В свою очередь вычисления происходят на сервере. Модуль с мобильной связью третьего и четвёртого поколения или интернетом отправляет данные на сервер.
Принцип работы Автодории
В целом «Автодория» работает по следующему принципу. При въезде на определённый участок дороги и выезде с него устанавливаются две камеры-регистратора. Такой участок называется зоной контроля – и она может иметь любую длину от 250 м до 10 км. Не зная, что на указанном участке установлены камеры, предугадать протяжённость этой зоны практически невозможно.
Камеры отмечают, во сколько автомобиль был в определённом месте на дороге; а также регистрируют его номерной знак. После этого измерения с двух камер сопоставляются и подтверждаются, а затем передаются в Единый вычислительный центр. Для расчёта средней скорости на участке между камерами «Автодория» использует GPS-данные.
В Едином вычислительном центре происходит анализ номерного знака, определяется местоположения автомобиля в начале и конце зоны контроля. Получается, что становятся известны время, за которое автомобилист преодолел участок дороги, и расстояние – то есть его длина. Определить среднюю скорость здесь становится элементарной задачей. Если средняя скорость оказывается выше разрешённой, система автоматически оформляет штраф.
Особенности Автодории
Одна из ключевых особенностей комплекса – работа на основе данных со спутников GPS или ГЛОНАСС, а не радиолокационных или электромагнитных волн. Во-первых, это повышает точность детектора: расчёт основан на простой и конкретной математической формуле.
А во-вторых, камера становится невидимой для классических детекторов. Обычные радары определяют скорость движения автомобиля по отражению радиосигнала. И большинство систем определяют их присутствие как раз по отражаемым волнам, что не подходит для Автодории. Кстати, это распространяется и на «Автоураган» – эти камеры также не используют излучение, а работают только с оптической картинкой.
Законно ли это?
Нарушение фиксируется, если средняя скорость оказывается выше максимально разрешённой на участке. Законодательно определение «средняя скорость» не закреплено – нет нормативно-правовых актов, которые бы описывали это понятие. Но специальная комиссия МВД признала такой способ измерения скорости транспортных средств законным.
Штраф также имеет юридическую силу. Он накладывается в связи с постановлением по делу об административном нарушении. Система автоматически фотографирует водителя в двух точках зоны контроля, что становится доказательством. В Едином вычислительном центре акт подтверждается при помощи электронной цифровой подписи, и это наделяет его юридической силой.
Функции «Автодории»
Автодория часто используется вместе с похожими системами и устройствами. Помимо контроля скоростного режима, с её помощью выявляют и много других нарушений – например, выключенных фар ближнего света или отстёгнутых ремней безопасности, проезда на красный свет или движения по встречной полосе. Также система снабжена большим количеством датчиков.
Автодория помогает бороться и с серьёзными преступлениями: искать автомобили, находящиеся в угоне; быстрее обнаруживать опасных преступников.
Ещё одна важная функция – мониторинг участка, на котором установлены камеры. Детекторы помогают определять загруженность дороги и интенсивность движения – а значит, улучшать дорожную ситуацию в целом.
Что делать?
Опытный автомобилист способен без труда узнать радар Автодории на дороге. Однако здесь есть важный нюанс: камеру можно увидеть на расстоянии 50-100 метров, когда избежать штрафа уже не удастся.
Но способ отыскать на дороге камеры всё же есть. Найти их помогают видеорегистаторы со встроенными модулями GPS. Они имеют доступ к базам, где содержатся данные о координатах расположения камер, полученных со спутника.
Существуют целые базы с данными о камерах – в том числе радарах «Автодория». Пополнять информацию помогают сами автомобилисты. Когда они замечают новые устройства, они отправляют их координаты на специальный портал. В результате информация постоянно обновляется.
Установка видеорегистратора
Чтобы радар Автодории оказалась в поле зрения видеорегистратора, в него должен быть встроен GPS-модуль. Именно данные со спутников помогают получать информацию. Кроме того, устройство должно иметь доступ к широкой и постоянно обновляемой базе данных, что встречается далеко не всегда.
На возможность выявлять различные радары и камеры можно обратить внимание ещё при выборе видеорегистратора. И для этих целей отлично подойдут комбоустройства Mio.
Устройства Mio обладают чётким детектированием многих видов радаров. Сообщения выводятся на экран и сопровождаются голосовыми подсказками. Как только водитель въезжает на контролируемый участок, он узнаёт свою текущую и среднюю скорость, а также расстояние, которое осталось проехать до следующей камеры. Если скорость (как текущая, так и средняя) выше, чем требуется, видеорегистратор подскажет об этом при помощи звукового сигнала.
При этом устройства Mio помогают справляться даже со сложными ситуациями. Например, они могут помочь, когда на участке, который контролирует Автодория, установлена ещё и стационарная камера. Также они продолжают работать в местах, где не ловит GPS-сигнал – например, туннелях. В таком случае видеорегистратор позволяет ориентироваться на время, за которое нужно проехать участок. Если водитель проезжает его быстрее, значит, он превысил скорость.
Обзор комбоустройства Mio MiVue i88
Одна из моделей, с которой автомобилист будет точно предупрежден обо всех опасностях на дороге – MiVue i88. Комбоустройство может предостеречь водителя как от традиционных камер с радарами, так и от камер с GPS. Видеорегистратор замечает камеры издалека, на дистанции более 1 км, и заранее сообщает о них водителю. Для этого используется система умных оповещений SmartAlert.
