Самообразование
классного руководителя
Деятельность
классного руководителя представляет собой управление ресурсами
общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач
воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного
руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и
может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный
компонент
деятельности
классного руководителя включает:
1)обеспечение
жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы
учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии
здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся,
работа с листком здоровья в классном журнале, разработка и реализация совместно
с врачом и родителями комплекса мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение
учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организация охвата
учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по
технике безопасности);
2)развитие
позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и
учителями (информированность о межличностных
взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса
и ведущими в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений,
оперативное регулирование возникающих противоречий, поддержка благоприятного
психологического климата в классе, выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере
межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической
службы).
3)содействие
освоению школьниками образовательных программ
(информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного
учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы
в классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей,
прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации
индивидуальных траекторий образования учащихся класса, планирование и
реализации работы с одаренными и неуспевающими учащимися).
4)осуществление
патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной
компетентности учащихся (разработка годового цикла
мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности,
расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в
формировании опыта гражданского поведения в рамках ученического самоуправления,
поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, планомерное развитие
сценического
самоуправления,
осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и
учащихся).
Вариативный компонент
деятельности классного руководителя включает:
5)определение
целей воспитания учащихся класса и планирование работы с классом
(комплексное изучение проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и
развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание
программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной
документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности,
организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного
и всероссийского уровня в соответствии с профильной — системообразующей
деятельностью класса).
6)определение
зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности
(составление списка учащихся, вызывающих наибольшее как потенциальные
нарушители дисциплины, разработка и согласование с педагогом, психологом,
администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер,
привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям,
использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений,
правоохранительных органов, общественных организаций).
В
качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут рассматриваться:
Ø деятельность
педагогов и педагогических коллективов;
Ø программы
воспитания и методическое обеспечение воспитательной деятельности;
Ø сотрудничество
с родителями учащихся;
Ø СМИ,
деятельность социальных организаций и учреждений культуры;
Ø социально
значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация
ПРИМЕРНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Ведение и составление документации классного руководителя.
Планирование воспитательной работы с классом является неотъемлемой частью работы классного руководителя. План воспитательной работы, составленный с учётом проблем класса, направленный на перспективу развития детского коллектива и ориентированный на современные требования ФГОС, программу воспитания, стратегические документы определяющие государственную политику в сфере образования и воспитания, позволяет классному руководителю спроектировать и систематизировать свою деятельность, направить её на достижение воспитательных результатов.
Инвариантная часть[1] деятельности классного руководителя включает блоки:
- личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;
- деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой;
- осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
- осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом;
- участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами.
Вариативная часть деятельности классного руководителя формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации и может включать направления работы: духовно-нравственное воспитание (поддержка развития национальной культуры, сохранение родного языка); развитие учебной мотивации обучающихся, в т.ч. координацию учителей-предметников; спортивно-оздоровительное направление; экологическое воспитание; профориентационная работа; работа с детьми, состоящими на различных видах учета (характеристики, план индивидуальной работы); работа с опекаемыми детьми; работа с детьми с ОВЗ, профилактические мероприятия с детьми группы риска; другое.
Ресурсы, обеспечивающие воспитание обучающихся, представлены в Ресурсной карте социального партнерства[2].
Документация классного руководителя[3]
1.Социальный паспорт класса (приложение1):
1 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами
1.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.
1.3. Учёт занятости обучающихся в кружках, секциях, факультативах, внеурочной деятельности.
1.4. Сведения о семьях обучающихся
2. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом (приложение 2)
2.1 Психолого-педагогическая характеристика класса
2.2. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.
3. Годовой план работы (приложение 3)
3.1. Примерная циклограмма мероприятий по направлениям инвариантной части.
3.2. Примерная циклограмма мероприятий по профориентации, профилактических мероприятий, работа с детьми, состоящими на различных видах учета (характеристики, план индивидуальной работы), работа с опекаемыми детьми.
4. Оперативное планирование и организация деятельности класса (приложение 4)
4.1. Примерный план -сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)
4.2. Примерный план работы на каникулы
4.3. Примерный план работы с родителями
4.4. Сведения об участии учеников в дежурстве по школе, классу.
4.5. Сведения об участии школьников в самоуправлении.
4.6. Учет успеваемости.
Приложение 1
1.СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА
1. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами
№ |
Ф.И.О. учащегося |
Дата рождения |
Ф.И.О. отец |
Телефон |
Ф.И.О. мать |
Телефон |
Адрес проживания |
1. |
|||||||
2. |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
|||||||
7. |
|||||||
8 |
1.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.
