Что такое форма обучения под руководством учителя

Формы организации учебного процесса

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студии, научное общество, олимпиада, конкурс и др.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения, позволяющей эффективно осуществлять учебно-познавательную деятельность учащихся.

Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина классифицируют уроки по дидактической цели. Выделяют следующие уроки:

  1. ознакомления учащихся с новым материалом (сообщение новых знаний);
  1. закрепления знаний;
  2. выработки и закрепления умений и навыков;
  3. обобщающий;
  1. проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

И.Н. Казанцев классифицирует уроки по двум критериям: содержанию и способу проведения. По первому критерию уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий выделяют уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

В.И. Журавлев предлагает классифицировать уроки в зависимости от преобладающих в них компонентов. При этом различают смешанные (комбинированные) и специальные уроки. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным относятся уроки:

  1. усвоения нового материала;
  2. закрепления;
  3. повторения;
  4. контроля, проверки знаний.

Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организационные формы обучения.

Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные и обзорные лекции.

В зависимости от способа проведения выделяют:

  1. информационные лекции, при проведении которых используется объяснительно-иллюстративный метод изложения. Это самый традиционный тип лекций в высшей школе;
  2. проблемные лекции предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.;
  3. визуальные лекции предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых материалов;
  4. бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например ученого и практика, представителей двух научных направлений и т.д.;
  5. лекции-провокации – это занятия с заранее запланированными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску неточностей. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок;
  6. лекции-конференции проводятся как научно-практические занятия с заслушиванием докладов и выступлений аудитории по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы;
  7. лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы–ответы» или «вопросы–ответы–дискуссия».

Лекции определяются и по другим основаниям:

  1. по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
  2. по содержанию: академические и научно-популярные;
  3. по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеждений.

В структурном отношении лекция обычно включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы, даются ответы на вопросы.

Семинар – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров.

Наиболее распространенный вид – семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются другими выступающими.

Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание и обсуждение (семинар-заслушивание).

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого семинара – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Конференция (учебная)– организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.

Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах ученическими производственными бригадами.

Основные дидактические цели таких занятий – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.

Эти занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программы.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых.

В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы по:

  1. углубленному изучению базовых учебных предметов;
  1. изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранный язык);
  2. изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование).

Направленность факультативов может быть теоретической, практической или комбинированной.

Экскурсия (учебная) – форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п.

По образовательным целям экскурсии могут быть тематическими и обзорными. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета или нескольких учебных предметов (например физики и химии, биологии и географии). Обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем.

По месту в изучаемом разделе экскурсии бывают вводными (предваряющими), текущими (сопутствующими) и итоговыми (заключительными).

Любая экскурсия не является самоцелью, а входит в общую систему учебной работы.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции – многодневные походы с целью изучения, например, экологической обстановки, сбора исторических сведений, фольклорного материала и т.д.

Курсовое проектирование как организационная форма обучения используется в высшей школе на заключительном этапе изучения учебного предмета. Оно позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Согласно учебным планам и программам обучающиеся в образовательных учреждениях пишут курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по циклам общенаучных, математических и специальных дисциплин. В процессе их подготовки студенты решают технические, технологические и математические задачи.

Курсовые работы выполняются по гуманитарным, общепрофессиональным и специальным предметам. В процессе их подготовки обучаемые решают задачи учебно-исследовательского характера.

Дипломное проектирование – организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Она заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Производственная практика – одна из форм организации учебного процесса в высшей школе.

Дидактические цели производственной практики – формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности.

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, то есть выполнению основных профессиональных функций тех должностей, на которых может быть использован данный специалист согласно квалификационной характеристике.

Домашняя самостоятельная работа – составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер учащегося.

Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем. Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах.

Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к учащимся.

Экзамен – форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации.

Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др.

Зачет – форма обучения, близкая по назначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Предметные кружки и другие подобные им формы обучения {мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и но содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способствует развитию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества.

На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют и корректируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время множество олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.

Формы обучения, их особенности, признаки и функции

  • Формы обученияпредставляют собой
    целенаправленную, четко организованную,
    содержательно насыщенную и методически
    оснащенную систему:

    • познавательного и воспитательного
      общения;

    • взаимодействия;

    • отношений обучающего и обучаемых.

  • Результатом такого взаимодействия
    является:

    • профессиональное совершенствование
      педагога;

    • усвоение учениками и студентами знаний,
      умений и навыков;

    • развитие психических процессов учеников
      и студентов;

    • развитие нравственных качеств учеников
      и студентов.

