Чего ждет начальник от подчиненного
Опубликовано: 5 мая, 2007 | Filed under: Менеджмент, HR |
Сколько начальников, столько и мнений относительно того, каким должен быть идеальный подчиненный, так как у каждого есть свои идеи, при этом, есть все же какой-то оптимальный набор качеств, которым должен обладать сотрудник, чтоб им был доволен любой начальник. Этот список я и хочу предоставить вам. При этом он подходит как простым сотрудникам, как и менеджерам среднего и даже высшего звена. Посмотрите, обладаете ли вы и ваши подчиненные данными качествами.
- Быть в курсе дел и не боятся вмешаться в работу. Много сказано о том, что хороший начальник должен делегировать часть своих полномочий подчиненным, дабы не нести на себе все обязанности, которые только возможны. При этом всем настолько нравится это дело, что начинают передавать все свои обязанности и потом начинают не понимать, что вообще происходит и как с этим разбираться. Поэтому хороший сотрудник (тем более это касается начальников отделов/департаментов) обязан быть в курсе того, что делают подчиненные с делегированными им функциями и в нужный момент сам заниматься какими-то аспектами, дабы они делались правильно. Поэтому то, что вы стали начальником еще не значит, что руками вам уже делать ничего не надо.
- Генерировать новые идеи. Это очень важный момент, так как именно новые идеи ведут любой бизнес вперед, но при этом во многих компаниях новые идеи или рубят на корню или высмеивают и поэтому многие люди со временем начинают меньше предлагать чего-то нового, чтобы не нарваться на негативные высказывания насчет этой идеи. Это не должно останавливать сотрудника, предлагать, предлагать и еще раз предлагать новые идеи, а уже на совести начальства сделать так, чтобы эти идеи были выслушаны и возможно внедрены в компании.
- Быть командным игроком. Работать самому – просто, а вот работать в команде сложнее, так как надо и выслушать мнение другого человека и подстроится под его стиль работы и т.д., но без этого никак нельзя, именно командная работа в каких-то моментах позволяет избежать ошибок и предотвратить потери. Поэтому умение работать в команде – это важное качество и им обязан обладать любой сотрудник, вплоть до директора (ведь его команда – это топ-менеджмент).
- Быть готовым к тому, чтоб вести новые проекты. Можно еще добавить «любые проекты». Да, каждый готов взяться за работу, которая кажется легкой и которая быстро будет сделана и всем понравится. Намного тяжелее взяться за какой-то рискованный проект, который может даже завершиться неудачей, но именно те люди, которые готовы взяться за рискованный проект, и нужны компании, так как чаще всего, чем больше риск, тем больше и возможная выгода от проекта.
- Быть в курсе происходящего. Происходящего в стране, в мире, в обществе. Ведь человек, который полностью оторван от процессов, которые, например, происходят в данный момент в стране, не сможет принимать достаточно правильные и хорошо продуманные решения.
- Предвидеть то, что может произойти. Это качество, вытекающее из предыдущего, ведь человек, который понимает то, что происходит в данный момент, может с какой-то долей вероятности предположить то, что произойдет дальше. А если сотрудник может предугадывать то, что произойдет дальше, то он сможет и риски лучше оценивать и маркетинг правильней планировать и HR-политику правильней формировать.
- Быть заинтересованным в собственном росте. Многие люди хорошо выполняют свою работу и считают, что их дальнейший рост зависит только он их непосредственного начальника, и они живут именно с этой мыслью. А на самом деле, человек должен стремиться к тому, чтоб не останавливаться на достигнутом, учить что-то новое, браться за новые инициативы, которые дадут ему новые знания, расширять свой кругозор, для того, чтоб появлялось больше идей. Только такого человека хочется продвигать по карьерной лестнице, так как начальник будет понимать, что и на новой должности человек не остановится и будет дальше улучшать себя, а не превратится в пассивного сотрудника делающего именно то, что ему велено, ни больше, ни меньше
- Быть хорошим сотрудником не смотря на обстоятельства. А именно, не поддаваться временным неудачам. Когда все идет хорошо, тогда сотрудник с легкостью берется за новую работу, делает ее и так далее, но бывают и неудачи, когда что-то не получилось, когда рынок падает и продажи не такие хорошие, как были раньше. Поэтому для начальника важно, чтобы сотрудник даже в таких случаях не переставал верить в свой успех и чтоб продолжал также инициативно подходить к своей работе.
обноАвтор: Ирина Oлeговна Tюpинa, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Например, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, консультант, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разное отношение к обучающимся.
Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика.
Каждая роль в ролевом наборе предстает совокупностью отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета — другие и т. д. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений. Проанализируем взаимоотношения, которые возникают между подчиненным и руководителем.
Одинаково ли действуют руководители, организуя процесс и режим труда? Что делает руководитель, выполняя роль организатора трудового процесса? Один строго фиксирует опоздания подчиненных и сурово наказывает их. Руководителя такого типа можно назвать дисциплинатором-формалистом. Выполняя роль дисциплинатора, он акцентирует только формальные моменты, прописанные в служебном уставе. Дисциплинатор — первая роль руководителя.
Другой руководитель при организации трудового процесса делает основной упор не на дисциплине, а на конечном результате. Статус тот же самый — руководитель, но модель поведения иная. Эта модель предпочтительнее, она ближе к демократическому стилю управления. Подчиненный ожидает от такого руководителя четких указаний, конкретной постановки задачи, определения требований, которым должен соответствовать конечный продукт, а также гибкого руководства, умения учитывать привходящие обстоятельства, ориентации на конечный результат, на инициативу и ответственность, а не на присутствие на рабочем месте.
В первой модели задания могут быть нечеткими, главным становится присутствие на работе, проявление послушания и усердия. Такой руководитель больше напоминает бюрократа, для которого основное — соблюдение формы и порядка на рабочем месте.
Зная своего руководителя, подчиненные будут определенным образом реагировать на него, выстраивать собственную линию поведения. От второго руководителя они станут ожидать строгой оценки качества продукции и позволять себе нарушать трудовой режим. От первого — формалистского требования соблюдения режима, четкой явки и присутствия на рабочем месте, позволяя себе, если дисциплина соблюдается, ослабить внимание к качеству продукции.
Таким образом, руководитель-автократ контролирует постоянно весь процесс, он, как говорится, «стоит над душой» — это детализированный контроль. Руководитель-демократ контролирует только «вход в систему», давая задание и требуя результат, осуществляя общий контроль.
Каковы ожидания подчиненных относительно оценки руководителем их квалификации? Первое ожидание состоит в том, что руководитель оценит квалификацию подчиненного по достоинству, второе — в том, что он продвинет в нужный момент, поскольку подчиненный — квалифицированный и грамотный специалист.
Другое ожидание подчиненных связано с тем, что руководитель будет защищать интересы своего коллектива перед вышестоящими, не будет подставлять подчиненных. В зависимости от этого строят свое поведение и они: защищают своего начальника или подставляют его.
Еще одна роль руководителя — кормилец. Она совпадает с функцией кормильца в ролевой структуре семьи. Главе семейства приписывается роль заботиться о пропитании семьи, начальник должен делать то же самое в отношении своих подчиненных. В организации эта роль руководителя не зафиксирована уставом, она относится к числу неформальных.
Что подчиненные ожидают от своего начальника прежде всего? Хорошей зарплаты, которая выплачивается в срок. Для этого требуются хорошие связи с вышестоящим начальством, пробивная способность, искренняя забота о подчиненных, деловая хватка. Когда все это в наличии, подчиненные чувствуют себя за руководителем как за каменной стеной. Они могут простить ему множество других недостатков. Но если он не выполняет этой главной функции, ему припомнят все другие грехи. Здесь его не спасут ни интеллигентность, ни демократичность.
Что ожидают подчиненные друг от друга? Каждый надеется, что ему помогут в случае, если он обратится за советом, что его выручат в трудную минуту. Это свод неформальных норм и обязательств.
Если начальник не выполняет функцию кормильца, он обязан компенсировать ее определенными льготами. Например, он может позволить своим подчиненным неявку на работу, несвоевременную сдачу задания, подработку на стороне. Как правило, подчиненные оценивают его верно.
Третья важная роль начальника — быть подчиненным. Начальник цеха является руководителем по отношению к своим подчиненным и подчиненным — по отношению к вышестоящему начальству. Если начальник цеха на хорошем счету у своего начальства, это хорошо и для его подчиненных. Но когда непосредственный начальник не ладит с вышестоящими, гнев последних докатывается и до подчиненных. Вместе с тем начальника-лизоблюда не любят все подчиненные. Он лишает их возможности гордиться своим начальством. Это очень важное чувство.
