Архипова а в практическое руководство

© Архипова Т. В., Коничев В. С., Стволинская Н. С., 2016

© Издательство «Прометей», 2016

Предисловие

Настоящее пособие предназначено для студентов, преподавателей и технического персонала в качестве методического руководства при подготовке и проведении лабораторных занятий по цитологии со студентами – бакалаврами по направлению подготовки «Педагогическое образование и биология».

Переход на двухступенчатую систему высшего образования приводит к изменению учебного процесса. Бакалавры изучают цитологию в течение первого семестра на протяжении 18 недель. Данное пособие включает методические разработки 18 практических занятий, перечень постоянных препаратов для световой микроскопии, список электронно-микроскопических фотографий и примерный перечень теоретических вопросов к зачету или экзамену.

Данное пособие полностью соответствует государственному стандарту для бакалавров по указанному направлению и профилю образовательных университетов.

Целью лабораторных занятий является подробное изучение морфологии клеток, их химического состава, функциональной активности внутриклеточных структур, процессов деления клеток, а также развитие половых клеток.

Каждое занятие построено по определенному принципу, в основе которого прослеживается последовательность этапов проведения занятия. Начинается занятие с опроса студентов по заданной теме, объяснения преподавателя в виде краткого обобщающего изложения темы занятия с акцентом на сложные теоретические вопросы. Затем следуют указания для проведения самостоятельной лабораторной работы, а также задание для подготовки к следующему занятию. Кроме того, даются методические указания для проведения самостоятельной внеаудиторной работы согласно рабочей программе дисциплины «Цитология».

Лабораторные занятия проводятся на основе сочетания методов световой и электронной микроскопии. На первом занятии студенты знакомятся с современными световыми микроскопами и правилами работы с ними при большом увеличении (40×15). Это является необходимым этапом для дальнейшей грамотной работы студентов в лаборатории. В большинстве случаев для световой микроскопии используются готовые цитологические препараты, имеющиеся в продаже. Одно из занятий, посвященное изучению растительной клетки, построено на приготовлении временных препаратов руками студентов, при этом используются распространенные комнатные растения.

В качестве основных источников электронно-микроскопических фотографий используется «Атлас по биологии клетки» Ж.-К. Ролана, А. Селоши и Д. Селоши (Москва: Мир, 1978). На занятиях демонстрируются также электронно-микроскопические фотографии из коллекции кафедры.

В качестве основных учебников студентам рекомендуются издание «Основы общей цитологии» В. А. Верещагиной (Москва: Академия, 2007) и учебник для бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование и биология» «Цитология», автор Н. С. Стволинская (Москва: Прометей, 2012). В пособии имеется также список дополнительной литературы.

В результате прохождения курса практических занятий по цитологии студенты не только закрепляют знания, полученные на лекциях и с помощью учебной литературы, но и получают устойчивые навыки анализа цитологических препаратов на уровне световой и электронной микроскопии, а также навыки приготовления временных препаратов для световой микроскопии.

Книга в электронном виде. Автор М.А. Ишметова.

790 р.

Практическое руководство по работе с неговорящими детьми.

Для кого и о чём эта книга.

Доброго времени суток, коллега! Меня зовут Марина Ишметова. С 2001 года я занимаюсь развитием и коррекцией речевого развития детей. А если точнее, то я с детства знала, что буду учителем, я играла в «Школу» со своими братьями, когда еще сама ходила в детский сад. У всех моих братьев были заведены тетради и дневники, и я их «учила» по выходным и особенно на летних каникулах.

И вот уже более 20 лет работаю с детьми, передаю свои знания логопедам на семинарах, вебинарах и конференциях, и весь накопленный практический опыт по работе с неговорящими детьми решила опубликовать в данной книге.

Я постаралась максимально простым языком рассказать, как помочь ребенку заговорить предложениями и даже рассказывать свои первые в жизни стихотворения.

После того как я посетила областные города Беларуси со своим семинаром по запуску речи, был организован челендж по сочинению простых логопедических стихов для детей, которые только начинают говорить. И в этой книге я поделюсь сочинениями русскоговорящих коллег из разных уголков мира.

