Что не является методическим приемом руководства трудом детей

ПЕРЕЧЕНЬ
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

КОМПЛЕКСНОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЁТА ПО ПМ О2.
ОБУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОХРАННЫМ
РАЗВИТИЕМ

Специальность: 44.02.04.Специальное дошкольное образование

134 группа

МДК 02.02. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дополнить формулировку.

… — это способ создания художественных изображений из различных
фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на
соответствующий фон

Установить
соответствие задач видам занятий по лепке

1.Предметная 

2. Сюжетная

3
Декоративная 

а) учить
расписывать изделие гуашью, украшать их налепами, углублённым рельефом

б) учить лепить
предметы из нескольких частей, правильно располагать

части, соблюдая пропорции

в) развивать у
детей чувство композиции, учить лепить скульптурные

группы из2-3 фигур,
передавать пропорции и динамику, соотношение предметов по величине

углублённым рельефом

Выбрать правильный ответ. Детей учат
делать разные поделки: забавы с движущимися частями, объёмные игрушки, в

А)  средней
группе

Б)  старшей
группе

В
подготовительной к школе группе

Выбрать
правильный ответ.
Основное внимание воспитатель направляет на обучение
детей в аппликации, работе ножницами

A)            
вторая
младшая группа

Б) средняя
группа

В) старшая группа

Установить соответствие формы руководства
в разновозрастной группе с положительными или отрицательными сторонами

А –занятия с
каждой возрастной подгруппой

Б
одновременные занятия с возрастными подгруппами, но по разным видам
деятельности

В
одновременные занятия с возрастными подгруппами в одном виде деятельности, но
с разными программными задачами

1.Формирует у
детей заинтересованность к конечному результату

2.Педагог
учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, уделяет больше
внимания, чем при фронтальном обучении

3.Сокращается
общее время занятий, но могут сформироваться неправильные умения и навыки

В содержание какой образовательной
области мы планируем сюжетно-ролевую игру
?

а)  «Познавательное развитие»;

б) «Социально-коммуникативное развитие»;

в) «Речевое развитие».

В старших группах коллективный труд проводится:

а)
не реже одного раза в неделю

б)
3 раза в неделю

в)
каждый день

Дать правильный ответ. Самообслуживание — это

 а) участие детей в уходе за растениями и
животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;

 б) труд, направленный на удовлетворение
повседневных личных потребностей;

 в) труд
направлен на поддержание чис­тоты и порядка в помещении и на участке, помощь
взрослым при организации ре­жимных процессов. 

Вставьте пропущенное слово.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает _____________. Она —
источник разнообразных переживаний малыша.

Приемы прямого
руководства игрой  ________________________________

Установить соответствие между понятиями и
их содержанием

1.  Иллюстрация 

2.  Репродукция 

3.Картина

а)
живописное произведение, самостоятельное по назначению

б) рисунок
к тексту, поясняющий и отчасти дополняющий ответ

 в) точное
воспроизведение картины, полученное типографским способом

Выбрать правильный ответ

Данный способ
лепки используется для изготовления сосудов различной формы. Сосуды лепят с
помощью разных по длине жгутов, которые раскатываются из глины или пластилина

А)
ленточный

Б) способ
выбирания глины стекой

В) способ кругового налепа

Определить

Какой вид лепки
учит детей умению работать с инструментом наносить украшения специальными
печатками, развивает мелкие мышцы руки ребёнка, учит работать кончиками пальцев

А) 
предметная

Б)   
сюжетная

В)   декоративная

Дополнить
формулировку. Организованный
педагогом процесс восприятия предмета -это…

Вид  игры,
организуемой взрослым для решения обучающей задачи –

Выбрать
правильный ответ

Обучение детей технике работы с ножницами
в аппликации начинают с

A)второй младшей группы

Б) средней
группы

      В)старшей
группы

Установить соответствие задач по
аппликации возрасту детей

1. 4-5
лет     

2. 5-6 лет

3. 6-7 лет      

а)
овладение разнообразными приёмами вырезывания (из бумаги сложенной

вдвое, гармошкой

б) освоение навыков резания ножницами  

в) силуэтное вырезывание

По классификации к группе творческих игр относятся:

а)
сюжетно – ролевые;

б)
режиссерские;

в)
дидактические;

г)
игры-драматизации;

д)
подвижные.

Перечислить
 компоненты структуры сюжетно-ролевой игры.

а)
игровое действие, игровое употребление
предметов (замещение),

б)
сюжет;

в)
роль
;

г)
содержание;

д) замысел;

е) все ответы верны.

Определить
структурные элементы игры:

а)
игровая обстановка;

б)
игровой замысел;

в)
сюжет.

Какова  последовательность  обучения  детей
дошкольного  возраста  трудовым действиям? Воспитатель
:

   а) показывает, помогает;

   б) показывает, помогает, творит;

   в) показывает,
повторяет, помогает, напоминает.

С какими  профессиями 
людей  знакомятся дети  младшего  возраста  в  детском  саду?

      а) врача, продавца,
пожарника;

      б) повара, дворника,
медицинского  работника;

     
в) летчики, шофера, строителя.

Соотнести
этапы развития сюжетно-ролевой игры с их характеристико
й:

 
1. первый этап
—    а) 
отобразительная игра;

 
2. второй этап
—   б) 
сюжетно-отобразительная игра;

  3.  третий этап — 
в) ознакомительная игра.

Установить  соответствие этапов
объяснения воспитателем в лепке и используемых приёмов

1.Определение и название цели лепки     

2. Рассматривание натуры, её активное
восприятие                                   

3. Показ способа
лепки                                       

А — обследование, вопросы к детям,
ощупывание предмета рукой

Б — игровые, приём
неожиданности                                                            
догадки, песенка, загадка

 В
— показ, частичный показ, повторение                                                                     последовательности
движений детьми

Соотнести
задачу обучения с разделом программы: 
учить детей
располагать изображение на всём листе, на одной линии, на широкой полосе

А)  изображение предмета

Б)  передача связного содержания

В)  составление узоров

Г) техника изображения

Определить, с какого
возраста детей обучают строить по словесному описанию, на предложенную тему, по
рисункам, фотографиям

А) 4-5 лет

Б) 5-6 лет

В) 3-4 года

Поставить в правильном порядке алгоритм
изображения грузовой машины.

А — изображение квадрата-мотора  

Б — опорная линия для изображения колёс 

В — вертикальный прямоугольник-кабина

Чему  учит 
дошкольников  басня  И. Крылова  «Лебедь, рак и щука»?

