Активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя в результате

Лекция № 2. Сущность процесса обучения,
его функции и внутренняя структура.

План:

1.
Сущность процесса обучения.

2.
Функции процесса обучения.

3.
Структура процесса обучения.

4.Процесс
обучения как целостная система.

5.
Движущие силы процесса обучения.

Обучение
как явление всегда существовало и
существует в реальной практике
взаимоотношений между взрослыми и
детьми. Его цель в том, чтобы обеспечить
приспособление ребенка к действительности,
сориенти­ровать его в разнообразных
жизненных условиях и ситуациях,
под­готовить к трудовой деятельности.
Родители и окружающие ребенка взрослые
люди с раннего детства по мере необходимости
оказывают ему помощь, показывают, как
и что нужно делать, чтобы удовлетво­рить
свои потребности, выполнить общественные
обязанности, при­обрести необходимые
для участия в труде знания, умения и
навыки. Такое обучение проявляется в
форме научения
ребенка конкретным действиям путем
показа, рассказа, контроля за результатами.
В про­цессе научения дети усваивают
необходимую информацию и приоб­ретают
нужные навыки. Этот процесс в повседневной
жизни носит эпизодический, стихийный,
бессистемный характер. Однако сам факт
существования научения детей общественным
отношениям и деятель­ности создает
объективную основу для возникновения
и организа­ции осознанного,
целенаправленного и систематического
процесса обучения.

Для
понимания сущности процесса обучения
важно разобраться в ос­новных понятиях
теории обучения: обучение,
процесс обучения, учение, пре­подавание.
Отметим,
что единого определения данным категориям
в дидак­тике нет.

«Обучение
это
процесс целенаправленный, управляемый»,
в котором «учитель излагает знания,
дает задания, учит методам и приемам
сознатель­ного приобретения, закрепления
и применения знаний, проверяет качество
знаний, умений и навыков. При этом он
постоянно заботится о развитии
познавательных способностей школьников»
(Б. П. Есипов).

«Под
обучением
мы
будем понимать планомерную и систематическую
работу учителя с учащимися, основанную
на осуществлении и закреплении изменений
в их знаниях, установках, поведении и в
самой личности под’, влиянием учения,
овладения знаниями и ценностями, а также
собственной практической деятельности.
Обучение является целенаправленной
деятель­ностью, это подразумевает
намерение учителя стимулировать учение
как субъективную деятельность самих
учащихся» (В. Оконь).

«Обучение
целенаправленный
процесс организации и стимулирова­ния
активной учебно-познавательной
деятельности учащихся по овладе­нию
научными знаниями, умениями и навыками,
развитию творческих способностей,
мировоззрения, нравственно-эстетических
взглядов и убеж­дений» (Е. С. Рапацевич).

Несмотря
на неоднозначность в формулировках, в
них есть общие признаки. Под обучением
понимают
активную
целенаправленную по­знавательную
деятельность ученика под руководством
учителя, в результате которой обучающийся
приобретает систему научных знаний,
умений и навы­ков, у него формируется
интерес к учению, развиваются познавательные
и творческие способности и потребности,
а также нравственные качества личности.

Оно
обеспечивает преемственность поколений,
полноценное функционирование обще­ства
и соответствующий уровень развития
личности. В этом заклю­чается его
объективное назначение в обществе.

Какой
смысл вкладывается в понятие «процесс
обучения»?

«Процесс
обучения —
это
движение ученика под руководством
учителя по пути овладения знаниями»
(Н. В. Савин).

«Процесс
обучения
представляет
собой сложное единство деятельности
учителя и деятельности учащихся,
направленных к общей цели — вооруже­нию
обучающихся знаниями, умениями, навыками,
к их развитию и вос­питанию» (Г. И.
Щукина).

«Процесс
обучения —
это
целенаправленное взаимодействие
преподава­теля и учащихся, в ходе
которого решаются задачи образования
учеников» (Ю. К. Бабанский).

