Что характеризует внутреннюю политику руководства в 1965 1985

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Троицкий...

    1 слайд

    Троицкий авиационный технический колледж- филиал МГТУ ГА
    Разработа
    н преподавателем Лебедкиным В.А.
    Троицк 2019
    Внутренняя политика
    СССР в 1965- 1985 гг.

  • План:
Государственно-политические изменения 
Конституция СССР
 Противоречия п...

    2 слайд

    План:

    Государственно-политические изменения
    Конституция СССР
    Противоречия политической жизни

  • СССР в 1965-1985 гг.Л.И. Брежнев 
(1964-1982) Ю.В. Андропов 
(1982-1984)К.У....

    3 слайд

    СССР в 1965-1985 гг.
    Л.И. Брежнев
    (1964-1982)
    Ю.В. Андропов
    (1982-1984)
    К.У. Черненко
    (1984-1985)
    М.С. Горбачев
    (1985-1991)

  • Л.И. Брежнев (1964-1982) «Эпоха застоя», стагнация - период 
в истории СССР,...

    4 слайд

    Л.И. Брежнев (1964-1982)
    «Эпоха застоя», стагнация — период
    в истории СССР, характеризовавшийся
    замедлением темпов развития страны и
    неспособностью высшего руководства решать
    накопившиеся в советском обществе
    проблемы – время предкризиского состояния
    советской общественной системы.
    2. «Эпоха развитого социализма» — историческая эпоха со зрелыми
    социалистическими отношениями и их постепенным перерастанием
    в коммунистические отношения в течение длительного периода
    (связана с кризисом коммунистической идеологии).
    3. «Период двадцатилетней стабильности» — время политического
    руководства СССР Л.И. Брежневым с внутриполитической
    стабильностью и относительным материальным благополучием
    советских граждан.

  • Причины прихода
Брежнева к властиУчастие в заговоре против Хрущева.
2. Высока...

    5 слайд

    Причины прихода
    Брежнева к власти
    Участие в заговоре против Хрущева.
    2. Высокая государственная должность –
    председатель Президиума Верховного Совета СССР.
    3. Политические и личные качества Брежнева,
    устраивавшие партноменклатуру.

  • Политические 
взгляды 
БрежневаПриверженность коммунистическим идеям.
Установ...

    6 слайд

    Политические
    взгляды
    Брежнева
    Приверженность коммунистическим идеям.
    Установка на сохранение однопартийной системы и
    руководящей роли КПСС.
    3. Установка на сохранение плановой экономики.
    4. Забота о материальном благосостоянии народа.
    5. Стремление обеспечить мирные условия развития страны и
    не допустить войны.
    6. Приверженность к коллегиальному руководству и кадровой
    стабильности.
    7. Несклонность к реформированию, консервативное мышление.
    8. Бесконфликтное политическое поведение.
    9. Положительное отношение к И.В. Сталину.

  • Руководство СССР  1960-1970-е гг.Н.В. Подгорный –
Председатель Президиума
Вер...

    7 слайд

    Руководство СССР 1960-1970-е гг.
    Н.В. Подгорный –
    Председатель Президиума
    Верховного Совета СССР
    Л.И. Брежнев –
    Генеральный секретарь
    ЦК КПСС
    А.Н. Косыгин –
    Председатель Совета
    Министров СССР

  • Характерные черты политической жизни 
СССР в 1960-1980-е гг.Несменяемость рук...

    8 слайд

    Характерные черты политической жизни
    СССР в 1960-1980-е гг.
    Несменяемость руководящих кадров, старение руководства страны.
    Коллегиальное руководство страной.
    Повышение руководящей роли КПСС и ее контроля над всеми
    сферами общественной жизни.
    4. Полное сращивание государственного и партийного аппарата.
    5. Централизация управления.
    6. Рост бюрократического аппарата.
    7. Отказ от построения коммунизма в ближайшее время и
    провозглашение концепции развитого социализма.
    8. Возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной.
    9. Реабилитация И.В. Сталина — неосталинизм .
    10. Идеологизация общественной жизни.
    11. Отрыв правящей элиты от общества и превращение ее в закрытый
    привилегированный слой (партноменклатуру).
    12. Расхождение между политическим курсом и реальным положением
    дел в стране.
    13. Распространение диссидентского движения, оппозиционно
    настроенного по отношению к власти.