   а)  выработке  общего 
решения;

   б) согласованию 
действий  в  труде;

   в) формирование
нравственных качеств;

  
г) выполнение трудовых действий индивидуально

Выделить ошибку в
организации труда детей:

а)
поощряет добросовестность выполнения
работы;

б)
распределяет нагрузку работы между детьми;

в)
осуществляет контроль за деятельностью детей
;

г)
взрослый выполняет большую часть работы.

Перечислить виды
трудовой деятельности: _______________________

Содержание работы
дежурных по занятиям включает:

   а) протирание листьев
растений;

   б) раскладывание
бумаги;

   в) расставляет
хлебницы;

 г) ремонтирует книги.

Что не является
методическим приемом руководства трудом детей:

   А) показ трудового
действия;

   б) оценивание труда
дошкольника;

   в) распределение
поручений;

 г) получение результата.

Выбрать
правильный ответ

Педагог,
демонстрируя способы вырезывания на занятиях по аппликации должен сопровождать
каждое движение руки с ножницами:

А)  точным
словесным пояснением

Б)    не
комментируя действия

В) рассуждением

Установить  соответствие тематики занятий по конструированию из строительного материала
возрасту детей

1.Ранний возраст   
2-3   года                            

2.Младший
дошкольный  возраст 3-5 лет                

3.Старший
дошкольный   возраст 5-7

а) «Грузовые
машины», «Мосты», «Детский сад

б) «Загородки
для животных», «Домики», «Поезд»  

в) «Маленькая
матрёшка живёт в маленьком домике а, большая в большом», «Прилетела птичка и
села на башенку»             

Установить  последовательность этапов
обследования предметов в соответствии с исследованиями Сакулиной Н. П.

А)
обследование с анализом

Б) восприятие
предмета в целом

В) выделение цвета

Г)
определение строения пред

Д)  рассматривание
вновь всего в целом

Выделить задачи
сюжетного рисования

A)         
учить
передавать относительную величину предметов

Б) учить
располагать изображение с учётом глубины пространства

B)         
учить
свободно, владеть карандашом при выполнении линейного рисунка

Г) учить
передавать изменения положения предмета при движении

Указать
последовательность в овладении приёмами вырезывания

A)         
учить
правильно, держать ножницы

Б) 
вырезывать из бумаги сложенной вдвое (симметричное вырезывание)

B)          
резать
бумагу по прямой

Г)  вырезать
предметы округлой формы

Соотнести виды трудовой деятельности с их характеристикой:

1.Хозяйственно
— бытовой труд

2.Самообслуживание

    
3.Труд в природе.

   
 4.Ручной и художественный труд

  а) это
труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание —
раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

  б) предусматривает участие детей в уходе за
растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в
цветнике.

  в) этот
труд направлен на поддержание чис­тоты и порядка в помещении и на участке,

помощь
взрослым при организации ре­жимных процессов. 

   г) является трудом, направленным на
удовлетворение эстетических потребностей человека. 

Приемы косвенного руководства
игрой_____________________________

Структура игры
__________________________________________________

КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ

Для оценки образовательных достижений
обучающихся применяется следующая шкала оценки образовательных достижений:

Количество правильных ответов

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

15-14

5

отлично

13-12

4

хорошо

11-8

3

удовлетворительно

менее 8- ми

2

не удовлетворительно

Конспект предназначен для студентов 2 курсов СПО ЗФО. В ходе урока с использованием интерактивных методов обучения и мультимедиа технологии у студентов формируются профессиональные и общие компетенции, необходимые в работе с дошкольниками. На уроке эффективно применяются активные методы и формы обучения: индивидуальная и групповая творческая деятельность, рефлексия обучающимися своей деятельности, задания, направленные на развитие мышления, речи. Студенты более глубоко понимают социальную значимость своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес. Закрепляется умение определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, а также определять условия и средства воспитания дошкольников в труде.

Тема«Условия и средства воспитания дошкольников в труде»

Количество часов: 1 ч.

Вид занятия: комбинированный

Цель: Учить отбирать необходимые и наиболее эффективные условия и средства трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи: формировать умение организовывать посильный труд и самообслуживание, отбирать различные условия и средства организации трудовой  деятельности с детьми дошкольного возраста. Определять цели, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Закрепить умение работать с нормативными документами (программой). Формировать чувство коллективизма,  умение работать в малых группах; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.

Формирование:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 2.3. организовывать посильный труд и самообслуживание.

Оборудование: программа  «От рождения до школы»» под ред. Веракса, тетрадь для практических работ, карты для оценивания работы на каждого студента, карточки с заданием (виды труда), тесты на каждого.

Выставка литературы по трудовой деятельности.

Выставка оборудования для трудовой деятельности детей.

Используемые технологии: информационно-развивающая, личностно-ориентированная, деятельностная, игровая, игры: «Ручеек», «Цепочка», а так же технология сотрудничества. В занятии используются активные методы обучения: «Карта группового сознания»,  рефлексия урока.

План – конспект урока:

1. Организационный момент: приветствие, выяснение причин отсутствия. Объяснение правил работы в 4 группах: в каждой группе выбрать руководителя, он при необходимости назначает отвечающих, все члены группы имеют свои бланки для фиксации ответов.

(2. Проверка домашнего задания. Визуальная проверка выполнения задания.)

2. Целеполагание урока. Вы уже достаточно знаете о трудовой деятельности дошкольников. Это: (перечисляют студенты из каждой группы)

сущность и своеобразие трудовой деятельности,

содержание и способы организации трудовой деятельности,

методику руководства трудовой деятельностью дошкольников.

Сегодня я предлагаю закрепить ваши знания и исследовать вопросы условий и средств воспитания дошкольников в труде.

Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока. Продолжите фразы.

Мы хотим знать ……….(Какие условия и средства должен

использовать воспитатель в своей работе по трудовому воспитанию дошкольников).

Мы хотим уметь ……..(Определять условия и средства воспитания в трудовой деятельностью детей дошкольного возраста. Закрепить умение работать с нормативными документами (программой).

Мы хотим формировать……..(Формировать чувство коллективизма,  умение работать в малых группах; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ).

Итак, цель нашего занятия: Познакомиться с условиями и средствами воспитания дошкольников в труде.