  • Форма обучения означает форму организации
    работы учащихся под руководством
    педагога, которая может быть:

    • коллективной;

    • групповой;

    • индивидуальной. (См.
      дополнительный иллюстративный
      материал.)

  • Форма обучения реализуется как
    органическое единство целенаправленной
    организации:

    • содержания;

    • обучающих средств;

    • методов обучения.

Форма организации обучения предполагает
какой-либо вид учебного занятия (урок,
лекцию, факультатив, кружок, экскурсию,
мастерскую). (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)Единичная
и изолированная форма обучения (урок,
лекция, лабораторная работа, семинарское
занятие и др.) имеет частное
обучающе-воспитательное значение. Она
обеспечивает усвоение обучаемыми
конкретных фактов, обобщений, выводов,
отработку отдельных умений и навыков.
Система же разнообразных форм обучения,
позволяющая раскрыть целостные разделы,
темы, теории, концепции, применить
взаимосвязанные умения и навыки, имеет
общее обучающе-воспитательное значение,
формирует у обучающихся системные
знания и личностные качества. Система
разнообразных обучающих форм, пронизанная
и скрепленная ведущими идеями раздела,
темы и едиными видами деятельности,
обеспечивает усвоение системы изучаемой
науки, формирование мировоззрения,
учебных умений и навыков.
     Различные
системы обучения учащихся: индивидуальная,
парная, групповая, коллективная — не
являются взаимоисключающими. Например,
классно-урочная система может включать
в себя индивидуальные, групповые,
коллективные занятия. Поэтому и система
форм может включать коллективные,
индивидуальные и другие занятия. В школе
и вузе на протяжении столетий функционируют
классно-урочная и лекционно-практическая
системы обучения.(См.
дополнительный иллюстративный
материал.)Необходимость
системной зависимости и разнообразия
форм обучения обусловлена своеобразием
содержания образования, а также
особенностями восприятия и усвоения
учебного материала учащимися. Содержание
науки и особенности обучающихся, в
первую очередь возрастные, требуют
соответствующей, адекватной формы
обучения, определяют ее характер: место
в процессе обучения, временную
продолжительность, меняющуюся, подвижную
структуру, способы организации,
методическое оснащение. Различные
сочетания этих компонентов дают
возможность создавать разнообразие и
многообразие обучающих форм.

Особенности
и признаки классно-урочной системы
обучения

Особенности
и признаки лекционно-практической
системы обучения

  • Основной единицей дидактического
    цикла и формой организации обучения
    является урок (длительностью 45 минут)

  • Урок, как правило, посвящен одному
    учебному предмету, и все учащиеся
    работают под руководством учителя

  • Ведущая роль учителя состоит в том,
    что он не только организует процесс
    передачи и усвоения учебного материала,
    но и оценивает результаты учебы
    учащихся и уровень обученности
    каждого ученика, а также в конце года
    принимает решение о переводе учащихся
    в следующий класс по своей дисциплине

  • Класс — это основная организационная
    форма объединения учащихся
    приблизительно одного возраста и
    уровня подготовки (как правило, состав
    класса почти не меняется)

  • Класс работает по единому учебному
    плану и программам согласно школьному
    расписанию учебных занятий

  • Для всех учащихся занятия начинаются
    строго по расписанию в заранее
    определенные часы

  • Учебный год определяется учебными
    четвертями и каникулами; каждый
    учебный день определяется количеством
    уроков по расписанию и временем на
    перерывы между занятиями

  • Учебный год заканчивается итоговой
    отчетной работой (экзаменом или
    контрольной) по каждой учебной
    дисциплине

  • Обучение
    в школе заканчивается сдачей выпускных
    экзаменов

  • Лекция — это основная форма передачи
    большого объема систематизированной
    информации как ориентировочной
    основы для самостоятельной работы
    студентов (занимает 90 минут)

  • Практическое занятие — это форма
    организации детализации, анализа,
    расширения, углубления, закрепления,
    применения и контроля за усвоением
    полученной учебной информации (на
    лекции и в ходе самостоятельной
    работы) под руководством преподавателя
    вуза

  • В качестве основы обучения в вузе
    выступает самостоятельная деятельность
    студента

  • Учебная группа — это центральная
    форма организации студентов (постоянный
    состав которой сохраняется, как
    правило, на весь учебный год)

  • Совокупность учебных групп представляет
    определенный курс обучения в вузе

  • Курс работает по единому учебному
    плану и программам согласно расписания
    учебных занятий

  • Учебный год делится на два семестра,
    зачетно-экзаменационный период и
    каникулы

  • Каждый семестр заканчивается сдачей
    зачетов и экзаменов по всем учебным
    дисциплинам

