Аппарат управления при руководстве это

Функционирование любой слаженной системы зависит от грамотно построенного аппарата управления, который осуществляет свою деятельность, базируясь на принципах рациональности, последовательности и эффективности.

Общие черты аппаратов управления

Аппарат управления — это иерархическая модель, многоуровневая система, состоящая из определенного количества различных подразделений, на каждый из которых возложены соответствующие функции и задачи. Основной целью функционирования аппарата управления является успешное и эффективное осуществление управленческих процессов. Данная категория подразумевает под собой совокупность управленческих структур, органов, служб, которые создают рабочий процесс в определенное время и в определенном месте. Без существования этих управленческих ответвлений и их взаимодействия эффективная деятельность и реализация намеченных целей государства, региона, города, предприятия, корпорации становятся невозможными.

Система работы аппарата управления

Система аппарата управления обязана осуществлять свою работу качественно, последовательно и непрерывно. Каждая иерархическая ступень аппарата управления подразумевает под собой наличие и работу определенного должностного лица, который руководит рабочим процессом на каком-то этапе. Эти должностные лица обладают своими функциями и полномочиями, а их деятельность в обязательном порядке регламентирована определенными правами и обязательствами. Также они тесно связаны между собой и практически постоянно взаимодействуют. Их решения являются главной отправной точкой всех рабочих процессов. Поэтому они должны быть четкими, уместными и взвешенными. Ведь аппарат управления – это, в первую очередь, многозадачная управленческая модель.

Построение системы управления

Его структура может обладать разным количеством уровней, а его работа может осуществляться в рамках страны, предприятия, организации, города, региона, корпорации или других социально-экономических формирований.

Государственные управленческие аппараты

Аппарат государственного управления предполагает систему законодательных, исполнительных, судебных и контролирующих органов. Также государственный аппарат состоит из других административных органов государственного или регионального значения. Они существуют для контроля за выполнением указаний высших органов власти, а также для решения на своем уровне различных социально-экономических, юридических вопросов. Это так называемые департаменты, министерства, городские или районные администрации, местные судебные органы.

Пирамида управления

Аппараты управления органами власти функционируют, базируясь на таких принципах:

  1. Законность и соответствие Конституции, которая является основополагающим сводом законов в стране.
  2. Оптимальное соотношение структуры органов управления и рациональное распределение функций между подразделениями органов власти.
  3. Готовность представителей государственной власти нести возложенную на них ответственность за принятые политические решения и их последствия.
  4. Лояльность, корректность, деидеологизация политической деятельности.
  5. Компетентность на надлежащем уровне со стороны представителей органов власти и высокий профессионализм.

Структурные единицы аппарата управления

Функционирование предприятий предполагает наличие квалифицированного кадрового потенциала. Совокупность работников предприятия являет собой структуру управления, которое путем воздействия на объекты и субъекты рабочего процесса осуществляет свою работу.

Аппарату управления свойственно разделение труда, которое помогает в производственном процессе добиться успехов и продуктивности. Сама структура управления являет собой организационную форму управленческого аппарата, обозначающую состав трудового коллектива и порядок подчинения подразделений вышестоящему руководству.

Представители компании

Факторы, влияющие на структуру аппарата управления, бывают трех видов.

  1. Технологические (масштабы и способы производства, уровень механизации рабочего процесса, ассортимент продукции).
  2. Экономико-организационные (уровень централизации, налаженность коммуникаций и связей между сотрудниками и подразделениями).
  3. Внешняя среда (наличие кооперации, анализ рынка, партнеров, конкурентов, клиентов и потребителей, природные и климатические факторы, политическая обстановка).

Виды организационных структур

Аппарат управления – это система взаимозависимых элементов, которые прямым или косвенным образом связаны между собой. Эти элементы являют собой функциональные и организационные структуры. Существование различных структур обусловлено существованием разнообразных возможностей построения иерархии и функционирования подразделений, служб, отделов. Все структуры можно разделить на несколько видов.

Линейная. Данный тип предполагает фактически абсолютное подчинение трудового коллектива одному руководителю. Он является главным доминантным лицом в организации, который дает указания, принимает окончательные решения на всех этапах рабочего процесса и несет ответственность за их последствия. Такой тип управленческих структур наиболее часто применим к предприятиям, которые являются элементами малого бизнеса, имеют небольшой штат работников, несложную организацию технологии производства и не слишком разветвленные связи с субъектами внешней среды (поставщиками, партнерами, посредниками).

Функциональная. Этот тип возник логическим образом в процессе расширения стремительно развивающегося производства и рыночной экономики из-за появления необходимости делегирования важных функций другим работникам. Этот тип структуры свойственен предприятиям с разветвленной деятельностью, требующей налаженной и скрупулезной работы в отношении ведения финансовых дел, маркетинговых исследований, кадровой работы, внешнеэкономической деятельности, технической поддержки. Поэтому на деле создаются разнообразные отделы и структуры, которые охватывают внушительный масштаб деятельности, и которым в обязательном порядке нужен координатор.

Работники офиса

Компетентные начальники структурных подразделений имеют свободу в отношении своей деятельности и принятии решений, однако не полноправную, а умеренную, предусмотренную статусом предприятия.

Такой тип структуры обладает колоссальными преимуществами:

  • максимальная выгода от специализации и ограничение нагрузки на руководство;
  • мотивация сотрудников, стимулирование деловой активности и развития профессионализма каждого члена трудового коллектива.

Дивизиональная. Ключевой характеристикой этой структуры является ведущая роль менеджеров, выполняющих управленческие функции в отделениях предприятия. Такая структура свойственна крупнейшим организациям, которые достаточно разветвлены. Здесь каждая ветвь нуждается в координации и контроле для осуществления успешной оперативной деятельности.

Адаптивная структура. Такие типы структур обозначают быструю реакцию компании на изменение факторов внешней среды, в рамках которых осуществляется комплекс действий для успешного достижения целей.

Матричные адаптивные структуры. Они предполагают двойное подчинение сотрудников: непосредственному начальнику и руководителю, к примеру, целевого проекта, программы.

Функции

Механизм управления

К функциям аппарата управления стоит отнести следующие:

  1. оперативность производственного процесса;
  2. минимизация затрат;
  3. рационализация и оптимизация связей между звеньями производства.

Чем же является аппарат управления?

Команда работников

Аппарат управления – это рациональный и эффективный способ построения взаимоотношений и связей между структурными подразделениями предприятия для слаженной работы команды и получения желаемого результата в виде прибыли или социального эффекта.

Аппарат управления (в менеджменте)

Аппара́т управле́ния, многоуровневая иерархическая структура, созданная на основе штатного расписания организации и состоящая из совокупности управленческих кадров (руководителей, менеджеров и специалистов), объединëнных в органы, подразделения и службы. Последние имеют право принимать управленческие решения на различных уровнях и выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля.

Функции и задачи аппарата управления

Аппарат управления разграничивает полномочия в сфере принятия решений между различными органами управления более низкого уровня и возлагает на них определённые задачи и ответственность за их реализацию.

Понятие аппарата управления включает в себя понятие руководящего аппарата организации, представляющего только верхний уровень организационной иерархии и выстраивающего систему управления для всех нижестоящих подразделений и процессов, но не тождественно ему.

К основным задачам аппарата управления как системы управления организацией относят диагностику и оценку текущего и прогнозируемого состояния компании, а также выработку и реализацию соответствующего управляющего воздействия на всех уровнях организационной иерархии и в рамках каждого реализуемого бизнес-процесса. В рамках организационной деятельности аппарат управления осуществляет следующие функции:

  • формирование условий для самоорганизации индивидов;

  • определение ключевой идеи и целей деятельности организации и отдельных еë подразделений;

  • создание системы планирования, направленной на реализацию поставленных целей;

  • создание системы исполнения планов и проектов;

  • поддержание систем обратной связи и контроля результатов деятельности.

Факторы, влияющие на структуру аппарата управления

Аппарат управления должен работать последовательно и непрерывно, с закреплением должностных лиц за определённым производственным этапом в рамках отдельных ступеней в управленческой иерархии, а также с использованием принципа разделения труда для повышения общей производительности организации. К факторам, влияющим на структуру аппарата управления, относят:

  • кадровые (наличие опытного и квалифицированного управленческого персонала и подбор компетентных рядовых сотрудников);

  • функциональные (функциональная полнота и слаженность бизнес-процессов, эффективность управленческих решений);

  • экономико-организационные (степень централизации, характер внутренних коммуникаций, качество обратной связи);

  • технологические (масштабы производства, применяемые технологии, степень механизации и автоматизации процессов; особенности производственного цикла);

  • прогностические (предвидение кризисных ситуаций, поиск факторов риска и путей развития объектов управления, результативность планирования, рентабельность деятельности);

  • факторы внешней среды (особенности функционирования рынка, политическая обстановка, взаимоотношения с партнёрами, конкурентами и потребителями).

Показатели эффективности аппарата управления и принципы оптимизации структуры управления

Качество функционирования аппарата управления определяют по изменению показателей эффективности и по следующим результатам деятельности организации в целом (Магданов. 2012. – С. 56–62):

  • состояние функциональных характеристик организации, еë выходных параметров (в том числе выручки, активов, прибыли), а также тенденции их изменений;

  • состояние структурных характеристик организации (в том числе операционной модели и организационной структуры), а также тенденции их изменений.

  • результаты деятельности по развитию организации (в том числе развитию персонала, выполнению стратегических целей и реализации философии управления).

Построение аппарата управления обусловлено значительными объёмами управленческой работы, которая реализуется посредством горизонтального и вертикального принципов разделения труда. Горизонтальный принцип заключается в расстановке руководителей во главе отдельных подразделений и отделов, в то время как вертикальный предполагает создание управленческой иерархии для достижения лучшей координации отдельных бизнес-процессов. Совершенствование трудовых процессов в аппарате управления требует оптимизации управленческой структуры в соответствии с принципами (Пудовкина. 2008. С. 87–93):

  • специализации (углублённое разделение труда в аппарате управления);

  • пропорциональности (оптимальное соотношение между различными звеньями структуры управления);

  • прямоточности (установление оптимального пути передачи информации);

  • непрерывности (минимизация технологических перерывов в процессах управления);

  • ритмичности (установление режима труда, планомерность работы различных подразделений);

  • комплексного подхода к исследованию трудовой деятельности (привлечение специалистов различного профиля к оценке качества функционирования управленческого аппарата).

Причины и последствия разрастания аппарата управления

Ускорение научно-технической революции и возрастающий масштаб ресурсов, требующих управления, вызвали объективную необходимость разрастания аппарата управления в организациях. Основная причина возникновения такой тенденции заключается в естественном процессе рационализации конструирования, тестирования и ликвидации неисправностей в различных механизмах, в том числе в аппарате управления. Это способствует обособлению отдельных функций внутри аппарата и приводит к созданию большого числа многоуровневых органов управления. Однако чрезмерное неконтролируемое разрастание аппарата управления в организации приводит к снижению еë эффективности, поскольку действие синергетического эффекта препятствует выделению отдельных функциональных частей из системы без потери критически важных характеристик этой системы.

Опубликовано 13 июня 2023 г. в 13:13 (GMT+3). Последнее обновление  4 сентября 2023 г. в 17:00 (GMT+3).

Аппарат
управления

— органы, подразделения, службы, выполняющие
функции управления в организации.
Аппарат помогает выполнению основных
функций организации. Аппаратные задачи
можно определить как консультативные
или обслуживающие. Они поддерживают те
виды деятельности, которые непосредственно
связаны с достижением поставленных
целей. К широко распространенным типам
аппарата относятся консультативный,
обслуживающий и личный.

К
трем типам
аппарата

относятся консультативный, обслуживающий
и личный аппарат, который иногда
рассматривается как вариант обслуживающего
аппарата. Однако следует помнить, что
на практике редко можно провести резкую
границу между этими типами. Нередко
аппарат выполняет как обслуживающие,
так и консультативные функции.

1.
Консультативный.
Когда линейное руководство сталкивается
с проблемой, требующей специальной
квалификации, оно может пригласить
соответствующих специалистов на
временной или постоянной основе и таким
образом сформировать консультативный
аппарат
.
В обязанности
этих специалистов входит консультирование
линейного руководства в их области
знаний. Наиболее часто консультативный
аппарат используется в области права,
новейшей или специальной технологии,
обучения и повышения квалификации, а
также консультирования по работе с
кадрами.

2.
Обслуживающий.
В любой из областей, где используется
консультативный аппарат, функции
аппарата могут быть, а часто так и бывает,
распространены на выполнение определенных
услуг. Вероятно, наиболее известным и
часто встречающимся примером использования
обслуживающего аппарата является отдел
кадров, имеющийся в большинстве крупных
компаний. Отдел кадров ведет личные
дела сотрудников, находит и проверяет
потенциальных кандидатов на работу и
в некоторых случаях поставляет линейному
руководству требуемые кадры. Этот пример
показывает, что административный аппарат
может исполнять как консультативные,
так и обслуживающие функции.

Обслуживающий
аппарат может создаваться и для других
видов деятельности, например, в области
маркетинговых исследований, планирования
материально-технического снабжения,
связи с общественностью.

