Руководителям компаний может казаться, что влияют на коллектив только они. Но случаются ситуации, когда подчиненные равняются на другого человека в коллективе и хотят следовать именно за ним. Все дело в том, что у отдельного сотрудника развиты лидерские качества, и члены команды подсознательно доверяют ему. В статье разберемся, кто важнее: лидер или руководитель, и в чем особенности их влияния.
Понятия «лидер» и «руководитель»
Зачастую люди думают, что два этих термина обозначают одно и то же. Но они ошибаются. Чтобы понять, в чем разница между лидером и руководителем, обратимся к определениям.
Чтобы лучше понять разницу, приведем пример. Учитель в школе назначает старосту класса. Руководителем становится Иван, ему нужно собирать дневники, фиксировать домашнее задание, информировать о мероприятиях. Но ученики не хотят сотрудничать с Иваном, они ему не доверяют. Лидером для них уже давно стал Дмитрий. Но из-за плохой успеваемости Димы учитель не наделил его полномочиями старосты. Происходит ситуация, в которой ученики класса хоть и выполняют указания Ивана, но делают это нехотя.
Различия между лидером и руководителем
Как мы видим, руководитель и лидер — две разные роли. Обычно у руководителя есть все шансы стать еще и лидером, но это не происходит само собой. Но зачастую эти позиции занимают разные люди. Далеко не всегда лидер становится управленцем.
Для наглядности составим сравнительную таблицу и посмотрим, какая есть разница между лидером и руководителем.
Руководитель |
Лидер |
Управляет в системе формальных отношений. |
Управляет в системе неформальных отношений. |
Получает власть благодаря закону и приказу. Имеет обязательства перед коллективом, наделен правами и полномочиями. |
Самостоятельно решает руководить или поставлен в такую позицию коллективом. Никому ничем не обязан и не связан никакими обещаниями. |
Может применять формальные и неформальные санкции. |
Использует только неформальные санкции. |
Либо имеет авторитет, либо нет. |
Всегда становится авторитетом для членов группы. |
Действует на основании документов компании: устава, решения совета директоров и протоколов. |
Основывается на целесообразности и здравом смысле. |
Стремится планировать наперед и избегать рисков. |
Самостоятельно отвечает за возникновение непредвиденных ситуаций из-за своих действий и решений. |
Организует работу сотрудников в соответствии со штатным расписанием и должностными инструкциями. |
Объединяет единомышленников, которые стремятся к одной цели. |
Его уважают. |
Его обожают. |
Делает дело правильно. |
Делает правильное дело. |
Утрачивает влияние при увольнении. |
Вытесняется более сильной личностью. |
Общее в руководстве и лидерстве
Да, различия между лидером и руководителем существенны. Но они преследуют общую цель — привести компанию к успеху. Достигнуть этого можно 3 способами:
-
Получение обратной связи. И лидер, и руководитель управляют так, чтобы сотрудники понимали свою ценность и хотели приносить пользу. Для эффективной работы нужно слышать мнение подчиненных и выстраивать работу с учетом их взглядов.
-
Определение связи между работой и успехом компании. Сотрудникам важно понимать, как их повседневная работа способствует достижению целей коллектива и компании. Если участники смогут выявлять эту связь, то им будет легче расставлять приоритеты и выполнять работу.
-
Повышение мотивации сотрудников. Чтобы подчиненные были заинтересованы в достижении целей компании, необходимо показывать им личные выгоды: повышение зарплаты, карьерный рост, а также оказывать поддержку и использовать наставнический стиль руководства.
Cтили руководства и сценарии их применения
Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.
Навыки руководителя
Мы уже отмечали, чтобы стать успешным руководителем и достигать результатов, не обязательно стремиться к лидерству. Для начала осваивают должность начальника. Руководители обеспечивают стабильность и направляют работу. Для этого незачем создавать группу единомышленников.
Важно понимать, что задача руководителя — организовать выполнение работы, которая принесет результаты, и эффективно распределить ресурсы. Лидерские навыки можно улучшить, когда все рабочие процессы станут прозрачными. Но есть 3 ключевых навыка, без которых руководителю будет сложно управлять командой:
-
Делегирование. Процесс помогает не только освободить руководителя от рутинных дел, но и научить сотрудников выполнять более сложные задачи. Управленец займется решением стратегических вопросов, а у подчиненных повысится уровень мотивации.