  • Обучение
    в вузе завершается сдачей выпускных
    экзаменов по ведущим дисциплинам и
    специальности (возможна защита
    диплома)

Функции форм обучения:
     1.
Обучающе-образовательная.Форма
обучения конструируется и используется
для того, чтобы создать наилучшие условия
для передачи обучаемым знаний, умений
и навыков, формирования их мировоззрения,
развития дарований, практических
способностей, активного участия в
производстве и общественной жизни.
     2.Воспитательная.Данная функция
обеспечивается введением обучающихся
с помощью системы обучения в разнообразные
виды деятельности. В результате в работу
активно включаются все духовные и
физические силы: интеллектуальные,
эмоционально-волевые,
действенно-практические.
     3.Организационная, которая состоит
в том, что необходимость соответствия
объема, качества содержания образования
возрастным возможностям обучающихся
требует от обучающего четкой
организационно-методической подачи
материала, строгого отбора вспомогательных
средств.
     4.Психологическая— состоит в выработке у обучающихся
определенного деятельностного биоритма,
привычки работать в одно и то же время.
Привычное время и знакомые условия
учебных занятий порождают в учениках
психическое состояние раскрепощенности,
свободы, оптимального напряжения
духовных сил.
     5.Содержательная формаучебных занятий
в совокупности с активными методами
выполняет развивающую функцию. Особенно
эффективно она реализуется, когда при
изучении темы в учебном процессе
используется многообразие форм.
Многообразие и разнообразие форм
порождает богатство условий для
умственной, трудовой, игровой деятельности,
что позволяет включать в работу весь
комплекс психических процессов.
     6.Формы организацииучебного процесса
обеспечивают коллективную и индивидуальную
деятельность учащихся, выполняя
интегрирующе-дифференцирующую функцию.
Учебный процесс, реализуемый в
разнообразных формах, в основе — своей
процесс коллективной познавательной
деятельности. Учащиеся познают сообща,
обмениваются информацией в практических
делах, учатся взаимопониманию и
взаимопомощи. Вместе с тем, обучение
есть процесс развития возможностей
личности. Поэтому каждая форма коллективных
занятий должна обладать возможностью
индивидуализации деятельности
обучаемых.
     7.Систематизирующаяиструктурирующая
функции
организационных форм обучения
состоят в том, что они требуют распределения
всего учебного материала по частям и
темам, его структурирования и
систематизирования как в целом, так и
для каждого занятия.
     8.Стимулирующая функцияформы
организации учебных занятий проявляется
с наибольшей силой, когда соответствует
особенностям возраста учащихся, специфике
развития их психики и организма.(См.
дополнительный иллюстративный материал.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    11.04.201547.69 Mб53Путешествие в мир камня.pdf

  • #

#статьи


  • 0

Виды форм обучения: какие они бывают и как работают на практике

Классификаций форм обучения очень много, причём одна из них прописана даже в законе.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Форма обучения — это способ организации процесса обучения. Мы уже рассказывали о том, что есть нормативное определение этого понятия (оно закреплено в законе «Об образовании в РФ»), а есть академическое понимание в теоретической литературе по педагогике. Классификаций, соответственно, тоже несколько.

В статье 17 федерального закона «Об образовании в РФ» используются два взаимосвязанных термина: формы получения образования и формы обучения. Форм получения образования закон выделяет две: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. У каждой из них есть свои формы обучения:

  • в образовательных организациях: очная, заочная и очно-заочная формы обучения;
  • вне образовательных организаций: семейное образование и самообразование.

Если с очным и заочным обучением всё понятно, то что такое очно-заочная форма, знают не все. Это то, что раньше называли вечерней (правда, занятия не обязательно проходят именно вечером, они могут организовываться, например, в выходные днём). Суть в том, что при такой форме может быть отведено больше часов на самостоятельные занятия студента и меньше — на аудиторные, чем при обычной очной форме (или дневной, как её неформально называют). Очно-заочная форма предполагает посещение обучающимися аудиторных занятий от двух до четырёх раз в неделю.

Фото: ESB Professional / Shutterstock

Кроме того, расписание аудиторных занятий в очно-заочной форме, как правило, не такое интенсивное, как при очной (предполагается, что люди работают и не могут уделять учёбе всё основное время). Если при очной форме у студентов есть аудиторные занятия обычно каждый будний день, то при очно-заочной они проходят, например, три-четыре раза в неделю.

Теоретики определяют форму обучения тоже как способ её организации, но классифицируют их не по двум-трём основаниям, а по множеству.

