Что было одним из последствий проведения руководством ссср политики нового мышления в период перестройки

Новое политическое мышление


Новое политическое мышление

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 256.

Обновлено 22 Июля, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 256.

Обновлено 22 Июля, 2022

После смерти генерального секретаря Константина Черненко в марте 1985 года в СССР по инициативе нового руководителя страны, Михаила Горбачева, началась перестройка. Одним из её явлений стала не только гласность, но и новое политическое мышление. Сам термин появился в феврале 1986 года, а концепция была изложена в книге Горбачёва, вышедшей в октябре 1987 года.

Причины появления и особенности концепции

Концепция нового политического мышления была выдвинута в связи с трудной ситуацией во внутренней и внешней политике СССР.

Михаил Горбачёв, 1987 г.

Рис. 1. Михаил Горбачёв, 1987 г.

Гонка вооружений негативно влияла на экономику, темпы роста последней были явно ниже желаемых, а при Брежневе, в 1970-е, в СССР наметились тенденции к застою и зависимости от цен на энергоносители.

В выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года и в МИДе в мае 1986 года были сформулированы положения его новой внешнеполитической программы. Сначала Михаил Сергеевич озвучил два принципа советской концепции внешней политики. Звучали они очень расплывчато:

  • Отказ от устаревших философий и отживших доктрин.
  • Повышение ответственности руководителя государства за принятые им решения.

К октябрю 1987 Михаил Горбачёв более чётко сформулировал свой взгляд на внешнеполитический курс СССР. Основные его идеи были следующие:

  • Отказ от классовой борьбы и деидеологизация в сфере международных отношений. Признание высокого значения общечеловеческих ценностей.
  • Решение конфликтов политическим, а не военным путём.
  • Отказ от деления мира на социалистов и капиталистов, признание его единства.
  • Соблюдение принципов равновесия невмешательства во внутренние дела.
  • Признание права каждого народа выбирать свою судьбу.
  • Идея о том, что безопасность может быть только взаимной.

Одновременно с этими принципами Горбачёв провозгласил в СССР политику гласности и плюрализма. Также следствием нового политического мышления стала политика разоружения на фоне всё еще продолжавшейся Холодной войны. Его взгляд на внешнюю политику отличался от идей Брежнева о разрядке международной напряженности и от обещаний Хрущева догнать и перегнать США.

Горбачёв и Рейган

Рис. 2. Горбачёв и Рейган.

Внешняя политика Горбачёва

В конце 1980-х годов руководство СССР стало постепенно сворачивать помощь странам, которые строили социализм. Это привело к изменениям политического курса и власти в 1990–1991 годах в Никарагуа, Афганистане, Камбодже, Мозамбике. В 1990 году произошло объединение Северного и Южного Йемена, а также двух германских государств — ГДР и ФРГ.

Удачными примерами реализации нового политического мышления можно считать вывод советских войск из Афганистана, снижение военных расходов и подписанный в декабре 1987 года договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. СССР установил дипломатические отношения с Южной Кореей, Израилем, Ватиканом, Южной Африкой, Албанией и ещё рядом государств.

В целом в мире из-за распада СССР развалилась биполярная система международных отношений и остался только один лидер — США. В Советском Союзе демократизация сопровождалась межнациональными конфликтами, первым из которых стал Карабахский в 1988 году.

Итогом политики Михаила Горбачёва стал быстрый распад социалистического блока в Европе, как военного союза ОВД, так и экономического СЭВ. В 1990 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира. Впоследствии критики обвиняли его в космополитизме.

Горбачёв, 1990 г.

Рис. 3. Горбачёв, 1990 г.

Заключение

Что мы узнали?

Достижения и проблемы позднего СССР, хронику событий и мероприятия перестройки кратко изучают в школьном курсе истории 11 класса. Её результатом стало кратковременное улучшение отношений с США и Западной Европой, но далее последовал распад СССР.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 256.


А какая ваша оценка?

Содержание

Введение

1.      Результаты
осуществления политики «нового мышления» в 1985-1991 гг.

2.      Укрепление
Российского государства в 2000-2003 гг.

