Что будет с белинским руководством

Примерное время чтения: 3 минуты

842

Глав по осени считают. Что известно о новом руководителе Белинского района

Главой Белинского района назначена 44-летняя Олеся Мягкова. С апреля 2021 года чиновница работала в статусе и.о., а 18 ноября прошло заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатов на пост. На 46-й сессии Собрания представителей, состоявшейся в тот же день, депутаты большинством голосов поддержали ее кандидатуру.

Круговорот глав

Внимание к Белинскому району не случайно. Год назад, 25 декабря, район лишился главы Николая Дружинина: бывший военный написал заявление по собственному желанию, после чего исполнять его обязанности стала Мягкова. В этом статусе пробыла недолго — ее сменил замглавы администрации Пензы Олег Денисов. Но поработал он всего две недели и все вернулос на круги своя. Теперь же Олеся Юрьевна стала полноценным руководителем администрации района. Дозвониться до нее, чтобы поздравить и спросить, ждала ли она такого счастья, не удалось.

Из жизни чиновницы

В администрации района Олеся Мягкова работает почти 10 лет, причем на высоких должностях — заместитель главы, руководителя аппарата администрации Белинского района. Действительный муниципальный советник 1 класса.

Официальных данных о ней немного: родилась в Мокшанском районе, образование высшее. На сайте местных газет есть информация, что ранее она трудилась в поселковых администрациях. За 2020 год заработала больше всех из сотрудников администрации района — 1 137 тыс. рублей. У мужа более скромный доход — менее 300 тысяч. На двоих одна квартира и авто Lifan. 

Удивительно, но при такой не самой заметной должности про Олесю Юрьевну писали во многих телеграм-каналах, в частности, что она безотступно двигалась за бывшим главой Дружининым, и что ее пророчат на место главы Бессоновского района. Последнее не сбылось: чиновница нужней на своем прежнем месте.

Остается только надеяться, что Мягкова выведет район из депрессии.

Депрессивный район

Разбитые дороги, безработица, отсутствие медицины и воды — это реалии Белинского. Жители стремятся его покинуть, а социологи делают печальные прогнозы: район – один из кандидатов на вымирание. Все существующие проблемы возникли не «внезапно», а «накопились».

В начале года были какие-то подвижки: нашли деньги на ремонт больницы, заговорили о восстановлении музея Белинского, а Олег Мельниченко — о расширении предприятия «Хохланд» по производству сыра, который является крупнейшим налогоплательщиком района. 

Интересно, что главы районов меняются за эту осень уже в третий раз. Сначала Светлана Кудаченкова заняла пост главы Бековского района, затем Александр Помогайбо возглавил Каменский район . Вынужденная замена произошла в Пензенском районе. Игорь Белов сменил Сергея Козина, попавшегося  на взятке спустя пару дней после задержания бывшего губернатора Ивана Белозерцева.

Также вам может быть интересно

За свою недолгую жизнь (он умер всего в 37 лет) Виссарион Белинский успел стать одним из виднейших литературных критиков и оказать влияние не только на современников, но и на последующие поколения. Ему принадлежит глубокий анализ произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова и многих других авторов. 

Именно Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки произведения: «верность характеру героя», «современность». 

О жизни и творчестве «неистового Виссариона», а также об интересных фактах его биографии – в материале РЕН ТВ.

Семья, детство и юность Виссариона Белинского

Дед Белинского, Никифор Трифонов, служил священником в Пензенской губернии, в селе Белынь. Его младший сын, Григорий, учился в Тамбовской духовной семинарии. Там, кстати, фамилия его была Белынский – дали ее по обычаю, издавна существовавшему в семинариях: различать своих воспитанников по городам и селам, в которых они родились.

Григорий не окончил семинарию – оставил духовную карьеру и поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. С 1810 года он служил врачом в военной крепости Свеаборг в Финляндии.

В официальной характеристике, выданной ему начальством Балтийского военно-морского флота, было записано, что он имеет «хорошие способности ума», владеет латинским и немецким языками и «науки по своей должности знает». 

Мать Мария Ивановна, в девичестве Иванова, была дочерью шкипера и происходила из бедной дворянской семьи.

Фото: © Акварель А. П. Брюллова с оригинала К. А. Горбунова. 1838.

Виссарион Белинский родился там же, в Свеаборге, 11 июня 1811 года. О первых годах жизни у него сохранились самые мрачные воспоминания:

«Мать моя была охотница рыскать по кумушкам; я, грудной ребенок, оставался с нянькою, нанятою девкою; чтоб я не беспокоил ее своим криком, она меня душила и била. Впрочем, я не был грудным: родился я больным при смерти, груди не брал и не знал ее… сосал я рожок, и то, если молоко было прокислое и гнилое, – свежего не мог брать. Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно, – вечная ему память. Я в семействе был чужой».

Кроме Виссариона, в семье было еще трое детей, но отношения с родными у него не складывались. Позже Белинский так писал об этом близкому другу Василию Боткину: 

«Иметь брата и сестру, чтобы не понимать, почему и для чего они мне брат и сестра, и еще брата, чтобы быть привязанным к нему каким-то чувством сострадания, – все это не слишком утешительно…»

В 1816 году отец вышел в отставку, семья переехала в Пензенскую губернию, в небольшой городок Чембар. В 11 лет Виссарион поступил в Чембарское уездное училище, где стал одним из лучших учеников. Затем была Пензенская гимназия, однако, не доучившись в ней и до четвертого класса, молодой человек разочаровался в уровне образования и решил ехать в Москву. Мечтой Белинского был Московский университет. 

Фото: © museum.ru/M1908

Учеба в Московском университете и отчисление

В 1829 году Виссарион поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета, пользовавшегося большим авторитетом у передовой молодежи. Перед этим он поменял отцовскую фамилию Белынский на более благозвучную – Белинский, – и с тех пор подписывался только так.

Белинский быстро влился в студенческую компанию, куда входили Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. На встречах, которые проходили в его комнате в общежитии, друзья читали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Это собрание получило название «Литературное общество 11-го нумера».

Жизнь Белинского никогда не была легкой, но воспоминания о том времени были особенно тяжелыми. Питание было скудным, общежитие походило на казарму. Все это привело к тому, что Виссарион, с детства слабый здоровьем, начал хронически болеть. 

В августе 1831 года он писал родителям: 

«У меня открылась в правом боку жестокая колика, которую еще более усугублял сильный кашель. Я ужасно боюсь, чтобы болезнь моя не обратилась в чахотку».

В начале следующего года почти четыре месяца с диагнозом «хроническое воспаление легких» Белинский провел в больнице и был вынужден выписаться, не долечившись. В письме брату Константину он признался, что его здоровье «почти невозвратно потеряно».

Фото: © Wikimedia Commons

Все лишения Белинского, которые он претерпевал ради учебы, оказались напрасными – в сентябре 1832 года его исключили из университета из-за «слабости здоровья и ограниченности способностей».

Под официальной формулировкой кроется истинная причина — написанная им антикрепостническая трагедия «Дмитрий Калинин». Текст так напугал цензурную комиссию, состоявшую из профессоров университета, что они решили исключить вольнодумца. Белинский остался один в Москве – без денег и диплома.

Первые серьезные статьи

Какое-то время Белинский перебивался переводами и частными уроками. 

Однако в 1834 году профессор Московского университета Николай Надеждин, издатель передового тогда журнала «Телескоп» и приложения к нему «Молва», знавший о философско-литературных занятиях «Общества 11‑го нумера», пригласил молодого человека работать в журнале. 

