Ансамбль песни под руководством

Ансамбль «Русская песня»

Московского государственного академический театра «Русская песня» под руководством народной артистки Российской Федерации Надежды Бабкиной.

Уникальное тембральное богатство, виртуозное владение различными вокальными техниками, стилями и жанрами, богатые и колоритные русские костюмы, эффектные плясовые номера — все это делает выступления ансамбля «Русская песня» великолепным завораживающим зрелищем.

Творческое начало ансамбля «Русская песня», одного из ведущих коллективов России, работающих в жанре народной песни, положено в 1976 году в недрах Оркестра русских народных инструментов «Боян», солисткой которого являлась Надежда Бабкина – будущий основатель и бессменный руководитель ансамбля.

Первым заметным успехом коллектива стало выступление в Сочи на Всероссийском конкурсе советской песни. После этого была золотая медаль на Международном фольклорном конкурсе «Братислава-78» и Первый приз на II Всероссийском конкурсе за лучшее исполнение народной песни.

С 1978 года коллектив под руководством Надежды Бабкиной начал самостоятельно работать при «Москонцерте». В 1980-х «Русская песня» перерастает рамки ансамбля, постепенно превращаясь в театр русской песни. На первый план выходит проблема драматургии песни, превращение концертов в театрализованные действа, спектакли-обряды («Масленица», «Завивание березы», «Колядки», «Свадьба»). Надежда Бабкина сама пишет для них сценарии, придумывает исторические и бытовые сценки. Традиционные песни,  обряды и народные сказки – неоценимое достояние, собранное во время фольклорных экспедиций еще в студенческие годы, – обрели здесь вторую жизнь, избежав забвения.

В 1981 году на базе ансамбля создается одноименный Московский фольклорный центр. В 1994 году он был переподчинен непосредственно Комитету по культуре Москвы, а в 2000 году Приказом Департамента культуры города Москвы  преобразован в Государственное учреждение культуры города Москвы Московский государственный музыкальный театр фольклора «Русская песня». В 2018 году театр приобрел свое современное название – ГБУК г. Москвы «Московский государственный академический театр «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной.

Уже в первые годы своей жизни коллектив достиг виртуозного владения искусством ансамблирования, певческими стилями разных областей России и различными направлениями отечественной народной музыки, включая духовные песнопения и современные авторские композиции. Именно высокое певческое мастерство позволяет ансамблю и его руководителю браться за партитуры любой сложности, работать мобильно и продуктивно, быстро осваивать новый репертуар и создавать оригинальные концертные программы. При этом артисты не ставят задачу сохранения полной этнографической достоверности. Их выступления носят всегда творческий, импульсивный, импровизационный характер. Народные песни в их распеве представляют собой стилистически тонкие аранжировки, в которых органично сочетаются бережное отношение к традиционным элементам и современное прочтение песенного фольклора, составляющего часть нематериального культурного наследия страны.

Уникальный набор голосовых тембров, виртуозное владение вокалом, блестящее знание песенных стилей и жанров, богатые и колоритные русские костюмы, эффектные плясовые номера — все это делает выступления «Русской песни» великолепным завораживающим зрелищем.

Особую художественную ценность представляет коллекция костюмов «Русской песни», созданных такими художниками как Вячеслав Зайцев, Игорь Чапурин, Роман Ватолкин и Мария Федорова. Их яркий колорит, гармония цветов и рисунков, высокий стиль всегда вызывают у зрителя неизменное чувство праздника и радости.

Ансамбля по силам исполнение самого разнообразного песенного материала, любой технической сложности. Репертуар его столь обширен, что выступления могут быть адаптированы практически под любую аудиторию. Каждый слушатель найдет для себя нечто близкое и интересное.

Коллектив ансамбля бережно сохраняет традиции русской песенной культуры, ее глубину и открытость, духовную чистоту и жизнелюбие. В то же время его творчество пронизано чувством современности, связью времен и поколений.  Артисты выработали собственный стиль прочтения народной песни, при этом им удалось сохранить главное – сущность русской песенной культуры.

Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» ведут активную гастрольную жизнь, участвуют в культурно-политических акциях, международных фестивалях и конкурсах, днях культуры России и Москвы, «поездах дружбы». Выступая на разных мировых сценических площадках, артисты всегда пропагандируют богатейшую песенную национальную культуру России.

Ансамбль «Русская песня» удостоен чести принимать участие в таких важнейших культурных проектах государственного масштаба как Проведение встречи Глав государств и правительств «Группы Восьми» в Санкт-Петербурге (2006 г.), Проведение саммита Глав Содружества Независимых Государств в Сочи (2006 г.), Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России» (2007-2015гг., 54 субъекта Российской Федерации), XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи (2014г.) и др.

Портрет ансамбля «Русская песня» будет неполным, если не сказать о его бессменном руководителе – народной артистке России Надежде Бабкиной, которая является душой коллектива, родником идей и источником неиссякаемой энергии, незаурядной и талантливой личностью. Имя «Надежда  Бабкина»  давно стало синонимом «Русской песни». Она являлась инициатором и вдохновителем строительства в Москве первого в России Государственного музыкального театра фольклора, с введением в строй которого начался новый этап в развитии не только ансамбля «Русская песня», но и объединившихся вокруг него новых творческих музыкальных коллективов. [1]

Сегодня артисты ансамбля принимают активное участие в постановках театра «Русская песня». Они заняты в спектаклях: фолк-мюзикл «Ночь перед Рождеством» (режиссёр Нина Чусова), Музыкальные картины по мотивам произведений Михаила Шолохова «Бабий бунт в нашем колхозе» (режиссёр Нина Чусова), Музыкально-драматический спектакль «Россия, слово о тебе…» (режиссёр Любовь Гречишникова), Музыкальная комедия «За двумя зайцами» (режиссёр Нина Чусова), Трагикомедия по мотивам произведений Василия Шукшина «Калина красная» (режиссёр Дмитрий Петрунь), Жестокий романс по мотивам повести А.И. Куприна «Яма»(режиссёр Анна Бабанова), «Новые приключения Колобка» (режиссёр Максим Лахно), новогодних театрализованных представлениях для детей, а также концертных программах, приуроченных к православным и государственным праздникам, знаменательным датам.

Состав ансамбля «Русская песня»:

  • Надежда Бабкина (альт II) – художественный руководитель ансамбля, народная артистка России, Чеченской Республики и Республики Ингушетия, художественный руководитель-директор Московского государственного академического театра «Русская песня»
  • Наталья Волгина (сопрано I) – главный хормейстер ансамбля, лауреат Всероссийского конкурса народных исполнителей имени Ольги Ковалевой
  • Пётр Ключников (баритон) – хормейстер

  • Алёна Анкудинова (альт I)

  • Валентина Безух (альт I)

  • Анастасия Ефремова (альт II)
  • Елена Ионина (альт II)
  • Анна Ишутина (сопрано I)
  • Наталья Морозова (сопрано II) – лауреат межрегионального фестиваля-конкурса имени А.Г. Тархова
  • Светлана Рассказова (сопрано II) – хормейстер
  • Сергей Сысуев (тенор)
  • Павел Арламов (баритон)
  • Ярослав Шведков (тенор)

Дискография:

  • Душа в степи (1986)
  • Шумел камыш (1994)
  • Благослови душе (1994)
  • Как жахнем! (2000)
  • Четыре двора (2006)
  • Ковано колесо (2006)
  • Летят утки (2007)
  • В звездном хороводе (2007)
  • Песни России (2008)
  • Новое и неизданное (2010)

[1] На сегодняшний день в состав театра «Русская песня» входят следующие коллективы и солисты: ансамбль «Русская песня», фольклорная группа «Славяне», фолк-рок группа «После 11», фольклорный ансамбль «Россияне», балет «Живая планета», ансамбль танца  «Русские сезоны» под руководством Николая Андросова, Детско-юношеская фольклорная студия «Наследие», народная артистка России Анна Литвиненко, певец, композитор и поэт Евгений Гор, артист, певец и композитор Александр Коган, мультиинструменталист Александр Варнаев и Дуэт аккордеонистов «Братья Бондаренко».


Alexandrov Ensemble

Chór aleksandrowa i balet 27 października 2009 warszawa.JPG

The Alexandrov Choir with Dance Ensemble, Warsaw 2009

Background information
Also known as Red Army Choir
A. V. Alexandrov Academic Song and Dance Ensemble of the Russian Army
Red Army Song Ensemble of the M. V. Frunze Red Army Central House
Red-Bannered Red Army Song and Dance Ensemble of the USSR
A. V. Alexandrov Twice Red-bannered and Red-starred Song and Dance Ensemble of the Soviet Army
A. V. Alexandrov Twice Red-bannered and Red-starred Academic Song and Dance Ensemble of the Soviet Army
Genres Classical, folk tunes, hymns, operatic arias, popular music
Years active 1928–present
Members Conductor Gennadiy Sachenyuk [ru]
Past members Valery Khalilov, and 63 other members
Website redarmychoir.com

The Alexandrov Ensemble, Bielsko-Biala, 2006. Victor Sanin on the left, Dmitry Bykov on the right (soloists)

The Alexandrov Ensemble (Russian: Ансамбль Александрова, tr. Ansambl’ Aleksandrova; commonly known as the Red Army Choir[1] in the West) is an official army choir of the Russian armed forces. Founded during the Soviet era, the ensemble consists of a male choir, an orchestra, and a dance ensemble.