Андрей Хуторской в учебнике «Современная дидактика» перечисляет формы обучения, которые принято называть общими. Эту классификацию можно назвать самой распространённой. Вот какие виды форм обучения она включает:

  • Индивидуальная — подразумевает взаимодействие учителя с одним учащимся.
  • Групповая — обучение происходит в группах, на которые делятся учащиеся.
  • Фронтальная — учитель работает сразу со всеми учениками, в общем темпе и для достижения общих образовательных целей.
  • Парная — это взаимообучение или взаимопроверка учащихся, которые взаимодействуют друг с другом в парах. Можно назвать эту форму простейшим вариантом peer-to-peer-обучения.
  • Коллективная — эта форма также называется обучением в парах или микрогруппах сменного состава. Как подсказывает название, в этом варианте взаимного обучения состав учащихся динамичен. То есть в процессе выполнения задачи ученики берут на себя разные функции (скажем, проверяемого, проверяющего и наблюдателя), а затем меняются ролями. Основоположник теории коллективного способа обучения — советский и российский педагог Виталий Дьяченко.

Сам Дьяченко также добавляет к этому перечню индивидуально-обособленную форму организации обучения. В ней вообще нет личного контакта между учителем и учащимся (или между учащимися, как в парной или коллективной форме), и обучение происходит только через взаимодействие ученика с учебными средствами — текстовыми, аудиовизуальными и так далее.

Валентин Андреев в пособии «Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития» систематизирует организационные формы обучения с помощью трёхмерной модели. На одной из её плоскостей находятся уже знакомые нам общие формы организации обучения — от индивидуальной до коллективной. На другой — внешние формы, такие как урок, лекция, семинар, самостоятельная работа и так далее.

Как указывает Андреев, при изменении хотя бы одного элемента структуры (соотношения управления и самоуправления, цели, содержания, метода или средства обучения), внешняя форма видоизменяется.

Третья плоскость модели включает в себя внутренние формы организации обучения — их структура устойчива с точки зрения цели обучения, даже при изменении других элементов. Андреев выделяет шесть таких форм:

  • вводное занятие;
  • занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков;
  • практическое занятие;
  • занятие по обобщению и систематизации знаний;
  • занятие по контролю знаний, умений и навыков;
  • комбинированная форма организации занятий.

Трёхмерная модель систематики форм организации обучения
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media. Источник: «Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития», Валентин Андреев; Казань, Центр инновационных технологий, 2012 г.

Александр Новиков в статье «Формы обучения в современных условиях» предлагает классификацию форм обучения по месту, где проходят занятия:

  • стационарные — занятия регулярно проводятся в одном и том же месте, как правило, в учебном заведении (школе, университете, учебном центре и так далее);
  • выездные — сюда входит всё обучение вне стен учебного заведения (например, экскурсии, производственная практика, образовательные лагеря).

Похожую классификацию предлагают Иван Подласый и Чеслав Куписевич. Они делят формы обучения на школьные (уроки, занятия в школьных лабораториях или на пришкольной территории и так далее) и внешкольные (домашние задания, экскурсии, занятия на предприятиях). На самом деле этот подход применим не только к школьному, а вообще к любому обучению, которое проводится очно: его можно разделить на аудиторное и внеаудиторное (самостоятельное).

Этот вариант классификации тоже упоминает Иван Подласый. По признаку длительности формы обучения разбиваются на четыре группы:

  • классический урок на 45 минут;
  • спаренное занятие на 90 минут;
  • спаренное укороченное занятие на 70 минут;
  • занятие произвольной длительности.

Как отмечает в упомянутой выше статье Александр Новиков, в зависимости от участия в процессе педагога, формы обучения можно разделить на три вида:

  • Самоучение, или самообразование, — из названия очевидно, что педагог в такую учебную деятельность никак не включён. Человек самостоятельно изучает литературу, тренирует навыки и, например, проходит асинхронные онлайн-курсы. Каким образом люди учатся самостоятельно и как можно сделать этот процесс эффективнее — описывается в концепции хьютагогики.
  • Самостоятельная учебная работа — это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, в которой педагог непосредственно не участвует, однако даёт задания и контролирует процесс. Самые распространённые виды самостоятельной работы — выполнение упражнений, решение задач, написание эссе (сочинений), работа над курсовыми и дипломными работами, индивидуальный проект.
  • Учение с помощью педагога — это форма, в которой педагог напрямую взаимодействует с учащимися в учебном процессе.

Ещё одна интересная классификация, предложенная Новиковым, подчёркивает разницу между двумя механизмами разделения содержания обучения:

  • Дисциплинарный механизм — это традиционная форма, в которой содержание обучения делится на отдельные дисциплины (учебные предметы или курсы). Эта форма также называется предметным обучением.