Различное
понимание процесса обучения свидетельствует,
что это дос­таточно сложное явление.
Если обобщить все приведенные выше
понятия, то процесс
обучения
можно
определить как взаимодействие
учителя и уча­щихся, в котором учащиеся
с помощью и под руководством учителя
осознают мотивы своей познавательной
деятельности, овладевают системой
научных знаний об окружающем их мире и
формируют научное мировоззрение,
всесто­ронне развивают интеллект и
умение учиться, а также нравственные
каче­ства и ценностные ориентиры в
соответствии с личными и общественными
интересами и потребностями.

Для процесса
обучения характерны следую­щие
признаки: а) целенаправленность; б)
целостность; в) двусторонность; в)
совместная деятельность учителя и
учащихся; г) управление развитием и
воспитанием учащихся; д) организация и
управление этим процессом.

Таким
образом, педагогические категории
«обучение»
и
«процесс
обуче­ния» —
не
тождественные понятия. Категория
«обучение»
определяет
явле­ние, тогда как понятие «процесс
обучения»
(или
«учебный процесс») — это развитие
обучения во времени и пространстве,
последовательная смена этапов обучения.

Процесс
обучения включает деятельность ученика
(учение) и деятель­ность учителя
(преподавание). Уче­ние
— специально организованная, активная,
самостоятельная по­знавательная,
трудовая и эстетическая деятельность
детей, направ­ленная на освоение
знаний, умений и навыков, развитие
психичес­ких процессов и способностей.
Общая структура активной познава­тельной
деятельности детей включает в себя
восприятие материала, его осмысление,
сознательную творческую переработку,
ясное выра­жение, самопроверку и
применение как в системе учебных
упражне­ний, так и в решении жизненных
задач.

Преподавание
это
целенаправленная деятельность учителя
по форми­рованию у учащихся положительных
мотивов учения, организации вос­приятия,
осмысления излагаемых фактов и явлений,
обеспечению умения­ми пользоваться
полученными знаниями и умениями
приобретать знания самостоятельно, а
также воспитание их в процессе обучения.

Общая структура
этой специфи­ческой педагогической
деятельности включает в себя педагогичес­кую
обработку передаваемых детям знаний,
умений и навыков; ис­кусство их
воспроизведения и разъяснения; выявление
детских за­датков, способностей,
дарований; стимулирование детской
познава­тельной деятельности;
осуществление диагностики; получение
и об­работку обратной информации;
коррекцию усвоенного материала;
организацию практической деятельности
(учения) детей, решение комплекса
обучающих, развивающих и воспитательных
задач.

Таким
образом, задачами
процесса
обучения являются:

• стимулирование
учебно-познавательной активности
учащихся; формирование познавательных
потребностей;

• организация
познавательной деятельности обучающихся
по овладе­нию научными знаниями,
умениями и навыками;

• развитие
познавательных и творческих способностей
обучающихся;

• формирование
учебных умений и навыков для последующего
само­образования и творческой
деятельности;

• формирование
научного мировоззрения и воспитание
нравственно-эстетической культуры.

Обучение как
единство пре­подавания и учения —
органически целостный и вместе с тем
проти­воречивый процесс. Противоречия
возникают в нем как внутри явле­ний
преподавания и учения, так и между ними.
Разрешение противо­речий составляет
суть обучения.

Всякое целенаправленное
обучение дает ребенку определенное
образование. Понятие образования может
быть рассмотрено в двух планах. Прежде
всего образование есть относительный
результат про­цесса обучения,
выражающийся в формируемой у детей
системе зна­ний, умений и навыков,
отношений к явлениям природы и
обществен­ной жизни. Вместе с тем
образование представляет собой и процесс
изменения, развития, совершенствования
сложившейся системы зна­ний и отношений
в течение всей жизни, абсолютная форма
бесконеч­ного, непрерывного овладения
новыми знаниями, умениями и навы­ками
в связи с изменяющимися условиями жизни,
ускоряющимся научно-техническим
прогрессом. Образование — не только
сумма зна­ний, но и основа психологической
готовности человека к непрерыв­ности
в накоплении знаний, их переработке и
совершенствованию.