The Ensemble has entertained audiences both in Russia and throughout the world, performing a range of music including folk tunes, hymns, operatic arias and popular music. The group’s repertoire has included The Volga Boatmen’s Song, Katyusha, Kalinka, and Ave Maria.

It is named for its first director, Alexander Vasilyevich Alexandrov (1883–1946). Its formal name since 1998 has been A. V. Alexandrov Academic Song and Dance Ensemble of the Russian Army (Russian: Академи́ческий анса́мбль пе́сни и пля́ски Росси́йской А́рмии и́мени А. В. Алекса́ндрова, tr. Akademíchesky ansámbl′ pésni i plyáski Rossýskoy Ármii ímeni A. V. Aleksándrova),[2] shortened to Academic Ensemble (Russian: Академи́ческий анса́мбль, tr. Akademíchesky ansámbl′)[2] on second reference.

On 25 December 2016, its artistic director, Valery Khalilov, and 63 other members of the Ensemble were killed in the Russian Defence Ministry aircraft crash of a 1983 Tupolev Tu-154 into the Black Sea just after takeoff from the southern resort city of Sochi, Russia.[1] The Red Army Choir singers and dancers were en route to Syria to entertain Russian troops there for Orthodox Christmas celebrations.[3]

Name[edit]

At the establishment, in 1928, the choir was named Red Army Song Ensemble of the M. V. Frunze Red Army Central House (Russian: Анса́мбль красноарме́йской пе́сни Центра́льного до́ма Кра́сной А́рмии и́мени М. В. Фру́нзе, tr. Ansámbl′ krasnoarméyskoy pésni Tsentrál′nogo dóma Krásnoy Ármii ímeni M. V. Frúnze). In 1935, it was renamed Red-Bannered Red Army Song and Dance Ensemble of the USSR (Russian: Краснознамённый анса́мбль красноарме́йской пе́сни и пля́ски СССР, tr. Krasnozamyónny ansámbl′ krasnoarméyskoy pésni i plyáski SSSR).

In 1949 the ensemble was officially named the A. V. Alexandrov Twice Red-bannered and Red-starred Song and Dance Ensemble of the Soviet Army (Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова Russian: Два́жды Краснознамённый о́рдена Кра́сной Звезды́ анса́мбль пе́сни и пля́ски Сове́тской А́рмии и́мени А. В. Алекса́ндрова, tr. Dvázhdy Krasnoznamyonny órdena Krásnoy Zvezdý ansámbl′ pésni i plyáski Sovétskoy Ármii ímeni A. V. Aleksándrova). In 1978 the word «academic» was added to the title (A. V. Alexandrov Twice Red-bannered and Red-starred Academic Song and Dance Ensemble of the Soviet Army). After the dissolution of the Soviet Union, the ensemble received its present name in 1998.

History[edit]

Early years[edit]

Born into a peasant family, Alexander Vasilyevich Alexandrov became the first artistic director of the ensemble, choirmaster, conductor, teacher and the public figure who wrote the music to the State Anthem of the Soviet Union.[4] He came from a musical background of hymns and folk songs, could play the viola and had perfect pitch, so he sang in the church choir and performed at festivals. He was heard singing at the village school by PA Zalivuhin, a soloist in the choir at Kazan Cathedral, St. Petersburg. Zalivuhin persuaded Alexandrov’s parents to let the child go to St Petersburg to learn music. In 1898, the young peasant boy became a pupil of the Saint Petersburg Court Chapel.[4]

There are two recorded histories of the ensemble: possibly separate elements of the same history. The first says that the initiator of the ensemble was Felix Nikolaevich Danilovich, a theatre director. The first director of the ensemble was chosen from three of Moscow’s conductors: Danilin, Chesnokov and Alexandrov. Seen in isolation this would signify that A. V. Alexandrov was not the creator of the ensemble. In this version the first troupe is named as follows. Singers: Tkachenko, Zyukov, Samarin, Rozanov, Koltypin, Tolskov, Golyaev, Charov. Dancers: Maximov, Svetlov. Bayanist: Surdin.[5][specify]

The second version says that the ensemble was formed out of the Frunze Red Army Central House in 1928. There is also a story that Stalin then asked Alexandrov to relocate the choir to Moscow.[4] Under the name Red Army Song Ensemble of the M. V. Frunze Red Army Central House, shortly the «Red Army Choir«, twelve soldier-performers – a vocal octet, a bayan player, 2 dancers, and a reciter – officially performed for the first time on 12 October 1928 under the direction of their conductor, Alexandr Alexandrov, a young music professor at the Moscow Conservatory. The program, entitled The 22nd Krasnodar Division in Song, consisted mainly of short musical scenes of military life, including Songs of the First Cavalry Army, The Special Far-Eastern Army, and Song about Magnitostroi.

Development[edit]

In 1929, the ensemble visited the far eastern lands of the Soviet Union, entertaining the troops working on the Far Eastern Railway.[citation needed]

With the goal of developing amateur art within the ranks of the army and to encourage soldiers’ interest in good music, the ensemble grew to 300 performers by 1933, comprising three different forces of a male choir, an orchestra, and an ensemble of dancers.[citation needed] Some sources[who?] say that in 1933 there were 19 members; in 1935 there were 135 and in August 1937 in Paris and Prague they were 150. The Red Army Choir became known as a propagator of Soviet songs, performing original compositions by composers such as Vasily Solovyov-Sedoy, Anatoli Novikov, Matvey Blanter and Boris Mokrousov.[citation needed]

In 1935, the choir was bestowed the Order of the Red Banner and was renamed the Red-bannered Red Army Song and Dance Ensemble of the USSR.

Having traveled widely throughout the Soviet Union, from the Arctic north to Tajikistan, the choir performed at the International Exposition dedicated to Art and Technology in Modern Life held in 1937 in Paris, France; it won the Grand Prix, the highest honor bestowed by the jury.

During World War II, the ensemble gave over 1500 performances at both Soviet fronts, entertaining troops about to go into battle, at gun emplacements, airfields, and in hospitals.[4][6][needs update][7][8][needs update][9]

Under Boris Alexandrovich Alexandrov[edit]

Following the death of Alexander Alexandrov, the ensemble was taken over by his son, Boris Alexandrovich Alexandrov. Under his leadership, the ensemble gained fame outside the Soviet Union, making extensive tours worldwide. Boris Alexandrov retired in 1987, and was succeeded by People’s Artist of Russia Igor Agafonnikov the same year,[4] with Anatoly Maltsev as the ensemble chief. He retired as the principal conductor in 1994; he died that year and was buried in Moscow at the Novodevichy Cemetery.[10] He was succeeded by Victor Fedorov, the chorus master since 1986.

Under B. A. Alexandrov, the ensemble was highly disciplined. Boris’s party trick was to leave the stage and allow the ensemble to perform «En Route» alone. Members were positioned so that they could not all watch one orchestral leader, and this appeared to be a trick, but there was no trick at all. Leonid Kharitonov remembers:

The Ensemble members were so disciplined and experienced that they could feel the rhythm simultaneously and could sing and play together automatically, without the conductor… In Canada during one concert Alexandrov left the Ensemble to perform alone for half an hour.[11][specify]

Alexandrov ensemble dancers, Budapest, 1951

Major Vladimir Alexandrov (1910–1978), brother of Boris Alexandrov, also composed for the ensemble.[12] He served as Orchestral Director and Conductor.[13] Vladimir Gordeev was the principal conductor on the 1988 UK tour.[14]

1948 Berlin Peace Concert[edit]

1948 peace concert at Berlin. Photo taken by member of choir from stage, probably using Boris Alexandrov’s camera. Boris Alexandrov has posed for this, holding baton still.

In 1948 much of Berlin was still ruined after World War II, and the city was divided into four occupation zones, controlled by the USSR, France, the UK and the United States. This was before the Berlin Wall was built, and it was still possible to travel between zones. An American officer suggested a concert in the Gendarmenmarkt (in the Soviet zone at the time), and the French zone commander supported the suggestion. The musicians were to be provided by the USSR, and the Alexandrov Ensemble was chosen. A temporary stage was set up in the square, with flowers all along the front. 30,000 people came to stand and watch for three hours. In 1994, towards the end of his life, Boris Alexandrov said:

«The visit to Germany was unforgettable. It is dominant in the history of the ensemble. It was necessary to make a new creative leap – from wartime military music to postwar relaxing harmony. It was important, and the transition had to be managed on many fronts, including getting the Ensemble back into its original pre-war role, performing the classics and singing folk songs. Before the war the Ensemble had 200 professional singers; following the war it was down to 60.»[15]

A previous tour to East Germany had been cancelled due to the sudden death of Alexander Alexandrov in 1946 in Potsdam, when in his bed was found an annotated copy of Beethoven’s Symphony No. 9, showing that A. Alexandrov had been preparing the final chorus for a performance. Now Boris, his son, was ready to follow his father’s plan. The 1948 peace concert was to consist of German opera extracts and Russian folk songs (Nightingales, Zemlyanka and Roads); and after an intervention by the tenor Victor Nikitin, some German folk songs were also included. The people joined in, singing Heidenröslein, and Nikitin sang Kalinka three times in a row. The concert was very successful, and very moving.[16]
[17][18] A sound recording of the concert was made, and pressed in 1985 under the Radio DDR 1 label. This is listed on the Alexandrov Ensemble discography page.

