Что нужно для классного руководства

Памятка начинающему 
классному  руководителю

 Организация учебной деятельности класса

Уделяйте серьезное внимание учебной работе класса:

v 
Наладьте хорошие отношения с учителями, работающими
в классе.

v 
Введите систему  проверки дневников и требуйте от
родителей обязательной росписи в дневнике.  Контроль за успеваемостью лучше
вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную  беседу с
учеником, посетить урок по данному  предмету, встретиться с родителями  с целью
выработки наилучшего способа решения проблемы.

v 
Осторожно  оценивайте неудачи ученика, ведь он и
сам болезненно к ним относится, и имейте в виду, что ребенок не должен уходить
из школы обиженным на учителя.

v 
Ведите повседневный контроль за посещаемостью и
справками, заведите отдельный конверт для справок.

v 
Научитесь своевременно и четко заполнять журнал.

v 
Чаще бывайте на уроках других учителей в своем
классе, наблюдайте на различных уроках за ребятами, вырабатывайте навыки
ответственности и самостоятельности с первого дня, ведите строгий контроль  за
дежурством по школе, по классу и добивайтесь от всех выполнения обязанностей.

  Имейте
в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедайте педагогику
успеха      – она приносит хорошие результаты.

         Как
организовать взаимодействие с педагогами, работающими в классе.

Успешность воспитательного процесса в классе
невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими с
учащимися класса. Взаимодействуя с учителями- предметниками, классный
руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с
учащимися и коллективом.

    Возможные направления и формы взаимодействия между классным
руководителем и учителем- предметником:

  Классный руководитель:

·        
информирует учителя о психофизиологических
особенностях учащихся;

·        
изучает проблемы учеников в сфере «Учение»;

·        
поддерживает учащихся в учебном процессе, в
разрешении его учебных проблем;

·        
информирует учителя о неучебных (личностных,
межличностных, семейных) проблемах, если считает их значимыми в учебной деятельности;

·        
анализирует отношения учащихся класса с учителем,
помогает в налаживании отношений с классом и в случае конфликтной ситуации;

·        
по мере необходимости посещает уроки учащихся 
класса;

·        
оказывает содействие учителю в развитии
познавательного интереса учащихся класса к предмету через внеучебные формы
работы.

          Учитель:

·        
несет ответственность за усвоение учащимися
учебного материала;

·        
знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к
изучению предмета;

·        
готовит памятки- рекомендации, помогающие детям
овладеть учебной дисциплиной, например, «как подготовиться к сочинению», «как
успешно выполнить домашнее задание по физике» и т.д.

·        
своевременно информирует воспитателя  об учебных
проблемах учащихся;

·        
обсуждает с классным руководителем способы
разрешения проблем учащихся в сфере «Учение»;

·        
осуществляет индивидуальный подход к учащимся  в
организации и проведении занятий;

·        
с целью развития интересов у учащихся организует
внеучебную работу по предмету;

·        
по мере необходимости встречается с родителями
учащихся.

      Формы взаимодействия:

·        
текущие собеседования учитель  — классный
руководитель;

·        
собеседование  учитель  — классный руководитель  —
родитель;

·        
проблемные классные собрания, педагогические
советы, родительские собрания, медико-психолого-педагогические консилиумы, «круглые
столы», посвященные конкретному ученику или классу в целом»

·        
совместная организация познавательных дел.

Практические советы начинающему классному руководителю

 Обдумайте
возможность предварительного знакомства со  своим будущим классом.
Познакомьтесь с тем, как это делает Ш.А.Амонашвили (Амонашвили Ш.А.
Здравствуйте, дети! –М., 1983. С. 10-12. Заочное знакомство). Как изменится в
этом случае ситуация первой встречи с детьми?

 Как  добиться
эмоционального благополучия в классе? Перед тем как войти в класс, постарайтесь
добиться ощущения бодрости в теле, мобилизовать себя. Теперь можно входить в
класс. Начинайте действовать уверенно и спокойно.

 Найдите удобное
место и позу, меняйте свое положение, если оно вас почему- то не устраивает,
пока не почувствуете себя хорошо.

 Подумайте, не
мешает ли вам что-нибудь в вашем  теле. Руки – их некуда деть. Займите их
чем-нибудь  необходимым.

 Как
сформировать у себя  непрерывное, устойчивое внимание, навыки перераспределения
внимания, сосредоточения в общении?

 Чтобы внимание в классе в первые минуты не
рассеивалось, соберите его по «кругам внимания» (К.С. Станиславский):

         
сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый
круг» внимания);

         
постепенно расширяйтесь до группы учащихся
(«средний круг»);

         
теперь можно организовать «большой круг» внимания –
видеть весь класс. Как только почувствуете, что внимание рассеивается, начните
все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом
настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, родителей (объясните это
им), а также узнайте, что они думают по этому поводу.