2.1.Новые
явления в политике, экономике и культуре.

2.2.Возрождение
России.

Выводы

Список литературы

Введение

      После прихода
 Горбачева к власти было понятно, что ничего нового в области советской внешней
политики не произойдет. Он  заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой,
укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных
движений.  Но спустя два месяца после избрания руководителем страны, Горбачев  обрушился
с резкой критикой на Запад. Внешняя политика начала меняться после смены
министра иностранных дел СССР. Были определены основные направления внешней
политики: нормализация отношений со странами Запада ( особенно с США),  начало
двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с
США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке. В 1987 г. оформилась
совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная
«новым мышлением». Новое политическое
мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Новый подход касался
исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал
внутренние дела СССР.
 

    Сводилась концепция нового политического мышления к следующим
пунктам:
   1)  мир един, целостен и неделим
(разделением мира на 2 лагеря);
  2) все
проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами;
   3)  общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми
остальными. Сразу же
 со сменой политического
курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР
отвечал Э. Шеварнадзе, который обозначил новые  главные задачи внешней политики
СССР в условиях нового политического мышления: 1)
  поиск партнерства с
США; 2) разблокирование региональных конфликтов; 3) отказ от поддержки
социалистического лагеря. Более подробно о результатах будет представлении в
содержании этой работы.

     Вторая часть
контрольной работы посвящена Возрождению России с приходом к власти В.В.
Путина. В мае 2000 г. второй президент России был избран уже в первом туре. 
Россия в 2000 г.  имела ряд признаков, присущих конфедеративному государству.
Не проводился эффективно экономический и социально-политический курс. Поэтому
актуальной задачей стало укрепление «вертикальной власти». Было создано 7
федеральных округов. Большая работа была проведена по внедрению региональных
правовых актов. 

 На самом деле проблема укрепления государства имеет очень
 важный аспект, как преодоление недоверия граждан к своему государству. Люди
привыкли не доверять   государству,  которое по их мнению, неоднократно
обманывало своих граждан. Государство обманывало и не обеспечивало защиту
граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав
и интересов значительной части населения. Население  не доверяло
правоохранительным органам. Но постепенно это недоверие граждан не было
преодолено. В целях обеспечения гражданского согласия была создана Общественая
палата, которая призвана активизировать становление гражданского общества и
формирования его институтов. Основные направления: 1) борьба с терроризмом; 2) экономическое
и социальное развитие; 3) внешняя политика России. Более подробно об укреплении
Российского государства будет рассмотрено в содержании.

1.      Результаты осуществления политики «нового
мышления» в 1985-1991 гг
.

     Результатами политики «нового мышления» являются: 1) Поражение в
« холодной войне».
Налаживание отношений
между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения
была реальной угрозой миру. На начальном этапе встреч  главная тема была разоружение
стран. В дальнейшем все двусторонние договора подписывались на невыгодных
условиях для СССР. С одной стороны глобальная напряженность спала. С другой
стороны СССР перестало быть на мировой арене. А в дальнейшем и страны такой не
стало. 2). Одна сверхдержава США. Противостояние СССР и США до 1985 года
очень часто сводилось к региональным конфликтам. Горбачев отказался от политики
установления контроля за 3ьим географическим регионом – и это было страшным
ударом для СССР. А вот США никогда не отказывалось от этого, даже наоборот –
позиции влияния только крепнут. 3)
Ослабление
военной мощи России
. Это произошло в  результате
распада СССР, утечки кадров и технологий, которые сопровождали  весь
процесс перестройки и распада Союза. 4). Обострение региональных конфликтов.
Для нас самый известный конфликт – Северный Кавказ, истоки которого лежат
именно в новом политическом мышлении. 5).Утрата контроля и экономической
связи СССР с восточноевропейскими странами.  
После того, как СССР
фактически сдал Ливию, Ирак, Ближний Восток, Монголию, он не получил ничего.
Все это было сделано для одобрения его политики Западом. 6).
СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении. Россия утратила  контроль над
Восточной Европой, что по плану Горбачева должно было способствовать
партнерским отношениям с Западом. Но ничего этого не случилось! В результате
Россия не стала своей для Запада, а контроль над Востоком утратила.