However the Berlin Peace Concert did not happen in isolation. It was part of a series of punishing yearly tours to war-torn areas. The main tour season during and just after World War II appears to have run from June to October – perhaps because the large troupe usually had to perform outdoors, to accommodate large audiences. The August 1948 Berlin concert occurred two-thirds of the way through a tour to (20 June to 18 July) Prague, Most, Brno, Devin, Bratislava, Moravská Ostrava, Žilina and Kosice in Czechoslovakia; then apparently without a break (18 July to 10 October) Dresden, Weimar, Magdeburg, Stendal, Schwerin, Potsdam, Berlin, Rathenow, Leipzig, Halle, Lane, Erfurt, Chemnitz, Frankfurt an der Oder and Schwarzenberg in Germany.[19][20]

In 1990, the ensemble participated in Roger Waters’ The Wall concert celebrating the fall of the Berlin Wall. They performed an anti-war song, Bring the Boys Back Home.[citation needed]

After 1991[edit]

In 1993, the ensemble became an item of pop culture by performing with the Finnish band Leningrad Cowboys in Helsinki, Finland where they performed on the Senate Square in front of 70,000 listeners, and in Berlin. In the German capital, the concert of the Leningrad Cowboys with the ensemble took place on the central Lustgarten and gave the former Red Army’s farewell to Berlin and the whole Germany an optimistic overtone. The Finnish concert was made into a rockumentary Total Balalaika Show by film director Aki Kaurismäki. That year they also made a CD and played a concert with French singer Jean-Jacques Goldman. The ensemble and the Leningrad Cowboys performed «Sweet Home Alabama» at the 1994 MTV Video Music Awards.[citation needed]

Today, the ensemble is led by Honoured Artist of Russia Vyacheslav Korobko, who has been leading it since 2003.[4]

Over the years, the ensemble has collaborated with many popular artists and producers including David Foster, Jean-Jacques Goldman and Steve Barakatt.

Until 1969, the standard uniform for the ensemble choir, soloists and orchestra was the tunic and riding breeches. On 1 January 1970, this was changed to dress uniform,[21][specify] and there have been further variations to the dress uniform as used by the ensemble since 1970.[citation needed]

Eurovision Song Contest 2009[edit]

In 2009, The Aleksandrov Red Army Choir took part in the Eurovision Song Contest when the contest was hosted in Moscow as part of a collaboration during the First Semi Final, Featuring The Red Army Dance Ensemble, Moscow Military Music School, Gipsy Theatre Roman as they performed some known Russian folk songs as they get joined by 2003 Representatives t.A.T.u who performed «Not Gonna Get Us» as the final portion of the interval act.

2016 plane crash[edit]

On 25 December 2016, a Russian Defence Ministry Tupolev Tu-154 carrying 64 members of the Alexandrov Ensemble Choir went down 1.5 km (0.93 mi) off the coast of Sochi, Russia while en route to Latakia, Syria for a Christmas celebration with the troops deployed at Khmeimim military base.[citation needed] The plane crashed with no survivors.

After 5 weeks, the choir was reformed anew in time for Defender of the Fatherland Day celebrations on 18 February 2017.[citation needed] That first concert in weeks marks also the birth of a new era for the Ensemble, with its first international tour following the crash with concerts not just in Russia but also in select European countries. Most of the new members joined through auditions held on 15 and 27 January 2017 by the Ministry of Defense of Russia. Since June 7, 2016, Colonel Gennadiy Sachenyuk [ru] became Artistic Director then main conductor and Head of the Ensemble since March 24, 2017.[22] In 2019, The Red Army Choir toured around the world to celebrate 90th anniversary of their foundation.

2018 90th Anniversary[edit]

On 12 October 2018, the Ensemble celebrated the 90th anniversary of its foundation at a special event at the Bolshoi Theatre.[23] Following this event, the leader of the Ensemble Colonel Gennadiy Sachenyuk announced a worldwide tour.[24] The Ensemble performed concerts produced by Thierry Wolf in various countries including France, Switzerland, Belgium, Serbia, the Czech Republic and China.[25] In December 2019, they celebrated Christmas in Montreal during a week of seven concerts at La Maison Symphonique.[26]

2022 Russian invasion of Ukraine[edit]

Following the ongoing Russian invasion of Ukraine on 24 February 2022, the tour Alexandrov Ensemble was supposed to have in the Czech Republic has been canceled,[27] while individual members of the choir have faced disqualifications from competitions such as Operalia.[28]

Composition[edit]

Soloists[edit]

Most notable soloists:

  • Evgeny Belyaev
  • Victor Ivanovich Nikitin
  • Leonid Kharitonov
  • Mark Reizen
  • Georgi Pavlovich Vinogradov
  • Vadim Anayev
  • Ivan Bukreev
  • V. Chetverikov

Chorus[edit]

Current members of the choir are listed here.[29]
The choir consists mainly of vocal sections of tenor, baritone, and bass. In some of the pieces they perform, these sections are divided into as many as eight different vocal lines. From the early 1950s until at least 1965 a typical full division (which varied from song to song) was as follows: (1) countertenors; (2) first tenors; (3) second tenors; (4) baritones; (5) first bass; (6) second bass; (7) basso profundos.[30]

Orchestra[edit]

The orchestra, in what became a typical composition for later generations of military ensembles in the Soviet Union, has a mixed composition of Russian traditional instruments and western instruments, including the balalaika, the domra, the bayan, the double bass, woodwinds, brass, and percussion instruments. A great guest balalaika player was Boris Stepanovich Feoktistov (Борис Степанович Феоктистов) (1910–1988). In the West his most famous recording is Kamarinskaya (1963).[31]
[32][33]
A. Molostov is the trumpet soloist in «Dark Eyes» in vintage recordings.[34]
The bayan-player Victor Gridin is a past member of the orchestra.[35]

Dancers[edit]

Alexandrov Ensemble dancers

Among the dances staged by the ensemble are Zaparozhtsi Dance, Cossack’s Cavalry Dance, Festive March, Dance of the Cossacks, Soldier’s Dance, and Sailor’s Dance. Some of these are performed by mixed dancers, while others, such as Cossack’s Cavalry Dance, are performed by male dancers only.

The ballet is under the direction of Lev Nikolaevich Kulikov National Artist of Russia, the main ballet master, and maintains the heights of choreographic art with honour. The priority in its repertoire is taken by the military compositions: Matroskaya barynya, Kazachiya cavalry plyaska, Festive march, Invitation to dance and others. The ballet performs a lot of Russian folk dances. The classical repertoire contains Poloveckie plyasky from the opera Prince Igor written by Alexander Borodin. This is from our dance classics, but we always update the dance repertoire. (Leonid Ivanovich Malev, current Director of the Ensemble, interviewed by Russia Beyond the Headlines 1 Dec 2008)[36]

Current line-up[edit]

The artistic director was Valery Khalilov but he, and 63 other members of the Ensemble, were killed in an aircraft crash on 25 December 2016. The chief choreographer is People’s Artist of Russia L. Kulikov; the chief administrator is Honoured Artist of Russia VG Kadin, the choreographer and coach is the Honoured Artist of Russia V. Ermolin; head dresser is Honoured Worker of Culture A. Kormilitsyn; soloists are VI Shtefutsa and EM Labkovsky; with SV Ivanov, PD Bogachev, VP Maystruk, AA Gvozdetsky, BM Mizyuk: all Honoured Artist of Russia.[4]

In the choir are YA Lysenko, Y. Shtrunov, IM Pirogov, IS Sobolev, IF Volkov, OV Filimonov, AN Savitsky, VA Nagorny, VP Kokarev, AA Hristachev, JN Deynekin, VM Bolonenko, VN Antonov, AN Stritenko, AA Toschev: all Honoured Artist of Russia; and VS Buzlov, SP Lapik, VF Orthodox, GU Razgasimov, V. Chekin, MD Mochalina.[4]

In the orchestra are AA Mogulkin, Y. Savkin, MG Chervov, PD Shchennikov, NI Diakov, AI Egorov, VM Predelin: all Honoured Artist of Russia. Vocal coaches are People’s Artist of Russia, laureate of competitions, MI Glinka and PI Tchaikovsky, Professor KP Lisovsky. The Principal Concertmaster is Honoured Artist of Russia V. Brodsky.[4]