 Предоставьте
ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

 Не подсказывайте
решение, а показывайте путь к нему, разбирайте с ребенком его правильные и
ложные шаги к цели.

 Не пропустите
момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте положительную оценку
поступка.

Как выражать неудовольствие поступками детей?

1.             
Можно выразить
неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.

2.             
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства,
какими бы непозволительными      они не были. Раз они возникли, значит, есть
причины.

3.             
Недовольство действиями ребенка не может возникать
то и дело — иначе это перерастает в неприятие ребенка.

4.             
Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку
ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря
на его оплошность.

5.             
Дайте понять, что когда неприятный разговор будет
окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

 Каковы главные
принципы и правила педагогического общения?

   Основные принципы общения с ребенком – безусловное принятие ребенка: исходное
положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями,
недостатками, промахами, бедами.

 Принимать ребенка
– это

v 
проявлять к нему терпимость, стремиться  понять его
и помочь ему;

v 
проявление уважения к личности и поддержание
чувства собственного достоинства в каждом («Уважать – душевно признавать
достоинства человека» (В.Даль.));

v 
осознание права личности быть непохожей на других;

v 
предоставление права на свободу выбора;

v 
оценка не личности ребенка, а его деятельности;

v 
владение способностью чувствовать (эмпатия),
понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с
его позиции;

v 
учитывать индивидуально- психологические и
личностные особенности ребенка.

Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения:

v 
проявлять педагогический такт (в каждом конкретном
случае применять метод, поддерживающий чувство собственного достоинства
ребенка);

v 
уметь слушать;

v 
уметь по внешним признакам определить состояние
ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с
вниманием и уважением, не прерывать собеседника;

v 
уметь говорить:

-владеть культурой речи (доступность,
образность, логичность высказывания, лаконичность);

-управлять голосом (интонация, дикция);

-управлять мимикой, жестами;

-ведение диалога, а не монолога;

-уметь управлять своим состоянием, чувствами.

Как подготовить и провести классный час

Классный час – одна из основных  форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему
быть – решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения,
доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится
долгожданной.

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие
в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них
системы отношений к окружающему миру.

 Выделяют следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

 Смысл просветительской функции состоит
в том, что кл. ч. позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены
в учебных программах. Какие это знания? Это сведения о событиях в стране и за
ее пределами, интересных людях и проблемах. Словом — обо всем, что волнует ребят,
заставляет их задуматься и переживать, можно вести  разговор на кл. ч.

 Ориентирующая функция классного часа заключается в формировании у учащихся определенных
отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей.

 Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический
опыт учащихся.

 Формирующая функция заключается в
формировании у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести
диалог, договариваться, аргументированно отстаивать свое мнение. Правильно
организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе,
положительное и действенное общественное мнение.

 У классного часа есть очевидные
преимущества перед другими формами внеклассной работы
:

— общение с учащимися в рамках классного часа
дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их
мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;

— результативность классного часа состоит в
том, что он может влиять на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного
или группы учащихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает
важнее мнения взрослого;

 — классный руководитель с помощью классного часа
 может создать определенные условия, с помощью которых он может 
спрогнозировать результативность воспитательной работы.

 Замечено, что воспитательный эффект классного
часа выше, когда  классный час  проводится регулярно, в специально
отведенное время
.

У каждого классного руководителя есть свои
«секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет
подготовительный этап.

 Подготовка классного часа  может строиться по
следующему плану:

— определение темы разговора с учащимися;

— формулировка целей и задач к. ч.;

— подбор необходимого материала и
оборудования;

— создание инициативной группы учащихся,
распределение поручений (если это       предусмотрено сценарием);

определение
целесообразности участия в классном  часе  других педагогов, родителей,
специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

 Традиционная
структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключение.

 Такая структура
позволяет проследить логику проведения классного  часа:  постановка проблемы во
вступлении, обсуждение в основной части,  принятие решения в заключении.

  Очень важно создать комфортный микроклимат в
классе, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать
свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми. Классный 
руководитель может предложить ребятам выработать правила общения  на
классном  часе:

С уважением относимся друг к
другу.

Любое мнение заслуживает
внимания.

Признаем право каждого на любой вопрос.

У каждого есть право быть выслушанным и
понятым. Пока один говорит, все слушают.

О своем желании высказаться сообщаем с помощью
поднятой руки.

В педагогической
практике хорошо зарекомендовали себя такие
формы проведения классного часа:

1.Беседа.