  • 7 октября 
1977 года – 
новая Конституция 
СССР.
(6-я статья 
закрепила 
моно...

    9 слайд

    7 октября
    1977 года –
    новая Конституция
    СССР.
    (6-я статья
    закрепила
    монопольное
    положение
    КПСС в стране).

  • Конституция 1977г.
Закреплено понятие развитого социализма;
Объявлено о постр...

    10 слайд

    Конституция 1977г.
    Закреплено понятие развитого социализма;
    Объявлено о построении общенародного государства;
    Официально закреплено руководящее положение КПСС; усиление экономической и политической роли союзного центра в ущерб правам республик.
    Блок социально-экономических прав граждан, включая новые.
    Расширены права общественных организаций в политической жизни.
    Введены принципы межгосударственного общения.
    (Хельсинки-75)

Какие черты ха­рак­те­ри­зо­ва­ли внут­рен­нюю по­ли­ти­ку в СССР в 1965—1985 гг.?

вы­бе­ри­те три вер­ных суж­де­ния

1)  пе­ре­да­ча части власт­ных функ­ций от пар­тий­ных струк­тур к со­вет­ским

2)  утвер­жде­ние кон­цеп­ции «раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма»

3)  мас­со­вая за­ме­на и омо­ло­же­ние пар­тий­но-го­су­дар­ствен­ных кад­ров

4)  уси­ле­ние вли­я­ния ор­га­нов без­опас­но­сти

5)  про­ве­де­ние мас­со­вых ре­прес­сий

6)  уси­ле­ние по­зи­ций пар­тий­но-го­су­дар­ствен­ной но­мен­кла­ту­ры

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Внут­рен­нюю по­ли­ти­ку СССР 1965-1985 гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­ло:

— утвер­жде­ние кон­цеп­ции «раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма» в Кон­сти­ту­ции 1977 года;

— уси­ле­ние вли­я­ния ор­га­нов без­опас­но­сти (КГБ) с целью кон­тро­ля на­стро­е­ний со­вет­ских людей;

— уси­ле­ние по­зи­ций пар­тий­но-го­су­дар­ствен­ной но­мен­кла­ту­ры.

Про­ве­де­ние мас­со­вых ре­прес­сий было ха­рак­тер­но для пе­ри­о­да 30—40-х гг. Пе­ре­да­ча власт­ных функ­ций от пар­тий­ных струк­тур к со­вет­ским, мас­со­вая за­ме­на и омо­ло­же­ние пар­тий­но-го­су­дар­ствен­ных кад­ров от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду 1985—1991 гг.

  1. 1 Периодизация и главные черты периода 1964 — 1985 гг.
  2. 2 Косыгинская экономическая реформа и ее провал
  3. 3 Возвращение к жесткой административно-командной системе
  4. 4 Укреплений позиций Л. И. Брежнева
  5. 5 Принятие новой конституции СССР 1977г.
  6. 6 Потепление международной обстановки

Более чем двадцатилетие жизни советского общества — 1964-1985 гг. — приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения.

(В годы горбачевской перестройки 1985-1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным).

В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой — по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

  • 1964 — 1968 гг. — ранняя;
  • 1968 — 1977 гг. — средняя;
  • 1977 — 1985 гг. — поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра — 1964 — 1977 гг. — в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

  • попытки экономических реформ;
  • укрепление новой системы власти;
  • отход от критики сталинизма.

Косыгинская экономическая реформа и ее провал

Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

  • административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;
  • дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех — «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

  • в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;
  • цены на нефть и газ в мире резко упали;
  • Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;
  • экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

Укреплений позиций Л. И. Брежнева

В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

  • фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;

  • но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

  • в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

  • тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

  • Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;
  • В.В. Щербицкий — в 1972 — 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;
  • Д.А. Кунаев — в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;
  • В.В. Гришин — в 1967 — 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;
  • А А. Громыко — в 1957 — 1985 гг. министр иностранных дел СССР;
  • Д.Ф. Устинов — в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;
  • К. У. Черненко —. секретарь ЦК КПСС;
  • М.А. Суслов — секретарь ЦК КПСС;
  • иные.

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

Принятие новой конституции СССР 1977г.

Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г.