Обучение по
отношению к воспитанию является его
органичес­кой частью, духовным
стержнем, сердцевиной. Оно формирует
ду­ховное ядро личности — ее
мировоззрение, нравственно-эстетичес­кое
отношение к действительности. Вместе
с тем, в отличие от вос­питания, обучение
имеет свои специфические особенности.
Они со­стоят прежде всего в строгом
отборе содержания культуры, научного
материала, в своеобразии познавательного
материала, в своеобразии форм и методов
познавательной деятельности.

Обучение как
органическая часть воспитания подвержено
дей­ствию его наиболее общих
закономерностей. Как и воспитание, оно
зависит от конкретно-исторических
условий. Различные эпохи и ци­вилизации
оставляют свой отпечаток на организации
обучения: от­боре содержания материала
для различных социальных групп, под­боре
методов идеологической обработки и
манипуляции сознанием.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Дидактические концепции и дидактические системы

Лекция №4

2.

• Юношество должно получать образование не
кажущееся, а истинное, не поверхностное, а
основательное, т. е. чтобы разумное существо
— человек приучался руководствоваться не
чужим умом, а своим собственным, не только
вычитывать из книг и понимать чужие мнения
… но развивать в себе способность проникать в
корень вещей и вырабатывать истинное
понимание их и употребление их.
• Я. А. Коменский

3.

1. Общее понятие о дидактике.
2. Основные дидактические категории.
3. Гносеологические основы процесса
обучения.
4. Движущие силы и закономерности
процесса обучения.
5. Функции и структура учебного процесса.

4.

• Базовые понятия: обучение, процесс
обучения, функции обучения,
закономерности процесса обучения,
структура учебного процесса.

5.

• Педагогическая дисциплина, исследующая
обучение на теоретическом, наиболее
общем, уровне, называется дидактикой.
• Дидактика — это педагогическая теория
обучения, дающая научное обоснование его
содержания, методов и организационных
форм. Дидактика в конечном счете должна
дать ответ на два наиболее общих вопроса:
«Чему учить?» и «Как учить?».

6.

• В развитие дидактики как науки внесли
существенный вклад Я.А.Коменский,
И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербард, Д.Дьюи,
К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, М.А.
Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин,
Л.В.Занков и др.

7.

• Термин «дидактика» происходит от
греческих слов didaktikos – поучающий и
didasko – изучающий.
• Впервые ввел в научный оборот немецкий
педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) для
обозначения искусства обучения

8.

•Великий чешский педагог Я.А.Коменский в
труде «Великая дидактика» назвал эту книгу
«всеобщим искусством всех учить всему»,
включив в ее структуру и воспитание

9. Я.А.Коменский

10.

•Немецкий педагог и философ Иоганн
Фридрих Гербарт (1776—1841) разработал
теоретические основы дидактики, придав ей
статус целостной теории воспитывающего
обучения. Он считал дидактику частью
педагогики, а ее предмет — воспитывающее
обучение — трактовал как важнейший фактор
воспитания.

11.

• Значительный вклад в решение важнейших
проблем научной дидактики внес
выдающийся русский педагог Константин
Дмитриевич Ушинский (1824—1870).
Глубоко изучив процессы психического
развития и воспитания детей, он многое
сделал для раскрытия сущности обучения.

12.

• Предмет дидактики — закономерности и
принципы обучения, его цели, научные
основы содержания образования, методы,
формы, средства обучения.
• Главный критерий образованности –
систематизированные знания. «То, что
осталось, когда все выучено и забыто»

13. Различают общую и частную дидактики.

• Общая дидактика исследует процесс обучения
вместе с факторами, которые его порождают,
условиями, в которых он протекает, а также
результатами, к которым он приводит. Она изучает
закономерности, анализирует зависимости,
обусловливающие ход и результаты процесса
обучения, определяет методы, организационное
формы и средства, обеспечивающие осуществление
запланированных целей и задач.
• Частные дидактики изучают закономерности
протекания процесса, содержание, формы и методы
преподавания различных учебных предметов.
• Частные дидактики называют методиками
преподавания (соответствующего учебного
предмета).

14.