2.Дискуссия
(диспут
).
Позволяет вовлечь ребят в обсуждение
поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать
факты и явления, аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и
понимать иное мнение, позицию.

3.Сюжетно- ролевая игра – форма КТД
(коллективной творческой деятельности), позволяющая ученикам обсудить проблему,
повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с
помощью театра. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение
проблемы, выбор ситуации, распределение ролей, предварительное обсуждение
возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При планировании
ролевой игры учитель обязательно должен оставить время для обсуждения ее
участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения по
поводу спорных вопросов. Варианты проведения ролевых игр:  «инсценированный суд»,
«пресс-конференция», «спрашивали- отвечаем» и т.д.

4.Устный журнал— форма расширения и углубления
знаний  школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее
определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между
творческими группами учащихся.

5.Социально-культурный проект это самостоятельное исследование учащимися
различных социально- значимых проблем и создание социально- значимого
продукта.  Для осуществления проекта требуется время и соблюдение определенного
алгоритма действий:

изучение ситуации в социуме, школе, классе;

формирование социальной проблемы, в решении
которой класс может принять участие;

сбор  информации;

планирование;

формирование микрогрупп и назначение
ответственных;

практические действия;

определение приоритетов результативности;

групповой анализ выполнения поставленных задач.

6. «Мозговая атака»- один из способов быстрого
генерирования идей  (для решения конкретной проблемы или поиска ответа на
вопрос, например: «Как улучшить дежурство в классе?»). Правила проведения «мозговой
атаки» могут выглядеть следующим образом:

  Учитель фиксирует все мнения и идеи
учащихся.

  Если какое – либо предложение ученика
высказано не ясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его
поняли.

  Никого не заставляйте высказывать свое
мнение.

  Объясните детям, что при проведении «мозговой
атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.

  «Мозговая атака» заканчивается, когда все
идеи исчерпаны.

7.Большой интерес у учащихся вызывают классные
часы в
форме интеллектуальных
игр, конкурсов, путешествий, викторин
,
в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звездный час»,
«Что, где, когда», «Аншлаг», «Слабое звено», «Счастливый случай» и  т.д.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

(памятка для педагога)

Родительское
собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его
интересным и продуктивным? Эти советы могут оказаться особенно полезными
начинающему классному руководителю.

1. Для
проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и
постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было
запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2.
Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и
на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое
внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить
столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо
видели и слышали друг друга.

4.
Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще
недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе
с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать
верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы;
отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг
друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6.
Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите
регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе
собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия
родителей.

8. Сделать
общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

 9. При
обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт
наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и
совета школы.

10.
Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила  поведения
 классного  руководителя  на  родительском  собрании

1.
Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с
родителями.

2. С
помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать
ваше уважение и внимание к ним.

3.
Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее
волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи,
одни дети.

4.
Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы
родители всех учеников — и  благополучных, и детей  группы риска — ушли с
собрания с верой в своего ребенка.    

5. Результатом
вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность
родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу
поддержку и помощь других учителей школы.

Необходимым  элементом  проектирования  собственной  деятельности  классного
руководителя  является  разработка  и  составление  плана  воспитательной  работы.

  План
воспитательной работы становится не формальным набором мероприятий в том
случае, когда он создается в процессе тесного творческого, заинтересованного
общения учителя со своими воспитанниками, родителями.

         
Варианты  совместного  с
учащимися  планирования
 могут
быть самыми разнообразными:

1.
Микропрактикум  «Подумаем вместе
»   —  Класс разбивается на 4
группы (по количеству четвертей в году). В каждой группе выбирается
координатор. В ходе жеребьевки координаторы групп определяют четверть, которую
им  предстоит спланировать. Причем  мероприятия в плане должны быть  представлены
по направлениям: учеба, спорт, досуг, общение и т.д. Учащиеся сами определяют, кто
отвечает за проведение конкретного дела. По окончании работы группы  представляют
свои  предложения на листах ватмана и защищают их.

2. «Солнечный
 круг»
  —  На  листе ватмана нарисовано солнышко с лучиками. К ним
классный руководитель прикрепляет записки с заранее написанными формами  внеклассных
 мероприятий (викторины, классные часы, классные собрания, диспуты, праздники и
пр.) причем прикрепляются  они  чистой стороной вверх, чтобы дети не видели,
что на них написано. Ребята снимают  записочки и объединяются в группы
(например, диспуты, праздники, соревнования  и пр.). В группе выбирается  координатор.
В течение 20-25 минут дети должны придумать содержание данного мероприятия.
Свои  мини-проекты  группы сдают в жюри «Важных дел»,  куда войдут по одному  представителю
от каждой группы  и  классный  руководитель (можно привлечь родителей). Жюри
анализирует  мини- проекты  и определяет, какие отвечают  критериям:
занимательность, полезность дела. Результаты  работы  жюри  доводятся  до
сведения коллектива, лучшие проекты  вносятся  в план работы класса, а авторы
получают  возможность его реализовать. Затем в конце четверти или года лучшие
проекты и его авторы награждаются призами.