-
Планирование. Руководителю важно уметь использовать инструменты, которые помогут спланировать будущее компании, сформировать порядок действий и распределить ресурсы. Один из таких способов — диаграмма PERT.
-
Сближение членов группы. Команда, которая работает сплоченно и идет к общей цели, более эффективна, чем отдельный сотрудник. Задача руководителя — наладить рабочее взаимодействие между подчиненными. В этом помогут деловые игры и тренинги.
Навыки лидера
Лидер ведет за собой команду и направляет ее в нужную сторону. Задача лидерства — вдохновлять сотрудников на общее дело, мотивировать их на этом пути. Чтобы подчиненные хотели идти за «вожаком», нужно развивать следующие навыки:
-
Мотивация. Сильные лидеры способны побудить людей к действию и поверить в достижение новых целей. Энергия лидера заряжает других сотрудников.
-
Творческий подход. Лидеры вдохновляют последователей на креативное отношение к делу. Ведь они стремятся к выполнению невозможного.
-
Наставничество. Лидерство подразумевает выявление потенциала сотрудников. Но этому может мешать неуверенность в своих силах. Поэтому задача лидера — поддержать человека на сложных этапах и научить выполнению сложных задач.
-
Решимость. Лидер понимает, как и для чего идти на риски. Успешные лидеры не сидят без дела, а добиваются результатов.
Вывод
Лидер и руководитель одинаково важны для достижения успеха в компании. Если такими навыками обладают разные сотрудники, не стоит пытаться менять роли. Лучше, если каждый сфокусируется на той области, в которой он будет более успешен и продуктивен. Научитесь применять современные методы управления персоналом и достигайте результатов быстрее.
Подписаться на рассылку
Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.
Лидер, это человек, который ведет людей за собой, зажигает их своей идеей, вовлекает и поддерживает их на пути к общей цели. Сегодня часто возникает вопрос: Можно ли научиться лидерству?
У меня есть гипотеза, что лидерами скорее рождаются. Можно стать управленцем, менеджером, директором, но, чтобы назвать себя лидером знаний и навыков недостаточно. Это всё-таки особенности структуры личности, ее характера и определенного набора качеств, данных от природы. Я бы даже сказала, что это стиль жизни.
Найти себе в команду управляющего директора или руководителя именно с качествами лидера, как показывает мой опыт и опыт многих собственников бизнеса вокруг меня, сегодня очень нелегко.
Да, есть много обучающих курсов, где учат качествам, техникам, методам и даже психологии руководства, но лидерство — это отдельный разговор. Что же нужно для того, чтобы быть лидером? Какие качества?
Эмоциональный интеллект
Многие слышали об эмоциональном интеллекте, он даже считается важнее, чем IQ для успешного лидерства. Например, на конкурсе лидеров России, насколько мне известно, высокий уровень эмоционального интеллекта имеет приоритетное значение перед высоким IQ.
ЭИ – это, в первую очередь, определённые врождённые особенности личности на достаточно высоком уровне. Но есть хорошие новости — его можно тренировать, развивать и прокачивать.
ЭИ включает в себя пять основных этапов, они идут в следующей строгой последовательности:
• первый этап — умение осознавать и понимать что со мной в данный момент происходит, какие эмоции я сейчас испытываю, что это за эмоции. Одним словом — увидеть их и познакомиться.
• второй этап — это умение их утилизировать (их нельзя убирать/вытеснять!), нужно уметь использовать. Каждая эмоция по-своему хороша и её можно применять в разных обстоятельствах, то есть, если вы в состоянии злости или гнева, то можно это использовать для принятия каких-то относительно важных решений, не судьбоносных (!) конечно, но просто важных, которые сложно было принять ранее. В состоянии печали или апатии можно заниматься рутинной работой и так далее.
• третий этап — это мотивация, то есть человек от природы умеет себя мотивировать, он умеет поднять себя из разных состояний и делать то, что необходимо.