______класса на 20___-20___ учебный год
№ |
№ личного дела |
Ф.И.О. обучающегося |
Год рождения |
Группа здоровья |
Физкультурная группа |
Дополнительные сведения (отметка о питании) |
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
||||||
6 |
||||||
7 |
1.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах, внеурочной деятельности.
Вариант1
Занятость обучающихся ______класса во внеурочное время (дополнительное образование, внеурочная деятельность)
№ |
ФИО |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресение |
итого часов в неделю |
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
Вариант2
Общая карта занятости обучающихся ___класса внеурочной деятельностью
№ |
Ф.И. обучающегося |
Направления внеурочной деятельности (программа и количество часов) |
Всего часов (в неделю/ за год) |
||||||||||||
Обще-культурное |
Духовно-нравственное |
Социальное |
Общеинтеллектуальное |
Спортивно-оздоровительное |
|||||||||||
«Полезные навыки» |
«Вокальный фейерверк» |
другое |
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» |
Другое |
«Моя экологическая грамотность» |
«Школа дизайна» |
другое |
«Развитие познавательных способностей» |
Шахматный клуб «Белая ладья» |
другое |
«Адаптивная физическая культура» |
другое |
|||
1 |
1 |
1 |
2 |
4/140 |
|||||||||||
2 |
Фортепиано, «Детская школа искусств»,5 |
5/175 |
|||||||||||||
3 |
1 |
Дзюдо, спортивный комплекс «Олимпионик», 3 |
4/140 |
||||||||||||
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Кружок секция «Баскетбол»2 |
5/175 |
|||||||||
5 |
1 |
1 |
2 |
7/245 |
1.4. Сведения о семьях обучающихся ________ класса
Вариант1
№ |
ФИО Обучающегося |
Домашний адрес |
Родители |
Место работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
Условные обозначения:
1.Образовательный уровень родителей:
А – высшее;
Б – средне специальное;
В – среднее.
2.Социальный статус родителей:
Б – рабочие;
В – служащие;
Г – частные предприниматели;
Д – безработные.
3.Учащиеся «группы риска»:
А – состоящие на учете в ПДН;
Б – состоящие на учете в КДН;
В – состоящие на ВШК;
Г – употребляющие ПАВ.
4.Учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях:
А – ведущих аморальный, асоциальный образ жизни;
Б – с нарушенными взаимоотношениями;
В – допускающих безнадзорность детей;
Г – с жестоким обращением с детьми.
5.Учащиеся, нуждающиеся в социальной защите:
А – с низким материальным обеспечением;
Б – попавшим в экстремальную ситуацию;
В – семьи-опекуны;
Г – многодетные семьи;
Д – воспитывающие детей с ограниченными возможностями;
Е – неполные семьи: 1) – мать; 2) – отец.
Вариант 2
Сведения о семьях обучающихся ________ класса
ФИО |
Домашний адрес |
Категория семьи |
Родители: |
жилищные условия |
|||||||||||
Многодетная |
Полная |
Неполная |
Неблагоприят. обст-ка |
Малообеспеченная |
Состоящие на учете (СОП, ГР, КДН, ВШК) |
мать |
отец |
Родители -инвалиды |
Родители — безработные |
Воспитывают бабушка, дедушка |
Благоустроенная квартира |
Частичные удобства |
|||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
Приложение 2
2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика класса
1. Состав класса, характеристика семей учащихся класса |
2. Состояние межличностных отношений в группе учащихся (деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения), учащиеся с высоким статусом в группе, лидеры группы (количество, направленность), учащиеся не принимаемые в группе ( причины) |
3. Успешность освоения школьниками образовательной программы (количество учащихся по уровню успеваемости) |
4. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом |
5. Отношения с родителями |
2.2. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя на _______г.