    Для
определения большей  результативности  плана  воспитательной  работы  в конце
учебного года  можно провести  
анкетирование  учащихся  и  родителей  класса с целью  выяснения  их отношения  к классным
делам и  пожеланий  на следующий учебный год. Примерные вопросы  анкет:  какие
мероприятия понравились, какие нет – почему?; в  каких  мероприятиях  принимали
 участие, в каких нет, но хотели бы?;  что можете предложить, какие  мероприятия
 включить в  план  будущего  года,  на что обратить внимание  классного
руководителя?

Методист
РМК                                                                                                                             Мажирина
И.Н.

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Несколько советов

молодому классному руководителю

СОВЕТ №1.

Изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю, который учил этих ре5бят с самого начала их поступления в школу. Поинтересуйтесь, как учились дети, есть ли проблемы у некоторых с поведением, кто входил в актив класса, на кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий, постарайтесь узнать как можно больше информации, которая помогает спланировать воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию можно спросить у преподавателей-предметников или заместителя директора по воспитательной работе.

СОВЕТ №2.

Не забывайте, что воспитание начинается в семье. По словам В.А Сухомлинского, «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Основа взаимодействия классного руководителя и семьи – заинтересованность обеих сторон в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. Поэтому основные функции классного руководителя во взаимодействии с семьей следующие:

— ознакомить родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса школы,

— систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей,

— вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,

— обеспечение сотрудничества родителей и педагогов для решения актуальных проблем в обучении и воспитании детей

СОВЕТ №3.

Свою работу начинайте с диагностики семьи. Это необходимо для выявления проблем в воспитании ребенка, изучения жилищно-бытовых условий, в которых он находится, выработки единого взгляда педагогов и родителей на воспитание и развитие детей.

Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о своем приходе. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон должен быть дружелюбным и спокойным. В разговоре ни в коем случае не поучайте родителей, можете только советовать или рекомендовать. Отправляясь на встречу, продумайте заранее вопросы или основные пункты беседы. Хорошо, если во время разговора в квартире находятся все члены семьи, так вы сможете познакомиться со всеми сразу в зависимости от того, о чем вы говорите с родителями, ребенок может находиться, либо с вами, либо под каким-либо предлогом в другой комнате. Не затягивайте свой визит, помните о правилах хорошего тона. После посещения обязательно зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.

СОВЕТ №4.

Работу с родителями стройте дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в воспитании, а другие могут поделиться опытом семейного воспитания. Поэтому не навязывайте всем одинаковые формы взаимодействия, ориентируйтесь на их потребности, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщайте к делам класса, школы. Предоставьте родительскому сообществу информацию о важных для класса и школы дел, чтобы каждая семья могла определить свою форму и меру участия в них.

СОВЕТ №5.

Никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер.

СОВЕТ №6.

Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми, первое родительское собрание.

СОВЕТ №7.

Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому, кому это особенно необходимо.

СОВЕТ №8.

Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.

СОВЕТ №9.

Формула успешной деятельности классного руководителя: Любовь→Доверие→Понимание→Поддержка.

СОВЕТ №10.

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «Сомнение – не в пользу мудрых»,  — говорил Сократ.

СОВЕТ №11.

С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Вспомните мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив — будь им!»

СОВЕТ №12.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

— сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

— написать характеристику класс (если вы взяли классное руководство только в этом году, то постарайтесь это сделать в течение 1 семестра();

— определить цели, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Продумайте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

* учебные дела;

* участие вы общешкольных мероприятиях;

* дела класс;

* работа с родителями;

* индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию: классный журнал;

— план воспитательной работы с классным коллективом;

— тетрадь классного руководителя в любой форме;

— дневники учащихся;

— личные дела учащихся;

— психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

— папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

  1. кабинет, закрепленный за вашим классом;
  2.  помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
  3. прикрепленный пришкольный участок;
  4. дни дежурства по школе;
  5. график дежурства по классу;
  6.  список учащихся на получение справки для покупки проездного билета;
  7. список многодетных и социально незащищенных семей с указанием домашнего адреса, телефона (социальный паспорт класса);
  8.  сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  9.  распределение общественных поручений;
  10. список учителей-предметников, работающих в классе;
  11. расписание занятий класса;
  12. расписание по личной учебной нагрузке;
  13. состав родительского комитета;
  14. цепочка для срочного оповещения учащихся;
  15. дни рождения учеников по месяцам;
  16. дела, которые требуют предварительной подготовки;
  17. акции, в которых может принять участие класс.