Именно в «Телескопе» Белинский опубликовал свою первую серьезную статью — «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В ней никому не известный, нигде не печатавшийся ранее критик горячо, взволнованно доказывал, что в России нет литературы, что лишь четыре имени — Державин, Крылов, Пушкин, Грибоедов — можно поставить в ряд истинно-народных писателей. 

Восторженно он отзывался и о недавно появившемся авторе по имени Николай Гоголь, который, по мнению критика, в какой-то степени лучше, талантливее, шире самого Пушкина.

Фото: © Художник Николай Алексеев

Его вторая статья в «Телескопе» – «Ничто о ничем» – представляет обозрение русской литературы за 1835 год. Белинский вновь писал о Гоголе, о его молодых коллегах, о поэтах, позже действительно оказавшихся среди лучших литераторов своего поколения. 

Авторитет критика рос. Надеждин доверил ему руководство «Телескопом» на время своей поездки за границу. Его имя распространялось по салонам и гостиным. Довольно скоро, в 1836-м, журнал стал жертвой цензуры, его закрыли. Молодой человек снова остался без денег и работы. Положение усугубляли проблемы со здоровьем – Белинский узнал, что у него сифилис.

«Отечественные записки»: расцвет карьеры

Тяжелое финансовое положение Белинского исправилось в 1839 году — он принял решение возглавить отдел критики петербургского журнала «Отечественные записки».

Виссариону Григорьевичу тяжело дался отъезд из Москвы, расставание с друзьями, многих из которых он знал с университетских времен. Однако именно работа в «Отечественных записках» стала расцветом его карьеры. Его критика из литературной перешла в разряд общественно-политической.

По воспоминаниям Герцена, споры «неистового Виссариона» (так за бескомпромиссность назвал друга Николай Станкевич) часто выглядели так: 

«…когда он чувствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль. Спор оканчивался очень часто кровью, которая у больного лилась из горла…»

Фото: © Редакция журнала «Отечественные записки». Wikimedia Commons

«Отечественные записки» выходили 25 числа каждого месяца, и 25 числа каждого месяца у дверей кофеен и кондитерских Петербурга можно было увидеть стайки студентов, с нетерпением ждавших новый номер. Получив его, они передавали из рук в руки свежий выпуск, зачитывая вслух хлесткие строки.

Особенности публицистического стиля Виссариона Белинского

«Твой ум кипел – и новые стези прокладывал, работая упорно», – так образно оценил огромный вклад Белинского в становление публицистической и критической прозы Николай Некрасов.

Виссарион Григорьевич с юных лет интересовался философией, романтизмом в литературе, был протагонистом идей Гегеля и Шеллинга. С 1840 года он позволял себе резкие высказывания в адрес детерминистического прогресса, ставя судьбу конкретного человека превыше мировых судеб и интересов. Демонстрируя приверженность идеализму, Белинский был атеистом и в письмах Гоголю осуждал церковные традиции.

Биография Белинского безраздельно связана с литературной критикой. Патриот и западник, он был противником славянофильской идеи, воспевавшей патриархат и устаревшие устои. При этом писатель оказался яростным противником народничества. В своих работах он утверждал важность реалистических принципов в литературе.

Фото: © museum.ru/M1908

Белинский был основоположником научного подхода в этом направлении и пропагандировал «натуральную школу». Ее основателем критик называл Николая Гоголя.

Белинский разделял духовную и физическую природу человека, видя источник прогресса в развитии сознания и прогрессивных идеях. Он говорил, что искусство представляет собой способность мыслить образно, и это едва ли не так же сложно, как мыслить логически.

Столкновение и ссора с Гоголем

Одно из последних громких событий в биографии Белинского — его столкновение со столь любимым им Гоголем. Последний опубликовал в 1847 году «Выбранные места из переписки с друзьями». Этот публицистический сборник разочаровал и возмутил либеральное общество, а критик встретил его как личное предательство. 

Отступление от идеалов, отречение от борьбы, расписка в собственном малодушии – вот чем были «Выбранные места…» для Белинского. 

«Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный со своею страною, может любить ее надежду, честь, славу», – писал он Гоголю («Письмо Н. В. Гоголю 15 июля 1847 г.»). 

В своем послании Белинский жестко критиковал Гоголя за его уход в православие, монархизм, народность и «пропаганду» этих ценностей своему читателю: 

«…Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое по возможности их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны <…>, где <…> нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Фото: © Рисунок «Встреча Гоголя с Белинским» (художник Борис Лебедев, 1948 год). Репродукция Фотохроники ТАСС

Публикация письма в России в течение долгих лет была невозможна, а его распространение преследовалось властями. Письмо публиковалось за границей: в «Полярной звезде» Герцена в Лондоне в 1855 году, отдельным изданием в Женеве в 1880-м. 

Текст письма распространялся в России тайно и был разрешен к печати только после революции 1905 года.

Личная жизнь Виссариона Белинского

Как отмечал в своей «Книге о Белинском» литературовед Разумник Иванов-Разумник, семейная жизнь была для Белинского единственным спасением от холода одиночества. Хотя, как признавался сам Виссарион Григорьевич в одном из писем, он «всегда смеялся над браком, любовию и всякими сердечными привязанностями».

«Жить становится все тяжелее и тяжелее, не скажу, чтобы я боялся умереть с тоски, а не шутя боюсь или сойти с ума, или шататься, ничего не делая, подобно тени, по знакомым. Стены моей квартиры мне ненавистны; возвращаясь в них, иду с отчаянием в душе, словно узник в тюрьму…», – писал Белинский другу Боткину 9 декабря 1842 года. 

Поэтому Виссарион Григорьевич сделал шаг к семейной жизни обдуманно и взвешенно. Тем более что опыт разочарований у него уже был. В 1835 году сестра Михаила Бакунина Александра Александровна отвергла его любовь.

Фото: © Репродукция рисунка

«Нет, никакую женщину в мире не страшно любить, кроме ее. Всякая женщина, как бы ни была она высока, есть женщина: в ней и небеса, и земля, и ад, а эта – чистый, светлый херувим Бога живого, это небо, далекое, глубокое, беспредельное небо, без малейшего облачка, одна лазурь, осиянная солнцем!» – писал Белинский Михаилу Бакунину.

Как признавался сам Белинский, «жажда любви» превратилась в нем «в какую-то томительную хроническую болезнь… Я стал мечтать о разумном браке, забывши, что – как бы ни был он разумен, а для него нужны средства и средства».

Всего несколько месяцев продлился роман Белинского с дочерью актера Михаила Щепкина – тоже Александрой. Но и тут все кончилось ничем. 

«Боже мой, сколько мук, подавляющих страданий, наконец, отчаяния, ужаса и унижения в собственных глазах!» – писал Белинский в октябре 1839 года.

Семейная жизнь Виссариона Белинского

Женой Белинского стала Мария Васильевна Орлова, классная дама московского Екатерининского института благородных девиц. Они познакомились, когда Белинский жил в Москве и летом 1842 года встретились вновь после разлуки. Орлова восхищалась творческими изысканиями критика и видела в нем новатора. Влюбленные вели переписку. 

Весь сентябрь и октябрь Белинский буквально забрасывал Марию страстными письмами, полными любви и тоски. По своему высокому пафосу, чистоте и искренности эти чувства звучат настоящей любовной лирикой. В них нет и тени сомнения в своих силах или страха перед жизнью: тон их нежен, но настойчив; в них слышится властное, жадное требование личного счастья. 