Конечно, на этом список ролей руководителя не исчерпывается. Например, важное значение имеет такая функция, как налаживание отношений со своими подчиненными. Можно сказать, что руководитель — друг подчиненных, с которым они могут посоветоваться, «поплакаться в жилетку». Если начальник дистанцировался и держится с подчиненными формально, увеличивается вероятность того, что они в удобный момент подставят его.
Подставка — очень распространенная модель поведения в организации. Подчиненные подставляют друг друга, своего начальника, последний подставляет подчиненных и т. д. Подставить — значит выставить коллегу в невыгодном для того свете, обронить мимоходом, как бы невзначай, компрометирующую информацию, не защитить его в нужное время.
Сотрудники пользуются подставкой как оружием в служебных взаимоотношениях. Одних они защищают, других подставляют и тем самым показывают свое отношение к ним. Подставка может быть намеренной и непреднамеренной. Она может выступать орудием в соперничестве или являться показателем элементарной невоспитанности и недалекости.
Если сравнить три роли руководителя — кормильца, дисциплинатора и подчиненного, то сразу обнаружится их несовместимость. Как разные статусы в статусном наборе человека могут противоречить один другому, так и роли могут быть несовместимы между собой, не совпадать, мешать друг другу.
В ролевом арсенале руководителя можно обнаружить и такую роль, как «компетентный человек». Начальник имеет право отдавать распоряжения и тогда, когда он понимает смысл заданий, и тогда, когда он в них не разбирается. Начальник есть начальник. Быть глупее, необразованнее, некомпетентнее своих подчиненных — иногда тяжкий крест, а иногда нормальное состояние, с которым обе стороны управленческого процесса прекрасно уживаются. Подчиненные говорят: начальник не такой эрудированный и умный, как его подчиненные, зато он никого не трогает, деньги людям выбивает, заботится о них, и вообще — душа-парень. Это значит, что отсутствие одного качества компенсируется присутствием других.
К числу ролей можно присоединить то, что обычно называют отношением. Например, отношение к труду — это ролевая модель поведения. Человек проявляет свое отношение к работе через поведение и конкретные действия: в одном случае он спешит на работу и последним уходит с нее, дома только о ней и думает, а в другом — с огромным трудом поднимает себя с постели и первым мчится домой, где напрочь забывает о постылой работе. Отношения между товарищами по работе также нужно считать ролевой моделью.
Отношение к работе включает целый набор ролей. Одна из них — быть исполнительным. Из чего она складывается? Нормы плюс ожидания. Нормы задаются служебным уставом. Они могут быть писаными и неписаными.
Ролевое поведение руководителя и подчиненных в организации предписано сводом специальных правил. Последние именуются служебными требованиями. Подчиненный, например, не имеет права отказываться от задания, которое ему дал начальник. У исполнителя нет права выбора. Право выбора есть только у руководителя. Исполнительный человек должен вовремя приходить на работу. Это вторая грань ролевой модели. Отношение к труду может формироваться по разным моделям.
В системе «руководитель — подчиненный» существует целый набор ролевых моделей, заданных организационной структурой. Они называются в соответствии с названием организационного принципа.
Если ты получил задание от своего начальника, то отчитываться за него ты обязан только перед ним. Если ты получаешь задание от чужого начальника, ты имеешь право его не выполнять. Другой начальник, даже директор завода, обязан давать распоряжения конкретному исполнителю только через его непосредственного руководителя, и никак иначе. К сожалению, этот принцип в жизни то и дело нарушается. Директор, минуя непосредственного начальника, раздает указания исполнителям, и второму не остается ничего другого, как терпеть произвол.
Принцип единоначалия был введен для того, чтобы избежать противоречия между двумя начальниками. Чье задание вы должны выполнять? Непосредственного начальника или директора? Только первого и никогда второго. Так гласит закон рациональной организации, и так учит наука. Однако в жизни совсем по-другому, из-за чего в повседневной реальности постоянно возникают дисфункции и статусные несовместимости.
Как их исправлять? Директор должен вызвать начальника и спросить: чем загружен твой подчиненный и можно ли ему поручить такое-то дело? Что получается, если задания не идут через непосредственного руководителя? Директор на самом деле подставляет вашего руководителя, как бы говоря, что с тем можно не считаться. Оба они — и директор, и начальник — несостоятельны как менеджеры. Когда два начальника, не согласовав между собой действия, выдают одному подчиненному противоречивые указания, они на самом деле дают тому повод манкировать служебными обязанностями и интриговать. Подчиненный может натравить одного начальника на другого.
Конкретные управленческие ситуации, столкновения, разгул страстей, распекания начальника, свары, конфликты — такова мозаика повседневной организационной реальности. Кажется, что в них нет никакой системы. На самом деле за ними стоит железная логика. Повседневная жизнь организации, как ткань ковра, плетется из незаметных событий, намеков, жестов, слов. Все они закреплены за строго определенными ролями.
Если вы начальник, то должны постоянно надувать щеки и делать важное лицо. Не обязательно умное, главное — важное. Даже если вы сморозили глупость, подчиненный может подумать, что за этим кроется второй смысл. Подчиненный всегда принимает позу исполнительности и полной готовности либо изображает постоянную занятость. Хотя последняя модель поведения присуща и тем и другим.
Еще одна модель поведения — постоянно демонстрировать свою нужность организации. Одни доказывают, что могут достать для коллектива все на свете, другие своей компетентностью показывают собственную незаменимость. Быть нужным организации, может быть всего лишь первичному коллективу, — это дополнительный, а часто единственный, страховочный ремень. Не будь его, и вас на месте уже не было бы.
Множество поведенческих моделей возникает по поводу распределения заданий. Задания бывают выгодными и невыгодными, трудными и легкими. Кому и как раздаст их руководитель? Пожилым и заслуженным (либо любимчикам) достаются выгодные и легкие, молодым — все оставшиеся. Распределяя задания, начальник проявляет свое отношение к подчиненным. Соответственно он формирует у них будущую реакцию на себя. Первые — старые и любимые, обласканные — будут во всем ему потакать. Молодые и нелюбимые превратятся в недоброжелателей.
Итак, ролевой набор — это совокупность ролей, предписанных данному статусу. Статусы принадлежат человеку, а должности принадлежат статусу. У одного статуса несколько ролей, у одного человека несколько статусов. Чем богаче жизнедеятельность общества, чем оно демократичнее, тем шире ролевой набор, больше выбор возможных моделей поведения.
Таким образом, мы можем вывести еще одну закономерность: в закрытом обществе ролевой набор узкий, в открытом обществе ролевой набор широкий. Чем более открытым является общество, тем шире и разнообразнее набор ролей, предписанных одному статусу.
Чем крупнее организация, и чем больше в ней уровней управления, тем уже ролевой набор и беднее разнообразие ролевых моделей. В такой организации выше уровень бюрократизации. Отсюда следует обратный вывод: чем ближе мы к малому бизнесу, тем разнообразнее ролевые модели, шире их набор, предписанный данному комплексу, и меньше писаных правил.
Учитесь лучше понимать и работать с людьми, изучив эти практические курсы по менеджменту и управлению или учитесь чему хотите по абонементу, со скидкой.
обноАвтор: Ирина Oлeговна Tюpинa, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Например, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, консультант, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разное отношение к обучающимся.
Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика.
Каждая роль в ролевом наборе предстает совокупностью отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета — другие и т. д. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений. Проанализируем взаимоотношения, которые возникают между подчиненным и руководителем.
Одинаково ли действуют руководители, организуя процесс и режим труда? Что делает руководитель, выполняя роль организатора трудового процесса? Один строго фиксирует опоздания подчиненных и сурово наказывает их. Руководителя такого типа можно назвать дисциплинатором-формалистом. Выполняя роль дисциплинатора, он акцентирует только формальные моменты, прописанные в служебном уставе. Дисциплинатор — первая роль руководителя.
Другой руководитель при организации трудового процесса делает основной упор не на дисциплине, а на конечном результате. Статус тот же самый — руководитель, но модель поведения иная. Эта модель предпочтительнее, она ближе к демократическому стилю управления. Подчиненный ожидает от такого руководителя четких указаний, конкретной постановки задачи, определения требований, которым должен соответствовать конечный продукт, а также гибкого руководства, умения учитывать привходящие обстоятельства, ориентации на конечный результат, на инициативу и ответственность, а не на присутствие на рабочем месте.
В первой модели задания могут быть нечеткими, главным становится присутствие на работе, проявление послушания и усердия. Такой руководитель больше напоминает бюрократа, для которого основное — соблюдение формы и порядка на рабочем месте.