Как наука дидактика занимается разработкой проблем:
• Для чего учить? (цели образования, обучения).
• Кого учить? (субъекты обучения).
• Какие стратегии обучения наиболее эффективны?
(принципы обучения).
• Чему учить? (содержание образования, обучения).
• Как учить? (методы обучения).
• Как организовать обучение? (формы организации
обучения).
• Какие необходимы средства обучения? (учебники,
учебные пособия, компьютерные программы,
дидактический материал и др.).
• Что достигается в результате обучения? (критерии и
показатели, характеризующие результаты обучения).
• Как проконтролировать и оценить результаты
обучения? (методы контроля и оценки результатов
обучения).

15.

• 2. Основные дидактические категории

16.

• Категории дидактики:
— обучение,
— преподавание,
— учение,
— содержание,
— методы обучения.
Отметим, что единого определения данным
категориям в дидактике нет.

17.

•Обучение — активная целенаправленная
познавательная деятельность ученика под
руководством учителя, в результате которой
обучающийся приобретает систему научных
знаний, умений и навыков, у него
формируется интерес к учению, развиваются
познавательные и творческие способности и
потребности, а также нравственные качества
личности.

18.

• Процесс обучения включает деятельность
ученика (учение) и деятельность учителя
(преподавание).
• Учение — это целенаправленная, осознанная
активная познавательная деятельность
ученика, заключающаяся в восприятии и
овладении научными знаниями, в обобщении
воспринятых фактов, в закреплении и
применении полученных знаний в
практической деятельности по заданиям
учителя или на основе собственных
познавательных потребностей.

19.

• Преподавание — это целенаправленная
деятельность учителя по формированию у
учащихся положительных мотивов учения,
организации восприятия, осмысления
излагаемых фактов и явлений, обеспечению
умениями пользоваться полученными
знаниями и умениями приобретать знания
самостоятельно.

20.

•Содержание образования система знаний, ценностей.
•Методы обучения – способы
взаимодействия, направленные на
достижение цели обучения.

21.

• Задачи дидактики- единый подход ко всем
учащимся (описание и объяснение процесса
обучения и условия его реализации;
разработка более современных процессов
обучения; организация учебного процесса;
новые обучающие системы; новые
технологии обучения.)

22.

• Задачами процесса обучения являются:
— стимулирование учебно-познавательной активности
учащихся;
— формирование познавательных потребностей;
— организация познавательной деятельности
обучающихся по овладению научными знаниями,
умениями и навыками;
— развитие познавательных и творческих способностей
обучающихся;
— формирование учебных умений и навыков для
последующего самообразования и творческой
деятельности;
— формирование научного мировоззрения и
воспитание нравственно-эстетической культуры.

23.

•Дидактическая система — это выделенная
по определенным критериям целостность
образов. Характеризуется единством целей,
организационных принципов, содержания,
формы и методов обучения.

24. Существует 3 дидактические системы

1. Традиционная — Гербарт: целью обучения
является формирование интеллектуальных
умений, представлений, понятий, теоретических
знаний. Процесс обучения должен строиться по
определённой схеме, по формальным ступеням.
Ступени: изложение, понимание, обобщение,
применение. Они рекомендуются для
обязательного использования. Эта система
критиковалась.

25.

2. Педацентрическая — обучение через
делание. Дж. Дьюи считал, что процесс
обучения необходимо строить исходя из
потребностей и интересов ребёнка.
Цель — развитие способностей. Процесс
обучения предполагает ощущение трудностей
в процессе деятельности, формирование
проблемы, сути затруднений, выдвижение и
проверка гипотез по решаемой проблеме,
выводы и действия

26.

3. Современная дидактическая система.
Полностью не сложилась. Выделяют
сообщающее обучение, проблемное обучение,
программное обучение, развивающее
обучение, личностно центрирование
обучение. Пытается объединить практику и
теорию

27.

•Проблемы современной дидактики:
В организации сферы образования ведущий и определяющий
вопрос «как?». Если мы будем говорить об образовании, о
развитии, об общественной потребности, о государственных
заказах, то там главным может быть вопрос «чему?».
Дидактика индифферентна по отношению к вопросу
«чему?», она должна исследовать, разрабатывать средства
«как делать?» — способы, методики, технологии. Дидактика
должна снабжать арсенал и в зависимости от общественных
потребностей, государственной политики, обращаясь именно
к дидактике, мы можем понять, как обучать учеников.