Задачи: формировать умение организовывать посильный труд и самообслуживание, отбирать различные условия и средства организации трудовой  деятельности с детьми дошкольного возраста. Определять необходимые условия и средства воспитания в трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Закрепить умение работать с нормативными документами (программой). Формировать чувство коллективизма,  умение работать в малых группах; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.

Обратите внимание, что в процессе урока будет проходить формирование:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 2.3. организовывать посильный труд и самообслуживание.

Уточним тему: «Условия и средства воспитания дошкольника в труде» (запись темы)

Проверим ваши знания:

3. Актуализация знаний. Игра: «Ручеек» интеллектуальная разминка (вхождение или погружение в тему). Устный опрос по предыдущим темам — тестирование.

Цель: закрепить знание студентов о теоретических и методических основах трудовой деятельности дошкольников; формировать умение точно и правильно давать ответы на поставленные вопросы, пользоваться научной терминологией. Всем предлагаются тестовые задания разного уровня. В своих бланках тестов отмечаем любым знаком ответ. Проверим позже.

Тестовые задания (задания на опознания и различение)

Инструкция: выберите правильный ответ.

1. Исследователи проблемы трудового воспитания:

а) А.П. Усова

б) В.Г. Нечаева

в) Т.Г.Казакова

г) Т.И. Осокина

2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста заключается в том, что он:

а) предусматривает создание материальных ценностей;

б) имеет тесную связь с игрой;

в) имеет компоненты трудовой деятельности;

г) ребенок способен прогнозировать результат труда

3. Содержание хозяйственно-бытового труда включает:

а) сбор природного материала;

б) ремонт книг, коробок;

в) мытье пособий к занятиям;

г) мытье рук

4. В ДОУ организуются дежурства по:

а) умывальной;

б) столовой;

в) спальне;

г) раздевальной.

5. К формам организации труда относится:

а) самообслуживание;

б) хозяйственно-бытовой труд;

в) труд в природе;

г) коллективный труд.

6. Компонентом труда не является:

а) постановка цели;

б) трудовые действия;

в) наличие мотивов;

г) связь с игрой.

7. Не является методическим приемом руководства трудом детей:

а) дозировка нагрузки;

б) оценивание труда дошкольника;

в) распределение поручений;

г) получение результата.

8. Содержание работы дежурных по занятиям:

а) протирает листья растений;

б) раскладывает бумагу;

в) расставляет хлебницы;

г) ремонтирует книги.

Тестовые задания (тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза или какой- либо существенный элемент текста, тесты на классификацию, сопоставление и ранжирование).

Инструкция: дополните

9. Поочередное систематическое выполнение трудовых обязанностей детьми в дошкольных учреждениях называется …………… .

10. Отличительной особенностью труда детей является его тесная связь …………..

11. Основной ошибкой организации труда детей является выполнение большой части работы …………… .

12. Успешному выполнению деятельности способствует наличие у детей ………….. к деятельности.

Проверим работу. За правильный ответ студентка ставит в бланке  знак «+», если ответ не верный  «».

1. Исследователи проблемы трудового воспитания:

а) А.П. Усова

б) В.Г. Нечаева

в) Т.Г.Казакова

г) Т.И. Осокина

2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста заключается в том, что он:

а) предусматривает создание материальных ценностей;

б) имеет тесную связь с игрой;

в) имеет компоненты трудовой деятельности;

г) ребенок способен прогнозировать результат труда

3. Содержание хозяйственно-бытового труда включает:

а) сбор природного материала;

б) ремонт книг, коробок;

в) мытье пособий к занятиям;

г) мытье рук

4. В ДОУ организуются дежурства по:

а) умывальной;

б) столовой;

в) спальне;

г) раздевальной.

5. К формам организации труда относится:

а) самообслуживание;

б) хозяйственно-бытовой труд;

в) труд в природе;

г) коллективный труд.

6. Компонентом труда не является:

а) постановка цели;

б) трудовые действия;

в) наличие мотивов;

г) связь с игрой.

7. Не является методическим приемом руководства трудом детей:

а) дозировка нагрузки;

б) оценивание труда дошкольника;

в) распределение поручений;

г) получение результата.

8. Содержание работы дежурных по занятиям:

а) протирает листья растений;

б) раскладывает бумагу;

в) расставляет хлебницы;

г) ремонтирует книги.

Тестовые задания (тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза или какой- либо существенный элемент текста, тесты на классификацию, сопоставление и ранжирование).

Инструкция: дополните

9. Поочередное систематическое выполнение трудовых обязанностей детьми в дошкольных учреждениях называется дежурство.

10. Отличительной особенностью труда детей является его тесная связь с игрой.

11. Основной ошибкой организации труда детей является выполнение большой части работы воспитателем.

12. Успешному выполнению деятельности способствует наличие у детей мотивов к деятельности.

Если у вас 12+ — это «5», 10-«4»,6- «3», меньше 6-«2».

4. АМО: «Карта группового сознания» (работа в подгруппах)

Каждой подгруппе определен свой вид труда.

 Цель: формировать умение работать в команде, коллективе, закрепить знание о видах труда дошкольников.

Студентам каждой группы предлагается подготовить краткое выступление (2 минуты), в котором нужно охарактеризовать и определить воспитательное значение определенного вида труда, используя программу и записи в тетрадях. Выступают желающие студенты из группы. Возможно добавление, но не повторения.

Здесь можно, чтобы выступающие использовали предложения других, записанные на отдельных листах бумаги, можно их вывешивать при выступлении на ватмане.

Каждой подгруппе определен свой вид труда.

За каждую правильную характеристику, выдержки времени выступления, все выступающие в подгруппе получают по «+».

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный им на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). «Самообслуживание – обслуживание себя собственными силами «(С. И. Ожегов).

В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий (как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать). Показ должен быть поэтапным с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи. Ребёнку можно позволить ошибиться, чтобы вместе проанализировать причины ошибки. Взрослому необходимо терпение. Важно хвалить ребёнка за каждую, даже самую маленькую удачу. Труд для ребёнка – радость, а не обязанность. Иначе ребёнок начнет отказываться выполнять те или иные поручения, действия.

При обучении само обслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Используются специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Необходимо показать правильные приемы, познакомить с маленькими секретами (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху. Тогда лучше видна последняя пуговица и петля).

Если ребёнок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро. Следить за своим внешним видом, прической.

В труд по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе. Подготовка рабочего места перед началом рисования. Уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постелей, уборка игрушек, книг. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого. У него формируется чувство уверенности в себе.