«Я разорван пополам, – писал он уже в первом письме, – и чувствую, что недостает целой половины меня самого, что жизнь моя не полна, и что я тогда только буду жить, когда вы будете со мной, подле меня. Бывают минуты страстного, тоскливого стремления к вам. Вот полетел хоть на минутку, крепко, крепко пожал вам руку, тихо сказал вам на ухо, как много я люблю вас, как пуста и бессмысленна для меня жизнь без вас».

Свадьба состоялась 12 ноября 1843 года в Петербурге. Шикарного торжества не было. Важный день отпраздновали домашним чаепитием. 

Все, что известно из писем самого Белинского о его домашнем очаге (он не любил распространяться о своей личной жизни), говорит, что у этого очага ему было хорошо и тепло, и что он знал в своей тяжелой жизни немало минут семейного счастья. 

Фото: © Картина «Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского» (1881 г.) работы русского художника Алексея Аввакумовича Наумова. Репродукция ТАСС

Много радости принесло Белинскому рождение дочери Ольги в июне 1845 года. Еще через год родился сын Владимир. Есть легенда, что Иван Тургенев заранее вызвался быть крестным отцом и сказал Белинским, что подарит крестнику небольшую деревню. «И ты возьмешь!», – добавил Иван Сергеевич, грозно глядя на друга. Тому оставалось только кивнуть. 

К сожалению, мальчик умер, когда ему было четыре месяца. Это стало страшным ударом для Белинского. 

«Я не живу, я умираю медленной смертью», – писал он Тургеневу.

Смерть Белинского

Осенью 1845 года состояние здоровья Белинского резко ухудшилось. Он с трудом выполнял свои редакторские обязанности в «Отечественных записках» и в 1846 году покинул издание. 

Белинский уехал из Петербурга и отправился на юг России. Там ему стало легче, и он решил вернуться в столицу, начал работать в журнале «Современник», но попытка не увенчалась успехом. В журнале вышла только одна его статья.

Друзья посоветовали ему лечение за границей. И в начале 1847 года Белинский уехал из России. Спустя несколько месяцев он вернулся полный надежд. Ему стало лучше. Однако этот прилив сил оказался тем случаем, когда у смертельно больного человека незадолго до кончины происходит улучшение.

К весне 1848 года у Белинского усилились боли в груди, его мучили кашель и головокружение: прогрессировал туберкулез. Он умер утром 7 июня 1848 года, сказав напоследок: 

«А они меня не понимают, совсем не понимают…» 

До своего 37-летия он не дожил всего несколько дней.

Фото: © Виссарион Григорьевич Белинский 26 мая 1848 года. Гравюра Лаврентия Серякова с рисунка академика К.А. Горбунова

Некролога, сообщающего о смерти одного из главных литературных критиков своего времени, ни одна газета опубликовать не смогла: цензура становилась все жестче, Белинский для власти был фигурой крайне нежелательной. 

В последние годы правления Николая I имя Виссариона Белинского было изъято из обращения и даже в первые годы царствования Александра II не произносилось в печати прямо. Его всегда называли иносказательно – «критик гоголевского периода».

Цитаты и афоризмы Виссариона Белинского

  • «»Сила солому ломит», говорит пословица, а ум, вооруженный наукой, искусством и вековым развитием жизни, ломит и силу».
  • «Бывают в жизни народов и человечества эпохи несчастные, в которые целые поколения как бы приносятся в жертву следующим поколениям».
  • «Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Надо иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставить всех думать одно. Опровергайте чужие мнения, не согласные с вашими, но не преследуйте их с ожесточением потому только, что они противны вам».
  • «Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир».
  • Гоголю не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах».
  • «Сила и понимание книги – в ее своевременном прочтении».
  • «Гений никогда не упреждает своего времени, но всегда только угадывает его не для всех видимое содержание и смысл».
  • «Разочарование в жизни, в людях, в самих себе свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем»».
  • «Только золотая посредственность пользуется завидною привилегиею – никого не раздражать и не иметь врагов и противников».
  • «Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешительный – время».


Подпишитесь на Penzainform.ru


В среду, 19 июля, в двух районах Пензенской области — Башмаковском и Белинском — у глав администраций сменились названия должностей. Теперь они стали просто главами районов.

Так, в Башмаковском районе на сессии Собраний представителей депутаты единогласно избрали главой Тамару Павлуткину, а в Белинском — Сергея Сорокина.

Тамара Павлуткина руководит районом с 2017 года (до нее был Александр Саванков), Сергей Сорокин — с 2022-го (ранее Белинский район возглавляла Олеся Мягкова).

Аналогичное избрание состоится в общем в 25 районах Пензенской области. Необходимые изменения будут внесены в уставы муниципальных образований.

До этого от двуглавой системы управления отказались в Пензе, за переименование должности руководителя проголосовали также в Кузнецке.

Источник — фото Министерства внутренней и информационной политики Пензенской области

Оставьте комментарий, авторизовавшись через ВКонтакте

А. Виссарион Григорьевич Белинский (30 мая [11 июня] 1811— 26 мая [7 июня] 1848) — русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ-западник. Виссарион родился в семье флотского врача Григория Никифоровича Белынского (1784—1835) в Свеаборге (Суоменлинна, крепость, ныне входящ  я в черту Хельсинки, Финляндия), где в то время служил его отец. Раннее детство Виссариона совпало с первыми годами Великого Княжества Финляндского. Впоследствии (1816) отец переселился на службу в родной край и получил место уездного врача в городе Чембаре. Дед будущего критика по отцу был священником в селе Белыни Нижнеломовского уезда Пензенской губернии, что объясняет происхождение фамилии.

Великий русский критик В.Г.Белинский начинает свою деятельность в изданиях Н.Надеждина «Телескоп» и «Молва». В сентябре 1834 года выступил с первой своей серьёзной критической статьёй, с которой, собственно, и начинается его настоящая литературная деятельность.

Б. Белинский в журнале «Отечественные записки».

До 1846 года Белинский вел раздел критики в журнале «Отечественные записки».

«Отечественные записки»-учено-литературный журнал. Выходил в Петербурге с 1839 по 1884 г. Основан в виде сборника; в 1820-1839 годах-журнал (издатель-П.П.Свиньин). По договору со  Свиньиным, с 1839 г. журнал стал издаваться А.А.Краевским.

download

Период работы Белинского в «Отечественных записках» — время расцвета его публицистического таланта. Оговорив с Краевским условия своей журнальной деятельности — невмешательство редактора, свободу собственного мнения, — он с энтузиазмом принялся за работу. Литературно-критическая работа Белинского носила не отвлеченно-эстетический, а общественный характер. Герои литературных произведений, о которых он писал, становились живыми людьми, судьбу которых он рассматривал в конкретных жизненных обстоятельствах, а мастерство писателя оценивалось по тому, насколько верно изображены эти обстоятельства, сама «действительность».

В «Отечественных записках» Белинский утвердил жанр литературно-критической статьи особого типа, «особого тона», где обязательным элементом присутствовала оценка современного состояния общества и обязательно оценивалось соответствие его потребностям. Такая сопряженность с общественными вопросами придает этим статьям публицистический характер.

