Что такое классное руководство для учителя

Классное руководство.
Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель — это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации. 

В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую литературу. 

Классное руководство осуществляется как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене — первичном ученическом коллективе. 

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению. 

Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных, распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных, творческих и др. 

Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих перед школой. 

План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету. 

Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ «Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников. 

Задачи классного руководства:

Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка. 

Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания. 

Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей. 

Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:

гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя — развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся; 

коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников; 

системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса; 

природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности. 

Основные направления классного руководства:

Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива. 

Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная работа с обучающимися; формирование классного коллектива. 

Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе.


В процессе своей деятельности классный руководитель:

получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников, их успеваемости и поведении; 

по мере необходимости обращается за методической и организационно-педагогической помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям, работающим в нем; 
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных обучающихся; 

по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием обучающихся класса;

систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся; 
контролирует ведение дневников; 

проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и родительские собрания; 

содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы); 

при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними; 

повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования воспитательного процесса; 

планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного учреждения для классных руководителей; 

ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной группы) в целом; 

осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;

работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым проблемам учащихся; 

ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями; 

осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства, контактных телефонах; 

осуществляет организационную поддержку досуга школьников. 

Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; 

трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека; 

художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника; 

спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела; 

общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности; 

ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях; 

свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.

Полномочия классного руководителя:

получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; 

контролировать успеваемость каждого ученика; 

координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые педсоветы»; 

выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического совета школы согласованные с коллективом класса предложения;

посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;

оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса, объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание учащимся за допущенные проступки; 

входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были исчерпаны все другие меры педагогического воздействия; 

вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием; 

проводить собрания родителей класса;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу; 

по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;

определять программы индивидуальной работы с детьми; 

по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности; 

выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку. 

Требования к подготовке классного руководителя и общие условия его работы

Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются: 

знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической этике; 

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы; 

знание возрастной физиологии, школьной гигиены; 

знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.); 

знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики; 

знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства; 

способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю; 
организаторские умения и навыки; 
коммуникативные способности; 
высокая духовная культура. 


Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие условия:
материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности; 

организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения образования, методической службы;

мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства, использования методов и мер морального и материального поощрения и др.). 

Круг обязанностей классного руководителя1. Организация деятельности классного коллектива. 
• Ведение журнала. 
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного. 
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой. 
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета. 
• Забота о внешнем виде воспитанников. 
• Организация питания. 
2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся. 

• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.

• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу. 

• Создание обстановки, благоприятствующей учебе. 

• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей, работающих в классе, раз в четверть). 

• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника. 

• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.). 

• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога). 

• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция). 


3. Организация внеучебной жизни классного коллектива. 

• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их коррекция, регулирование взаимоотношений. 

• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением. 

• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.

• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям деятельность, воспитание доброты и милосердия. 

• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через походы. 

• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов. 

• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций. 

• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор, огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц обязательно). 

4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников. 

• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей. 

• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника. 
• Организация нравственного воспитания. 

• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры. 

• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков. 
• Привитие санитарно-гигиенических навыков. 

5. Работа с родителями. 

• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье. 
• Индивидуальная работа с родителями.

• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива. 
• Влияние на общение ребят с родителями. 


Критерии оценки деятельности классного руководителя. 

Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания.

Исторический аспект развития классного руководства в России

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы. Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:
1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.

2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.

3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

Таким образом, следует вывод, что реализации задач воспитания в школе ключевой фигурой является классный руководитель. Именно он объединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и др.) для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося. Классный руководитель сейчас – это основной педагог, способный помочь ребенку и его родителям. В то же время к его деятельности наблюдается повышение требований: системность воспитательного процесса в классе, проектно-программных механизмов деятельности, применение современных воспитательных технологий, результативность деятельности.
Следует отметить, что период модернизации, с одной стороны, нормативно поддержал классного руководителя, а с другой стороны, поставил его в ситуацию персональной ответственности за результаты воспитания.