Зная своего руководителя, подчиненные будут определенным образом реагировать на него, выстраивать собственную линию поведения. От второго руководителя они станут ожидать строгой оценки качества продукции и позволять себе нарушать трудовой режим. От первого — формалистского требования соблюдения режима, четкой явки и присутствия на рабочем месте, позволяя себе, если дисциплина соблюдается, ослабить внимание к качеству продукции.
Таким образом, руководитель-автократ контролирует постоянно весь процесс, он, как говорится, «стоит над душой» — это детализированный контроль. Руководитель-демократ контролирует только «вход в систему», давая задание и требуя результат, осуществляя общий контроль.
Каковы ожидания подчиненных относительно оценки руководителем их квалификации? Первое ожидание состоит в том, что руководитель оценит квалификацию подчиненного по достоинству, второе — в том, что он продвинет в нужный момент, поскольку подчиненный — квалифицированный и грамотный специалист.
Другое ожидание подчиненных связано с тем, что руководитель будет защищать интересы своего коллектива перед вышестоящими, не будет подставлять подчиненных. В зависимости от этого строят свое поведение и они: защищают своего начальника или подставляют его.
Еще одна роль руководителя — кормилец. Она совпадает с функцией кормильца в ролевой структуре семьи. Главе семейства приписывается роль заботиться о пропитании семьи, начальник должен делать то же самое в отношении своих подчиненных. В организации эта роль руководителя не зафиксирована уставом, она относится к числу неформальных.
Что подчиненные ожидают от своего начальника прежде всего? Хорошей зарплаты, которая выплачивается в срок. Для этого требуются хорошие связи с вышестоящим начальством, пробивная способность, искренняя забота о подчиненных, деловая хватка. Когда все это в наличии, подчиненные чувствуют себя за руководителем как за каменной стеной. Они могут простить ему множество других недостатков. Но если он не выполняет этой главной функции, ему припомнят все другие грехи. Здесь его не спасут ни интеллигентность, ни демократичность.
Что ожидают подчиненные друг от друга? Каждый надеется, что ему помогут в случае, если он обратится за советом, что его выручат в трудную минуту. Это свод неформальных норм и обязательств.
Если начальник не выполняет функцию кормильца, он обязан компенсировать ее определенными льготами. Например, он может позволить своим подчиненным неявку на работу, несвоевременную сдачу задания, подработку на стороне. Как правило, подчиненные оценивают его верно.
Третья важная роль начальника — быть подчиненным. Начальник цеха является руководителем по отношению к своим подчиненным и подчиненным — по отношению к вышестоящему начальству. Если начальник цеха на хорошем счету у своего начальства, это хорошо и для его подчиненных. Но когда непосредственный начальник не ладит с вышестоящими, гнев последних докатывается и до подчиненных. Вместе с тем начальника-лизоблюда не любят все подчиненные. Он лишает их возможности гордиться своим начальством. Это очень важное чувство.
Конечно, на этом список ролей руководителя не исчерпывается. Например, важное значение имеет такая функция, как налаживание отношений со своими подчиненными. Можно сказать, что руководитель — друг подчиненных, с которым они могут посоветоваться, «поплакаться в жилетку». Если начальник дистанцировался и держится с подчиненными формально, увеличивается вероятность того, что они в удобный момент подставят его.
Подставка — очень распространенная модель поведения в организации. Подчиненные подставляют друг друга, своего начальника, последний подставляет подчиненных и т. д. Подставить — значит выставить коллегу в невыгодном для того свете, обронить мимоходом, как бы невзначай, компрометирующую информацию, не защитить его в нужное время.
Сотрудники пользуются подставкой как оружием в служебных взаимоотношениях. Одних они защищают, других подставляют и тем самым показывают свое отношение к ним. Подставка может быть намеренной и непреднамеренной. Она может выступать орудием в соперничестве или являться показателем элементарной невоспитанности и недалекости.
Если сравнить три роли руководителя — кормильца, дисциплинатора и подчиненного, то сразу обнаружится их несовместимость. Как разные статусы в статусном наборе человека могут противоречить один другому, так и роли могут быть несовместимы между собой, не совпадать, мешать друг другу.
В ролевом арсенале руководителя можно обнаружить и такую роль, как «компетентный человек». Начальник имеет право отдавать распоряжения и тогда, когда он понимает смысл заданий, и тогда, когда он в них не разбирается. Начальник есть начальник. Быть глупее, необразованнее, некомпетентнее своих подчиненных — иногда тяжкий крест, а иногда нормальное состояние, с которым обе стороны управленческого процесса прекрасно уживаются. Подчиненные говорят: начальник не такой эрудированный и умный, как его подчиненные, зато он никого не трогает, деньги людям выбивает, заботится о них, и вообще — душа-парень. Это значит, что отсутствие одного качества компенсируется присутствием других.
К числу ролей можно присоединить то, что обычно называют отношением. Например, отношение к труду — это ролевая модель поведения. Человек проявляет свое отношение к работе через поведение и конкретные действия: в одном случае он спешит на работу и последним уходит с нее, дома только о ней и думает, а в другом — с огромным трудом поднимает себя с постели и первым мчится домой, где напрочь забывает о постылой работе. Отношения между товарищами по работе также нужно считать ролевой моделью.
Отношение к работе включает целый набор ролей. Одна из них — быть исполнительным. Из чего она складывается? Нормы плюс ожидания. Нормы задаются служебным уставом. Они могут быть писаными и неписаными.
Ролевое поведение руководителя и подчиненных в организации предписано сводом специальных правил. Последние именуются служебными требованиями. Подчиненный, например, не имеет права отказываться от задания, которое ему дал начальник. У исполнителя нет права выбора. Право выбора есть только у руководителя. Исполнительный человек должен вовремя приходить на работу. Это вторая грань ролевой модели. Отношение к труду может формироваться по разным моделям.
В системе «руководитель — подчиненный» существует целый набор ролевых моделей, заданных организационной структурой. Они называются в соответствии с названием организационного принципа.
Если ты получил задание от своего начальника, то отчитываться за него ты обязан только перед ним. Если ты получаешь задание от чужого начальника, ты имеешь право его не выполнять. Другой начальник, даже директор завода, обязан давать распоряжения конкретному исполнителю только через его непосредственного руководителя, и никак иначе. К сожалению, этот принцип в жизни то и дело нарушается. Директор, минуя непосредственного начальника, раздает указания исполнителям, и второму не остается ничего другого, как терпеть произвол.
Принцип единоначалия был введен для того, чтобы избежать противоречия между двумя начальниками. Чье задание вы должны выполнять? Непосредственного начальника или директора? Только первого и никогда второго. Так гласит закон рациональной организации, и так учит наука. Однако в жизни совсем по-другому, из-за чего в повседневной реальности постоянно возникают дисфункции и статусные несовместимости.
Как их исправлять? Директор должен вызвать начальника и спросить: чем загружен твой подчиненный и можно ли ему поручить такое-то дело? Что получается, если задания не идут через непосредственного руководителя? Директор на самом деле подставляет вашего руководителя, как бы говоря, что с тем можно не считаться. Оба они — и директор, и начальник — несостоятельны как менеджеры. Когда два начальника, не согласовав между собой действия, выдают одному подчиненному противоречивые указания, они на самом деле дают тому повод манкировать служебными обязанностями и интриговать. Подчиненный может натравить одного начальника на другого.
Конкретные управленческие ситуации, столкновения, разгул страстей, распекания начальника, свары, конфликты — такова мозаика повседневной организационной реальности. Кажется, что в них нет никакой системы. На самом деле за ними стоит железная логика. Повседневная жизнь организации, как ткань ковра, плетется из незаметных событий, намеков, жестов, слов. Все они закреплены за строго определенными ролями.
Если вы начальник, то должны постоянно надувать щеки и делать важное лицо. Не обязательно умное, главное — важное. Даже если вы сморозили глупость, подчиненный может подумать, что за этим кроется второй смысл. Подчиненный всегда принимает позу исполнительности и полной готовности либо изображает постоянную занятость. Хотя последняя модель поведения присуща и тем и другим.
Еще одна модель поведения — постоянно демонстрировать свою нужность организации. Одни доказывают, что могут достать для коллектива все на свете, другие своей компетентностью показывают собственную незаменимость. Быть нужным организации, может быть всего лишь первичному коллективу, — это дополнительный, а часто единственный, страховочный ремень. Не будь его, и вас на месте уже не было бы.