• четвёртый этап- лидеры с высоким ЭИ обладают эмпатией, то есть умением понимать людей, их состояний, чувств. У них сильно развито умение читать между строк и считывать ситуацию какая она есть на самом деле. Сильно развитая эмпатия помогает становиться на место клиента или подчинённого и благодаря этому использовать соответствующий подход в принятии решений и взаимодействии.
• пятый этап, при условии наличия первых четырех, идет как бонус, то ради чего ЭИ и нужно развивать — это Высокий уровень коммуникации, влияния и умение создавать правильные отношения. На мой взгляд лидером является тот, у кого высокий уровень коммуникации, и как следствие, умение влиять и создавать эффективные отношения, полные взаимоуважения. Эффективно выстроенные отношения – это когда вы не только берете, но и равно отдаете. С позиции лидера, это выглядит как: я тебе отдаю, я в тебя вкладываю, я тебя развиваю, я заинтересован в том, чтобы ты стал профессионалом, и я этого не боюсь.
Есть такой момент, что управленцы боятся выращивать возле себя профессионалов, своих людей, которые затем могли бы претендовать на их место, «подсидеть» его. Лидер этого не боится.
Он готов отдавать: свои знания, время, эмоции на развитие сильного профессионала и сильной команды рядом.
Делегирование по-лидерски
Делегирование, если смотреть с точки зрения лидерства, это не просто прямая постановка задач с подачи: я твой начальник, а ты подчиненный — иди и делай. Лидер делегирует через поддерживающий разговор с уважением, на равных именно с Личностью подчиненного.
Например, делегирование руководителя: «Нужно, чтобы ты сделал такую-то задачу, так-то или так-то». Делегирование лидера: «у меня такая-то задача/проблема и мне очень нужно ее решить, кто из вас может мне в этом помочь?».
То есть в последнем варианте лидер фокусируется на более свободном исполнении обязанностей сотрудниками, он им доверяет и отпускает самостоятельно решать задачу. Ему нужен РЕЗУЛЬТАТ в виде предложений по решению задачи или решение задачи. Руководитель задает методы работы, лидер оставляет право выбора методов своим людям. Для этого и важен пятый пункт.
Правила по-лидерски
Должны быть в минимальном количестве, чтобы избежать делегирования по-управленчески и не загонять сотрудника во множество рамок. Руководитель, в процессе делегирования, обычно выставляет много правил и рамок, прописывая весь план работы сотрудника. Лидер убирает рамки, потому что доверяет сотруднику и знает, что тот сделает работу по-своему, но это не значит, что хуже. Лидеру важнее получить результат.
Так же лидер определяет все виды ресурсов: технические, организационные, материальные, которые подчиненный может задействовать при решении задач.
Отчетность по-лидерски
Важно установить стандарты исполнения, которые руководитель-лидер будет использовать для оценки результата. Заранее оговорить сроки и отчетность. В отличие от лидеров руководители собирают отчетность чуть ли не за каждый шаг/этап работы. Они концентрируются на процессе, отвлекая сотрудника от выполнения задачи. В о время как лидер собирает отчеты только в промежуточных основных точках и сконцентрирован на результате.
Оценка и «плюшки» по-лидерски
Заранее обозначается, что сотрудник получит за успешно выполненное здание. И, конечно, нужно обговорить последствия плохого результата: что будет, если задача провалится — так поступает лидер. Руководители обычно забывают за поддержку или не считают ее важной. Они концентрируются больше на наказаниях и скупы на поощрения. У руководителей мотивационный процесс всегда построен на подходе «от», то есть от чего оттолкнулись и как идет процесс. У лидеров мотивационный процесс построен на подходе «к», то есть смотрим вперед, к какой цели идем.
Взращивание по-лидерски
Лидер делает людей больше. Если рассматривать сотрудника таким, какой он есть сейчас, то такая точка зрения сделает его меньше, чем он есть. Такой подход предлагал Виктор Франкл, объясняя его на полетах. Если самолёт должен из точки А прилететь в точку Б, то он туда может не долететь, если не был учтен боковой ветер. Для того, чтобы он этой точки достиг, нужно учесть ветер и метить в точку C, такой полет он называл «со сносом», с учетом сноса он прилетит в точку Б.
