Что такое инвариантная часть классного руководства

Самообразование

классного руководителя

     Деятельность
классного руководителя представляет собой управление ресурсами
общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач
воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного
руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и
может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

   
Инвариантный
компонент

деятельности
классного руководителя
включает:

1)обеспечение
жизни и здоровья учащихся
(контроль за посещаемостью школы
учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии
здоровья  учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся,
работа с листком здоровья в классном журнале, разработка и реализация совместно
с врачом и родителями комплекса мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение
учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организация охвата
учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по
технике безопасности);

2)развитие
позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и
учителями
(информированность о межличностных
взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса 
и ведущими в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений,
оперативное регулирование возникающих противоречий,  поддержка благоприятного
психологического климата в классе, выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере
межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической
службы).

3)содействие
освоению школьниками образовательных программ

(информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного
учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы
в классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей,
прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации
индивидуальных траекторий образования учащихся класса, планирование и
реализации работы с одаренными и неуспевающими учащимися).

4)осуществление
патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной
компетентности учащихся
(разработка годового цикла
мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности,
расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в
формировании опыта гражданского поведения в рамках ученического самоуправления,
поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, планомерное развитие 
сценического

самоуправления,
осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и
учащихся). 

Вариативный компонент
деятельности классного руководителя включает:

5)определение
целей воспитания учащихся класса и планирование работы с классом

(комплексное изучение проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и
развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание 
программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной
документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности,
организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного
и всероссийского уровня в соответствии с профильной — системообразующей
деятельностью класса).

6)определение
зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности

(составление списка учащихся, вызывающих наибольшее как потенциальные
нарушители дисциплины, разработка и согласование с педагогом, психологом,
администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер,
привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям,
использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений,
правоохранительных органов, общественных организаций).

В
качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут рассматриваться:

Ø  деятельность
педагогов и педагогических коллективов;

Ø  программы
воспитания и методическое обеспечение воспитательной деятельности;

Ø  сотрудничество
с родителями учащихся;

Ø  СМИ,
деятельность социальных организаций и учреждений культуры;

Ø  социально
значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация

ПРИМЕРНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Ведение и составление документации классного руководителя.

Планирование воспитательной работы с классом является неотъемлемой частью работы классного руководителя. План воспитательной работы, составленный с учётом проблем класса, направленный на перспективу развития детского коллектива и ориентированный на современные требования ФГОС, программу воспитания, стратегические документы определяющие государственную политику в сфере образования и воспитания,  позволяет классному руководителю спроектировать и систематизировать свою деятельность, направить её на достижение воспитательных результатов.

Инвариантная часть[1] деятельности классного руководителя включает блоки:

  • личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;
  • деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой;
  • осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
  • осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом;
  • участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами.

Вариативная часть деятельности классного руководителя формируется  в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации и может включать направления работы: духовно-нравственное воспитание (поддержка развития национальной культуры, сохранение родного языка); развитие учебной мотивации обучающихся, в т.ч. координацию учителей-предметников; спортивно-оздоровительное направление; экологическое воспитание; профориентационная работа; работа с детьми, состоящими на различных видах учета (характеристики, план индивидуальной работы); работа с опекаемыми детьми;  работа с детьми с ОВЗ, профилактические мероприятия с детьми группы риска; другое.

Ресурсы, обеспечивающие  воспитание обучающихся, представлены в Ресурсной карте социального партнерства[2].

Документация классного руководителя[3]

1.Социальный паспорт класса (приложение1):

1 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами

1.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

1.3. Учёт занятости обучающихся в кружках, секциях, факультативах, внеурочной деятельности.

1.4. Сведения о семьях обучающихся

2. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом (приложение 2)

2.1 Психолого-педагогическая характеристика класса

2.2. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.

3. Годовой план работы  (приложение 3)

3.1. Примерная циклограмма мероприятий по направлениям  инвариантной части.

3.2. Примерная циклограмма мероприятий по профориентации, профилактических мероприятий, работа с детьми, состоящими на различных видах учета (характеристики, план индивидуальной работы), работа с опекаемыми детьми.

4. Оперативное планирование и организация деятельности класса (приложение 4)

4.1. Примерный план -сетка воспитательной работы классного руководителя  (по месяцам)

4.2. Примерный план  работы на каникулы

4.3. Примерный план  работы с родителями  

4.4. Сведения об участии учеников в дежурстве по школе, классу.