Множество поведенческих моделей возникает по поводу распределения заданий. Задания бывают выгодными и невыгодными, трудными и легкими. Кому и как раздаст их руководитель? Пожилым и заслуженным (либо любимчикам) достаются выгодные и легкие, молодым — все оставшиеся. Распределяя задания, начальник проявляет свое отношение к подчиненным. Соответственно он формирует у них будущую реакцию на себя. Первые — старые и любимые, обласканные — будут во всем ему потакать. Молодые и нелюбимые превратятся в недоброжелателей.
Итак, ролевой набор — это совокупность ролей, предписанных данному статусу. Статусы принадлежат человеку, а должности принадлежат статусу. У одного статуса несколько ролей, у одного человека несколько статусов. Чем богаче жизнедеятельность общества, чем оно демократичнее, тем шире ролевой набор, больше выбор возможных моделей поведения.
Таким образом, мы можем вывести еще одну закономерность: в закрытом обществе ролевой набор узкий, в открытом обществе ролевой набор широкий. Чем более открытым является общество, тем шире и разнообразнее набор ролей, предписанных одному статусу.
Чем крупнее организация, и чем больше в ней уровней управления, тем уже ролевой набор и беднее разнообразие ролевых моделей. В такой организации выше уровень бюрократизации. Отсюда следует обратный вывод: чем ближе мы к малому бизнесу, тем разнообразнее ролевые модели, шире их набор, предписанный данному комплексу, и меньше писаных правил.
Учитесь лучше понимать и работать с людьми, изучив эти практические курсы по менеджменту и управлению или учитесь чему хотите по абонементу, со скидкой.
В бизнесе, как в автомобиле, важна каждая деталь. Но любой механизм может давать сбой. Как предотвратить конфликт между руководителем и подчинённым и как нивелировать последствия — узнаём вместе с психологом Еленой Пичугиной.
В марте 2021 правозащитниками активно обсуждается законопроект, предусматривающий упрощение процедуры возмещения морального ущерба при незаконном увольнении. Принятие закона предполагает определённые риски для работодателя. В случае конфликта с руководителем недовольный сотрудник может подать заявление о компенсации даже после окончательного решения суда и расставания. Поэтому руководителям крайне важно не только научиться выходить из конфликтов с минимальными последствиями, но и предотвращать их возникновение.
Содержание
- Причины конфликтов
- Действия по предупреждению конфликтов
- Что делать, если конфликт уже в разгаре?
- Как перевести конфликт в конструктивное русло?
- Что ожидают подчинённые от руководителя?
Причины конфликтов
Понятно, что вариативность причин, по которым произошёл конфликт, может быть огромной. Только как такое может произойти между руководителем и подчиненным? Не знаю, как вы, но я в недоумении.
Почему?
Потому что на старте взаимодействия у начальника и подчинённого абсолютно одни и те же интересы: каждому нужно получить доход (зарплату), вложив минимум ресурсов (сил и времени). Где здесь место конфликту?
И тут начинается самое интересное.
Первая, самая распространённая причина конфликта между руководителем и подчинённым – непонимание обеими сторонами единства выгод. Удивитесь, но это реально так.
Вторая причина: разный взгляд на оптимальный вариант достижения цели. Например, сотрудник считает, что получает зарплату за отработанное им время, а начальник уверен, что за объём проделанной работы.
И третья и самая острая причина — острая, потому что затрагивает личностные, самые нежные струны человеческой души, — это когда речь заходит о качестве работы. Особенная тонкость в том, что в этой области претензии бывают как открытыми, так и скрытыми (например, сотруднику просто вдруг не дают премию наравне с другими коллегами), а также объективными и субъективными (“Вы меня не уважаете! Да почему же? Потому что вы со мной спорите!”).
Эти ситуации только с первого взгляда кажутся несуразными, запутанными и неизбежными. На самом деле, зная и применяя социальную психологию на практике, такие конфликты легко не допускать или очень оперативно разрешать.
Инициатором конфликта может быть как начальник, так и подчинённый. Подчинённый чаще всего идёт на конфликт по следующим причинам:
- недовольство оплатой труда;
- неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиляции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабочем месте и т.п.);
- недостатки в организации труда;
- несоответствие прав и обязанностей;
- неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска, штурмовщина);
- неудобный график работы;
- упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причем не по его вине);
- необеспеченность заданий ресурсами (в частности, перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими).
Начальник инициирует конфликт, в основном, по причине недовольства результатами труда конкретного сотрудника. Поэтому на старте очень важно определять, что является целью взаимодействия руководителя и подчинённого — целью компании как сообщества людей. И поддерживать условия, при которых об этой цели будут помнить все сотрудники.
Действия по предупреждению конфликтов
Что можно сделать, чтобы минимизировать риск возникновения конфликта?
— Обязательное ясное и четкое определение целей и задач коллектива с подчеркиванием совместных выгод.
— Оперативная, открытая и обоснованная система оценки качественных и количественных параметров труда каждого сотрудника.
— Открытое и откровенное обсуждение с сотрудником результатов оценки его труда и эмоциональных впечатлений (что не менее значимо) от его труда и существования в коллективе.
Наверняка вы заметили, что все эти рекомендации в адрес руководства. Конечно. Тут даже нечего спорить, что основная ответственность за рабочий конфликт лежит на начальнике. Отношения между руководителем и подчинённым неравнозначны. В силу своего авторитетного положения и, соответственно, большей свободы действий только начальник имеет возможность заранее продумать и предотвратить формирование конфликтной территории. Подстелить, так сказать, соломку. Или же оперативно ликвидировать образовавшуюся брешь во взаимодействии.
Но сотрудник тоже не беспомощен. При отсутствии ясности по обозначенным вопросам, он может сам инициировать их обсуждение. И договориться «на берегу» с потенциальным начальником, и передоговориться с действующим руководителем.
Руководитель должен быть готов к «неудобным» вопросам подчинённых. Они имеют полное моральное и юридическое право задавать вопросы по поводу организации труда.
Что делать, если конфликт уже в разгаре?
Что делать?
- Проявляйте выдержку. Учитывая, что в конфликтах «прорывается» наболевшее, ведите дело с максимальным тактом и осторожностью, чтобы не дать вовлечь себя в конфликт или усугубить его.
- Не спешите с выводами и обещаниями, не «рубите с плеча». Только выслушав другую сторону, проверив все факты и утверждения, осмысливайте ситуацию и принимайте соответствующие меры.
- Выслушивайте обращающихся к вам, дайте высказаться до конца, полностью используя терапевтический эффект возможности выговориться, «поплакаться».
- Не переоценивайте степень своей информированности, помните, что эффективность коммуникации «снизу — вверх» (от подчиненных к руководителям) составляет в среднем всего лишь 10%.
Справка
Эффективность коммуникаций различна. Результативность горизонтальных связей (в отношениях на равных, типа «сотрудник-сотрудник») достигает 90%, вертикальных (между руководителем и подчинённым) — 20-25%, (т.е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля.
Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а управляющий цехом — около 40%. Коммуникации снизу вверх ещё более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.
Цит. по: «Основы менеджмента», А. Семенов, В. Набоков, 2020
Даже очень сложную конфликтную ситуацию можно разрешить конструктивно. То есть с пользой для обеих сторон. Можно пригласить независимое третье лицо. Можно общаться письменно: в этом случае сложнее организовать обмен негативными эмоциями и легче сконцентрироваться на сути вопроса.
Сосредоточьтесь на фактах: что именно произошло, когда произошло и почему это плохо? Отделите эмоции, не ударяйтесь в предположения и не ведитесь на слухи.
Уточняйте, видел ли ваш собственник собственными глазами то, о чём говорит, а если нет, то спросите, откуда именно информация.
Как перевести конфликт в конструктивное русло?
Ошибочно думать, что конфликты — это всегда зло для компании. Они могут быть как деструктивными: мешать достижению целей компании; как и конструктивными: создавать здоровую конкуренцию, способствовать достижению целей.
Проблема в том, что априори конкуренции между начальником и подчинённым нет. Конкуренция может возникать только в равных отношениях: сотрудник-сотрудник, руководитель одного отдела — руководитель другого. Поэтому вывести уже возникший конфликт между начальником и подчинённым в конструктивное русло может быть проблематично. В этом случае руководитель может напомнить подчинённому о выгодах, которые он получает, работая в конкретной компании. То есть перевести диалог из «мне нужно» и «компании нужно» в формат «тебе нужно».
Что ожидают подчинённые от руководителя?
Никто не говорит, что быть эффективным руководителем — легко.