2.      Укрепление
Российского государства в 2000-2003 гг.

В
2000-2003 гг. происходит укрепление Российского государства. Это основная
задача нового президента.  Проявилось это в следующих направлениях:

1) Были созданы 7
федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный,
Уральский, Сибирский.)

2). Реформирована
верхняя палата парламента – Совет Федерации.

3). Создан новый
Совещательный орган  — Государственный совет при Президенте РФ.

4) Преодолена
конфликтность между парламентом  и президентом. Сформировалось в Думе
устойчивое президентское большинство , в которое вошли следующие фракции: «Единство», ОВР, «Народный
депутат», «Регионы России», что позволило президенту проводить
намеченную им политику.

5). В январе 1999г. разработан «План строительства
Вооруженных сил РФ» — это был новый импульс реформе Российской армии. Основными
направлениями было оснащение войск современной и перспективной боевой техникой.

6) В 2002 г. принят закон «Об альтернативной гражданской
службе».

7). Были намечены планы радикальной перестройки системы МВД,
но на время реформа была отложена.

8) Значительные изменения в системе органов государственной
безопасности.

9). в декабре 2000г .утверждены государственные символы
России (герб, флаг, гимн).

10). весной 2001 г. принят закон о политических партиях. 

11). Декабрь 2003 прошли выборы в Государственную Думу IV созыва. В состав вошли: « Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, блок «Родина».

2.1.Новые явления в политике,
экономике и культуре.

В 2000 г. был принят документ «Основные
направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную
перспективу», который определил приоритеты экономической политики на
период до 2010 г.
Основными
вопросами были:  — ликвидация олигархов ( недопущение их до власти). Был принят
Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных доходов». Для того, чтобы
реализовать данные задачи в ноябре 2001 при Минфине учрежден новый орган –
Комитет по финансовому мониторингу. – Принят Налоговый и Таможенный кодекс. 

     В
соответствии с налоговой
реформой:

1. Шкала налогов снижалась с 30
до 13% и стала самой низкой в Европе, это  создавало предпосылки для
выхода многих секторов экономики из «тени».

2. Уменьшались
таможенные ввозные пошлины.

     Это все
привело к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001
г. Также рассматривались пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

     В сентябре
2001 г. новый Земельный кодекс закрепил право собственности на землю и
определил механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли
седьскохозяйственного назначения.

 В
июне 2002 г. парламент одобрил Закон «Об обороте земель сельхозназначения»,
который санкционировал куплю-продажу этой категории угодий. На улучшение
ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных
предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.

Государство
уделяло большое внимание оборонно-промышленному комплексу, что привело к
решению проблем военного и гражданского характера.

Появились
новые явления и в культуре. Культурная жизнь сильно реагировала на перемены,
которые происходили в стране. Стремление людей получить прибыль способствовало
появлению новых направлений в культуре (музеи,  театры, библиотеки).

Открывались
частные картинные галереи, театральные и выставочные проекты.

Возросло
влияние телевидения, предложившего невиданные ранее информационные и
развлекательные программы, заимствованные у западных СМИ. Игровые
развлекательные телепроекты, нескончаемые сериалы аккумулировали огромную
аудиторию. Это заложило основу для развития так называемой массовой
культуры.

В
это время быстрыми темпами развивалась индустрия досуга – коммерческие
развлекательные центры, ночные клубы, массажные салоны эротической
направленности. Шоу-бизнес превратился в одну из самых динамичных и прибыльных
сфер новой экономики.

Если
говорить о кино, то стали применяться не только спецэффекты, но и компьютерные
технологии, приемы съемки в режиме реального времени («Русский
ковчег», реж. А. Сокуров, 2002). В телевизионной документалистике стал
широко использоваться прием «исторической реконструкции» реальных
событий. Эти технологии были направлены на то, чтобы сделать зрителей
сопричастными происходящему действию.