Хозяйственно-бытовой труд. (В программе общественно-полезный труд)

Хозяйственно-бытовой труд. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то х/бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Дети наблюдают за взрослыми и у них появляется желание подражать им (делать все как мама, мыть посуду, подметать, стирать). Никогда не стоит отказывать ребёнку.

Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп – это помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т.д. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), работать на участке (сгребать снег, листья), принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса и результатов труда. Оценивает выполнение трудовых операций (как отжимать тряпку, чтобы вода не лилась за рукава и т.п.).

Важно сформировать у дошкольников понятие о значении этого труда. Показать, что можно сделать красивыми и приятными места, в которых он живет (не рисовать на стенах, в лифтах, не мусорить).

Современный бытовой труд облегчает бытовая техника. У многих дома есть пылесос, стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Полезно приучать детей пользоваться этими приборами. Нужно знакомить детей с правилами и мерами безопасности.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Нужно расширять круг обязанностей (вытирать пыль и на подоконнике, и на мебели в спальне).

Труд в природе.

В особый вид выделяется труд в природе. Это уход за растениями и животными, выращивание овощей, зелени на участке и т.д. Этот труд влияет на развитие нравственных чувств.

В младших группах внимание детей привлекают в основном к растениям и животным. В старших – ребенок уже больше знает, больше умеет. Результатом его труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, посаженые деревья и т.д.).

Труд в природе часто имеет отсроченный результат: посеяли семена, затем ждать всходы, плоды. Это помогает воспитывать выдержку, терпение. Нужна особая осторожность, ухаживая за животными и растениями.

Труд в природе развивает познавательные интересы. Этот вид труда дает детям радость (угощение выращенными плодами, дарить цветы…).

Таким образом, труд в природе способствует нравственному, эстетическому, умственному и физическому развитию.

Ручной и художественный труд.

Ручной и художественный труд – это изготовление поделок из дерева, бумаги, картона, ткани и др. Способствует развитию фантазии, творческих способностей. Развивает мелкие мышцы рук, воспитывает выдержку, настойчивость. Дети изготавливают поделки и учатся украшать этими изделиями свои группы к праздникам.

Уже в младших группах дети помогают взрослому в создании поделок. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка превращается в куклу, а шарик в голову клоуна. Это побуждает детей к деятельности.

Зарождается умственный труд. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Воспитатель приучает детей думать прежде чем сделать, объяснять ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, и получать удовлетворение от найденного решения. Надо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду.

Не забудьте оценить свои выступления. ( если вы правильно и полно ответили, привели примеры, добавляли к выступлению своих товарищей – поставьте +, если нет — .

Какие условия необходимо создать воспитателю для обеспечения эффективности трудового воспитания дошкольников, какие средства использовать?

5. Напомним тему нашего урока: «Условия и средства воспитания дошкольника в труде». Тему изучим в следующей логике.

План:

1. Понятия «Условия», «Средства».

2. Характеристика условий воспитания дошкольников в труде.

3.Характеристика средств трудового воспитания.

Вы можете вести запись, используя таблицу

№ п. п.

Условия трудового воспитания

Средства трудового воспитания

Сергей Иванович Ожегов определяет Условия как:

1. Обстоятельства, от которых что-то зависит.

2. Правила, установленные в какой-либо области.

3. Требования, предъявляемые одной из договаривающихся сторон.

4.Устное, письменное соглашение.

1. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. К сожалению, воспитатели недооценивают этот важный фактор при организации труда детей.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам — значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.

2. Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию — к их размеру, материалу, окраске — и к организации труда дошкольников Организация труда детей требует строгого соблюдения техники безопасности, которая должна учитывать особенности каждого дошкольного учреждения.

Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия и только после этого объявлять о начале работы.

Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.

Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исходной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.

Труд для дошкольника – полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

2. Формирование основ экономического воспитания

Исследования в отечественной науке (А.Д. Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания.

Экономическое воспитание – новая область в воспитании наших детей, особенно дошкольников. В его теории и практике еще много противоречий и нерешенных вопросов. Но актуальность такого воспитания бесспорна. Она вызвана требованиями времени.

Об экономическом воспитании дошкольников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже и применительно к дошкольному возрасту. Ребенок с малых лет соприкасается с экономическими категориями, такими, как деньги, вещи, труд, стоимость. В разработанной А.Д. Шатовой программе выделено четыре раздела, вокруг которых автор группирует содержание знаний и методическую работу с детьми: «Труд-продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». В процессе работы по формированию у детей экономического образа мышления уточняют представление о том, что в основе благополучия жизни человека лежит труд. Человек своим трудом создает вещи не только для себя, но и для всех. Создавая что-то, люди получают за свою работу деньги, чтобы на эти деньги покупать необходимые вещи, сделанные для них другими людьми.

Указанная выше программа построена на нескольких важных теоретических положениях, связанных с развитием личности ребенка: всякая личность развивается в деятельности; базовой деятельностью человечества является труд; сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.

Программа «Дошкольник и экономика» ориентирована на старший дошкольный возраст, но работу по формированию основ экономического образа мышления можно и нужно начинать значительно раньше. На первом ее этапе социальный опыт ребенка обогащают примерами, характеризующими отношение к миру: взрослый учит не пачкать одежду, не ломать игрушки, не выбрасывать продукты. Обучение осуществляется не посредством этических бесед, а в повседневной жизни, в конкретных ситуациях. Важно, чтобы так же, на конкретных примерах, взрослый учил детей исправлять ситуацию: «Поломалась игрушка? Это плохо, но мы ее можем, с тобой починить, а потом ты больше не будешь дергать, мишку за лапу, правда?»; «Испачкалось платье? Жаль, но мы его постираем. Девочка всегда должна быть чистой и аккуратной» и т. п. Взрослый при этом решает сразу несколько задач: подчеркивает необходимость бережного отношения к вещам и показывает ребенку способ такого отношения; вселяет в него уверенность в своих силах, внушает, что трудом можно исправить случившееся. Уже в младшем возрасте дети могут видеть (если взрослый привлекает к этому их внимание), как родители бережно относятся к воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчас никого нет» и т. п. Так, еще до начала систематического, осознанного приобретения знаний об экономической стороне действительности у малыша, складываются представления о нормах и правилах отношения к миру. Чем больше единичных примеров накопится в опыте ребенка, тем больше у него будет материала для обобщения и выводов, когда, он станет постарше.