Блоки деятельности КР |
Цель воспитательной работы |
Задачи воспитательной работы |
|
Инвариантная часть |
1Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе |
1 |
|
2 |
|||
3 |
|||
2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой |
4 |
||
5 |
|||
6 |
|||
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся |
|||
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом |
|||
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами |
|||
Вариантная часть |
1 |
||
2 |
|||
3. Годовой план работы _________класса на 20__/20___г
Вариант1
3.1. Циклограмма мероприятий по направлению
«Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию
и социализации обучающихся в классе»
Месяц |
Дела, события, мероприятия (Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие) |
Задачи (№ задачи из приложения 2.2. ) |
Сентябрь |
||
Октябрь |
||
Ноябрь |
||
Декабрь |
||
Январь |
||
Февраль |
||
Март |
||
Апрель |
||
Май |
||
Июнь |
||
По аналогии составляются циклограммы по каждому направлению
3.2. Циклограмма мероприятий по направлению «Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой»
3.3. Циклограмма мероприятий по направлению «Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся»
3.4. Циклограмма мероприятий по направлению «Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом»
3.5. Циклограмма мероприятий по направлению «Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами»
3.6. Циклограмма профилактических мероприятий
3.7. Циклограмма мероприятий по экологическому воспитанию
Планирование основных мероприятий по направлениям деятельности
_________класса на 20__/20___г
Вариант2
Направления деятельности |
Название мероприятия и форма проведения |
Представители самоуправления, участвующие в организации мероприятия |
Сроки проведения |
|
Инвариантная часть |
1Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе |
Дискуссионное обсуждение рассказов А. Могилевской «Поспешите с добром», «Не спешите с добром» |
сентябрь |
|
Социальный проект «Память жива» |
ноябрь |
|||
Участие класса в благотворительном концерте для ветеранов «Новогодний серпантин» |
декабрь |
|||
…… |
||||
2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой |
Сбор ДО «Рассвет» |
сентябрь |
||
Заседание органа самоуправления класса |
последний четверг каждого месяца |
|||
Тренинг «Мы-команда» |
ноябрь |
|||
……. |
…… |
|||
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся |
Родительский всеобуч |
сентябрь |
||
Проект «Новогодняя игрушка моей бабушки» |
октябрь |
|||
Мастер-классы для родителей ««Праздник дома. Как организовать и провести» |
ноябрь |
|||
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом |
Организация профессиональных и социальных проб |
октябрь-ноябрь |
||
Сопровождение курсов ВУД |
в течение года |
|||
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами |
Акция «Весенняя неделя добра» |
сентябрь |
||
Социальный проект «Книга памяти» |
октябрь |
|||
…….. |
||||
Вариативная часть |
Духовно-нравственное воспитание |
КТД «Наши учителя, вам от души спасибо» |
||
Спортивно-оздоровительная деятельность |
«День здоровья» |
Январь |
||
Гражданско-патриотическое воспитание |
Дискуссия «Когда мы едины, мы непобедимы» |
Ноябрь |
||
Экскурсия в музей Великой Отечественной войны |
Февраль |
|||
Здоровый образ жизни |
Всероссийский урок «Готов к труду и обороне» |
1 сентября |
Приложение 4
4. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА
4.1. План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ _____ КЛАССА НА _________________ УЧЕБНЫЙ ГОД |
||
СЕНТЯБРЬ |
||
Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе |
||
Дела, события, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Социальный проект «Память жива» |
||
Участие класса в благотворительном концерте для ветеранов «Новогодний серпантин» |
||
Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой |
||
Дела, события, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Сбор ДО «Рассвет» |
||
Заседание органа самоуправления класса |
||
Тренинг «Мы-команда» |
||
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся |
||
Дела, события, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Родительский всеобуч |
||
Проект «Новогодняя игрушка моей бабушки» |
||
Мастер-классы для родителей ««Праздник дома. Как организовать и провести» |
||
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом |
||
Дела, события, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Организация профессиональных и социальных проб |
||
Сопровождение курсов ВУД |
||
Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнёрами |
||
Дела, события, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Акция «Весенняя неделя добра» |
||
Социальный проект «Книга памяти» |
||
Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию |
||
Дела, события, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
другое из вариативной части |
||
ОКТЯБРЬ |
4.2. План работы на каникулы
Период проведения |
Название мероприятия и форма организации |
Дата проведения |
Ответственные |
Осенние каникулы |
Посещение кинотеатра «Соловей», просмотр фильма «Легенда № 17» |
||
Дискуссия по просмотренному фильму «Легенда № 17» |
|||
Велосипедный марафон |
|||
Оформление проектного стенда «Мой город» |
|||
День здоровья |
|||
Зимние каникулы |
|||
Весенние каникулы |
|||
Летние каникулы |
|||
4.3. План работы с родителями
Название мероприятия и форма проведения |
Результат |
Оформление итогов работы |
Сроки проведения |
Индивидуальные очные и дистанционные консультации |
|||
Проблемы успеваемости, посещаемости и взаимоотношений в детском коллективе |
Создание педагогических условий для устранения проблем обучения и воспитания |
Методические рекомендации для родителей |
В течение года (по требованию) |
Родительский всеобуч. Групповые консультации |
I раз в четверть |
||
Детский эгоизм. Как его преодолеть? |
Создание педагогических условий для формирования родительской компетентности в процессе воспитания |
Методические рекомендации для родителей |
октябрь |
Друзья в жизни ребёнка |
январь |
||
Подростковая агрессия и её причины |
март |
||
Самостоятельность ребенка. Как ее развивать? |
апрель |
||
Мастер-классы |
|||
«Праздник дома. Как организовать и провести» |
