Баланс власти
Баланс
власти в организации
– необходимость использовать свою
власть над подчиненным в разумных
пределах, достаточных для достижения
целей, но не вызывающих недовольство
подчиненных.
Способы
реализации власти:
Распорядительство
– сообщение передаваемое руководителем
подчиненному, касающееся содержания и
результатов деятельности. В него входят
постановка обязательной для выполнения
задачи, иногда перечень ограничений, в
отдельных случаях инструкции.
Распоряжения
должны:
—
соответствовать стратегии организации;
—
быть обоснованными и четко сформулированными;
—
быть обеспеченными необходимыми
материалами, организационными ресурсами;
—
позволять проверить и оценивать
результаты действий.
По
способу отдачи распоряжения могут быть:
устными, письменными, смешанными;
По
форме распоряжения могуть быть: приказами,
указаниями, поручениями, советами.
Последствия
неограниченной власти и безвластия:
1.внутренняя
неуверенность руководителя, который
заставляет их сомневаться в возможности
успешного выполнения порученного дела
при условии, что они делегируют часто
прав и обязанностей своим подчиненным.
2.трудность
понимания смысла некоторых видов
современной деятельности из-за их
обманчивой простой формы
3.
манипулирование и другие жесткие методы
психологического воздействия на
работников.
В
таких ситуациях руководитель не выполняет
необходимые функции, разрывая темсамым
иерархические нити управления. Наступает
безвластие.
Власть и лидерство. Лидерство в управлении
Власть
– возможность
оказывать влияние на поедение других
людей.
Лидерство
– это управленческие взаимоотношения
между руководителем и последователями,
основанные на эффективном для данной
ситуации сочитании различных источников
власти и направленные на побуждение
людей к достижению общих целей.
Формальное
лидерство
– влияние на подчиненных оказывается
с позиции занимаемой должности.
Неформальное
лидерство
– процесс влияния на людей через личные
способности, умения и другие ресурсы.
Лидерство
влияет по 2м каналам:
1.
по каналу авторитета – члены группы
признают преимущество лидера перед
другими в силу его положения, опыта,
мастерства, образования.
2. по каналу
харизматичных свойств – человечность,
обходительность, нравственность.
4
модели восприятия лидера:
1)
«один из нас» — образ жизни лидера
идентичен образу жизни любого члена
социальной группы.
2)
«лучший из нас» — лидер является примером
для всей группы как человек и как
профессионал.
3) «воплощение добродетелей»
— лидер является носителем общечеловеческих
норм морали. Лидер разделяет с группой
ее социальные ценности и готов их
отстаивать.
4) «оправдание наших
ожиданий» — люди надеются на постоянство
поведенческих действий лидера независимо
от меняющейся обстановки.
Менеджер
лидер
Администратор
инноватор
Поручает
вдохновляет
Работает
по целям других работает по своим
целям
Полагается
на систему полагается на людей
Использует
доводы использует эмоции
Контролирует
доверяет
Поддерживает
движение дает импульс движению
Профессионален
энтузиаст
Принимает
решения превращает решение в
реальность
Делает
дело правильно делает правильное
дело
Уважаем
обожаем
Наиболее
характерные черты эффективного лидерства:
видение ситуации в целом, способность
к коммуникациям, доверие сотрудников,
гибкость при принятии решений.
Структура
лидерства:
Лидер
– с определенными личными чертами,
способностями, возможностями,
ориентированными на цель;
Последователи
– со своими качествами и возможностями
для реализации целей;
Задачи,
которые взаимодействующие сотрудники
пытаются решить;
Ситуация,
в которой происходит процесс взаимодействия;
Группа.
Виды:
По
содержанию деятельности:
1)
лидер – вдохновитель, предлагающий
программу поведения;
2)
лидер – исполнитель, организатор
выполнения уже заданной программы;
3)
лидер, являющийся одновременно как
вдохновителем, так и исполнителем.
По
стилю руководства:
1)
авторитарный;
2)
демократический;
3)
совмещающий в себе элементы 2х предыдущих.
По
харатеру деятельности:
1)
универсальный, т. е. постояннно проявляющий
свои качества лидера;
2)
ситуативный, т. е. проявляющий качества
лидера в определенных ситуациях.