Серьезная проблема – воспитание разумных потребностей. Она связана с нравственным, волевым, умственным, трудовым и экономическим развитием личности. Чем старше становится ребенок, тем больше он видит предметов, вещей, которые ему нравятся, которые он хотел бы иметь. И перед взрослыми, прежде всего перед родителями, бабушками, дедушками, стоит задача — научить ребенка ограничению своих желаний. Надо, чтобы ограничение было разумным и осознавалось ребенком постепенно. Не стоит категорично заявлять: «Мы сейчас зайдем в магазин, ни о чем меня не проси, у меня нет денег». Результат получается обратный – ведь запретный плод всегда сладок. Лучше приучать малыша к разумному подходу: «Мы купим то, что тебе действительно необходимо, не стоит покупать случайные плохие вещи». Можно иногда устраивать день покупок. Предварительно надо сказать ребенку, сколько денег можно будет потратить и вместе с ним определить, какие покупки будут сделаны.

Связь между трудом, деньгами и возможностью удовлетворять свои потребности дети могут усваивать и через собственные игры. Так, в старших группах можно иногда проводить игру «магазин». В магазине будут «продаваться» сделанные детьми вещи. Платить за вещи можно «детсадовской валютой» — изготовленными детьми деньгами. Можно придумать деньгам название (ведь в каждой стране деньги называются по-разному), например «садики». Дети изготавливают (дома или в детском саду) поделки, игрушки, рисуют картины. Качество товара должно быть высоким. Воспитатель принимает его и выплачивает изготовителям определенную сумму. Потом всё выставляют в витринах магазина, и дети сами определяют и рассчитывают, что они могут купить сейчас или сколько нужно еще заработать. Дети с большим интересом участвуют в этой игре и постепенно начинают осознавать зависимость между качеством и стоимостью, вложенным трудом и возможностью удовлетворять свои потребности.

 Условиями воспитания дошкольника в труде являются: создание эмоционально-положительной атмосферы, совместный труд взрослых и детей, обсуждение результатов труда, поощрение, организация материальной среды и оборудования, учет нагрузки и индивидуальных интересов, склонностей ребенка, экономическое воспитание. Не забываем о строгом соблюдении техники безопасности.

Физкультминутку предлагаю провести студентам

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей,

ознакомления с трудом взрослых,

художественных средств.

С. И. Ожегов. Средства:

1.Прием, способ действия для достижения чего либо.

2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой либо деятельности.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности?

Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться».

Вопрос к студентам: Какие 2 ошибки делает воспитатель в этой записи?

В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» — он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез – игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Можно ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

Вопрос к студентам: На решение каких задач направлено данное средство?

Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.

Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна.

Вопрос к студентам: Можно ли научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде? Нельзя.

И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, Д. Родари «Чем пахнут ремесла»), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках.

Приведите примеры сказок. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому, и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка.

Вспомним некоторые(«Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов», «Сенокос» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина, «Прачки» Котешкова ). Труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было достаточно, и они не утратили своей актуальности. Так, например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все же остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.

Помогает воспитанию желания трудиться музыка, которую можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Если вы считаете, что были активны, слушая лекцию, вы достойны +.

 6. Рефлексия: АМО: вопрос 2 группам. Давайте вспомним содержание сегодняшного урока, подумаем и продолжим фразу «Оказывается что………» (Условиями эффективного воспитания дошкольников в труде являются…………………

Средствами, с помощью которых осуществляется трудовое воспитание дошкольников являются………………. )

Вопрос следующим 2 группам «Мы думаем что …?» (Труд для дошкольника – полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

(При организации трудовой деятельности дошкольников следует строго соблюдать технику безопасности).

В процессе труда происходитэто для ответа)

  • Накопление практического опыта,

  • Формирование навыков и умений,

  • Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),

  • Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий),

  • Расширение кругозора,

  • Расширение словарного запаса,

  • Расширение представлений о сенсорных эталонах,

  • Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,

  • Позволяет получать оценку,

  • Ощущение радости от результата труда,

  • Проявления внимания к партнерам по труду.

7. Заключительная часть

            а) обсуждение и выставление отметок: работа в подгруппах – студенты оценивают свою работу на занятии по следующим критериям: правильность и полнота ответа, наличие примеров, вклад в общее дело, самокритичность;

— за 8 поставленных + студент получает отметку «5», 6 + «4», 2 + «3», нет + «2». (сдать бланки оценки).

б) тестирование оценивается отдельно.

            б) домашнее задание:

— составление библиографии «Условия и средства воспитания дошкольников в труде»;

— продолжить заполнение таблицы наиболее интересной информацией;

            — разработать правила техники безопасности при организации различных видов труда (оформить в папку).

Спасибо за урок. 

Конспект предназначен для студентов 2 курсов СПО ЗФО. В ходе урока с использованием интерактивных методов обучения и мультимедиа технологии у студентов формируются профессиональные и общие компетенции, необходимые в работе с дошкольниками. На уроке эффективно применяются активные методы и формы обучения: индивидуальная и групповая творческая деятельность, рефлексия обучающимися своей деятельности, задания, направленные на развитие мышления, речи. Студенты более глубоко понимают социальную значимость своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес. Закрепляется умение определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, а также определять условия и средства воспитания дошкольников в труде.
Тема«Условия и средства воспитания дошкольников в труде»

Количество часов: 1 ч.

Вид занятия: комбинированный

Цель: Учить отбирать необходимые и наиболее эффективные условия и средства трудовой деятельности детей дошкольного возраста.Задачи: формировать умение организовывать посильный труд и самообслуживание, отбирать различные условия и средства организации трудовой  деятельности с детьми дошкольного возраста. Определять цели, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Закрепить умение работать с нормативными документами (программой). Формировать чувство коллективизма,  умение работать в малых группах; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.Формирование:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 2.3. организовывать посильный труд и самообслуживание.

Оборудование: программа  «От рождения до школы»» под ред. Веракса, тетрадь для практических работ, карты для оценивания работы на каждого студента, карточки с заданием (виды труда), тесты на каждого.Выставка литературы по трудовой деятельности.Выставка оборудования для трудовой деятельности детей.Используемые технологии: информационно-развивающая, личностно-ориентированная, деятельностная, игровая, игры: «Ручеек», «Цепочка», а так же технология сотрудничества. В занятии используются активные методы обучения: «Карта группового сознания»,  рефлексия урока.

План – конспект урока:

1.