MiVue i88 имеет несколько режимов работы с радарами: «Трасса», «Город» и «Смарт». Так устройство может более чётко определять камеры в зависимости от того, где располагается дорога. Чтобы переключить режим, водителю нужно нажать одну кнопку – это быстро и безопасно.
Однако GPS-приёмник, встроенный в комбоустройство, помогает не только замечать камеры. Так водитель в любой момент может получить точную информацию о своём местоположении.
Помимо этого, устройство обеспечивает высокое качество съёмки: 1920×1080 при 30 кадрах в секунду. MiVue i88 имеет разрешение Full HD 1080p и аппертуру F1.8, поэтому запись останется чёткой даже в условиях плохой видимости. В устройство встроен оптический сенсор Sony Exmor – он позволяет вести запись даже ночью.
***
«Автодория» – один из самых современных инструментов, который используется для контроля правил дорожного движения. Но современные инструменты есть и на стороне водителей. Избежать штрафов помогут надёжные видеорегистраторы с GPS-приёмниками и доступом к обширным базам данных. Подходящим вариантом здесь становится комбоустройство Mio MiVue i88, с которым водитель может всегда оставаться спокойным и уверенным на дороге.
Может осуществлять фотовидеофиксацию нарушений ПДД как в радарном, так и безрадарном (по видеокадрам) режиме.
Системы автоматические для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.5 (далее системы) предназначены для измерения скорости движения транспортных средств (далее ТС) в автоматическом режиме радиолокационным методом в зоне контроля, по видеокадрам в зоне контроля и на контролируемом участке дороги, измерения пройденного пути ТС в зоне контроля, определения текущего времени, синхронизированного с национальной шкалой времени Российской Федерации UTC(SU) и определения места расположения систем.
Описание средства измерений
Принцип действия систем:
- при измерении скорости движения ТС радиолокационным методом в зоне контроля, основан на измерении разности частоты высокочастотных сигналов при отражении от движущегося объекта, находящегося в зоне его контроля (эффект Доплера);
- при измерении скорости движения ТС по видеокадрам в зоне контроля, основан на измерении пройденного пути ТС в зоне контроля и времени, за которое ТС прошло данный путь;
- при измерении скорости движения ТС на контролируемом участке дороги, основан на измерении интервала времени, за который ТС прошло расстояние между регистраторами транспортных средств (далее РТС);
- при измерении пройденного пути ТС в зоне контроля, основан на измерении расстояния по видеокадрам, диапазон измерения ограничен зоной контроля;
- при измерении текущих значений времени и координат, основан на получении значений времени национальной шкалы координированного времени UTC (SU) и значений координат от приемника глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
Системы выпускаются в трёх модификациях.
- Модификация 1 состоит из одного РТС.
- Модификация 2 состоит из двух и более РТС.
- Модификация 3 состоит из четырех и более РТС.
Каждый РТС имеет индекс «Х», определяющий его конструктив и функциональные параметры, влияющие на метрологические характеристики:
- индекс «К» – измеряет текущее время и определяет место расположения системы;
- индекс «КВ» – измеряет скорость движения ТС по видеокадрам в зоне контроля, текущее время и определяет место расположения системы;
- индекс «КР» – измеряет скорость движения ТС радиолокационным методом в зоне контроля, текущее время и определяет место расположения системы;
- индекс «МВ» – измеряет скорость движения ТС по видеокадрам в зоне контроля, текущее время и определяет место расположения системы.
Каждый РТС выполнен во влагозащищенном антивандальном корпусе и включает в себя:
- вычислительный модуль, навигационный модуль (ГЛОНАСС/GPS-приемник),
- модуль связи (3G-модем/Wi-Fi/Ethernet),
- диагностический модуль, модуль питания от уличной сети (ИБП),
- модуль автономного питания, ИК прожектор и программное обеспечение.
- РТС с индексами «К», «КР», «КВ» имеет внешний ИК прожектор.
Системы размещаются стационарно и предназначены для работы в непрерывном режиме в течение не ограниченного промежутка времени, размещаются на опорах, стойках и других элементах обустройства автомобильных дорог.
Назначение
Описание
Программное обеспечение
Технические характеристики
Знак утверждения типа
Комплектность
Поверка
Сведения о методах измерений
Нормативные документы
Назначение
Системы автоматические для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.0 (далее — системы) предназначены для автоматического измерения мгновенной и средней скорости движения транспортного средства (ТС) а также для измерений текущего времени (интервалов времени), синхронизированного с национальной шкалой времени Российской Федерации UTC(SU), измерений текущих навигационных параметров и определения на их основе координат систем.
Описание
Конструктивно системы состоят из регистраторов транспортных средств «Автодория» (РТС «Автодория»), в состав которых входит: вычислительный модуль, навигационный модуль (ГЛОНАСС/GPS-приемник), модуль связи (ЗО-модем/^^/ЕШете!), диагностический модуль, модуль питания от уличной сети (ИБП), модуль автономного питания, ИК прожектор и программного обеспечения вычислительного центра. Конструктивно РТС «Автодория» выполнены в двух исполнениях «Моноблок» и «Компакт», каждое исполнение РТС «Автодория» имеет по две модификации, отличающиеся протяженностью зоны контроля. Для исполнения «Компакт» предусмотрена возможность комплектации РТС «Автодория» радиолокационным модулем (РЛС) всех модификаций.
