Борьба в руководстве партии большевиков

Внутрипартийная
борьба в ВКП(б) в 1920-е — процесс
перераспределения власти во Всероссийской
коммунистической партии большевиков,
начавшийся с отходом Владимира Ленина
от политической деятельности.

Ленин
считал, что в России, где не было
достаточных цивилизационных предпосылок
для перехода к социализму, от их личных
качеств, способностей, таланта
руководителей, от субъективного фактора
в решающей степени зависела судьба
революции. 3 апреля 1922 года в руководстве
РКП(б) был установлен пост генерального
секретаря ЦК. Пост считался чисто
техническим. Вводился из-за резко
увеличившегося в период НЭПа количества
вопросов, выносившихся на Политбюро.
По предложению Л. Б. Каменева генсеком
стал Сталин. Так Сталин получил возможность
создать аппарат, на который он мог
опереться в борьбе за власть. Но не
только Сталин создал аппарат, но и
аппарат создал Сталина, «он ключ к
укреплению одновластия Сталина» (по
определению Троцкого), социальная опора
сталинского политического режима.

Смертельно
больной Ленин увидел, что Сталин
«сосредоточил в своих руках огромную
власть» и в своем «Письме к съезду»
потребовал замены его на посту генсека.
Лидеры партии по разным соображениям
проигнорировали это требование. Опасения
вождя большевиков вскоре после его
смерти в январе 1924 года реализовались
в полной мере в развернувшейся борьбе
за лидерство. Персональная борьба за
власть прикрывалась теоретическими
дискуссиями по различным вопросам
политической и экономической жизни
страны.

К 1925 году
платный партийный аппарат ВКП(б) составлял
25 тыс. чел. Большинство были сталинскими
назначенцами, т.к. Сталин с апреля 1922 г.
был Генеральным секретарем ЦК и
повсеместно расставлял своих людей.
Сталину удалось представить себя как
сторонника и защитника «ленинизма» и
в ходе поэтапной борьбы в 1924-1929 годах
убрать с политической арены Троцкого,
Зиновьева, Каменева, Бухарина и других
оппонентов.

В ходе этой
борьбы в полной мере проявились личные
качества Сталина, как умелого политика,
не брезгающего никакими способами для
достижения результатов (включая
подслушивание телефонных разговоров
с помощью новейших для того времени
технических средств).

48.Мировой экономический кризис 1929 года и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» ф. Рузвельта.

(Мировой
экономический кризис 1929 года и «великая
депрессия». Альтернативные пути выхода
из кризиса. ) Вели́кая депре́ссия (англ.
Great Depression) — рецессия мировой экономики,
начавшаяся в большинстве мест в 1929 году
и закончившаяся в начале 1933[1]. Однако
вплоть до 1945 года мир выходил из депрессии,
поэтому 1930-е годы в целом считаются
периодом Великой депрессии. В русском
языке более употребителен термин мировой
экономический кризис, а термин «Великая
депрессия» обычно употребляется лишь
в отношении кризиса в США.Сильно затронул
наиболее развитые страны, включая США,
Канаду,Великобританию, Германию и
Францию, но коснулся и других государств.
В наибольшей степени пострадали
промышленные города, в ряде стран
практически прекратилось строительство.
Из-за сокращения платёжеспособного
спроса, цены на сельскохозяйственную
продукцию упали на 40—60 %.Предшествовали
Великой депрессии события Биржевого
краха США 1929 г.: обвальное падение цен
акций, начавшееся в «Чёрный четверг»
24 октября 1929 г., принявшее катастрофические
масштабы в «Черный понедельник» (28
октября) и «Черный вторник» (29 октября).
29 октября1929 г. — день биржевого краха
Уолл-стрит.Экономисты не пришли к единому
мнению о причинах Великой депрессии.Существует
ряд теорий на этот счёт, но, по всей
видимости, в возникновении экономического
кризиса сыграла свою роль совокупность
факторов. Кейнсиа́нское объясне́ние —
нехватка денежной массы. В то время
деньги были привязаны к золотому запасу,
это ограничивало денежную массу. В то
же время производство росло, на рубеже
веков появились такие новые виды товаров,
как автомобили, самолёты, радио. Количество
товаров, как валовое, так и по ассортименту,
увеличилось многократно. В результате
ограниченности денежной массы и роста
товарной массы возникла сильная дефляция
— падение цен, которое вызвало финансовую
нестабильность, банкротство многих
предприятий, невозврат кредитов. Мощный
мультипликативный эффект ударил даже
по растущим отраслям.Монетари́зм —
кризис вызвала денежная политика
ФРС.Маркси́зм — очередной кризис
перепроизводства, присущий
капитализму.Биржевой пузырь; инвестиции
в производство сверх реальной
необходимости.Стремительный прирост
населения; большое количество детей в
семье было характерным для прежнего
аграрного способа производства (в
среднем 3-5 детей на семью), однако в связи
с прогрессом медицины и временным
повышением уровня жизни серьёзно
сократилась естественная убыль из-за
болезней.Одним из факторов, подстегнувших
наступление Великой депрессии, называют
принятие Закона Смута-Хоули в 1930 году,
вводившим высокие таможенные пошлины
на импортные товары. Пытаясь таким
образом защитить внутреннего производителя,
правительствопротекционистскими мерами
повысило цены на дешёвый импорт. Это в
свою очередь снизило и без того неважную
покупательную способность населения,
а также вынудило другие страны применить
контрмеры, навредившие американским
экспортёрам. Лишь в середине 30-х годов
после вступления в силу Закона о
соглашениях о взаимной торговле,
существенно снизившего таможенные
пошлины, международная торговля начала
восстанавливаться, оказывая позитивное
влияние на мировую экономику.Первая
мировая война также послужила одной из
причин великой депрессии — американская
экономика была сначала «накачана»
военными заказами правительства, которые
после окончания Первой Мировой резко
сократились, что привело к рецессии в
ВПК страны и смежных секторах
экономики.Маржинальные займы. Суть
займа проста — можно приобрести акции
компаний, внеся всего 10 % от их стоимости.
Например: акции стоимостью 1000 долларов
можно приобрести за 100 долларов. Этот
тип ссуды был популярен в 20-е годы, потому
что все играли на рынке акций. Но в этом
займе есть одна хитрость. Брокер в любой
момент может потребовать уплаты долга
и его нужно вернуть в 24 часа. Это называется
маржевое требование и обычно оно вызывает
продажу акций, купленных в кредит. 24
октября 1929 нью-йоркские брокеры, которые
выдавали маржевые займы, стали массово
требовать уплаты по ним. Все начали
избавляться от акций, чтобы избежать
уплаты по маржевым займам. Это вызвало
нехватку средств в банках по тем же
причинам и привело к краху шестнадцати
тысяч банков, что позволило международным
банкирам не только скупить банки
конкурентов, но и за сущие копейки
скупить крупные американские компании.
Когда общество было полностью разорено,
банкиры Федерального резерва США решили
отменить золотой стандарт США. С этой
целью они решили собрать оставшееся в
США золото. Так под предлогом борьбы с
последствиями депрессии была проведена
конфискация золота у населения США.