Данная Конституция:

  • как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

  • однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 — 1977 гг.;

  • СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

  • в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

Потепление международной обстановки

В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

  • улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

  • в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

  • августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

Осенью
1964 года

в советском государстве произошла смена
власти. На состоявшемся 14
Октября

пленуме ЦК КПСС Хрущева освободили от
обязанностей первого секретаря ЦК и
председателя совета министров. Среди
обвинений выдвинутых советскому лидеру
были: отход от принципов коллективного
руководства, принижение роли советских
и партийных органов, ухудшение
экономической ситуации, неудачи во
внешней политике, Карибкий кризис 1962,
поставивший мир на грань войны.

Новым
лидером страны стал Леонид Ильич Брежнев.
Он был избран первым секретарем ЦК КПСС
(центрального комитета коммунистической
партии советского союза). На должность
председателя совета министров СССР
(другими словами на должность главы
советского правительства) назначили
Алексея Николаевича Косыгина.

Смещение
Хрущева не вызвало недовольства в
стране. По воспоминаниям тогдашнего
председателя КГБ (комитета госбезопасности)
Владимира Ефимовича Семичастного: «ни
во время пленума, ни после него нигде
не было объявлено чрезвычайного
положения, не был приведен в движение
ни один танк, ни один самолет. Напротив
советское общество восприняло уход
Хрущева с политической арены молчаливо
благожелательно. С его отставкой
связывались надежды на решение проблем,
преодоление ошибок, на установления
стабильности.

Сам
опальные лидер после отставки каким-либо
преследованиям не подвергался, он не
был арестован и уж тем более он не был
приговорен к какому-либо наказанию. Во
многом это был результат проводившейся
Хрущевым политики десталинизации, но
роль сыграла еще и незначительность
фигуры свергнутого лидера. Как отмечают
исследователи, у нового руководства не
было каких либо серьезных опасений по
поводу возвращения Хрущева к власти.

С
отставкой Хрущева произошло изменением
внутриполитического курса в стране.
Начался отход от политики десталинизации
в направлении умеренного консерватизма.
Одним из первых свидетельств этого
стала речь Брежнева в
мае 1965 года

праздновалось 20-летие победы в великой
отечественной войне, и вот впервые за
долгое время был упомянут о вкладе
Сталина в победу над фашистской Германией.

Линия
на отказ от дальнейших разоблачений
Сталинизма была продемонстрирована и
на 23 съезде партии. Он проходил в
марте-апреле 1966 года
.
Наиболее отчетливое выражение эта линия
получила выступление первого секретаря
московского горкома КПСС Николая
Григорьевича Егорычева. Он говорил: «в
последнее время стало модно выискивать
в политической жизни страны какие-то
элементы, так называемого сталинизма.
Как жупелом(что-то наподобие пугала)
пугать им общественность, особенно
интеллигенцию. Мы говорим им не выйдет
господа»

На
съезде был восстановлен пост генерального
секретаря ЦК КПСС(этот пост в свое время
занимал Сталин). Пост восстановили и
избрали генеральным секретарем Брежнева.
Кроме того президиума центрального
комитета было возвращено название
политбюро.

Реабилитационные
настроение относительно Сталина достигли
своего пика в
1969 году.

Ряд членов высшего руководства КПСС
(Воронов, Мазуров,
Полянский, Шелепин) попытались существенно
поправить официальные оценки исторической
деятельности Сталина. В журнале
«коммунист» была опубликована статья
про сталинского толка, к 90-летию со дня
рождения Сталина готовилась к изданию
его сочинения, но реализовать задуманное
не удалось. Во многом связано с тем, что
на Западе опубликовали воспоминания
Хрущева, разоблачение репрессивного
режима сталинского антисемитизма.
Усилились протесты руководители
компартии и всех прогрессивных деятелей
запада по поводу наметившийся частичной
реабилитации Сталина (в итоге реабилитации
Сталина не состоялась) против нее
настраивало чувство самосохранения,
которое было у значительной части
партийных и советских работников. По
словам исследователей, возврат к
сталинизму мог создать угрозу их
собственному положению.