4.5. Сведения об участии школьников в самоуправлении.

4.6. Учет успеваемости.

Приложение 1

1.СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА

1. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами

Ф.И.О. учащегося

Дата рождения

Ф.И.О. отец

Телефон

Ф.И.О. мать

Телефон

Адрес проживания

1.

2.

3

4

5

6

7.

8

1.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

______класса на 20___-20___ учебный год

№ личного дела

Ф.И.О. обучающегося

Год рождения

Группа здоровья

Физкультурная группа

Дополнительные сведения (отметка о питании)

1

2

3

4

5

6

7

1.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах, внеурочной деятельности.

Вариант1

Занятость обучающихся ______класса во внеурочное время (дополнительное образование, внеурочная деятельность)

ФИО

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресение

итого часов в неделю

Вариант2

Общая карта занятости обучающихся  ___класса внеурочной деятельностью

Ф.И.

обучающегося

Направления внеурочной деятельности (программа и количество часов)

Всего часов

(в неделю/

за год)

Обще-культурное

Духовно-нравственное

Социальное

Общеинтеллектуальное

Спортивно-оздоровительное

«Полезные навыки»

«Вокальный фейерверк»

другое

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Другое

«Моя экологическая грамотность»

«Школа дизайна»

другое

«Развитие познавательных способностей»

Шахматный клуб

«Белая ладья»

другое

«Адаптивная физическая культура»

другое

1

1

1

2

4/140

2

Фортепиано, «Детская школа искусств»,5

5/175

3

1

Дзюдо, спортивный комплекс «Олимпионик», 3

4/140

4

1

1

2

1

Кружок секция «Баскетбол»2

5/175

5

1

1

2

7/245

1.4. Сведения о семьях обучающихся ________ класса

Вариант1

ФИО Обучающегося

Домашний адрес

Родители

Место работы

1

2

3

4

5

Условные обозначения:

1.Образовательный уровень родителей:

А – высшее;

Б – средне специальное;

В – среднее.

2.Социальный статус родителей:

Б – рабочие;

В – служащие;

Г – частные предприниматели;

Д – безработные.

3.Учащиеся «группы риска»: 

А – состоящие на учете в ПДН;

Б – состоящие на учете в КДН;

В – состоящие на ВШК;

Г – употребляющие ПАВ.

4.Учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях:

А – ведущих аморальный, асоциальный образ жизни;

Б – с нарушенными взаимоотношениями;

В – допускающих безнадзорность детей;

Г – с жестоким обращением с детьми.

5.Учащиеся, нуждающиеся в социальной защите: 

А – с низким материальным обеспечением;

Б – попавшим в экстремальную ситуацию;

В – семьи-опекуны;

Г – многодетные семьи;  

Д – воспитывающие детей с ограниченными возможностями;

Е – неполные семьи: 1) – мать; 2) – отец.

Вариант 2

Сведения о семьях обучающихся ________ класса

ФИО

Домашний адрес

Категория семьи

Родители:

жилищные условия

Многодетная

Полная

Неполная

Неблагоприят.  обст-ка

Малообеспеченная

Состоящие на учете (СОП, ГР, КДН, ВШК)

мать

отец

Родители -инвалиды

Родители — безработные

Воспитывают бабушка, дедушка

Благоустроенная квартира

Частичные удобства

Приложение 2

2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ

2.1 Психолого-педагогическая характеристика класса

1. Состав класса, характеристика семей учащихся класса

2. Состояние межличностных отношений в группе учащихся  (деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения), учащиеся с высоким статусом в группе, лидеры группы (количество, направленность), учащиеся не принимаемые в группе ( причины)

3. Успешность освоения школьниками образовательной программы (количество учащихся по уровню успеваемости)

4. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом

5. Отношения с родителями

2.2. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя на _______г.

Блоки деятельности КР

Цель воспитательной работы

Задачи воспитательной работы

Инвариантная часть

1Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе

1

2

3

2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой

4

5

6

3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся

4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом

5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами

Вариантная часть

1

2

3. Годовой план работы _________класса на 20__/20___г

Вариант1

3.1. Циклограмма мероприятий по направлению

«Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию

и социализации обучающихся в классе»

Месяц

Дела, события, мероприятия

(Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие)

Задачи

(№ задачи из приложения 2.2. )

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

По аналогии составляются циклограммы по каждому направлению

3.2. Циклограмма мероприятий по направлению «Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой»

3.3. Циклограмма мероприятий по направлению «Осуществление воспитательной деятельности  во взаимодействии с родителями (законными представителями)

