Бизнес ,
0
Вслед за гендиректором «Аэрофлот» покинет половина правления
После отставки гендиректора «Аэрофлота» Михаила Полубояринова в компании может смениться и часть правления. Некоторые посты предложено занять топ-менеджерам авиакомпании «Россия» во главе с Сергеем Александровским
После отставки гендиректора «Аэрофлота» Михаила Полубояринова (его сменит гендиректор «России» Сергей Александровский) у компании может смениться часть правления. Об этом РБК рассказали три источника, близких к авиагруппе.
До середины марта в правление «Аэрофлота» входило девять человек (включая Полубояринова). Но 16 марта из него был исключен заместитель по стратегии и альянсам Андрей Панов. В ближайшие несколько месяцев правление могут покинуть еще как минимум три заместителя гендиректора — Сергей Крылов (по информационным технологиям), Игорь Парахин (технический директор) и Василий Авилов (по административному управлению), рассказывают источники РБК. К тому же в состав правления войдет летный директор «Аэрофлота» Эдуард Советкин, добавляет источник, близкий к группе.
«Вопрос о включении летного директора «Аэрофлота» Эдуарда Советкина в состав правления компании находится на рассмотрении», — сообщил РБК представитель «Аэрофлота». По его словам, остальной состав правления будет прежним. «Никакие иные кадровые изменения в «Аэрофлоте», а также изменения в стратегии и структуре группы «Аэрофлот» в части объединения компаний группы (в нее входят одноименная авиакомпания, «Россия» и «Победа». — РБК) не обсуждались и не рассматриваются», — подчеркнул он.
Кто войдет в команду нового гендиректора
Источник в компании говорит, что сейчас готовится директива о прекращении полномочий Полубояринова и назначении Александровского гендиректором «Аэрофлота». Представитель Росимущества (правительству принадлежит 57,3% группы) отказался от комментариев.
Будущий глава «Аэрофлота» Александровский получил карт-бланш на формирование команды, утверждает источник, близкий к группе. По словам одного из собеседников РБК, на место Крылова, скорее всего, будет назначен Антон Мацкевич, который давно работает с Александровским в «России». Парахина мог бы сменить заместитель гендиректора и технический директор авиакомпании «Россия» Ян Бург, добавляет другой собеседник. Но после того как Александровский занял пост и.о. гендиректора группы «Аэрофлот», Бург стал временно исполняющим обязанности гендиректора «России». Станет ли он главой этой авиакомпании и войдет ли при этом в правление «Аэрофлота», собеседники РБК не уточняют.
Отставка еще одного заместителя гендиректора «Аэрофлота» Авилова обсуждалась уже давно — до ухода Полубояринова, утверждают источники. Крылов отказался от комментариев, с Парахиным и Авиловым связаться не удалось.
Причины отставок в «Аэрофлоте»
Назначение Михаила Полубояринова гендиректором «Аэрофлота» в ноябре 2020 года было связано с задачами реализации мероприятий в рамках стратегии группы, которая предполагала увеличение ее пассажиропотока с 60,7 млн до 130 млн человек к 2028 году, а также масштабную трансформацию, говорил РБК близкий к ней источник. Уход топ-менеджера может быть связан с тем, что «в текущих сложившихся условиях внешних ограничений возможен пересмотр самой стратегии компании», объяснял он.
Панов написал на своей странице в Facebook 10 марта: «Уехали из России. Ушел из «Аэрофлота». Старая жизнь закончилась». Других деталей он не уточнял.
За неделю до этого, 4 марта, стало известно еще об одной отставке в группе «Аэрофлот» — бессменного гендиректора лоукостера «Победа» Андрея Калмыкова. «Я принял непростое решение уйти из нашего проекта. <…> Я остаюсь в России и займусь развитием других проектов, где в текущих условиях смогу принести больше пользы», — написал он в письме к коллективу. По версии двух источников РБК в группе «Аэрофлот», Калмыков решил уйти в отставку из-за санкций Евросоюза, который в конце февраля запретил европейским лизинговым компаниям продолжать поставки новых самолетов и запчастей в Россию, а также продолжать сотрудничество с россиянами. В соответствии с этими ограничениями западные лизингодатели уже начали задерживать иностранные самолеты (Airbus и Boeing) российских компаний за рубежом, включая «Победу». В итоге большинство перевозчиков из России были вынуждены отказаться от большинства полетов за границу, чтобы сохранить свой флот.