Эта книга будет интересна и полезна логопедам, дефектологам, а также студентам, слушателям отделений профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования. Она имеет исключительно практическую направленность.

УДК 376-056.264
ББК 74.3
И97

Колорград, 2022. – 65 с.

ISBN 978-985-896-297-5

© Ишметова М. А., 2022
© Оформление. ООО «Колорград», 2022

Практическое руководство по фармацевтической химии : Для фармац. ин-тов (фак.)

Практическое руководство по фармацевтической химии : Для фармац. ин-тов (фак.)

Авторы:

Архипова А.В.

Дзбановская И.Э.

Кочерова А.Н.

Редакция:

2-е изд., перераб. и доп.

Описание:

Архипова А.В., Дзбановская И.Э., Кочерова А.Н. Практическое руководство по фармацевтической химии : [Для фармац. ин-тов (фак.)] / Под ред. проф. П.Л. Сенова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Медицина, 1967. — 340 с. : ил. ; 22 см

Рубрики:

Фармацевтическая химия → Практические работы учащихся

Примечания:

Загл. 3-го изд.: Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии . — На пер. и корешке загл.: Практикум по фармацевтической химии . — Перед загл. авт.: А.В. Архипова, И.Э. Дзбановская, А.Н. Кочерова и др.

Другие ответственные лица:

Сенов, Петр Леонидович → Редактор

Дата создания:

2021-06-22 05:15:25

Пожалуйста, помогите актуализировать информацию

Загрузить фотографию актуальной обложки книги

Дополнить или обновить информацию о книге

Купить

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Недоступно

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

Реферат по теме Практическое руководство по фармацевтической химии : Для фармац. ин-тов (фак.)

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Практическое руководство по фармацевтической химии : Для фармац. ин-тов (фак.)

Опросы

Является ли она популярной?

Нет, вообще не популярна.

Содержание

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

Реставрация Практическое руководство по фармацевтической химии : Для фармац. ин-тов (фак.)

Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги,
травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление
заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков,
художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки.
Мелкий ремонт (удаление пятен, плесени) или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги

Показать контакты

Объявление о покупке (разыскивается книга)

Подпишитесь на новые объявления

Наличие в библиотеках

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Соболихинская сельская библиотека

Московская область, Балашиха городской округ, д. Соболиха
Новослободская, 15
Расположение на карте

Вт: 11:00-18:00
Ср: 11:00-18:00
Чт: 11:00-18:00
Пт: 11:00-18:00
Сб: 10:00-17:00

www.cbsbalashihi.ru

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Центральная библиотека №106 ЦБС ЮВАО, г. Москва

Москва, Москва, Рязанский район
Институтская 3-я, 15
Расположение на карте

санитарный день: последний вт месяца
Вт: 17:00-19:00
Ср: 17:00-19:00
Чт: 17:00-19:00
Пт: 17:00-19:00
Сб: 17:00-19:00
Вс: 17:00-19:00

cbsuvao.ru
Вконтакте: 
https://vk.com/lib_uvao
Facebook: 
https://facebook.com/libuvao

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Воронежская областная специальная библиотека для слепых им. В.Г. Короленко

Воронежская область, Воронеж городской округ, Воронеж, Ленинский район
Свободы, 8
Расположение на карте

санитарный день: первая пт месяца
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Сб: 09:00-18:00

www.vosbs.ru
Вконтакте: 
https://vk.com/korolenko_library
Facebook: 
https://facebook.com/vosbs

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека

Республика Дагестан, Махачкала городской округ, Махачкала, Ленинский район, 5-й пос.
Имама Шамиля проспект, 80
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 11:00-16:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-19:00

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека №22

Республика Удмуртия, Ижевск городской округ, Ижевск, Устиновский район, Восточный 6-й
Труда, 50
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца; зимний период: пн-пт 11:00-19:00; вс 10:00-18:00
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00

nekrasov.izh-cbs.ru/biblioteka-filial-no-22
Вконтакте: 
https://vk.com/id147680554
Facebook: 
https://facebook.com/profile.php?id=100009128636185&ref=bookmarks