Организационный момент: приветствие, выяснение причин отсутствия. Объяснение правил работы в 4 группах: в каждой группе выбрать руководителя, он при необходимости назначает отвечающих, все члены группы имеют свои бланки для фиксации ответов.

(2.

Проверка домашнего задания. Визуальная проверка выполнения задания.)

2.

Целеполагание урока. Вы уже достаточно знаете о трудовой деятельности дошкольников. Это: (перечисляют студенты из каждой группы)

сущность и своеобразие трудовой деятельности,

содержание и способы организации трудовой деятельности,

методику руководства трудовой деятельностью дошкольников.

Сегодня я предлагаю закрепить ваши знания и исследовать вопросы условий и средств воспитания дошкольников в труде.

Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока. Продолжите фразы.Мы хотим знать ……….(Какие условия и средства должен

использовать воспитатель в своей работе по трудовому воспитанию дошкольников).

Мы хотим уметь ……..(Определять условия и средства воспитания в трудовой деятельностью детей дошкольного возраста. Закрепить умение работать с нормативными документами (программой).Мы хотим формировать……..(Формировать чувство коллективизма,  умение работать в малых группах; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ).

Итак,

цель нашего занятия: Познакомиться с условиями и средствами воспитания дошкольников в труде. Задачи: формировать умение организовывать посильный труд и самообслуживание, отбирать различные условия и средства организации трудовой  деятельности с детьми дошкольного возраста. Определять необходимые условия и средства воспитания в трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Закрепить умение работать с нормативными документами (программой). Формировать чувство коллективизма,  умение работать в малых группах; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.Обратите внимание, что в процессе урока будет проходить формирование:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 2.3. организовывать посильный труд и самообслуживание.

Уточним тему: «Условия и средства воспитания дошкольника в труде» (запись темы)Проверим ваши знания:

3.

Актуализация знаний. Игра: «Ручеек» интеллектуальная разминка (вхождение или погружение в тему). Устный опрос по предыдущим темам — тестирование. Цель: закрепить знание студентов о теоретических и методических основах трудовой деятельности дошкольников; формировать умение точно и правильно давать ответы на поставленные вопросы, пользоваться научной терминологией. Всем предлагаются тестовые задания разного уровня. В своих бланках тестов отмечаем любым знаком ответ. Проверим позже.

Тестовые задания (задания на опознания и различение)

Инструкция: выберите правильный ответ.

1. Исследователи проблемы трудового воспитания:

а) А.П. Усова

б) В.Г. Нечаева

в) Т.Г.Казакова

г) Т.И. Осокина

2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста заключается в том, что он:

а) предусматривает создание материальных ценностей;

б) имеет тесную связь с игрой;

в) имеет компоненты трудовой деятельности;

г) ребенок способен прогнозировать результат труда

3. Содержание хозяйственно-бытового труда включает:

а) сбор природного материала;

б) ремонт книг, коробок;

в) мытье пособий к занятиям;

г) мытье рук

4. В ДОУ организуются дежурства по:

а) умывальной;

б) столовой;

в) спальне;

г) раздевальной.

5. К формам организации труда относится:

а) самообслуживание;

б) хозяйственно-бытовой труд;

в) труд в природе;

г) коллективный труд.

6. Компонентом труда не является:

а) постановка цели;

б) трудовые действия;

в) наличие мотивов;

г) связь с игрой.

7. Не является методическим приемом руководства трудом детей:

а) дозировка нагрузки;

б) оценивание труда дошкольника;

в) распределение поручений;

г) получение результата.

8. Содержание работы дежурных по занятиям:

а) протирает листья растений;

б) раскладывает бумагу;

в) расставляет хлебницы;

г) ремонтирует книги.
Тестовые задания (тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза или какой- либо существенный элемент текста, тесты на классификацию, сопоставление и ранжирование).

Инструкция: дополните

9. Поочередное систематическое выполнение трудовых обязанностей детьми в дошкольных учреждениях называется …………… .

10. Отличительной особенностью труда детей является его тесная связь …………..

11. Основной ошибкой организации труда детей является выполнение большой части работы …………… .

12. Успешному выполнению деятельности способствует наличие у детей ………….. к деятельности.

Проверим работу. За правильный ответ студентка ставит в бланке  знак «+», если ответ не верный  «».

1. Исследователи проблемы трудового воспитания:

а) А.П. Усова

б) В.Г. Нечаева

в) Т.Г.Казакова

г) Т.И. Осокина

2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста заключается в том, что он:

а) предусматривает создание материальных ценностей;

б) имеет тесную связь с игрой;

в) имеет компоненты трудовой деятельности;

г) ребенок способен прогнозировать результат труда

3. Содержание хозяйственно-бытового труда включает:

а) сбор природного материала;

б) ремонт книг, коробок;

в) мытье пособий к занятиям;

г) мытье рук

4. В ДОУ организуются дежурства по:

а) умывальной;

б) столовой;

в) спальне;

г) раздевальной.

5. К формам организации труда относится:

а) самообслуживание;

б) хозяйственно-бытовой труд;

в) труд в природе;

г) коллективный труд.

6. Компонентом труда не является:

а) постановка цели;

б) трудовые действия;

в) наличие мотивов;

г) связь с игрой.

7. Не является методическим приемом руководства трудом детей:

а) дозировка нагрузки;

б) оценивание труда дошкольника;

в) распределение поручений;

г) получение результата.

8. Содержание работы дежурных по занятиям:

а) протирает листья растений;

б) раскладывает бумагу;

в) расставляет хлебницы;

г) ремонтирует книги.
Тестовые задания (тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза или какой- либо существенный элемент текста, тесты на классификацию, сопоставление и ранжирование).

Инструкция: дополните

9. Поочередное систематическое выполнение трудовых обязанностей детьми в дошкольных учреждениях называется

дежурство.

10. Отличительной особенностью труда детей является его тесная

связь с игрой.

11. Основной ошибкой организации труда детей является выполнение большой части работы

воспитателем.

12. Успешному выполнению деятельности способствует наличие у детей

мотивов к деятельности.

Если у вас 12+ — это «5», 10-«4»,6- «3», меньше 6-«2».

4.

АМО: «Карта группового сознания» (работа в подгруппах)

Каждой подгруппе определен свой вид труда.

Цель: формировать умение работать в команде, коллективе, закрепить знание о видах труда дошкольников.