«Временное исполнение обязанностей генерального директора в авиакомпаниях «Россия» и «Победа» до утверждения новых назначений возложено на технических директоров, соответственно, Яна Бурга и Андрея Юрикова, что является последовательным решением с учетом текущих требований повышенной ответственности за техническое состояние парка воздушных судов», — говорится в комментарии пресс-службы «Аэрофлота». «Аэрофлот» является публичной компанией, все вопросы, связанные с руководством, проходят через соответствующие корпоративные процедуры и подлежат официальному раскрытию по факту принимаемых решений, добавили там.
Представитель авиагруппы отдельно отметил, что сейчас приоритетами компании являются вопросы организации возвращения пассажиров — граждан России, находящихся за рубежом, а также актуальные задачи обеспечения полетов и сохранения транспортной мобильности населения регионов.
Новый человек, как правило, приходит на позицию гендиректора с людьми, которые могут поддержать его в этой роли, что и делает Александровский, отмечает партнер, руководитель практики «Промышленность и энергетика» Odgers Berndtson Руслан Бостанов. При этом на «Аэрофлот» оказывается сильное давление со всех сторон — и западных стран (через санкции), и российских властей, пытающихся им противостоять, добавляет он.
Руководителем компании Сергей Александровский стал после скандального увольнения Михаила Полубояринова, который не смог работать «в стрессовых условиях»
25 июля совет директоров компании «Аэрофлот» собрался на внеочередное заседание, в повестке которого были лишь кадровые вопросы. Самым главным из них стало назначение генерального директора перевозчика. Результаты голосования не были неожиданными.
Таинственный гендиректор
По уставу организации Сергей Александровский, который с марта исполнял обязанности гендиректора «Аэрофлота», занял пост на пять лет. Это была единственная фамилия, которая называлась в релизе «Аэрофлота».
«В соответствии с постановлением правительства РФ от 12.03.2022 №351 раскрытию не подлежит детализированная информация о результатах других решений совета директоров, содержащая в том числе персональные данные», – объяснили в пресс-службе перевозчика.
Ничего там не сказали и о личности Александровского – даже самые банальные детали вроде возраста или происхождения отсутствовали. Не говоря уже о заработке топ-менеджера и его имуществе. «Собеседник» восполняет этот пробел.
Цифры
Последние два года «Аэрофлот» был в стабильном минусе – из-за пандемии коронавируса. В 2020 году убыток компании составил 96,5 млрд рублей, а в 2021-м – 45,6 млрд рублей.
Полмиллиона на деликатесы
Авиационная отрасль стала одной из самых пострадавших после введения западных санкций. А «Аэрофлот» – самой подсанкционной фирмой в этой сфере: она попала под ограничения США, Великобритании и была вынуждена начать разбирать свои самолёты ради запчастей, которые больше не может купить за рубежом. Bloomberg писал: в кулуарах некоторые руководители «Аэрофлота» не нашли других, кроме бранных, слов, описывая перспективы авиакомпании.
Показатели и впрямь «впечатляющие». К середине февраля «Аэрофлот» выполнял полёты в 56 стран, а к середине мая летал лишь в 13. По данным Flightradar, с конца июля не взлетали около 50 самолётов перевозчика, или 15% его парка.
– «Аэрофлот» гордился, что у него самый молодой парк, – говорит основатель международной сети экспертов AIM Group Андрей Патраков. – Возраст самолётов не превышает семь лет, а иногда и меньше. Но именно такие авиалайнеры сильно зависят от западных компонентов. А брать их практически негде. Часто слышу: нам поможет Иран, но здесь есть проблема – иранцы умеют крутить гайки в старых самолётах, где все летает на механике. У нас же наоборот – самолёты более зависят от цифровых технологий.
В такой ситуации «Аэрофлоту» нужен, очевидно, экономный топ-менеджер, который будет считать каждую копейку. Но с этим у нового главы авиакомпании проблемы.
Как следует из утечки «Яндекс.Еды», только за 6 месяцев 2021-го он потратил более 0,5 млн (!) рублей на готовую еду. Александровский предпочитает рестораны премиум-класса. Скажем, итальянский Assunta Madre, где предлагают эксклюзивную итальянскую морскую кухню. Или ресторан «Тинатин» телеведущей Тины Канделаки, где самый дешёвый салат стоит 580 руб., а обычный картофель фри – 450 руб. Или итальянский ресторан Butler, где топ-менеджер делал самые дорогие заказы (почти на 15 тыс. руб. каждый).