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека №44, пос. Карла Маркса

Саратовская область, Энгельсский район, пос. имени Карла Маркса
Советская, 31
Расположение на карте

Пн: 10:00-13:00 15:00-18:00
Вт: 10:00-13:00 15:00-18:00
Ср: 10:00-13:00 15:00-18:00
Чт: 10:00-13:00 15:00-18:00
Пт: 10:00-13:00 15:00-18:00
Сб: 10:00-13:00 15:00-18:00

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Зональная научная библиотека им. В.А. Артисевич

Саратовская область, Саратов городской округ, Саратов, Октябрьский район
Бахметьевская, 9
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 09:30-12:30 13:00-18:00
Вт: 09:30-12:30 13:00-18:00
Ср: 09:30-12:30 13:00-18:00
Чт: 09:30-12:30 13:00-18:00
Пт: 09:30-12:30 13:00-18:00
Сб: 09:00-12:30 13:00-16:00

library.sgu.ru

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Детская библиотека №12

Челябинская область, Челябинский городской округ, Челябинск, Курчатовский район
40-летия Победы, 6
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-17:00

library-12.narod.ru

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека №16

Алтайский край, Барнаул городской округ, Барнаул, Октябрьский район, Восточный
Маяковского, 8
Расположение на карте

санитарный день: 15 число месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека им. А.И. Герцена

Омская область, Омск городской округ, Омск, Советский округ, Городок Нефтяников
Мира проспект, 14
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Вс: 09:00-17:00

www.lib.omsk.ru
Вконтакте: 
https://vk.com/lovebooks
Youtube: 
https://youtube.com/user/OMB19761

Наличие в библиотеках

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Соболихинская сельская библиотека

Московская область, Балашиха городской округ, д. Соболиха
Новослободская, 15
Расположение на карте

Вт: 11:00-18:00
Ср: 11:00-18:00
Чт: 11:00-18:00
Пт: 11:00-18:00
Сб: 10:00-17:00

www.cbsbalashihi.ru

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Центральная библиотека №106 ЦБС ЮВАО, г. Москва

Москва, Москва, Рязанский район
Институтская 3-я, 15
Расположение на карте

санитарный день: последний вт месяца
Вт: 17:00-19:00
Ср: 17:00-19:00
Чт: 17:00-19:00
Пт: 17:00-19:00
Сб: 17:00-19:00
Вс: 17:00-19:00

cbsuvao.ru
Вконтакте: 
https://vk.com/lib_uvao
Facebook: 
https://facebook.com/libuvao

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Воронежская областная специальная библиотека для слепых им. В.Г. Короленко

Воронежская область, Воронеж городской округ, Воронеж, Ленинский район
Свободы, 8
Расположение на карте

санитарный день: первая пт месяца
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Сб: 09:00-18:00

www.vosbs.ru
Вконтакте: 
https://vk.com/korolenko_library
Facebook: 
https://facebook.com/vosbs

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека

Республика Дагестан, Махачкала городской округ, Махачкала, Ленинский район, 5-й пос.
Имама Шамиля проспект, 80
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 11:00-16:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-19:00

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека №22

Республика Удмуртия, Ижевск городской округ, Ижевск, Устиновский район, Восточный 6-й
Труда, 50
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца; зимний период: пн-пт 11:00-19:00; вс 10:00-18:00
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00

nekrasov.izh-cbs.ru/biblioteka-filial-no-22
Вконтакте: 
https://vk.com/id147680554
Facebook: 
https://facebook.com/profile.php?id=100009128636185&ref=bookmarks

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека №44, пос. Карла Маркса

Саратовская область, Энгельсский район, пос. имени Карла Маркса
Советская, 31
Расположение на карте

Пн: 10:00-13:00 15:00-18:00
Вт: 10:00-13:00 15:00-18:00
Ср: 10:00-13:00 15:00-18:00
Чт: 10:00-13:00 15:00-18:00
Пт: 10:00-13:00 15:00-18:00
Сб: 10:00-13:00 15:00-18:00

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Зональная научная библиотека им. В.А. Артисевич