(варианты
выходы из кризиса) Можно выделить три
пути выхода из кризиса, которые проявились
в это период наиболее определенно.
Первый либерально-реформистский,
наиболее ярко воплотившийся в политике
нового курса президента США Ф. Рузвельта.
Второй социал-реформистский, характерный
для Скандинавских стран и Франции.
Третий тоталитарный вариант государственного
регулирования, который наиболее полно
и последовательно был использован в
Германии.

Первый путь
(американский) сводился к косвенным
методам воздействия на хозяйственную
и общественную сферы жизни страны.
Государство осуществляло крупные
инвестиционные мероприятия, смягчало
социальную напряженность, финансируя
программы помощи безработным, организуя
общественные работы и т. п. Политика
государственного финансирования
дополнялась комплексом правовых актов,
умелым регламентированием налоговой
системы. К началу Второй мировой войны
США практически полностью оправились
от последствий кризиса. Из кризиса вышли
Великобритания и ряд других стран,
применивших политику нового курса. Это
направление избрали страны с более
высоким уровнем экономического развития
и прочными демократическими традициями.

Второй путь
(скандинавский) , социал-реформистский,
сочетал усиление регулирующей роли
государства и социализацию экономики.
Под контроль государства ставилась
внешняя торговля, вывоз капитала.
Государство финансировало капитальное
строительство, сельское хозяйство,
улучшало пенсионное обеспечение, охрану
материнства и детства, финансирование
и развертывание жилищного строительства.
Этот путь выбрали страны, где буржуазия
не располагала широкими возможностями
социально-экономического маневрирования,
и где были сильны левые партии.

(приход
нацистов к власти в Германии 1933) В начале
1930-х гг. в Германии царила атмосфера
уныния. Мировой экономический кризис
очень сильно ударил по стране, миллионы
людей остались без работы. Еще свежо
было воспоминание об унизительном
поражении Германии в Первой мировой
войне пятнадцатилетней давности; кроме
того, немцы считали слишком слабым свое
правительство, Веймарскую республику.
Эти условия предоставили шанс возвыситься
новому лидеру Адольфу Гитлеру и его
детищу — Национал-социалистической
рабочей партии Германии, сокращенно
называемой нацистской партией.

Убедительный
и красноречивый оратор, Гитлер привлек
на свою сторону множество немцев,
жаждущих перемен. Он обещал потерявшему
надежду населению повысить качество
жизни и вернуть Германии былую славу.
Нацисты апеллировали прежде всего к
безработным, молодежи и низам среднего
класса (владельцам небольших магазинов,
конторским служащим, ремесленникам и
фермерам).

Партия
пришла к власти с молниеносной быстротой.
До экономического кризиса нацисты были
безызвестной миноритарной партией; на
выборах в рейхстаг (парламент Германии)
1924 г. они получили лишь 3 процента голосов.
На выборах 1932 г. нацисты завоевали уже
33 процента голосов, оставив позади все
остальные партии. В январе 1933 г. Гитлер
был назначен канцлером, главой
правительства Германии, и многие немцы
видели в нем спасителя нации.

(новый курс
Рузвельта) Новый курс Ф.Рузвельта:
сущность и значение для американской
и всемирной истории ХХ в.

К 1932 г в США
продолжался тяжелейший экономический
кризис. Более 12 млн. безработных,
неимоверные страдания масс. Республиканская
администрация президента Гувера показала
свою неспособность улучшить жизнь
народа и на выборах 1932 г президентом
был избран демократ Франклин Рузвельт.
Выходец из крупных капиталистов, осознал
необходимость поворота государства к
«забытому человеку». Человек большого
ума и воли (ведь был прикован к инвалидной
коляске) в марте 1933 г вступил в должность
и начал осуществлять «Новый курс»,
который стал наиболее ярким выражением
демократически-реформистского варианта
выхода из кризиса путем государственного
регулирования экономики.

Сразу после
прихода Рузвельта – меры по спасению
банковской системы, т.к. в это время
началась волна банкротства банков.
Банкам была оказана помощь, интересы
мелких и средних вкладчиков были
защищены.

В первые
«сто дней» правления Рузвельта – серия
чрезвычайных законов:

— программа
помощи нуждающимся

— общественные
работы для безработных

— закон о
регулировании с/х

— разрешение
предпринимателям объединяться по
отраслям и договариваться об условиях
«честной конкуренции» с соблюдением
интересов рабочих

В результате
уже весной 1933 г началось оживление в
экономике.

Под давлением
масс в 1935 г «сдвиг влево» — ряд важных
социальных реформ:

— закон о
социальном обеспечении (пенсии, пособия)

— закон
Вагнера

— реформа
налоговой системы

Обострение
общественной борьбы. На выборах 1936 г –
триумфальная победа Рузвельта, однако
усилилось и сопротивление противников
реформ, которые обвиняли его в
«большевизме». В 1937 г новый экономический
кризис.

В результате
«нового курса» облегчена была участь
миллионов людей. Но важнейшая цель –
выход экономики из депрессии – не была
достигнута, застой продолжался вплоть
до войны. С 1939 г – прекращение дальнейших
реформ.