Белинский опубликовал в журнале все свои наиболее значительные статьи о русских писателях: Лермонтове («Герой Нашего Времени, сочинение М.Лермонтова», «Стихотворения М.Лермотова»), Гоголе, 11 статьей о Пушкине. На страницах «Отечественных записок» проявился дар Белинского-полемиста, наносившего удары по врагам культурного прогресса и литературным консерваторам. Один из первых был нанесен журналу «Маяк современного просвещения и образованности», издаваемому реакционерами П.А.Корсаковым и С.А.Бурачком. В рецензию на книгу Бегичева «Ольга» Белинский включил уничтожающую характеристику этого органа воинствующего мракобесия.

Он же первым в русской журналистике стал постоянным ведущим рубрики (циклы «Русский театр в Петербурге», «Литературные и журнальные заметки»). Как журналист Белинский проявил умение вести целые полемические кампании — например, вокруг «Мертвых душ» и всего творчества Гоголя.

Заостренно полемический публицистический талант Белинского в полной мере проявился в его памфлетах «Педант» (1842) и «Тарантас» (1845). По форме «Педант» написан в жанре нравоописательного, «физиологического» очерка, получившего к этому времени большое распространение.

В памфлете «Тарантас» создан собирательный образ славянофильства. По форме это рецензия на одноименную повесть В.Соллогуба. Памфлет написан в 1845 г., когда полемика между западниками и славянофилами достигла апогея в связи с публикацией стихотворного пасквиля поэта Н.Языкова «К не нашим», где в гротескной форме был изображен круг друзей и соратников Белинского.

Произведение Соллогуба стало поводом для создания «общественного портрета» славянофильства. Белинский как бы пересказывает повесть, не упуская возможность дать прямые оценки суждениям главного действующего лица, который «мелок и ничтожен» во всем: «Этот человек с жидкою натурою, слабою головою, без энергии, без знаний, без опытности, с одною мечтательностию, с одними теплыми фантазиями мог вообразить, что он нашел дорогу, на которую Россия должна своротить с пути, указанному ей ее великим преобразователем! Комары, мошки хотят поправлять и переделывать громадное здание, сооруженное исполином…»

В «Отечественных записках» под рубрикой «Русский театр в Петербурге» Белинский регулярно публиковал отчеты о постановках, осуществленных на сцене Александрийского театра. Их отличительной чертой является то, что Белинский рассматривал искусство сцены в определенном триединстве, составляющими которого были публика, репертуар и актер. При этом главная внутренняя задача его критических выступлений состояла в воспитании зрителя, отсюда его горькие характеристики зрителя Александрийского театра, острые, подчас саркастические характеристики пьес. Публика Александрийского театра, по словам Белинского, была «без преданий, без корня и без почвы: она составляется или из того временно набегающего на Петербург народонаселения, которое сегодня здесь, а завтра бог знает где, или из того дельного люда, который ходит в театр отдохнуть от протоколов и отношений».

В. Отношения Белинского с А. Краевским

Vissarion_Belinsky_by_K_Gorbunov_1843images

Критика Белинского вызывала раздражение у многих. Для нас существенно, что неприязнь как к самому критику, так и к его творческой манере переводилась в социолингвистический план: намеки на необъективность как следствие невежества и низкого происхождения находим.

Отношения Белинского и Краевского постепенно менялись: «Умру на журнале и в гроб велю положить под голову книжку “Отечественных записок”», – так был настроен Белинский вначале. Затем: «Журнал губит меня. Здоровье мое с каждым днем ремезится и в душу вкрадывается грустное предчувствие». Дело в том, что ежемесячный выход толстого журнала требовал титанической работы сотрудников, главным образом – Белинского, который подписал соглашение с издателем на определенных условиях. Краевский же как человек аккуратный и педантичный требовал свое.

Надо было понимать, что за тонкая, требовавшая вдохновения натура была у Белинского. Когда он был увлечен статьей, он работал забывая все окружающее. Но теперь чаще требовалась другая работа. Белинский писал другу: «:Рука отекла: часов восемь сряду писал, не вставая. Говорят, я сам виноват, потому что откладываю писанье свое до последних дней месяца. Может быть, это отчасти и правда, но взгляни, ради Бога, сколько книг мне присылают: и какие еще книги- посмотри: азбуки, грамматики, сонники: и я должен непременно хоть по нескольку слов написать об каждой из этих книжонок»[29]. На этом фоне обострялась чахотка, которой Белинский был болен еще в Москве, плюс неудачный брак, безденежье, грубые доносы Булгарина. Все требовало отдыха от непосильного труда. Но иных источников дохода у критика не было. С горьким юмором Белинский замечает: «Я – Прометей в карикатуре. “Отечественные записки” – моя скала, Краевский – мой коршун».

Репутация Краевского как литературного барышника и бессовестного эксплуататора Белинского сложилась уже в 1840-е годы. Показательна фраза из более позднего письма Герцена и Огарева их московским друзьям, общим с Белинским знакомым: «Краевский дурно платит Белинскому»[30]. Сам же Герцен, недовольный тем, что ОЗ не хотят публиковать одну из его статей, пишет о Краевском: «Я не намерен затруднять его более своими статьями иначе, как получая немедленно 200 рублей с листа». Известный эпизод: Некрасов зашел на квартиру Белинского, когда тот вел подсчеты своих средств, думая, как свести концы с концами, как выбраться из нищеты. «Да ведь Краевский обирает вас. Когда вы это поймете?» – возмутился Некрасов. Парадоксально, но тот же самый Некрасов, который обвинял Краевского в «недоплачивании» Белинскому, и сам позднее, в период руководства «Современником», получил аналогичные упреки.

Иннокентий Федорович Анненков, наблюдавший страдания Белинского, вспоминал: «Он никого лично не мог обвинить в устройстве гнетущих обстоятельств своей жизни – все исполняли по отношению к нему добросовестно свои обязательства, никаких притеснений он не испытывал», но «не было: возможности поправить дело, не изменяя обычных экономических условий, утвержденных раз навсегда». Попросту говоря – по своей непрактичности и кристальной честности критик не имел смелости потребовать у Краевского пересмотра условий.

Денежные счеты, которые ставятся обычно в вину Краевскому, возникают исключительно применительно к отношениям автор – издатель. Но полезно вспомнить, как Розанов в «Уединенном» рассуждает о том, что сами коллеги по литературному цеху неохотно помогали нуждающимся собратьям. Он вспоминает при этом как раз об отношениях «почти миллионера Герцена» с Белинским, вынужденным жить впроголодь; так же страдал и отчаянно нуждавшийся в помощи и не получивший ее от собратьев Глеб Успенский.

И тем не менее свое решение уйти из журнала Белинский формулировал так: «Я твердо решился оставить “Отечественные записки” и их бессердечного: владельца».

Г. Западники и славянофилы:

В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.

Славянофилы, представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России славянофилы видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое славянофилы представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особенности самобытного развития славянофилы усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (славянофилы, т. е. славянолюбы), данного им западниками. Для мировоззрения славянофилов характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство славянофилов по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.

Эстетические и литературно-критические взгляды славянофилов наиболее полно выражены в статьях Хомякова, К. С. Аксакова, Самарина. Критикуя суждения В. Г. Белинского и «натуральную школу» в русской художественной литературе (статья Самарина «О мнениях «Современника», исторических и литературных», 1847), славянофилы в то же время выступали против «чистого искусства» и обосновывали необходимость собственного пути развития для русской литературы, искусства и науки (статьи Хомякова «О возможности русской художественной школы», 1847; К. С. Аксакова «О русском воззрении», 1856; Самарина «Два слова о народности в науке», 1856; А. Н. Попова «О современном направлении искусств пластических», 1846). Художественное творчество, по их мнению, должно было отражать определённые стороны действительности, которые отвечали их теоретическим установкам, — общинность, патриархальную упорядоченность народный быта, «смирение» и религиозность русского человека.