28.

• Процесс обучения:
1 . Двусторонность (учитель, преподаватель)
2 . Активное взаимодействие (учитель учащийся)
3. Организация учебной деятельности,
стимулирование
4. Целостность и единство
5. Соответствие возрастным критериям

29.

•Процесс обучения – целенаправленный ,
двусторонний процесс взаимодействия обучающих
и обучаемых, в ходе которых происходит
образование, воспитание учащегося. Без
педагогического руководства нет процесса обучения.
•Эффективность зависит от способов подачи
информации:
-рассеивающий;
— дифференцированный;
— индивидуальный;
— хорошо подготовленный урок;
— создание проблемной ситуации;
— разнообразие методов работы;
— групповая работа.

30. 3. Гносеологические основы процесса обучения

31.

• Для понимания сущности процесса
обучения, имеющего гносеологическую и
естественно-научную природу, важно
выяснить, в чем проявляется сходство
познавательной деятельности ученого,
исследователя и ученика за партой или
студента и чем же их познавательная
деятельность отличается.

32. Между научным поиском ученого и обучаемого есть много общего.

• К. Д. Ушинский, утверждал, что учитель
вводит ученика в мир научного познания.
Учитель раскрывает логику познания, обучает
логическим методам познания (индукция,
дедукция), методам преподаваемых основ науки.
Процесс обучения, как и процесс научного
познания, бесконечен. Мир вокруг нас — в
движении, постоянно меняется, знания о нем
уточняются, расширяются. Это влечет за собой
уточнение цели обучения, изменения в его
содержании и методах.

33.

• Вместе с тем процесс обучения не
тождествен процессу научного познания.
• Между познавательной деятельностью
ученика и ученого есть и существенные отличия.
Так, ученик познает окружающий мир в уже
познанном виде. Он изучает то, что пока не
известно ему, но человечеству уже известно.
Однако это не означает, что учебное познание
является только отражательно-созерцательным,
оно становится отражательнопреобразовательным, если учитель организует и
ориентирует ученика на самостоятельное и
творческое овладение системой научных знаний.

34.

• 4. Движущие силы и
закономерности процесса
обучения

35.

Процесс обучения — сложный, диалектически
развивающийся процесс. Движущими силами его
являются противоречия.
К неисчерпаемому противоречию как вечному
двигателю познавательной активности ученика в
процессе обучения относится противоречие между
новыми познавательными задачами, выдвигаемыми
процессом обучения (как учителем, так и самим
учеником в самообразовании), и достигнутым
уровнем знаний, умений и навыков.

36.

На каждом уроке учитель ставит новые
познавательные задачи, решить которые сам
ученик пока не в состоянии. Учитель раскрывает
логику и методы решения этой новой
познавательной задачи, обучая ученика умению
осознать познавательную задачу, ставить цель
познавательной деятельности, выбирать наиболее
рациональные пути достижения поставленной
цели. Определяя для учащихся оптимальный
уровень трудности, учитель обеспечивает их
интеллектуальное развитие на основе продвижения
от незнания к знанию, от их эмпирических
представлений к научной интерпретации
имеющихся знаний об окружающем мире.

37.

К противоречиям процесса обучения
относится противоречие между требованиями
общества к уровню обученности и
образованности учащихся и их
познавательными возможностями.
Разрешается оно через совершенствование
содержания образования, инновационные
процессы, поиски более адекватных
технологий и моделей обучения и т. п.

38.

Противоречие между известным и
неизвестным является основой проблемного
обучения. Создавая проблемную ситуацию,
учитель включает учеников в активный
совместный поиск путей разрешения
возникшей проблемы. В результате
разрешения спланированного противоречия
между известным и неизвестным ученики
приобретают новое знание или новые
способы познавательной деятельности.

39.

Противоречием является и противоречие между
фронтальным изложением учебного материала и
индивидуальным его восприятием. Оно может
разрешаться, например, через неоднократное
изложение материала (полное и свернутое,
включающее самое главное) или иными путями
с учетом познавательных возможностей
учащихся, особенностей их восприятия и через
организацию первичного закрепления на уроке в
той же логической последовательности, в какой
велось изложение.