Историческое
значение «нового курса»: начало перехода
к «социальной рыночной экономике»,
«государству всеобщего благоденствия».
Особенно важно, что усиление государственного
вмешательства в экономику не ослабило,
а усилило демократию: не только укрепление
политических прав, но и социальные
гарантии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 24.09.2023

Противоречия между Сталиным и Троцким были видны еще во время гражданской войны. Тогда Сталин делал выпады в сторону Троцкого, обвиняя его в проведении политики собственной, которая противоречит ЦК. Тогда конфликт был решен относительно быстро, Ленин сам выступил с критикой сталинской позиции.

Сталину тогда не удалось подорвать авторитет Троцкого. По окончанию Гражданской войны, он противился идее массовой демобилизации и применял методы армейские в мирной жизни, призывал милитаризировать экономику. Именно такие высказывания вкупе с радикальными, подчас жестокими мерами наказаний, практиковавшихся в Красной армии, быстро сделали из Троцкого кровожадного диктатора в глазах обывателей.

Партия начала расти, пополняться рабочим классом, который поддерживал политику Сталина. Своими агрессивными высказываниями с критикой, Троцкий отпугивал от себя рабочих и крестьян, которых не интересовали внутрипартийные склоки.

В 1923-24 годах Сталин объединил вокруг себя Зиновьева и Каменева, при их поддержке он получил абсолютное большинство и вскоре, в 1925 сместил Троцкого с поста председателя Реввоенсовета, что означало победу над ним.

Однако в том же году Сталин потерял своих союзников. Зиновьев и Каменев организовали еще одну оппозиционную фракцию, а их места, как союзников Сталина, заняли Бухарин и Рыков. Вскоре оппозиция Зиновьева была разгромлена — его и Каменева сместили постов в декабре 1925 года.

Оппозиционеры со всех фракций объединились против Сталина в 1926 году, но это им не помогло. Тогда у Сталина было достаточно поддержки, чтобы объявить любую оппозицию нелегальной, а поддерживающих ее исключить из партии. Массовые чистки ВКП(б) привели к исключению в 1929 Бухарина и высылке за границу Троцкого. Рыкова исключили в 1930 году, и борьба за власть была закончена. Хотя Троцкий был активным оппозиционером и теоретиком до конца жизни, принять активного участия в российской политике он не успел, так как был убит в 1941.

К причинам внутрипартийной борьбы в ВКП в 1920-е гг. относится:

  1. споры о методах строительства социализма в одной стране.
  2. стремление части партии к реставрации порядков военного коммунизма.
  3. борьба за власть между И. Сталиным и его противниками.

Не относится осуждение большинством членов партии антидемократической и репрессивной политики большевиков.

Пост генерального секретаря ЦК РКП И. Сталин занял в 1924 г.

Внутрипартийная борьба 20-х гг. прошла несколько этапов:

Первый этап длился с осени 1923 – до начала 1925 гг.

Дискуссия велась вокруг двух главных вопросов: экономической политики и демократизации партии

Каменев, Зиновьев, Сталин и их сторонники видели причину кризиса в установлении слишком высоких цен на продукцию государственной промышленности, обвиняя в этом заместителя председателя ВСНХ Г.Л. Пятакова, сторонника Троцкого.

Второй этап охватил период с весны по конец 1925 г.

Третий этап длился с весны 1926 по конец 1927 гг .

В 1926 г. ситуация в стране осложнилась. Во время выборов в местные Советы беспартийные крестьяне проявили большую активность и получили много мест, а доля коммунистов и рабочих в местных Советах уменьшилась. При этом крестьяне стали настаивать на создании своей, крестьянской, партии.

Четвертый этап длился с весны 1928 по весну 1929 гг.

Это дало основание Сталину устранить из партийного и государственного руководства последнюю группу лидеров, которых он считал соперниками в борьбе за власть.

К концу 20-х годов Сталин одну за другой разгромил оппозиционные внутрипартийные платформы. Оставаясь на должности генерального секретаря, которая при жизни Ленина была чисто технической, Сталин стал единоличным главой партии и правителем СССР.

Партийные чистки, изначально направленные на уничтожение оппозиции, продолжились и после разгрома самостоятельных партийных платформ. Со временем они превратились в инструмент террора и в превентивную меру, которая не позволяла даже зародиться новой антисталинской группе.

Причины победы Сталина в борьбе за власть

Внутрипартийная борьба после смерти Ленина, высокое самомнение его ближайших соратников

Долгое время естественным преемником Ленина считался Лев Троцкий, его ближайший соратник, придерживавшийся сходных взглядов. Однако он встретил сильную внутреннюю оппозицию от Льва Каменева и Григория Зиновьева. Еще до смерти Ленина, с 1923 года, они были в союзе с Иосифом Сталиным. Они считали Сталина идеальным подставным лицом у власти, лишенным харизмы и воли к управлению.

В партии большевиков состояли как левые интеллектуалы, так и выходцы из рабочего класса. Последние тянулись к более понятному им Сталину. Довольно скоро вокруг Сталина образовалась новая сильная группировка, стремившаяся захватить власть. В отчаянии и Каменев, и Зиновьев вступили во временный союз с Троцким Львом, что, однако, не спасло их положения. В 1926 г. все трое утратили свою действительную власть в партии, были сняты со своих постов и в последующие годы ликвидированы.

Поддержка Рыкова, Бухарина и Менжинского

Сталину нужны были дополнительные союзники, которые позволили бы ему сформировать единый фронт против внутренних противников. Этих помощников будущий диктатор нашел в лице Алексея Рыкова и Николая Бухарина. Его также поддержал глава ОГПУ (реформированной ЧК) — Вячеслав Менжинский. Таким образом, Сталин укрепил свою власть, но формально все время оставался только 1-м секретарем (официальным руководителем партии, а значит и СССР, был Михаил Калинин).

Полный контроль над НКВД

Полный контроль над НКВД. Сталин добился этого после смерти Менжинского в 1934 году, которого он заменил на Генриха Ягоду, а затем — на Николая Ежова. В начале 1930-х все основные партийные посты были заполнены людьми, связанными со Сталиным и полностью подчиненными его воле. Ежов также был расстрелян, и главой НКВД был назначен Лаврентий Берия. С этого времени Иосиф Сталин из простого партийца стал фактическим правителем всего Советского Союза.