Западники – представители одного из направлений русской общественной мысли1840 – 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П.Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах “”Отечественные записки””, “”Современник””, Русский вестник””. Крайне левое крыло западников -А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев (до кон. 1840-х гг.). После крестьянской реформы 1861 западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп кон. 19 – нач. 20 вв.

В 1839 г. Белинский уехал в Петербург для работы в журнале “Отечественные записки”. Он все еще был поклонником философии Гегеля (“Все действительное – разумно, все разумное – действительно”). Уже в своих первых статьях он стал доказывать разумность устройства окружающего мира. Жизнь самого В.Г. Белинского была очень тяжела, много страданий он видел вокруг, и известная формула Гегеля уже не казалась ему абсолютно верной. Он искал “правильную” философскую систему и не находил Жизнь была намного сложнее и противоречивее, чем абстрактные системы великих немецких философов. И В.Г. Белинский отказывается от всяких философских систем и с 1842-46 гг. в своих критических статьях стал рассматривать мир с точки зрения социальности , фактически гуманизма, т.е. с точки зрения того, как живется в мире человеку. Он уже не считал разумным наличие в России самодержавия и крепостного права. Он стал считать, что существующее в России общественное устройство несовершенно и его надо улучшать. Вскоре В.Г. Белинский увлекся сочинениями французских социалистов. Он стал считать, что главным требованием времени было проведение принципа гуманизма во все стороны жизни. Так от социальности В.Г. Белинский переходит к социализму , популярность которого наблюдалась в Европе в то время. В.Г. Белинский знакомится с произведениями Сен-Симона, Прудона, Фурье, Маркса и др. В 1841 г. в письме к Боткину он пишет: “Социальность…вот девиз мой” “Я теперь в новой крайности – это идея социализма , которая стала для меня идеею идей, бытием бытия…”.

Так в 40-е гг. XIX в. стало оформляться революционно-социалистическое течение в общественном движении. Приветствуя социалистический идеал истинно справедливого общества, где “не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди”, Белинский вместе с тем скептически относился к реформаторским проектам некоторых западноевропейских социалистов. Белинский полагал, что новое общество вряд ли установится “временем, без насильственных переворотов, без крови”. Белинский признавал прогрессивность буржуазных порядков по сравнению со средневековыми и считал, что ближайшей задачей преобразований в России является уничтожение патриархально-крепостнических форм жизни (прежде всего крепостного права), проведение ряда демократических реформ. Одним из лучших произведений В.Г. Белинского в революционно-демократическом духе является его “Письмо к Гоголю”, написанное в 1847 г. за границей во время лечения. В конце 40-х гг. происходит духовное перерождение Н.В. Гоголя, он начинает пересматривать свое творчество с точки зрения религиозности. С новым душевным настроем в 1847 г. в Петербурге он опубликовал “Выбранные места из переписки с друзьями”. Писатель излагал свои главные идеи – бороться с недостатками общественного устройства следует путем исправления самого человека, выражал сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, излагал программу выполнения своего долга перед всеми “сословиями” и “званиями”, от крестьянина до высших чиновников и царя. Книга произвела тяжелое впечатление даже на личных друзей Гоголя своим тоном пророчества и учительства, проповедью смирения; осуждениями прежних своих сатирических трудов, в которых русская литература видела одно из своих лучших украшений; полным одобрением существующих порядков. Религиозно-философские идеи Н.В. Гоголя не были восприняты Белинским. Он стал доказывать, писателю ошибочность его новых взглядов. В.Г. Белинский писал, что Россия представляет из себя “ужасное зрелище страны, где торгуют людьми”, где “нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей”. В 1848 г. В.Г. Белинский умер, но “Письмо к Гоголю” в тысячах списков без купюр разошлось по России.

Д. Полемика вокруг «Мертвых душ» Гоголя

images (1)

«Широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявить своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой. Вокруг поэмы была развёрнута бурная дискуссия, в ходе которой особенно ярко и горячо выступали два писателя-критика: Белинский и Аксаков В «Мёртвых душах» Аксаков усмотрел элементы эпоса, свойственные гомеровской эпохе созерцания мира – мудрое, спокойное, примирённое. Оба критика резко осуждали произведение за атеизм. Из письма Белинского Гоголю: «…И в это-то время великий писатель … является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их «немытыми рылами»! По словам Белинского, Гоголь своей книгой не содействовал развитию самосознания русского народа: «Ей (России) нужны не проповеди, не молитвы, а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, – права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение…»- вот что утверждал в своём письме Гоголю Белинский. Только самые верноподданнические критики хвалили поэму.

Письмо Белинского Гоголю (1847) было своего рода манифестом позднего западничества в его радикальном течении. В этом письме Белинский выдвинул своеобразную программу–минимум, выполнение которой открывало путь дальнейшему прогрессу русского общества в направлении свободы, гуманности и социального прогресса: уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний и строгое соблюдение уже имеющихся законов. Но главным в этом письме была не эта вполне умеренная программа, а общий пафос письма, нацеленного против религии и Церкви. Письмо Гоголю было своего рода духовным завещанием западника сороковых годов будущим поколениям русской интеллигенции. Суть его сводится к противопоставлению «гуманизма», «прогресса», «просвещения» и Церкви, которая мыслится им как естественная союзница деспотической власти: «Церковь была и остается поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницей братства между людьми». В своем «письме–завещании» Белинский выразил категорическое неприятие религиозной проповеди Гоголя и высказал, в частности, свое несогласие с тем, что русский народ – самый религиозный народ в мире. По мнению Белинского, «это по натуре своей глубоко атеистический народ», народ, опирающийся на «здравый смысл» и практический опыт, хотя и пребывающий еще под властью религиозных предрассудков: «В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. …Мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом–то, быть может, и заключатся огромность исторических судеб его в будущем…». По поводу роли этого письма в развитии и самоопределении русской интеллигенции Г. Флоровский писал, что здесь «с особенной резкостью» открывается «религиозная природа “западнического” самоопределения», поскольку в этом письме «атеистическое предсказание прямо противопоставляется религиозному».

Обостренное чувство социальной и нравственной несправедливости, неправды, способность к передаче в литературной форме собственной убежденности в том, что есть подлинная «правда», «прогресс», «истинная гуманность», делали Белинского общественным трибуном, «властителем дум» многих поколений либерально–демократически и социалистически настроенной интеллигенции[25]. В творчестве Белинского проявилась характерная и для старой (московской), и для новой (послепетровской) русской культуры тяга к жизненно–практической конкретизации понятия, концепции, теории, упорное стремление к воплощению «идеи» – в «действительность». Отсюда характерное для русских мыслителей  стремление ухватить «внутренний» смысл, «дух» той или иной философии, с тем чтобы сделать его «жизненным духом», чтобы реализовать сокровенную ценностную направленность философского учения – на практике, «в реальной жизни».

 Е. Список литературы

1. История русской журналистики 19 в.-Б. И. Есин-2003

2. История русской журналистики 18-нач. 20 в.-Д. Д. Ивлев

3. ru.wikipedia.org

4. http://www.yandex.ru/

5. “Письмо к Гоголю от 15/3 июля 1847 г. — 1952”-http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=22&p=8056->http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-5002.htm

6. http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=22&p=24382–>хронология-“отечественный записки”

В.Г.Белинский – одна из самых центральных фигур в истории русского сознания XIX века.