In the ballet are GD Pavlyuchenko, IV Konygina, P.U. Khmelnitski: all Honoured Artist of Russia.
In 2019, the Ensemble touring all over the world with famous soloist as Valery Gavva [37] or Vadim Ananeev[38] but also young soloists such as Alexander Kruze or Maxim Maklakov,former soloit of Kraznodar Opera [39] or very young talent such as Sergey Kuznetsov.[40] Under the direction of conductor Gennadiy Sachenyuk[41]

Composers and directors[edit]

Directors of the Ensemble and orchestra, and Assistant Conductors[edit]

  • 1928–1946 — Major General Alexander Vasilyevich Alexandrov, People’s Artist of the Soviet Union, founding Artistic Director and conductor of the Ensemble, awarded the Stalin Prize, composed the State Anthem of the Soviet Union and various other songs for the ensemble
  • 1946–1987 — Major General Boris Alexandrovich Alexandrov, Hero of Socialist Labor, People’s Artist of the Soviet Union, awarded both the Lenin Prize and the Stalin Prize, son of the founder, composer and led the ensemble on a number of national and international engagements
  • 1987–1992 — Professor Colonel Anatoly Maltsev, People’s Artist of Russia, led the Ensemble through the dissolution of the Soviet Union and the armed forces, served as Assistant Conductor until 1987
  • 1992–1993 — Colonel Igor Germanovich Agafonnikov (until 1992 conductor and Artistic Director for the orchestra, also served as deputy and relief conductor)
  • 1993–2002 — Colonel Dmitry Vasilyevich Somov
  • 1994–2002 — Colonel Victor A. Fedorov, Choir Master and relief conductor
  • 2003–2016 — Colonel Leonid Malev, Honoured Artist and Honoured Cultural Worker, responsible for the choir’s renewed international tours including a memorable concert at the Vatican in 2004
  • 2008–2012 — Prof. Colonel Igor Raevskiy, People’s Artist of Russia, Honoured Artist of Belarus, awarded the State Prize of Czechoslovakia
  • 2012–2016, 2017–present — Colonel Gennady Ksenafontovich Sachenyuk, Honoured Cultural Worker of Russia, current Artistic Director, Principal Conductor and Head of the Ensemble
  • 2016 (May–December) — Prof. Lieutenant General Valery Khalilov, People’s Artist of Russia, highest-ranking officer to serve as Artistic Director
  • Second conductor, Lieutenant Colonel Nikolay Kirillov, People’s Artist of Russia, Chief Conductor and assistant director of the ensemble
  • Choirmaster- Sergey Sokolov.
  • Present days — 13 September 2019, Gennadiy Sachenyuk [ru], nicknamed the Maestro, Conductor and Director of the Ensemble since 2016, was honored with the highest level medal for Russian artist.[42]

Composers and assistant directors[edit]

  • Kostiantyn Dankevych (1905–1984): a Ukrainian who was director of Songs and Dance of the Red Army Choir in Tbilisi, and wrote Poem of Ukraine.[43]
  • Lev Knipper (1898–1974) who composed Polyushko Pole, and Viktor Gusev (1909–1944) who wrote the lyrics.
  • Pavlo Virsky who was artistic director of the Alexandrov Ensemble dancers from 1942, for many years.
  • Samuel Pokrass (1897–1939) who wrote White Army, Black Baron or Red Army is Strongest; lyrics by P. Grigoriev.

The repertoire[edit]

In 2006 and 2007, in Moscow and in Vladikavkaz, Grozny, the ensemble performed a New Year fairy tale show for children, Ivan the Good, Ivan the Brave, about a soldier helping to save New Year’s Day.[36]

In 2008, the 80th anniversary of the ensemble, director Leonid Malev said:

Of course everything depends on the repertoire which is quite large – more than two thousand works. Depending on the concert we choose a special repertoire. We have a rule that we try not to break. In any country we sing 2–3 songs in the native language of the people who live there. As a rule it helps to find a rapport with, and the appreciation of, the audience. And for us it is some kind of musical gift, to honour the host country and its people. For instance in Canada when we sang the National Anthem of Russia people stood up to show respect to our country, and when we finished we sang their country’s anthem «O Canada».

A million people in our country and abroad like songs like «Kalinka», «Katyusha», «Smuglyanka» and the other songs of the military years as well as «The Day of the Victory», «Dark Eyes», «Vecherny zvon» and «Podmoskovnye vechera». All these songs are known because of the Alexandrov folk song and dance company and people want to hear these songs at every concert. They are not just part of our history; they are great masterpieces. It is interesting that «Svyaschennaya Voyna», written by Alexander Vasilyevich Alexandrov in 1941, helped Soviet soldiers to protect their Motherland and is still popular in Slovakia, Poland and Bulgaria. Those audiences listen to it standing up and it touches their hearts and souls.

For our concerts we search for new musical works because you can’t live only in the past. But to tell you the truth it’s impossible to imagine our concerts without works of Russian and West-European classical music (Beethoven, Bach, Tchaikovsky and Mussorgsky), they are part of human history. But our repertoire contains not only songs of the military years and folk songs, arias from operas, songs of the world and spiritual music but also new songs such as Iliya Reznik’s «To Serve Russia», and those written by Eduard Hanka, Kim Breytburg, Sergey Sashin and other modern composers and poets.
—Director Leonid Ivanovich Malev, 1 December 2008
[36]

The Children’s Choir School[edit]

The Alexandrov children’s choir school was founded in 2007. Malev said about the school:

It’s not a secret that the more you work with children, the greater their prospect of achievement in society. We approached the Ministry of Defence with an appeal to organize this choir and it was approved. October 1st 2007 was the opening day of the Aleksandrovcy creative school for musical and aesthetic education for children. This became an important event in the year of the Ensemble’s 80th anniversary.
The first night of the boys’ Aleksandrovcy Choir on December 26th at the Cadets’ Gold Epaulette Ball went like clockwork. After that night they participated in many concerts. The latest was on Poklonnaya Hill in memory of the Beslan tragedy, as part of City Day on the 3rd and 7th of September. It should be mentioned that we have an excellent director of the school Nina Anatolievna Putilina who puts all her soul into raising this worthy generation.
We do a lot in order to raise the new generation with regard to physical, spiritual and moral health. Here children begin at the beginning of vocal music and literary speaking; they absorb the best practice of their teachers.
The children’s choir has become an integral part of the Ensemble’s life and takes part in its important concerts. We plan to have tours together.[36]

Films[edit]

The ensemble under the direction of Boris Alexandrov can be heard singing It’s a Long Way to Tipperary in the 1981 film Das Boot. Members of the ensemble are seen performing The Internationale in New York’s Grand Central Station in Peter Miller’s 2000 documentary The Internationale. Several films have been made of the ensemble’s performances: see Alexandrov Ensemble discography.

Awards for the ensemble[edit]

  • For global recognition of high art: The Global Team Award
  • From the French Academy of Records, for the best record: Gold Disk (1961)
  • From the French company Chant Du Monde, for record sales: Gold disk (1964)
  • Order of the Mongolian Combat Merit (1964)
  • Czechoslovak Order of the Red Star (1965)
  • From the Dutch company N.O.K, for record sales: Gold disk (1974)
  • Two awards of the Order of the Red Banner
  • The honorary title of Academy (1979)[4]

See also[edit]

  • Alexandrov Ensemble choir
  • Alexandrov Ensemble soloists
  • Alexandrov Ensemble discography

References[edit]