Методические рекомендации для родителей по теме мастер-класса |
Информационный буклет для родителей, журнал отзывов |
ноябрь |
Воспитываем, не обижая |
март |
||
Родительские собрания |
|||
Собрания по итогам четверти |
Рекомендации родителям по повышению уровня обучения и воспитания в семье |
Протокол родительского собрания |
I раз в четверть октябрь, декабрь, март |
Совместные мероприятия с родителями |
|||
Спортивный марафон «Семейный кросс» |
Личное участие родителей в организации и проведении мероприятий, создание условий для развития единого воспитательного пространства «Семья и школа» |
Фотоотчет, оформление тематических стендов по итогам мероприятия |
сентябрь |
Фотовыставка «Мамины глаза» |
ноябрь |
||
Театральная постановка «Новогодний театр» |
декабрь |
||
КВН «На пороге весны», посвящённый Международному женскому дню |
март |
4.4. Сведения об участии учеников в дежурстве по школе, классу
№ |
Ф.И.О. учащегося |
Дежурство по школе |
Дежурство по классу |
Активность в мероприятиях |
1. |
заинтересован |
|||
не проявляет инициативы |
||||
2. |
||||
3. |
||||
4. |
||||
5. |
||||
6. |
||||
7. |
||||
4.5. Сведения об участии школьников в самоуправлении
№ |
Ф.И.О. учащегося |
Общественное поручение |
Активность в мероприятиях класса |
Активность в общественных мероприятиях |
1. |
заинтересован |
заинтересован |
||
не проявляет инициативы |
не проявляет инициативы |
|||
2. |
||||
3. |
||||
4. |
||||
5. |
||||
6. |
||||
7. |
||||
4.6. Учет успеваемости.
за 1-2 периоды 20__-20__ учебного года в ____ классе по ООП.
№ |
Ф.И. обучающегося |
Литер. чтение |
Русский язык |
Матема-тика |
Окруж. мир |
Анг.яз. |
ИЗО |
Музыка |
Технология (труд) |
Технология (Информатика и ИКТ) |
Физ-ра |
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
4 |
|||||||||||
5 |
|||||||||||
6 |
|||||||||||
7 |
[1] Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий. (Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 14.05.2020г. № ЛБ-С-070-12127)
[2] см. УЭ 2.1.5 «Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами»
[3] Варианты планирования воспитательной работы с классом по основным направлениям деятельности являются примерными, их содержание требует систематизации и дополнений с учётом воспитательных проблем, целей, задач конкретного классного коллектива, а так же требований к документации классного руководителя утвержденных локальным актом образовательной организации.
Приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством
Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
Условиями успешного решения обозначенных задач являются:
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;
взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей; поддержка семейного воспитания и семейных ценностей; содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, зависят от контекстных условий деятельности общеобразовательной организации. Этнокультурные особенности региона и территории проживания, определяющие социальные нормы и традиции воспитания, характеристики социально-экономической и социокультурной ситуации в конкретной территории (наличие объектов культуры, спорта, дополнительного образования детей, градообразующих предприятий и иных субъектов активной экономической деятельности) во многом влияют на выбор актуальных задач воспитательной деятельности.
Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.
Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности.
Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определёнными межличностными отношениями и групповой динамикой.
Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками общеобразовательной организации, взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации.
Воспитательный процесс и социализация обучающихся осуществляются в открытом социуме, с использованием всех его ресурсов. Поэтому педагогический работник, осуществляющий классное руководство, взаимодействует также с внешними партнёрами, способствующими достижению принятых целей.
Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.
В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости обучающихся класса;
обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации обучающихся;
содействие успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих их формирование опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;
профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к российским национальным и общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, семейным ценностям, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;
регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса.
координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей;
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;
взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:
участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся.
участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
6. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации:
классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся;
план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
В целях недопущения избыточной отчётности педагогических работников руководителям общеобразовательных организации необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчётности».
Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации.
К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка. На состав деятельности по классному руководству могут оказать влияние особые характеристики общеобразовательной организации. Так, например, в общеобразовательных организациях с устойчиво низкими результатами обучения и работающими в сложном социальном контексте, непосредственно связанном с классным руководством, могут появиться дополнительные задачи по развитию учебной мотивации у обучающихся, координации работы учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность обучающихся и т.д.
Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий.
Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д.
В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному руководству, педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слёты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).