Н.А.Бердяев

Виссарион Григорьевич Белинский (30.05(11.06).1811 – 26.05(07.06).1848) – видный социальный мыслитель, литературный критик, публицист – был выдающейся личностью, сыгравшей огромную роль в общественно-политической и литературной жизни России. Его творческий гений был всеобъемлющ, он смотрел на мир необычайно широко, стремясь постигнуть законы его развития во всей их сложности и противоречивости.

Виссарион Григорьевич в истории русской критики и публицистики – это культурный герой нового времени, деятельность которого оказала огромное влияние на развитие русской мысли и споры о котором не утихают и в наши дни.

Уже во второй половине XIX века он воспринимался как «Пушкин русской критики». А по выражению литературоведа Б.М.Мельгунова, «кроме Пушкина, ни один из классиков великой русской литературы не пользовался таким вниманием исследователей XX столетия, как первый и крупнейший русский профессиональный критик Белинский».

Да и сама критическая деятельность неистового Виссариона (так его называли и друзья, и противники) далеко выходила за рамки чисто литературной критики, ибо она становилась критически-оценочным отношением не только к литературно-художественным произведениям, но и к самим явлениям общественной жизни, ее проявлениям в науке, искусстве, нравственности, религии.

Будучи человеком больших дарований, чуткости и восприимчивости, выступив непримиримым критиком современных ему общественных пороков, он обладал неиссякаемой любовью к России, русскому народу, непоколебимо верил в его лучшее будущее.

Он, как типичный русский интеллигент, во все периоды стремился к целостному миросозерцанию. Для него, натуры страстной и чувствительной, понимать и страдать было одно и то же. Жил он исключительно идеями и искал правды, «упорствуя, волнуясь и спеша».

Чем дальше от эпохи В.Г.Бе­линс­ко­го, тем очевиднее становятся неповторимость, неразгаданность и непостигаемость его творческой индивидуальности, что и вызывает необходимость активного возвращения идей Белинского в круг современного российского образования.

Первый разночинец

Виссарион Григорьевич принципиально отличался от других русских литературных критиков и общественных деятелей 1830-1840‑х годов уже тем, что не вышел из дворянской среды и не имел в себе классических барских черт. Он первый разночинец и типичный интеллигент первой половины XIX в., когда наша культура перестала быть исключительно дворянской.

Виссарион родился 30 мая (11 июня) 1811 года в городе Свеаборге (ныне – Суоменлинна, Финляндия), крепости на Финском заливе, в семье флотского врача. Домашний уклад был религиозным, отец Григорий Никифорович происходил из семьи бедного священника села Белыни Чембарского уезда Пензенской губернии, который имел репутацию праведника и аскета. Двое его братьев стали монахами.

Отец Виссариона был незаурядным человеком. Он вначале поступил в Тамбовскую духовную семинарию, кстати, и фамилия его была Белынский, данная по обычаю, издавна существовавшему в семинариях, различать своих воспитанников по городам и селам, в которых они родились.

Но, не окончив семинарию, оставил духовную карьеру и был принят на казенный кошт в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, крупнейшее высшее учебное заведение, снискавшее большой авторитет среди деятелей медицинской науки не только в России, но и за рубежом. С 1810 года он служил врачом в крепости Свеаборг. В официальной характеристике, выданной ему начальством Балтийского военно-морского флота, было записано, что он имеет «хорошие способности ума», владеет латинским и немецким языками и «науки по своей должности знает». Мать Мария Ивановна, в девичестве Иванова, была дочерью шкипера и происходила из бедной дворянской семьи.

В 1816 году Григорий Никифорович по болезни был уволен со службы со званием штаб-лекаря, вернулся вместе с семьей в родные края, был назначен уездным врачом в Чембаре. К 1830 году дослужился до чина коллежского асессора, вместе с которым получил право на потомственное дворянство. Однако служба Г.Н.Белинского проходила с большими осложнениями, вызванными отсутствием в его поведении слепого повиновения требованиям служебных регламентов, за что он быстро приобрел репутацию строптивого чиновника.

Демократическое и нонконформистское поведение Григория Никифоровича, безусловно, заложило архетипические основы мировоззрения юного Виссариона, как и то, что в доме отца, у его друзей и знакомых выписывались журналы, имелись библиотеки, подраставшим детям помогали приобрести свои книги. В семье Белинских регулярно устраивались праздники и литературные вечера с чтением классических произведений русских писателей. Отец научил Виссариона латыни.

Однако сам Белинский позднее описывал свое детство в трагических тонах: «Мать моя была охотница рыскать по кумушкам; я, грудной ребенок, оставался с нянькою; чтоб я не беспокоил ее своим криком, она меня душила и била. Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно. Я в семействе был чужой».

Большую роль в формировании прогрессивных взглядов юного Виссариона сыграла его учеба в Чембарском уездном училище, открытом при активном участии отца и его друзей из разночинцев.

Юный Белинский отличался большой начитанностью и ненасытной жаждой знаний. Замечательную характеристику 12‑летнему ученику дал И.И.Лажечников, ревизовавший училище в 1823 году. Внимание писателя привлек выглядевший очень серьезно худенький мальчик: «На все делаемые ему вопросы он отвечал скоро, легко налетал на них, как ястреб, и отвечал своими словами, прибавляя чего не было в руководствах». На попытки ревизора сбить уверенность ученика встречными вопросами «мальчик вышел из трудного испытания с торжеством». И.И.Лажечников официально отметил успехи подростка и распорядился наградить его книгой.

В училище Белинский пробыл 4 года и по окончании его поступил в Пензенскую гимназию, где вскоре начал проявляться его в отца строптивый характер.

Виссарион в старшем классе не посещал некоторые занятия: игнорировал уроки по риторике, считая учебники по этому предмету устаревшими и саму риторику отжившей наукой, «не ходил в классы» учителя Закона Божьего. В итоге подростку было дано разрешение на свободное посещение занятий. Обучаясь в старших классах гимназии, В.Г.Белинский по поручению ее педагогов преподавал некоторое время русский язык и словесность младшим школьникам.

«Куда бежать от насилия и произвола?»

В 1829 году, недоучившись полгода в Пензенской гимназии, Виссарион поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета, пользовавшегося большим авторитетом у передовой молодежи. Здесь он меняет природную фамилию на более благозвучную – Белинский.

Не получая денег от отца, юноша становится казеннокоштным студентом, который должен был затем отработать плату за обучение, проживание в общежитии, питание и обмундирование. Питание было скудным, общежитие походило на казарму. Все это привело к тому, что Виссарион, с детства слабый, начал хронически болеть. Белинский сообщал в письме родителям: «У меня открылась в правом боку жестокая колика, которую еще более усугублял сильный кашель. Я ужасно боюсь, чтобы болезнь моя не обратилась в чахотку».

Затем он находился в больнице почти четыре месяца с диагнозом хроническое воспаление легких и вынужден был выписаться, недолечившись. В июне 1832 года в письме брату Виссарион сообщил, что здоровье «почти невозвратно потеряно». К сожалению, со временем тяжелое состояние его здоровья только усугублялось, и чахотка рано оборвала жизнь….