  1. ^ a b «Russia grounds all its TU-154 planes after crash». RTE.ie. 27 December 2016. Retrieved 27 December 2016.
  2. ^ a b Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова Archived 3 August 2009 at the Wayback Machine (Russian)
  3. ^ Woolfe, Zachary (27 December 2016). «Choir in Plane Crash Projects Russian Pride and Soft Power». The New York Times. ISSN 0362-4331. Retrieved 31 December 2016.
  4. ^ a b c d e f g h i j «Google Translate». Retrieved 25 December 2016.
  5. ^ Prague National Library
  6. ^ «Google Translate». Retrieved 25 December 2016.
  7. ^ «Google Translate». Retrieved 25 December 2016.
  8. ^ «Google Translate». Retrieved 25 December 2016.
  9. ^ «Google Translate». Retrieved 25 December 2016.
  10. ^ «Google Translate». Retrieved 25 December 2016.
  11. ^ Information from Leonid Kharitonov, October 2009.
  12. ^ «Google Translate». Retrieved 25 December 2016.
  13. ^ Details from booklet supplied with EMI CD Soviet Army Chorus & Band CDC-7-47833-2.
  14. ^ Information from Prism VHS video packaging: see Alexandrov Ensemble discography page.
  15. ^ The newspaper «Culture»: Pastoral on the Ruins, by Anatoly Kompaniets, 2000.[permanent dead link] In Russian
  16. ^ The newspaper «Culture»: Pastoral on the Ruins, by Anatoly Kompaniets, 2000.[permanent dead link] In Russian.
  17. ^ The newspaper «Culture»: Pastoral on the Ruins, by Anatoly Kompaniets, 2000. Translated Russian→English.
  18. ^ A backup source for Anatoly Kompaniets, «Pastoral over the ruins», p.9 Archived 27 July 2011 at the Wayback Machine in Russian
  19. ^ Alexandrov Ensemble webpage: list of tour dates (links) In Russian
  20. ^ Alexandrov Ensemble webpage: list of tour venues 1948. In Russian
  21. ^ Information from Leonid Kharitonov, who was a member of the Ensemble 1953–1972.
  22. ^ «redarmychoir.com». redarmychoir.com.
  23. ^ «Red Army Choir biography». redarmychoir.com. Retrieved 8 July 2020.
  24. ^ «One leader and his soloists». redarmychoir.com. Retrieved 8 July 2020.
  25. ^ Campbell, Laura (6 July 2020). «A trip down memory lane to celebrate Red Army Choirs 90th anniversary». The National Post. Retrieved 8 July 2020.
  26. ^ Chenier, Pierre (6 January 2020). «The Red Army Choir in Montreal : A Highly Professional Concert Charged with Emotion». myscena.org. Retrieved 8 July 2020.
  27. ^ McEnchroe, Thomas (2 March 2022). «Famous Russian Army Alexandrov Ensemble ticket sales for Czech tour suspended». Radio Prague International. Retrieved 18 March 2023.
  28. ^ Salazar, Francisco (28 October 2022). «Russian Competitor Disqualified from Operalia». OperaWire. Retrieved 18 March 2023.
  29. ^ «Google Translate». Archived from the original on 28 June 2011. Retrieved 25 December 2016.
  30. ^ Information from Leonid Kharitonov, who was a choir-member of the Ensemble 1953–1965. This reference is to be updated to an external link in a few days.
  31. ^ «CD: EMI: Soviet Army Chorus & Band, CDC-7-47833-2 DIDX-1015, «Kamarinskaya»«. Argentina.Com. Archived from the original on 29 February 2000.
  32. ^ «CD: EMI Classics: Red Army Ensemble, 0946-3-92030-2-4, «Kamarinskaya»«. Argentina.Com. Archived from the original on 29 February 2000.
  33. ^ Boris Feoktistov playing Karmarinskaya on YouTube
  34. ^ «CD: Silva Classics: The Best of the Red Army Choir, SILKD6034, «Dark Eyes»«. Argentina.Com. Archived from the original on 29 February 2000.
  35. ^ «CD Review». Retrieved 25 December 2016.
  36. ^ a b c d «Along the main street with an ensemble». RBTH. 1 December 2008. Retrieved 25 December 2016.
  37. ^ «The RED ARMY CHOIR ALEXANDROV».
  38. ^ «The RED ARMY CHOIR ALEXANDROV».
  39. ^ «- YouTube». YouTube.
  40. ^ «Les Choeurs de l’Armée Rouge Alexandrov — en revenant de Berlin (Coming back from Berlin)». YouTube.
  41. ^ «The Conductor». redarmychoir.com. Retrieved 22 January 2023.
  42. ^ «LES CHOEURS DE L’ARMEE ROUGE ALEXANDROV — Thierry Wolf».
  43. ^ This is presumably a different composition from that credited to A. Alexandrov (see Alexandrov Ensemble soloists page).

External links[edit]

  • Official website
  • Tribute to the lost members of the Ensemble by former soloist Leonid Kharitonov, 26 December 2016 In Russian with English subtitles
  • Russia Beyond the Headlines: Interview with Leonid Malev 2008
  • Translated Sovmusic.ru webpage: Biog. of AV Alexandrov and list of early tracks recorded by Ensemble.
  • Rg.ru webpage: interview with Ensemble director Leonid Maleev, by Yadviga Yuferova, 2007 In Russian.
  • Images of The 1948 Berlin Peace Concert

Reviews[edit]

  • 1989 «Red Army Ensemble Offers» etc.: J. Rockwell, New York Times
  • 2008 «Russia Beyond the Headlines»: Canada tour
  • Voce del leone webpage: Review of EMI Classics CD: Red Army Ensemble
  • Musicweb International CD review of EMI Classics 3 92031 2

Ансамбль «Русская песня»

Московского государственного академический театра «Русская песня» под руководством народной артистки Российской Федерации Надежды Бабкиной.

Уникальное тембральное богатство, виртуозное владение различными вокальными техниками, стилями и жанрами, богатые и колоритные русские костюмы, эффектные плясовые номера — все это делает выступления ансамбля «Русская песня» великолепным завораживающим зрелищем.

Творческое начало ансамбля «Русская песня», одного из ведущих коллективов России, работающих в жанре народной песни, положено в 1976 году в недрах Оркестра русских народных инструментов «Баян», солисткой которого являлась Надежда Бабкина – будущий основатель и бессменный руководитель ансамбля.

Первым заметным успехом коллектива стало выступление в Сочи на Всероссийском конкурсе советской песни. После этого была золотая медаль на Международном фольклорном конкурсе «Братислава-78» и Первый приз на II Всероссийском конкурсе за лучшее исполнение народной песни.

С 1978 года коллектив под руководством Надежды Бабкиной начал самостоятельно работать при «Москонцерте». В 1980-х «Русская песня» перерастает рамки ансамбля, постепенно превращаясь в театр русской песни. На первый план выходит проблема драматургии песни, превращение концертов в театрализованные действа, спектакли-обряды («Масленица», «Завивание березы», «Колядки», «Свадьба»). Надежда Бабкина сама пишет для них сценарии, придумывает исторические и бытовые сценки. Традиционные песни,  обряды и народные сказки – неоценимое достояние, собранное во время фольклорных экспедиций еще в студенческие годы, – обрели здесь вторую жизнь, избежав забвения.

В 1981 году на базе ансамбля создается одноименный Московский фольклорный центр. В 1994 году он был переподчинен непосредственно Комитету по культуре Москвы, а в 2000 году Приказом Департамента культуры города Москвы  преобразован в Государственное учреждение культуры города Москвы Московский государственный музыкальный театр фольклора «Русская песня». В 2018 году театр приобрел свое современное название – ГБУК г. Москвы «Московский государственный академический театр «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной.

Уже в первые годы своей жизни коллектив достиг виртуозного владения искусством ансамблирования, певческими стилями разных областей России и различными направлениями отечественной народной музыки, включая духовные песнопения и современные авторские композиции. Именно высокое певческое мастерство позволяет ансамблю и его руководителю браться за партитуры любой сложности, работать мобильно и продуктивно, быстро осваивать новый репертуар и создавать оригинальные концертные программы. При этом артисты не ставят задачу сохранения полной этнографической достоверности. Их выступления носят всегда творческий, импульсивный, импровизационный характер. Народные песни в их распеве представляют собой стилистически тонкие аранжировки, в которых органично сочетаются бережное отношение к традиционным элементам и современное прочтение песенного фольклора, составляющего часть нематериального культурного наследия страны.

Уникальный набор голосовых тембров, виртуозное владение вокалом, блестящее знание песенных стилей и жанров, богатые и колоритные русские костюмы, эффектные плясовые номера — все это делает выступления «Русской песни» великолепным завораживающим зрелищем.

Особую художественную ценность представляет коллекция костюмов «Русской песни», созданных такими художниками как Вячеслав Зайцев, Игорь Чапурин, Роман Ватолкин и Мария Федорова. Их яркий колорит, гармония цветов и рисунков, высокий стиль всегда вызывают у зрителя неизменное чувство праздника и радости.

Ансамбля по силам исполнение самого разнообразного песенного материала, любой технической сложности. Репертуар его столь обширен, что выступления могут быть адаптированы практически под любую аудиторию. Каждый слушатель найдет для себя нечто близкое и интересное.

Коллектив ансамбля бережно сохраняет традиции русской песенной культуры, ее глубину и открытость, духовную чистоту и жизнелюбие. В то же время его творчество пронизано чувством современности, связью времен и поколений.  Артисты выработали собственный стиль прочтения народной песни, при этом им удалось сохранить главное – сущность русской песенной культуры.

Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» ведут активную гастрольную жизнь, участвуют в культурно-политических акциях, международных фестивалях и конкурсах, днях культуры России и Москвы, «поездах дружбы». Выступая на разных мировых сценических площадках, артисты всегда пропагандируют богатейшую песенную национальную культуру России.

Ансамбль «Русская песня» удостоен чести принимать участие в таких важнейших культурных проектах государственного масштаба как Проведение встречи Глав государств и правительств «Группы Восьми» в Санкт-Петербурге (2006 г.), Проведение саммита Глав Содружества Независимых Государств в Сочи (2006 г.), Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России» (2007-2015гг., 54 субъекта Российской Федерации), XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи (2014г.) и др.