СОВЕТ №13.

В зависимости от целей родительских собраний их можно классифицировать по видам и формам проведения:

Виды родительских собраний:

* общие (классные или по параллелям) – проводятся для решения организационных вопросов жизнедеятельности;

* дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) – определяются по запросам родителей в целях решения назревших проблем;

* целевые собрания, определяющие структуру соуправления и связанные с проведением экспертизы (обычно в начале каждого учебного года).

Формы проведения собраний:

— информационно-консультативные,

— дискуссионные,- тематические,

— «круглый стол», творческая встреча и т.д.

В подготовке и проведении собрания рекомендуется учесть следующие моменты:

1. Не забудьте заранее предупредить родителей о теме, дате и времени проведения родительского собрания, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, чтобы в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, последние заранее сообщили об этом, написав записку. Явка на собрание – знак уважения к школе, учителю.

2. Если вы только стали кл. руководителем и не знакомы с родителями, подготовьте для них бейджик с именем, отчеством и фамилией, так будет легче общаться во время собрания. Чтобы создать непринужденную обстановку, можно поставить столы и стулья по кругу, создать так называемый «круглый стол»: все хорошо видят и слышат друг друга.

3. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родители. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

4. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано мнение и неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабоуспевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители могут получить от учителя здесь же, на собрании в письменном виде. Например, каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.

5. Классный руководитель может практиковать лекции-выступления родителей, педагогов, юристов, медиков, затем здесь можно организовать обсуждение возникшей проблемы, обменяться опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

6. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании. На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

7. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.

8. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, с конкретным планом работы на семестр. Договоритесь об оказании с их стороны помощи в организации и проведении классных и школьных мероприятий, пригласите к участию в данных мероприятиях.

10 Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста; о том, в какие дни проходят дополнительные занятия по отдельным предметам.

11. Обязательно скажите родителям о требованиях к внешнему виду учащихся, о наличии у них сменной обуви, о ведении дневников.

12. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек (это минимум). Объявите заранее о днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график по месяцам. Обязательно запланируйте встречу с теми родителями, которые не пришли на собрание.

13. Пригласите на собрание учителей, преподающих в вашем классе, чтобы они рассказали о своих требованиях к предмету, дали соответствующие рекомендации для родителей.

СОВЕТ №14.

Начало каждого года – это часто и переход детей на новый «возрастной этап». Родители могут не знать психологических особенностей детей этого возраста. Поэтому пригласите школьного психолога, который предупредит родителей о возможных осложнениях в поведении детей, сможет дать квалифицированную консультацию по ряду проблем, возникающих в процессе воспитания.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

СОВЕТ №15.

Для получения обратной связи от родителей используйте методику «Незаконченное предложение». Отзыв о встрече они заполняют в конце родительского собрания.

Я узнал, что…

Новым для меня стало…

Я убедился, что …

Меня не смогли убедить в том, что …

Я категорически против того, чтобы…

Я возмущен тем, что…

СОВЕТ №16.

Чтобы создать непринужденную обстановку перед началом собрания, во время заполнения каких-либо анкет может звучать легкая спокойная музыка. Как правило, родители приходят в школу после трудового дня, усталые, а звучащая музыка поможет создать благоприятный эмоциональный фон. Хорошо, если вы совместно с ребятами подготовите выставку о проведенных мероприятиях в классе «День знаний», «День именинника», «Рыцарский турнир» и т.д. Экскурсии тоже могут быть отражены в классной летописи. Видеоматериалы более расширят представление о вашей работе. Позиционируйте свою профессиональную деятельность! Это позволит установить быстрый контакт с родителями. А такие формы взаимодействия позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

СОВЕТ №17.

И еще: не надо думать, что родители чем-то обязаны школе. У родителей свой круг обязанностей и дел. Тем не менее, с каждым из них, даже если родитель избегает контактов с педагогами или просто не в состоянии активно участвовать в школьной жизни, надо пытаться построить партнерские отношения только потому, что его ребенок или дети ходят в эту школу. Именно такая установка и создает психологические предпосылки для сотрудничества.

СОВЕТ №18.

Помните: классный руководитель ответствен за воспитание душ своих учеников. О силе человеческого слова писал М.Пришвин: «В каждой душе живут слово, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». Звезды зажигают звезды. И воспитать в ученике яркую незаурядную личность может только такая же личность.