По
мере финансово-экономической стабилизации система кинопроката в стране
постепенно восстановилась. В кинорежиссуре получили известность новые имена.
Картина К. Серебренникова «Изображая жертву» была удостоена главного
приза Римского международного кинофестиваля, фильм «Возвращение» А.
Звягинцева – двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале.
Фильм Никиты Михалкова «12» завоевал приз «Золотой лев» в
Венеции. Новым кинопроектом Н. Михалкова стала кинодилогия «Утомленные
солнцем-2» («Предстояние» и «Цитадель»), вышедшие в
прокат накануне праздника Великой Победы – 9 мая в 2010 и 2011 гг. Этот
масштабный фильм-эпопея стал самым дорогим в истории новой России – общий
бюджет фильма составил 55 млн долл.

В
условиях жесткой конкуренции с потоком теле-, кино- и видеопродукции театр
переживал не лучшие времена, пытаясь выжить в новой социальной реальности.
Ответом стали театральные антрепризы – временные творческие коллективы,
создаваемые под конкретную постановку, экспериментальные студии и разнообразные
фестивальные проекты. Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли
ставились в реальных исторических декорациях (опера «Борис Годунов»
Μ. П. Мусоргского в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной
площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В постановках стали широко
использоваться приемы документального жанра, в текст вводились интервью,
зафиксированные на улице разговоры. Драматургия спектакля, как и сценарное
искусство в кино, стремилась к интенсивному общению со зрителем.

 На
эстраде произошло размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу)
российского производства, причем не лучшего качества, поскольку ради получения
скорой прибыли эстрадные исполнители стали подстраиваться под примитивные
потребности аудитории. Продолжался бум танцевальной музыки. Были поставлены
мюзиклы «Норд Ост», «Нотр- Дам де Пари» и др. Важным
явлением в музыкальной жизни международного шоу-бизнеса стало проведение в
Москве в мае 2009 г. конкурса «Евровидение».

Заметное
влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное
пространство, доступ к различным источникам информации. Быстро росло число
пользователей Интернета. Появились многочисленные электронные периодические
издания, художественные сайты. Расширение информационного пространства открыло
новые возможности для культурного и научного творчества, быстрого обмена идеями
и контактов между людьми
.

В
целом российская культура и общество по-прежнему находятся в процессе
осмысления своих истоков и наследия. Широкую поддержку получает мысль о том,
что для цивилизационного прорыва в XXI в. одной только опоры на силы
самоорганизации культуры недостаточно. Государство должно определить
приоритетные направления развития образования, науки и культуры и обеспечить их
поддержку.

2.1.Возрождение
России

В 2000 г. Президентом России был избран В. Путин,
это  открыло новый этап в социально-экономическом и общественно-политическом
развитии страны. Новому Президенту пришлось немедленно приступить к решению
многих сложных проблем: ускорение модернизации общества и повышение его консолидации,
ликвидация внешней задолженности, привлечение инвестиций, борьба с
криминалитетом и терроризмом (теракт на Дубровке 2002 г.), увеличение
золотовалютных резервов, дефицит бюджета, чеченская проблема и др. Преодолено
было  много кризисных явлений, характерных для 1990-х гг., укреплена структура
государственной власти. Проведение успешной контртеррористической операции в
Чечне, активная фаза которой завершилась в 2001 г., ограничение всевластия
олигархов (дело «Юкоса», медиамагната В. Гусинского, уголовное преследование Б.
Березовского), возвращение международного авторитета России — всё это позволило
В. Путину одержать победу и на президентских выборах в марте 2004 г. Смена
руководства, преодоление экономического кризиса и консолидация российского общества
способствовали тому, что в 2000-х гг. Россия начинает возвращать себе статус
великой мировой державы, несущей ответственность за поддержание мировой
безопасности. Она становится полноправным членом «Большой восьмёрки»
экономически развитых государств, строя свою внешнюю политику исходя из
национальных интересов.