Безусловно, это было для юноши достаточно тяжелое время и в социально-политическом плане. «Куда бежать от насилия и произвола? Куда сунуться?!» – восклицал Белинский. Скрыться от власти государства действительно было негде. И он, убежденный нонконформист, возглавил в университете скрытую оппозицию студенчества.

Руководимый им кружок студентов, названный его участниками «Литературное общество 11‑го нумера», стал выразителем недовольства молодежи не только новыми университетскими порядками, но и всем строем русской жизни. В этом кружке в процессе чтения лучших произведений отечественной и мировой литературы и страстных споров об истине и человеческом достоинстве формировались оппозиционные убеждения демократической молодежи университета.

Членам кружка была прочитана драма Виссариона Григорьевича «Дмитрий Калинин», проникнутая симпатией к крепостным и гневно обличавшая самодержавие. Автор резко обрушивался и на существующую систему воспитания, возмущался бесчеловечным отношением родителей к детям, показывал, как «родители-самодуры» разлагают нравственность своих детей.

Цензурный комитет признал пьесу «безнравственной, бесчестящей университет». Наказание за все эти «преступления» последовало неукоснительно – воспользовавшись длительными пропусками занятий по болезни и несдачей в срок очередных экзаменов, В.Г.Белинского исключили из университета с формулировкой «по слабости здоровья» и, что порази­тельно, по «ограниченности способностей».

В итоге молодой человек не окончил полного курса ни гимназии, ни университета.

В поисках педагогического поприща

Подавленный случившимся, молодой человек снова должен был решать, как и на что жить дальше, где работать. Все попытки обратиться к педагогической деятельности закончились неудачей. Ему пришлось перебиваться случайными заработками в качестве переводчика и поденного журналиста.

В 1834 году профессор Московского университета Н.И.Надеждин, издатель передового тогда журнала «Телескоп» и приложения к нему «Молва», знавший о философско-литературных занятиях Общества 11‑го нумера, приглашает молодого человека работать в журнале.

Своими отзывами о выходящих книгах В.Г.Белинский быстро обратил на себя внимание читателей. В «Молве» увидел свет цикл статей начинающего критика «Литературные мечтания», который принес ему известность как талантливому и самостоятельно мыслящему литератору. В эти годы Белинский активно включается в деятельность кружка Станкевича. Он сблизился с В.П.Боткиным, подружился с М.А.Бакуниным.

В 1836 году ввиду закрытия цензурой журнала «Телескоп» журналистская деятельность В.Г.Белинского прерывается, он оказывается без всяких средств к жизни (существовал только на помощь друзей и займы). Виссарион Григорьевич приступил к созданию руководства по изучению отечественной словесности, в которое (по его плану) должно было входить 8 отдельных книг. Однако этот замысел оказался нереализованным.

Также он работал над составлением новой русской грамматики, стремясь обновить и изменить устаревшие школьные учебники русского языка. В результате в 1837 году появился учебник «Основания русской грамматики для первоначального обучения». Задуманная им работа была для своего времени чрезвычайно актуальной. Однако и это издание не получило поддержки. Позже русская научная мысль признала, что руководство содержало «весьма ценные прогрессивные научные и методические идеи».

В 1838 году В.Г.Белинский становится учителем русского языка и словесности в Межевом институте, где, по собственному его признанию, «неизменно стремился проникнуть в сущность процесса воспитания». Но и здесь в силу своего нонконформизма он вступил в конфликт с руководством учебного заведения и вскоре покинул его.

На этом педагогическая деятельность В.Г.Белинского в учебных заведениях обрывается. Собственный педагогический опыт оказался краток, но он продолжал заниматься педагогикой в качестве домашнего учителя. Виссарион Григорьевич даже пытался сдать специальный экзамен, чтобы приобрести право работать учителем и в учебных заведениях, но не смог этого добиться.

«Совесть русской интеллигенции»

Так называли современники В.Г.Бе­линс­ко­го, впрочем, как и одним из властителей дум нескольких поколений.

Переехав в конце 1839 года в Петербург, Виссарион Григорьевич стал ведущим критиком журналов «Отечественные записки» (1839-1846) и «Современник» (с 1847 г.) и сосредоточил свои силы в области литературного творчества. По воспоминаниям В.В.Розанова: «Он был друг, великий и прекрасный, наших гимназических дней; у других – студенческих; но вообще – друг поры учения, самого впечатлительного возраста, первых убеждений.

Со всем этим он неразделимо, кровно сросся. Нет ни одного теперь из образованных русских людей, в крови и мозгу которого не было бы частицы «Белинского», как чего-то пережитого горячо и страстно, благоговейно и восторженно».

Свою собственную деятельность Виссарион Григорьевич воспринимал как служение наподобие монашеского или военного. Он отмечал: «Мы живем в страшное время, судьба налагает на нас схиму, мы должны страдать, чтобы нашим внукам легче было жить… Нет ружья – бери лопату, да счищай с «расейской» публики грязь. Умру на журнале и в гроб велю положить под голову книжку «Отечественных записок». Я – литератор; говорю это с болезненным и вместе радостным и горьким убеждением. Литературе расейской – моя жизнь и моя кровь… Я привязался к литературе, отдал ей всего себя, то есть сделал ее главным интересом своей жизни».

«Дающий жизнь людям»

Именно так с древнегреческого переводится имя Виссарион. Безусловно, это символично. На протяжении всей своей взрослой жизни Виссарион Григорьевич продолжал сохранять глубокий интерес к вопросам воспитания и народного образования.

Будущее русской литературы, ее всенародное значение В.Г.Белинский связывал с успехами просвещения. В публицистической и общественной деятельности он постоянно обращался к вопросам воспитания, размышлял над его целями и содержанием, методами и средствами. Педагогические проблемы, поднимаемые им, получали многостороннее освещение и в философских трактатах, и в публицистических статьях, были неоднократно предметом общественных дискуссий и журнальной полемики.

В его многочисленных работах на общие и литературные темы, статьях педагогического характера, отзывах о произведениях поэтов и писателей, 60 рецензиях на учебные и детские книги, во всем его обширном литературном наследстве он с позиций гуманизма и демократизма дал развернутое изложение своих педагогических и психологических воззрений.

В «Литературных мечтаниях» (1834), выступая как начинающий критик, он обрушился на тех, кто считал, что русский народ против просвещения и что просвещение ему не нужно и даже вредно. «Надобно, – указывал он, – чтобы у нас было просвещение, созданное нашими трудами, взращенное на родной почве. Тогда может появиться настоящая, а не подражательная литература».

В.Г.Белинского с полным правом называют основоположником просветительской концепции воспитания, основанной прежде всего на бескомпромиссных демократических принципах. Он заложил фундамент новой, гуманной системы воспитания, в которой в качестве национального образовательного идеала выступала идея всестороннего умственного, нравственного, эстетического развития Человека. «Первоначальное воспитание, – подчеркивал он, – должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком». Для этого народу необходимо просвещение.

В.Г.Белинский резко выступал против широко распространенных в его время утверждений, что природа человека предопределяет возможности его воспитания. Он, напротив, утверждал, что «природа щедро одаряет людей способностями и дарованиями, а бездарные и тупые люди – такое же редкое исключение, как физические уроды».

Сословная принадлежность человека также не должна ограничивать его право на воспитание и образование. Наделяя людей независимо от сословной принадлежности высокими интеллектуальными качествами, Белинский требовал равного для всех образования, поскольку «воспитание развивает в ребенке такие качества и черты, которые должны иметь все люди вне зависимости от их социального положения, национальности, знатности, богатства».