Соседние файлы в папке Экзамен

  • #
  • #

Внутренняя и внешняя политика СССР 1965 — 1985 г.г

Этот период развития советского государства принято на­зывать «застоем» (в отличие от хрущевской «оттепели»), что означало стагнацию развития практически во всех сферах политической и экономической жизни страны. С 1964 г. главой высшего исполнительного органа — Совета Министров — стал А.Н. Косыгин, который занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР сначала возглавлял Н.В. Подгорный (до 1977 г.), а затем Л. И. Брежнев, который одновременно был Генеральным Секрета­рем ЦК КПСС.

В 1977 г. был пересмотрен текст Конституции. В основе новой Конституции была идея достижения «развитого социализма». 6-я статья Конституции закрепляла за КПСС главенствующее положение в системе политического управления государством.

На съездах КПСС, проходивших в 1966-1981 гг. принимались решения о планах на ближайшие пятилетки, выполнение которых также строго контролировалось. Результаты достигались в основном только на бумаге, что, не мешало советскому руководству требовать столь же нереалистичных результатов для последующих пя­тилеток.

Характерной особенностью экономического развития в начале этого периода явилось то, что с 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина началась реформа. В результате был вос­становлен функциональный принцип (вместо территориального, введенного при Хрущеве) организации управления, т. е. началось упразднение совнархозов и вос­становление министерств. Были введены некоторые новшества, которые позволили предприятиям частично распоряжаться частью своих доходов (в случае выполнения ими плана). Кроме того, все предприятия были обязаны вести строгую отчетность по реализованной продукции. Предполагалось, что эти меры, повысят стимуляцию трудящихся и, соответственно, будут способствовать росту производства. Однако на деле все оставалось по-прежнему, и на предприятиях по-прежнему процветала практика приписок для того, чтобы производственные результаты соответствовали предписанным планом цифрам.

В конце 70-х годов правительство предприняло очередную попытку изменить ситуацию в экономике, проведя новую реформу, по которой, с одной стороны, до­пускались и даже поощрялись хозрасчетные отношения, а, с другой стороны, усили­валось и прежняя система планирования.

В промышленной сфере, как и в предыдущие годы, основной упор делался на тяжелую промышленность. Именно в тяжелую промышленность по большей части вкладывались финансовые (в основном от продажи газа и нефти) и людские ресур­сы. Таким образом, были построены несколько крупнейших советских промышлен­ных предприятий (в т. ч. Волжский и Камский автомобильные заводы). В 1974 году началась «стройка века» — БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), на строительство которой были изысканы огромные средства. Таким образом предприятия легкой промышленности практически не получали никакого дополни­тельного финансирования и не развивались, что, естественно, имело следствием острый дефицит товаров народного потребления.

После неудачной попытки насадить в советском сельском хозяйстве кукурузу как преобладающую сельскохозяйственную культуру и последо­вавшем за этим продовольственном кризисе, руководство приняло решение о необ­ходимости провести новые реформы для нормализации продовольственной ситуа­ции в стране. Предполагали, что повышение материальной заинтересованности кол­хозников и снижение размеров обязательной продажи сельхозпродукции должны обеспечить рост производства. Кроме того, были повышены закупочные цены на продукты, которые продавали колхозы и совхозы. Принятый в 1969 г. Примерный Устав колхозов предусматривал большую самостоятельность колхозов, закрепил право колхозника иметь приусадебный участок и отменил ограничения, введенные» на личное хозяйство при Хрущеве. Кроме этого, в целях повышения экономической эффективности колхозов и совхозов, их стали постепенно объединять с промышлен­ными предприятиями, создавая так называемые агропромышленные объединения. Предполагалось, что эта мера позволит преодолеть ведомственную разобщенность (за промышленные и сельскохозяйственные предприятия отвечали разные мини­стерства с подчиненными им ведомствами). Однако, несмотря на все предпринятые меры, развитие сельского хозяйства в последующие годы показало их неэффектив­ность или невозможность их полноценной реализации в тех условиях и с теми сред­ствами, которые тогда можно было для этого использовать.

Рекомендуемые материалы

Уровень жизни советских граждан в этот период, с одной стороны, достиг неко­торой стабильной отметки, но, с другой стороны, разрыв с западноевропейскими странами год от года становился все больше. В значительной степени это было свя­зано с тем, что государство делало упор на тяжелую промышленность, а не на лег­кую, которая и производила товары народного потребления. Однако уровень благо­состояния в городах все-таки рос, и в города стекались значительные массы населе­ния из сельских районов.