Фото: industryviews / Shutterstock
  • Комплексный механизм подразумевает, что содержание обучения делится по определённым объектам. Например, изучение родного края, управление промышленным предприятием и так далее. Такая форма называется также объектным обучением. В качестве примеров можно назвать проблемно-ориентированное обучение или обучение на основе феноменов. В России, кстати, было массовое применение такой системы, но просуществовало совсем недолго — это произошло вскоре после революции, в 1922–1923 годах. Вместо отдельных дисциплин вводились комплексы — темы из разных предметов, объединяющиеся вокруг одного явления. Комплексы делились на три раздела: «Природа и человек», «Труд», «Общество». Мы рассказывали, чем закончился этот опыт.

И напоследок назовём современную классификацию, которая появилась относительно недавно. Её приводит Андрей Хуторской в «Современной дидактике». Так, по отношению к средствам телекоммуникаций формы обучения делятся на:

  • очную — учитель и учащиеся взаимодействуют лицом к лицу;
  • дистанционную — учитель и учащиеся взаимодействуют с помощью технических средств удалённо друг от друга;
  • смешанную — это очно-дистанционное обучение, сочетающее две предыдущие формы.

В учебнике не упоминается гибридная форма обучения, но на практике её сейчас тоже выделяют. Это когда часть учащихся взаимодействует с учителем очно, а часть — дистанционно.

Кстати, в дистанционном обучении выделяют две формы — синхронную и асинхронную. В первом случае взаимодействие учителя и учащегося происходит в реальном времени (например, в ходе вебинара), а во втором оно разведено во времени (например, учащийся смотрит онлайн-урок в записи, когда ему удобно, выполняет задание и отправляет учителю, учитель проверяет и присылает обратную связь).

В реальном учебном процессе разные формы обучения сочетаются между собой, складываются в сложные структуры. Эти системы форм обучения меняются со временем и отражают развитие общества и дидактических подходов. Сейчас можно выделить три основных варианта, наиболее распространённых во всём мире:

  • Индивидуальный способ обучения — наиболее древний из существующих. Эту систему составляют индивидуальная и индивидуально-обособленная форма обучения. То есть учитель напрямую взаимодействует с одним учеником, а ещё тот самостоятельно выполняет задания, пользуясь учебными материалами. Сейчас индивидуальный способ обучения распространён в виде репетиторства и сессий коучинга, его можно встретить как в специфических профессиональных сферах (например, в музыке), так и в подготовке кадров высшей квалификации (в работе научного руководителя с аспирантами и докторантами).
  • Классно-урочная система — традиционная организационная структура школьного обучения, которая повсеместно распространилась в XX веке. Она основана на фронтальной и индивидуально-обособленной формах обучения — например, учитель объясняет материал всему классу, а затем ученики самостоятельно выполняют задания. Классно-урочная структура может включать в себя групповые, парные и индивидуальные формы, однако они подчинены общей работе учителя с классом. Виталий Дьяченко приводит такой пример: учитель вызывает к доске ученика и спрашивает его по теме урока или даёт задание, то есть взаимодействует индивидуально. Однако остальные ребята в классе слушают ответы или наблюдают за выполнением задания — и тоже таким образом учатся.
  • Лекционно-семинарская система, также её называют курсовой. Как отмечает Александр Новиков, лекционно-семинарская система возникла с появлением первых университетов в начале XIII века и стала доминировать в высших учебных заведениях. Она имеет множество общих черт с классно-урочной системой и тоже основывается на фронтальной и индивидуально-обособленной формах обучения. При этом другие организационные формы начинают играть в этой структуре более весомую роль. Например, групповые — студенты нередко работают в группах над заданиями и проектами, могут участвовать в мозговых штурмах и круглых столах. Индивидуальные формы обучения тоже, как правило, присутствуют — при подготовке курсовых и дипломных работ, написании статей для научных конференций и так далее.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

38. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

Форма организации обучения
специально организованная
деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в
определенном режиме (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие,
экзамен, др.). 2 основных формы организации обучения:

1. Индивидуально-групповая система
обучения.
Прием с такой формой обучения осуществлялся в любое время года;
с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий).

2. Классно-урочная система (постоянный состав
группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно)

Преимущества

Недостатки

четкая
организационная структура; удобство управления деятельностью класса;
возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной
работы; стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность
каждого ученика; тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы;
эмоциональное влияние личности учителя на учащихся; экономичность обучения,
т.к. учитель работает одновременно с группой учащихся.

ориентация на
среднего ученика, что создает трудности для слабого школьника и задерживает
развитие способностей у более сильных; трудность учета индивидуальных
особенностей учеников; одинаковый темп и ритм работы; ограниченное общение
между учениками.