Портрет ансамбля «Русская песня» будет неполным, если не сказать о его бессменном руководителе – народной артистке России Надежде Бабкиной, которая является душой коллектива, родником идей и источником неиссякаемой энергии, незаурядной и талантливой личностью. Имя «Надежда  Бабкина»  давно стало синонимом «Русской песни». Она являлась инициатором и вдохновителем строительства в Москве первого в России Государственного музыкального театра фольклора, с введением в строй которого начался новый этап в развитии не только ансамбля «Русская песня», но и объединившихся вокруг него новых творческих музыкальных коллективов. [1]

Сегодня артисты ансамбля принимают активное участие в постановках театра «Русская песня». Они заняты в спектаклях: фолк-мюзикл «Ночь перед Рождеством» (режиссёр Нина Чусова), Музыкальные картины по мотивам произведений Михаила Шолохова «Бабий бунт в нашем колхозе» (режиссёр Нина Чусова), Музыкально-драматический спектакль «Россия, слово о тебе…» (режиссёр Любовь Гречишникова), Музыкальная комедия «За двумя зайцами» (режиссёр Нина Чусова), Трагикомедия по мотивам произведений Василия Шукшина «Калина красная» (режиссёр Дмитрий Петрунь), Жестокий романс по мотивам повести А.И. Куприна «Яма»(режиссёр Анна Бабанова), «Новые приключения Колобка» (режиссёр Максим Лахно), новогодних театрализованных представлениях для детей, а также концертных программах, приуроченных к православным и государственным праздникам, знаменательным датам.

Состав ансамбля «Русская песня»:

  • Надежда Бабкина (альт II) – художественный руководитель ансамбля, народная артистка России, Чеченской Республики и Республики Ингушетия, художественный руководитель-директор Московского государственного академического театра «Русская песня»
  • Наталья Волгина (сопрано I) – главный хормейстер ансамбля, лауреат Всероссийского конкурса народных исполнителей имени Ольги Ковалевой
  • Пётр Ключников (баритон) – хормейстер

  • Алёна Анкудинова (альт I)

  • Валентина Безух (альт I)

  • Анастасия Ефремова (альт II)
  • Елена Ионина (альт II)
  • Анна Ишутина (сопрано I)
  • Наталья Морозова (сопрано II) – лауреат межрегионального фестиваля-конкурса имени А.Г. Тархова
  • Светлана Рассказова (сопрано II) – хормейстер
  • Сергей Сысуев (тенор)
  • Павел Арламов (баритон)
  • Ярослав Шведков (тенор)

Дискография:

  • Душа в степи (1986)
  • Шумел камыш (1994)
  • Благослови душе (1994)
  • Как жахнем! (2000)
  • Четыре двора (2006)
  • Ковано колесо (2006)
  • Летят утки (2007)
  • В звездном хороводе (2007)
  • Песни России (2008)
  • Новое и неизданное (2010)

[1] На сегодняшний день в состав театра «Русская песня» входят следующие коллективы и солисты: ансамбль «Русская песня», фольклорная группа «Славяне», фолк-рок группа «После 11», фольклорный ансамбль «Россияне», балет «Живая планета», ансамбль танца  «Русские сезоны» под руководством Николая Андросова, Детско-юношеская фольклорная студия «Наследие», народная артистка России Анна Литвиненко, певец, композитор и поэт Евгений Гор, артист, певец и композитор Александр Коган, мультиинструменталист Александр Варнаев и Дуэт аккордеонистов «Братья Бондаренко».


Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова – крупнейший военно-музыкальный коллектив России, центральное учреждение культуры Министерства обороны Российской Федерации. 

Днём его рождения считается 12 октября 1928 года, когда состоялось первое концертное выступление в Центральном доме Красной Армии в составе 12 артистов: мужского вокального октета, двух танцоров, баяниста и чтеца.

Первый состав Ансамбля, 1928 г.

Одним из организаторов и первым музыкальным руководителем Ансамбля стал выдающийся хормейстер и дирижёр, композитор, профессор Московской консерватории Александр Васильевич Александров.

А.В.Александров пошел по пути создания большого концертного музыкально-хореографического коллектива, объединяющего первоклассный мужской хор, оригинальный по своему составу оркестр и танцевальную группу. Так появился совершенно новый и самостоятельный творческий жанр, аналогов которому не было нигде в мире. Его деятельность положила начало созданию и развитию коллективов нового типа – ансамблей песни и пляски, причем не только у нас в стране, но и за рубежом.

19 февраля 1933 г. Ансамбль впервые выступил в Государственном академическом Большом театре Союза Советских Социалистических Республик перед руководством страны, состоялась беседа Александра Васильевича.

Александрова с товарищем Сталиным, которая предрешила дальнейшую судьбу Ансамбля. В последующие годы происходит не только количественный рост (к концу 1935 г. в составе ансамбля уже 135 певцов, музыкантов и танцоров), но и осуществляются кардинальные качественные перемены. 

Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски Союза ССР, 1935 г.

В 1935 году Ансамбль был награжден орденом Красного Знамени, и коллектив получил название «Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР». В 1937 году состоялась первая зарубежная поездка коллектива на Всемирную выставку техники и искусства в Париже. Успех Ансамбля превзошел самые смелые ожидания. Пятнадцать концертов во Франции, из которых тринадцать прошли в Париже, стали настоящим триумфом. За блестящие концертные выступления Ансамблю был присужден Grand Prix.

В годы Великой Отечественной войны Краснознамённый Ансамбль выступал в действующей армии с концертами более 1400 раз, 742 – на передовой. Духовный вклад Ансамбля в Победу над захватчиками неоценим.

В первые дни войны А.В.Александров написал музыку на стихи В.Лебедева-Кумача, так родилась песня «Священная война», которую маршал Советского Союза Г.Жуков называл «бессмертной». Под эту песню бойцы Красной Армии уходили на фронт с Белорусского вокзала, где состоялось её первое исполнение под управлением А.В.Александрова. 

В ночь под новый 1944 год состоялась трансляция нового Государственного Гимна СССР (музыка А.В.Александрова, слова С.В.Михалкова и Г.Эль-Регистана) в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР под управлением А.В.Александрова в эфире Всесоюзного радио, прозвучавшего на территории всей страны.

тптп

А.В.Александров возглавлял Ансамбль на протяжении 18-ти лет. В 1946 году дело своего отца продолжил композитор и дирижер Б.А.Александров, который возглавлял Ансамбль до февраля 1987 года. Благодаря ему Ансамбль называли «флагманом боевой песенной эскадры».

10 июля 1946г. коллективу было присвоено имя его основателя.

7 февраля 1949 года Ансамбль был награждён орденом Красного Знамени и стал именоваться «Дважды Краснознаменным имени А.В.Александрова ансамблем песни и пляски Советской Армии».

В 1979 году коллектив получил наивысшую профессиональную аттестацию – почётное звание «Академический». 

Для Ансамбля писали песни, В.Соловьев-Седой, М.Фрадкин, А.Новиков, И.Дунаевский, М.Блантер, Дм. И Д.Покрассы, А. Долуханян, Б.Мокроусов, Т.Хренников, А.Пахмутова и многие другие известные композиторы.

Слава коллектива облетела весь мир, ансамбль побывал с гастролями более чем в семидесяти странах мира, и везде его выступления встречал поистине триумфальный успех.

Хор Ансамбля Александрова признан одним из лучших мужских хоров мира. Он соединяет в себе стройность и чистоту звучания академической капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, которые присущи народному исполнительству, демонстрируя высокое вокальное мастерство. Танцевальная группа ансамбля со своими искромётными и зажигательными номерами на сцене с честью удерживает завоёванные александровцами высоты хореографического искусства. В уникальном по составу оркестре русские народные инструменты – домры, балалайка и баяны сочетаются с деревянными и медными духовыми инструментами.

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, Концертный зал имени П.И.Чайковского, Москва, 1980-е

В репертуаре ансамбля более двух тысяч произведений: народные песни и танцы, солдатские пляски, песни отечественных авторов, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов. Исполнительские возможности поистине безграничны, – диапазон  голосов – от лирического тенора до бархатного баса, вокалистам подвластны самые разные стили исполнения – и высокий эстрадный, и народный, и оперный, среди солистов ансамбля выпускники российских государственных консерваторий и музыкальных академий. Произведения звучат на многих языках мира, включая испанский, китайский, иврит, индийский, турецкий и многие другие. Ведь в каждой стране, где коллектив выступает с гастрольными концертами, солисты и хор исполняют несколько песен на родном языке зрителей.

12 октября 2018 года Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова отметит 90 лет со дня основания. За свою славную историю Ансамбль завоевал сердца миллионов своих соотечественников и получил широкое мировое признание, благодаря своей уникальности и блистательному мастерству, в основе которых традиции, накопленные десятилетиями. Во многих уголках земного шара поклонники прославленного коллектива ждут новых встреч со своим любимым ансамблем. 