Общемировые тенденции

Причины борьбы внутри коммунистической партии

Письмо к съезду

Поскольку Ленин был болен, его мнение уже не особо принимали во внимание. Внутри партии сформировалось шесть негласных лидеров:

Каждый из них имел свои взгляды на дальнейшее развитие государства. Руководители партии собирали вокруг себя единомышленников, чтобы победить в политической борьбе и стать лидером.

В СССР не существовало законной оппозиции. Страной единолично правила коммунистическая партия. Но это не помешало формированию противоборствующих группировок внутри РКП(б). Ситуация усугублялась отсутствием правового механизма передачи власти. Государство стало ареной для выяснения личных взаимоотношений между лидерами большевиков.

Этапы внутрипартийной борьбы

Сражение за власть началось еще при жизни Владимира Ленина. Партийная верхушка изо всех сил боролась за лидерство. В этой гонке использовались любые методы устранения конкурентов, в том числе и грязные.

I фаза внутрипартийной войны (1923-1924)

Левая оппозиция

II фаза внутрипартийной войны (1925)

Новая оппозиция

Каменев и Зиновьев считали, что лишь с помощью мировой революции можно построить социализм. Поэтому нужно раскачивать революционные настроения в Европе. Оппозиционеры критиковали Сталина, упрекали его в узурпации власти и предлагали снять с поста генерального секретаря.

В период с 18 по 31 декабря 1925 года прошел XIV съезд, на котором РКП(б) переименовали в ВКП(б) – Всесоюзную Коммунистическую партию. На этом же съезде было решено вывести Г. Зиновьева из состава Политбюро.

III фаза внутрипартийной войны (1926-1927)

Объединенная оппозиция

В декабре 1927 года прошел XV съезд ВКП(б). На нем из партии исключили 75 активистов. Многих из них впоследствии арестовали и отправили в ссылку. Зиновьева и Каменева в 1936 году расстреляли. Троцкого в 1928 году сослали в Алма-Ату, а через год выслали из СССР. В 1940 органы внутренних дел СССР организовали в Мексике покушение на Льва Давидовича. В результате Троцкий погиб.

Правая оппозиция

Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 1920-е — процесс перераспределения власти во Всероссийской коммунистической партии большевиков, начавшийся с отходом Владимира Ленина от политической деятельности.

В ходе этой борьбы в полной мере проявились личные качества Сталина, как умелого политика, не брезгающего никакими способами для достижения результатов (включая подслушивание телефонных разговоров с помощью новейших для того времени технических средств).

(варианты выходы из кризиса) Можно выделить три пути выхода из кризиса, которые проявились в это период наиболее определенно. Первый либерально-реформистский, наиболее ярко воплотившийся в политике нового курса президента США Ф. Рузвельта. Второй социал-реформистский, характерный для Скандинавских стран и Франции. Третий тоталитарный вариант государственного регулирования, который наиболее полно и последовательно был использован в Германии.

Первый путь (американский) сводился к косвенным методам воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни страны. Государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, смягчало социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т. п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регламентированием налоговой системы. К началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса. Из кризиса вышли Великобритания и ряд других стран, применивших политику нового курса. Это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

Второй путь (скандинавский) , социал-реформистский, сочетал усиление регулирующей роли государства и социализацию экономики. Под контроль государства ставилась внешняя торговля, вывоз капитала. Государство финансировало капитальное строительство, сельское хозяйство, улучшало пенсионное обеспечение, охрану материнства и детства, финансирование и развертывание жилищного строительства. Этот путь выбрали страны, где буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования, и где были сильны левые партии.

(приход нацистов к власти в Германии 1933) В начале 1930-х гг. в Германии царила атмосфера уныния. Мировой экономический кризис очень сильно ударил по стране, миллионы людей остались без работы. Еще свежо было воспоминание об унизительном поражении Германии в Первой мировой войне пятнадцатилетней давности; кроме того, немцы считали слишком слабым свое правительство, Веймарскую республику. Эти условия предоставили шанс возвыситься новому лидеру Адольфу Гитлеру и его детищу — Национал-социалистической рабочей партии Германии, сокращенно называемой нацистской партией.

Убедительный и красноречивый оратор, Гитлер привлек на свою сторону множество немцев, жаждущих перемен. Он обещал потерявшему надежду населению повысить качество жизни и вернуть Германии былую славу. Нацисты апеллировали прежде всего к безработным, молодежи и низам среднего класса (владельцам небольших магазинов, конторским служащим, ремесленникам и фермерам).

Партия пришла к власти с молниеносной быстротой. До экономического кризиса нацисты были безызвестной миноритарной партией; на выборах в рейхстаг (парламент Германии) 1924 г. они получили лишь 3 процента голосов. На выборах 1932 г. нацисты завоевали уже 33 процента голосов, оставив позади все остальные партии. В январе 1933 г. Гитлер был назначен канцлером, главой правительства Германии, и многие немцы видели в нем спасителя нации.

(новый курс Рузвельта) Новый курс Ф.Рузвельта: сущность и значение для американской и всемирной истории ХХ в.

Сразу после прихода Рузвельта – меры по спасению банковской системы, т.к. в это время началась волна банкротства банков. Банкам была оказана помощь, интересы мелких и средних вкладчиков были защищены.

— программа помощи нуждающимся

— общественные работы для безработных

— закон о регулировании с/х

В результате уже весной 1933 г началось оживление в экономике.

— закон о социальном обеспечении (пенсии, пособия)

— реформа налоговой системы

Краткая предыстория внутрипартийной борьбы

внутрипартийная борьба в 20 е годы

Основные претенденты на роль преемника

К началу гражданской борьбы здоровье вождя мирового пролетариата было серьезно подорвано. Причины внутрипартийной борьбы в 20-е годы уже были известны. Надо ведь будет кому-то стать новым идеологом и руководителем молодого государства.