несовершеннолетних обучающихся»

3.4. Циклограмма мероприятий по направлению «Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом»

3.5. Циклограмма мероприятий по направлению «Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами»

3.6. Циклограмма профилактических мероприятий  

3.7. Циклограмма мероприятий по экологическому воспитанию

Планирование основных мероприятий по направлениям деятельности

_________класса на 20__/20___г

Вариант2

Направления  деятельности

Название мероприятия и форма проведения

Представители самоуправления, участвующие в организации мероприятия

Сроки проведения

Инвариантная часть

1Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе

Дискуссионное обсуждение рассказов А. Могилевской «Поспешите с добром», «Не спешите с добром»

сентябрь

Социальный проект «Память жива»

ноябрь

Участие класса в благотворительном концерте для ветеранов «Новогодний серпантин»

декабрь

……

2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой

Сбор ДО «Рассвет»

сентябрь

Заседание органа самоуправления класса

последний четверг каждого месяца

Тренинг «Мы-команда»

ноябрь

…….

……

3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся

Родительский всеобуч

сентябрь

Проект «Новогодняя игрушка моей бабушки»

октябрь

 Мастер-классы для родителей ««Праздник дома. Как организовать и провести»

ноябрь

4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом

Организация профессиональных и социальных проб

октябрь-ноябрь

Сопровождение курсов ВУД

в течение года

5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами

Акция «Весенняя неделя добра»

сентябрь

Социальный проект «Книга памяти»

октябрь

……..

Вариативная часть

Духовно-нравственное воспитание

КТД «Наши учителя, вам от души спасибо»

Спортивно-оздоровительная деятельность

«День здоровья»

Январь

Гражданско-патриотическое воспитание

Дискуссия «Когда мы едины, мы непобедимы»

Ноябрь

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны

Февраль

Здоровый образ жизни

Всероссийский урок «Готов к труду и обороне»

1 сентября

Приложение 4

4. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА 

4.1. План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

_____ КЛАССА  НА _________________ УЧЕБНЫЙ ГОД

СЕНТЯБРЬ

Личностно-ориентированная деятельность

по воспитанию и социализации обучающихся в классе

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Социальный проект «Память жива»

Участие класса в благотворительном концерте для ветеранов «Новогодний серпантин»

Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся,

осуществляемая с классом как социальной группой

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Сбор ДО «Рассвет»

Заседание органа самоуправления класса

Тренинг «Мы-команда»

Осуществление воспитательной деятельности

во взаимодействии с родителями (законными представителями)

несовершеннолетних обучающихся

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Родительский всеобуч

Проект «Новогодняя игрушка моей бабушки»

 Мастер-классы для родителей ««Праздник дома. Как организовать и провести»

Осуществление воспитательной деятельности

во взаимодействии с педагогическим коллективом

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Организация профессиональных и социальных проб

Сопровождение курсов ВУД

Участие в осуществлении воспитательной деятельности

во взаимодействии с социальными партнёрами

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Акция «Весенняя неделя добра»

Социальный проект «Книга памяти»

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию

Дела, события, мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

другое из вариативной части

ОКТЯБРЬ

4.2. План  работы на каникулы

Период проведения

Название мероприятия и форма организации

Дата проведения

Ответственные

Осенние каникулы

Посещение кинотеатра «Соловей», просмотр фильма «Легенда № 17»

Дискуссия по просмотренному фильму «Легенда № 17»

Велосипедный марафон

Оформление проектного стенда «Мой город»

День здоровья

Зимние каникулы

Весенние  каникулы

Летние каникулы

4.3. План работы с родителями

Название мероприятия и форма проведения

Результат

Оформление итогов работы

Сроки проведения

Индивидуальные очные и дистанционные консультации

Проблемы успеваемости, посещаемости и взаимоотношений в детском коллективе

Создание педагогических условий для устранения проблем обучения и воспитания

Методические рекомендации для родителей

В течение года

 (по требованию)

Родительский всеобуч.  Групповые консультации

I раз в четверть

Детский эгоизм. Как его преодолеть?

Создание педагогических условий для формирования родительской компетентности в процессе воспитания

Методические рекомендации для родителей

октябрь

Друзья в жизни ребёнка

январь

Подростковая агрессия и её причины

март

Самостоятельность ребенка. Как ее развивать?