«Неприятно ощущать себя котлетой, которую хотят съесть»
Самое сложное — это отношения с другими людьми. Много ошибок совершается из-за неготовности к отношениям именно в бизнесе. И в первую очередь — с сотрудниками. Неприятно ощущать себя котлетой, которую хотят съесть. Те, кто у тебя работают, не всегда готовы и хотят понимать хоть сотую долю твоих трудностей. Это сложно пережить. Но если решил заниматься бизнесом, то придётся выстраивать отношения с работающими у тебя людьми. Этому нигде и никто не научит, только через пот, кровь и слезы.
Придется смириться с тем, что ты нехороший. Так как для всех хорошим быть невозможно. В любом случае — станешь жёстче.
Но быть жёстким не значит быть конфликтным. Вот некоторые принципы эффективного и экологичного общения с сотрудниками:
- Просить что-то сделать лучше только одному человеку из команды, в порядке субординации.
- Избегать оскорблений, сарказма и двусмысленных фраз.
- Не стремитесь соперничать с подчинёнными, показывая себя умнее, круче, лучше. Не бойтесь потерять авторитет, соглашаясь с сотрудником. Используйте конструкции «да, но… «: «Да, Василий, ты прав. Но, к сожалению, компания не может так сделать — у нас нет таких ресурсов. Твоя идея интересная, и я думаю, что мы сможем вернуться к этому вопросу позже, когда появится такая возможность».
- Будьте последовательны в словах и действиях.
- Выстраивайте границы в общении, не бойтесь говорить твёрдо «нет».
- Честность и искренность (одинаковый ответ на один и тот же вопрос, если спрашивают разные люди).
Подчинённые от руководителя обычно ожидают:
- Профильные знания
- Умение наладить работу
- Видение перспективы
- Достойную и своевременную оплату труда
- Вежливое отношение
- Уважение
Самое главное в экологичным избегании конфликта или его разрешении: поддержание атмосферы разумности, тактичности поведения и уважительного общения (если уж не к личности оппонента, то хотя бы к его статусу).
Желаю всем вам только конструктивных конфликтов, в результате которых вы будете открывать для себя новые возможности и перспективы.
В качестве видеоиллюстрации к статье использован мультфильм авторства Ratib Zaman, Adnan Shamir, Hossain Farsad. Видео используется исключительно в просветительных целях. В случае претензий правообладателя редакция Бизнесолога обязуется удалить видео с этой страницы.
Новости
Как реагировать на ошибки подчиненных? Зачем получать обратную связь от сотрудников? Стоит ли вступать в переговоры с офисными террористами? Собрали из наших книг полезные советы для руководителей.
Давайте четкие инструкции
Не надейтесь, что человек, который пришел к вам работать, сам во всем разберется или будет читать ваши мысли. Как можно четче ставьте задачи, объясняйте подчиненным, что конкретно им нужно делать и какого результата вы ждете. Особенно важно давать подробные инструкции новичкам — чтобы они не чувствовали себя растерянными, напуганными и не совершили кучу ошибок в первый же день.
45 татуировок менеджера
Чем неопытнее сотрудник, тем детальнее нужно все объяснять. Источник
Известный российский менеджер, бизнес-тренер и автор серии бестселлеров «45 татуировок» Максим Батырев рассказывает:
— Я всегда с пониманием отношусь к каждому молодому соискателю, сотруднику, стажеру и работаю с ним как наставник, провожу первые дни и недели, рассказывая, как у нас принято работать, по каким правилам, что является результатом работы, к кому по каким вопросам можно и нужно обращаться…
Все это происходит по моей инициативе, я не жду, когда человек попадет в неудобную ситуацию, ведь он может и не признаться, что ему что-то неизвестно или непонятно. Я помню, как чувствовал себя сам, когда был начинающим.
И на все стенания руководителей, которые сокрушаются по поводу того, что их сотрудники слабы и несообразительны, не такие, как «мы были в свое время», что они даже не умеют работать с базой данных, что они даже не готовятся к переговорам, что они даже не спрашивают у клиентов элементарных вещей, что они не читают такие-то книги, я всегда отвечаю вопросом: «Ты ему рассказывал, что так надо? Ты его учил?»
«Так это же элементарно!» — слышу я в ответ. И всегда говорю одно и то же: «ТО, ЧТО ОЧЕВИДНО ДЛЯ ВАС, НЕ ОЧЕВИДНО ДЛЯ ДРУГИХ».
Учитесь задавать правильные вопросы
Вот что говорит об этом основатель сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова:
Нельзя, но можно
— Есть такой философ и психолог Оскар Бренифье. Он практикующий бизнес-тренер, ведет семинары и часто бывает в Москве. Тренинги у него меганеприятные. Его называют мастером неудобных вопросов. Ты должен себя прямо вывернуть наизнанку, чтобы остаться на его тренинге.
Но если ты отрешишься от своего эго и посидишь-послушаешь, то он научит очень простой вещи. Он научит задавать вопросы. Ты спрашиваешь у коллеги: «Как дела?» Он тебе говорит: «Хорошо». Это не равно вопросу: «Ну как, у тебя работа сделана?»
У меня такая история была с младшим сыном. Я Тиме — он тогда учился во втором классе — задавала вопрос: «Как дела?» Приходила с работы и спрашивала. Он говорил: «Хорошо». На следующий день: «Как дела?» — «Хорошо». «Как дела?» — «Хорошо». И тут пришло время идти на родительское собрание, и я на этом собрании журнал посмотрела, а там — мама дорогая! — одни двойки.
Выслушала все, что в школе думают про меня и моего ребенка. Я прихожу домой и говорю: «Как же ты мне говорил, что все хорошо? Я же у тебя спрашивала!» А он мне отвечает: «Ты не спрашивала, какие у меня оценки. Ты спрашивала, как у меня дела. А дела у меня хорошо!» И все.
Так вот, Бренифье учит, что в девяноста процентах случаев мы получаем ответ, который начинается со слов «Понимаешь…». А ты должен научиться ставить правильные вопросы и просить людей отвечать односложно. Только «да» или «нет». Просто ответь, ты сделал эту работу?
Называйте вещи своими именами
Намеки, недомолвки, откладывание неприятного разговора до последнего — все это плохие стратегии. Если вас что-то не устраивает, говорите прямо. Не ждите, что подчиненный сам об этом догадается.
Указывать на ошибки и слабости человека, чтобы он понимал, на что ему следует обратить внимание, сложно. Это неблагодарное занятие, но оно приносит много пользы в перспективе.
Объективная критика — самое важное, что вы можете дать своим сотрудникам. Источник
Максим Батырев:
— Очень важно называть вещи своими именами. Как бы ни было это неприятно, неудобно, некрасиво, но люди должны понимать четко и конкретно, что от них хотят и какие есть нарекания в их адрес.
Многие менеджеры боятся сказать сотруднику, что он плохо работает. А когда дело доходит до увольнения, выдают все на-гора: ты и там был плох, и здесь не так делал, и тут накосячил.
В большинстве случаев для сотрудников слова руководителя в такой момент оказываются сюрпризом. Но ведь лучше до этого не доводить.
Я радуюсь, когда люди добиваются результатов, и говорю им, что они молодцы. Хмурюсь, когда результаты неудовлетворительные, и тоже называю вещи своими именами. Высказываю в лицо девочкам недовольство, если они приходят на работу ненакрашенными, а ребятам — если небритыми. Говорю человеку, что он лентяй, если он лентяй, и что он трус, если он трус.
Да, многие обижаются, но зато преобразуются буквально на следующий день.
Так создается некая система координат. Понятно, что хорошо, а что плохо. Что можно, а чего нельзя. А при наличии системы координат всегда работается легче.
Берите на себя ответственность
Руководитель должен отвечать за свои решения. Это важно для каждого этажа управления. Анастасия Татулова рассказывает:
— Когда компания стала расширяться, мы запретили слова «администрация» и «руководство». Потому что, если оно есть, можно сказать: «Администрация приняла решение уволить тебя». Это слово, за которым нет личности, за которым скрывается неведомая сила, на которую можно свалить все. Все то, что ты хочешь сказать своему сотруднику, не желая при этом брать на себя личную ответственность.
Есть широко известная формула руководителя среднего звена, которая звучит так: «Они приняли решение, я вам сейчас его донесу, я с ним вообще-то не согласен, но защитить вас не смог».
Когда человек говорит такого рода вещи — это все, это провал. Потому что, если ты считаешь «решение компании» неправильным, у тебя есть право уволиться, уйти. Но если ты остаешься, то ты часть компании, это решение становится твоим тоже. Ты идешь и говоришь: «Мы так решили. Я так решил».
Не оставляйте зло безнаказанным
Зло должно быть наказано. Всегда. Этот принцип — один из самых главных в работе менеджера.