По
психофизиологичестким характеристикам:
1)
инструментальный – берущий на себя
инициативу решения;
2)
эмоциональный.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
2. Баланс власти и ее формы
Для того чтобы оказывать эффективное влияние на людей, руководитель должен обладать властью. Власть – это возможность влиять на других людей, возможность осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению.
Власть и влияние являются основой лидерства, необходимым условием изменения поведения людей и достижения целей организации. Власть – это взаимоотношения, взаимозависимость между участниками управленческого процесса. Чем больше зависимость от другого человека, тем больше власть данного человека. Политолог Роберт Дол объясняет эти взаимоотношения следующим образом: «А имеет власть над В до такой степени, при которой он может заставить его делать то, что В не сделал бы в других случаях».[5] Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение чьих-то потребностей, желаний.
В современных организациях должен существовать баланс власти, так как подчиненные тоже обладают властью над руководителями. Руководители зависят от подчиненных в таких вопросах, как предоставление достоверной и своевременной информации, качественное выполнение заданий, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чья поддержка необходима руководителю, способность влиять на своих коллег, сотрудничество. Поскольку подчиненные тоже обладают властью, руководители не должны злоупотреблять своей властью, ибо подчиненные могут в ответ продемонстрировать свою власть. Подчиненные не должны переживать чувство безысходности, ненужности, полной зависимости от воли руководителя: это ведет к сопротивлению, непокорности, разрушает благоприятный климат в коллективе, снижает эффективность организации.
Эффективный руководитель старается поддерживать баланс власти, а свою власть никогда не будет осуществлять в жесткой, приказной, ожидающей подчинения манере. Лидер может влиять на поведение других людей без опоры на силу, принуждение.
Власть может принимать разнообразные формы. В управленческой литературе выделяют восемь основных форм власти.
Власть, основанная на принуждении, предполагает влияние через страх, через угрозу удовлетворению потребностей человека. При этом менеджер использует различные формы наказания: намек на увольнение, лишение каких-то полномочий, блокирование продвижения по службе, понижение в должности, выговор, штраф. Есть и более изощренные формы использования страха и принуждения: вскользь брошенное замечание, которое ранит самолюбие, предоставление отпуска в неудобное время, сравнение с другими сотрудниками, которые лучше справляются с заданиями. Это подчеркивает низкую оценку работника, неуважение его со стороны руководителя и необходимость работать более напряженно.
Но принуждение, страх редко приводят к желаемым результатам, хотя могут приносить временные улучшения. Страх ограничивает инициативу, творчество, снижает удовлетворенность работой, порождает отчуждение, сопротивление, месть.
Власть вознаграждения основана на возможности руководителя обеспечить то, что люди хотели бы иметь. Это один из самых древних и широко используемых способов влияния на людей. Если работники согласны принять вознаграждение (благодарность, признание, премию, повышение заработной платы, назначение на хорошую должность, дополнительный отпуск, отдельный кабинет и т. д.), то они будут подчиняться приказам, требованиям и указаниям. Трудность в том, чтобы верно определить вознаграждение для каждого сотрудника. Деньги и более престижная должность производят впечатление не на каждого человека и могут не повлиять на его поведение.
Легитимная (законная, традиционная) власть основана на готовности подчиненными признать власть руководителя в силу занимаемой им должности. Люди реагируют не на человека, а на должность, служебное положение руководителя. Они осознают необходимость подчинения начальству, поддержания дисциплины, соблюдения норм, правил, традиций организации. Это повышает ее стабильность, предсказуемость, так как она не зависит от способностей конкретного человека.
Подчиненные играют главную роль в реализации легитимной власти. Они подчиняются в том случае, если убеждены в законности приказов. Пределы легитимной власти ограничиваются такими факторами, как культура, обычаи и система ценностей, характерными для организации. Взамен подчиненные получают ощущение принадлежности к социальной группе, защищенности. Влияние через традиции, должностные полномочия может значительно упростить процесс принятия решений. В организации, где традиции очень сильны, а часто прописаны в форме «заповедей», принципов, точно определено, «что такое хорошо и что такое плохо».
