Человек под дождем рисунок для психолога инструкция

Проективная методика «Человек под дождем»

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).

Инструкция
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.

Интерпретация рисунка

Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.

Особенности линий
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК
Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Голова
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.

Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.

Волосы
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.

Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.

Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.

Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.

Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Анализ рисунков

Светлана, 38 лет

Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам.

Оля, 13 лет

Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого.

Арина, 21 год

Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!»

Неля, 67 лет

Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем.

Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как испытуемый (ребенок или взрослый) привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.

Источник: Шевченко М. А. «Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей»

Методика «Человек под дождём». Авторы А. Абрамс, А. Эмчин. Проективные (рисуночные) тесты.

Методика Человек под дождемМалораспространённой, но интересной и информативной является методика Человек под дождём. Эта проективная методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Тест позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. Тест Человек под дождем подходит как для детей, так и для взрослых.

Инструкция к тесту Человек под дождем. 

На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, нарисуйте человека под дождём. Рисуйте свободно, в любой части листа, и столько времени, сколько вам потребуется. Вы можете рисовать подробно, с деталями, а можете ограничиться самым простым рисунком.

Ключ к тесту Человек под дождем.

В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью.

Примеры дополнительных вопросов:

  • Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
  • Как он здесь оказался?
  • Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
  • Kакое у него настроение?
  • Что ему больше всего хочется сделать?
  • Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?
  • Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?
  • Любите ли Вы дождь? Почему?
  • В какой момент времени мы его застали?
  • Что с ним будет дальше?
  • Если человеку под дождём плохо, то чем ему можно помочь?
  • Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?
  • Что Вы чувствуете, когда смотрите на свой рисунок?
  • Что для Вас значит каждая его деталь?

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями — когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удручённом и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

Интерпретация к методике Человек под дождем.

Важно посмотреть, как представлена экспозиция. Так, например, если человек изображён уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полёта).

В случае смещения фигуры человека под дождём в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

Изображение, помещённое внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищённости.

В остальном при интерпретации Человека можно опираться на методику «Дом, Дерево, Человек». Например, изображение, смещённое влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещённое вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Изображение фигуры: Чрезмерно увеличенное изображение фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, а также может указывать на заниженную самооценку в проблемных ситуациях. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определённый тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке «Человека под дождём» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций (нет ног – нет возможности уйти от ситуации; рук – сделать что-то, преобразовать действительность; глаз – не хочу видеть; ушей – слышать и т.д., что впоследствии при длительном и сильном воздействии проблемной ситуации может привести к психосоматическим проявлениям в данной части тела – нежелание слышать происходящие может привести к понижению слуха).

Атрибуты дождя: дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая; тяжёлые, закрашенные капли или линии – тяжёлая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка – отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека или сильнейшей потребности в ней. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей: отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), могут символизировать значимых людей для автора рисунка. Животные и птицы – потребность в ласке и заботе.

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Лужи — скажут нам о том, что человек уже давно пребывает в стрессовой ситуации, о том, что его стресс принял хроническую форму.

Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.

Если справа – предвидит их в будущем.

Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности. Также могут указывать на то, что человек хорошо знаком с основным источником своего стресса и постоянно о нём думает.

Тенденции.

Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано

Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды

Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.

Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

Поза, ракурс

Слева направо акцент смещается с себя на мир, с прошлого на будущее и с пассивности на активность.

Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.

Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.

Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Человек лежит или сидит – пассивность.

Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.

Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Иногда изображение фигуры в профиль или со спины можно трактовать как желание отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

Интерпретация Человека.

Голова — сфера интеллекта и контроля.

Чем больше голова, тем больше значимость интеллекта
Отсутствие головы может говорить о гиперактивности, импульсивности и, иногда о психических расстройствах (как и отсутствие любой другой важной части тела).

Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий осознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — потакание слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами.

Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.

Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.

Глаза

Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос

Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот

Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм. Также может означать невозможность открыто выражать свое мнение.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши

Чем больше уши, тем больше значения придается мнению со стороны и тем спокойнее человек воспринимает критику.

Волосы

Волосы сильно заштрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Туловище

Чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний.
Тело квадратное — признак мужественности.
Тело очень маленькое — чувство унижения, обесценивания.
Очень полная фигура – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм или демонстративность. Если изображена татуировка, присутствующая у человека, это также может просто указывать на её значимость (следует задать соответствующие вопросы).

Руки – символ межличностного взаимодействия и возможностей человека.

Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости. Руки слишком длинные — большие амбиции.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям.
Если руки шире у запястий, чем у плеч, это говорит об импульсивности в действиях.
Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рисующего неподконтрольны.
Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение.
Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность.
Связанные руки (или другая форма лишения движения) — невозможность изменить внешнюю ситуацию, отсутствие веры в свои силы или возможности их проявления.