Максим Батырев:
— Зло — это такой проступок сотрудника, в котором имелся умысел. Или который был совершен осознанно. Если сотрудник случайно проспал, а такое, согласитесь, может быть, при этом он звонит вам на мобильный, извиняется, приезжает запыхавшийся и весь пунцовый от стыда на работу, навряд ли этот сотрудник заслуживает наказания.
А если сотрудник выкладывал в Instagram в три часа ночи фотографии из ночного клуба, а сегодня, не протрезвев, опоздал на полчаса, то он прекрасно все понимал и осознавал. Он проспал не случайно, он совершил злой поступок. Это нужно наказывать. Хотя бы для того, чтобы показать: система управления в компании работает. Остальные это увидят и вместо того, чтобы испугаться за свою шкуру, начнут власть уважать.
Если власть на зло реагировать не будет, то любое подразделение начнет разваливаться и умирать.
Когда сотрудники точно знают, что можно, чего нельзя и что им ОБЯЗАТЕЛЬНО попадет, если они сделают то, чего делать нельзя, и при этом ни прощений, ни исключений, ни индивидуального подхода, — то эффективность работы возрастает в разы!
Напоследок подчеркну еще один важный аспект. Наказания — это не только взыскания и штрафы. Иногда достаточно нахмуренных бровей. Главное — показать, что вы как представитель власти все видите и замечаете.
Не карайте за ошибки тех, кто способен на них учиться
Все совершают ошибки. Разница лишь в том, что успешные люди на них учатся, а неудачники — нет.
Если вы создадите атмосферу, в которой сотрудники не боятся допустить ошибку и способны извлечь из нее урок, вы увидите, насколько быстро начнет прогрессировать ваша компания. Это особенно важно в организациях, где нужны нестандартность и независимость мышления, так как для достижения успеха необходима способность принимать провалы как часть процесса.
Принципы
Рэй Далио, основатель компании Bridgewater Associates, рассказывает историю из своей практики:
— Росс , который на тот момент руководил направлением по торговле на бирже, забыл вложить деньги клиента. К тому времени, когда это обнаружилось, ущерб составлял несколько сотен тысяч долларов. Ошибка была более чем серьезной, я имел полное моральное право уволить Росса, чтобы дать сигнал остальным, что мне нужны только идеальные сотрудники.
Однако это было бы контрпродуктивным решением. Я потерял бы отличного специалиста и человека, а остальные сотрудники начали бы скрывать свои ошибки, что привело бы к формированию корпоративной культуры, где поощряется ложь и которая бы препятствовала росту и развитию компании.
Если бы Росс не прошел через этот болезненный опыт, и ему, и Bridgewater было бы только хуже. Сигнал, который я послал сотрудникам компании, не уволив Росса, был гораздо мощнее, чем если бы я с ним расстался.
Я показал, что совершать ошибки допустимо, но недопустимо не извлекать из них уроки.
После того как страсти улеглись, мы с Россом совместно придумали «Журнал ошибок», в котором наши трейдеры фиксируют все свои неудачные результаты, чтобы мы могли их отслеживать и отвечать на них системно. Этот инструмент стал одним из самых эффективных в нашей компании.
Конечно, при управлении людьми важно проводить различие между 1) способными сотрудниками, которые анализируют свои промахи и учатся на них, и 2) неспособными сотрудниками или способными, но теми, которые не хотят признавать свои ошибки и учиться на них.
Вдохновляйте
Руководитель не может находиться на работе круглосуточно и следить за каждой мелочью, поэтому он должен заражать сотрудников своим отношением к делу и клиентам.
Каждый должен чувствовать себя частью особенной команды и работать с удовольствием. Источник
Анастасия Татулова:
— Я, как директор, должна позаботиться о сотрудниках, чтобы они позаботились о гостях. Как-то так. Это простая конструкция, но в определенный момент она стала для меня откровением. Кто-то сказал, что официанты — кровь компании. Они приносят гостям все, что дал им «организм», — свое настроение, идеологию обслуживания, даже тон утренней планерки. Они стоят на переднем крае работы. И главное — увлечь их так, чтобы они потом создали для гостя праздник.
Не скупитесь на похвалы
Многие руководители в нашей стране не любят хвалить подчиненных.
«Зачем мне хвалить людей за одни и те же вещи? Один раз похвалил, и достаточно. Второй раз за ТО ЖЕ САМОЕ хвалить не стану».
«Они по-хорошему не понимают. Когда их хвалишь, они садятся на задницу и перестают работать. Поэтому их надо чаще лупить, чтобы задницы-то свои от стулов отрывали».
«Я не буду хвалить за промежуточные вещи. Меня интересует только конечный результат. Вот когда закончится период, тогда и похвалю».
Это реальные мнения некоторых управленцев. Максим Батырев уверен, что эти утверждения ошибочны:
— Человек, выполнивший поставленную вами задачу или даже простую просьбу, должен получить похвалу, должен испытать чувство гордости за себя и за свои действия. Почувствовать себя героем.
Похвала — это выстраивание системы координат.
Сотрудник будет сосредоточиваться на том, за что его хвалят, хотите вы этого или нет. Главное — ХВАЛИТЬ ЛЮДЕЙ ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО ТЫ САМ СЧИТАЕШЬ ПРАВИЛЬНЫМ (нужным, важным и т. п.). До каких пор это делать? Пока сами сотрудники не научатся себя хвалить за те вещи, которые вы считаете правильными.
А когда человека все время бьют, загоняют в рамки, применяют силу и власть, он просто научится защищаться и, скорее всего, покинет вас при первом удобном случае. Так и будет, если не хвалить.
Объясняйте свое ви́дение
Действуйте в открытую и всегда объясняйте «зачем», ставя задачу своим сотрудникам. Команда должна понимать, почему вы приняли то или иное решение.
Анастасия Татулова:
— Однажды Владимир Закурдаев из нашей мини-группы [на программе «Практика» в «Сколково»] нарисовал картинку: основатель компании и генеральный директор стоят перед горой и смотрят в одну сторону.
По ту сторону горы, допустим, река и корабль, ждет с кладом. Но гендиректор видит только склон, а собственник точно знает: там корабль. «Побежали», — говорит предприниматель своей команде и отправляется в путь. Но за ним никто не идет, потому что впереди гора.
«Погоди! Куда мы идем? Я вижу лес, овраг, гору, проблемы и вот это вот все. Нам туда зачем? Мы ноги сломаем, а возможно, и шею тоже!..» — отвечает генеральный директор.
Расскажите людям, что вы видите там, за горой. Источник
Когда ты знаешь, что там впереди, ты идешь. Когда человек не знает, то в лучшем случае он догоняет тебя, а в худшем — просто стоит на месте.
Такой конфликт часто порождает саботаж решений, неготовность к изменениям, раскол в компании. Но ведь два человека и правда не могут видеть одно и то же. Для того чтобы второй смог увидеть то, что видит первый, надо сделать несколько шагов назад и спокойно объяснить свое ви́дение.
Не допускайте неоднозначностей в работе
Одна из функций современного руководителя — формирование у людей верного представления о компании, в которой они работают. А недостаток информации приводит к тому, что сотрудник заполняет пустое пространство в своей голове тем, чем не нужно. В 100% случаев.
Максим Батырев:
— Чем выше в иерархической пирамиде ты находишься, тем, соответственно, дальше от тебя сотрудники. И тем меньше доходит до них правильной, с твоей точки зрения, информации. Даже самой прекрасной и радостной, которую ты хотел бы донести.
Если тебя от сотрудников отделяет одно звено, она будет слегка искажена и чуточку окрашена под мнение менеджера. Если тебя отделяет два звена, она будет искажена сильно, и те мотивы и посылы, которые ты направил людям, окажутся утрачены. Останется сухой остаток. Через три звена информация не дойдет.
Поэтому очень важно, чтобы у сотрудников всегда имелась возможность дотянуться до реальной объективной картины происходящего.
Осенью 2012 года до меня доползли слухи, что «все плохо». Что сотрудники начинают жаловаться на несправедливость, невезение, непонимание и прочие «не-». Тогда я впервые решил провести нечто наподобие пресс-конференции.
Я сделал следующее: дал команду, чтобы в подразделениях расставили ящики с щелью в крышке. Так у людей появилась возможность бросать туда бумажки с анонимными вопросами. Результат не заставил себя ждать.
У меня появилась возможность объяснить взрослым людям взрослым языком свою директорскую позицию, чем я с радостью и воспользовался.