Ambox scales.svg

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России

ZNAK ENSEMBLE IF MIA RF.jpg

[1] [2]

Основан

1973

Сайт

http://www.lubyanka13.ru/

Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России — один из крупнейших армейских художественных коллективов страны, первый профессиональный коллектив внутренних войск.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Состав
    • 2.1 Хор
    • 2.2 Оркестр
    • 2.3 Балет
    • 2.4 Детский ансамбль
  • 3 Концертная деятельность
  • 4 Конфликт с Ансамблем Александрова
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История

Ансамбль был основан в июле 1973 года под руководством заслуженного работника культуры СССР подполковника Бориса Салмина. И уже через три месяца после создания, ансамбль начал вести активную концертную деятельность. В 1976 году творческий коллектив возглавил народный артист России Рафаил Вершинин. С 1985 года руководителем Ансамбля, которому в 1993 году присвоено звание «Академический», является народный артист России, профессор Московской консерватории, генерал-майор внутренней службы Виктор Елисеев. В сентябре 1998 года решением Правительства Москвы[3] за заслуги в области культуры и искусства и в честь 25-летия на Площади звёзд заложена именная плита ансамбля.

В 2005 г. Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России стал обладателем гранта Президента России[4].

За время творческой деятельности коллективом подготовлено 39 концертных программ. Ансамблем дано более 8000 концертов, на которых присутствовало свыше 25 миллионов зрителей. 30 ведущим артистам коллектива были присвоены почётные звания Российской Федерации. 109 артистов Ансамбля удостоены почётных званий республик Российской Федерации.

Среди тех, кто прошел службу в ансамбле песни и пляски ВВ МВД России: заслуженный деятель искусств России композитор Юрий Мартынов, народный артист России, народный артист Северной Осетии, лауреат премии Президента России певец и композитор Михаил Чуев, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания солист и дирижёр Фалков Михаил Филиппович, актёр Антон Макарский.

Состав

Хор

В настоящее время хоровой цех насчитывает 70 человек: это военнослужащие — солдаты срочной службы и прапорщики, имеющие музыкальное образование, и служащие профессиональные вокалисты. Среди них заслуженные артисты России М.Беленко, Г.Баранов, Е.Григорьев; заслуженные артисты республик Северная Осетия-Алания и Ингушетия Л.Дементьев, Ю.Касима, А.Берлин; заслуженные артисты республики Ингушетия: В.Голубев, В.Корзеев, С. Самойлов, М. Новиков, А.Вдовенко и другие; С.Базылько (заслуженный артист республики Ингушетия и Чеченской республики).

Приток в хор молодых музыкантов активизирует и оживляет творческую атмосферу коллектива. В продолжение существовавшей ранее такой формы исполнительства, как квартет, а в дальнейшем — октет, под руководством заслуженного артиста Ингушетии А. Маслова вновь создан молодежный вокальный октет.

Солисты ансамбля — заслуженный артист России, заслуженный артист республики Ингушетия, заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа — В.Громов; заслуженный артист республик Ингушетия и Карачаево-Черкесия С.Титов; заслуженные работники культуры Агинского Бурятского автономного округа Р. Саможапов и Н. Цыденов; заслуженные артисты республики Ингушетия В. Гарнатко, А.Дмитриев, Н. Бурьяновский, А. Лукашевич.

Среди артистов хора есть и свои композиторы: А.Новожилов и В. Новиков.

Репертуар хора насчитывает более 1000 произведений и состоит из нескольких пластов. Самый объемный — это произведения для солистов, хора и оркестра, а также сочинения только для хора с сопровождением. В том числе музыка Л.Бетховена, К.Вебера, Ф.Шуберта, Дж. Россини, Дж. Верди, К.Орфа., П.Чеснокова, Д. Бортнянского, С.Рахманинова

Оркестр

Academical ensemble IF MIA RF.jpg

Оркестровая группа Ансамбля состоит из 40 музыкантов. В оркестре Ансамбля трудятся лауреаты всероссийских и международных конкурсов. По составу это малый симфонический оркестр. Репертуар оркестра включает в себя образцы русской и зарубежной классики, современные инструментальные и народные произведения, песни, танцы народов мира, солдатские пляски.

Балет

Репертуар балета отражает не только старинные национальные танцевальные традиции разных народов, но и современные танцы. Вклад в ансамбль внесли балетмейстеры страны: М.Годенко, А.Сафронов, В.Копылов, В.Михайлов, М. Крутиков, Б.Лехт, Ю.Герасимов и др..

Детский ансамбль

Детский коллектив создан при Академическом ансамбле песни и пляски внутренних войск МВД России в марте 2000 года. Сейчас его состав насчитывает около 250 детей. Среди них дети военнослужащих внутренних войск МВД России, МВД и других силовых структур, просто юные таланты. За двенадцать лет детский Ансамбль дал более 300 концертов, которые посетило более 1 миллиона зрителей.

Концертная деятельность

Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России принимает активное участие во многих культурных событиях, проводимых правительством Российской Федерации, мэрией г. Москвы, в том числе гала-концертах, посвященных инаугурации Президента Российской Федерации, празднованию 850-летия г. Москвы, открытию Храма Христа Спасителя. Ансамбль — неизменный участник самых ответственных выступлений на главных сценах страны в рамках фестивалей и культурных программ: Московской Олимпиады — 1980 г., Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве — 1985 г., ежегодных торжествах. Проведена большая работа по организации благотворительных концертных туров посвященных праздникам Победы в ВОВ: «Дорогами победы», «Эшелон победы», «Москва — Городам-героям» прошедшие в городах: Тула, Орел, Старый-Оскол, Курск, Белгород, Самара, Казань, Новороссийск, Краснодар, Владикавказ, Беслан, Ростов-на-Дону, Волгоград, Иваново, Минск, Брест, Смоленск, Донецк, С.-Петербург, Мурманск, Киев, Керчь, Севастополь, Симферополь. Финальные концерты туров состоялись в Храме Христа Спасителя, и мемориальном комплексе «Поклонная гора».

С 1987 года Ансамбль постоянно выезжал в горячие точки страны, а позднее в район выполнения внутренними войсками боевых задач на территории Чеченской республики, где было дано более 150 концертов.

Ансамбль неоднократно представлял российское национальное искусство за рубежом. Коллектив был удостоен чести быть принятым в 1988 году главой Римской католической церкви Иоанном Павлом II.[5]

Конфликт с Ансамблем Александрова

Ансамбль песни и пляски ВВ МВД под управлением В.П.Елисеева добавил к своему названию словосочетание Красной Армии (The Red Army Choir MVD Academic Ensemble или Academical Ensemble IF MIA RF Red Army)[6]. Всемирно известный Ансамбль Александрова, известный на Западе как The Alexandrov Red Army Choir или The Alexandrov Red Army Ensemble, обвинил его в преднамеренном введении в заблуждение западных зрителей. В 2011 году Ансамбль Александрова опубликовал видеообращение «Скандал вокруг ансамбля МВД», в котором выразил возмущение действиями Ансамбля ВВ МВД. В ходе судебного разбирательства Ансамбль песни и пляски ВВ МВД отстоял свой товарный знак.[7]

Примечания

  1. Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 401140 от 12 февраля 2010г.
  2. Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 435594 от 20 апреля 2011г.
  3. Распоряжение мэрии от 29.09.1998 №N 982-РМ
  4. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2005 г. N 291 «О мерах государственной поддержки ведущих профессиональных коллективов народного музыкального и хореографического искусства»
  5. Пресс-служба внутренних войск МВД России
  6. Публикация в журнале GALA. 29 fevrier 2012
  7. Ансамбль генерала Елисеева отстоял свой товарный знак

Ссылки

  • Официальный сайт

Вечно юный: как изменился Ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева за 85 лет

Фото М. Денисова. Mos.ru

Один из популярных детских творческих коллективов страны отметил юбилей — 85 лет со дня основания — большим концертом в Государственном Кремлевском дворце. Рассказываем, как проходят репетиции юных артистов и почему они стремятся сохранить традиции прошлого сегодня.

Исполнить советскую песню или саундтрек из популярного фильма, сплясать «Школьную польку» или греческий танец — чего только не умеют локтевцы. Весь 2022 год один из популярных детских коллективов страны, Ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева Московского дворца пионеров, отмечал 85-летний юбилей. Цикл праздничных мероприятий завершился 8 апреля самым главным — юбилейным концертом в Государственном Кремлевском дворце.

От обращения в газете до всесоюзной славы

Создание уникального музыкального коллектива тесно связано с руководителем ансамбля песни и пляски Красной армии Александром Александровым. Именно к нему осенью 1936 года обратилась газета «Пионерская правда» с призывом организовать похожий творческий коллектив в Московском городском доме пионеров и октябрят, участники которого были бы не старше 16 лет.

Знаменитый композитор поддержал эту идею, и весной 1937-го новый коллектив провел первый набор юных артистов. Так ребята из танцевальной группы, хора и оркестра стали выступать вместе. Их дебютный концерт в Колонном зале Дома союзов впечатлил зрителей: об ансамбле заговорили, появились публикации в газетах и записи на радио.