3.
Личный
аппарат

— это разновидность обслуживающего
аппарата, формирующегося, когда
руководитель нанимает секретаря или
помощника. В обязанности личного аппарата
входит исполнение того, что требует
руководитель. В организации член этого
аппарата не имеет никаких полномочий.
Когда он действует, то это делается по
поручению руководителя.

Хотя
личный аппарат не имеет формальных
полномочий, его члены могут обладать
большой властью. Посредством планирования
назначений и фильтрования информации
они могут контролировать доступ к
руководителю, для которого работают.

Если
руководитель искренне прислушивается
к советам своего личного аппарата или
зависит от него, то власть этого аппарата
значительно возрастает.

Работники
аппарата обладают консультативными,
контрольными и иными полномочиями,
объединенными под общим наименованием
«штабные». Ими выполняются следующие
функции:

• основные
(анализ, оценка, планирование, контроль,
решение кадровых вопросов и проч.);

• вспомогательные
(сбор и хранение информации, техническое
обеспечение управленческой деятельности
и т. п.);

• личное
обслуживание руководства (эти задачи
решает так называемый личный аппарат
— секретари, консультанты и референты).

Появление
штабных подразделений было обусловлено
сложностью и комплексностью управления,
необходимостью оказания администрации
постоянной помощи со стороны специалистов.
Последние (при наличии необходимой
информации) более квалифицированно и
оперативно выполняют текушую аналитическую
и подготовительную работу, освобождая
от нее руководителей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавлено в закладки: 0

Аппарат управленияЧто такое аппарат управления – это совокупность подразделений, органов, служб, главной задачей которых является осуществление управленческих процессов.

Различают аппараты разного уровня, в масштабе всей страны или отдельных ее городов, регионов и в рамках предприятий и организаций, которые ведут свою деятельность на территории страны.

Деятельность аппарата при официальном характере управления оформляется как совокупность управляющих должностей, каждая из которых имеет собственный круг полномочий, а должности выстраивают в иерархическую ступень.

Рассмотрим, более детально, что значит аппарат управления. Управление финансами является целенаправленным формированием процесса распределения финансовых ресурсов меж разными субъектами финансовой системы и в них, деятельность по эффективности использования и привлечению финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает главные составляющие: субъекты управления, объекты управления, методы и формы управленческой деятельности.

Объекты управления

В качестве объектов управления финансами выступают разные типы финансовых отношений, которые могут появляться на различных уровнях финансовой системы:

  • Муниципальные финансы
  • Государственные финансы
  • Финансы домашних хозяйств
  • Финансы хозяйствующих субъектов

Субъекты управления

В качестве субъектов управления выступают специальные органы, службы, подразделения разных объектов управления, которые называются финансовым аппаратом.

Аппарат управления финансами на общегосударственном уровне включает органы исполнительной и законодательной власти. В Российской Федерации к ним относят Правительство РФ, Президента РФ, Федеральное собрание, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и так далее).

На муниципальном уровне и уровне субъектов государства аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (к примеру, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

Аппарат управления финансам на уровне хозяйствующих субъектов определяются его учредительными документами и организационно-правовой формой.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются непосредственно домохозяйства.

Способы управления

Всю совокупность способов управления финансами можно поделить на две группы: косвенные (экономические) и административные.

Мы постарались дать наиболее полное определение и понятие термина аппарат управления, раскрыть его объекты, субъекты и способы

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое — Аппарат управления, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность — это анонимно и всем видно.

Загрузка…

0 0

Автор статьи

Оксана Викторовна Семенова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Стать автором

Аппарат управления и процесс принятия решений

Определение 1

Управленческое решение – это выбор из нескольких вариантов управленческих действий наиболее оптимального решения, то есть выбор из нескольких альтернативных путей наиболее подходящего в данной ситуации.

Управленческий аппарат организации в качестве системы принятия и осуществления решений – это структура управления, основанная на формах, методах и внутриорганизационных связях, а также реализуемые в ней процессы принятия решений.

Процесс формирования организационных структур управления тесно связан с использованием концепции принятия решений. В таких условиях, в качестве основного содержания процесса управления, выступает принятие и реализация управленческого решения.

Иными словами, процессом принятия решений реализуется основная функция аппарата управления. Причем управленческие ситуации и проблемы, которые требуют решения, носят комплексный характер, поэтому не замкнуты в пределах регламентированных функций отдельного структурного подразделения. При этом функционально дифференцированная структура управления не помогает принимать оперативные и согласованные решения, так как руководители и специалисты неохотно занимаются решением задач, которые находятся на стыке функций или выходят за их рамки.