В  2000-х гг. ситуация в сфере культуры, науки и искусства
начала улучшаться. Определяющей чертой культурной жизни стала свобода выражения
творческих замыслов. Современное российское искусство характеризуется жанровым
и стилевым разнообразием, при котором сложно выделить одно доминирующее
направление. Стали прослеживаться тенденции к восстановлению элементов культуры
Российской империи и их интеграции в культурное наследие СССР. Началась масштабная
реконструкция памятников культуры, воссоздание храмов и религиозных традиций.
Ярким примером этого может послужить восстановление храма Христа Спасителя в
Москве, освящённого 19 августа 2000 г. Возрождается практика меценатской помощи
деятелям искусства и прочее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что с
началом 2000 гг . начинается Возрождение России.

Выводы

К
середине 2002 г. была стабилизирована общественно-политическая и
социально-экономическая ситуация, намечены основные направления дальнейшего
совершенствования государственного устройства, продолжение либерального
реформирования экономики и социальной сферы. В то же время на характер
внутренней политики с середины 2002 г. во все возрастающей степени оказывало
влияние приближение выборов в новую Думу (декабрь 2003 г.) и Президента РФ
(март 2004 г.). Поэтому в центре внимания властных структур находилась задача
выстраивания баланса общественных сил, позволяющего, с одной стороны,
поддерживать стабильность, а с другой — добиться наилучшего результата на
выборах.

Экономика
в 2000-2002 гг. развивалась в благоприятной обстановке, это было во многом
обусловлено высокими мировыми ценами на сырьевые товары, которые составляли
основу российского экспорта, — нефть. Газ, черные металлы.

Начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост
экономики. За 2000-2007 гг. ВВП страны вырос на 72%, и Россия заняла 7-ое место в мире по этому важному
показателю. Соответственно росли и реальные доходы населения. За 8 лет рост
составил в 2,5 раза. Почти во столько же раз выросли пенсии. Безработица и
уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

Россия интенсивно сотрудничала с государствами,
входящими в СНГ. Особое внимание уделялось решению совместных экономических
проектов, обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом. 
Плодотворно
развивалось сотрудничество России с Китаем. В 2001 г. был подписан Договор о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Общим успехом
внешней политики России следует то, что она не давала себя втянуть в крупные
конфликты, в том числе военные.

Российская
культура и общество по-прежнему находятся в процессе осмысления своих истоков и
наследия. Широкую поддержку получает мысль о том, что для цивилизационного
прорыва в XXI в. Одной только опоры на силы самоорганизации культуры
недостаточно. Государство должно определить приоритетные направления развития
образования, науки и культуры и обеспечить их поддержку.

Список
литературы:

1.      История
России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений./ Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В., — М:
Просвещение, 2008.-367с.

2.      История
современной России, 1991-2003: Учебное пособие./Короткевич В.И., Изд-во
С.-Петерб. Ун-та, 2004. – 293 с.

3.      Россия
и мир в
XX
– нач
XXI 
— вв.: Учебник 11 класс./ под ред. Алексашкиной Л.Н. – Просвещение, 2007.-432с.

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «История России»

Предложить статью

Определение 1

«Новое политическое мышление» — это философско-политическая концепция внешней политики СССР периода перестройки.

Концепция «нового политического мышления»

В начале правления М. Горбачева его политический курс не отличался от традиций его предшественников, но в 1987-1988 гг. он предложил новую внешнеполитическую концепцию, которая существенно отличалась от прежних – «новое политическое мышление». Этому способствовало несколько причин:

  • опасность возобновления «холодной войны», что привело бы к возрастанию напряженности в мире со всеми вытекающими из этого обстоятельства негативными последствиями;
  • новая гонка вооружений полностью бы разрушила советскую экономику, которая тогда и так находилась в кризисе;
  • СССР был больше не в состоянии оказывать безвозмездную помощь соцстранам, потому что это разоряло советскую экономику;
  • идеологические запреты не давали стране адекватно развивать внешнеэкономическую сферу, мешая развитию экономики.

Замечание 1

Концепция «нового политического мышления» была разработана и описана Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», которая была издана в 1987 г.