Формы организации учебного
процесса
:

1. Основная форма организации обучения:

Урок — форма организации учебного процесса, при которой
педагог в течение установленного времени организует познавательную и иную
деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого
из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные
условия, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета в процессе
обучения, для воспитания и развития познавательных и творческих способностей,
духовных сил.

2. Дополнительные формы
обучения:

— Лекция
преподаватель сообщает новый учебный материал, обучающиеся его воспринимает. В
зависимости от целей выделяют вводные, установочные, текущие,
заключительные, обзорные лекции.

— Семинар учебное
занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов,
рефератов, ориентируют обучаемых на самостоятельность в учебно-познавательной
деятельности.

— Конференция — организационная форма обучения, направленная на
расширение, закрепление и совершенствование знаний. Подготовка начинается с
определения темы, подбора вопросов, раскрывающих тему. Главное — свободное,
откровенное обсуждение проблемных вопросов.

— Экскурсия — организация обучения в условиях производства,
музея, выставки с целью наблюдения и изучения различных объектов и явлений
действительности. Значение — накопление нагляд­ных представлений и жизненных
фактов, установление связи теории с практикой.

— Производственная
практика.
Цели — формирование профессиональных умений и
навыков; расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем 
применения в  деятельности.

— Домашняя самостоятельная
работа
— составная часть процесса обучения. Относится к внеаудиторным
занятиям, формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию,
навыков самостоятельной познавательной деятельности.

— Консультация используется
для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо
усвоен ими, либо не усвоен совсем.

— Экзамен
форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний.
Обучающее значение — мобилизация и развитие умственных сил ученика в
экстремальной ситуации.

— Зачет
можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

— Предметные кружки — большое разнообразие по направленности и по
содержанию, методам работы, времени обучения, играют благоприятную роль в
развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного
отношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью, развитию
межпредметных связей.

— Факультативы — эффективной формой обучения и воспитания являются Их задача — углубление
и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение
планомерной профориентационной работы. Факультатив работает по программе,
которая не дублирует учебную.

О чем речь? Формы обучения в педагогике – виды занятий. Они позволяют организовать образовательный процесс в соответствии с потребностями учеников и задачами, поставленными в рамках учебно-познавательной деятельности.

На что обратить внимание? Фактически, речь идет о внешней стороне обучения. Поэтому нужно обратить особое внимание на выбор подходящей формы, поскольку она во многом предопределяет эффективность процесса. О том, как это правильно сделать, читайте далее.

Оглавление:

  1. Что такое формы обучения в педагогике
  2. 9 ключевых функций форм обучения в педагогике
  3. Исторические формы обучения и воспитания в педагогике
  4. Классно-урочная и внеурочная системы как основные формы организации процесса обучения в педагогике
  5. Преимущества и недостатки урока как преобладающей современной формы обучения в педагогике
  6. Можно ли сочетать основные формы обучения в педагогике
  7. pdf

    Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах
    Скачать бесплатно

Обязательные курсы для педагогов к 1 сентября со скидкой 40%: будьте готовы к изменениям в образовании
Купить курсы со скидкой

Что такое формы обучения в педагогике

Форма обучения в педагогике – это способ, которым учитель доносит до учеников новые знания, применяемый в определенном порядке и режиме.

Характеристики формы:

  • количество участников,
  • время и место протекания процесса,
  • порядок его осуществления.

формы обучения в педагогике

Поскольку дидактическая система постоянно развивается, формы систем обучения в педагогике также не стоят на месте – совершенствуются старые и появляются новые. Форма, или способ, обучения развивается по мере развития общества.

9 ключевых функций форм обучения в педагогике

  1. Обучающе-образовательная – обеспечение наилучших условий для передачи ЗУНов (знаний, умений, навыков), помощь в формировании практических способностей.
  2. Воспитательная – постепенное знакомство школьника с различными видами деятельности, формирование у него положительных личностных качеств.
  3. Организационная – подача нового материала на основе методики и четкой организации процесса, строгий выбор вспомогательных средств.
  4. Психологическая – выработка у учащихся определенного рабочего биоритма, когда они привыкают получать знания в одно и то же время.
  5. Развивающая – наполнение учебных занятий содержанием и использование активных методов преподавания.
  6. Интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей в процессе получения знаний, обмен информацией между учащимися, индивидуальный подход к каждому из них.
  7. Систематизирующая и структурирующая – равномерное распределение учебного материала по часам, темам, способам (какой материал преподносится на уроке, а какой дается для самостоятельного изучения дома), с учетом формы организации обучения.
  8. Стимулирующая – мотивация учащихся к активному усвоению нового материала.
  9. Дополняющая и координирующая – в педагогике организационные формы обучения дополняют и корректируют друг друга.