Сталин, которому, как известно, удалось выйти из внутрипартийной борьбы в 20-30-е годы победителем, был не слишком уж известен по сравнению с тем же Троцким. Но вместе с тем Сталин уверенно входил в число лидеров большевизма. Его быстрое восхождение к вершинам власти началось после окончания войны. Если для Троцкого, например, призванием оказалась организация армии, то для Сталина таким призванием стала организация государственного аппарата молодого государства. Во внутрипартийной борьбе за власть в 20-е годы его отличала крайняя осторожность.

внутрипартийная борьба в 20 е годы таблица

Таким же было положение ближайших сторонников Бухарина – Томского, возглавлявшего профсоюзы, и Рыкова, который после смерти вождя получил главный пост Совнаркома.

Этапы перераспределения власти в СССР

По мнению почетного профессора русской истории Гарвардского университета Ричарда Пайпса, внутрипартийная борьба в 20-е годы прошла этапы концентрации реальной власти во все более и более узкой группе высокопоставленных политиков. Сначала полномочия перешли от ЦК к Политбюро. Затем – от Политбрюро к так называемой тройке (Сталин – Зиновьев – Каменев). Наконец, установилось единоличное правление Иосифа Сталина.

внутрипартийная борьба в 20 е годы кратко

Урегулирование отношений Москвы с окраинами

причины внутрипартийной борьбы в 20 е годы

Внутрипартийная борьба 1923-1924

этапы внутрипартийной борьбы в 20 е годы

Сокрушительное поражение Троцкого

Сталин, в отличие от Троцкого или Зиновьева, не испытывал интереса к политическим распрям. Раскол между соратниками произошел на фоне неправильного упоминания цитаты Ленина Каменевым. Достаточно агрессивную атаку на собственных союзников Сталин начал сразу после поражения их общего соперника – Троцкого. Но Зиновьев, более искушенный в ораторском искусстве, смог добиться признания высказываний будущего главы государства ошибочными. Сталин же решил составить политический союз с Бухариным.

внутрипартийная борьба в 20 30 е годы

Сталин против Бухарина

внутрипартийная борьба в ссср в 20 е годы

Итоги и последствия внутрипартийной борьбы

Итоги внутрипартийной борьбы в 20-е годы были четко очерчены уже к 1929 году. Оставаясь на должности генсека, которая при Ленине была исключительно технической, Сталин смог сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Так, с 1929 года в СССР установился единоличный сталинский режим. Говоря кратко, внутрипартийную борьбу в 20-е годы выиграл тот, кто смог умело манипулировать общественным мнением и планомерно установить контроль над всем партийным аппаратом.

Читайте также:

      

  • Пособия по математике для подготовительной группы детского сада
  •   

  • Цели изучения темы меры времени в начальной школе
  •   

  • Программа н ф базарного сенсорная свобода и психомоторного раскрепощения кратко
  •   

  • Основы организации работы коллектива исполнителей кратко
  •   

  • Постмодернистская философия науки кратко

Запишите класс, фамилию, дату, тему урока

Цель: познакомиться с внуприпартийной борьбой в партии большевиков и ее основным результатом

Материал для чтения

При появлении первых признаков болезни у Ленина в 1921 году врачи поставили диагноз «неврастения». Они считали, что ухудшение здоровья вождя было связано с переутомлением и рекомендовали ему хорошо отдохнуть.

Переутомиться и в самом деле было немудрено. Нередко Ленин председательствовал на 40 заседаниях в день, готовил документы по их результатов и принимал по 60 человек в день. Причиной болезни стали роковые выстрелы 30 августа на заводе Михельсона. Одна из пуль застряла в плече, а другая прошла по очень сложной траектории, расщепившись при попадании в лопаточную кость.Возможнопули былиотравлены. 21 января 1924 года в 18.50 Владимир Ильич Ленин умер от кровоизлияния в мозгввозрасте 53лет. Тело Ленина благодаря научному труду его тезки Владимира Воробьева оказалось в стеклянном гробу Мавзолея, в котором оно покоится уже почти 100 лет. Компартия и правительство СССР щедро отблагодарили анатома Воробьева — он стал не только академиком и единственным в нашей стране обладателем звания «заслуженный профессор», но и весьма богатым человеком даже по меркам капиталистических стран. Особым распоряжением властей Воробьева наградили премией в 40 тысяч золотых червонцев (около 10 млн долларов в ценах начала XXI века).

Во время болезни В. И. Ленина и после его кончины в верхах большевистской партии развернулась ожесточенная борьба за власть. Ленин в «Письме к съезду», известном в партийных кругах как «завещание», дал характеристики шести деятелям из своего окружения. Особое внимание он уделил «двум выдающимся вождям» – И. В. Сталину и Л. Д. Троцкому, отметив положительные и отрицательные черты каждого из них. «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека». Ленин предлагал переместить его с этого поста, заменив более терпимым, лояльным, вежливым человеком. Он характеризовал Л. Д. Троцкого как «самого способного человека в настоящем ЦК, но и чрезмерно хвастающего самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела».

В результате поведения соперников, расстановки сил в высших эшелонах партийной власти все члены Политбюро объединились против Троцкого. Ведущую роль в этом союзе играла тройка Г. Е. Зиновьев – Л. Б. Каменев – И. В. Сталин. По их настоянию последний был оставлен в должности Генерального секретаря партии. В январе 1925 г . Л. Д. Троцкий лишился поста народного комиссариата по военным делам (наркомвоена) и председателя Реввоенсовета Республики, несколько позднее был выведен из состава Политбюро. Однако победившая тройка просуществовала недолго.

Уже в 1924 г. между союзниками произошел раскол. Перед XIV съездом партии, в 1925 г., Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и их сторонники, прежде всего ленинградские партийцы, объединились в «новую оппозицию» и дали бой генсеку, заявив, что он «не может выполнить роль объединителя большевистского штаба». На съезде «новая оппозиция» потерпела сокрушительное поражение, ее руководители потеряли свои высокие посты.