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Стать автором

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Решение любого учебного вопроса за 300

Классный руководитель — это не просто педагог, а наставник и помощник для детей и родителей; учитель, которого любят и уважают дети, к мнению которого прислушиваются родители. Он руководит воспитательным процессом в классе, планирует, организует, мотивирует, поддерживает и вдохновляет ребят на успехи!

Функции классного руководителя:

  • Планирование воспитательной деятельности;

  • Организация воспитательного процесса;

  • Мотивация субъектов воспитательного процесса;

  • Анализ и контроль воспитательной деятельности.

«Справочник классного руководителя» — это методическое пособие, раскрывающее содержание воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе. Он включает в себя основы деятельности классного руководителя в соответствии с его функциями, нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней; алгоритмы работы с детским коллективом, лучшие воспитательные практики классных руководителей.

Библиографическое описание:


Шкарин, Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14885/ (дата обращения: 25.09.2023).

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общество, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Что же такое классное руководство? В чем заключается его основная цель? Каковы его особенности, задачи, функции, формы работы, попытаемся разобраться в этом.

«Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться», данное высказывание принадлежит великому советскому педагогу-новатору Василию Александровичу Сухомлинскому, которое в полной мере можно отнести к деятельности классного руководителя.

На определение понятию «классный руководитель» существует массу различных точек зрения, рассмотрим некоторые из них.

В педагогическим словаре под редакцией Коджаспирова Г. М., классный руководитель — это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

В пособие Рожкова М. И. «Классному руководителю» приводиться следующие определение: классный руководитель — педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

И последние определение, конторе стало ключевым во всемирной паутине, классный руководитель — это лидером группы, носитель культуры, организатор и участник коллективной творческой деятельности детей, вдохновитель, опекун и друг своих воспитанников.

Цель классного руководства — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В чем же проявляются задачи классного руководителя? В задачи классного руководителя входит девять основных составляющих, среди которых:

1.                  Формирование и развитие коллектива класса.

2.                  Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

3.                  Формирование здорового образа жизни.

4.                  Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

5.                  Защита прав и интересов обучающихся.

6.                  Организация системной работы с обучающимися в классе.

7.                  Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

8.                  Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

9.                  Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

А какие же функции выполняет классный руководитель?

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

—                   обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

—                   установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

—                   проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

—                   взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

—                   организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

—                   организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

—                   стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

—                   взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

—                   ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

—                   регулирование межличностных отношений между обучающимися;

—                   установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

—                   содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

—                   оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

—                   изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

—                   определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

—                   контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

—                   контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

И, конечно, же, стоит отметить самые употребляемые и распространенные формы работы классного руководителя. В соответствии со своими функциями формы работы с обучающимися следующие:

1.                  Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

2.                  Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

3.                  Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

—                   определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

—                   учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

—                   обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

Что касается практической значимости классного руководства, то, на мой взгляд, тут все предельно просто. Исходя из собственного опыта руководства, хоть и не большого, могу сказать следующие: быть классным руководитель очень не просто, но в то же время очень интересно и увлекательно, потому что ты выполняешь сразу множество различных ролей: наставника, родителя, друга, учителя, приятеля, помощника, и т. д. Самым главным, конечно, является — это искренность и любовь к своим воспитанникам, потому что они чувствую тебя и твое отношение к ним. Лично для меня классное руководство — это самое невероятное и неповторимое чувство, за которое стоит сражаться и совершенствоваться, ведь любовь твоего классного коллектива стоит дороже любой награды. Поэтому, я считаю, что классное руководство — одно из главных целей школьной системы воспитания.

Литература:

1.                  Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

2.                  Дик Н. Ф. Лучшие классные часы в 5–9-х классах / Н. Ф. Дик. — Изд. 3-е., доп. и испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 349с.

3.                  Классному руководителю: Учебно-метод.пособие / Под ред. М. И. Рожкова.— М.: Владос, 2001. — 280с.

4.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.учеб.заведений. — М.: Академия, 2000. — 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, классное руководство, обучающийся, общеобразовательное учреждение, коллектив класса, задача, значимая творческая деятельность, образовательный процесс, педагогический работник, успешная социализация.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фторурациловая мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Icharger 4010 duo инструкция на русском языке
  • Pr a03 parsec инструкция схема подключения
  • Suzuki df20a руководство
  • Программа hd2018 для бегущей строки инструкция