3829 (1)

Классный руководитель – учитель, который не только передает школьникам знания по конкретному предмету, но и координирует жизнь класса в целом. Именно он часто взаимодействует с учениками, следит за их успеваемостью и выступает в роли наставника, когда они участвуют в мероприятиях, олимпиадах и конкурсах.

Содержание

Что входит в обязанности классного руководителя?

1. Классный руководитель должен проводить воспитательную работу

Выполнение воспитательных задач основа деятельности классного руководителя. Ему необходимо следить за атмосферой в классе и принимать меры по предотвращению конфликтов среди учеников школы. Для воспитания учащихся отводятся отдельные классные часы, во время которых коллективы могут обсудить насущные проблемы и придумать выходы из непростых ситуаций.

2. Классный руководитель должен знать актуальные требования ФГОС

Педагогу нужно знать о новшествах, касающихся работников образовательной организации, и следить за остальными реформами в области образования. Особое значение имеет преподавание материала: ФГОС надо реализовывать так, чтобы передача знаний была увлекательным процессом, а не «сухой» отработкой должностных обязанностей.

3. Классный руководитель должен привлекать к сотрудничеству родителей учеников

Педагогу в своей деятельности нужно контактировать и с членами класса, и с их родителями. Законные представители должны знать обо всех проводимых медицинских осмотрах, прививках, предстоящих воспитательных мероприятиях, о поведении детей. Для взаимодействия классного руководителя и родителей учеников проводятся собрания в очной форме. Также связь поддерживается при помощи общих чатов, которые, как правило, организуют и модерируют члены родительского комитета.

Мы помогаем вырваться вперед в рейтинге школ

Наши выпускники побеждают в олимпиадах, получают 100 баллов на ЕГЭ, поступают в лучшие вузы страны и становятся гордостью своих школ

4. Классный руководитель должен контролировать успеваемость учеников

Классному руководителю необходимо проверять классный журнал и следить за тем, чтобы каждый ребенок выполнил все необходимые работы, не имел по итогам триместров/полугодий задолженностей, не превышал отведенное количество пропусков занятий.

5. Классный руководитель должен содействовать социализации детей

Любовь к обучению в школе сложно представить без дружного коллектива. Дети, которые проводят пять дней в неделю под одной крышей, на самом деле мало знают друг о друге. Задача классного руководителя – сплотить членов класса посредством групповых форм работ, дать каждому ученику возможность проявить себя. 

6. Классный руководитель должен соблюдать гарантии доступности образовательных ресурсов

Педагог не может открыть сбор денежных средств для покупки учебных пособий. Порекомендовать книги – да, но не принуждать. А также классный руководитель не вправе препятствовать участию ребенка в проверочной работе, если у последнего отсутствует сборник тестов.

7. Классный руководитель должен содействовать раскрытию талантов

Педагог должен подмечать, в каких областях ученики достигают успехов. Если школьники проявляют заинтересованность, стабильно демонстрируют высокие результаты по какому-либо предмету, им можно предложить попробовать свои силы в олимпиадах. Да, перед классными руководителями стоят десятки задач, поэтому найти время на подготовку юных олимпиадников не так-то просто. Но вовсе не обязательно самостоятельно обучать детей – можно помочь им ценными рекомендациями и поддержкой.

Онлайн-курсы подготовки к ВсОШ и перечневым состязаниям помогут школьникам встать на путь олимпиад, покорить интеллектуальные соревнования и получить ценные призы. На занятиях ребята ознакомятся со всеми особенностями заданий, изучат теорию, которую смогут успешно применить в 2023/2024 сезоне, и закрепят весь материал на практике.

image 2369 (1)

Какими чертами должен обладать классный руководитель?

Педагог, который управляет целым коллективом учащихся, обязательно должен отличаться стрессоустойчивостью. Крики, оскорбления, прилюдные унижения запрещено использовать любому педагогическому работнику и руководству. Деструктивное поведение не должно быть свойственно и другим должностям.

В школе собраны дети с разными судьбами, темпераментами, взглядами. Учителю надо быть тактичным, уважительно относиться ко всему коллективу класса.

При осуществлении деятельности классному руководителю поможет наблюдательность. Каково взаимодействие между членами класса, есть ли «симптомы» буллинга? В каких сферах дети демонстрируют свои способности? На эти и другие вопросы можно найти ответы, если чутко следить за атмосферой в группе. 

Опрятность характеризует педагога как личность. Он своими взглядами и поступками должен подавать ученикам положительный пример. Образ не только мудрого, но и аккуратного учителя, который следит за собой, всегда вызывает приятные воспоминания.