РТС «Автодория» в составе системы работает в автоматическом режиме, осуществляет непрерывную фотосъемку дороги, на снимках определяет государственные регистрационные знаки (ГРЗ) ТС и для каждого фиксирует время и координату с помощью вычислительного модуля. Для обеспечения возможности круглосуточной работы РТС «Автодория» комплектуются ИК прожектором.
Навигационный модуль представляет собой ГЛОНАСС/GPS-приемник утвержденного типа, который предоставляет информацию о координатах систем и сигналах точного времени со спутника и передает их в вычислительный модуль по соответствующему порту (COM-порт). Впоследствии сигналы точного времени используются для синхронизации внутренних часов РТС «Автодория».
Модуль связи представляет собой совокупность устройств, предоставляющих каналы передачи данных с вычислительным центром и/или технологических каналов для настройки и калибровки РТС «Автодория».
Диагностический модуль обеспечивает корректную работу системы, а так же, осуществляет перезагрузку различных компонент РТС «Автодория».
Комплектация РТС «Автодория» исполнения «Компакт» модулем РЛС позволяет производить измерение мгновенной скорости движения ТС на контролируемом участке дорожной сети.
Вычислительный модуль представляет собой промышленный компьютер, который управляет всеми аппаратными составляющими РТС «Автодория» и формирует пакеты данных для отправки на удаленный сервер, а так же производит формирование результата по измерению мгновенной скорости движения ТС, в случае комплектации РЛС.
Вычислительный центр реализован на полноценной вычислительной среде и производит прием данных от РТС «Автодория» для вычисления средней скорости движения ТС и необходимых параметров для выявления фактов нарушения правил дорожного движения конкретным ТС.
Системы одновременно контролируют от одной до четырех полос движения. Система может включать одновременно РТС «Автодория» различных исполнений и модификации.
Системы имеют возможность контролировать ТС по встречному и попутному направлению движения ТС. Системы предназначены для работы в стационарном и передвижном режиме.
Внешний вид РТС «Автодория» приведен на рисунке 1, схема пломбирования и место нанесения знака об утверждении типа на рисунках 2, 3.
а) система, исполнение «Компакт» с РЛС б) система, исполнение «Моноблок» Рисунок 1 — Внешний вид систем
а) система, исполнение «Компакт» с РЛС б) система, исполнение «Моноблок»
Рисунок 2 — Место пломбирования систем
б) система, исполнение «Моноблок» Рисунок 3 — Место нанесения знака об утверждении типа
Программное обеспечение
Программное обеспечение (ПО) системы состоит из ПО «Регистратор» РТС «Автодория» и ПО «Вычислительный центр».
ПО «Регистратор» РТС «Автодория» выполняет следующие функции:
— обеспечение взаимодействия всех аппаратных компонент видеосистемы;
— осуществление передачи информации о зафиксированных ТС в ПО «Вычислительный центр»;
— контроль работы системы (функции самотестирования и обнаружения сбоев); -видеосъемку ТС и сопоставление кадров с точным временем и координатой
регистратора.
ПО «Вычислительный центр» выполняет следующие функции:
— обеспечение загрузки данных о зафиксированных регистратором ТС;
— осуществления расчета средней скорости движения ТС по данным о его фиксации по двум и более регистраторам;
— выявление фактов нарушения скоростного режима на контролируемом участке;
— выявление фактов нарушения ПДД по каждому распознанному ГРЗ ТС;
— передача фотоматериала и данных по факту нарушения в системы формирования протоколов об административном правонарушении.
Идентификационные данные ПО системы приведены в таблицах 1.
Таблица 1 — Идентификационные признаки метрологически значимой части ПО
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
|
ПО «Регистратор» |
ПО «Вычислительный центр» |
|
Индикационное наименование ПО |
libDataMerger.so |
metrology2-3.0- RELEASEjar |
Номер версии (индикационный номер) |
Не ниже 3.0 |
не ниже 3.0-RELEASE |
В процессе эксплуатации не предусматривается влияния на метрологически значимую часть ПО. В интерфейсе пользователя нет возможности влиять на метрологические параметры ПО.
Уровень защиты ПО системы и сохраняемых данных от преднамеренных и непреднамеренных изменений соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077-2014. Реализованные методы защиты ПО «Регистратор» РТС «Автодория»:
— защита ПО от несанкционированного изменения реализована путем проверки версии ПО. При попытке несанкционированного изменения ПО выдается ошибка и измерения не производятся;
-защита данных от случайных и преднамеренных изменений реализованы с использованием проверки электронной цифровой подписи на стороне ПО «Вычислительный центр» созданной на стороне ПО «Регистратор».
Реализованы методы защиты ПО «Вычислительный центр», устанавливаемого на удаленном компьютере:
— разграничение прав доступа, как средствами операционной системы, так и самого ПО;
— организационные средства установки ПО на специализированном сервере, установленном в помещении с ограниченным доступом.
Реализованы методы защиты интерфейса связи между регистратором и вычислительным центром:
— использования защищенного VPN-канала;
— передача данных производится с использованием электронной цифровой подписи.
Технические характеристики
приведены соответственно в таблице 2 и таблице 3.