40.

Противоречие между знаниями и умениями
применять полученные знания в
практической деятельности разрешается
через обеспечение осознанности, понимания
теории, на которой основаны все постепенно
усложняющиеся упражнения (от вводных и
копировочных до творческих).

41.

Процесс обучения не только противоречивый,
но и закономерный.
Закономерность — это объективная
устойчивая причинно-следственная связь
между явлениями или процессами.

42.

Важной педагогической закономерностью
является зависимость содержания обучения,
методов, средств и форм от целей образования и
обучения, поставленных обществом, от целей
конкретной школы.
Отсутствие
четкой
цели
превращает
стройный логичный процесс обучения в
случайный набор действий учителей и учащихся
при овладении знаниями, умениями и навыками,
ведет
к
нарушению
системности
и
систематичности в знаниях, что не способствует
формированию научного мировоззрения, а также
затрудняет управление учебным процессом.

43.

• 5. Функции и структура процесса
обучения

44.

• Противоречия и закономерности учебного
процесса детерминируют его функции.
Целостный процесс обучения выполняет
ряд важных функций.

45.

Во-первых, это образовательная функция.
В соответствии с ней главное назначение процесса
обучения заключается в том, чтобы:
• вооружить учащихся системой научных знаний,
умений и навыков в соответствии с принятым
стандартом образования;
• научить творчески использовать эти знания, умения
и навыки в практической деятельности;
• научить самостоятельно приобретать знания;
• расширить общий кругозор для выбора дальнейшего
пути получения образования и профессионального
самоопределения.

46.

Во-вторых, развивающая функция обучения.
В процессе овладения системой знаний, умений и
навыков происходит развитие:
• логического мышления (абстрагирование,
конкретизация, сравнение, анализ, обобщение,
сопоставление и др.);
• воображения;
• различных видов памяти (слуховой, зрительной,
логической, ассоциативной, эмоциональной и т, п.);
• качеств ума (пытливость, гибкость, критичность,
креативность, глубина, широта, самостоятельность);
• речи (словарный запас, образность, ясность и точность
выражения мысли);
• познавательного интереса и познавательных
потребностей;
• сенсорной и двигательной сфер.

47.

В-третьих, воспитывающая функция
обучения. Процесс обучения как процесс
взаимодействия учителя и учащихся
объективно имеет воспитывающий характер и
создает условия не только для овладения
знаниями, умениями и навыками,
психического развития личности, но и для
воспитания, социализации личности.

48.

Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:
• осознания учеником своей учебной деятельности
как социально значимой;
• формирования его нравственно-ценностных
ориентиров в процессе овладения знаниями,
умениями и навыками;
• воспитания нравственных качеств личности;
• формирования положительных мотивов учения;
• формирования опыта общения между учащимися и
сотрудничества с учителями в учебном процессе;
• воспитательного воздействия личности учителя
как примера для подражания.

49.

• Этапы процесса обучения:
— постановка педагогом цели учащегося и принятие этой
цели учеником;
— организованное восприятие новой информации и ее
осмысление. «индуктивный» способ;
— закрепление воспринятого и первично усвоенной
информации – прямое;
— проверка;
— обобщение изученного.

50.

• Важно и отношение учителя к процессу
обучения. «Хочешь наукой воспитать
ученика, люби свою науку и знай ее, и
ученики полюбят и тебя и науку, и ты
воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь
ее, то сколько бы ты ни заставлял учить,
наука не произведет воспитательного
влияния», — писал Л. Н. Толстой.

51.

Вопросы для самоконтроля
1. Какую цель и задачи решают в процессе
обучения?
2. В чем взаимосвязь учения и преподавания?
3. Назовите основные противоречия процесса
обучения.
4. Дайте характеристику функций обучения.
5. Дайте характеристики преподавания как
деятельности учителя и учения как
познавательной деятельности ученика в
процессе обучения.

Дисциплина ППВ



Глоссарий по педагогике

 Адаптация — процесс и результат становления индивида
социальным существом.