Внешняя политика в этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который про­должался до ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.

Учитывая опыт венгерских событий 1956 г. и не желаю более обострять отноше­ний с соседями по социалистическому лагерю, СССР несколько ослабил давление на политическое руководство этих стран. Такая политическая либерализация, имевшая, конечно, очень четкие пределы, а также мощная финансовая помощь (в виде креди­тов, поставки нефти, газа, электричества по заниженным тарифам) позволила на некоторое время стабилизовать отношения между членами ОВД. Однако уже в ап­реле 1968 г. ситуация вышла из-под контроля. Это было связано с событиями в Чехословакии, где незадолго до этого был провозглашен курс на демократизацию политической и социальной системы (так называемый «социализм с человеческим лицом»). Эти события имели мощные последствия не только для самой Чехословакии и других вос­точноевропейских странах, но и для Советского Союза. Советское правительство могло допустить обновления системы лишь в очень ограниченных пределах, при том усло­вии, что проведенные изменения не затронут суть системы политического управле­ния. Однако Дубчек, возглавлявший правительство Чехословакии в то время, пред­полагал коренное реформирование системы, что не могло устроить советское прави­тельство, которое видело в этом угрозу для всей политической системы, сложившейся к этому времени в Восточной Европе. Ввод войск в Чехословакию и последо­вавшее за этим смещение Дубчека и назначение на его пост лояльного Гусака позво­лило на некоторое время вернуться к прежнему положению вещей.

Польша также пыталась проводить собственную политику. Недовольство суще­ствующей политической и экономической системой, подчиненным положением перед Москвой, привели в конце 70-х — начале 80-х гг. к массовым выступлением. В 1980 г. началась забастовка рабочих верфи в Гданьске, которая была поддержана студентами. Политической опорой недовольных выступал профсоюз «Солидар­ность», который обладал огромным влиянием и авторитетом у польского населения. Когда ситуация начала выходить из-под контроля, под давлением Советского руко­водства был смещен Э. Терек, руководить польского правительства, и на его место поставлен В. Ярузельский, от которого СССР ждал решительных действий по по­давлению начавшихся забастовок и выступлений. Ярузельский в декабре 1981 г. ввел военное положение в стране, добился запрета деятельности «Солидарности» и выслал ее лидеров из страны.

В 70-х — начале 80-х гг. Москве удавалось еще сохранять свое влияние в таких странах восточноевропейского блока, как Югославия, Албания, Румыния. Руково­дство этих стран пытались проводить более или менее независимую от СССР поли­тику и до середины 80-х годов до обострения ситуации дело не доходило.

На юго-восточном направлении Советский Союз активно боролся со все возрас­тающим влиянием Китая, который, претендуя на лидирующее положение в своем регионе, делал все возможное для ослабления влияния там Советского Союза. В 1969 г. произошел военный конфликт на острове Даманский, который победителя не выявил и только еще больше обострил взаимоотношения между двумя странами.

Отношения с Западной Европой в этот период были вполне спокойными. Совет­скому правительству удалось фактически добиться признания послевоенного уст­ройства Европы путем подписания соответствующих договоров со всеми заинтере­сованными сторонами. В 1971 г. было подписано соглашение с Францией, в 1972 г. был заключен договор с ФРГ, в 1974 г. — с Англией. После заключения этих догово­ров в 1975 г. было достигнуто так называемое Хельсинское соглашение (или же Акт Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе). К нему присоеди­нились 33 европейские государства и США и Канада. Согласно этому документу все подписавшиеся стороны обязались соблюдать права человека, а также объявлялись неприкосновенными границы, сложившиеся к этому моменту на территории Евро­пы. Таким образом, Хельсинское соглашение играло двоякую роль: с одной сторо­ны, оно консервировало систему существующих международных отношений, а с другой стороны, дало мощный толчок для развития диссидентского движения в Со­ветском Союзе.

В середине 70-х гг. с Соединенными Штатами были заключены принципиально важные договоры по ограничению стратегических вооружений. Это соглашение ОСВ-1, в котором ограничивалась численность противоракетного вооружения, меж­континентальных ракет наземного базирования и ракет дальнего действия на под­водных лодках. Следующее подписанное соглашение касалось противоракетной обороны (ПРО). Таким образом, эти договора означали достижение некоего парите­та в ядерном оснащении обеих стран, что давало надежду на долгосрочную стабили­зацию отношений.