Наименование характеристики |
Значение характеристики исполнения «Моноблок» |
Значение характеристики исполнения «Компакт» |
||
Мод. 1 |
Мод. 2 |
Мод. 1 |
Мод. 2 |
|
Диапазон измерений средней скорости движения ТС, км/ч |
от 1 до 300 |
от 1 до 300 |
от 1 до 300 |
от 1 до 300 |
Диапазон измерений скорости движения ТС с помощью РЛС, км/ч |
от 20 до 300 км/ч |
|||
Пределы допустимой абсолютной погрешности измерения средней скорости в диапазоне скоростей до 100 км/ч включ., км/ч |
±2 |
±2 |
±2 |
±2 |
Пределы допустимой относительной погрешности измерения средней скорости в диапазоне скоростей св. 100 км/ч, % |
±2 |
±1,5 |
±2 |
±1,5 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения скорости ТС с использованием РЛС, км/ч |
±2 |
|||
Минимальная протяженность зоны контроля для измерения средней скорости, м |
250 |
500 |
250 |
500 |
Протяженность зоны фиксации для измерения средней скорости, м |
от 2,4 до 2,9 |
от 2,8 до 4,2 |
от 2,4 до 2,9 |
от 2,8 до 4,2 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений протяженности зоны контроля, м |
±(0,005S+0,01), где S — действительное значение протяженности зоны контроля, м |
|||
Пределы допускаемой абсолютной погрешности присвоения временной метки кадру, мс |
±5 |
|||
Пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени системы к шкале UTC (SU), мс |
±10 |
|||
Г раницы допускаемой абсолютной инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат, м |
±7 |
Таблица 3 — Основные технические характеристики
Наименование характеристики |
Значение характеристики исполнения «Моноблок» |
Значение характеристики исполнения «Компакт» |
||
Мод. 1 |
Мод. 2 |
Мод. 1 |
Мод. 2 |
|
Высота подвеса ГРЗ ТС, м |
от 0,3 до 1,2 |
от 0,3 до 1,2 |
от 0,3 до 1,2 |
от 0,3 до 1,2 |
Диапазон высоты установки регистратора, м |
от 1 до 10 |
|||
Условия эксплуатации: — температура окружающей среды, °С — относительная влажность, при температуре 25 °С, % не более — атмосферное давление, кПа |
от -40 до +50 до 98 от 86,6 до 106,7 |
Наименование характеристики |
Значение характеристики исполнения «Моноблок» |
Значение характеристики исполнения «Компакт» |
Мод. 1 Мод. 2 |
Мод. 1 Мод. 2 |
|
Время установления рабочего режима, мин, не более: в летнее время в зимнее время |
30 80 |
|
Степень защиты по ГОСТ 14254-2015 |
IP65 |
IP67 |
Напряжение питания от сети переменного тока частотой (50±1) Гц, В |
от 187 до 240 |
|
Рабочая частота измерителя скорости РЛС, ГГц |
24,15±0,10 |
|
Г абаритные размеры системы (длинахширинахвысота), мм, не более: |
412х508х360 |
890х175х300 |
Масса системы, кг, не более |
25 |
10 |
Пределы определения мгновенных координат цели РЛС: — по дальности, м — по углу,° |
±1 ±2 |
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист паспорта и руководства по эксплуатации методом компьютерной графики и на корпус с помощью этикетки, выполненной типографским способом.
Комплектность
Комплектность систем приведена в таблице 4.
Таблица 4
Наименование |
Количество, шт. |
Примечание |
РТС «Автодория» исп. «Моноблок» |
не менее 2* |
по заказу |
РТС «Автодория» исп. «Компакт» |
1* |
по заказу |
Программное обеспечение «Регистратор» РТС «Автодория» на носителе |
1* |
по заказу |
Кронштейн с комплектом крепежа |
по одному на РТС |
по заказу |
Модуль РЛС, для исп. «Компакт» |
1* |
по заказу |
Комплект кабелей питания |
по одному на РТС |
по заказу |
Программное обеспечение «Вычислительный центр» на носителе |
1 |
по заказу |
Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория»3.0 Руководство по эксплуатации (АД0Р.427878.003РЭ) |
1 |
по заказу |
Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория»3.0 методика поверки (АД0Р.427878.003МП) |
1 |
по заказу |
Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.0 Формуляр (АД0Р.427878.003Ф0) |
1 |
по заказу |
* — количество составных частей системы определяется заказом и отражается в формуляре.
Поверка
осуществляется по документу АДОР.427878.003МП «Системы автоматические для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.0 Методика поверки», утвержденному ФГУП «ВНИИФТРИ» 20.11.2017 г.
Основные средства поверки:
— дальномер лазерный Leica DISTO D5, регистрационный номер 41142-09 в Федеральном информационном фонде;
— курвиметр полевой КП-230С, регистрационный номер 37342-08 в Федеральном информационном фонде;
— имитатор скорости движения транспортных средств ИС-24Д, регистрационный номер 41763-09 в Федеральном информационном фонде;
— имитатор сигналов СН-3803М, регистрационный номер 54309-13 в Федеральном информационном фонде
— источник первичный точного времени УКУС-ПИ 02ДМ регистрационный номер 60738-15 в Федеральном информационном фонде
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых систем с требуемой точностью.
Знак поверки наносится в свидетельство о поверке в виде оттиска поверительного клейма или наклейки.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационной документации.
Нормативные документы
ГОСТ 57144-2016 Специальные технические средства работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото-и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования.
ГОСТ 8.129-2013 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерения времени и частоты.
ГОСТ 22261-94 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия.
ГОСТ Р 50856-96 Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные. Общие технические требования. Методы испытания.
«Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.0. Технические условия АДОР.427878.003ТУ.