К сотрудникам это применимо следующим образом — нужно уметь увидеть в нем искру, желание роста, его мечты и точку, куда он желает прийти/вырасти, принять его желание быть значимым. Чтобы наши люди добивались большего нужно иногда немножечко их переоценивать, видеть в них больший потенциал, чем есть сейчас, верить и давать им расти. Если игнорировать это, то мы делаем их меньше, лидеры видят в человеке большее, поддерживают и мотивируют его на развитие и рост.
Собственно, имея природную ориентацию на людей больше, чем на процессы есть все шансы стать настоящим лидером. Развивая эмоциональный интеллект, выстраивая отношения из позиции «отдавать» (не боясь это делать), делегируя из позиции «результата» (неважно какими методами) и делая людей больше – именно это делает управленца или менеджера лидером, на мой взгляд. Так что, если природой заложен талант, то есть абсолютно все шансы этому научиться.
Руководство и
лидерство наряду с общением и принятием
решений являются важнейшими компонентами
системы управления. Руководство-это
умственная и физическая деятельность
руководителя, цель которой- выполнение
подчиненными предписанных им действий
и решение определенных задач.
Руководитель-это
должность, наделенная определенными
официальными полномочиями, на которую
назначается человек. В процессе
управленческой деятельности он использует
данную ему организацией власть. Власть
используется лидерами как средство в
достижении целей группы или организации.
Лидерство—
это процесс, с помощью которого один
человек оказывает влияние на другого
человека или на группу. Лидерство можно
рассматривать и как социально-психологическое
явление. Лидер может влиять на людей
без каких-либо официальных полномочий.
По своей сути, лидерство-это психологический
феномен. Для эффективного управления
подчиненными властных полномочий не
достаточно. Руководитель должен обладать
лидерским влиянием.
Различия лидера
и руководителя по Парыгину Б. Д.:
1. лидер в основном
призван осуществлять регуляцию
межличностных отношений в группе, в то
время как руководитель осуществляет
регуляцию официальных отношений в
группе как некоторой социальной
организации;
2. лидерство можно
констатировать в условиях микросреды,
руководство – эффект макросреды, т. е.
оно связано со всей системой общественных
отношений;
3. лидерство
возникает стихийно, руководитель всякой
реальной социальной группы либо
назначается, либо избирается, но так
или иначе этот процесс является
целенаправленным, осуществляемым под
контролем различных элементов социальной
структуры;
4. явление
лидерства менее
стабильно, выдвижение лидера в большой
степени зависит от настроения группы,
в то время как руководство — явление
более стабильное;
5.
руководство
подчиненными в отличие от лидерства
обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, которых в
руках лидера нет;
6.
процесс
принятия решения руководителем (и вообще
в системе руководства) значительно
более сложен и опосредован множеством
различных обстоятельств и
соображений, не обязательно коренящихся
в данной группе, в то время как лидер
принимает более непосредственные
решения, касающиеся групповой деятельности;
7.
сфера деятельности лидера — в основном
малая группа, где он и
является лидером, сфера действия
руководителя шире, поскольку он
представляет
малую группу в более широкой социальной
системе.
Лидерство
есть
чисто психологическая характеристика
поведения определенных членов группы,
руководство в большей степени есть
социальная характеристика отношений
в группе, прежде всего с точки зрения
распределения ролей управления
и подчинения. В отличие от лидерства
руководство выступает как регламентированный
обществом правовой процесс
Руководство и
лидерство, несмотря на различия, имеют
общие черты (по Р.Л.
Кричевскому):
-
руководитель и
лидер выполняют роль координаторов(организаторов)
членов социальной группы; -
и руководитель,
и лидер осуществляют социальное влияние
в коллективе, только разными средствами; -
и руководитель,
и лидер используют субординацию:
руководитель -четко регламентированную,
лидер- не регламентированную(заранее
не предусмотренную).