Студентам каждой группы предлагается подготовить краткое выступление (2 минуты), в котором нужно охарактеризовать и определить воспитательное значение определенного вида труда, используя программу и записи в тетрадях. Выступают желающие студенты из группы. Возможно добавление, но не повторения.

Здесь можно, чтобы выступающие использовали предложения других, записанные на отдельных листах бумаги, можно их вывешивать при выступлении на ватмане.

Каждой подгруппе определен свой вид труда.

За каждую правильную характеристику, выдержки времени выступления, все выступающие в подгруппе получают по «+».

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный им на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). «Самообслуживание – обслуживание себя собственными силами «(С. И. Ожегов).

В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий (как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать). Показ должен быть поэтапным с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи. Ребёнку можно позволить ошибиться, чтобы вместе проанализировать причины ошибки. Взрослому необходимо терпение. Важно хвалить ребёнка за каждую, даже самую маленькую удачу. Труд для ребёнка – радость, а не обязанность. Иначе ребёнок начнет отказываться выполнять те или иные поручения, действия.

При обучении само обслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Используются специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Необходимо показать правильные приемы, познакомить с маленькими секретами (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху. Тогда лучше видна последняя пуговица и петля).
Если ребёнок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро. Следить за своим внешним видом, прической.

В труд по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе. Подготовка рабочего места перед началом рисования. Уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постелей, уборка игрушек, книг. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого. У него формируется чувство уверенности в себе.

Хозяйственно-бытовой труд. (В программе общественно-полезный труд)

Хозяйственно-бытовой труд. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то х/бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Дети наблюдают за взрослыми и у них появляется желание подражать им (делать все как мама, мыть посуду, подметать, стирать). Никогда не стоит отказывать ребёнку.

Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп – это помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т.д. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), работать на участке (сгребать снег, листья), принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса и результатов труда. Оценивает выполнение трудовых операций (как отжимать тряпку, чтобы вода не лилась за рукава и т.п.).

Важно сформировать у дошкольников понятие о значении этого труда. Показать, что можно сделать красивыми и приятными места, в которых он живет (не рисовать на стенах, в лифтах, не мусорить).

Современный бытовой труд облегчает бытовая техника. У многих дома есть пылесос, стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Полезно приучать детей пользоваться этими приборами. Нужно знакомить детей с правилами и мерами безопасности.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Нужно расширять круг обязанностей (вытирать пыль и на подоконнике, и на мебели в спальне).

Согласовано                                                                         Утверждено

Старший воспитатель                                                                Заведующая МБДОУ

МБДОУ д/с «Дюймовочка»                                                        д/с «Дюймовочка»

____________ Тюлюш Е.К.                                                ____________ Тежит И.А.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Организация труда детей  

и методика руководства»

Подготовила и провела:

воспитатель Оюн А.Ч.

Хову-Аксы — 2016

Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства.

Основная задача трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду.

Эта задача реализуется в следующих направлениях:

  • Ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения людям труда, бережного отношения к результатам.
  • Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации труда.

        В детском саду предусмотрены следующие виды труда дошкольников:

  • самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (связанный с уборкой групповой комнаты, участка);
  • труд детей в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
  • ручной труд (работа детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами).

Формы организации труда:

  • поручения,
  • дежурства,
  • коллективный труд.

Успешно решать вопросы трудового воспитания можно только при условии создания в коллективе детей атмосферы постоянной занятости.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата.

От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста. В период овладения действием – терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

Трудовые умения и навыки, которыми ребенок овладевает различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.

Содержание труда по самообслуживанию для детей дошкольного возраста – это умывание, одевание, раздевание. Чтобы дети могли принять участие в этих процессах, они должны освоить определенные действия и их последовательность.

Содержание хозяйственно-бытового труда – умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, на участке и дома, а также участие в организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам.

Содержанием ручного труда является наличие у детей умений, связанных  с использованием инструментов (ножницы) и материалов (бумага, картон, клей, древесина, ткань, природный материал). Дети должны овладеть способами обработки бумаги (резания, складывания, сгибания, склеивания). В процессе работы с древесиной, бумагой, тканью, природными материалами совершенствуются приобретенные навыки, формируются новые.

В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб и птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде.

Воспитатель берет на себя более трудную работу, оставляя для ребенка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребенку овладевать необходимыми навыками, справляться с трудностями, исправлять ошибки.

В поручениях принимают участие 3-4 ребенка одновременно. По окончании работы дети получают оценку педагога. Выполняя поручение, каждый ребенок выполняет свое задание – это вид труда рядом: каждый из детей хотя и работает одновременно с другими участниками, не испытывает никакой зависимости от них.

В процессе работы у детей формируются представления о последовательности действий, о требованиях, предъявляемых к результату.

Педагог имеет возможность установить контакт с каждым ребенком с учетом его особенностей: один нуждается в дополнительном показе; другой – в постоянном контроле; третьему требуется помощь. При таких условиях у детей закрепляются навыки, формируется умение доводить дело до конца. Чтобы привлечение к труду носило систематический характер, надо вести учет, кто и какие поручения выполнял.

В средних группах стоит задача – формирование привычки к трудовому усилию. В этой группе увеличивается количество трудовых поручений, более систематически вовлекают в труд всех детей. Используют индивидуальные поручения с целью закрепления полученных навыков. Особое значение приобретает труд рядом.

Дети принимают участие: в уборке комнаты, протирают мокрой тряпкой стулья, строительный материал, моют игрушки, стирают кукольное белье; на участке сгребают листья, очищают огород от мусора.

Во второй половине года организация поручений принимает характер коллективного труда. Усложнением является  одно задание на 3-4 человека и подведение единого итога результатов труда. Дети впервые ставятся в условие коллективной деятельности: «Чего один не сделает – сделаем вместе», «Мы все работали», «Вместе поработали – много дел успели выполнить» — воспитывает чувство коллективизма. Ребенок начинает понимать, что общий итог зависит от того, насколько добросовестно ты выполнил задание.

В коллективном труде создаются условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, формируются умение распределить работу, прислушиваться к мнению сверстников. По окончании работы воспитатель подводит итог труда: «Вместе поработали – весь кукольный уголок убрали».

Работа распределяется равномерно, чтобы дети заканчивали приблизительно одновременно. Организуется помощь и разъясняет: когда трудятся вместе – всегда помогают друг другу. Очень важно научить детей работать звеном – только при этом условии они будут подготовлены к коллективному труду в старшей группе.