А в декабре 1941 года в Московском городском доме пионеров и школьников (прежнее название Дворца пионеров) появился студент пятого курса музыкально-педагогического факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского сталинский стипендиат Владимир Локтев — именно его имя коллектив носит с 1969 года. В 1942 году Локтев стал фактически художественным руководителем ансамбля и возглавлял его более 25 лет. Именно он объединил хор, оркестр и хореографическую группу в один коллектив и сделал его одним из самых популярных в стране. Локтевцы выступали на главных площадках, много гастролировали и заработали всесоюзную славу.

Вечная молодость: страницы истории Дворца пионеровКак в Москве поразили Жана Поля Сартра: история Дворца пионеров на Воробьевых горахНаука, спорт и музыка: каких успехов добиваются воспитанники Московского дворца пионеров

Танцы на ступеньках и «Тачанка» за стеной

Из распахнутых окон на пятом этаже образовательного комплекса «Юго-Запад» на Ломоносовском проспекте гремит музыка. Мелодичной флейте вторят духовые инструменты, к ним присоединяется звонкий барабан. Прохожие с интересом смотрят на окна, некоторые останавливаются, чтобы послушать. Здесь проходит репетиция Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева, пока его дом — Московский дворец пионеров на Воробьевых горах — ремонтируют. Ребята готовятся к важному событию — юбилейному концерту в Кремлевском дворце.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Внезапно музыка прерывается громким и строгим голосом преподавателя — он напевает мелодию и диктует: «Раз-два-три, раз-два-три!» После этого из окон снова слышится флейта, а через несколько секунд к ней присоединяются духовые и барабаны.

По ступенькам комплекса поднимается девочка. Она репетирует танец на ходу: на одной ступеньке кружится, через другую перепрыгивает, а на третьей взмахивает руками и чуть не задевает юного музыканта, который поднимается следом. За его спиной в черном чехле домра. Затем они скрываются за дверью.

В коридорах комплекса оживление: родители, бабушки и дедушки помогают артистам переодеться в тренировочные костюмы, их взволнованные разговоры смешиваются с детским смехом и музыкой.

В своем кабинете художественный руководитель ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева Леонид Фрадкин решает организационные вопросы под заводную «Тачанку» за стеной.

Леонид Фрадкин. Фото М. Денисова. Mos.ru

На всю жизнь локтевцы

С юными артистами работают почти 50 преподавателей, многие из которых выпускники ансамбля. «Люди с одной записью в трудовой книжке», — с улыбкой отмечает Леонид Фрадкин и добавляет, что работать сюда приходят на всю жизнь.

Хоровым пением, музыкой и танцами в ансамбле занимаются около двух тысяч ребят от 2,5 до 18 лет.

«Одна из главных целей творчества коллектива с многолетней историей — избежать устаревшего репертуара. Мне хочется, чтобы Ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева был интересен всем поколениям. Грамотно подобранный репертуар, стилистика, новые постановки и формы — именно они привлекают людей на наши выступления», — подчеркивает Леонид Фрадкин.

Ребята исполняют музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов, советские и современные песни, а также ставят национальные танцы народов мира.

По словам художественного руководителя, визитная карточка локтевцев — номера «Школьная полька» и «Детство — это мы». Во время их исполнения, как и множества других, на сцене одновременно находятся хор, оркестр и хореографическая группа.

За 85 лет ансамбль приобрел популярность как в России, так и за рубежом. Артисты гастролировали по всему миру, завоевали огромное количество наград и благодарностей.

Воспитанники ансамбля становятся известными музыкантами, дирижерами, певцами, танцорами и артистами. Однако не все локтевцы связывают свою жизнь с творчеством.

«Какой бы путь локтевцы ни выбрали в будущем, у них навсегда останутся умения усердно работать, идти к цели и добиваться своего, приобретенные за годы обучения в ансамбле», — считает художественный руководитель.

Исполняя мечты

В небольшом зале хор «Юность» репетирует «Сирень», «Весенние воды» и «Богородице Дево, радуйся» Сергея Рахманинова. Эту программу ребята подготовили в честь 150-летия со дня рождения композитора. Они поют мелодично и эмоционально, следят за главным хормейстером ансамбля Анной Аверьяненко, играющей на фортепиано, когда-то и она была среди локтевцев.

«Я пришла в ансамбль, когда мне было 10 лет. В 1990-е годы это был один из самых популярных музыкальных коллективов страны. С тех пор музыка стала моей жизнью, а учеба в школе отошла на второй план. После выпуска мне не хотелось расставаться с ансамблем, поэтому я вернулась в него, но уже как педагог», — рассказывает Анна Аверьяненко.

Анна Аверьяненко. Фото М. Денисова. Mos.ru

Она преподает в ансамбле с 2005 года и считает главной задачей локтевцев сохранять многолетние традиции и при этом идти в ногу со временем.

К нашей беседе присоединяется участница хора «Юность» Арина Жучкова. Она поет с шести лет. Сюда ее привела мама, которая в юности хотела попасть именно в этот коллектив.

«Я любила петь с детства. Одновременно ходила на занятия в ансамбле и в музыкальной школе», — отмечает девушка.

Арина Жучкова. Фото М. Денисова. Mos.ru

Сейчас Арине Жучковой 14 лет. До 18 она планирует выступать в ансамбле, а затем стать преподавателем русского языка и литературы. Но расставаться с музыкой девушка не хочет. «Если получится, буду вести уроки по вокалу или сольфеджио», — добавляет она.

Свои номера группы ансамбля сначала отрабатывают отдельно, а в конце дня собираются на общую репетицию. Мы заглядываем в хореографический зал: здесь юные танцоры исполняют русский шуточный танец «Балалайка». За ними наблюдает заслуженный работник культуры Российской Федерации балетмейстер и бывшая воспитанница ансамбля Марина Егорова. Ребята танцуют ловко и слаженно, умело взаимодействуют друг с другом, на лице каждого — улыбка.

После репетиции к нам подходит десятилетняя Варвара Вялых. Она в ансамбле с двух с половиной лет. Кроме «Балалайки», девочка танцует в номере «Детство — это мы». В ансамбль Варвару привели родители, которые увидели афишу концерта локтевцев и захотели, чтобы однажды на ней появилась и их дочь. Пока девочка планирует продолжить обучение, а в будущем хочет стать актрисой или писательницей.

Варвара Вялых. Фото М. Денисова. Mos.ru

Глаза юных музыкантов устремлены на застывшую в воздухе дирижерскую палочку. В классе воцарилась тишина. Легкий взмах — и оркестр гремит с новой силой. Взгляд ребят мечется от нот к преподавателю, а от него — к инструментам. Здесь в общую мелодию сливаются флейта, балалайка-контрабас, аккордеон, барабаны и множество других инструментов. Дирижер Александр Сафронов задает ритм, напевает мелодию, подбадривает.

Александр Сафронов. Фото М. Денисова. Mos.ru

Среди музыкантов 15-летний барабанщик Максим Антонов.

«Я с детства хотел играть на ударных, и ансамбль помог исполнить мою мечту. Мы с родителями даже не рассматривали другие коллективы: рядом с нашим домом находится Дворец пионеров. В семье это авторитетное учреждение», — отмечает Максим.

Он рассказывает, что раньше играл на аккордеоне и ходил в музыкальную школу. В ансамбле он не только барабанщик, но и артист хора. Свою будущую профессию Максим связывает с музыкальным бизнесом.

Максим Антонов. Фото М. Денисова. Mos.ru

Все лучшее — впереди

Так считает художественный руководитель Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева. По его словам, до конца года у ребят запланировано несколько важных выступлений.

«За 85 лет изменилось многое, но осталось одно и самое важное — это дух коллектива, добрые отношения в нем и большая любовь к творчеству. Наша основная задача — высоко держать планку, которую подняли прекрасные люди, создавшие наш коллектив», — подчеркивает Леонид Фрадкин.

В ближайшее время ансамбль примет участие в концертах, посвященных Дню Победы. А завершит сезон коллектив большим фестивалем детского и юношеского творчества имени В.С. Локтева, в котором участвуют ведущие детские коллективы столицы.

«Мы приглашаем присоединиться ребят от шести до 18 лет, которые занимаются хореографией, вокалом и инструментальным искусством. Отборочный этап продлится до 30 апреля 2023 года, так что все желающие еще могут успеть принять участие», — добавляет художественный руководитель.

Детство в красках: Центру творчества имени А.В. Косарева — 100 летУкулеле, флейта или клавесин: зачем современным детям заниматься музыкойХочется делиться музыкой со слушателями: девятилетняя органистка — о победе в конкурсе грантовОт победы в первом конкурсе до работы в Большом театре: истории успеха выпускников столичных школ искусств

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уво внг россии по свердловской области руководство
  • Новорапид инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Газовый котел бакси эко хоум инструкция
  • Церепро таблетки инструкция по применению взрослым от чего помогает отзывы
  • Нии неврологии руководство