Лидером
является такой член малой группы, который
выдвигается в результате
взаимодействия членов группы для
организации группы при решении
конкретной задачи. Он демонстрирует
более высокий, чем другие члены
группы, уровень активности, участия,
влияния в решении данной задачи. Таким
образом, лидер выдвигается в конкретной
ситуации, принимая на себя определенные
функции. Остальные члены группы принимают
лидерство, т.е. строят
с лидером такие отношения, которые
предполагают, что он будет вести, а они
будут ведомыми. Лидерство необходимо
рассматривать как групповое явление:
лидер немыслим в одиночку, он всегда
дан как элемент групповой структуры,
а лидерство есть система отношений в
этой структуре. Поэтому феномен
лидерства относится к динамическим
процессам малой группы. Этот процесс
может быть достаточно противоречивым:
мера притязаний лидера и мера
готовности других членов группы принять
его ведущую роль могут не совпадать.
Существует три
основных теоретических подхода в
понимании происхождения лидерства.
«Теория черт» исходит из положений
немецкой психологии конца XIX — начала
XX в. и концентрирует свое внимание на
врожденных качествах лидера. Лидером,
согласно этой теории, может быть лишь
такой человек, который обладает
определенным набором личностных качеств
или совокупностью определенных
психологических черт.
На смену теории
черт пришло новое объяснение,
сформулированное в «ситуационной теории
лидерства». Теория черт в данной
концептуальной схеме не отбрасывается
полностью, но утверждается, что в основном
лидерство — продукт ситуации.
Системная теория
лидерства, согласно ей — лидерство
рассматривается как процесс организации
межличностных отношений в группе, а
лидер — как субъект управления этим
процессом.
Формальная сторона
Содержательная
сторона
Авторитарный
стиль
Деловые, краткие
распоряжения Дела и группе
планируются
заранее (во всем их
объеме)
Запреты без
снисхождения, Определяются
лишь непосредствен-
с угрозой
ные цели,
дальние неизвестны
Чегкий язык,
неприветливый тон Голос руководится
— решающий
Похвала и порицания
субъективны
Эмоции не принимаются
в расчет
Показ приемов —
не система
Позиция лидера —
вне группы
Демократический
стиль
Инструкции в форме
предложений Мероприятия
планируются не
заранее, а
в группе
Не сухая речь, а
товарищеский тон За реализацию
предложений
отвечают все
Похвала и
порицание — с советами Все разделы
работы не только
предлагаются,
но и обсуждаются
Распоряжения
и запреты —с дискуссиями
Позиция лидера
— внутри группы
Попустительский
стиль
Тон —
конвенциональный Дела
в группе идут сами собой
Отсутствие
похвалы, порицаний Лидер не
дает указаний
Никакого
сотрудничества Разделы
работы складываются
Позиция
лидера — незаметно в стороне из
отдельных интересов или
от группы
исходят
от нового лидера
Соседние файлы в папке Ответы к ГОСам
- #
19.04.2015138.75 Кб4824.doc
- #
- #
- #
- #
19.04.2015152.06 Кб5028.doc
- #
19.04.2015137.73 Кб8229.doc
- #
19.04.2015152.58 Кб753.doc
- #
- #
19.04.2015141.82 Кб4731.doc
- #
- #
На чтение 5 мин Просмотров 3.4к. Опубликовано
На первый взгляд, понятия «руководитель» и «лидер» можно считать синонимами. Но если вникнуть в них более детально, можно найти существенные отличия. Рассмотрим отличия лидера от руководителя, кого можно так назвать, какими качествами должен обладать каждый из них. Основные критерии отличия лидерства и руководства и некоторые сходства, которые объединяют понятия.
Кто такой лидер
По психологическим и социологическим меркам лидер – это человек, занимающий первое место в группе, оказывающий влияние на людей для достижения общей цели. Черты, которые должны присутствовать у такого человека: способность принимать сложные и ответственные решения, быть готовым нести за них ответственность.
Он должен заботиться не о своей выгоде, а об общей, увлекать и вести людей за собой добровольно, а не по принуждению. Он всегда обладает природной харизмой, потому пользуется доверием в группе и становится авторитетом.