В стране огромное количество дорог с многополосным интенсивным движением. Для контроля скоростного режима на таких участках используется автоматическая система Автодория. Она выпускается с 2012 г., и насчитывает уже 4 поколения моделей. В основе работы всех комплексов заложен зональный контроль скорости автомобилей. С его помощью государство старается стимулировать водителей соблюдать правила дорожного движения, что обеспечит безопасность транспортного движения в рамках проекта «Безопасный город».
Содержание
- Описание комплекса Автодория
- Принцип работы и особенности Автодории
- Насколько законна Автодория
- Функциональные возможности
- Что фиксирует комплекс Автодория
- Технические характеристики Автодории 2.0
Описание комплекса Автодория
Комплекс Автодория — не что иное, как умный регистратор нарушений ПДД стационарного размещения. Правда, обнаружить его местонахождение ваш антирадар не сможет, так как устройство не использует радиоизлучение, ультразвук, лазерный сигнал, на который обычно реагируют детекторы. (За исключением модели 3.0, которая может быть дополнительно оснащена радиолокационным прибором для измерения мгновенной скорости в зоне контроля. Это значит, что ее можно засечь радар-детектором.)
Внешний вид Автодории напоминает скворечник – такой же прямоугольный ящик с козырьком. В нем размещены:
- Видеокамера.
- Диагностический блок.
- Инфракрасный прожектор.
- Коммуникационные модули связи (3G, 4G, Wi-Fi).
- Вычислительный модуль (промышленный ПК) с программным обеспечением, разработанным в ООО «Автодория»
Крепятся комплексы к столбам дорожного освещения или к ферменным конструкциям. Вы сможете легко отличить их от других умных камер КФН.
Принцип работы и особенности Автодории
Принцип работы Автодории основан на вычислении скорости автомобиля, прошедшего определенный отрезок пути от точки А до точки Б. Для этого умная камера делает первый снимок «на старте», а второй — «на финише». Затем с помощью координат, полученных со спутника, компьютер вычисляет время прохождения пути. Таким способом радар Автодория способен вычислять даже незначительное превышение средней скорости, превосходя по точности большинство конкурентов. Факт о нарушении поступает в ЦАФАП ГИБДД.
Насколько законна Автодория
Относительно штрафов за нарушения, зафиксированные камерами комплексов Автодория, возникает вопрос об их законности после изучения формулировок КоАП РФ. Здесь вы не найдете понятий нарушения средней скорости, есть только превышение моментальной скорости. Следовательно, если грамотно составить обжалование, то можно отменить постановление о штрафе в ГИБДД или Мировом суде. Но, будьте внимательны, обязательно изучите характеристики комплекса, зафиксировавшего АП. Например, модель 3.0 может быть оборудована радаром на эффекте Доплера, результаты которого сложно оспорить.
Функциональные возможности
Автодория обладает массой преимуществ перед своими конкурентами, и главным из них является невозможность обнаружения антирадарами. Кроме этой особенности, умная камера насчитывает ряд функциональных инструментов, среди которых особенно выделяются следующие:
- Нет ограничений для размещения на контрольных участках дорог.
- Способна работать в условиях высокой загруженности 3-полосной трассы.
- Распознает и регистрирует другие нарушения, кроме превышения скоростного режима.
- Обеспечивает передачу точных и достоверных данных о трафике ТС на различные сервисы, такие как «Яндекс Пробки» и другие.
Интересный факт. В 2016 г. центр организации дорожного движения (ЦОДД) заключил контракт с ООО «Автодория» на установку в Москве 14 камер для фиксации средней скорости ТС. По окончании действия контракта в 2017 г. все радары были демонтированы, а договор ЦОДД не пролонгировал. Возможно, заказчика не устроил принцип работы устройства, вследствие чего приходилось часто отменять штрафы.
Что фиксирует комплекс Автодория
Задача системы — регистрировать факты нарушения ПДД и обеспечивать безопасность движения. Таким образом, Автодория способна:
- Регистрировать превышение скоростного режима, разрешенного ПДД.
- Фиксировать проезд на красный сигнал светофора, пересечение стоп-линии.
- Распознавать государственные регистрационные знаки ТС.
- Осуществлять розыск транспортных средств.
- Вести мониторинг трафика.
Факты нарушений ПДД обрабатываются в режиме реального времени и пересылаются в соответствующие базы. Например, материалы в ЦАФАП сопровождаются двумя фотографиями автомобиля (в начале и конце зоны контроля) с указанием географических координат и времени фиксации нарушения.
Технические характеристики Автодории 2.0
Автодория насчитывает 4 поколения радарных комплексов. Мы познакомим вас с техническими характеристиками трех моделей второго семейства, самого популярного на дорогах РФ.
