). The Harpsichord and Clavichord: an introductory study (2nd ed.). London: Faber and Faber. ISBN 0-571-04795-5.

Further reading[edit]

  • Boalch, Donald H. (1995) Makers of the Harpsichord and Clavichord, 1440–1840, 3rd ed., with updates by Andreas H. Roth and Charles Mould, Oxford University Press, ISBN 0-19-318429-X. A catalogue, originating with work by Boalch in the 1950s, of all extant historical instruments.
  • O’Brien, Grant (1990) Ruckers, a Harpsichord and Virginal Building Tradition, Cambridge University Press, ISBN 0-521-36565-1. Covers the innovations of the Ruckers family, the founders of the Flemish tradition.
  • Skowroneck, Martin (2003) Cembalobau: Erfahrungen und Erkenntnisse aus der Werkstattpraxis [Harpsichord construction: a craftsman’s workshop experience and insight], Fachbuchreihe Das Musikinstrument 83, Bergkirchen : Bochinsky, ISBN 3-932275-58-6. A study (written in English and German) of harpsichord building by a leading figure in the modern revival of historically authentic methods of building.
  • Zuckermann, Wolfgang (1969) The Modern Harpsichord: Twentieth Century Instruments and Their Makers, New York : October House, ISBN 0-8079-0165-2
  • The New Grove: Early Keyboard Instruments. Macmillan, 1989 ISBN 0-393-02554-3. (material from here is also available online in Grove Music Online)
  • Beurmann, Andreas (2012) Harpsichords and More. Harpsichords, Spinets, Clavichords, Virginals. Portraits of a Collection. The Beurmann Collection in the Museum für Kunst und Gewerbe, Hamburg, and at the Estate of Hasselburg in East Holstein, Germany, Hildesheim/Zürich/New York, 2012, ISBN 978-3-487-14470-2.

External links[edit]

Instruments

  • «Queen Elizabeth’s Virginal». Furniture. Victoria and Albert Museum. Archived from the original on 30 June 2007. Retrieved 12 August 2007.
  • A few historic harpsichords from the collection at the Metropolitan Museum of Art
    • Double virginal by Hans Ruckers, Antwerp, 1581
    • Harpsichord by Jan Couchet, Antwerp, 1650
    • Octave virginal, Augsburg, c. 1600
    • Spinetta or Virginal, Venice, c. 1540
    • Golden Harpsichord by Michele Todini, Rome, c. 1675
    • Harpsichord, Italy, late 17th century
    • Harpsichord by Pleyel et Cie, Paris, 1928
  • Three historic harpsichords from the Hans Adler Memorial collection at Witwatersrand University
    • The Wanda Landowska 16th Century sculptured harpsichord
    • Ferdinand Weber Harpsichord, 1752
    • Italian two manual harpsichord, 1750
  • Harpsichord attributed to Girolama Zenti, Viterbo, 1622 (Cobb Collection)
  • More than 450 Harpsichords at the MIMO (Musical Instruments Museums Online) portal

History

  • Italian Harpsichord-Building in the 16th and 17th Centuries by Shortridge

Listen

  • Hear the sound of various harpsichords
  • Sala del Cembalo, free harpsichord sound files
  • Les Cyclopes, 3:57 min. Composed by Jean-Phillipe Rameau and performed by Elaine Comparone Archived 24 February 2021 at the Wayback Machine

Images

  • HarpsichordPhoto, photographs of early stringed keyboard instruments

Organisations

  • British Harpsichord Society

Craftsman insights

  • Interview with harpsichord builder Jack Peters
  • Interview with harpsichord builder Craig Tomlinson

Music

  • Scores featuring the harpsichord: Scores at the International Music Score Library Project
  • Procembalo free catalog of contemporary harpsichord music
  • Video – Marin Marais – La Sonnerie/cembalo – Complete (09:58).

Technical

  • About Harpsichords. Harpsichord builder Paul Y. Irvin treats the question of necessary and sufficient compass, and other instrument technicalities, in this section of his informative site.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дексаметазон инструкция по применению для ингаляций детям доза
  • Ганглерон инструкция по применению при опоясывающем лишае отзывы
  • Холодильник стинол no frost двухкамерный инструкция по эксплуатации
  • Методы принятия решений при авторитарном стиле руководства
  • Humidifier usb увлажнитель инструкция на русском