 Анализ
мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных
признаков и качеств явления.

 Анкетирование
— метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных
листов (анкет).

 Аннотирование
— краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного
смысла



Беседа — диалогический метод обучения, при котором
педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового
материала или проверяет усвоение ими уже изученного

 Взаимодействие — процесс совместного
выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга.

Внушаемость  особая податливость человека внушению  воз действию окружающих
людей, без критической оценки этого воздействия.

Возраст — период развития человека, характеризуемый
совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.

Возрастной подход в воспитании — учет и
использование закономерностей развития личности (физиологических, психических,
социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых,
обусловленных их возрастным составом.

Воспитание — специально организованная деятельность,
направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во
взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

Закономерность  внутренняя связь явлений,
процессов, обусловливающая закономерное развитие явлений и процессов.

Знания — обобщенный опыт человечества, включающий основные понятия, термины,
факты, законы науки, теории, идеи, способы деятельности

Зона ближайшего развития — скрытые возможности в
психологическом саморазвитии человека, которые открываются при Указании ему минимальной подсказки или внешней по
мощи.

Гипотеза исследования — научно обоснованное
предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической
проверке.



Диагностика — способ получения измеряемых
показателей обучения, обеспечивающих объективное и всестороннее изучение
условий и результатов учебного процесса, способ прояснения всех изменений,
которые происходят в познавательном процессе

 Дидактика
наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и
организационных формах.

 Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на развитие
интересов, склонностей, способностей и педагогических возможностей обучающихся.

  
Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического
процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента и характера,
способностей и склонностей, интересов и мотивов и др.), в значительной степени
влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.

Инновация — все новое, вводимое в известные педагогические
системы и традиционно организуемый процесс в данный исторически-временной
период развития педагогической практики.

Интеграция — объединение в целое каких-либо частей.



Конформность — тенденция человека приспособить свое
поведение к ожиданиям, нормам, требованиям группы людей; податливость реальному
или воображаемому давлению группы; готовность изменить свои взгляды и ценности
под влиянием окружающих.

Концепция воспитания (обучения) — цельное
представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании,
методах, средствах, формах.

Коррекция — система специальных и общепедагогических
мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического
развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Компетенция — готовность эффективно мобилизовать
внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к
успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных
потребностей, составляющая социальный заказ к системе образования.

Компетентность — результат образования, выражающийся
в овладении учащимся универсальными способами деятельности.

 Контроль
операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными
требованиями стандартами.

.

Личностный подход — последовательное отношение
педагога к ребенку как личности, как самостоятельному субъекту собственного
развития и воспитательного взаимодействия.

Личность — человеческий индивид как продукт
общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный
конкретно-историческими условиями жизни обществ



Методология — 1) система принципов и способов
организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о
научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо
науке.

Методы воспитания — совокупность способов и приемов
воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания
учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и
совершенствования.

Методы контроля — способы, с помощью которых
определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и
педагогической работы обучающих.

Методы обучения — способы совместной деятельности
педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы педагогического исследования — способы
получения научной информации с целью установления закономерных связей,
отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Мировоззрение — система философских, научных,
социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений,
которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют
направленность его деятельности.

Направление обучения — организационная форма
профильного обучения, обеспечивающая расширенное изучение группы предметов
определенных образовательных областей.

Наблюдение — целенаправленное и планомерное
восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Научение — результат обучения, зависящий как от
методов обучения, так и от особенностей обучаемого.



Образование (как процесс) — специально
организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации
содержания образования.

Образование (как результат) — характеристика
достигнутого уровня образованности.

Образованность личности — характеристика, показатель
определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных
с ними способов практической и познавательной деятельности.

Обучаемость — способность к усвоению знаний и
способов учебной деятельности, проявляющаяся в различной степени легкости и
быстроты усвоения.

Обучение — активная целенаправленная познавательная
деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся
приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется
интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и
потребности, а также нравственные качества личности.