Саратовская область, Саратов городской округ, Саратов, Октябрьский район
Бахметьевская, 9
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 09:30-12:30 13:00-18:00
Вт: 09:30-12:30 13:00-18:00
Ср: 09:30-12:30 13:00-18:00
Чт: 09:30-12:30 13:00-18:00
Пт: 09:30-12:30 13:00-18:00
Сб: 09:00-12:30 13:00-16:00

library.sgu.ru

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Детская библиотека №12

Челябинская область, Челябинский городской округ, Челябинск, Курчатовский район
40-летия Победы, 6
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-17:00

library-12.narod.ru

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека №16

Алтайский край, Барнаул городской округ, Барнаул, Октябрьский район, Восточный
Маяковского, 8
Расположение на карте

санитарный день: 15 число месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека им. А.И. Герцена

Омская область, Омск городской округ, Омск, Советский округ, Городок Нефтяников
Мира проспект, 14
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Вс: 09:00-17:00

www.lib.omsk.ru
Вконтакте: 
https://vk.com/lovebooks
Youtube: 
https://youtube.com/user/OMB19761

Информация от пользователей

Занятие № 1

Тема занятия: «Световая микроскопия как обязательный цитологический метод. Морфологическое разнообразие эукариотических клеток».

Цель занятия:

1. Ознакомить студентов с основными принципами световой микроскопии; рассмотреть понятие «разрешающая способность светового микроскопа».

2. Изучить общий план строения эукариотических клеток на уровне световой микроскопии, оценить размеры клеток животных. Студенты должны усвоить морфологические понятия: ядро, цитоплазма, мембрана, оболочка, зернистость цитоплазмы, кариоплазма, ядрышко, глыбки хроматина, многоядерные клетки.

3. Показать морфологическое разнообразие эукариотических клеток животных в зависимости от их функций.

Объяснение преподавателя

Основы световой микроскопии

Любой современный световой микроскоп имеет в своем составе три оптические системы, работающие совместно: конденсор, объектив и окуляр. Конденсор представляет собой систему линз, которые позволяют сфокусировать источник освещения и осветить объект снизу так, чтобы лучи света проходили через тонкий срез. Конденсор имеет диафрагму, которая позволяет регулировать интенсивность освещения, делая его ярче или слабее.

Лучи света, пройдя через срез, фокусируются объективом. Именно объектив создает первичное увеличение объекта, дает его разрешение, позволяет увидеть мельчайшие структуры клетки. Окуляр увеличивает изображение, построенное объективом, и направляет его в глаз исследователя. Разрешение объекта остается таким, каким его сформировал объектив. Общее увеличение объекта будет равно произведению увеличения объектива на увеличение окуляра. На занятиях по цитологии чаще всего используется объектив с увеличением ×40 и окуляр, дающий увеличение в 15 раз, тогда общее увеличение будет записываться: 40×15. Нетрудно посчитать, что это увеличение в 600 раз. Принято записывать увеличение препарата 40×15, такая запись показывает разрешение объекта, какие детали должны быть выявлены на препарате, объектив с каким увеличением использовался для анализа препарата.

Световой микроскоп, как любой оптический прибор, имеет важную характеристику – разрешающую способность. Это минимальное расстояние между двумя точками, которые видны раздельно. Для современных световых микроскопов разрешающая способность для биологических объектов равна 0,2 мкм, что соответствует средним размерам митохондрий. То есть под световым микроскопом при максимальном его разрешении митохондрии будут видны в виде точек с минимальными размерами. Примерно также будут выглядеть и многие другие органеллы цитоплазмы животной клетки. В растительной клетке есть более крупные структуры – хлоропласты и другие пластиды, которые имеют размер несколько микрометров.

Причиной того, что мелкие структуры клетки видны в световой микроскоп нечетко, является эффект оптической дифракции. В микроскопе яркая точка будет увеличена и выглядит как яркое пятно. Два близлежащих точечных объекта дают перекрывающиеся изображения пятен, которые сливаются и воспринимаются как одно пятно. Разрешающая способность светового микроскопа ограничена, прежде всего, длиной волны света, используемого для освещения объекта, а также способностью оптической системы воспринимать то или иное количество света.