апрель

Мастер-классы

«Праздник дома. Как организовать и провести»

Методические рекомендации для родителей по теме мастер-класса

Информационный буклет для родителей, журнал отзывов

ноябрь

Воспитываем, не обижая

март

Родительские собрания

Собрания по итогам четверти

Рекомендации родителям по повышению уровня обучения и воспитания в семье

Протокол родительского собрания

I раз в четверть

октябрь, декабрь, март

Совместные мероприятия с родителями

Спортивный марафон «Семейный кросс»

Личное участие родителей в организации и проведении мероприятий, создание условий для развития единого воспитательного пространства «Семья и школа»

Фотоотчет, оформление тематических стендов по итогам мероприятия

сентябрь

Фотовыставка

«Мамины глаза»

ноябрь

Театральная постановка «Новогодний театр»

декабрь

КВН «На пороге весны», посвящённый Международному женскому дню

март

 4.4. Сведения об участии учеников в дежурстве по школе, классу

Ф.И.О. учащегося

Дежурство по школе

Дежурство по классу

Активность в мероприятиях

1.

заинтересован

не проявляет инициативы

2.

3.

4.

5.

6.

7.

4.5. Сведения об участии школьников в самоуправлении

Ф.И.О. учащегося

Общественное поручение

Активность в мероприятиях класса

Активность в общественных мероприятиях

1.

заинтересован

заинтересован

не проявляет инициативы

не проявляет инициативы

2.

3.

4.

5.

6.

7.

4.6. Учет успеваемости.

за 1-2 периоды 20__-20__ учебного года в ____ классе по ООП.

Ф.И. обучающегося

Литер. чтение

Русский язык

Матема-тика

Окруж. мир

Анг.яз.

ИЗО

Музыка

Технология (труд)

Технология (Информатика и ИКТ)

Физ-ра

1

2

3

4

5

6

7


[1] Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий. (Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 14.05.2020г. № ЛБ-С-070-12127)

[2] см. УЭ 2.1.5 «Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами»

[3] Варианты планирования воспитательной работы с классом по основным направлениям деятельности  являются примерными, их содержание требует систематизации и дополнений с учётом воспитательных проблем, целей, задач конкретного классного коллектива, а так же требований к документации классного руководителя утвержденных локальным актом образовательной организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством

Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:

создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;

формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;

формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

Условиями успешного решения обозначенных задач являются:

выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;

реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;

взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей; поддержка семейного воспитания и семейных ценностей; содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;

участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, зависят от контекстных условий деятельности общеобразовательной организации. Этнокультурные особенности региона и территории проживания, определяющие социальные нормы и традиции воспитания, характеристики социально-экономической и социокультурной ситуации в конкретной территории (наличие объектов культуры, спорта, дополнительного образования детей, градообразующих предприятий и иных субъектов активной экономической деятельности) во многом влияют на выбор актуальных задач воспитательной деятельности.

Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.

Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности.

Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определёнными межличностными отношениями и групповой динамикой.

Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками общеобразовательной организации, взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации.

Воспитательный процесс и социализация обучающихся осуществляются в открытом социуме, с использованием всех его ресурсов. Поэтому педагогический работник, осуществляющий классное руководство, взаимодействует также с внешними партнёрами, способствующими достижению принятых целей.

Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части.

Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации.

Инвариантная часть содержит следующие блоки:

1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:

содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости обучающихся класса;

обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации обучающихся;

содействие успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих их формирование опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;

осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;

выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;

профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;

формирование навыков информационной безопасности;

содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;

поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;

регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к российским национальным и общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, семейным ценностям, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;

организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;

выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;

профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:

привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;

регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса.

координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей;

4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:

взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;

взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;

взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;

взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;

взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;

взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:

участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся.

участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;

участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.

6. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации:

классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся;

план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

В целях недопущения избыточной отчётности педагогических работников руководителям общеобразовательных организации необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчётности».

Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации.

К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка. На состав деятельности по классному руководству могут оказать влияние особые характеристики общеобразовательной организации. Так, например, в общеобразовательных организациях с устойчиво низкими результатами обучения и работающими в сложном социальном контексте, непосредственно связанном с классным руководством, могут появиться дополнительные задачи по развитию учебной мотивации у обучающихся, координации работы учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность обучающихся и т.д.

Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий.

Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д.

В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному руководству, педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слёты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Такое географическое название связано с подвигами русских солдат под руководством а в суворова
  • Стимулятор короткоимпульсный ски 01 биотонус инструкция по применению
  • Руководство по поиску неисправности при эксплуатации
  • Руководство для toyota corolla 1995
  • Аис город руководство