Впрочем, интересны не только гастрономические предпочтения нынешнего главы «Аэрофлота», но и адрес, по которому он заказывал эти яства: элитный дом на Рочдельской улице, 12, стр. 1 в Москве. Обитатели – чиновники, силовики и их дети. Например, там зарегистрированы бывший премьер Михаил Касьянов и руководитель Минсельхоза Дмитрий Патрушев (его квартира засекречена Росреестром).
Александровский заказывал продукты в 145-метровую квартиру на 7-м этаже. Но её хозяин – не он. Как следует из данных ЕГРН, жилплощадь принадлежит Татьяне Жуковой. Это невестка первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова (также известного как экс-глава Олимпийского комитета России). Татьяна – жена Петра Жукова, сына чиновника (о его бизнес-карьере «Собеседник» писал в №15, 2021), который прославился благодаря драке в Лондоне в 2007-м, за что получил 14 месяцев тюрьмы.
Что связывает Александра Жукова с новым главой «Аэрофлота»?
Какие отношения связывают Александровского и Жуковых, загадка. Но похоже, что глава «Аэрофлота» пользуется этой квартирой, ведь продукты туда он заказывал по нескольку раз в неделю на протяжении полугода. На просьбы «Собеседника» прокомментировать ситуацию никто из них не ответил.
Судя по той же «Яндекс.Еде», глава «Аэрофлота» часто бывает и в доме на Садовой-Спасской улице в самом центре Москвы. Там находится 117-метровая квартира, которая записана на его предполагаемую супругу – Светлану Александровскую. Она приобрела её в 2020-м. Также, по нашим данным, он владеет двумя дорогими иномарками: Mazda 6 и Mercedes-Benz GLE-Class. А его предполагаемая жена – внедорожником Land Rover Discovery.
Потомственный авиационщик
В открытых источниках практически нет подробностей о биографии нового главы «Аэрофлота». Известно лишь, что ранее он работал в авиакомпании «Россия», где прошёл путь до генерального директора перевозчика. «Собеседник» добавляет ещё несколько штрихов к его портрету.
На странице главы «Аэрофлота» указано, что он родился 9 сентября 1976-го. При этом Александровский появился на свет 16 сентября 1977-го, следует из баз ГИБДД и ФНС. Жил в Лобне. Там же проживали его родители. Источник в авиационных кругах сказал «Собеседнику», что семья Александровских работала в авиации, поэтому его «назначение на столь высокий пост было предсказуемым». Это подтверждается данными из налоговых органов (есть в распоряжении редакции).
Из документов ФНС следует: отец топ-менеджера – Владимир Александровский – работал в «Аэрофлоте», а его мать – Вера Александровская – в аэропорту Шереметьево. Их должности в документах не указаны, но очевидно, что Александровские – потомственные труженики авиаотрасли.
Кстати, и сын начал работу в авиации – авиакомпании AJT Air International. Это был крупнейший чартерный перевозчик РФ, проработавший на рынке 12 лет. Но в 2003-м Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) отозвала сертификат эксплуатанта у компании.
По словам проверяющих органов, проверка выявила множество фактов «неисполнения компанией сертификационных требований по обеспечению безопасности перевозок». Проще говоря, сертификат отозвали за несоблюдение техники безопасности. Впрочем, на карьере сотрудника AJT Air Александровского этот факт не сильно отразился.
После её закрытия он устроился на работу в авиакомпанию «Васо», которая была создана в 1992-м на базе ОАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество». Перевозчик выполнял чартерные рейсы из Шереметьево в Марокко, Турцию, ОАЭ на самолётах ИЛ-86. Летом 2008-го активы авиакомпании перешли в «Аэрофлот-Дон», учредителем которого является крупнейший перевозчик страны. Которым сейчас управляет все тот же Александровский.
Ранее в пятницу премьер-министр Михаил Мишустин назначил новым руководителем Росавиации Дмитрия Ядрова. Возглавлявший до этого ведомство Александр Нерадько был освобожден от занимаемой должности.