Твердость характера – одна из профессиональных черт учителя. Классный руководитель должен быть авторитетом для членов класса. Если он будет постоянно потакать желаниям детей, они начнут халатнее относиться к выполнению домашнего задания и посещению школы.

Любовь к деятельности видна сразу. Если учителя раздражает атмосфера, царящая в образовательных учреждениях, если он не любит детей, это быстро бросается в глаза. И тогда о построении доверительных отношений с учениками и их родителями не может быть и речи.

Классный руководитель должен быть готов к совместной работе в педагогическом коллективе. Нужно слушать и слышать коллег, грамотно обсуждать вопросы с другими классными наставниками.

image 2381 (1)

Как выстраивать взаимодействие с классом?

Ученикам интереснее слушать не монотонные лекции, а материал, который преподносится с долей юмора или забавных ассоциаций. В целом – не будьте угрюмыми людьми, тогда дети потянутся к вам.

•   Предлагайте тактики по повышению успеваемости

Если у учеников возникают сложности с освоением некоторых предметов, предоставьте перечень действий, которые можно предпринять для улучшения ситуации. Укажите, какие контрольные надо написать, какие доклады и презентации подготовить, чтобы заработать хорошие оценки.

•   Не умаляйте достоинство учеников и их родителей

«Если будешь плохо учиться, то пойдешь по стопам своего отца станешь уборщиком!». Подобная озвученная мысль поставит школьника в неловкое положение перед всем классом и ухудшит ваше взаимодействие. Аккуратнее подбирайте слова для критики.

Родительские собрания в школах

Правила организации родительских собраний

•   Организуйте классный час по самопрезентации

Попросите детей подготовить небольшие рассказы о своей жизни и своих увлечениях. Так вы сможете понять, чему ученики посвящают свободное время, и узнаете об интересах представителей младших поколений. А каждому школьнику удастся обменяться опытом и найти единомышленников.

•   Консультируйте классы по всем учебным вопросам

Будьте готовы к диалогу. У учеников могут возникнуть вопросы о дальнейшей сдаче экзаменов и поступлении в вуз, о том, как решать задачу, какими функциями обладают олимпиады. Делитесь опытом выпускников прошлых лет, историями из практики, советуйте детям варианты университетов и т.д.

•   Сотрудничайте с учениками

Работайте с детьми над общими проектами, помогайте им взять все от школьной поры, привлекайте к участию в конкурсах. Например, если ваш класс едет в другую школу на муниципальный этап Всероссийской олимпиады, отправьтесь вместе с ним в роли сопровождающего. Ученики смогут настроиться на усердную работу, если перед ответственным моментом они будут рядом с главным наставником – со своим классным руководителем.

image 2382 (1)

Как общаться с родителями учеников?

Установите временные рамки общения с родителями

На родителях лежат не менее важные обязанности по воспитанию и обучению младшего поколения. Если у законных представителей возникают вопросы, они начинают в полночь связываться с воспитателями, строчить сообщения классному руководителю. Чтобы таких случаев не возникало, сразу обозначьте время, когда с вами можно контактировать. А также укажите формат взаимодействия – переписки или звонки.

Не сплетничайте с родителями

Вероятно, что вам встретятся родители, которые захотят самоутвердиться за счет принижения одноклассников их сына/дочери, поговорить о других учителях и обсудить их педагогическую деятельность. Не поддерживайте диалог, который перетекает в такое русло. Сразу пресекайте попытки высмеять или унизить иных лиц: законных представителей, которые пришли к вам на консультацию, должны волновать дела их ребенка. И не давайте родителям управлять обязанностями классного руководителя. Педагог имеет соответствующее образование, он компетентен в вопросах обучения детей.

Заранее продумывайте ход родительских собраний

Встречи родителей и классного руководителя проводятся не так часто. Чтобы эти часы приносили максимальную пользу, нужно заблаговременно заботиться о плане беседы. Заранее отмечайте темы, которые нужно раскрыть: обсудить работы, которые выполняют школьники, общие тенденции успеваемости, анонсы мероприятий, направления образовательной деятельности, поговорить об обязанностях учеников.

3808 (1)

Выводы

Классный руководитель – не только учитель, но и наставник, способный эффективно управлять коллективом. Даже через много лет после окончания школы люди вспоминают с улыбкой тех классных руководителей, которые вкладывали душу в свою деятельность, а не просто следовали шаблону.

Данная должность – и дополнительные заботы, и дополнительные возможности. Если вы регулярно будете подмечать положительные стороны своей работы, то ваша любовь к педагогике и роли классного руководителя не угаснет.