Весной 1926 г. Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев создали Объединенную левую оппозицию, больше известную как троцкистско-зиновьевский блок. Левая оппозиция выступила за ускорение темпов промышленного развития, увеличение заработной платы. Фактически выдвигалась программа свертывания НЭПа. Одним из основных ее лозунгов был «Против нэпмана, кулака, бюрократа». Особенно ратовала оппозиция за внутрипартийную демократию, надеясь с ее помощью прорваться к власти.

Однако объединение не помогло бывшим противникам. И. В. Сталин и его союзники Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский продолжали теснить своих соперников. Начались исключения из партии, аресты, высылки участников оппозиционной группы.

В свою очередь, оппозиция перешла к нелегальной деятельности: подпольно созывались собрания, организовывались типографии, печатались и распространялись листовки. 7 ноября 1927 г. троцкисты и зиновьевцы провели свою контрдемонстрацию, после чего руководители левой оппозиции были исключены из партии, а состоявшийся в декабре XV съезд ВКП(б) постановил исключить из партии всех оппозиционеров.

С января 1924 года потребовалось еще почти четыре года внутрипартийной борьбы, прежде чем Иосиф Джугашвили стал единственным лидером правящей в СССР партии.

Посмотрите видеоматериал по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=56KSqOTN2gc

Домашнее задание. Учить ʂ 12, используя предложенный для чтения материал,заполните таблицу « Внутрипартийная оппозиция»

1 колонка – Участники оппозиции

2 колонка – Против кого направлена оппозиция

3 колонка – Итог деятельности оппозиции

Работу необходимо выполнить и отправить для проверки до 14.12

Технологическая карта урока

Учебный предмет: История России.

Класс: 9.

Учитель: Соломатина Лариса Александровна.

УМК: История России. XX – начало XXI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г., 2012 г.

Тема урока: «Борьба за власть в партии большевиков».

Тип урока: проблемный.

Оборудование: ноутбук, выход в интернет, проектор, исторические документы, схема «Внутрипартийная борьба 1920-х гг.»

Цели: дать представления о противоречивости развития страны в 1920-1930 гг. XX в.; объяснить причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг.; охарактеризовать политические процессы 1920-х гг.; рассказать об особенностях политической системы СССР в 1920-х гг., о роли коммунистической партии; выяснить предпосылки установления в стране культа личности Сталина; познакомить с датами основных исторических событий: 21 января 1924 г., декабрь 1925 г., июнь 1928 г., 1928-1932 гг.; рассказать о современных версиях и трактовках деятельности И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева; познакомить с понятиями и терминами: коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура.

Формировать УУД:

Метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. 

— Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знают понятия коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура;
  • умеют пользоваться понятиям;
  • знают и понимают ход исторических событий.

Личностные:

  • учатся оценивать чужие и свои поступки;
  • формулируют свою точку зрения на ход и итоги событий;
  • умеют делать выводы.

Метапредметные:

  • умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • умеют слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • умеют ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Межпредметные связи: Всеобщая история, литература, информатика.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Информационное обеспечение урока: Презентация «Борьба за власть в партии большевиков».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный этап

Приветствие учителя и определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Ответное приветствие

Готовность и уроку

Готовность класса к восприятию знаний, установление доброжелательной обстановки урока

Мотивационно-целевой этап

Создать условия для

возникновения у ученика внутренней

потребности включения в учебный процесс.

Учитель ставит проблемный вопрос: До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин?

Слайд 1.

Объявляет план урока:

  1. Смерть Ленина
  2. Коммунистическая партия в 1920-е гг.
  3. Внутрипартийная борьба за власть.

Просит записать в тетрадь.

Записывают в тетрадь дату, план урока.

Умение выражать свои мысли и доводы в устной форме, на поставленный вопрос

Желание узнать версии о победе Сталина И.В. в борьбе за власть, и формирование личного отношения к данным событиям.

Актуализация знаний

М.П. Томский в марте 1922 г. Заявил: «нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии…у нас много партий. Но в отличии от заграницы у нас одна партия власти, а остальные в тюрьме». Почему же этот факт радовал партийца? Что происходило в то время в рядах партии? В политическом развитии страны? Обсудим эти вопросы на уроке.

Беседа, высказывают свои мнения.

— уметь выражать свои мысли устно, слушать и слышать друг друга

— давать определение понятиям.

 Уровень подготовки обучающихся к уроку.

Целеполагание (постановка учебной задачи)

Подведение обучающихся к постановке цели и задач урока.

В декабре 1922 г. Лидер партии большевиков В.И. Ленин тяжело заболел. До марта 1923 г. Он продиктовал ряд статей: «О кооперации», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше», «Как на преобразовать РАБКРИН», в которых пытался показать свое видение будущего социалистического общества. Отношение к этим работам неоднозначное. Что же предлагал лидер партии?

Изучите и прокомментируйте схему.

Изучают и дают комментарии к схеме.

— умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Определение целей и задач урока

Практическая деятельность по изучению нового материала

1.Смерть Ленина. В январе 1924 г. В.И. Ленин умер. Его смерть и болезнь породили борьбу за власть в руководстве партии. Будучи тяжело больным В.И. Ленин написал в 1922 г. «Письмо к съезду», в нем он давал оценку самым близким своим соратникам.

Слайд 3.

2. Коммунистическая партия в 1920 годы.

Международная обстановка в 1922 г. Изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития зависит от обстановки в партии.

Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии?

Слайд 4.

3.Внутрипартийная борьба за власть. Вы убедились, что изменения, произошедшие в партии, предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война.

Проверка выполнения задания и составление схемы. Слайд 5.

Знакомство с документом, ответы на вопрос: «Кто и почему мог стать лидером в стране?», осмысливание полученной информации, ответы на поставленный вопрос, формулировка выводов.

Работают с текстом параграфа, дают характеристику коммунистической партии. (проверка выполненного задания и составление схемы).

Ответы на вопрос.

Работают с материалами параграфа и письменно

 отвечают на вопросы:

  1. Причины внутрипартийной борьбы.
  2. Ход и итоги внутрипартийной борьбы.

Составляют схему.

— Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

— давать определение понятиям;

 — устанавливать причинно-следственные связи;

Усвоение нового материала, расширение словарного запаса,

приобретение навыка работы в сети.

Включение в систему знаний и повторение

Организация теста.

Выполнение теста.

Взаимопроверка.

— готовность к получению нового опыта;

— планирование своей работы,

— контроль своего процесса деятельности,

Определение уровня усвоения нового материала.

Получение первых результатов изучения темы.

Рефлексия, подведение итогов

Как вы думаете, почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин?

Оцените высказывание Г. Зиновьева на XIII съезде РКП(б) в 1924 г.

Учитель подводит итоги.

Учащиеся высказываются. Анализ проделанной работы на уроке.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Подведение итогов занятия, определение уровня успешности деятельности учащегося на занятии.

Домашнее задание

Конспект в тетради.

Подготовить сообщение о политических деятелях 1920 гг.

Воспринимают информацию учителя о домашнем задании.

Задают уточняющие вопросы.

— готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

— устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Выравнивание знаний, умений и навыков учащегося по теме занятия, стимулирование интереса, развитие самостоятельности, усидчивости и ответственности.

После отхода Владимира Ленина от деятельности в ВКП(б) начался процесс перераспределения власти, который в отечественной историографии получил название «внутрипартийная борьба в СССР в 20-е годы».

Краткая предыстория внутрипартийной борьбы

Победа маленькой, но сплоченной коммунистической партии была сродни поражению. Популярность власти падала, крестьяне брали в руки оружие, а рабочие уходили из городов. Когда в стране начался голод, было понятно, что недовольство народа может привести к свержению правящей партии. Ленин тогда пробовал разные методы, говорил о возможности возвращения к практике террора, одобрил план уничтожения оппозиции. Внутрипартийная борьба в 20-е годы началась еще до смерти вождя мирового пролетариата и даже «Письмо к съезду» (завещание) Ленина не поставило точку в перераспределении власти.

внутрипартийная борьба в 20 е годы

Основные претенденты на роль преемника

К началу гражданской борьбы здоровье вождя мирового пролетариата было серьезно подорвано. Причины внутрипартийной борьбы в 20-е годы уже были известны. Надо ведь будет кому-то стать новым идеологом и руководителем молодого государства.

Уже с 1920 года сильная головная боль не давала Ленину нормально работать. В 1922 году он окончательно отошел от дел. В марте 1923 с ним случился инсульт (уже третий), так что Ленин фактически остался не в своем уме. В своем «Завещании» он не назвал имени преемника, но выделил нескольких большевистских лидеров. Ими оказались Сталин, Бухарин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и Пятаков. Вместе с достоинствами политиков, вождь указал также их недостатки. В глазах современников самой вероятной заменой мог стать Троцкий. На практике он стал вторым лицом в стране в годы Гражданской войны. Несомненны и заслуги Троцкого перед коммунистической партией.

Другой возможный преемник – Г.Е. Зиновьев – был «учеником Ленина» и одним из наиболее приближенных к вождю лиц. Но Зиновьев в свое время выступал против Октябрьской революции. Хотя сам Ленин позже говорил, что этот эпизод не стоит ставить ему в вину.

Сталин, которому, как известно, удалось выйти из внутрипартийной борьбы в 20-30-е годы победителем, был не слишком уж известен по сравнению с тем же Троцким. Но вместе с тем Сталин уверенно входил в число лидеров большевизма. Его быстрое восхождение к вершинам власти началось после окончания войны. Если для Троцкого, например, призванием оказалась организация армии, то для Сталина таким призванием стала организация государственного аппарата молодого государства. Во внутрипартийной борьбе за власть в 20-е годы его отличала крайняя осторожность.

внутрипартийная борьба в 20 е годы таблица

Одним из главных идеологов коммунистической партии долгое время оставался Н.И. Бухарин. Он был главредом газеты «Правда», и в соавторстве с Преображенским написал «Азбуку коммунизма». В «завещании» Ленин прямо назвал его «любимцем партии». Долгие годы Бухарин оставался только кандидатом в ЦК и, как считали многие современники, не имел никаких шансов во внутрипартийной борьбе в 20-е годы.

Таким же было положение ближайших сторонников Бухарина – Томского, возглавлявшего профсоюзы, и Рыкова, который после смерти вождя получил главный пост Совнаркома.

Этапы перераспределения власти в СССР

По мнению почетного профессора русской истории Гарвардского университета Ричарда Пайпса, внутрипартийная борьба в 20-е годы прошла этапы концентрации реальной власти во все более и более узкой группе высокопоставленных политиков. Сначала полномочия перешли от ЦК к Политбюро. Затем – от Политбрюро к так называемой тройке (Сталин – Зиновьев – Каменев). Наконец, установилось единоличное правление Иосифа Сталина.

Сориентироваться в этапах поможет и таблица «Внутрипартийная борьба в 20-е годы» с основными противниками и причинами споров.

внутрипартийная борьба в 20 е годы кратко

Раскол партии и борьба с «рабочей оппозицией»

Раскол в рядах большевиков начался еще до смерти Ленина. Большевистская партия в начале 20-х годов прошлого века состояла преимущественно из представителей радикальной интеллигенции, тогда как позиционировала себя «рабочей». В первом составе Совнаркома рабочих было всего двое (Шляпников и Ногин), а трое были дворянами. Численность рабочих в коммунистической партии превысила 50 % только к 1923 году. Предшествовала этому генеральная чистка 1922-1923 годов, в ходе которой численность РКП(б) значительно сократилась.

Урегулирование отношений Москвы с окраинами

После проблемы с «рабочей оппозицией» встал вопрос урегулирования отношений центральной власти с национальными окраинами. Сталину, который занимался национальностями, тогда не удалось продвинуть свой проект «автономизации». Под давлением Ленина был принят другой закон – проект Союза республик, согласно которому все национальные образования получали собственные государственные символы (в рамках однопартийной системы все эти атрибуты государственности были исключительно декоративными).

«Тройка» (Зиновьев – Каменев – Сталин)

«Тройка» сформировалась уже после третьего инсульта у Владимира Ленина. На непродолжительное время Зиновьеву удалось стать фактическим руководителем и коммунистической партии, и в целом государства. «Тройка» развернула масштабную борьбу с Троцким, который в это время считался одним из наиболее вероятных преемников вождя и был опасен, так как именно в его руках находилась армия.