Исторические формы обучения и воспитания в педагогике

Исторически сложились следующие формы обучения:

  • Индивидуальная форма обучения в педагогике – ученик и учитель общались один на один, задания выполнялись индивидуально (например, мастер брал себе в дом ученика, который жил у него и обучался грамоте и ремеслу). Сегодня индивидуальная форма обучения сохранилась при «подтягивании» отстающих детей в школе и на занятиях с репетитором для улучшения качества знаний, требуемых при поступлении в учебное заведение.
  • Индивидуально-групповая форма обучения в педагогике. В классе находились дети разных возрастов с различной степенью подготовки. Учитель занимался с группой детей, а остальным давал задания для самостоятельной работы. Обучение было индивидуальным – учитель у каждого ученика спрашивал пройденный материал, объяснял следующую тему и давал задание. В ходе такой учебы лишь часть детей приобретала простейшие навыки чтения, письма и счета, а остальные оставались неграмотными.

формы обучения и воспитания

К концу XVI – началу XVII века эти две формы обучения постепенно утратили свою актуальность. На их место пришли новые способы, связанные с быстрым развитием производства и повышением роли духовности в обществе.

  • Групповые формы обучения в педагогике возникли в XVI веке, явились началом формирования классно-урочной формы обучения.
  • Коллективные формы обучения в педагогике появились в начале XX века в России благодаря А. Г. Ривину. В 1918 году он организовал школу, в которую собрал 40 разновозрастных детей (от 10 до 16 лет). Сегодня такую школу назвали бы частными курсами. Учащиеся были разбиты на пары, состав которых постоянно менялся. Каждый из учеников изучал новую тему, затем объяснял ее другим членам группы, выслушивал от них объяснения новых тем и таким образом усваивал материал.

    Занятия проходили без расписания и уроков, но их результаты ошеломляли. За один год обучения по такой системе дети усваивали объем материала, на который у учеников обычной школы уходило 3-4 года. Коллективная форма обучения не получила распространения в современной системе образования, но отдельные элементы этого способа используют педагоги во многих образовательных учреждениях.

Анализ работы педагога за год: как написать и оформить

Говоря кратко о таких формах обучения в педагогике, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, стоит отметить, что все они связаны с местом проведения занятий.

Классно-урочная и внеурочная системы как основные формы организации процесса обучения в педагогике

Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике:

  • классно-урочная система;
  • внеурочная работа.

Урок – это основной элемент классно-урочной системы. Такая форма организации обучения позволяет педагогу проводить учебные занятия с одной и той же группой учеников, одинаковых по возрасту и уровню подготовки и по утвержденному расписанию.

Один урок – это изучение материала по одному предмету из школьной программы. На уроке продолжается изучение материала, начатое ранее. В свою очередь, знания, полученные на данном уроке, служат основой для дальнейшего обучения.

Урок – это независимая, имеющая логическое завершение организационно-структурная единица образовательного процесса.

Урок является одной из основных форм обучения в педагогике. Во время урока учитель может работать с учеником персонально или заниматься с группой (классом) учащихся одного возраста.

формы организации процесса обучения

Уроки появились в системе образования порядка 400 лет назад и почти не претерпели изменений в своей структуре. Они готовятся по конкретной теме и включают в себя следующие компоненты:

  • проверка домашнего задания;
  • объяснение и анализ новой темы;
  • закрепление знаний нового материала.

Урок, как неделимая единица учебного процесса, имеет логическое завершение и служит базой для дальнейшего обучения.

Урок имеет собственное содержание и способ проведения. К примеру, уроки при изучении истории по своему содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Провести урок учитель может различными способами: в виде лекции, обсуждения, дискуссии и даже экскурсии.

Также уроки могут отличаться по своей цели, уровню обучения и учащихся, принадлежности к конкретному этапу учебной программы либо по преобладающим компонентам.

Уроки будут эффективны только в том случае, если они проводятся в соответствии с расписанием в классах, которые имеют постоянный состав учеников одного возраста и уровня развития. Желательно использовать во время урока и дополнительные формы обучения в педагогике в виде современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.

Формы внеурочного обучения в педагогике

Значимость и результативность этой формы обучения резко возрастет, если в структуру урока ввести решение логических задач и использовать индивидуальный подход к ученикам.