Таблица 1. Технические характеристики КФН «Автодория» 2.0
Наименование параметра | Мод. 1 | Мод. 2 | Мод. 3 |
---|---|---|---|
Диапазон измерений скорости движения транспортных средств, км/ч | от 1 до 150 | от 1 до 200 | от 1 до 200 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений, км/ч | ± 3 | ± 3 | ± 2 |
Минимальная протяженность зоны контроля, м | 250 | 500 | 1000 |
Количество контролируемых полос, не более | 3 | ||
Протяженность зоны фиксации транспортных средств, м | от 2,1 до 3,1 | от 2,8 до 4,2 | от 2,8 до 4,2 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени регистратора к шкале UTC (SU), мс | ±5 | ||
Навигационный модуль | ГЛОНАСС | ||
Напряжение питания от сети переменного тока частотой 50 ± 1 Гц, В | от 200 до 240 | ||
– сеть постоянного тока, В | 10,5–14 | ||
Потребляемая мощность одного регистратора, Вт, не более: | |||
– в дневное время | 145 | ||
– в ночное время | 220 | ||
Масса одного регистратора, кг | 25 | ||
Габаритные размеры регистратора, мм | 412 × 508 × 360 | ||
Рабочие условия применения | Температура окружающего воздуха, °С | от –40 до +50 | |
Относительная влажность, % | до 90 | ||
Атмосферное давление, кПа | от 86,6 до 106,7 |
Радарный комплекс Автодория отличается от конкурентов отсутствием радиоизлучения, ультразвука, лазерного сигнала, способных вызывать реакцию антирадара. Фиксация нарушения скоростного режима происходит путем вычисления времени, затраченного на пройденный участок пути. Камера очень точная, поэтому способна вычислить даже небольшую погрешность средней скорости и фиксировать нарушение ПДД. А такой принцип работы расходится с нормативами КоАП. Поэтому будьте внимательны и оспаривайте штрафы, если считаете их неправомерными.
Может осуществлять фотовидеофиксацию нарушений ПДД как в радарном, так и безрадарном (по видеокадрам) режиме.
Системы автоматические для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.5 (далее системы) предназначены для измерения скорости движения транспортных средств (далее ТС) в автоматическом режиме радиолокационным методом в зоне контроля, по видеокадрам в зоне контроля и на контролируемом участке дороги, измерения пройденного пути ТС в зоне контроля, определения текущего времени, синхронизированного с национальной шкалой времени Российской Федерации UTC(SU) и определения места расположения систем.
Описание средства измерений
Принцип действия систем:
- при измерении скорости движения ТС радиолокационным методом в зоне контроля, основан на измерении разности частоты высокочастотных сигналов при отражении от движущегося объекта, находящегося в зоне его контроля (эффект Доплера);
- при измерении скорости движения ТС по видеокадрам в зоне контроля, основан на измерении пройденного пути ТС в зоне контроля и времени, за которое ТС прошло данный путь;
- при измерении скорости движения ТС на контролируемом участке дороги, основан на измерении интервала времени, за который ТС прошло расстояние между регистраторами транспортных средств (далее РТС);
- при измерении пройденного пути ТС в зоне контроля, основан на измерении расстояния по видеокадрам, диапазон измерения ограничен зоной контроля;
- при измерении текущих значений времени и координат, основан на получении значений времени национальной шкалы координированного времени UTC (SU) и значений координат от приемника глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
Системы выпускаются в трёх модификациях.
- Модификация 1 состоит из одного РТС.
- Модификация 2 состоит из двух и более РТС.
- Модификация 3 состоит из четырех и более РТС.
Каждый РТС имеет индекс «Х», определяющий его конструктив и функциональные параметры, влияющие на метрологические характеристики:
- индекс «К» – измеряет текущее время и определяет место расположения системы;
- индекс «КВ» – измеряет скорость движения ТС по видеокадрам в зоне контроля, текущее время и определяет место расположения системы;
- индекс «КР» – измеряет скорость движения ТС радиолокационным методом в зоне контроля, текущее время и определяет место расположения системы;
- индекс «МВ» – измеряет скорость движения ТС по видеокадрам в зоне контроля, текущее время и определяет место расположения системы.
Каждый РТС выполнен во влагозащищенном антивандальном корпусе и включает в себя:
- вычислительный модуль, навигационный модуль (ГЛОНАСС/GPS-приемник),
- модуль связи (3G-модем/Wi-Fi/Ethernet),
- диагностический модуль, модуль питания от уличной сети (ИБП),
- модуль автономного питания, ИК прожектор и программное обеспечение.
- РТС с индексами «К», «КР», «КВ» имеет внешний ИК прожектор.
Системы размещаются стационарно и предназначены для работы в непрерывном режиме в течение не ограниченного промежутка времени, размещаются на опорах, стойках и других элементах обустройства автомобильных дорог.
Назначение
Системы автоматические для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.0 (далее — системы) предназначены для автоматического измерения мгновенной и средней скорости движения транспортного средства (ТС) а также для измерений текущего времени (интервалов времени), синхронизированного с национальной шкалой времени Российской Федерации UTC(SU), измерений текущих навигационных параметров и определения на их основе координат систем.
Описание
Конструктивно системы состоят из регистраторов транспортных средств «Автодория» (РТС «Автодория»), в состав которых входит: вычислительный модуль, навигационный модуль (ГЛОНАСС/GPS-приемник), модуль связи (3G-модем/Wi-Fi/Ethemet), диагностический модуль, модуль питания от уличной сети (ИБП), модуль автономного питания, ИК прожектор и программного обеспечения вычислительного центра. Конструктивно РТС «Автодория» выполнены в двух исполнениях «Моноблок» и «Компакт», каждое исполнение РТС «Автодория» имеет по две модификации, отличающиеся протяженностью зоны контроля. Для исполнения «Компакт» предусмотрена возможность комплектации РТС «Автодория» радиолокационным модулем (РЛС) всех модификаций.
РТС «Автодория» в составе системы работает в автоматическом режиме, осуществляет непрерывную фотосъемку дороги, на снимках определяет государственные регистрационные знаки (ГРЗ) ТС и для каждого фиксирует время и координату с помощью вычислительного модуля. Для обеспечения возможности круглосуточной работы РТС «Автодория» комплектуются ИК прожектором.