Лидер занимает в группе первое место, авторитет для ее членов, направляющий движение. Его выбирают из членов группы на основе ее запросов и ожиданий. Такой человек является неотъемлемой частью коллектива, который находит в своей среде самого лучшего. Он обеспечивает пути достижения целей и удовлетворение потребностей членов группы. Пока все идет хорошо, пользуется поддержкой, и внутри группы никаких перестановок не происходит.
Лидерство можно увидеть во многих сферах: среди учащихся, в рабочем коллективе, в компаниях, сообществах единомышленников. Лидер в таких коллективах работает, основываясь на своем авторитете.
Суть руководителя
Это человек, наделенный полномочиями в организации, принимает ответственные решения и осуществляет их в группе. Он принимает решения, что и как делать помощникам и подчиненным. Его задача – налаживать работу, чтобы она была эффективной. Для этого глава предприятия должен продумывать стратегию, план, который приведет к наилучшему результату. Он должен уметь добиваться от подчиненных, чтобы работа была выполнена, и выполнена правильно и в срок.
Руководитель обязан поддерживать хорошие отношения с сотрудниками, уметь объяснять им, в чем состоят их обязанности. Быть заинтересованным в развитии своей организации, уметь планировать для увеличения объема работы и улучшения последующего результата.
Руководитель обязан быть целеустремленным и ответственным, желать достичь большего в своей работе, лучших результатов. Для этого он должен оказывать влияние на подчиненных, которое обусловлено его положением в организации и полномочиями. Руководитель направляет работу коллектива и ответственен за результаты.
Чем отличается руководство и лидерство?
Отличия между понятиями состоят в том, что руководитель стоит во главе официальных отношений в группе людей, лидер – неофициальных. Первый назначается по социальным причинам, второй – по психологическим.
Лидер в группе определяется спонтанно, руководителя не выбирают, а назначают.
Лидер, как представитель группы, тесно связан с ней, а руководитель, наоборот, нередко абстрагирован от нее. Лидерство затрагивает межличностные отношения, руководство – формальные взаимоотношения.
Руководитель, как официальное лицо, может применять законные санкции, его воздействие на подчиненных обусловлено должностью. Поэтому его можно назвать формальным лидером. Тот, кого выбирают просто на лидирующую позицию, может быть им независимо от должности, которую он занимает в компании. Однако лидер может быть одновременно и руководителем, что повышает эффективность его управления.
Различия можно увидеть в таких сферах:
- Цели. Руководители ставят цели не сами, а достигают уже поставленные кем-то, то есть занимают пассивную позицию. Лидер устанавливает цели сам, они служат, чтобы изменить отношение коллектива к делу.
- Порядок. Руководитель строит отношения с подчиненными в соответствии с иерархическими взглядами. Лидеры управляют командой людей с общими взглядами, а не собранных вместе для выполнения определенной работы и не связанных общими идеями.
- Контроль. Руководитель контролирует поведение подчиненных, лидер старается вдохновить команду, мотивировать, совместная работа основана на доверии.
- Опыт. Человек во главе руководства принимает решения и решает проблемы, основываясь на былом опыте, старается предотвратить проблемы. Лидеры любят придумывать новые пути решения, эффективные в данный момент.
Если влияние на группу людей происходит через умения, способности, умения и другие личностные ресурсы, то это неформальное лидерство. Влияние основано на признании другими качеств и превосходства главного как личности. Если влияние основано на позиции официального положения и занимаемой должности, это лидерство формальное.
Таблица-сравнение
Основные отличия между руководителем и лидером можно увидеть в таблице.
Отличия | Лидер | Руководитель |
Назначение | Неофициальное | Официальное |
Взаимоотношения | Межличностные | Формальные |
Влияние на подчиненных | Обусловлено моральными качествами | Обусловлено должностью |
Причины назначения | Психологические | Социальные |
Выводы
Руководитель строит взаимодействие с подчиненными на основе прав и обязанностей, принятых в организации, стремится к поддержанию дисциплины и порядка. Он определяет, как достичь целей, поставленных другими людьми. Лидер определяет цели группы самостоятельно, основываясь на собственных желаниях. При этом он не командует, не управляет, а как бы ведет за собой прочих.
Остальные члены группы выступают по отношению к нему последователями, а не подчиненными. Разница в этом отношении в том, что руководителю люди подчиняются, получают за это порицание или вознаграждение. Лидер же управляет людьми без контроля, его влияние основано на доверии.