Ноги

Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.

Одежда

Функция одежды — «формирование защиты от стихии».

Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите.
Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие особенности одежды трактуются на основе беседы.

Цвет в рисунке

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок (если тест проводится ребенку) обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Источник: Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» СПб, №2 ;2009, стр. 279.

Методика «Человек под дождём». Авторы А. Абрамс, А. Эмчин. Проективные (рисуночные) тесты.

Оцените статью:


Другие тесты, которые могут быть вам интересны:

  • Тест несуществующее животное. Проективная методика Нарисуй животное.
  • Цветовой тест Люшера. Полный вариант методики.
  • Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
  • Тест Почерк, подпись, стиль письма и характер человека, его тип личности.
  • Тест Сакса Леви. Методика незаконченные предложения. (Метод SSCT).

Добавить комментарий

Тест «Человек под дождем»

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).

Задание

Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.

Интерпретация рисунка

Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

ТЕСТОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

(ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА)

Нажим

Слабый нажим – пассивность, депрессия.

Сильный нажим – импульсивность.

Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.

Особенности линий

Легкие линии – недостаток энергии, скованность.

Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.

Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Разрыв контура – сфера конфликта.

Неотрывные линии – изоляция.

Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.

Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА

1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.

2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.

3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.

4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.

5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК

Поза, ракурс

Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.

Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.

Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.

Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.

Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Человек лежит или сидит – пассивность.

Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.

Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Голова

Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.

Маленькая голова – низкая значимость интеллекта

Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.

Глаза

Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.

Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.

Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.

Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.

Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.

Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос

Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.

Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.

Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот

Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.

Впалый рот – пассивность.

Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.

Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.

Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши

Уши очень большие – подозрительность.

Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.

Волосы

Волосы сильно зашрихованы – тревожность.

Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Фигура

Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.

Длинная, худощавая – астения.

Уродливая – негативизм, импульсивность.

Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.

Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.

Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.

Фигура с татуировкой – негативизм.

Руки

Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.

Руки расположены близко к телу – напряжение.

За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.

Руки расставлены в разные стороны – общительность.

Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.

Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.

Очень большие кисти – потребность в общении.

Кисти рук зачернены – конфликтность.

Большой кулак, острые ногти – агрессивность.

Большие пальцы – грубость, агрессия.

Ноги

Ноги широко расставлены – потребность в общении.

Ступни ног отсутствуют – пассивность.

Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.

Ступни ног большие – потребность в опоре.

Средства защиты от дождя

Зонт, головной убор, плащ и т. д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.

Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.

Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.

Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ

Дождь

По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.

Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.

Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.

Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.

Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь

Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».

Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.

Если справа – предвидит их в будущем.

Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи

Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.

Молния

Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга

Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Одежда

Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.

Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.

Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

ВАЖНО!

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ

Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.

Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.

Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.

Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.

Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.

Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Анализ рисунков

Светлана, 38 лет

Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам (см. цветную вкладку, рис. 5).

Оля, 13 лет

Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого (см. цветную вкладку, рис. 6).

Арина, 21 год

Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!» (см. цветную вкладку, рис. 7).

Неля, 67 лет

Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем (см. цветную вкладку, рис. 8).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тест «Человек под дождём»

Малораспространенной,
но интересной и информативной является
методика «Человек под дождем». Она
ориентирована на диагностику силы Эго
человека, его способности преодолевать
неблагоприятные ситуации, противостоять
им. Она позволяет также осуществить
диагностику личностных резервов и
особенностей защитных механизмов.

Общие
положения

Инструкция
в классическом варианте проста: на
чистом листе бумаги формата А4, который
вертикально ориентирован, испытуемому
предлагается нарисовать человека, а
потом, на другом таком же листе — человека
под дождем.

Сопоставление
двух рисунков позволяет определить,
как человек реагирует на стрессовые,
неблагоприятные ситуации, что он
чувствует при затруднениях.

В
процессе тестирования важно наблюдать
за ходом рисования и обращать внимание
на все высказывания испытуемого. Для
получения более достоверной информации
необходимо провести дополнительное
интервью с тестируемым.

При
интерпретации рисунков рекомендуется
руководствоваться следующими положениями.

Когда
рисунок готов, важно воспринять его
целиком. Необходимо «войти» в
рисунок и почувствовать, в каком
настроении пребывает персонаж (радостном,
ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли
он себя беспомощным или, напротив,
чувствует в себе внутренние ресурсы
для борьбы с трудностями, а возможно,
спокойно и адекватно воспринимает
затруднения, считая их обычным жизненным
явлением. Таким образом, важно отследить
глобальное впечатление от рисунка. Это
интуитивный процесс.

Только
после этого можно перейти к анализу
всех специфических деталей с точки
зрения логики, опираясь при этом на
основные положения руководства по
интерпретации.

Интерпритация

Изменение
экспозиции

В
рисунке «Человек под дождем» по
сравнению с рисунком «Человек»,
как правило, обнаруживаются существенные
отличия. Важно посмотреть, как изменилась
экспозиция. Так, например, если человек
изображен уходящим, то это может быть
связано с наличием тенденции к уходу
от трудных жизненных ситуаций, избеганию
неприятностей (особенно если фигура
человека изображается как бы наблюдаемой
с высоты птичьего полета).

В
случае смещения фигуры человека под
дождем в верхнюю часть листа можно
предположить склонность испытуемого
к уходу от действительности, к потере
опоры под ногами, а также наличие защитных
механизмов по типу фантазирования,
чрезмерного оптимизма, который часто
не оправдан.

Положение
фигуры в профиль или спиной указывает
на стремление отрешиться от мира, к
самозащите. Изображение, помещенное
внизу листа, может свидетельствовать
о наличии депрессивных тенденций,
чувстве незащищенности. В остальном
при интерпретации следует опираться
на методику «Человек». Например,
изображение, смещенное влево, возможно,
связано с наличием импульсивности в
поведении, ориентацией на прошлое, в
ряде случаев с зависимостью от матери.
Изображение, смещенное вправо, указывает
на наличие ориентации на окружение и,
возможно, зависимость от отца.

Трансформация
фигуры

Увеличение
размера фигуры иногда встречается у
подростков, которых неприятности
мобилизуют, делают более сильными и
уверенными. Уменьшение фигуры имеет
место тогда, когда испытуемый нуждается
в защите и покровительстве, стремится
перенести ответственность за собственную
жизнь на других. Ребята, которые рисуют
маленькие фигурки, обычно стесняются
проявлять свои чувства и имеют тенденцию
к сдержанности и некоторой заторможенности
при взаимодействии с людьми. Они
подвержены депрессивным состояниям в
результате стресса. Изображение человека
противоположного пола может указывать
на определенный тип реагирования в
сложной ситуации, «включение»
поведенческих программ, заимствованных
у конкретных людей из ближайшего
окружения (мам, бабушек). Изменение
возраста указывает на самоощущение
человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если
в рисунке «Человека под дождем»
при изображении фигуры пропускаются
какие-либо части тела (ноги, руки, уши,
глаза), то это указывает на специфику
защитных механизмов и особенности
проявлений Эго-реакций.

Функция
одежды — «формирование защиты от
стихии». Обилие одежды указывает на
потребность в дополнительной защите.
Отсутствие одежды связано с игнорированием
определенных стереотипов поведения,
импульсивностью реагирования.

Атрибуты
дождя.

Дождь
— помеха, нежелательное воздействие,
побуждающее человека закрыться,
спрятаться. Характер его изображения
связан с тем, как человеком воспринимается
трудная ситуация: редкие капли — как
временная, преодолимая; тяжелые,
закрашенные капли или линии — тяжелая,
постоянная.

Необходимо
определить, откуда дождь «приходит»
(справа или слева от человека) и какая
часть фигуры подвергается воздействию
в большей степени. Интерпретация
проводится в соответствии с приписываемыми
значениями правой и левой стороны листа
или фигуры человека. Тучи являются
символом ожидания неприятностей. Важно
обращать внимание на количество облаков,
туч, их плотность, размер, расположение.
В депрессивном состоянии изображаются
тяжелые грозовые тучи, занимающие все
небо. Лужи, грязь символически отражают
последствия тревожной ситуации, те
переживания, которые остаются после
«дождя». Следует обратить внимание
на манеру изображения луж (форму, глубину,
брызги). Важно отметить, как расположены
лужи относительно фигуры человека
(находятся ли они перед или за фигурой,
окружают человека со всех сторон или
он сам стоит в луже).

Дополнительные
детали

Все
дополнительные детали (дома, деревья,
скамейки, машины) или предметы, которые
человек держит в руках (сумочка, цветы,
книги), рассматриваются как отражение
потребности в дополнительной внешней
опоре, в поддержке, в стремлении уйти
от решения проблем путем переключения
и замещающей деятельности.

Более
полная расшифровка деталей основывается
на символическом значении представленных
образов. Например, молния может
символизировать начало нового цикла в
развитии и драматические изменения в
жизни человека. Радуга, нередко возникающая
после грозы, предвещает появление
солнца, символизирует мечту о несбыточном
стремлении к совершенству.

Зонт
представляет собой символическое
изображение психической защиты от
неприятных внешних воздействий. С точки
зрения трактовки образов зонт может
рассматриваться как отображение связи
с матерью и отцом, которые символически
представлены в образе зонта: купол —
материнское начало, а ручка — отцовское.
Зонт может защищать или не защищать от
непогоды, ограничивать поле зрения
персонажа, а может и отсутствовать.

Так,
например, огромный зонт-гриб может
свидетельствовать о сильной зависимости
от матери, решающей все сложные ситуации
за человека. Размер и расположение зонта
по отношению к фигуре человека указывают
на интенсивность действия механизмов
психической защиты.

Искажение
и пропуск деталей

Отсутствие
существенных деталей может указывать
на область конфликта и быть следствием
вытеснения как защитного механизма
психики. Так, например, отсутствие зонта
в рисунке может свидетельствовать об
отрицании поддержки со стороны родителей
в трудной ситуации.

Цвет
в рисунках

Рисунки
можно выполнять простым карандашом.
Тем не менее многие, в том числе и я,
предпочитают использование цветных
карандашей. Следует помнить, что точная
интерпретация цветового решения не
может быть сделана, если у испытуемого
нет всего набора цветных карандашей.

Цвета
могут символизировать определенные
чувства, настроение и отношения человека.
Они также могут отражать спектр различных
реакций или областей конфликтов.

Хорошо
адаптированный и эмоционально не
обделенный ребенок обычно использует
от двух до пяти цветов. Семь-восемь
цветов свидетельствуют о высокой
лабильности. Использование одного цвета
говорит о возможной боязни эмоционального
возбуждения.

Соседние файлы в папке Проективные методики

  • #
  • #

    22.09.2021964.28 Кб106Методика «Предпочитаемое животное» в работе с детьми и подростками.fb2

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Проективная методика «Человек под дождем»

Проективный тест «Человек под дождём» —
возможность узнать, как испытуемый (ребенок или взрослый) привык
взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут
определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить
основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.

Тест ориентирован на диагностику
личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его
способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также
может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест подходит как для детей 9-12 лет,
так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте
(простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).


Инструкция
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо
расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик.
Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен
отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется
последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите
нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что
рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными,
не связанными между собой по смыслу.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА


Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а
второй – в неблагоприятной.

ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
         Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей
цели.
         Особенности линий
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую
самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку
признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это
говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на
низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе,
незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том,
что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это
указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует
свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК
         Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях,
переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда
негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание
скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение,
отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.
         Голова
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.
         Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать
внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных
стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.
         Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.
         Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.
         Уши
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.
         Волосы
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.
         Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к
сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.
         Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в
некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.
         Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.
         Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов
справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от
авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой
адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается
отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно,
это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с
другими людьми.

ФОН,
ОКРУЖЕНИЕ

         Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к
окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной
окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на
тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.
         Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те
переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю
ориентиров.
         Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен
заранее ожидать неприятности.
         Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические
изменения в жизни человека.
         Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует
мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
         Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т.
п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь,
солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что
испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело
прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый
импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных
ситуациях.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении.
Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание
неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух
цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или
отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) –
депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда
агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Источник: Шевченко М. А. «

Психологические
цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей
»

АНАЛИЗ РИСУНКОВ


Светлана, 38 лет

https://psychojournal.ru/uploads/posts/2016-12/1483178172_rain38_1.jpg https://psychojournal.ru/uploads/posts/2016-12/1483178259_rain38_2.jpg
Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает,
занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек»
она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина
отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это
говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для
женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто
приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины
создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если
сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то
можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь
она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо,
но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень
больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость
женщины к действиям и готовность к переменам.

Оля,
13 лет

https://psychojournal.ru/uploads/posts/2016-12/1483178442_rain13_1.jpg https://psychojournal.ru/uploads/posts/2016-12/1483178438_rain13_2.jpg


Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет
жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы
со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что
делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно
изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности.
Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета –
все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите
внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не
видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как
на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что
указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь
идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на
настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам
девочки, должен ее защитить от всего плохого.


Арина, 21 год

https://psychojournal.ru/uploads/posts/2016-12/1483178663_rain21_1.jpg https://psychojournal.ru/uploads/posts/2016-12/1483178669_rain21_2.jpg

Девушка
по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее
парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в
работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она
нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание
общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями
широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень
хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице
улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как
бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!»

Неля,
67 лет


https://psychojournal.ru/uploads/posts/2016-12/1483178728_rain68_1.jpg https://psychojournal.ru/uploads/posts/2016-12/1483178658_rain68_2.jpg
Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с
суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На
просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было
очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был
«выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой
рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к
обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма,
но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лазурит гербицид инструкция по применению на картофеле
  • Кардиомагнил цена в ростове на дону инструкция по применению
  • Магний хелат nsp инструкция по применению
  • Руферон свечи инструкция по применению в гинекологии
  • Хендай солярис масло по мануалу