Навигационный модуль представляет собой ГЛОНАСС/GPS-приемник утвержденного типа, который предоставляет информацию о координатах систем и сигналах точного времени со спутника и передает их в вычислительный модуль по соответствующему порту (COM-порт). Впоследствии сигналы точного времени используются для синхронизации внутренних часов РТС «Автодория».
Модуль связи представляет собой совокупность устройств, предоставляющих каналы передачи данных с вычислительным центром и/или технологических каналов для настройки и калибровки РТС «Автодория».
Диагностический модуль обеспечивает корректную работу системы, а так же, осуществляет перезагрузку различных компонент РТС «Автодория».
Комплектация РТС «Автодория» исполнения «Компакт» модулем РЛС позволяет производить измерение мгновенной скорости движения ТС на контролируемом участке дорожной сети.
Вычислительный модуль представляет собой промышленный компьютер, который управляет всеми аппаратными составляющими РТС «Автодория» и формирует пакеты данных для отправки на удаленный сервер, а так же производит формирование результата по измерению мгновенной скорости движения ТС, в случае комплектации РЛС.
Вычислительный центр реализован на полноценной вычислительной среде и производит прием данных от РТС «Автодория» для вычисления средней скорости движения ТС и необходимых параметров для выявления фактов нарушения правил дорожного движения конкретным ТС.
Системы одновременно контролируют от одной до четырех полос движения. Система может включать одновременно РТС «Автодория» различных исполнений и модификации.
Системы имеют возможность контролировать ТС по встречному и попутному направлению движения ТС. Системы предназначены для работы в стационарном и передвижном режиме.
Внешний вид РТС «Автодория» приведен на рисунке 1, схема пломбирования и место нанесения знака об утверждении типа на рисунках 2, 3.
а) система, исполнение «Компакт» с РЛС б) система, исполнение «Моноблок» Рисунок 1 — Внешний вид систем
б) система, исполнение «Моноблок»
а) система, исполнение «Компакт» с РЛС
Рисунок 2 — Место пломбирования систем
а) система, исполнение «Компакт»
б) система, исполнение «Моноблок»
Рисунок 3 — Место нанесения знака об утверждении типа
Программное обеспечение
Программное обеспечение (ПО) системы состоит из ПО «Регистратор» РТС «Автодория» и ПО «Вычислительный центр».
ПО «Регистратор» РТС «Автодория» выполняет следующие функции:
— обеспечение взаимодействия всех аппаратных компонент видеосистемы;
— осуществление передачи информации о зафиксированных ТС в ПО «Вычислительный центр»;
— контроль работы системы (функции самотестирования и обнаружения сбоев);
— видеосъемку ТС и сопоставление кадров с точным временем и координатой регистратора.
ПО «Вычислительный центр» выполняет следующие функции:
— обеспечение загрузки данных о зафиксированных регистратором ТС;
— осуществления расчета средней скорости движения ТС по данным о его фиксации по двум и более регистраторам;
— выявление фактов нарушения скоростного режима на контролируемом участке;
— выявление фактов нарушения ПДД по каждому распознанному ГРЗ ТС;
— передача фотоматериала и данных по факту нарушения в системы формирования протоколов об административном правонарушении.
Идентификационные данные ПО системы приведены в таблицах 1.
Таблица 1 — Идентификационные признаки метрологически значимой части ПО
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
|
ПО «Регистратор» |
ПО «Вычислительный центр» |
|
Индикационное наименование ПО |
libDataMerger.so |
metrology2-3.0-RELEASE.jar |
Номер версии (индикационный номер) |
Не ниже 3.0 |
не ниже 3.0-RELEASE |
В процессе эксплуатации не предусматривается влияния на метрологически значимую часть ПО. В интерфейсе пользователя нет возможности влиять на метрологические параметры ПО.
Уровень защиты ПО системы и сохраняемых данных от преднамеренных и непреднамеренных изменений соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077-2014.
Реализованные методы защиты ПО «Регистратор» РТС «Автодория»:
— защита ПО от несанкционированного изменения реализована путем проверки версии ПО. При попытке несанкционированного изменения ПО выдается ошибка и измерения не производятся;
— защита данных от случайных и преднамеренных изменений реализованы с использованием проверки электронной цифровой подписи на стороне ПО «Вычислительный центр» созданной на стороне ПО «Регистратор».
Реализованы методы защиты ПО «Вычислительный центр», устанавливаемого на удаленном компьютере:
— разграничение прав доступа, как средствами операционной системы, так и самого ПО;
— организационные средства установки ПО на специализированном сервере, установленном в помещении с ограниченным доступом.
Реализованы методы защиты интерфейса связи между регистратором и вычислительным центром:
— использования защищенного VPN-канала;
— передача данных производится с использованием электронной цифровой подписи.