Опасность влияния через традиции связана с возможностью не заметить новое, а порой – сопротивления переменам, что приводит к тому, что организация не успевает вписаться в меняющееся окружение. Кроме того, традиции лучше влияют на людей, мотивированных защищенностью и принадлежностью. А у современного персонала на первый план выходят потребности в уважении, успехе, самореализации.
Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на других людей. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Такой властью обладают не только люди, занимающие определенные должности, но и их помощники, секретари.
Власть примера, референтная власть основана на харизме, свойственной личным качествам или стилю поведения человека. «Харизма» – термин, используемый для описания притягательных черт характера некоторых людей. Многие люди попадают под влияние определенного лица в силу его особенных личностных качеств. Обаяние этого лица (харизма) является основой референтной власти. Человек, обладающий харизмой, вызывает восхищение, желание подражать ему, он служит примером для других, идеалом, кумиром, непререкаемым авторитетом.
Власть эксперта осуществляется через влияние на поведение подчиненных посредством специализированных знаний руководителя, высокого образовательного уровня, опыта, таланта, навыков. Экспертная власть не связана жестко с должностью. Ее уровень определяется уровнем компетентности руководителя, специалиста, а может быть, и исполнителя. Принимая на веру мнение подчиненного, которого руководитель считает экспертом в своей области, руководитель экономит время, а также, что более важно, формирует благоприятную деловую атмосферу.
Но надо иметь в виду, что формирование разумной веры потребует определенного времени, она менее устойчива, чем вера слепая (основанная на харизме), и в некоторых случаях разумная вера может привести к принятию менее эффективных решений. Такое возможно, когда подчиненные, считая руководителя экспертом, не высказывают своего мнения, не делятся информацией, сомнениями и идеями.
Во многих современных организациях, где подчиненные имеют высокий образовательный уровень, ликвидирован интеллектуальный разрыв между ними и руководителями. В этих условиях становится трудно осуществлять влияние в перечисленных формах власти. Возникает необходимость сотрудничества со стороны подчиненных.
К такому сотрудничеству побуждают две современные формы влияния – убеждение и участие.
Власть, основанная на убеждении – это влияние через активную передачу своей точки зрения. Оно может быть основано на примере, харизме, власти эксперта. Но здесь исполнитель понимает, что он делает и почему.
Власть построена на признании руководителем зависимости от исполнителя, его компетентности, на передаче ему части власти. Причем руководитель увеличивает свою власть, передавая ее подчиненному.
Слабыми сторонами убеждения являются медленное воздействие, неопределенность, одноразовость действия.
Власть, основанная на участии в принятии решений, предполагает еще большее, чем в случае убеждения, признание власти исполнителей.
Современная практика управления фактически исключает принятие решений одним человеком, поэтому на конкретное решение могут влиять не только руководители. Они не навязывают своей точки зрения, а создают условия для свободного обмена информацией. Эта форма влияния предполагает готовность руководителя поступиться своими полномочиями и наличие у подчиненных потребностей высшего уровня: в успехе, уважении, росте, самовыражении, власти.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Формы власти
Формы власти
Кто не умеет управлять, тот всегда становится узурпатором
К. Бини
Править – бессмысленно, а управлять – мудро. Правят, следовательно, потому, что не умеют управлять
И. Зейме
Управление – это содержательная системная функция во взаимодействии.Руководство
Каковы возможности власти бюрократии с точки зрения концепции «дисциплинарной власти» М. Фуко?
Каковы возможности власти бюрократии с точки зрения концепции «дисциплинарной власти» М. Фуко?