Поделиться в социальных сетях

Какие плюсы классного руководства вы можете выделить?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Обязанности классного руководителя закреплены в локальных актах школы. Причём у разных школ они могут отличаться.

Глобальная задача — создать безопасную воспитывающую среду в классе. А как он будет это делать — решать ему. Но есть несколько задач, которыми занимается каждый классный руководитель.

Следить за посещаемостью и успеваемостью

В начале дня классный руководитель узнаёт, все ли ученики пришли в школу, и сразу связывается с родителями тех, кого нет.

Весь рабочий день он общается со школьниками, учителями-предметниками, администрацией школы, чтобы решить текущие проблемы: кто-то опоздал на урок, не выучил домашнее задание или плохо написал контрольную.

Решать организационные вопросы

В течение дня классный руководитель решает организационные вопросы класса — например, касающиеся питания учащихся или дежурства по классу. В средней и старшей школе ученики берут на себя ответственность за эти вопросы и сами организуют процессы, но их надо проконтролировать.

Проводить классные часы и другие мероприятия

На классном часе можно обсудить текущие вопросы и проблемы. Или посвятить его определённой теме — вместе изучить профессии будущего, разобраться в новой технологии, устроить дискуссионный клуб.

Также этом году во всех школах запустят цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Задача классного руководителя — продумать, как пройдёт классный час: формат, повестка, продолжительность.

Классный руководитель вместе с учениками участвует в мероприятиях. Это могут быть не только классические субботники или дни самоуправления. События можно разнообразить: сходить на экскурсию на работу одного из родителей или устроить целую конференцию, где взрослые расскажут о своих профессиях; провести квест в школе.

Общаться с родителями учеников

Классный руководитель делает это каждый день: встречается лично, созванивается, переписывается в мессенджерах, отправляет информацию в школьный чат. Но основная форма общения с родителями — собрания.

Изучать новую информацию

Каждый день учителя получают новую информацию: меняется законодательство, появляются новые технологии работы. Классному руководителю важно не упускать эту информацию — повышать свой профессиональный уровень и идти в ногу со временем.

Составлять план работы с классом

Классный руководитель составляет программу воспитания и социализации учащихся. В ней он ежегодно планирует воспитательные дела, анализирует и отмечает результаты работы с классом.

Поддерживать свой класс

В младших классах дети часто относятся к классному руководителю как ко второй маме. Бегут жаловаться, если их обидели, делятся переживаниями, хотят, чтобы их обняли.

В средних и старших классах они взрослеют, но всё равно ищут поддержки — чтобы классный руководитель помог исправить плохую оценку в четверти, подсказал, как можно наладить отношения с учителем-предметником. Важно, чтобы во всех этих ситуациях классный руководитель был рядом.

Для классного руководителя важны доброта, честность, искренность, чувство юмора, оптимизм, справедливость, уважение к коллегам, ученикам и их родителям, и даже — любовь. А также…

Стрессоустойчивость

Работа с детьми — это работа с эмоциями, а значит, классному руководителю важно быть стрессоустойчивым. И уметь управлять не только эмоциями учеников, но и, что более важно, своими.

Креативность

Классный руководитель может использовать иммерсивный метод на классных часах, проводить онлайн-квизы, помогать детям с профориентацией. Новые идеи и творческий подход помогут разнообразить работу с классом и сделать процесс интересным и эффективным.

Внимательность

Прежде всего — к детям, их интересам и проблемам. Ученики нередко рассказывают классному руководителю свои тайны, размышления — они видят в нём старшего товарища, с которым можно посоветоваться. Детям это особенно важно, потому что не каждый ребёнок может поделиться переживаниями с родителями или друзьями.

Управленческие навыки

Классный руководитель — это и стратег, и тактик. Поэтому важно быть целеустремлённым, коммуникабельным, гибким. Также нужно уметь планировать рабочее время, организовывать мероприятия, анализировать свою деятельность, мотивировать детей и родителей.

Ответственность

Важно быть ответственным классным руководителем и предвидеть результат своей работы. Дети — наше будущее, поэтому важно не забывать задавать себе вопрос: «Какими мы хотим их видеть?».

Особый навык классного руководителя — полюбить «жриамули». Это грузинское слово, которое означает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гул. Он отличается от обычного людского шума тем, что наполнен радостью.

Шалва Амонашвили, известный педагог, доктор психологических наук, считал, что тот, «кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё педагогическое счастье».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Dvd плеер hyundai h dvd200 инструкция
  • Аджифлюкс инструкция по применению таблетки для рассасывания взрослым
  • Завод протон зеленоград руководство
  • Флуимуцил в таблетках инструкция по применению шипучих таблетках
  • Краснодарский филиал ростелеком руководство