Я отвечал на все без исключения вопросы, что заняло около двух часов, отвечал однозначно. Наполнял вакуум информацией, которой было нужно наполнить головы моих дорогих сотрудников: про карьеру, перспективы, тенденции, почему мы принимаем такие-то решения и куда мы движемся…
После той конференции атмосфера в департаменте выровнялась на глазах. Видимо, в мозгах не осталось неоднозначностей, которые всегда трактуются не в пользу работодателя.
Получайте обратную связь
Вы должны быть готовы получать и открыто анализировать обратную связь. Это не значит, что вы обязаны отказываться от своих решений, если кому-то они не нравятся, или идти на уступки. Но услышать мнение сотрудников, особенно когда это конструктивная критика, бывает очень полезно.
Существуют разные способы установить такую обратную связь. Например, в сети «АндерСон» действует линия 911.
Анастасия Татулова:
— Мы формируем культуру обратной связи, без которой для меня развитие невозможно. Недоволен зарплатой, столкнулся с несправедливостью, не можешь решить проблему — 911 создана для любых вопросов, жалоб, предложений, критики внутри компании.
В первый месяц работы 911 мы получили всего два обращения сотрудников, и оба анонимных. На то, чтобы система заработала полноценно, потребовалось два года. Сейчас в месяц мы получаем несколько десятков обращений.
Любое обращение в 911 попадает ко всем руководителям, включая меня и генерального директора. Каждое обращение в 911 регистрируется и висит до тех пор, пока вопрос не будет закрыт и инициатор не отметит, что проблема или вопрос решен.
Линия 911 — это важная часть ДНК «АндерСона», одна из ценностей, которая учит нас всех: говори открыто.
Четыре раза в год я провожу «Открытый диалог», на который может прийти и задать свой вопрос абсолютно любой сотрудник. Часть вопросов мне заранее присылают по почте, часть задают напрямую или передают из зала в виде анонимных записок. На мой взгляд, такие открытые встречи очень эффективны. Это полезно обеим сторонам. Сотрудники понимают, что их слышат. А я знаю, что происходит в компании и на каких точках следует сфокусироваться.
Не вступайте в переговоры с террористами
Никогда не вступайте в переговоры с людьми, которые хотят сделать вас заложником какой-либо ситуации. Это одно из железных правил Максима Батырева. Вот что он пишет:
— Кого можно считать террористами в бизнесе? Любой сотрудник, который каким-либо способом вам угрожает, и есть так называемый террорист. Особенные любители таких угроз — это подразделения или персонал, без которых организация не функционирует, либо сотрудники, обладающие уникальным функционалом.
С людьми, которые встают в оппозицию к компании и начинают выдвигать ультиматумы, нужно уметь расставаться. Источник
В нашем бизнесе одна из основных услуг, благодаря которой мы оказываем клиентам беспрерывную поддержку, — это горячая линия. И я вспоминаю, как в далеком 2004 году наша горячая линия стала бандой террористов…
Ребята там работали хорошие, консультировали клиентов грамотно, были доброжелательными и приятными. Но в один прекрасный момент один из них начал проявлять недовольство, связанное с тем, что Павел Михайлович [Гориславцев, основатель компании «Что делать Консалт»] решил совершенно перестроить нашу компанию.
П. М. мог зайти в любое время в любой кабинет, чтобы проверить, есть ли хоть один человек в комнате. Звонил на разные телефоны, чтобы убедиться, что трубку снимают не позже, чем после третьего гудка. Личным вниманием и постоянным присутствием он воспитывал в нас уважение к клиентам и дисциплину.
И вот однажды Павел Михайлович зашел в кабинет, где находилась наша горячая линия, точнее, где должны были пребывать ее сотрудники. Телефоны разрывались. В комнате никого не было. П. М. сел за стол и начал отвечать на звонки.
Через 20 минут сплоченный коллектив консультантов вернулся в кабинет, где с удивлением обнаружил собственника, делающего их работу. Имел место серьезный разговор.
Вперед вышел некий хмурый сотрудник и начал качать права: «Мы — мозг компании. Нам нужны особенные условия труда. Мы не согласны с решениями, которые принимаются в компании. Если вы не согласны с тем, что мы исключительное подразделение, мы будем работать так же, как вы к нам относитесь!»
Погрустневший П. М. спросил у остальных:
— Все согласны?
Все дружно закивали, нахмурив при этом брови. Террористы захватили Павла Михайловича в заложники. Минут через тридцать все бывшие консультанты горячей линии собирали свои вещи и, поджав хвосты, выбегали из офиса. Их уволили в одно мгновение.
Обучайте и направляйте сотрудников, но не занимайтесь перевоспитанием
Можно ли, скажем, воспитать начальника производства? И да, и нет. В молодых коллективах люди растут, меняются, расцветают или разочаровываются, находят свое место или, напротив того, видят, что эта сфера деятельности им не по душе. Анастасия Татулова рассказывает:
— У нас много хороших случаев, когда человек на определенной позиции просто не мог себя проявить, не подходил, а потом мы находили то, от чего его реально прет и таращит. Он на новом месте горы сворачивает. Это самая классная штука. Надо просто, чтобы человек хотел искать. И чтобы компания была готова этим заниматься, потому что процесс сложный.
Но тут нужно различать: помочь человеку найти себя и начать работать более смело, раскованно, мощно — можно; изменить самого человека — нельзя.
Нельзя изменить что-то главное — характер и обусловленный характером взгляд на вещи.
Так что в своем коллективе воспитать начальника производства вполне возможно, а воспитать конкретного человека — никак.
Если вы понимаете, что вам с тем или иным работником не по пути, расставайтесь с ним сразу, как решили. Не тяните, не ждите, не надейтесь, что он внезапно исправится. Лучше быть одному, чем с кем попало.
По материалам книг «45 татуировок менеджера», «Нельзя, но можно», «Принципы»
Обложка поста отсюда
Недавно услышала фразу, которая мне очень понравилась. Спешу поделиться ею.
Руководитель — это мостик между целями сотрудника и компанией. То есть, это человек, который помогает сотрудникам достигать их профессиональных целей в компании.
Да, в управлении персоналом есть неколебимая истина, утверждающая, что для того, чтобы сотрудники работали долго и успешно, были счастливы, и чтобы им не грозило выгорание, нужно помогать им достигать их личных целей на работе. Естественно, речь идет о профессиональных целях сотрудников. Личные цели должны совпадать с целями компании (если смотреть глобально), ценности людей должны совпадать с ценностями компании. Тогда есть гармония, ощущение сопричастности к жизни компании, есть вклад в развитие.
Но интересна сама постановка вопроса: руководитель — этот тот, кто помогает достигать целей.
Образ руководителя глазами кандидатов складывается весьма и весьма интересный. Как правило я слышу на собеседованиях от кандидатов, что руководитель (сразу оговорюсь, речь идет об идеальном портрете руководителя) — это
- наставник (значение воспитывающий),
- старший товарищ (значение друг),
- опытный и мудрый человек, который помогает советом (значение поддерживающий)
- демократичный, но уважающий подчиненных (значение близкий)
- относящийся с пониманием и с заботой о сотрудниках (значение заботливый),
- развивающий, человек, у которого можно чему-то научиться (значение передающий знания).
Чем это не образ отца? Очень похож по смысловому наполнению. По крайней мере, веет от этих ответов ассоциацией с отцом, родственником, и с мудрым и близким, более старшим по возрасту человеком. И везде на первое место выходит значение достижения целей сотрудников с помощью руководителя.
И где здесь значение «управлять — значить достигать своих собственных целей силами других людей (сотрудников)? А мы так привыкли считать. Нас так учат.
Этого нет. Во всех этих ассоциациях и ответах кандидатов я вижу только значение «помогающий достигать целей сотрудника», то есть получать знания, опыт, поддержку со стороны руководителя.
По-моему, мудрый русский язык нам подсказывает, в какую сторону обратить свои глаза руководителю, чтобы действительно управлять. Руководить — значит помогать сотрудникам достигать их собственных целей в компании.
Интересное языковое видение руководителя:)
В бизнесе, как в автомобиле, важна каждая деталь. Но любой механизм может давать сбой. Как предотвратить конфликт между руководителем и подчинённым и как нивелировать последствия — узнаём вместе с психологом Еленой Пичугиной.
В марте 2021 правозащитниками активно обсуждается законопроект, предусматривающий упрощение процедуры возмещения морального ущерба при незаконном увольнении. Принятие закона предполагает определённые риски для работодателя. В случае конфликта с руководителем недовольный сотрудник может подать заявление о компенсации даже после окончательного решения суда и расставания. Поэтому руководителям крайне важно не только научиться выходить из конфликтов с минимальными последствиями, но и предотвращать их возникновение.