В средней группе дети дежурят по столовой, со второй половины года по подготовке к занятиям. Дежурные должны самостоятельно выполнять порученное дело, заботиться обо всех, действовать без напоминания взрослого. Дежурство – это обязанность ребенка.

Детям трудно учитывать работу друг друга, согласовывать свои действия, поэтому дежурства принимают вид труда рядом – за каждым столом свой дежурный.

 В старших группах используются все три формы организации труда детей: поручения, индивидуальные и общие дежурства, коллективный труд всей группы.

В старших группах вводятся длительные индивидуальные поручения: неделя – уход за растениями. Это способствует развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям. Общие поручения ведущая форма организации труда. Они требуют от детей самостоятельности при распределении работы, дают возможность проверить сложившееся представления о нормах поведения в коллективе: оказывать помощь товарищам, предъявить требования к тому, кто проявляет небрежность. Общие поручения принимают характер совместной деятельности, особенность которой последовательность операций, каждую из которых выполняет один участник, один достает, другой моет, третий – протирает, четвертый – убирает на место.

Стирка кукольного белья.

Здесь качество работы каждого контролируется со стороны товарища. Учитывается трудоемкость работы: 2-3 ребенка стирают, один — полощет, все развешивают белье. Содержание труда детей, объединенных совместной деятельностью, должно быть заранее продумано педагогом, чтобы количество самостоятельных операций не превышало 3-4.

Дежурства детей носит характер систематических обязанностей, ставит детей в условия, когда должно проявиться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы.

Коллективная трудовая деятельность (уборка групповой комнаты, участка, разбивка огорода, сбор овощей и т.д.)

Дети делятся на 3-4 звена, каждому звену дается задание. Объем работы определяется заранее и равномерно распределяется между звеньями. Состав детей в звеньях может быть постоянным, а дела должны меняться. Содержание коллективного труда должно быть такое, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, решает две задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т.е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

В организации коллективного труда выделяются 3 этапа:

  1. Распределение работы между участниками. Воспитатель принимает участие – помогает распределить объем работы, чтобы все дети закончили ее одновременно.
  2. Чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой, продумывает расстановку детей (рядом с неумелым ребенком умелого и т.д.), учитывает индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться с определенными детьми.
  3. Чтобы дети научились самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам. Воспитатель вводит правила регулирующие взаимоотношения между детьми, как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо.

Педагог может обсудить с детьми вопрос о трудоемкости каждой операции предварительно, до распределения работы.

Иногда в звене дети-инициаторы выбирают для себя более интересное дело. Остальные могут согласиться. А если кто-то захочет выполнять эту же работу? Воспитатель тогда убеждает детей: кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Зато в следующий раз, вы должны будете уступить ему, так будет по-товарищески. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каждый научится все делать, а всякое дело – важное и нужное.

Воспитатель помогает понять, что такое справедливое решение, распределение. Дети учатся уступать, убеждать товарищей в своей правоте, использовать правила поведения в коллективе.

Работу дежурных в старшей группе во второй половине года нужно организовать по принципу общего труда. Дети должны самостоятельно договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать недоразумения, проявлять активность в обсуждении того или иного вопроса.

С приобретением опыта дети самостоятельно могут распределить работу внутри своего звена, и воспитателю нужно будет только напомнить им о необходимости договориться между собой и представить, возможность для справедливого распределения труда.

Постепенно меняется и характер воздействий педагога, от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов, он переходит к таким приемам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.

Последовательность действий воспитателя при распределении труда между звеньями:

  • Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная.
  • Воспитателю следует познакомить детей с полным объемом труда и представить его, как одно общее задание для всех. Например, сегодня мы будем все вместе убирать групповую комнату и спальню. Что нужно сделать? Воспитатель перечисляет весь объем работы, но и выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев.

Можно обсудить с детьми, какие дела можно сделать? Сумеют ли они выполнить работу за отведенное время? Какие дела нужно сделать вначале? Педагог поощряет активность детей, стремление сделать группу лучше, чище, уютнее, одобряет предложения, в которых содержится забота о группе.

  • Воспитатель обращает внимание детей на то, что много дел можно сделать, если работать будут все. Надо наметить, кто, что будет делать.

Вначале воспитатель сам распределяет работу между звеньями. Определяет работу каждого звена, дает указания о способах ее выполнения, последовательности действий.

Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желаниями других детей, учатся разрешать недоразумения и споры.

 Постоянно дошкольники сами привлекаются к распределению труда. Воспитатель уточняет кому из детей (звеньев) нужно поручить то или иное дело, предлагает вспомнить, кто какое дело выполнял в прошлый раз и как надо организовывать работу теперь.

Процесс выполнения задания

  1. Работу начинать и заканчивать одновременно, для этого воспитатель предлагает и организовывает помощь. Воспитатель учит детей оказывать помощь: советом, показом, совместным действием.
  2. Задача воспитателя представить дело, которое выполняет каждый ребенок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они все вместе отвечают за конечный результат. Воспитатель должен регулировать возникающие ситуации, помогать осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым проявлению положительного отношения к сверстникам.

Приемы регулирующие совместные действия

  • Совет, как наладить работу, чтобы никто не простаивал;
  • Соревнование на скорость выполнения задания;
  • Подсказать, как поступить в том или ином случае, чтобы работа была выполнена;
  • Прежде, чем передать работу другому, надо проверить ее качество. Сделаешь плохо – подведешь товарищей.

Каковы же методические приемы воспитателя, направленные на регуляцию поведения детей в процессе совместной деятельности?

  1. Объяснение необходимости работать качественно (результат труда, отношение к товарищам).
  2. Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способы воздействия на него.
  3. Сообщение моральных правил, обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.

Обсуждение результатов трудовой деятельности

По окончании работы надо подвести итог работы, показать преимущество коллективного труда, отметить, что работали дружно, много сделали хороших дел. Оценить качество работы, отметить настойчивых, старательных детей. Выразить уверенность, что каждый может работать также хорошо. Отметить стремление оказать помощь товарищу.

Побуждать детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.

В то же время указать на недостатки в работе детей мягко, доброжелательно, выражать уверенность, что дети поняли свои ошибки.

Обсуждение длится 8-10 минут.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Top track гоночный трек инструкция по применению
  • Беспроводной пылесос tefal air force light ty6545rh инструкция
  • Camera night vision p2p hd mini dv инструкция
  • Робот пылесос redmond rv 450r инструкция
  • Местамидин капли в нос инструкция по применению взрослым