Новые ученики в классе: методы успешной адаптации

Формы внеурочного обучения в педагогике могут быть представлены:

  • Экскурсией. Занятие в форме экскурсии – один из любимых видов занятий среди учащихся. Вместо привычной школьной обстановки они оказываются на природе, в музее, на производстве, где получают новые знания, обладающие реальным подтверждением.
  • Факультативных занятий. Факультативы особенно популярны среди старшеклассников. На этих занятиях собираются те, кому интересен данный курс или предмет, не входящий в обязательную школьную программу. Учащиеся сами хотят расширить свой кругозор или развить творческие способности.
  • Домашней учебной работы. Задание на дом, которое обязательно получают все ученики – это еще одна форма обучения. В процессе домашней учебной работы школьник повторяет уже пройденные темы, глубже вникает в изучение нового материала.
  • Внеклассной учебной работы. Учащиеся могут заниматься учебной работой и вне школы. В перечень подобных занятий входят посещение предметных кружков, научных обществ и секций, участие в школьных олимпиадах, конкурсах, выставках технического творчества.

Внеклассная учебная работа

  • Консультаций. В понятие формы обучения в педагогике входят также дополнительные или консультативные занятия, в процессе которых стимулируется интерес учеников к различным предметам либо оказывается помощь отстающим в усвоении и закреплении новых тем.
  • Семинаров и конференций. Современные педагоги все чаще проводят во время урока ученические конференции и семинары. Учитель заранее распределяет темы для докладов между учениками, дает список литературы, а школьники готовят свои сообщения и выступают с ними перед аудиторией. Такая форма занятий учит детей самостоятельно работать с первоисточниками и не бояться публичных выступлений.

Преимущества и недостатки урока как преобладающей современной формы обучения в педагогике

Преимущества урока как формы обучения:

  • общая организационная структура;
  • постоянная группа участников образовательного процесса;
  • удобство временного промежутка (расписания);
  • коллективная работа всего класса на положительный результат;
  • создание благоприятных условий и доброжелательной атмосферы на заданное время в коллективе учащихся.

Урок – это законченная часть образовательного процесса, обладающая целью, темой, задачами и практическим значением.

Из недостатков этой формы обучения в дошкольной педагогике и в школе следует выделить следующие:

  • невозможность постоянно использовать индивидуальный подход к каждому ученику в классе;
  • вынужденная ориентированность на всех учеников одновременно, а не на слабых и сильных;
  • уравнивание всех учеников вне зависимости от их способностей, возможностей, уровня знаний;
  • отсутствие возможности регулярно контролировать и выявлять уровень знаний каждого ученика.

Можно ли сочетать основные формы обучения в педагогике

Многообразие обучающих форм позволяет выбрать среди них те, которые отлично сочетаются между собой и дополняют друг друга.

Примеры форм обучения в педагогике, которые легко сочетаются между собой в любых вариациях:

  • Объяснительно-иллюстративная форма. Наиболее традиционная при изучении нового материала. Учитель объясняет тему с использованием наглядных пособий: картин, графиков, схем, таблиц и т.п. Ученики должны усвоить новые знания и повторить основные тезисы урока.

основные формы обучения в педагогике

  • Догматическая форма предполагает обучение без доказательств.
  • Проблемная, дискуссионная, поисковая форма. В основе лежит самостоятельная работа учеников в плане поиска информации по теме урока, сбора доказательств и примеров. Форма обучения направлена на формирование новых навыков и умений.
  • Развивающая форма предполагает теоретическое изучение предмета с условием того, что у учащихся будет выработано осознание и понимание учебного процесса.
  • Поисковая, эвристическая форма. Основывается на проблемном и развивающем принципах. Направлена на самообучение и самореализацию.
  • Индивидуальная, личностно-ориентированная форма обучения в педагогике ДОУ и школы направлена на выявление способностей каждого обучаемого и их развитие.
  • Дистанционная, компьютерная форма обучения, особенно популярная в последнее время, позволяет проводить занятия без прямого контакта преподавателя и ученика, но с учетом индивидуальных особенностей обучаемого. В образовательном процессе активное участие принимают современные технологии: компьютерные программы, приложения, тесты, презентации.
  • Модульная форма построена на изучении предметов блоками, в результате чего наблюдается высокое усвоение полученных знаний.
  • Межпредметная форма основана на изучении смежных дисциплин.

ФОП в школе

Использование нескольких форм обучения в педагогике будет продуктивным, если при их выборе учитывать цель урока, предмет изучения и уровень знаний учеников.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Учительская газета
  4. Портал Российской образование
  5. Портал учителя РФ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Урсофальк цена в красноярске инструкция по применению цена
  • Хил фикс крем от трещин инструкция
  • Дук ленинского района нижнего новгорода руководство
  • Таблетки мануал от чего цена
  • Сульфален инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена