Автор руководства по воспитанию детей до школы материнская школа

Верны ли определения?
А) Проблемно-игровые технологии – технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей
В) Гуманизация образования – ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А — да, В — да
 А — да, В — нет
 А — нет, В — да
 А — нет, В — нет
Верны ли определения?
А) Проблемные ситуации возникают тогда, когда после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение
В) Проблемные ситуации возникают тогда, когда для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т.е. выполнить некоторые умственные операции
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А — да, В — да
 А — да, В — нет
 А — нет, В — да
 А — нет, В — нет
Верны ли определения?
А) Связь методики формирования элементарных математических представлений с анатомией и физиологией детского организма прослеживается в рациональном построении процесса обучения
В) В настоящее время в теории и методике математического развития дошкольников наблюдается тенденция к расширению содержания предматематической подготовки детей за счет включения логического, экологического и других компонентов
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А — да, В — да
 А — да, В — нет
 А — нет, В — да
 А — нет, В — нет
Верны ли определения?
А) Согласно монографическому методу, обучение строится по десятичным концентрам, при этом в пределах каждого концентра изучаются не отдельные числа, а счет и действия
В) В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий: занятия в форме дидактических игр; занятия в форме дидактических упражнений; занятия в форме дидактических упражнений и игр
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А — нет, В — да
 А — да, В — нет
 А — да, В — да
 А — нет, В — нет
Верны ли утверждения?
А) Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется
в результате развития ребенка и приобретения им знаний в повседневной жизни
В) Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется
в процессе специальных занятий, направленных на формирование математических представлений
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А — да, В — да
 А — да, В — нет
 А — нет, В — да
 А — нет, В — нет
_ – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия
 (*ответ*) Умения
 Знания
 Навыки
 Опыт
_ в руководстве по воспитанию детей до школы «Материнская школа» в программу по арифметике и основам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков (для 4—6-летних детей), различение чисел, определение большего и меньшего из них, сравнение предметов по выбору, геометрических фигур, изучение общеупотребляемых мер измерения (дюйм, пядь, шаг, фунт)
 (*ответ*) Я. А. Коменский
 И. Г. Песталоцци
 К. Д. Ушинский
 Л. Н. Толстой

Выпускная квалификационная работа на тему: « МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА» Я.А. КОМЕНСКОГО – ПЕРВЫЙ ИСТОЧНИК ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » Выполнил: студент заочного отделения направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование» Савицкая Людмила Владимировна Научный руководитель: д-р. пед. наук, проф. Чмелева Елена Викторовна   Научный консультант: канд. пед. наук, доц. Чепикова Л.В. .

Выпускная квалификационная работа

на тему: « МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА»

Я.А. КОМЕНСКОГО – ПЕРВЫЙ ИСТОЧНИК ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »

Выполнил:

студент заочного отделения

направление подготовки 44.03.02

«Психолого-педагогическое образование»

профиль «Дошкольное образование»

Савицкая Людмила Владимировна

Научный руководитель:

д-р. пед. наук, проф. Чмелева Елена Викторовна

  Научный консультант:

канд. пед. наук, доц. Чепикова Л.В.

.

Объект исследования – «Материнская школа» Я.А. Коменского. Предмет исследования – методика воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского. Цель исследования – проанализировать «Материнскую школу» Я.А. Коменского как первый источник по методикам дошкольного образования.

Объект исследования – «Материнская школа»

Я.А. Коменского.

Предмет исследования – методика воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского.

Цель исследования – проанализировать «Материнскую школу» Я.А. Коменского как первый источник по методикам дошкольного образования.

Задачи исследования 1) рассмотреть социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского; 2) охарактеризовать педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников; 3) определить принципы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского; 4) выявить методы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского; 5) охарактеризовать игру и труд как средства всестороннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста; 6) определить методическое и педагогическое значение идей дошкольного образования Я.А. Коменского для современной дошкольной педагогики.

Задачи исследования

1) рассмотреть социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского;

2) охарактеризовать педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников;

3) определить принципы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского;

4) выявить методы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского;

5) охарактеризовать игру и труд как средства всестороннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

6) определить методическое и педагогическое значение идей дошкольного образования Я.А. Коменского для современной дошкольной педагогики.

Глава I. Теоретические основы  «Материнской школы» Я.А. Коменского 1.1. Социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского  На развитие педагогической теории Я.А. Коменского оказали: – влияние исторических условий жизни, выразившиеся в сложной социально-политической ситуации (война), пережитом им горе от потери близких людей, жизни в лишениях и скитаниях;

Глава I. Теоретические основы

«Материнской школы» Я.А. Коменского

1.1. Социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского

На развитие педагогической теории Я.А. Коменского оказали:

– влияние исторических условий жизни, выразившиеся в сложной социально-политической ситуации (война), пережитом им горе от потери близких людей, жизни в лишениях и скитаниях;

Глава I. Теоретические основы  «Материнской школы» Я.А. Коменского  –  влияние окружение педагога в числе религиозных деятелей Общины чешских братьев, видных политикой и педагогов того времени (И.Г. Альштед, выдвигавший идею объединения всех герметических наук; И. Фишер, который привил педагогу глубокую любовь к изучению смысла Библии и идей хилиазма; И. Алтузий, повлиявший на взгляды чешского педагога учением о справедливом государстве; В. Ратке, отводившего ведущую роль родному языку, а не латыни, использованию наглядности при обучении).

Глава I. Теоретические основы

«Материнской школы» Я.А. Коменского

– влияние окружение педагога в числе религиозных деятелей Общины чешских братьев, видных политикой и педагогов того времени (И.Г. Альштед, выдвигавший идею объединения всех герметических наук; И. Фишер, который привил педагогу глубокую любовь к изучению смысла Библии и идей хилиазма; И. Алтузий, повлиявший на взгляды чешского педагога учением о справедливом государстве; В. Ратке, отводившего ведущую роль родному языку, а не латыни, использованию наглядности при обучении).

1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников   Сочинение «Материнская школа» имеет огромное значение для дошкольной педагогики. В данном произведении основное внимание уделено роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста. – воспитание детей не может быть самостоятельным процессом, должно осуществляться под чутким руководством родителей; – родители должны уделять повышенное внимание воспитанию и обучению дошкольников, т.к. это является первой ступенью подготовки их к взрослой жизни в обществе; – ранний возраст ребенка является наиболее важным для усвоения определённых знаний и навыков в семье, родители ответственны за развитие ребенка в этот возрастной период;

1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского

на роль семьи в воспитании дошкольников

Сочинение «Материнская школа» имеет огромное значение для дошкольной педагогики. В данном произведении основное внимание уделено роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

– воспитание детей не может быть самостоятельным процессом, должно осуществляться под чутким руководством родителей;

– родители должны уделять повышенное внимание воспитанию и обучению дошкольников, т.к. это является первой ступенью подготовки их к взрослой жизни в обществе;

– ранний возраст ребенка является наиболее важным для усвоения определённых знаний и навыков в семье, родители ответственны за развитие ребенка в этот возрастной период;

1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников  – родители должны упражнять детей не только в вере и благочестии, но и развивать у них изящные культурные навыки и предоставлять возможность обучаться свободным искусствам и всему, что может пригодиться в жизни; – внимательнее следить за поведением детей, быть снисходительнее к их поступкам и поощрять то, что приносит пользу их развитию; – родители должны уделять внимание всестороннему развитию личности ребёнка.

1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского

на роль семьи в воспитании дошкольников

– родители должны упражнять детей не только в вере и благочестии, но и развивать у них изящные культурные навыки и предоставлять возможность обучаться свободным искусствам и всему, что может пригодиться в жизни;

– внимательнее следить за поведением детей, быть снисходительнее к их поступкам и поощрять то, что приносит пользу их развитию;

– родители должны уделять внимание всестороннему развитию личности ребёнка.

1.3. Основные принципы семейного воспитания Принцип природосообразности – необходимости учета детей как части природы в процессе их воспитания и обучения; «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных способностей и сил ребенка. Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Принцип наглядности обучения – усвоение знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Принцип наглядности Я.А. Коменский считал золотым правилом обучения .

1.3. Основные принципы семейного воспитания

Принцип природосообразности – необходимости учета детей как части природы в процессе их воспитания и обучения; «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных способностей и сил ребенка.

Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.

Принцип наглядности обучения – усвоение знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.

Принцип наглядности Я.А. Коменский считал золотым правилом обучения .

1.3. Основные принципы семейного воспитания Принцип постепенности и систематичности знаний – последовательное изучение основ наук и систематичность знаний (обязательный принцип обучения по Я.А. Коменскому). Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками – «показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения».

1.3. Основные принципы семейного воспитания

Принцип постепенности и систематичности знаний – последовательное изучение основ наук и систематичность знаний (обязательный принцип обучения по Я.А. Коменскому).

Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками – «показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения».

« Материнская школа»: три цели воспитания детей дошкольного возраста 1) воспитание веры и благочестие 2) воспитание добрых нравов 3) обучение языкам и наукам

« Материнская школа»:

три цели воспитания

детей дошкольного возраста

1) воспитание веры и благочестие

2) воспитание добрых нравов

3) обучение языкам и наукам

    ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЕ»  Я.А. КОМЕНСКОГО  Методы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского:  убеждения (применятся в процессе объяснения детям новой информации); упражнения (благодаря длительному, систематическому повторению ребенком определенных действий, слов, фраз он обучается определенным навыкам и умениям, у него формируется мышление, речь); пример взрослых (личный пример родителей в воспитании детей); поощрения (обязательно должен использоваться в воспитании детей дошкольного возраста); наказания (метод нельзя рассматривать как обязательный; рекомендует прибегать к повышенному тону и увещеванию для того, чтобы ребенок не допускал проступков).

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЕ» Я.А. КОМЕНСКОГО

Методы воспитания дошкольников в

«Материнской школе» Я.А. Коменского:

  • убеждения (применятся в процессе объяснения детям новой информации);
  • упражнения (благодаря длительному, систематическому повторению ребенком определенных действий, слов, фраз он обучается определенным навыкам и умениям, у него формируется мышление, речь);
  • пример взрослых (личный пример родителей в воспитании детей);
  • поощрения (обязательно должен использоваться в воспитании детей дошкольного возраста);
  • наказания (метод нельзя рассматривать как обязательный; рекомендует прибегать к повышенному тону и увещеванию для того, чтобы ребенок не допускал проступков).

Я.А. Коменский подчеркивал важность игры в воспитании детей дошкольного возраста. Характер развлечений с детьми должен меняться с возрастом. Заслуживает глубокого внимания и уважения отношение Я.А. Коменского к трудовой деятельности детей. Следует отметить, что педагог имел ввиду труд, которой соразмерен детским силам, и тесно связан с игрой. «Материнская школа» отвечает многим психолого-педагогическим условиям дошкольного образования и воспитания, прописанным в ФГОС и современных образовательных программах.

Я.А. Коменский подчеркивал важность игры в воспитании детей дошкольного возраста. Характер развлечений с детьми должен меняться с возрастом.

Заслуживает глубокого внимания и уважения отношение Я.А. Коменского к трудовой деятельности детей. Следует отметить, что педагог имел ввиду труд, которой соразмерен детским силам, и тесно связан с игрой.

«Материнская школа» отвечает многим психолого-педагогическим условиям дошкольного образования и воспитания, прописанным в ФГОС и современных образовательных программах.

Я.А. Коменский заложил основы методов и принципов семейного воспитания, которые нашли широкое применение в современной дошкольной практике образования. Основные методы воспитания и приемы руководства игровой и трудовой деятельностью дошкольников, разработанные педагогом, нашли отражение в современных образовательных программах дошкольного воспитания.

Я.А. Коменский заложил основы методов и принципов семейного воспитания, которые нашли широкое применение в современной дошкольной практике образования.

Основные методы воспитания и приемы руководства игровой и трудовой деятельностью дошкольников, разработанные педагогом, нашли отражение в современных образовательных программах дошкольного воспитания.

 Идеи Я.А. Коменского были развиты позднее в трудах большого числа отечественных и зарубежных педагогов. Они нашли отражение в современной системе дошкольного воспитания в виде основополагающих принципов и методов воспитания, основ развивающего обучения.

Идеи Я.А. Коменского были развиты позднее в трудах большого числа отечественных и зарубежных педагогов. Они нашли отражение в современной системе дошкольного воспитания в виде основополагающих принципов и методов воспитания, основ развивающего обучения.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Ян Амос Коменский (1592 — 1670) 

Ян Амос Коменский — великий педагог, демократ, гуманист, самоотверженный борец за мир между людьми. Свою педагогику построил на основе прогрессивных сенсуалистических взглядов, демократических устремлений, передового педагогического опыта его времени. По мнению я.а.Коменского, улучшение мира возможно лишь путем равного для всех детей обоего пола образования и воспитания, вооружения подрастающего поколения реальными знаниями с помощью методов, облегчающих учение и делающих его радостным. В трудах педагога была впервые представлена развернутая система обучения от рождения до зрелости, заложены основы педагогики как самостоятельной области знаний. Фундаментальный труд ученого «Великая дидактика» содержит в себе дидактические принципы, до сих пор не утратившие своего значения. «Мир чувственных вещей в картинках» — первый в истории труд, посвященный дошкольному воспитанию, положивший начало самостоятельной разработке специфических проблем педагогики дошкольного детства. Руководство по воспитанию детей до школы – «Материнская школа» — это тщательно разработанная программа, методика воспитания и обучения маленьких детей.

Выдержки из глав книги «Материнская школа»:

Глава I. Так как дети являются драгоценнейшим даром божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью.

Для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни. Золото и серебро происходят из земного праха, дети – из самой нашей сущности. Следовательно, они часть нашей сущности, и их следует нам любить не меньше, чем самих себя. Серебро, золото, драгоценные камни не могут научить нас ничему иному, чему учат других творения, а именно – божественной мудрости, могуществу, благости. А дети нам даются как зерцало скромности,приветливости, доброты, согласия.

Глава II. Для каких целей бог дает детей и к чему следует стремиться при их воспитании.

Люди приучают собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других целей. Человек – более высокое создание, чем все эти животные- должен быть приведен к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать богу, образ которого он носит. Родители недостаточно выполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить,, украшаться одеждой, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нем следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке… Есть две стороны истинной небесной мудрости (к которой человек должен стремиться и которую у него должно развивать). Первая – ясное, истинное познание бога и всех его чудных дел. Вторая – умение осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей и будущей жизни. Должна быть твердо установлена троякая цель воспитания: 1. Вера и благочестие. 2. Добрые нравы. 3. Знание языков и наук. И все это именно в том порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. У кого в своем доме дети предаются этим трем упражнениям, у того – рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения…

Глава III. Юношество неизбежно нуждается в воспитании и в правильном обучении.

Никто не должен думать, что юношество само по себе и без усиленного труда может быть воспитано. Если материал для деревянной статуи необходимо срубить, расколоть, обскоблить, вырезать, отполировать..мало того, если сам человек нуждается в упражнениях, чтобы привыкнуть к еде, питью, беганию, к работе, — каким же образом может достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели мудрости и знания?..Именно поэтому бог возложил на родителей обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящееся к познанию бога…

Глава IV. В каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения.

Что касается нравов и добрых качеств, то дети должны отличаться следующими:

Умеренностью  — не переполняться пищей и питьем сверх необходимости;

Опрятностью  — соблюдать правила приличия при еде, в одежде и в попечении о теле;

Почтительностью к старшим – относиться с уважением к их действиям, словам, взглядам;

Предупредительностью – по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все;

Говорить правду – по учению Христа: что есть – то есть, чего нет – того нет;

Справедливостью – чтобы ничего чужого не брали, не прятали, не причиняли кому-либо вреда;

Благотворительностью – были приятными для других, были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми.

Приучать к труду – чтобы избегали ленивого досуга;

Не только говорить, но и молчать, где это необходимо: во время молитвы или когда говорят другие;

Приучать к терпению – чтобы не думали, что все должно являться к ним по их мановению, с раннего возраста постепенно должны приучаться обуздывать страсти;

Приучать к деликатности и готовности служить страшим;

Приучать к изяществу манер – чтобы умели приветствовать, благодарить за одолжение;

Держать себя с достоинством, во всем вести себя сдержанно и скромно;

Что касается свободных искусств — мы учимся одно – знать, другое – делать.третье – говорить.

Глава V. Каким образом должно развивать у детей здоровье и силу.

Первая забота родителей – оберегать здоровье детей. За здоровьем детей нужно следить с чрезвычайной тщательностью. Будет также полезным соблюдать упорядоченный образ жизни: несколько раз в день нужно ребенку ложиться спать и снова вставать, несколько раз кормить и развлекать игрой, так как это весьма полезно для здоровья и является основой порядка в будущем. И так как наша жизнь – огонь, а огонь немедленно гаснет, если не будет иметь притока воздуха и постоянного движения, то дети, по необходимости, должны иметь свои ежедневные упражнения и движения…Чем больше ребенок бегает, играет, тем лучше он спит, тем он становится сильным физически и духовно.

Глава VI. Каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях.

Молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево, таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии, пользуясь только научными средствами. Они следующие:

Постоянный образец добродетелей.

Своевременное и разумное наставление и упражнение.

Умеренная дисциплина.

Первое место должны занимать умеренность и воздержание, так как это основа здоровья и жизни и мать всех добродетелей.

Дети легко привыкнут почитать старших, если узнают, что старшие очень о них заботятся и внимательны к ним.

Благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека праздным, но постоянно занимать его трудами.

Качество терпения даже ребенок может отчасти приобрести, если не будет излишней изнеженности и чрезмерной снисходительности.

Глава VII. Как долго следует держать детей в материнской школе.

Как маленькие растения, выросшие из своих семян, пересаживают в огород, чтобы они лучше росли и приносили плоды, так и детей, воспитанных под покровом матери, укрепившихся умственно и физически, для лучшего роста нужно передавать на попечение учителей. Детей ранее шестилетнего возраста  я не советовал бы передавать преподавателям. Однако не следует понимать безусловно, как будто переход в школу непременно должен происходить только после исполнения шести лет. Сообразно со способностями ребенка, этот срок можно и продлить.

Глава VIII. Каким образом родители должны готовить своих детей к школе.

Во-первых, когда приближается время посылать детей в школу, разумные родители будут ободрять детей, точно наступает ярмарка или собирание винограда. Хорошо будет также разъяснить детям, какое это прекрасное дело посещать школу и учиться. Кроме того, родители должны будут внедрять детям любовь и доверие к будущим преподавателям. Родители должны устранить у детей всякий страх перед школой. Иногда нужно любовно упоминать об учителе, расхваливая его ученость и мудрость.

Джон Локк (1632 – 1704)

Джон Локк– выдающийся английский философ и просветитель, основоположник материалистического сенсуализма. В своем главном труде «Опыт о человеческом разуме» Локк подверг критике теорию «врожденных» идей, разработал учение о происхождении знаний из чувственного опыта. Душу новорожденного сравнивал с «чистой доской», которая заполняется представлениями, принципами в результате воздействия окружающего мира на органы внешних чувств. Джон Локк резко выступал против подавления личности, зубрежки, настаивал на сообщении детям реальных знаний. На первый план выдвинул вопросы физического воспитания, телесного и духовного закаливания детей с малых лет, подготовки их к жизни. Опровергнув врожденность морали, подчеркнув необходимость воспитания навыков поведения, привычек на основе положительных примеров и путем упражнений. Считал, что все люди наделены разумом и способностями, разница между ними зависит от условий жизни и воспитания. Но вместе с этим разграничивал воспитание детей трудящихся и буржуазии.

Мысли о воспитании.

Физическое здоровье. Первое, о чем следует заботиться, — это чтобы дети, ни зимою, ни летом, не одевались и не прикрывались слишком тепло. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду. Также советовал бы ежедневно обмывать ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и пропускала воду, когда случиться ступать в нее.

Воздух.Очень полезно проводить много времени на открытом воздухе.

Одежда. Платье вашего ребенка не должно делаться слишком тесным в груди, особенно в груди. Предоставим природе возможность формировать тело, как она считает лучшим.

Пища. Что касается пищи, то она должна быть совсем обыкновенной и простой, я бы советовал до трехлетнего возраста вовсе не давать ребенку мяса.

Сон. Из всего того, что похоже на баловство и изнеженность, ничего другого нельзя разрешать детям с большей снисходительностью, чем сон. Ничто в такой мере не способствует росту и здоровью детей, как сон.

Постель. Постель ребенка должна быть жесткой, и стеганое одеяло лучше перины: жесткое ложе укрепляет, тогда как перина расслабляет тело и является причиной слабости.

Капризы. Я бы посоветовал – приучать детей с самой колыбели подавлять свои желания и не руководствоваться своими влечениями. Кто ставит своей целью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те еще очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих родителей.

Правила. Прошу вас помнить, что детей не следует учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их все, что они должны уметь делать, усваивать путем необходимой практики, приурочивая эту практику к каждому подходящему случаю, а если возможно, сами создавайте эти случаи. Это будет порождать привычки, которые, раз установившись, будут действовать сами собой, легко,  без помощи со стороны памяти. Применяйте ласковые слова и мягкие уговоры, нежели резкие замечания.

Практика. Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и следить за тем, каковы их природные задатки, как их можно усовершенствовать. Природные дарования должны быть развиваемы до возможных пределов.

Рассуждение. Дети понимают рассуждения с того возраста, когда начинают говорить. Я думаю, что они способны воспринимать доводы касательно любого добродетельного чувства, которое нужно в них возбудить, и любого проступка, от которого их следует удержать. При этом нужно пользоваться только такими доводами, которые доступны их возрасту и уровню понимания. И положительные, и отрицательные стороны многих вещей будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений, которые им могут даваться по этому поводу.

Любознательность. Если начать с ранних лет приучать детей подавлять свои желания, эта полезная привычка сделает их дисциплинированными, по мере того, как они становятся взрослее, можно предоставлять им большую свободу в тех случаях, когда в них говорит разум, а не страсть.

Любопытство. С каким бы вопросом ребенок ни обратился, не следует обрывать или обескураживать его. Нужно объяснять ему все, что он желает знать, и делать это настолько понятным для него, насколько возможно при его возрасте и развитии. Ведь дети – путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают: поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение; пусть их вопросы иногда кажутся не очень серьезными – ответы нужно все-таки давать им серьезные. Склонность рассуждать о вещах – воспитание этой высшей и важнейшей способности нашей души заслуживает величайшей заботы и внимания с нашей стороны: правильное усовершенствование и упражнение нашего разума есть высшее совершенство, которого человек может достигнуть в этой жизни.

Принуждение. Вам нужно проследить, какой игрой больше всего увлекается ребенок, превратить игру в обязанность. Заставляйте его каждый день определенно количество часов играть, и притом не в виде наказания, а в качестве занятия, которое вменяется ему в обязанность. При таких обстоятельствах любимая игра ему надоест в несколько дней настолько. Что он предпочтет ей учебник или что-либо другое.

Игрушки. Ребенок должен получать в свое расположение только одну игрушку зараз, и только когда он ее возвратит, получать другую. Это приучает с ранних лет остерегаться утраты или порчи вещей, находящихся в их обладании, обилие игрушек делает их легкомысленными и беспечными и с самого начала приучает быть мотами и расточителями. Все игры и развлечения детей должны быть направлены к развитию в них хороших и полезных привычек; иначе они будут приводить к дурным. Все, что они делают в этом нежном возрасте, оставляет известный отпечаток. И отсюда они получают склонность к доброму или дурному; и ничего из того, ч то оказывает подобное влияние, не следует упускать без внимания.

Жан Жак Руссо (1712 — 1778)

Жан Жак Руссо – французский политический деятель. Философ. Просветитель, писатель, педагог. Жан Жак Руссо оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Призывал к свободе и общественной справедливости; разработал учение общественном строе, основанном на разуме и договорном начале, в котором не будет места крупной частной собственности и порокам, порожденным цивилизацией. В романах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании» были провозглашены принципы воспитания, пронизанные гуманизмом и демократизмом. Руссо считал, что воспитание должно быть естественным и природосообразным. Жан Жак Руссо выступал в защиту прав ребенка на свободное физическое и духовное развитие, настаивал на уважении его личности. Первый сформулировал требование развития самодеятельности ребенка, особое внимание уделил пробуждению детской любознательности, пытливости, стремления познавать предметы и явления. Руссо придавал большое значение сенсорному воспитанию – чувственный опыт как единственный достоверный источник познания. Будучи убежден, что независимость человека определяется тем, трудится он или нет, важное место в воспитании отводил труду, рассматривая его как средство и цель воспитания.

Выдержки из книги «Эмиль или  О воспитании»:

Человек, предоставленный от рождения самому себе среди других людей, будет наиболее изуродованным из всех. Предрассудки, авторитет, необходимость, пример, все социальные учреждения, в которые мы погружены, заглушат в нем природу, но ничего не поставят на ее место. Растения формируют культурой, людей воспитанием.

Думать только о сохранении своего ребенка; этого недостаточно:  надо научить его сохранять себя, став человеком, выносить удары судьбы, пренебрегать обилием и нищетой, жить, если понадобится, среди исландских львов или на горючих скалах Мальты. Принимайте какие угодно предосторожности, чтобы уберечь его от смерти, умереть ему все-таки придется….Не в том дело, чтобы помешать ему умереть, а в том, чтобы заставить его жить. Жить не значит дышать, это значит действовать; это значит пользоваться нашими органами, нашими чувствами, нашими способностями, всеми частями нас самих, дающими нам чувство нашего существования. Не тот человек всех больше жил, который насчитывает наибольшее число лет, а тот, который всех больше чувствовал жизнь.

Тот, кто не может выполнить обязанностей отца, не должен им делаться.

Воспитатель! О, какая возвышенная душа!…поистине, чтобы сделать человека, надо быть самому отцом или более чем человеком…

Воспитание человека начинается при его рождении: еще не умея говорить, еще не умея слушать, он уже учится. Опыт предшествует урокам. Соблюдая постепенность и медленность переходов, можно сделать взрослого и ребенка бесстрашным во всем.

Надо всегда помнить, что не противоречить детям и повиноваться им, совсем не одно и то же. Первые слезы детей – их просьбы: если не остеречься, они вскоре становятся приказаниями; они начинают с того, что заставляют себе помогать, а кончают тем, что заставляют себе служить. Так, из их собственной слабости, откуда вытекает сначала чувство зависимости, рождается позднее идея власти и господства, но эта идея вызывается не столько их потребностями, сколько нашими услугами; здесь начинают сказываться моральные действия, непосредственная причина которых не заключается в природе; отсюда уже видно, почему, начиная с этого раннего возраста, важно распознавать тайное намерение, диктующее жест или крик.

Первое правило. Нужно детям помогать, возмещать то, чего им не хватает по части рассудка или силы, во всем, что касается физических потребностей. Второе правило. Нужно, оказывая помощь, ограничиваться исключительно тем, что действительно полезно, ни в чем не потакая неосновательному желанию. Третье правило. Предоставлять детям больше истинной свободы и меньше власти: давать им больше действовать самим и меньше требовать от другого. Рано привыкая ограничивать свои желания своими силами, они будут мало чувствовать лишение того, что не окажется в их власти.

Обращайтесь с вашим воспитанником соответственно его возрасту. Прежде всего, поставьте его на принадлежащее ему место и умейте удержать его на нем, так чтобы он не пытался сойти с него. Тогда, еще не зная, что такое мудрость, он практически осуществит самый важный урок ее. Не приказывайте ему никогда ничего, абсолютно ничего. Не допускайте даже мысли, что вы претендуете на какую бы то ни было власть над ним. Пусть он знает только, что он слаб, а вы сильны; что в силу своего и вашего состояния, он по необходимости зависит от вас…

Детский каприз никогда не бывает делом природы, но всегда результатом плохой дисциплины…

Учите ребенка говорить связно, ясно, хорошо выговаривать, произносить точно, знать и соблюдать грамматическое и прозодическое ударение, говорить всегда достаточно громко, но никогда громче, чем нужно.

Для каждого возраста, каждого состояния жизни есть свое совершенство, род зрелости, ему свойственной. Часто говорят о сложившемся человеке; но рассмотрим сложившегося ребенка: это зрелище будет более новым для нас и ,может быть, не менее приятным… Его фигура, осанка, манеры свидетельствуют об уверенности и довольстве; лицо пышет здоровьем; твердые шаги придают ему выражение силы… В его быстрых, но верных движениях живость возраста, твердость независимости, опыт многочисленных упражнений. Вид его открытый и свободный, но не заносчивый и не спесивый; его лицо, которое не приковывают к книгам, не смотрит понуро; нет нужды говорить ему: поднимите голову; ни стыд, ни страх никогда не заставляли его опускать ее. Дадим ему место в нашей компании: господа, экзаменуйте его, спрашивайте его вполне свободно…

Любят предсказывать хорошую судьбу детям и всегда досадуют на поток глупостей, который почти всякий раз опрокидывает надежды, основанные на каком-нибудь удачном заявлении, случайно подвернувшемся им на язык. Если мой воспитанник редко подает повод к таким надеждам, то никогда не подает повод к досаде; так как не говорит бесполезных слов и не истощается в болтовне, зная, что ее не станут слушать. Идеи его ограничены, но точны; если он ничего не знает наизусть, то знает много по опыту; если он не так хорошо, как другой ребенок, читает наши книги, то лучше него читает книгу природы; ум его не на языке, а в голове; у него больше рассудка, чем памяти; он говорит только на одном языке, но понимает то, что говорит; и если речь его не так красна, как у других, то поступки лучше.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827)

Иоганн Генрих Песталоцци – выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист. Большой заслугой Песталоцци является создание теории элементарного образования, которая предусматривала гармоническое развитие всех сил и способностей человека. Воспитание, по его мнению, должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с законами развития ребенка. Песталоцци разработал методику начального обучения детей речи, счету и измерению. Создатель «учреждения для бедных», приюта для сирот. Воспитательные учреждения стремился построить по типу семьи, на любви учителя к детям. По его мнению, задача воспитания – вести ребенка к пониманию окружающей жизни, к любви и деятельности. Выдвинул прогрессивное требование организовать жизнь детей на основе их самодеятельности. «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить» — книги Песталоцци. Считая нравственное воспитание ядром гармонического воспитания, Песталоцци подчеркнул необходимость разработки, постепенно усложняющихся с возрастом упражнений в нравственных поступках, нравственном поведении.

Выдержки из Дневника Песталоцци о воспитании сына.

Всякое подавление свободы вызывает сопротивление в душе ребенка. Опыт показывает, что дети, особенно сдерживаемые, компенсировали подавление свободы воли необузданностью.

Невозможно обуздывать волю ребенка, не возбуждая различные страсти. Свобода, соединенная с мудростью, воспитывает зоркий глаз и чуткое ухо.

Свобода вливает покой, хладнокровие и радость в сердце ребенка. Предпосылкой этой полной свободы является такое руководство, которое делает ребенка целиком зависимым от природы вещей, но только от нее, а не от произвола человека.

Пусть ребенок видит и слышит и делает открытия, пусть он падает и подымается и ошибается. Никаких слов, где возможны действия и поступки. Пускай он сам делает то, что он сам может делать. Ты увидишь, что природа лучше учит его, чем люди. Но когда ты находишь, что его надо приучить к послушанию, то приготовься тщательно сам к тому, чтобы воспитать его для исполнения этого трудного долга в условиях свободного воспитания.Старайся овладеть душой твоего ребенка, постарайся стать ему необходимым. У него не должно быть более приятного, более живого товарища, чем ты, и никого, кого бы он хотел больше видеть около себя, когда ему хочется веселья. Ребенок должен доверять тебе…

Когда вам нужно приказывать, то ждите, если можете, повода, когда природа вещей сделает ощутительной ошибку ребенка и когда он уже подготовлен благодаря последствиям своей ошибки к естественному восприятию необходимости приказания. Например, когда я хочу отучить ребенка от неприятной привычки трогать все предметы, я иду следующим путем. Я ставлю на стол два сосуда: один с холодной водой, другой с кипятком. Я мою руки в сосуде с холодной водой, а другой сосуд ставлю так, чтобы ребенок наверняка попытался дотронуться и обжег бы руку. «Не надо трогать того, что тебе незнакомо», — это все, что я говорю, когда смазываю ему ожог маслом.

Пусть долг и послушание станут для ребенка радостью! Не проявляй слишком большой поспешности в отношении многознайства нашего века. При пользовании радостями свободы ты должен иметь под рукой работу, имеющую для ребенка самые приятные и увлекательные стороны. Тщательно наблюдай, не перегружай, — вперед, к радостному труду! Выбирай из всех человеческих знаний самое легкое, обладающее наибольшей привлекательностью для детей, чтобы приучить ребенка к работе, требующей от него определенной усидчивости.

«Материнская школа» Каменского

«Материнская школа», очередной раз
убеждаешься, что это классика мировой
педагогики. Книга, написанная почти 400
лет назад, поражает своей актуальностью,
злободневностью, раскрывает проблемы
воспитания дошкольников, отношения
между детьми и родителями, указывает
пути решения этих проблем. Каждая строчка
книги дышит нежнейшей любовью и заботой
о детях, желанием помочь родителям в
трудном, важном и благородном деле —
воспитании детей.

Ян Коменский пишет, что «дети бесценное
сокровище…» и как счастливы те, кому
Бог даровал детей, «для родителей, дети
должны быть милее и дороже, чем золото
и серебро, жемчуг и драгоценные камни…»,»…
золото и серебро — вещи, ненадежные и
скоро проходящие, а дети бессмертное
наследие», «происходят… дети — из самой
нашей сущности» и родители «иногда за
их спасение готовы пожертвовать своей
собственной жизнью».

Великий педагог сравнивает детей с
ангелами:»… у кого дома есть дети, тот
может быть уверен, что в доме присутствуют
ангелы; всякий, кто обнимает руками
маленьких детей, пусть не сомневается,
что обнимает ангелов».

«Золото, серебро, драгоценные камни не
могут научить нас ничему, чему нас учат
другие творения, а именно — божественной
мудрости, благости. А дети нам даются
как зеркало скромности, приветливости,
доброты, согласия и других христианских
добродетелей».

По мнению Ян Коменского, родители должны
прилагать максимум старания для
правильного воспитания своих творений.
«Человек — высокое создание — должен
быть приведен к самым высоким целям и
добродетелям». Родители часто заблуждаются,
видя исполнение родительского долга в
обучении детей: есть, пить, ходить,
говорить, украшаться одеждами.

Коменский говорит, что о теле, здоровье
нужно заботиться для того, чтобы оно
стало достойным вместилищем для
нравственности, развитого ума, и было
освещено блеском истинной мудрости.

В книге «Материнская
школа» он фактически ставит перед
родителями задачу — разностороннее
воспитание детей. На своем жизненном
пути дети могут сталкиваться «с различными
случайностями», и родители должны учить
детей «осторожно и разумно управлять
самим собой и всеми внешними и внутренними
своими действиями, касающимися настоящей
жизни». Предназначение родителей —
заботиться о детях, давать им возможность
приобретать «изящные культурные навыки
и обучаться всему, необходимому для
жизни…».

Ян Коменский выделяет
«троякую» цель воспитания: вера и
благочестие; добрые нравы; знание языков
и наук. И все это в таком порядке,
подчеркивает он, а не наоборот. «У кого
в своем доме дети предаются трем
упражнениям, у того — рай, где сеются,
орошаются, зеленеют и цветут небесные
растения; у того — храм святого духа, в
котором он создает и совершенствует
сосуды милосердия, орудия славы, чтобы
в них все более и более блистали лучи
мудрости и благости; как счастливы в
таком раю родители!»

В своей книге педагог-новатор подчеркивает
необходимость обучения и воспитания
детей в противовес теориям, которые
говорят, что ребенок должен и может
самостоятельно обучаться всему. Нельзя
никому думать, говорит он, что юношество
само по себе, без усилий и труда, может
быть воспитано в благочестии, добродетели
и науках. Если ребенок нуждался в том,
чтобы его научили кушать, пить, бегать,
разговаривать и др., то каким образом
ему без труда, само по себе может
«достаться обладание более высокими и
более удаленными от внешних чувств
качествами веры, добродетели, мудрости
и знания»? Конечно, это «совершенно
невозможно».

Родители являются для детей первыми
учителями-наставниками, на них возложена
«обязанность с величайшей старательностью
внедрять в самый нежный ум и искусно
внушать ему относящиеся к познанию»
знания «и говорить об этом детям, дома
ли они или гуляют на дороге, ложатся ли
спать или встают».

«Но так как часто родители, — пишет Ян
Коменский, — или не способны воспитывать
детей, или вследствие занятий служебными
или семейными делами не имеют времени
на это, а другие даже относятся к этому
с пренебрежением, то, по мудрому и
спасительному решению, издревле было
установлено, что в каждом государстве
образование юношества вместе с правом
наказания поручалось мужам мудрым,
благочестивым, почтенным».

Педагоги, наставники, учителя воспитывали
и обучали детей в специальных местах,
которые назывались коллегиями, школами,
гимназиями, т.е. местах отдыха и
литературных развлечений. Само название
этих учреждений «указывало на то, что
дело обучения и учения само по себе и
по своей природе приятно и сладко и
представляет собой чистую игру и забаву
для духа».

Однако, как пишет мыслитель-гуманист,
со временем обучение детей «отклонилось
безмерно далеко от первоначального
своего приятного характера» и стало
«местом тяжелой работы и мучения»,
особенно и некоторых случаях, когда
«юношество вверялось людям глупым,
совершенно чуждым благочестия и мудрости,
от безделия ослабевшим, низким, подававшим
самый дурной пример». Такие учителя,
совершенно незнакомые с «настоящими»
методами воспитания, желали все «вдолбить
силою» и страшно мучили учеников. И хотя
реформой удалось кое-что исправить,
однако «нечто сохранилось и до нашего
времени».

Далее Коменский говорит о том, что
ребенку гораздо легче привить хорошие
манеры, нравственность в юные годы, чем
потом его перевоспитывать, ведь «по
природе обыкновенно бывает так, что
каким что-либо стало образовываться с
самого начала, таким остается и в старости
приносит те же самые плоды, семена
которых получило в молодости». С этим
согласна и известная пословица: «Занятия
молодости — наслаждение старости». И
потому родители не должны откладывать
воспитание и образование своих детей
на более позднее время, на учителей,
«так как невозможно уже выросшее кривое
дерево сделать прямым». Они должны сами
«изучить способы обращения со своими
сокровищами., чтобы под их собственным
руководством дети начинали возрастать
в мудрости и любви к людям».

По мнению Ян Коменского, в первые шесть
лет жизни детей родители должны научить
их следующему:

— умеренности — дети должны есть и
пить «сообразно с требованиями природы;
не объедаться и не переполняться пищей
и питьем сверх необходимости»;

— опрятности — где бы ни находился
ребенок, он должен «соблюдать приличия
при еде, в одежде и в попечении о теле»;

— почтительности — с уважением
относиться к старшим, словам, действиям;

— предупредительности — «чтобы они
по знаку и слову старших готовы были
немедленно выполнить все»;

— говорить правду — «что есть-то есть,
чего нет — того нет. Пусть же никогда не
приучают лгать и говорить не то, что
есть, серьезно или в шутку»;

— справедливости — «чтобы они не
касались ничего чужого, не трогали, не
брали тайно, не прятали и не причиняли
кому-либо вреда»;

— благотворительности — чтобы дети
были «приятными для других, чтобы они
были щедрыми, а не скупыми и не
завистливыми»;

— трудолюбию — «чтобы они привыкли
избегать ленивого досуга»;

— молчанию — должны уметь не только
говорить, но и молчать, «где это необходимо:
когда говорят другие»;

— терпению — «чтобы они не думали, что
все должно являться к ним по их мановению;
с раннего возраста постепенно они должны
приучаться обуздывать страсти»;

— деликатности (гуманности) и готовности
служить старшим — такое воспитание
«является особенным украшением юношества,
то будет уместным, чтобы и к этому также
приучались они с детства»;

— изяществу манер — проявлять к каждому
«деликатность, уметь приветствовать,
подавать руку, благодарить за одолжение
и прочее»;

— держать себя с достоинством — «во
всем вести себя сдержанно и скромно».

Коменский провозглашал принцип умеренной
и разумной дисциплины, предлагая
воздействовать на детей личным примером,
разумными наставлениями, увещеваниями,
порицаниями. Физические наказания он
считал возможным применять лишь в самых
крайних случаях.

С нравственным воспитанием у Коменского
тесно связывалось трудовое, которое
предусматривало не только формирование
трудовых навыков, соответствующих
данному возрасту, но и воспитание любви
и привычки к труду.

Коменский рассматривал
дошкольное детство как период подготовки
к дальнейшему систематическому обучению
в школе. Он считал, что материнская школа
призвана способствовать накоплению
детьми конкретных представлений, и
детально очертил весьма обширный круг
элементарных знаний об окружающем мире,
которыми должен овладеть ребенок
дошкольного возраста.

Так, в
области естествознания
к 7-му году ребенок должен знать, что
такое огонь, воздух, вода и земля, дождь,
снег, лед, свинец, железо и пр., различать
солнце, луну, звезды, знать, когда дни
длинные и когда короткие. В
области математики
ребенок должен научиться считать до
20. Должен разбератся что значит: «длинный»,
«короткий», «широкий», «узкий», знать
основные фигуры — круг, квадрат, крест,
основные меры длины и объема — шаг,
локоть, четверть. Географические
познания включали
понимание того, что такое город, деревня,
поле, сад, знание названия своего села
или города. Кроме того, следовало знать
времена года, понимать термины «час»,
«день», «неделя», «месяц», «год».

Советуя матерям
развивать память и мышление детей,
Коменский рекомендовал в доступной
форме знакомить их с началами истории,
экономики, политики, общественными
отношениями. Он советовал не только
воздействовать на память ребенка, но и
главным образом развивать у него
осмысленное восприятие и понимание
явлений окружающего мира.

В своей книге выдающийся
педагог впервые поднимает вопрос о
безопасности ребенка. В первую очередь
женщина должна начинать заботиться о
здоровье своего ребенка, когда он
находится в утробе матери. Он говорит
о необходимости сосредоточенно-возвышенного
и осторожного отношения беременной
женщины к себе и своему будущему ребенку,
отношения, призванного способствовать
рождению здорового потомства. Заботясь
о здоровье ребенка, женщина, носящая
его в своем чреве, должна заботиться о
себе, чтобы «как-нибудь не навредить
ребенку». Женщина, по мнению Коменского,
должна соблюдать воздержанность и
умеренность, чтобы объеданием и опьянением
или несвоевременным постом, очищениями,
кровопусканиями, простудами и пр. не
изнурять себя и не подрывать своих сил
или чтобы не губить и не ослаблять своего
ребенка.

Женщина должна быть очень осторожной,
чтобы не поскользнуться, не споткнуться,
не натолкнуться на что-либо или удариться
обо что-либо, или «даже неосторожно
ступать, так как весьма легко всем этим
повредить слабого и еще не окрепшего
во чреве ребенка».

Далее Коменский говорит о том, что
беременная женщина должна строго
воздерживаться от всяких волнений,
«чтобы не предаваться внезапному страху,
не слишком сердиться, не мучиться, не
терзаться и прочему». На рождение
здорового ребенка, пишет Коменский,
влияют и внешние действия матери. Женщина
не должна ослаблять себя излишним сном,
валяясь в постели, «вялостью и бездельем»,
занимаясь делами и выполнением работ,
она должна быть бодрой, по возможности
быстрой и веселой, «ведь какою она бывает
тогда сама, такого характера она родит
ребенка».

Большое внимание в книге Коменского
уделено детскому питанию, вскармливанию
ребенка. Он предлагает обратить особое
внимание на то, чтобы мать вскармливала
своего младенца сама, своим грудным
молоком, «сама была его кормилицей» и
подвергает порицанию тех матерей,
которые «поручают это делать чужим
женщинам». Он сожалеет, «что это жестокое
отчуждение детей от их матерей и питание
чужим молоком кормилиц (если только не
вымывается это каким-нибудь неизбежным
случаем или слабостью матери), прежде
всего, противно… природе, во-вторых,
вредно для детей, в-третьих, гибельно
для самих матерей, в-четвертых, совершенно
не заслуживает уважении и достойно
сильнейшего порицания». Позже постепенно,
вместе с молоком матери, ребенка можно
приучать к другой пище, такой, которая
ему более близка и естественна. «Эта
пища должна быть мягкой, сладкой, легко
перевариваемой».

Обращаясь к родителям,
Коменский говорит о том, чтобы они не
давали без необходимости детям лекарства,
а также «горячего и острого». Когда дети
подрастут и их отнимут от груди, «их
нужно питать подобною пищей, приготавливая
ее, однако, в умеренном количестве, а
именно — хлебом, кашами, какими-либо
овощами, водою, легкими фруктовыми
напитками; так они будут расти, как
травка у текущей воды; нужно лишь
доставлять им умеренный сон, частые
игры, легкие движения».

За здоровьем детей, как считает Коменский,
нужно следить с величайшей тщательностью,
так как их небольшое тело хрупко, кости
мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни
один член еще не развился вполне и
совершенно. Нужна разумная
предусмотрительность в том, как ребенка
взять на руки, приподнять, носить,
положить, спеленать, качать в колыбели,
чтобы по неосторожности не повредить
ему, как бы он не упал из рук, не ушибся,
а оттуда, как бы не лишился слуха, не
стал хромым или увечным.

Дети взрослеют, начинают сидеть, стоять,
бегать, они подвижны и любознательны,
но еще слабы и неустойчивы, и окружающий
мир грозит им ссадинами, шишками,
царапинами. Чтобы обезопасить детей от
травм, чтобы они во время игр, забав «не
ударялись обо что-либо, нужны маленькие
кресла, повязки на коленях, колясочки».
По мнению Коменского, в это время
целесообразно повязывать голову детей
шапочкой, наподобие подушки, набитой
ватой, чтобы, упав, дети не так легко
могли повредить голову. Эта предохранительная
мера может быть применена и к другим
частям тела.

Далее он говорит о том, что детей всегда
нужно одевать по сезону и соответственно
погоде, «от холода и простуды их будет
защищать соответствующая одежда и
теплое жилище». Родители должны постоянно
заботиться о том, чтобы слабое, нежное
здоровье детей «не потерпело ущерба от
ушибов или от чрезмерного жара и холода,
от обилия пищи или питья или от голода
и жажды», нужно во всем соблюдать
умеренность.

Говоря о том, что ребенок должен вести
«упорядоченный образ жизни», педагог
впервые пишет о соблюдении режима дня.
Родители должны следить за тем, чтобы
ребенок несколько раз в день ложился
спать и снова вставал, нужно несколько
раз в день кормить ребенка, развлекать
игрой. Соблюдение режима «весьма полезно»
и со временем станет основой порядка.

Коменский пишет, что наша жизнь — огонь,
а огонь требует воздуха и движения. Так
и дети для полноценного развития требуют
ежедневных упражнений и движения. Чем
больше ребенок занят делами, чем больше
ребенок что-либо делает, бегает, играет,
тем быстрее он развивается, «тем лучше
он спит, тем легче варит его желудок,
тем быстрее он растет, тем он становится
сильнее физически и духовно».

Занимаясь с детьми разными физическими
упражнениями, движениями и бегом,
родители должны побеспокоиться о
безопасности ребенка во время этих
занятий. Нужно в первую очередь выбрать
подходящее, безопасное место для детей
и показать им «такой способ упражнения,
который был бы безвредным». К охране
жизни и здоровья детей Коменский
предлагает привлекать кормилиц и нянек.

Далее он говорит об эмоциональном
здоровье ребенка и приводит народную
пословицу «Веселое настроение — половина
здоровья» и высказывания римского
философа II в. Фаворина, о том, что
«веселее сердца есть сама жизнь человека,
все родители должны стремиться к тому,
чтобы у детей не было недостатка в
развлечениях». На первом году жизни
детям нравится, когда их качают в
колыбели, поют им, щелкают трещоткой,
носят по двору или саду, им нравятся
движения рук, поцелуи, объятия, «лишь
бы все это происходило осмотрительно».
Взрослеющему ребенку уже интересна
«приятная» игра не только со взрослыми,
но и со сверстниками, дети любят физические
упражнения, беготню, преследования,
любят слушать музыку, приятные зрелища,
любят рисовать. Ребенка всецело нужно
поощрять в его занятиях и ни в коем
случае не отказывать в том, «что ему
угодно и приятно; мало того, если к тому,
что приятно для зрения, слуха и других
чувств, будет замечен какой-либо интерес,
то это будет укреплять тело и дух. Не
следует допускать только того, что
противно благочестию и добрым нравам».

«Материнская школа» Яна Амоса Коменского
должна быть настольной книгой не только
для педагогов, воспитателей, но и для
каждого родителя. Книга написана простым,
понятным языком и дает ответы на все
возможные вопросы воспитания и обучения
детей дошкольного возраста.

коменский
материнский питание здоровье

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Коменский принадлежал к религиозной общине Чешских братьев, выступавшей против католической религии и феодального гнета и объединявшей народные массы Чехии. Он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека».
Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость), он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет. Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников. Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом раз-витки детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности, предложил опирающиеся на народный опыт.и современную ему медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д. Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она — основное средство развития детей.
Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.
Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.
С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.
Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры — круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема — шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».
Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.
Многие положения Коменского — о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я. А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными осрбенностями.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Интернет-Гномик www.i-gnom.ru

«Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
«Просвещение», Москва, 1978 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фундамент для дома своими руками пошаговая инструкция с подвалом
  • Runway герметик системы охлаждения инструкция по применению
  • Виртуальная карта опти 24 инструкция для водителя
  • Тойота королла дизель руководство по эксплуатации
  • Тиоктовая кислота 600 инструкция по применению для чего применяется взрослым