В этой связи Александровский в разговоре с журналистами выразил уверенность, что опыт Ядрова позволит решить сложные задачи, с которыми в последнее время сталкивается отрасль.
В частности, глава «Аэрофлота» отметил, что новому главе Росавиации предстоит огромная работа по поддержанию высокого уровня безопасности полетов и летной годности работающего флота, вводу в эксплуатацию новейших отечественных самолетов, развитию аэропортовой инфраструктуры и воздушного движения.
Дмитрий Ядров родился в 1988 году. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. В 2019 году он пришел на работу в Росавиацию, занимался координацией деятельности структурных подразделений агентства в сфере организации использования воздушного движения, летной эксплуатации и развития аэродромной инфраструктуры.
Александровского избрали гендиректором «Аэрофлота» на следующие пять лет
Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов
Читать iz.ru в
Совет директоров авиакомпании «Аэрофлот» продлил полномочия действующего генерального директора корпорации Сергея Александровского еще на пять лет. Информацию 25 июля распространила сама компания.
«Решением совета директоров на должность генерального директора ПАО «Аэрофлот» сроком на пять лет, согласно уставу организации, избран Сергей Александровский», — говорится в сообщении.
Внеочередное совещание состоялось 22 июля. Тогда же избрали председателя совета директоров, однако детальная информация не разглашается.
13 июля стало известно, что государство вложило 52,5 млрд рублей в выкуп дополнительных акций «Аэрофлота».
Росимущество и Минфин приняли участие в увеличении уставного капитала «Аэрофлота», приобретя более 1,5 млрд новых обыкновенных акций компании в ходе допэмиссии, сообщили в пресс-службе.
По данным компании, процесс размещения акций продолжается, в том числе реализация преимущественного права. Сейчас доля РФ в «Аэрофлоте» выросла с 57,34 до 73,77%.
Подпишитесь и получайте новости первыми
Бизнес
Топ-менеджер «Иркута» перешел на работу в «Аэрофлот»
В крупнейшей авиакомпании сменился технический директор
Михалик уже работал в «Аэрофлоте» – с 2000 по 2011 гг. «занимал авиационно-технические должности в ОАО “Аэрофлот”» / Андрей Гордеев / Ведомости
Операционный директор службы по поддержке заказчиков гражданской авиационной техники в Научно-производственной корпорации «Иркут» Алексей Михалик назначен на должность заместителя гендиректора – технического директора «Аэрофлота». Это следует из сообщения, отправленного по внутренней рассылке сотрудникам компании, с которым ознакомились «Ведомости». Назначение Михалика состоялось 10 октября, следует из сообщения.
Подлинность письма подтвердил источник «Ведомостей» в группе «Аэрофлот». По его словам, совет директоров компании утвердил Михалика в пятницу, 7 октября. Михалик сменил на посту заместителя гендиректора Игоря Парахина. «Парахин, в свою очередь, займется развитием дочернего предприятия «Аэрофлота» – компании «А-техникс»», – добавил собеседник «Ведомостей». «А-техникс» – один из крупнейших провайдеров технического обслуживания и ремонта воздушных судов на территории России и СНГ, указано на сайте компании.
«Ведомости» направили запрос в пресс-службу «Аэрофлота».
Михалик закончил Московский государственный технический университет гражданской авиации, магистр техники и технологий. Опыт работы в авиаотрасли – более 20 лет. Михалик уже работал в «Аэрофлоте» – с 2000 по 2011 гг. «занимал авиационно-технические должности в ОАО “Аэрофлот”», говорится в сообщении из рассылки. Михалик пришел в «Аэрофлот» на должность механика, а уходил с должности заместителя начальника отдела инженерно-авиационного обеспечения летной годности воздушных судов, написано в журнале «АвиаСоюз».
С 2011 по 2022 гг. был на руководящих должностях в эксплуатирующих предприятиях и на предприятиях авиационной промышленности. В частности, занимал должность заместителя гендиректора, а затем и гендиректора дочерней структуры авиакомпании «Нордавиа» – компании «Норд-Текник», сообщал «АвиаСоюз». После работал операционным директором в «Иркуте».
В марте стало известно, что гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов, попавший под санкции ЕС, покинул свой пост. Его преемником стал бывший глава авиакомпании «Россия» Сергей Александровский. Вскоре после этого в компании начались кадровые перестановки.