Замечание 1

Таким образом, в условиях современного менеджмента нельзя считать, что цель, содержание и последствия управленческих решений определяет только сфера деятельности определенного подразделения, так как традиционная функциональная структура предприятия часто вступает в противоречие с комплексным характером управленческих проблем.

Формирование аппарата управления в качестве механизма принятия решений предполагает реализацию следующих основных положений:

«Аппарат управления предприятием и процесс принятия управленческих решений» 👇

  • структура управления организацией включает центр принятия решений и его деление на подразделения, а отдельные элементы основываются на системе решений, а не комплексе работ;
  • формирование механизма организационного взаимодействия, коммуникационных схем, отношений между членами организации на разных стадиях процесса принятия решений;
  • налаживание организационных форм и механизмов контроля и координации выполнения решений.

Выделение центров принятия решений в организационной структуре – достаточно сложный процесс. Он тесно взаимосвязан с проблемой распределения полномочий и ответственности, а также с задачей распределения ресурсов. Формирование рациональной организационной структуры управления, в первую очередь, должно давать точный ответ на вопрос о том, на каком уровне принимается то или иное решение, направленное на реализацию определенных целей и устранение возникших отклонений. В структуре управление отражено одновременно два фактора: дифференциация решений, которые обеспечивают достижение поставленных в организации целей, а также распределение полномочий на принятие решений.

Иными словами, в организационной структуре должна быть отражена структура принимаемых внутри нее решений.

Самостоятельность принимаемых решений

В довольно крупных по своему масштабу организациях возникает необходимость делегировать полномочия, то есть передавать часть принимаемых решений в компетенцию менеджеров среднего и низшего звена. Если так будет передаваться значительная часть принимаемых решений, то ведут речь о децентрализации власти на предприятии. Централизация, как и децентрализация, вне конкретных условий не представляет ни положительных, ни отрицательных характеристик управленческой системы. Но при построении рациональных организационных форм необходимо определенное соотношение централизации и децентрализации. Для этого, в первую очередь, необходимо провести оценку степени децентрализации в конкретных условиях. Такую оценку дают, основываясь на коэффициенте децентрализации решений (Кдец).

Само по себе количество решений практически не несет никакой информации, поэтому коэффициент децентрализации необходимо дополнять оценками важности решений, которые принимаются на нижних стадиях управления, а также степень самостоятельности последних.

Важность решений количественно может быть оценена на основании затрат, связанных с их реализацией. Если говорить о степени самостоятельности, то она может быть оценена качественно, базируясь на характере взаимоотношений с вышестоящими уровнями.

Выделяют три степени самостоятельности решений:

  • низкая – все решения предварительно согласовываются с высшим руководством;
  • средняя – высшее руководство информируется о принятом решении;
  • высокая – самостоятельное принятие решений и периодический контроль со стороны высшего руководства.

Используя совокупность количественных и качественных показателей, можно дать объективную оценку уровню децентрализации в организационной структуре управления.

При определении в организации наиболее рационального уровня принятия того или иного решения, необходимо обратить внимание на ряд аспектов.

Информационный аспект – рассматривает существование наиболее благоприятных условий на одном из уровней иерархии, с позиций оперативности и качества принимаемых решений. Данный фактор предполагает предоставление полномочий той ступени, которая обладает максимумом оперативной информации по рассматриваемому вопросу. Вместе с этим необходимо, чтобы решение не только было принято быстро, но и было высокого качества. А так как качество решение определяется во многом качеством полученной информации, которая использовалась для его разработки, то это предполагает наделение полномочиями того уровня, который обладает наиболее объективной, достоверной и не искаженной информацией.

Экономический аспект требует учитывать:

  • наличие ресурсов, необходимых ля успешной реализации принятого решения;
  • материальную мотивацию работников соответствующих подразделений в процессе принятия и реализации управленческого решения, с точки зрения интересов всей организации.

Социальный аспект предполагает, что современный уровень организационной культуры вовлекает всех работников организации в процесс принятия решений и формирование демократического стиля руководства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зубные капли инструкция по применению цена
  • Как настроить приставку мтс к телевизору инструкция видео
  • Руководство мчс по приморскому краю официальный сайт
  • Кровать тоскана с подъемным механизмом 160х200 инструкция по сборке
  • Байкокс инструкция по применению для птиц гусят