Уже к концу 70-х гг. началось резкое обострение отношений между СССР и странами западного блока. Вторжение Советских войск в Афганистан в 1979 году и последовавшая за этим международная реакция показала всю недолговечность ста­билизации внешнеполитической ситуации. Введение войск встретило ожесточенное сопротивление населения практически на всей территории Афганистана, поддер­жанного Соединенными Штатами и Пакистаном. Партизанская война изматывала силы Советской армии. Добиться тотального контроля над всей территорией Афга­нистана не удавалось, военные несли ощутимые потери, а война в целом негативно сказывалась на международном авторитете Советского Союза. В сущности, неудача в Афганистане стала крупнейшим поражением СССР в холодной войне. В 1989 году было принято решение в выводе войск.

После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю.В. Андропов, ранее возглавлявший КГБ, а затем Секретариат ЦК по идеологии. Он признавал наличие многих нерешенных проблем и необходимость перемен, но видел пути их осуществления с консервативно-коммунистических позиций и вряд ли смог бы провести радикальные меры по демократизации общества. Ставка была сделана на укрепление дисциплины и порядка, и эти мероприятия дали определенный, но временный эффект.

Андропов скончался в феврале 1984 г. Приход к власти старого и больного К.У. Черненко вызвал всеобщее уныние – трудно было представить на высшем посту более неподходящую фигуру. Это означало возврат к брежневской партократической системе, дальнейшей пропаганде идей «развитого социализма».

Однако в этот период происходит «дозревание» общественного сознания, укрепление в нем понимания необходимости радикальных перемен. В стареющей правящей элите постепенно складывается группа относительно молодых руководителей, которая не только боролась за власть, но и готова была к обновлению системы.

Важнейшие события исторического периода

1964 – 1982 гг.

Ноябрь 1964 r.

Март 1965 г.

9 сентября 1965 г.

Октябрь 1967 г.

21 август 1968 г.

25 августа 1968 г.

Март 1969 г.

1972 г.

Март 1974 г.

Апрель 1974 г.

19 июня 1977 г.

7 октября 1977 г.

18 июня 1979 г.

Декабрь 1979 – февраль 1989 г.

Июль – август 1980 г.

24 мая 1982 г.

10 ноября 1982 г.

Ноябрь 1982 г. – февраль 1984 г.

Февраль 1984 – март 1985 гг.

Л. И. Брежнев во главе ЦК КПСС.

Восстановление парткомов в прежнем виде.

Пленум ЦК КПСС о реформе сельского хозяйства.

Пленум ЦК КПСС о реформировании промышленности.

Принятие закона о всеобщей воинской обязанности.

Военное вмешательство СССР и других социалистических стран в дела Чехословакии.

Протест диссидентов на Красной площади.

Вооруженные столкновения между CССP и КНР на о. Даманский.

Подписание с США договора ОСВ-1.

Постановление ЦК и Совета Министров о развитии Нечерноземья.

Возобновление строительства БАМа.

Избрание Л. И. Брежнева Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Принятие новой Конституции СССР.

Подписание с США договора ОСВ-2.

Война в Афганистане.

Олимпийские игры в Москве.

Принятие Продовольственной программы.

Смерть Л. И. Брежнева.

Ю. В. Андропов во главе ЦК КПСС и Советского государства.

К. У. Черненко во главе ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР.

Вопросы для самоконтроля

Люди также интересуются этой лекцией: Предисловие.

1. Какие причины способствовали превращению периода 70-х – 1-й половины 80-х гг. в «эпоху застоя»?

2. Какими особенностями обладала экономика периода застоя?

3. Охарактеризуйте сущность и причины «диссидентского движения».

4. В чем причина столь длительного нахождения Л. И. Брежнева на первых постах в государстве?

5. Назовите важнейшие события внешнеполитической деятельности Советского государства в 70-е года – 1-й половине 80-х, какие противоположные процессы происходили в этой области?

6. Какие особенности были присущи политике, проводимой генеральными секретарями Ю. В. Андроповым и К. У. Черненко?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Под сильным руководством
  • Инструкция к электронным весам portable electronic scale
  • Должностная инструкция инженера пто в проектной организации
  • Строительство дома из сэндвич панелей своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство к сильному удару