причины внутрипартийной борьбы в 20 е годы

Группа сторонников Троцкого в ЦК становилась все меньше и меньше, Зиновьев и Сталин фактически изолировали его от партийной работы. В преддверии XIII съезда партии он, к тому же, проиграл предсъездовскую дискуссию. Воспользовавшись временным расколом между Зиновьевым и Сталиным, Троцкий начал «литературную дискуссию», но и ее также проиграл.

Внутрипартийная борьба 1923-1924

Вокруг Троцкого был создан романтический идеал революционера и второго лица в государстве, так что он ожидаемо решил опереться на идеологические лозунги. Но Троцкому так и не удалось привлечь на свою сторону большинство в партии, хоть он и был очень популярен среди студентов. Под влиянием Троцкого оформилась так называемая «семерка». Речь тогда шла об опасности военного переворота.

Появление анти-троцкистской «семерки»

Сразу же после смерти Ленина образовалось несколько политических группировок, каждая из которой надеялась сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Внутрипартийная борьба в 20-е годы только начиналась. Сложились группировки «троцкистов», «зиновьевцев», «сталинцев» и «бухаринцев». «Тройка» объединилась с Бухариным, Томским и Рыковым, а также Куйбышевым, который был только кандидатом в члены Политбюро, образовав «семерку». Решение всех важнейших вопросов было перенесено из ЦК в «семерку». Фактическим лидером «семерки» был Зиновьев.

Оглашение «завещания Ленина» в 1924

Впервые «Письма к съезду» (так называемое «завещание» Ленина) было оглашено 21 мая 1924 года. Ленин советовал снять Сталина с должности генсека, выделял основных лидеров, но не назвал своего преемника. Фактически оглашение документа не было выгодно ни одному из лиц, которые были в нем упомянуты. А вот карьеру Сталина спас Зиновьев, который уверил, что «опасения вождя мирового пролетариата в отношении товарища Сталина не подтвердились». Большинством голосов было решено оставить Сталина на посту генсекретаря.

этапы внутрипартийной борьбы в 20 е годы

Сокрушительное поражение Троцкого

Следующий этап внутрипартийной борьбы в 20-е годы – поражение Троцкого. Он остался не просто в меньшинстве, а практически в одиночестве, кроме того, подвергся травле. В президиуме съезда оппозиция, по факту, была представлена только лишь Троцким. Он нашел, что ответить, однако в партии речь не поддержали. Более того, некоторые депутаты обвинили Троцкого в продвижении лозунга «бей стариков».

Первый раскол в «тройке» (Зиновьев – Каменев – Сталин)

Сталин, в отличие от Троцкого или Зиновьева, не испытывал интереса к политическим распрям. Раскол между соратниками произошел на фоне неправильного упоминания цитаты Ленина Каменевым. Достаточно агрессивную атаку на собственных союзников Сталин начал сразу после поражения их общего соперника – Троцкого. Но Зиновьев, более искушенный в ораторском искусстве, смог добиться признания высказываний будущего главы государства ошибочными. Сталин же решил составить политический союз с Бухариным.

«Литературная дискуссия» осенью 1924

Раскол в «тройке» Троцкий посчитал удачным временем для контрнаступления. Внутрипартийная борьба в 20-е годы не останавливалась ни на день. Он опубликовал «Уроки Октября», где напомнил всем о своей роли в качестве одного из организаторов революции. В «литературную дискуссию» включился также Бухарин, за ним последовали публикации Сталина и Зиновьева. Но в результате Зиновьев, Каменев и Троцкий только взаимно очернили друг друга. Сталин же занял нейтральную позицию, защищая Троцкого от нападок Зиновьева, в Зиновьева – от агрессии Троцкого.

внутрипартийная борьба в 20 30 е годы

«Ленинский призыв» и массовость партии

Ленин сохранял относительно небольшую численность партии (а после генеральной чистки численность партийных сократилась практически в два раза), но после его смерти курс был кардинально развернут. Коммунистическая партия из небольшой группы начала превращаться в массовую организацию. В ходе «ленинского призыва» в партию набирали рабочих прямо «от станка». Численность ВКП(б) достигла 1,674 млн. человек уже к 30-му году, т.е. выросла в 2,5 раза. Большинство из них составляли лица, которые надеялись сделать партийную карьеру. Более того, катастрофически упал образовательный уровень. Теперь лишь у 0,06 % членов ВКП(б) было высшее образование, а число депутатов с партстажем сократилось до 2 %. На деле это означало потерю реальной власти.

Сталин против Бухарина

В 1925 году «семерка» распалась, Сталин объединился с так называемыми «правыми» (Томским, Рыковым и Бухариным), но ненадолго. В 1928 году настроения резко поменялись. На фоне неудач во внешней политике страну охватила паника, чем Сталин и воспользоваться для окончательного разгрома «левых». Съезд, который впервые констатировал, что у партии нет оппозиций, состоялся в 1934 году. Тогда все бывшие оппозиционеры получили возможность «сознаться в ошибках» и снова быть принятыми в партию. Тогда с лестными речами в адрес Сталина выступили Рыков, Томский, Каменев, Зиновьев, Преображенский и другие.

внутрипартийная борьба в ссср в 20 е годы

Итоги и последствия внутрипартийной борьбы

Итоги внутрипартийной борьбы в 20-е годы были четко очерчены уже к 1929 году. Оставаясь на должности генсека, которая при Ленине была исключительно технической, Сталин смог сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Так, с 1929 года в СССР установился единоличный сталинский режим. Говоря кратко, внутрипартийную борьбу в 20-е годы выиграл тот, кто смог умело манипулировать общественным мнением и планомерно установить контроль над всем партийным аппаратом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эльмуцин от кашля инструкция цена отзывы аналоги цена таблетки взрослым
  • Концепция руководства в нашей организации
  • Как оплатить кредит в приложении европа банк инструкция
  • Grey 999 gasket maker инструкция по применению на русском языке
  • Замена гранаты приора с абс своими руками пошаговая инструкция