Между лидерством и руководством есть и сходства: один человек может быть тем и другим. Они обладают властью, у первого она личностная, у второго – организационная. Оба могут влиять на окружающих, но у влияния разные цели – личные или цели компании и разные способы их достижения.
В чем разница между руководителем и лидером?
На первый взгляд может показаться, что понятия лидерства и руководства довольно схожи, однако при детальном изучении вопроса оказывается, что они имеют довольно много отличий.
Очень редко удается встретить поистине идеального руководителя. Грамотно сочетать в себе качества лидера и руководителя и соблюсти между ними баланс удается лишь немногим, но именно сочетание и баланс этих качеств дает миру самых лучших руководителей.
Попробуем выделить основные различия между руководителем и лидером.
Отличия лидерства и руководства
Первое и, пожалуй, основное отличие руководителя от лидера в том, что руководителя назначают официально, а лидерами становятся неформально.
Получить консультацию
Если вы занимаете руководящую должность, то, естественно, обладаете преимуществами в завоевании лидерской позиции в коллективе, однако это еще не делает вас настоящим лидером.
-
Направление.
Руководитель — это тот человек, который задает направление работы другим и несет ответственность за результаты этой работы. Он также вносит порядок и последовательность в действия подчиненных, а свое взаимодействие с ними строит на основании фактов и в рамках установленных целей.
Лидер же вдохновляет и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение непременно светлого будущего. -
Цели.
Руководители зачастую занимают пассивную позицию в отношении целей. Чаще всего они ориентируются на уже установленные кем-либо цели. Лидеры напротив всегда устанавливают цели самостоятельно и используют их для изменения отношения людей к делу.
-
Порядок.
Руководители склонны к порядку во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними в соответствии ролям и иерархии. Лидеры предпочитают подбирать в команду людей, которые разделяют их взгляды и идеи, а также склонны использовать эмоции и интуицию. Они не связывают себя и свою роль с определенной организацией, в отличие от руководителей.
-
Контроль.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение. Лидеры же мотивируют и вдохновляют свою команду, закладывая принцип доверия в основу совместной работы.
-
Опыт.
Руководители склонны принимать решения, основываясь на собственном прошлом опыте и разрешать все возникающие проблемы таким же способом. Лидеры всегда изобретают новые, нестандартные решения и, кроме этого, после решения одной проблемы они нарочно ищут другую, чтобы придумать решение и для нее. Руководители же стараются проблем всячески избегать и предотвращать.
Отличие лидера от руководителя: делаем выводы
Понятия лидера и руководителя принято различать как, соответственно, неформального и формального лидера.
Если процесс влияния на людей происходит через способности, умения и прочие ресурсы, то мы имеем дело с неформальным лидерством. В этом случае влияние исходит из признания другими лидерских качеств и личного превосходства. Если же влияние происходит с позиции занимаемой должности и официального положения в компании, то это лидерство формальное.
Формальный лидер обычно действует в отведенной ему профессиональной области и имеет поддержку в виде официальных полномочий. Неформальный лидер выдвигается вперед за счет своих способностей оказывать влияние на других людей и своих личных и деловых качеств.
Читайте по теме Неформальный лидер в коллективе – ваша удача или головная боль?
В жизни, как правило, очень редко удается встретить идеальное соблюдение этих двух типов лидерства в управлении. Как показывают результаты исследований, большинство хороших руководителей обладают лидерскими качествами, обратная же взаимосвязь наблюдается крайне редко.
Развитие лидерских качеств необходимо каждому руководителю, ведь если вы являетесь руководителем лишь формально, то в любой момент в коллективе может появиться тот самый неформальный лидер, который обязательно перетянет одеяло власти на себя и сбросит вас с ваших позиций.
Быть лидером
Научиться вести, а не тянуть, за собой людей, собрать вокруг себя сильную команду, Вы сможете, если перестанете ограничивать себя стереотипами. Мы помогаем людям становиться эффективнее, разрывая привычные шаблоны поведения. Хватит скрывать свой потенциал!
Проконсультироваться