Суть новой политики

«Новое мышление» основывалось на нескольких принципах:

  • необходимость решения международных проблем и разногласий, основываясь на компромиссе, консенсусе интересов всех сторон, что создало бы благоприятную среду для развития сотрудничества и добрососедских отношений, а не постоянных угроз и нарастания вооружений;
  • отказ от противостояния идеологий, биполярности мира, двух враждующих политических система, признание мира единым и взаимозависимым;
    *на первое место ставились человеческие ценности, которые признавались важнее национальных, классовых, идеологических и т.д.; это означало отказ СССР от идеи социалистического интернационала.

Сама идея такой политики, проводимой новым советским руководством, не была нова: о подобных принципах писали такие известные ученые и политические деятели как И. Кант, М, Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др.

««Новое мышление» во внешней политике» 👇

Согласно «новому политическому мышлению», внешняя политика СССР осцществлялась по трем основным направлениям:

  • улучшение и нормализация отношений с Западом;
  • скорейшее разрешение международных конфликтов;
  • активное экономическое и политическое сотрудничество с разными странами без идеологических ограничений и препятствий.

Концепция «Нового политического мышления» оказала положительное воздействие на советско-американские отношения: начался процесс ядерного разоружения. В 1985 г. состоялась первая встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом, что стало началом потепления отношений между СССР и США. В 1987 г. был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот документ впервые в советско-американских отношениях устанавливал не сокращение, а сразу ликвидацию вооружений, что, несомненно, стало большим шагом вперед.

В 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В одностороннем порядке СССР сократил свои военные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тыс. человек. Летом 1991 г. между Союзом и Штатами был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), по которому они сокращались на 40 %.

Экономическая политика Горбачева осуществлялась не слишком успешно, только усиливая уже существующий кризис, поэтому он надеялся, что успехи во внешней политике как-то компенсируют и сгладят впечатление от неудачной экономической деятельности. Это стремление вынуждало его идти на большие уступки американскому руководству, которое, пользуясь этим, выдвигало множество удобных для себя условий, с которыми Горбачеву приходилось соглашаться. Так, к примеру, СССР с большей готовностью, нежели Штаты, сокращал свои военные базы и опорные точки в европейских странах и уничтожал огромное количество обычных видов вооружений. Также, ухудшение экономического положения СССР все больше ставило его в зависимость от Запада, у которого советское правительство надеялось получить экономическую помощь.

В 1991 г. американский президент Д. Буш выдвинул советскому правительству «шесть условий», на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: развитие демократии, переход к рынку, создание федерации, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Это был первый случай, когда США ставили условия не только во внешней, но и во внутренней политике СССР.

Изменился способ отношений и со странами соцлагеря. Под давлением Горбачева в некоторых из них произошла смена состава руководства, а также внедрялась политика демократизации. В 1989 г. СССР начал выводить свои войска из государств Организации Варшавского договора, что вызвало рост антисоветских настроений. Произошла смена правительства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В ГДР после отставки Э. Хоннекера пала Берлинская стена и стали активизироваться призывы к объединению Германии.

В 1991 г. ликвидировались организации СЭВ и ОВД, что на деле означало распад соцлагеря.

В 1989 г. СССР начал вывод войск из Афганистана, а на II съезде народных депутатов Афганская война была признана грубой политической ошибкой. Тогда же начали выводить советские войска из Монголии. Кроме того, СССР поспособствовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи), что способствовало улучшению советско-китайских отношений. СССР и Китай восстановили приграничную торговлю, подписали ряд важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Также СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и от поддержки режимов в Ливии и Ираке; во время кризиса в Персидском заливе в 1991 г. Советский Союз впервые встал на сторону США.

Результаты новой политики

Результатами политики «нового мышления» были:
снижение международной напряженности, разрушение «образа врага»;
уничтожение целых классов ядерного оружия;
* активная интеграция СССР и «дружественных ему стран» в мировые структуры.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Незнайка → Вариант 4 → Задание 18

Задание № 3105

Что было одним из последствий проведения руководством СССР политики «нового мышления» в период перестройки?