Технические характеристики
приведены соответственно в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2 — Метрологические характеристики
Наименование характеристики |
Значение характеристики исполнения «Моноблок» |
Значение характеристики исполнения «Компакт» |
||
Мод. 1 |
Мод. 2 |
Мод. 1 |
Мод. 2 |
|
Диапазон измерений средней скорости движения ТС, км/ч |
от 1 до 300 |
от 1 до 300 |
от 1 до 300 |
от 1 до 300 |
Диапазон измерений скорости движения ТС с помощью РЛС, км/ч |
от 20 до 300 км/ч |
|||
Пределы допустимой абсолютной погрешности измерения средней скорости в диапазоне скоростей до 100 км/ч включ., км/ч |
±2 |
±2 |
±2 |
±2 |
Пределы допустимой относительной погрешности измерения средней скорости в диапазоне скоростей св. 100 км/ч, % |
±2 |
±1,5 |
±2 |
±1,5 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения скорости ТС с использованием РЛС, км/ч |
±2 |
|||
Минимальная протяженность зоны контроля для измерения средней скорости, м |
250 |
500 |
250 |
500 |
Протяженность зоны фиксации для измерения средней скорости, м |
от 2,4 до 2,9 |
от 2,8 до 4,2 |
от 2,4 до 2,9 |
от 2,8 до 4,2 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений протяженности зоны контроля, м |
±(0,005S+0,01), где S — действительное значение протяженности зоны контроля, м |
|||
Пределы допускаемой абсолютной погрешности присвоения временной метки кадру, мс |
±5 |
|||
Пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени системы к шкале UTC (SU), мс |
±10 |
|||
Границы допускаемой абсолютной инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат, м |
±7 |
Таблица 3 — Основные технические характеристики
Наименование характеристики |
Значение характеристики исполнения «Моноблок» |
Значение характеристики исполнения «Компакт» |
||
Мод. 1 |
Мод. 2 |
Мод. 1 |
Мод. 2 |
|
Высота подвеса ГРЗ ТС, м |
от 0,3 до 1,2 |
от 0,3 до 1,2 |
от 0,3 до 1,2 |
от 0,3 до 1,2 |
Диапазон высоты установки регистратора, м |
от 1 до 10 |
|||
Условия эксплуатации: — температура окружающей среды, °С — относительная влажность, при температуре 25 °С, % не более — атмосферное давление, кПа |
от -40 до +50 до 98 от 86,6 до 106,7 |
Наименование характеристики |
Значение характеристики исполнения «Моноблок» |
Значение характеристики исполнения «Компакт» |
|
Мод. 1 |
Мод. 2 |
Мод. 1 |
Мод. 2 |
Время установления рабочего режима, мин, не более: в летнее время в зимнее время |
30 80 |
||
Степень защиты по ГОСТ 14254-2015 |
IP65 |
IP67 |
|
Напряжение питания от сети переменного тока частотой (50±1) Гц, В |
от 187 до 240 |
||
Рабочая частота измерителя скорости РЛС, ГГц |
—- |
24,15±0,10 |
|
Г абаритные размеры системы (длинахширинахвысота), мм, не более: |
412x508x360 |
890х175х300 |
|
Масса системы, кг, не более |
25 |
10 |
|
Пределы определения мгновенных координат цели РЛС: — по дальности, м — по углу,° |
—- |
±1 ±2 |
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист паспорта и руководства по эксплуатации методом компьютерной графики и на корпус с помощью этикетки, выполненной типографским способом.
Комплектность
Комплектность систем приведена в таблице 4.
Таблица 4
Наименование |
Количество, шт. |
Примечание |
РТС «Автодория» исп. «Моноблок» |
не менее 2* |
по заказу |
РТС «Автодория» исп. «Компакт» |
1* |
по заказу |
Программное обеспечение «Регистратор» РТС «Автодория» на носителе |
1* |
по заказу |
Кронштейн с комплектом крепежа |
по одному на РТС |
по заказу |
Модуль РЛС, для исп. «Компакт» |
1* |
по заказу |
Комплект кабелей питания |
по одному на РТС |
по заказу |
Программное обеспечение «Вычислительный центр» на носителе |
1 |
по заказу |
Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория»3.0 Руководство по эксплуатации (АДОР.427878.003РЭ) |
1 |
по заказу |
Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория»3.0 методика поверки (АДОР.427878.003МП) |
1 |
по заказу |
Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.0 Формуляр (АДОР.427878.003ФО) |
1 |
по заказу |
* — количество составных частей системы определяется заказом и отражается в формуляре.
Поверка
осуществляется по документу АДОР.427878.003МП «Системы автоматические для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.0 Методика поверки», утвержденному ФГУП «ВНИИФТРИ» 20.11.2017 г.
Основные средства поверки:
— дальномер лазерный Leica DISTO D5, регистрационный номер 41142-09 в Федеральном информационном фонде;
— курвиметр полевой КП-230С, регистрационный номер 37342-08 в Федеральном информационном фонде;
— имитатор скорости движения транспортных средств ИС-24Д, регистрационный номер 41763-09 в Федеральном информационном фонде;
— имитатор сигналов СН-3803М, регистрационный номер 54309-13 в Федеральном информационном фонде
— источник первичный точного времени УКУС-ПИ 02ДМ регистрационный номер 60738-15 в Федеральном информационном фонде
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых систем с требуемой точностью.
Знак поверки наносится в свидетельство о поверке в виде оттиска поверительного клейма или наклейки.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационной документации.
Нормативные документы
ГОСТ 57144-2016 Специальные технические средства работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото-и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования.
ГОСТ 8.129-2013 Государственная система обеспечения единства измерений.
Государственная поверочная схема для средств измерения времени и частоты.
ГОСТ 22261-94 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия.
ГОСТ Р 50856-96 Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные.
Общие технические требования. Методы испытания.
«Система автоматическая для обеспечения контроля за дорожным движением «Автодория» 3.0. Технические условия АДОР.427878.003ТУ.