Студенческий микроскоп имеет два объектива с увеличением ×10 и ×40. Объективы, дающие увеличение не более чем в 40 раз, являются воздушными, и показатель преломления воздуха равен единице. Большее увеличение достигается объективами, где преломляющей средой являются вода или иммерсионное масло.

При работе с микроскопами следует учитывать, что объективы рассчитаны на определенную длину тубуса, поэтому не следует переносить объективы с одного типа микроскопа на другой.

Каждый объектив характеризуется определенной величиной рабочего расстояния. Это расстояние от объектива до препарата, оно выражается в миллиметрах. Объектив с увеличением ×10 имеет рабочее расстояние около 1 см, а объектив ×40 – 0,41 мм. Поэтому в процессе работы следует очень осторожно пользоваться винтом фокусировки объектива, особенно при работе с объективом, дающим большое увеличение.

Механический узел микроскопа состоит из станины, на которой крепится предметный столик с препаратоводителем, револьвер с объективами и тубус с окуляром. Микроскоп имеет винтовые механизмы для фокусировки микроскопа и перемещения конденсора. Грубая и точная фокусировки осуществляются разными винтами.

Основные правила работы с микроскопом

1. Микроскоп ставят на стол так, чтобы окуляр приходился против левого глаза наблюдателя, направо на столе располагают альбом для рисунков и карандаши.

2. Переносить микроскоп можно только двумя руками. Одной рукой поддерживают основание штатива микроскопа, а другой – берутся за изгиб тубусодержателя.

3. Каждый раз, когда наблюдатель прерывает работу с микроскопом, осветитель выключают. Это позволяет сохранить лампочку накаливания от быстрого перегорания.

4. Прежде всего следует убедиться, что препарат лежит покровным стеклом вверх. Начинать микроскопию необходимо с малого увеличения (объектив ×10). При переходе к большому увеличению (объектив ×40) следует слегка приподнять объективы с помощью макровинта и перевести револьвер с объективами на нужное увеличение. После этого опустить объектив с помощью макровинта до соприкосновения со стеклом, глядя на объектив сбоку, и только затем начинать фокусировку микровинтом, осторожно поднимая объектив, постоянно глядя в окуляр. Рабочее расстояние от объектива до препарата составляет примерно 0,4 мм. При необходимости препарат передвигают с помощью винтов препаратоводителя.

5. Для изучения препаратов огромное значение имеет освещение объекта. При хорошем освещении видны границы клеток. Добиваются наиболее равномерного освещения поля зрения под микроскопом, устанавливая или убирая откидную линзу конденсора. При малом увеличении пользуются матовым стеклом. Для повышения контрастности изображения слегка прикрывают диафрагму конденсора.

6. После окончания работы препарат снимают со столика, объективы ставят в нерабочее положение.

Вопросы

1. Перечислите компоненты микроскопа, задействованные в построении изображения. Какую функцию они выполняют?

2. Что такое разрешающая способность светового микроскопа? От чего она зависит?

Лабораторная работа

Общий план строения эукариотической клетки животных на уровне световой микроскопии

Постоянный препарат «Клетки печени аксолотля». Окраска: гематоксилин – эозин, размер клеток – около 60 мкм, увеличение 40×15 (рис. 1).

Рис. 1. Общий план строения эукариотической клетки под световым микроскопом. Клетка печени аксолотля. В ядре выявляются три ядрышка и небольшие глыбки хроматина, цитоплазма зернистая

В результате анализа препарата с помощью микроскопа студенты графически изображают две-три клетки, соприкасающиеся друг с другом. Для передачи цвета используются цветные карандаши. Рисунок должен быть детальным.

На рисунке отметить: границы клетки, цитоплазму, зернистость цитоплазмы, которая отражает наличие органоидов, ядро, ядрышки, глыбки хроматина, ядерный сок.

Задание выполняется под руководством преподавателя.

Самостоятельная лабораторная работа студентов

Морфологическое разнообразие эукариотических клеток

Изучить особенности строения дифференцированных эукариотических клеток человека и животных на примере следующих препаратов: 1. Нейрон спинного мозга собаки, размер клетки 50–60 мкм. Окраска – серебрение. Отметить: отростки нейрона, зернистость цитоплазмы, ядро, ядрышко. 2. Эритроцит лягушки, размер клетки 18–20 мкм. Окраска – гематоксилин – эозин. Отметить: гомогенную цитоплазму, ядро, крупные глыбки хроматина. 3. Эритроцит человека, размер клетки 7 мкм. Окраска гематоксилин – эозин. Отметить: гомогенную цитоплазму, отсутствие ядра. 4. Многоядерная клетка поперечно-полосатой мышечной ткани языка кролика, продольное сечение. Диаметр клетки более 20 мкм. Окраска – гематоксилин железный. Отметить: множественные ядра, сократительный аппарат в виде поперечной исчерченности, границы мышечного волокна.

С каждого препарата при увеличении 40×15 делается рисунок одной клетки. Отметить размеры, красители, особенности морфологии, а также функцию. Клетки с разных препаратов изображаются в масштабе друг относительно друга в соответствии с их размерами. На листе с рисунками необходимо кратко в письменной форме сделать вывод, в котором отмечается, что общего в строении всех указанных клеток и с чем связаны отличия в их строении.

Например, эукариотические клетки животных имеют размеры от 7 до 60 мкм; форма клеток разнообразна и зависит от выполняемой функции; обязательные структуры эукариотических клеток, выявляемые с помощью световой микроскопии при увеличении 40×15: ядро, цитоплазма, границы клеток, зернистость цитоплазмы, соответствующая клеточным органеллам; структуры ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, ядрышко, глыбки хроматина. Форма клетки определяется функцией, которую она выполняет. Эритроциты человека, как и других млекопитающих, высокоспециализированные клетки, утрачивают ядро в процессе дифференцировки.

Задание на дом: история цитологии, клеточная теория, клетки прокариот и эукариот, стволовые клетки, тотипотентные и полипотентные клетки, клеточный цикл.

Задание на дом для самостоятельной работы. Выполняется письменно в тетради в виде конспекта учебника. Тема: «Основы микроскопической техники».

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что такое микроскопическая техника?

2. Что такое фиксация и для чего она используется? Примеры фиксаторов.

3. Перечислить основные этапы приготовления постоянных препаратов

4. Что такое артефакт?

Литература

1. Верещагина В. А. Основы общей цитологии. – М.: Академия, 2007.

2. Стволинская Н. С. Цитология. – М.: Прометей, 2012.

3. Ченцов Ю. С. Цитология с элементами целлюлярной патологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2010.

Практическое руководство по фармацевтической химии Для фармацевт. ин-тов (фак.)

Практическое руководство по фармацевтической химии Для фармацевт. ин-тов (фак.)

Практическое руководство по фармацевтической химии Для фармацевт. ин-тов (фак.)

Электронная копия документа недоступна

О произведении

Ответственность

А. В. Архипова, И. Э. Дзбановская, А. Н. Кочерова и др. ; Под ред. проф. П. Л. Сенова

Общее примечание

Изд. 3-е, перераб. и. доп. вышло под загл.: Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Практическое руководство по фармацевтической химии [Текст] : [Для фармацевт. ин-тов (фак.)]

Карточка



Практическое руководство по фармацевтической химии [Текст] : [Для фармацевт. ин-тов (фак.)] / А. В. Архипова, И. Э. Дзбановская, А. Н. Кочерова и др. ; Под ред. проф. П. Л. Сенова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Медицина, 1967. — 340 с. : ил.; 22 см.

Изд. 3-е, перераб. и. доп. вышло под загл.: Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии

RuMoRGB

На пер. и корешке загл.: Практикум по фармацевтической химии

RuMoRGB

Фармацевтическая химия — Практические работы учащихся

Шифр хранения:

FB Б 68-10/50

FB Б 68-10/51

FB Арх

Описание

Заглавие Практическое руководство по фармацевтической химии [Текст] : [Для фармацевт. ин-тов (фак.)]
Коллекции ЕЭК РГБ Каталог документов с 1831 по настоящее время
Дата поступления в ЭК 25.10.2012
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности А. В. Архипова, И. Э. Дзбановская, А. Н. Кочерова и др. ; Под ред. проф. П. Л. Сенова
Издание 2-е изд., перераб. и доп.
Выходные данные Москва : Медицина, 1967
Физическое описание 340 с. : ил.; 22 см
Примечание Изд. 3-е, перераб. и. доп. вышло под загл.: Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии
RuMoRGB
На пер. и корешке загл.: Практикум по фармацевтической химии
RuMoRGB
Тема Фармацевтическая химия — Практические работы учащихся
Язык Русский
Места хранения FB Б 68-10/50
FB Б 68-10/51
FB Арх

Главная
»
Психология
»
Общая психология
»
Педагогическая психология. Детская психология
»
Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка: практическое пособие

Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка: практическое пособие

Объем: 160 стр.

ISBN: 978-5-86775-965-0

УДК: 373.2

ББК: 74.100.5

Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.

Дополнительные материалы к этой книге

Мультимедийные приложения к книге

Рекомендации материалов по теме: нет

© Архипова Т. В., Коничев В. С., Стволинская Н. С., 2016

© Издательство «Прометей», 2016

Предисловие

Настоящее пособие предназначено для студентов, преподавателей и технического персонала в качестве методического руководства при подготовке и проведении лабораторных занятий по цитологии со студентами – бакалаврами по направлению подготовки «Педагогическое образование и биология».

Переход на двухступенчатую систему высшего образования приводит к изменению учебного процесса. Бакалавры изучают цитологию в течение первого семестра на протяжении 18 недель. Данное пособие включает методические разработки 18 практических занятий, перечень постоянных препаратов для световой микроскопии, список электронно-микроскопических фотографий и примерный перечень теоретических вопросов к зачету или экзамену.

Данное пособие полностью соответствует государственному стандарту для бакалавров по указанному направлению и профилю образовательных университетов.

Целью лабораторных занятий является подробное изучение морфологии клеток, их химического состава, функциональной активности внутриклеточных структур, процессов деления клеток, а также развитие половых клеток.

Каждое занятие построено по определенному принципу, в основе которого прослеживается последовательность этапов проведения занятия. Начинается занятие с опроса студентов по заданной теме, объяснения преподавателя в виде краткого обобщающего изложения темы занятия с акцентом на сложные теоретические вопросы. Затем следуют указания для проведения самостоятельной лабораторной работы, а также задание для подготовки к следующему занятию. Кроме того, даются методические указания для проведения самостоятельной внеаудиторной работы согласно рабочей программе дисциплины «Цитология».

Лабораторные занятия проводятся на основе сочетания методов световой и электронной микроскопии. На первом занятии студенты знакомятся с современными световыми микроскопами и правилами работы с ними при большом увеличении (40×15). Это является необходимым этапом для дальнейшей грамотной работы студентов в лаборатории. В большинстве случаев для световой микроскопии используются готовые цитологические препараты, имеющиеся в продаже. Одно из занятий, посвященное изучению растительной клетки, построено на приготовлении временных препаратов руками студентов, при этом используются распространенные комнатные растения.

В качестве основных источников электронно-микроскопических фотографий используется «Атлас по биологии клетки» Ж.-К. Ролана, А. Селоши и Д. Селоши (Москва: Мир, 1978). На занятиях демонстрируются также электронно-микроскопические фотографии из коллекции кафедры.

В качестве основных учебников студентам рекомендуются издание «Основы общей цитологии» В. А. Верещагиной (Москва: Академия, 2007) и учебник для бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование и биология» «Цитология», автор Н. С. Стволинская (Москва: Прометей, 2012). В пособии имеется также список дополнительной литературы.

В результате прохождения курса практических занятий по цитологии студенты не только закрепляют знания, полученные на лекциях и с помощью учебной литературы, но и получают устойчивые навыки анализа цитологических препаратов на уровне световой и электронной микроскопии, а также навыки приготовления временных препаратов для световой микроскопии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Aeromax fitness эллипсоид инструкция по применению
  • Новгородское ополчение под руководством
  • В 12 витамин инструкция уколы от чего помогает
  • Руководство по технической эксплуатации итсон
  • Фотоаппарат кэнон ds126291 инструкция по применению