Согласно убеждению В.Г.Бе­линс­ко­го, не только общество должно заботиться о равном для всех воспитании, но и каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием, воспитать в себе «искру любви к человечеству».

Емкую характеристику Белинскому-педагогу дал П.Ф.Каптерев: «В лице Белинского русская педагогия впервые доросла до сознания необходимости, прежде всего и больше всего, воспитывать человека, а цель воспитания видеть в развитии человечности. Эта основная педагогическая идея выражена Белинским вполне отчетливо.

Среди педагогической тьмы блеснул яркий луч света – было громко заявлено, что профессионал, чиновник без человека почти ничего не стоит, очень мало, а человек без сословности и профессионализма имеет все права на существование: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Это полный переворот в педагогии (устаревшее значение понятия «педагогическая наука». – М.Б.), новое социальное мировоззрение.

Но время было настолько глухое, мертвое, реакционное, что идеи Белинского блеснули, но не могли победить окружающей тьмы и были поглощены ею, как будто они и не были заявлены. Вообще педагогия Белинского была слишком идеалистична, возвышенна, благородна, чтобы она могла оказать какое-либо практическое действие, она была слишком не ко двору, не ко времени. «Неистовый Виссарион» был человек горячий, увлекающийся всякого рода благородными идеями – и своими, и чужими, – которые он приобретал».

«Человек есть существо общественное»

Целью воспитания Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения, а все люди станут равноправными гражданами своей свободной Родины. Главным в поведении человека является неустанная борьба с общественным злом, с отжившими косными общественными порядками, а не сочувствие ближнему или углубление в свой внутренний мир.

«Основной вопрос воспитания, – отмечал В.Г.Белинский, – заключается в том, должно ли детей воспитывать так, чтобы они могли уживаться с обществом, или должно желать, чтобы общество сделалось способным уживаться с людьми благовоспитанными». И считает верным утвердительный ответ на второй вопрос.

Цель истинного воспитания – содействие формированию такой личности, «живоносным» началом которой служит «любовь к человечеству, понимаемому в его историческом значении». С эволюцией взглядов Белинского этот программный образ теряет первоначальный характер отвлеченного гуманистического идеала и все больше приобретает черты активного общественного борца с социальной несправедливостью, способного любить человечество «по-маратовски». Воспитание такой личности требует целенаправленного развития в ней целого комплекса духовных, эмоциональных и волевых качеств.

Не только разум как способность к познанию истины и чувство как орудие любви интересуют В.Г.Бе­линс­ко­го, но и воля как способность к действию в реальных условиях. Он горой стоял за всестороннее участие воспитанников в общественной деятельности. Именно это участие, а не индивидуальная борьба с самим собой в целях нравственного совершенствования есть основной путь нравственного воспитания человека.

Личное совершенствование человека возможно только в правильно организованном обществе. Он искренне верил в абстрактное справедливое общество, которое может быть построено при помощи просвещения и воспитания и охватывает все сферы и виды воспитания. Поэтому у В.Г.Белинского центр тяжести перемещался с процесса воспитания и перевоспитания отдельных индивидуумов на отыскание путей изменения общественного устройства.

«Народность обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания»

По убеждению Белинского, в отечественной педагогике происходила недооценка принципа народности в воспитании, общечеловеческое отрывалось от национального. Он считал, что настоящий человек не может быть равнодушным к судьбе своей Родины, ибо «кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Нельзя любить человечество, оставаясь равнодушным к судьбе родной страны, как невозможно бороться за счастье всех людей, не участвуя в борьбе за улучшение жизни своего народа.

Из разработанной им теории народности литературы Виссарион Григорьевич сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей Родине. Белинский призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, – смелость, находчивость, стойкость духа и трудолюбие.

Обращаясь к воспитателям и детским писателям, В.Г.Белинский призывал их давать детям «как можно больше общечеловеческого, мирового, но стараться знакомиться с этим через родные и национальные явления». Резко осуждал он молодых дворян, которые не умеют «написать русской строки без орфографических ошибок».

Считая, например, что человечество вне национальностей лишь логическая абстракция, Белинский подчеркивал важность развития в человеке чувства национального достоинства и любви к Родине, заставляющего «пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

«Теперь не понимают – после поймут»

Осенью 1845 года Белинский пережил сильный приступ болезни. В последующие годы здоровье становилось все хуже и хуже: у него развивалась чахотка. А.И.Герцен так описывал Белинского: «Когда он чувствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль.
Спор оканчивался очень часто кровью, которая у больного лилась из горла; бледный, задыхающийся, с глазами, остановленными на том, с кем говорил, он дрожащей рукой поднимал платок ко рту и останавливался, глубоко огорченный, уничтоженный своей физической слабостью».

Весной 1848 года у Белинского возобновилось удушье, кашель опять мучил его днем и ночью. Он редко выходил из дому и чаще стал повторять, что жить ему остается недолго. До последней минуты жизни Виссариона Григорьевича две женщины преданно и самоотверженно ухаживали за ним – его жена и свояченица.

На их руках он умер утром 26 мая (7 июня ) 1848 года. А.В.Орлова, свояченица Белинского, вспоминала о последних часах жизни критика: «Вдруг с невыразимой тоской, с болезненным воплем говорит: «А они меня не понимают, совсем не понимают! Это ничего: теперь не понимают – после поймут».

Он умер «вовремя», потому что в руки жандармов попало распространенное во многих списках его письмо к Гоголю, за одно чтение которого был приговорен к смертной казни Ф.М.Достоевский. Виссариона Григорьевича встретил на Невском проспекте комендант Петропавловской крепости Скобелев и сказал ему: «Когда же к нам? У меня совсем готов тепленький каземат, так для вас его и берегу». А управляющий III отделением собственной Его Величества канцелярии Л.В.Дубельт «яростно сожалел» о смерти Белинского: «Мы бы его сгноили в крепости».

Открыто выражать свое сочувствие умершему было запрещено. Даже его имя не позволялось упоминать в печати.

…Похоронная процессия шла молча по улицам Петербурга. Немногие друзья провожали тело Белинского до Волкова кладбища. К ним присоединились несколько неизвестных. Они оставались до самого конца печальной церемонии на кладбище и следили за всем, хотя следить было ровно не за чем.

Неистового Виссариона отпели, и друзья бросили молча по христианскому обычаю горсть земли в его могилу, в которой уже начинала проступать вода…

Белинскому, конечно, очень не повезло с историческим временем, но, как известно:

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.

<…>

Что ни век, то век железный.

<…>

…обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время – это испытанье.
Не завидуй никому.

Александр Кушнер

Историк русской литературы П.Н.Са­ку­лин емко заметил: «Белинский – не миф, не легенда, а подлинный и огромный факт русской действительности. Его тень витает не только в классах нашей школы, над тетрадями ученических сочинений: он не только «патрон учителей русской словесности»: его дух реет над всей русской литературой, он патрон всей русской интеллигенции. Его место давно уже определено нелицеприятным судом истории: его имя свято. Давно уже Белинский находится за чертой досягаемости».

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий РФ, лауреат знака «Золотое перо «Учительской газеты»-2020»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации шевроле кобальт 2014
  • Инструкция по охране труда на пилораме для разнорабочего
  • Руководство по стрелковому делу для ак 74
  • Габапентин инструкция по применению цена капсулы для животных отзывы
  • Калий магний форте таблетки инструкция по применению цена