1. заключение международного Договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой

2. укрепление позиций Организации Варшавского договора в мире

3. отказ от вмешательства во внутренние дела социалистических стран

4. обострение холодной войны

Показать ответ

Комментарий:

Ответ: 3

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Распад
СССР, оформленный Беловежским соглашением
руководителей России, Украины и Белоруссии
Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С.
Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является
одним из самых значительных событий
мировой истории XX в.

Причины :


Централизация власти в руках Партии;


Как следствие, цензура на информацию,
отсутствие гласности;


Низкая конкурентоспособность советских
товаров на мировом рынке, низкая
производительность труда;


Дефицит товаров на рынке.

-Системный
социально-экономический кризис, вызванный
гонкой вооружений во внешней политике
СССР, финансовая зависимость стран
социализма от советских дотаций.
Нежеланием менять командно-административную
систему хозяйствования в соответствии
с новыми условиями — во внутренней
политике («застой»).

Цели:Вступление СССР в эпоху радикальных
преобразований относится к апрелю 1985
г. и связано с именем нового Генерального
секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева
(избранного на этот пост на мартовском
Пленуме ЦК).

Предложенный
Горбачевым новый курс предполагал
модернизацию советской системы, внесение
структурных и организационных изменений
в хозяйственные, социальные, политические
и идеологические механизмы.

В
новой стратегии особое значение
приобретала кадровая политика, которая
выражалась, с одной стороны, в борьбе с
негативными явлениями в партийно-государственном
аппарате (коррупцией, взяточничеством
и др.), с другой стороны, в устранении
политических противников Горбачева и
его курса (в московской и ленинградской
партийных организациях, в ЦК компартий
союзных республик).

Новое
политическое мышление.
В первые годы
после прихода к власти администрация
М. С. Горбачева подтвердила традиционные
внешнеполитические приоритеты СССР.
Однако в рамках провозглашенной
внешнеполитической доктрины, получившей
название «нового политического
мышления», эти ориентиры подверглись
существенной корректировке.

«Новое
политическое мышление» предусматривало:
отказ от вывода о расколе современного
мира на две противоположные
общественно-политические системы
(социалистическую и капиталистическую),
признание его единым и взаимозависимым;
объявление в качестве универсального
способа решения международных вопросов
баланса интересов различных государств;
признание приоритета общечеловеческих
ценностей над любыми другими (классовыми,
национальными, религиозными).

Ведущим
внешнеполитическим направлением стало
развитие взаимоотношений с США. С 1985 г.
встречи М. С. Горбачева с президентами
США стали ежегодными. Были подписаны
двусторонние обязательства об уничтожении
ракет средней и меньшей дальности и об
ограничении стратегических наступательных
вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой
степени за счет ракетного потенциала
СССР.

«Урожайным»
на внешнеполитические события оказался
1989 г. В феврале был завершен вывод
советского ограниченного контингента
из Афганистана. Начался вывод советских
войск из стран Центральной и Восточной
Европы и ряда стран Азии. Советское
руководство способствовало выводу
вьетнамских войск из Кампучии. Были
нормализованы отношения, налажено
экономическое и культурное сотрудничество
с Китаем.

Существенной
корректировке подверглось и восточное
направление внешней политики. СССР
отказался от прямого вмешательства во
внутренние конфликты в Никарагуа,
Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил
помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил
агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г.
Все это способствовало ослаблению
международной напряженности.

Однако
осложнились отношения внутри
социалистического лагеря. В результате
вывода войск СССР и «бархатных
революций» в странах Восточной Европы
к власти пришли руководители, которые
во внешней политике ориентировались
на Запад. В 1991 г. официально прекратили
свое существование Совет Экономической
Взаимопомощи и Организация Варшавского
Договора.

Оставшись
без старых союзников и не приобретя
новых, СССР стремительно терял инициативу
в международных делах.

Прекращение
существования СССР сделало США
единственной супердержавой мира. В
декабре 1991 г. американский президент
поздравил свой народ с победой в «холодной
войне».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как переводится слово мануал
  • Главный специалист по энергетике должностная инструкция
  • Эскузан инструкция по применению цена для женщин как принимать отзывы
  • Уденафил цена в аптеках инструкция отзывы аналоги
  • Руководство по эксплуатации stihl ts 420