Широкий отклик в западной социологии получили работы французского философа, социолога, историка науки М. Фуко, посвященные анализу эволюции механизмов власти. В его
1.3. Организация и баланс интересов
1.3. Организация и баланс интересов
Основой создания организации является стремление человека к реализации собственных интересов посредством действий, которые он один совершить не в состоянии. Иными словами, создание организации – это стремление к новым возможностям и
Баланс приоритетов
Баланс приоритетов
Прежде всего – маркетинг решений компании, маркетинг компании, маркетинг сотрудников.Затем – маркетинг маркетинга (которым тоже нужно заниматься).И уж потом – маркетинг себя,
Рычаг/баланс
Рычаг/баланс
36. Баланс власти и ее формы
36. Баланс власти и ее формы
Власть – это возможность влиять на других людей, возможность осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению.Власть и влияние являются основой лидерства, необходимым условием изменения поведения людей и достижения целей
Энергетический баланс
Энергетический баланс
Есть люди энергичные, а есть спокойные. Мы сейчас не будем рассматривать все существующие типы темпераментов, а возьмем только две крайности, легко различаемые «на глаз», – энергичный и спокойный.Вопрос: какую мы хотим создать команду – энергичную
Баланс между притяжением и отталкиванием
Баланс между притяжением и отталкиванием
Аксиома: чем выше находится человек, чем выше его статус, тем больше он востребован окружающими людьми, тем больше хотят заполучить его внимание. Запомните: чем бы вы ни занимались, всегда найдутся 100, 1000, 10 000 человек, которые делают
Понятие и виды власти в менеджменте. Баланс власти. Власть поощрения, власть принуждения, власть эксперта. Ослабление власти руководителя в современных условиях
Содержание
[0.1] Введение
[0.2] 1. Понятие и виды власти в менеджменте. Баланс власти. Власть поощрения, власть принуждения, власть эксперта. Ослабление власти руководителя в современных условиях.
[0.3] 2. Понятие и концепции лидерства
[0.4] 3. Стили управления. Характеристика управления по А.Файолю
[0.5] Заключение
[1] Список использованной литературы
Введение
Самая большая ценность в любой организации, на любом предприятии представлена людьми, чье поведение является для управления непредсказуемым.
Система управления традиционно держится на лидерах, менеджерах, которые способны не только эффективно выполнять свои непосредственные задачи, но и служить примером, вдохновителем, истинным лидером коллектива.
Очевидно, что из-за различия в психологии все руководители придерживаются различных стилей, тем не менее, выделены определенные концепции, системы, принципы, способствующие структурировать информацию о системах управления, методах, стилях.
В данной работе акцент будет сделан на лидерстве, власти, несмотря на то, что понятия кажутся близкими по духу, между ними существуют существенные отличия, которые можно проследить в системе менеджмента.
Объект исследования: теория менеджмента.
Предмет исследования: власть и лидерство в менеджменте.
Цель реферата: изучение власти и лидерства в концепции менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и виды власти, баланс власти.
2. Рассмотреть понятие и концепцию лидерства.
3. Представить стили управления.
4. Изучить процесс ослабления власти на современном этапе.
Реферат состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и виды власти в менеджменте. Баланс власти. Власть поощрения, власть принуждения, власть эксперта. Ослабление власти руководителя в современных условиях.
Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей, с целью подчинить их своей воле.
Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.
Основные виды власти представлены:
— Властью, основанной на принуждении. Влияние через страх.
— Властью, основанной на вознаграждении. Положительное подкрепление, но ограничения в ресурсах при выдаче вознаграждения.
— Экспертной — разумной верой. Исполнитель верит, у руководителя имеются исключительные знания, позволяющие удовлетворить потребность. Данный тип власти является менее устойчивым, чем харизматический.
— Харизматической властью. Данный тип власти характеризуется слепой верой в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя (он хочет быть таким же, власть примера).
— Законной властью — исполнитель верит, что у руководителя есть право отдавать приказы. В ее основе лежат традиции. Может вредить организации. Подчиненным не требуется изменять уклад руководства, структуру.
Власть должности возникает не из самой должности, а делегирует ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основные формы проявления власти в этом случае будут представлены принуждением, вознаграждением, властью над ресурсами, властью связей. [3, c. 172]
Личная власть является степенью уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанной на близости их целей. Основные формы личной власти представлены экспертной властью, властью примера, правом на власть.
Законная власть обладает достоинствами, представленными:
— Стабильным управлением при разумном уровне его бюрократизации;
— Бесконфликтностью управления из-за обезличивания власти;
— Быстротой принятия рутинных управленческих решений;
— Предсказуемостью поведения подчиненных.
Законная власть обладает и недостатками. Они представлены:
— Ориентацией на упрощенные оценочные показатели качества трудовой деятельности;
— Плохой адаптацией к изменениям во внешней среде;
— Отсутствием стимулирования творческого подхода к делу, что не вписывается в бюрократические установки;
— Низкой удовлетворенностью трудом.
Преимущества власти принуждения представлены:
— Достижением быстрого результата влияния, хотя и не устойчивого во времени;
— Пониженными требованиями со стороны трудового персонала к профессиональной квалификации менеджера.
Недостатки власти принуждения представлены:
— Большими расходами на управление, так как оно основывается на жестком контроле действий каждого работника
— Фальсификацией отчетности персонала для избегания наказания;
— Высокой текучестью – уходят лучшие;
— Снижением квалификации персонала из-за текучести, снижением чувства страха за счет привыкания;
— Частыми случаями группового сопротивления действиям руководителя;
— Отсутствием лояльности у подчиненных, большой вероятностью мести и пр.
Власть поощрения имеет достоинства, представленные:
— Развитием деловой и творческой активности»
— Продолжительными и устойчивыми во времени результатами влияния на персонал;
— Формированием продолжительных установок по отношению к личности.
Власть поощрения имеет недостатки, представленные:
— Требованием высокой профессиональной квалификации менеджера, для нахождения слабых мест – потребности работника индивидуальны
— Большой вероятностью ошибок в действиях менеджера (таких как финансовые, правовые, этические и пр.).
Баланс власти является ситуацией в управлении, когда уровень влияния обличенного властью руководителя над подчиненными равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.
Эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти в организации: использовать свою власть над подчинённым в разумных пределах, которые достаточны для достижения целей, но не вызывают непокорности подчинённых. [2, c. 109]
Еще один важный аспект управления: ослабление власти современного руководителя.
Он вызван такими причинами, как:
— Сокращение разрыва в образовании руководителей и подчиненных
— Превращение универсальных работников в узких специалистов
— Усиление информированности работников о вакансиях
— Рост мобильности людей
2. Понятие и концепции лидерства
Современная литература содержит множество подходов к определению понятия «лидер». В каждом из подходов рассматривается феномен лидерства с разных точек зрения.
Лидер определяется как:
- личность, которая находится в центре групповой активности. Данный подход акцентирует поляризацию и расположение членов группы вокруг лидера. Положение лидера способствует получению ему максимума информации и оказанию большего влияния (в отличие от других членов группы). Чаще всего, лидер находится в центре внимания группы. Но далеко не все индивиды, которые попадают в центр внимания, фактически являются лидерами.
- личность, которая способна привести группу к намеченной цели. При данном подходе существует привлечение внимания к проблематичной роли лидера представленной, определением общей цели и разъяснением ее всем членам группы.
- личность, что лидером назвала сама группа. При данном подходе привлекается внимание к важности индивидуального и группового восприятия друг друга членами группы, к важности их взаимной оценки.
- личность, оказывающая влияние на групповые характеристики, изменяющая их.
- личность, носящая формальный статус лидера и управляющая групповой деятельностью.
- личность, которая выработала характерные лидерские модели поведения.
- личность, пользующаяся поддержкой членов группы и способная оказывать влияние на их поведение, без привлечения внешней силы и власти.
Лидерство является способностью оказывать влияние на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели. Как было сказано выше, лидеры бывают формальными — назначенными «сверху» — и неформальными – их выбирают сами люди «снизу». Это и определяет коренное отличие между руководством и лидерством. Оптимальный вариант непосредственно для организации является, как показывает практика, когда руководитель коллектива выполняет в то же время роли и неформального и формального лидера. В данной ситуации сложилась идеальная ситуация: генеральный директор является как лидером формальным, так и лидером неформальным.
Подходы к изучению лидерства:
Подход с позиции личных качеств (1930-е гг.) объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. Однако практикой наличие стандартного набора качеств, который приводит к достижению успеха во всех ситуациях, не подтверждено.
Поведенческий подход (1940-50-е гг.) рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Ситуационный подход (начало 1960-х гг.) утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.
Современные подходы (1990-е гг.) постулируют эффективность адаптивного руководства — руководства, ориентированного на реальность. Оно означает применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией. Это позволяет трактовать лидерство не только как науку, но и как искусство управления.
Решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.
Основными ситуационными теориями лидерства являются модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона и др.
В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в результате анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.
Современные подходы к эффективному лидерству включают концепцию субститутов и усилителей влияния, само- и сверхруководство, тренерский стиль, трансформационное руководство и харизматический подход.
В частности, трансформационное руководство и харизматический подход появились в последние годы на основе попыток сформулировать качества лидеров, которые придают им ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяя увлекать за собой людей. Установлено, что те, кто идет за харизматическими лидерами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать значимых результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.
Предлагается несколько новых идей управления и лидерства:
— поддержка только высокоприбыльных проектов — активность внутри фирмы для повышения ее прибыльности;
— введение полной автономии линейных менеджеров, находящихся в контакте с потребителями, разрешение им организовывать работу по своему усмотрению, изменять технологии для удовлетворения запросов клиентов;
— управление помимо существующей иерархии;
— использование формальной и неформальной информационных сетей, объединяющих автономные элементы. [1, c. 109]
3. Стили управления. Характеристика управления по А.Файолю
Стиль управления является типичной манерой и способом поведения менеджера. Выделяется несколько классификаций стилей менеджмента.
Стили могут классифицироваться по ряду критериев.
1. Критерии участия исполнителей в управлении представлены:
— авторитарным (единолично менеджером приказывается и решается – сотрудниками – исполняются решения);
— сопричастным (сотрудники участвуют в определённой мере в принятии решений);
— автономным (менеджером играется сдерживающая роль – сотрудники решают сами, чаще всего большинством).
2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления представлена:
— управлением через инновацию (разработка инновации является руководящим заданием);
— управлением при помощи задания цели (на каждом иерархическом уровне происходит задание целей, существует свобода в методе ее достижения, которая ограничена сметой и контролем);
3. Критерий преимущественной ориентации представлен.
— слабым управлением – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача минимальна;
— управлением по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;
— клубным управлением – присуща дружеская атмосфера, но пренебрегается решением задач;
— управлением по среднему пути – происходит достижение компромисса между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда;
— сильным управлением — идеальный стиль.
Характеристика руководителей по А. Файолю;
— Здоровье и физическая выносливость;
— Ум и умственная работоспособность;
— Нравственные качества: воля, активность, энергия, мужество ответственности, чувство долга, забота об общем интересе;
— Административные способности: умение строить социальный организм, распорядительность;
— Значительный круг общих познаний;
— Общее значение со всем, что имеет отношение к существенным функциям бизнеса;
— Возможна более глубокая компетентность в характерных для данного предприятия профессиях.
На рис.1.1. представлена модель Блейка – Мутона, которая включает в себя 5 коренных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т.е. 81 вариант стиля управления. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.
Пункт 1.1. представлен нищетой управления (примитивным руководством). Со стороны руководителя нужно лишь минимальное усилие, чтобы добиться подобного качества работы, которое позволит избежать увольнения.
Эта позиция характеризует тип руководителя, что достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так же и к самому процессу производства.
Рис.1.1. Модель Блейка – Мутона [11, c. 167]
Пункт 1.9. представлен клубным управлением (социальным руководством). Руководитель сосредоточен на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, что уделяют особое внимание потребностям и нуждам своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства.
Пункт 9.1. представлен авторитетом – подчинением. Руководитель крайне заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна именно для менеджеров, что во главу угла ставят заботу о производстве и ими почти не реализуется никакая социальная деятельность.
Пункт 5.5. представлен организацией (производственно-социальным управлением). Руководителем достигается приемлемое качество выполнения заданий, находится баланс эффективности и хорошего морального настроя. Этой позицией характеризуется тип руководителя, умело сочетающий заботу о людях с заботой о производстве.
Пункт 9.9. представлен командой. Из-за усиленного внимания к подчиненным и эффективности, руководителю удается добиваться того, что происходит сознательное приобщение подчиненных к целям организации. Что позволяет обеспечить и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует тип руководителя, одинаково бережно относящийся как к людям, так же и к возглавляемому им производству.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, у подобного руководителя сочетается в себе высокая степень внимания к своим подчиненным и подобное же внимание к производительности. Ими также было осознано, что существует множество видов деятельности, где трудно однозначно и четко выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям помогает всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, увеличивая эффективность своей работы. [11, c. 174]
Успех стиля управления можно оценивать по критериям представленным:
– воздействием на прибыль и издержки;
– реализацией задач при разработке продукции;
– реализацией задач организации;
– реализацией задач в управлении персоналом (продолжительностью отсутствия, удовлетворенностью работой, готовностью к перемене работы, чувством собственного достоинства, творческими качествами, инициативностью, готовностью к учебе).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать факторы, представленные:
— личными качествами (представлениями о самосознание, ценностях, коренной позицией, отношением к риску, ролью личных мотивов, авторитетов, творческого и производственного потенциала, уровня образования);
— зависимостью от предстоящих задач (содержанием творческих или новаторских элементов, степенью сформулированности, наличием опыта их решения, происходит их решение планово или как внезапно возникающих, обязаны ли выполняться индивидуально или в группе, давлением сроков);
— организационными условиями (степенью жесткости оргструктуры, децентрализованным и централизованным решением задач, количеством инстанций принятия решения, четкостью путей связи и информации, степенью контроля);
— условиями окружающей среды (степенью стабильности, условиями материального обеспечения, социальной безопасностью, господствующими общественными ценностями и структурами). [2, с. 213]
Способ реализации поставленных задач можно характеризовать как стиль руководства. Выделяют три ставших классическими стиля руководства, что в 30-е гг. ХХ в. были предложены Курт Левин. Они представлены:
авторитарным, или директивным;
демократическим, или коллегиальным;
либеральным, или попустительским.
Авторитарный стиль основывается на предположении, что все люди по природе ленивы, не любят брать на себя ответственность, и управление ими должно основываться на деньгах, угрозах и наказании. Ему характерна высокая централизация руководства; единоначалие в принятии решений; жесткий контроль за деятельностью подчиненных. Сотрудники являются исполнителями приказов, причем они получают минимум информации. Авторитарный руководитель отказывается от услуг экспертов, мнений подчиненных, не обсуждает свои решения, стремится избежать ситуаций, где он не компетентен.
Методы руководства представлены: распоряжениями, приказами, выговорами, замечаниями, угрозами, лишениями льгот. Общение с сотрудниками характеризуется использование четкого языка, неприветливого тона, резкости, нетактичности; возможна грубость. Интересы дела выше интересов людей.
Демократический стиль характерен стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между подчиненным и руководителем. Руководителем обсуждаются с сотрудниками и заместителями наиболее важные производственные проблемы, стимулируется их инициатива, информируется коллектив. Общение вежливое и доброжелательное. Создается благоприятный психологический климат. [5, с. 98]
Для либерального стиля характерна минимальная степень участия руководителя в управлении коллективом. Таким руководителем пускается дело на самотек, он действует от случая к случаю или когда оказывают давление “сверху” или “снизу”. Руководитель предпочитает не рисковать, отойти от выполнения проблематичного дела, переложить свои функции и ответственность на других. Никогда не критикует начальство.
Подчиненные предоставлены сами себе, их работа контролируется редко. Общение с подчиненными руководитель ведется конфиденциальным тоном, характерны уговоры и налаживание личных контактов. Критику терпит, соглашается, но ничего не предпринимает. Такой стиль руководства может быть оптимальным только при некоторых обстоятельствах: в творческих коллективах, либо когда есть неформальный лидер, который фактически управляет коллективом.
Если говорить о то, стиле, по мнению большинства зарубежных специалистов, эффективным стилем управления является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны черты, представленные:
1) постоянными совещаниями руководителя с подчиненными;
2) открытостью в отношениях между руководителем и подчиненными;
3) вовлеченностью подчиненных в разработку и принятие организационных преобразований;
4) делегированием руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;
5) участием рядовых работников как в планировании, так же и в совершении организационных преобразований;
6) созданием особых групповых структур, которые наделены правом самостоятельного принятия решений;
7) предоставлением работнику автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.
Заключение
Стиль управления является типичной манерой и способом поведения менеджера.
Успех стиля управления можно оценивать по критериям представленным:
– воздействием на прибыль и издержки;
– реализацией задач при разработке продукции;
– реализацией задач организации;
– реализацией задач в управлении персоналом (продолжительностью отсутствия, удовлетворенностью работой, готовностью к перемене работы, чувством собственного достоинства, творческими качествами, инициативностью, готовностью к учебе).
Черты личности идеального руководителя представлены:
Стилем мышления – умением мыслить перспективно, проблемно, нешаблонно, системно, оперативно и т.д.
Умением совершать деловое общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так же и партнера по общению.
Достоинством и высокой ответственностью во всех делах.
Высокой работоспособностью, регулярным стремлением быть лучшим и делать все лучшим образом.
Умением организовать работу коллектива чтобы достичь поставленные цели.
В итоге, важно заметить, что как универсальный «правильный» стиль руководства выделить невозможно: в различных ситуациях необходим различный подход. «Руководитель, что хочет работать как можно эффективнее, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства. Он обязан научиться пользоваться разными методами и стилями влияния на людей и выбирать наиболее эффективные именно для конкретной ситуации. Руководитель обязан уметь вести себя гибко в зависимости от требования реальности». Трудно выработать стиль деятельности, способный удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может привести к радикальному изменению его отношения к производственным ситуациям. При понимании возможного многообразия причин и способов управления, одновременного и ясного гибкого видения проблем, возможно сделать руководителя свободнее, а его деятельность успешнее. Но независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые высокие достижения; он же дает им свободу и возможность именно для дальнейшего роста. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные дела в некотором, свойственном только ему стиле работы.
Список использованной литературы
В современных организациях должен существовать баланс власти, так как подчиненные тоже обладают властью над руководителями.
Руководители зависят от подчиненных в таких вопросах, как предоставление достоверной и своевременной информации, качественное выполнение заданий, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чья поддержка необходима руководителю, способность влиять на своих коллег, сотрудничество.
Поскольку подчиненные тоже обладают властью, руководители не должны злоупотреблять своей властью, ибо подчиненные могут в ответ продемонстрировать свою власть. Подчиненные не должны переживать чувство безысходности, ненужности, полной зависимости от воли руководителя, так как это ведет к сопротивлению, непокорности, разрушает благоприятный климат в коллективе, снижает эффективность организации.
Эффективный руководитель старается поддерживать баланс власти,
а свою власть никогда не будет осуществлять в жесткой, приказной,
ожидающей подчинения манере. Лидер может влиять на поведение других
людей без опоры на силу и принуждение.
Поэтому в современных условиях эффективное лидерство – это высокая чувствительность к потребностям последователей, которая gроявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. В управленческой литературе выделяются следующие основные типы лидерства:
- «Соверен» или «патриархальный повелитель». Образ строгого, но любимого отца-лидера, способного подавить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе.
- «Вожак». В нем люди видят исполнение своих желаний, соответствующих определенным групповым стандартам.
- «Организатор». Он выступает как объединяющая сила, поэтому его уважают. Его роль состоит в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные. Такой лидер оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Организатор склонен поощрять, а если, и приходится выражать свое неодобрение, то делает он это, не ущемляя достоинство других, в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
- «Творец» привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решения проблем, которые могут казаться неразрешимыми или опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению, ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей.
- «Борец» – это волевой, уверенный в своих силах человек, первым идет на встречу с опасностью и неизвестностью. Готов отстаивать то, во что верит, не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать свои действия и все предусмотреть.
- «Дипломат» опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Он предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников, позволяет открыто говорить о том, что всем давно известно, чтобы отвлечь внимание от не афишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко компенсирует умение руководить более достойными способами.
- «Утешитель». К нему тянутся, потому что он готов поддержать в трудную минуту, относится к другим доброжелательно и с уважением. Он вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
- «Соблазнитель» становится лидером, играя на слабостях других. Он выполняет магическую роль, давая выход подавляемым эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают его недостатков.
- «Герой» жертвует собой ради других. В нем видят стандарт справедливости.
- «Кумир» влечет, притягивает, заряжает положительной энергией окружение, его любят и идеализируют.
Наиболее эффективным для работы группы и организации будет та ситуация, когда менеджеру удастся совместить в своей деятельности функции и качества лидера и менеджера. В этом случае можно говорить о лидере организации.
Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения.
Проблема личности менеджера была и остается предметом пристального внимания ученых и руководителей-практиков, создано немало теорий личности.
организационных задач, а как лидер он использует силу личностного
влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет
больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто
менеджер или неформальный лидер, не имеющий статусной власти.
Не каждый менеджер и не каждый лидер являются лидером
организации.