Содержание
- Причины конфликтов
- Действия по предупреждению конфликтов
- Что делать, если конфликт уже в разгаре?
- Как перевести конфликт в конструктивное русло?
- Что ожидают подчинённые от руководителя?
Причины конфликтов
Понятно, что вариативность причин, по которым произошёл конфликт, может быть огромной. Только как такое может произойти между руководителем и подчиненным? Не знаю, как вы, но я в недоумении.
Почему?
Потому что на старте взаимодействия у начальника и подчинённого абсолютно одни и те же интересы: каждому нужно получить доход (зарплату), вложив минимум ресурсов (сил и времени). Где здесь место конфликту?
И тут начинается самое интересное.
Первая, самая распространённая причина конфликта между руководителем и подчинённым – непонимание обеими сторонами единства выгод. Удивитесь, но это реально так.
Вторая причина: разный взгляд на оптимальный вариант достижения цели. Например, сотрудник считает, что получает зарплату за отработанное им время, а начальник уверен, что за объём проделанной работы.
И третья и самая острая причина — острая, потому что затрагивает личностные, самые нежные струны человеческой души, — это когда речь заходит о качестве работы. Особенная тонкость в том, что в этой области претензии бывают как открытыми, так и скрытыми (например, сотруднику просто вдруг не дают премию наравне с другими коллегами), а также объективными и субъективными (“Вы меня не уважаете! Да почему же? Потому что вы со мной спорите!”).
Эти ситуации только с первого взгляда кажутся несуразными, запутанными и неизбежными. На самом деле, зная и применяя социальную психологию на практике, такие конфликты легко не допускать или очень оперативно разрешать.
Инициатором конфликта может быть как начальник, так и подчинённый. Подчинённый чаще всего идёт на конфликт по следующим причинам:
- недовольство оплатой труда;
- неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиляции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабочем месте и т.п.);
- недостатки в организации труда;
- несоответствие прав и обязанностей;
- неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска, штурмовщина);
- неудобный график работы;
- упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причем не по его вине);
- необеспеченность заданий ресурсами (в частности, перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими).
Начальник инициирует конфликт, в основном, по причине недовольства результатами труда конкретного сотрудника. Поэтому на старте очень важно определять, что является целью взаимодействия руководителя и подчинённого — целью компании как сообщества людей. И поддерживать условия, при которых об этой цели будут помнить все сотрудники.
Действия по предупреждению конфликтов
Что можно сделать, чтобы минимизировать риск возникновения конфликта?
— Обязательное ясное и четкое определение целей и задач коллектива с подчеркиванием совместных выгод.
— Оперативная, открытая и обоснованная система оценки качественных и количественных параметров труда каждого сотрудника.
— Открытое и откровенное обсуждение с сотрудником результатов оценки его труда и эмоциональных впечатлений (что не менее значимо) от его труда и существования в коллективе.
Наверняка вы заметили, что все эти рекомендации в адрес руководства. Конечно. Тут даже нечего спорить, что основная ответственность за рабочий конфликт лежит на начальнике. Отношения между руководителем и подчинённым неравнозначны. В силу своего авторитетного положения и, соответственно, большей свободы действий только начальник имеет возможность заранее продумать и предотвратить формирование конфликтной территории. Подстелить, так сказать, соломку. Или же оперативно ликвидировать образовавшуюся брешь во взаимодействии.
Но сотрудник тоже не беспомощен. При отсутствии ясности по обозначенным вопросам, он может сам инициировать их обсуждение. И договориться «на берегу» с потенциальным начальником, и передоговориться с действующим руководителем.
Руководитель должен быть готов к «неудобным» вопросам подчинённых. Они имеют полное моральное и юридическое право задавать вопросы по поводу организации труда.
Что делать, если конфликт уже в разгаре?
Что делать?
- Проявляйте выдержку. Учитывая, что в конфликтах «прорывается» наболевшее, ведите дело с максимальным тактом и осторожностью, чтобы не дать вовлечь себя в конфликт или усугубить его.
- Не спешите с выводами и обещаниями, не «рубите с плеча». Только выслушав другую сторону, проверив все факты и утверждения, осмысливайте ситуацию и принимайте соответствующие меры.
- Выслушивайте обращающихся к вам, дайте высказаться до конца, полностью используя терапевтический эффект возможности выговориться, «поплакаться».
- Не переоценивайте степень своей информированности, помните, что эффективность коммуникации «снизу — вверх» (от подчиненных к руководителям) составляет в среднем всего лишь 10%.
Справка
Эффективность коммуникаций различна. Результативность горизонтальных связей (в отношениях на равных, типа «сотрудник-сотрудник») достигает 90%, вертикальных (между руководителем и подчинённым) — 20-25%, (т.е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля.
Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а управляющий цехом — около 40%. Коммуникации снизу вверх ещё более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.
Цит. по: «Основы менеджмента», А. Семенов, В. Набоков, 2020
Даже очень сложную конфликтную ситуацию можно разрешить конструктивно. То есть с пользой для обеих сторон. Можно пригласить независимое третье лицо. Можно общаться письменно: в этом случае сложнее организовать обмен негативными эмоциями и легче сконцентрироваться на сути вопроса.
Сосредоточьтесь на фактах: что именно произошло, когда произошло и почему это плохо? Отделите эмоции, не ударяйтесь в предположения и не ведитесь на слухи.
Уточняйте, видел ли ваш собственник собственными глазами то, о чём говорит, а если нет, то спросите, откуда именно информация.
Как перевести конфликт в конструктивное русло?
Ошибочно думать, что конфликты — это всегда зло для компании. Они могут быть как деструктивными: мешать достижению целей компании; как и конструктивными: создавать здоровую конкуренцию, способствовать достижению целей.
Проблема в том, что априори конкуренции между начальником и подчинённым нет. Конкуренция может возникать только в равных отношениях: сотрудник-сотрудник, руководитель одного отдела — руководитель другого. Поэтому вывести уже возникший конфликт между начальником и подчинённым в конструктивное русло может быть проблематично. В этом случае руководитель может напомнить подчинённому о выгодах, которые он получает, работая в конкретной компании. То есть перевести диалог из «мне нужно» и «компании нужно» в формат «тебе нужно».
Что ожидают подчинённые от руководителя?
Никто не говорит, что быть эффективным руководителем — легко.
«Неприятно ощущать себя котлетой, которую хотят съесть»
Самое сложное — это отношения с другими людьми. Много ошибок совершается из-за неготовности к отношениям именно в бизнесе. И в первую очередь — с сотрудниками. Неприятно ощущать себя котлетой, которую хотят съесть. Те, кто у тебя работают, не всегда готовы и хотят понимать хоть сотую долю твоих трудностей. Это сложно пережить. Но если решил заниматься бизнесом, то придётся выстраивать отношения с работающими у тебя людьми. Этому нигде и никто не научит, только через пот, кровь и слезы.
Придется смириться с тем, что ты нехороший. Так как для всех хорошим быть невозможно. В любом случае — станешь жёстче.
Но быть жёстким не значит быть конфликтным. Вот некоторые принципы эффективного и экологичного общения с сотрудниками:
- Просить что-то сделать лучше только одному человеку из команды, в порядке субординации.
- Избегать оскорблений, сарказма и двусмысленных фраз.
- Не стремитесь соперничать с подчинёнными, показывая себя умнее, круче, лучше. Не бойтесь потерять авторитет, соглашаясь с сотрудником. Используйте конструкции «да, но… «: «Да, Василий, ты прав. Но, к сожалению, компания не может так сделать — у нас нет таких ресурсов. Твоя идея интересная, и я думаю, что мы сможем вернуться к этому вопросу позже, когда появится такая возможность».
- Будьте последовательны в словах и действиях.
- Выстраивайте границы в общении, не бойтесь говорить твёрдо «нет».
- Честность и искренность (одинаковый ответ на один и тот же вопрос, если спрашивают разные люди).
Подчинённые от руководителя обычно ожидают:
- Профильные знания
- Умение наладить работу
- Видение перспективы
- Достойную и своевременную оплату труда
- Вежливое отношение
- Уважение
Самое главное в экологичным избегании конфликта или его разрешении: поддержание атмосферы разумности, тактичности поведения и уважительного общения (если уж не к личности оппонента, то хотя бы к его статусу).
Желаю всем вам только конструктивных конфликтов, в результате которых вы будете открывать для себя новые возможности и перспективы.
В качестве видеоиллюстрации к статье использован мультфильм авторства Ratib Zaman, Adnan Shamir, Hossain Farsad. Видео используется исключительно в просветительных целях. В случае претензий правообладателя редакция Бизнесолога обязуется удалить видео с этой страницы.