Общение — одна из универсальных форм активности
личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и
развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

 Оценка
определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях
учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных
программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

Оценивание — процесс вынесения суждений о ходе и
результатах образовательного процесса, содержащий качественный и количественный
анализ, имеющий целью стимулирование качества.



Педагогическая технология — научное проектирование и
точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

 Принцип — руководящая идея, основное правило,
основное требование к деятельности, поведению.

Прогнозирование — научно-аналитический этап и основа
для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической
работы.



Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек
рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности,
свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников,
значимым лицам и т. д.



Самоактуализация (самореализация) — стремление
человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных
возможностей.

Самообразование — самостоятельное овладение
человеком знаниями, умениями и навыками, соврешенствование уровня самого
образования.

Симплификация — обеднение, упрощение детского
развития в результате форсирования его темпов.

Способности — индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода
деятельности.

Самоопределение — самостоятельный этап социализации,
внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной
деятельности на основе осознания и соотнесения себя со сферами жизнедеятельности,
при условии которых человек становится способным принимать самостоятельные
решения относительно жизненно важных целей.

Тест
стандартизированная процедура измерения.

Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех
испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях,
позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического
процесса.

Технология — проект, разработка, описание процесса
воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.

Трансформация-преобразование, превращение.



Управление — целенаправленное и планомерное
взаимодействие управляющей и 

управляемой подсистем, направленное на достижение
запланированного результата (цели).

Условия — обстоятельства, от которых что-либо
зависит (условия развития личности, условия игры и др.).

Учение — целенаправленная, осознанная активная
познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении
научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении
полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе
собственных познавательных потребностей.



Фактор — движущая сила, причина какого-либо
процесса, явления.



Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата,
на достижение которого направлено действие человека.

Ценности (духовные) — абстрактные идеи, воплощающие
общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества,
всего человечества, отдельного человека.

Ценностная ориентация — положительные или
отрицательные значимости для индивида предметов и явлений социальной
действительности.

Ценность — личностный смысл определенных явлений
действительности для индивида.







2. Граф понятий







3.Ментальная карта дидактической системы



Скачать материал

Педагогика ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Ин...



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Педагогика ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Ин...

    1 слайд

    Педагогика
    ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
    Институт педагогики и психологии детства
    Кафедра педагогики и психологии детства

  • Что такое педагогика?

    2 слайд

    Что такое педагогика?

  • Наука – это сфера человеческой деятельности, в процессе которой вырабатываютс...

    3 слайд

    Наука – это сфера человеческой деятельности, в процессе которой вырабатываются и систематизируются объективные знания о действительности. Наука представляет собой одновременно и процесс (т.е. деятельность по получению нового знания), и результат – т.е. сумму знаний, лежащую в основе научной картины мира. Основное назначение науки состоит в описании, объяснении и предсказании процессов и явлений, составляющих предмет изучения.

  • Педагогика это наука?Является ли педагогика сферой человеческой деятельности?...

    4 слайд

    Педагогика это наука?
    Является ли педагогика сферой человеческой деятельности?
    Обусловливалось ли развитие педагогики в различные исторические периоды определенными потребностями общества?
    Можно ли сказать, что педагогика представляет собой только процесс воспитания или что она направлена только на результат обучения?
    Или она представляет собой неразрывное единство процесса и результата?
    Помогают ли педагогические знания систематизировать наши представления о процессе воспитания и обучения детей?
    Способны ли мы на основе педагогических знаний заниматься анализом, планированием, прогнозированием педагогических явлений и фактов?

  • Педагогика – это наука об обучении и воспитании, составляющие единый педагоги...

    5 слайд

    Педагогика – это наука об обучении и воспитании, составляющие единый педагогический процесс.

  • Педагогика тесно связана с другими науками

    6 слайд

    Педагогика тесно связана с другими науками

  • Отрасли педагогикиСравнительная педагогика История педагогики Дошкольная педа...

    7 слайд

    Отрасли педагогики
    Сравнительная педагогика
    История педагогики
    Дошкольная педагогика
    Педагогика школы
    Педагогика профессионально-технического образования
    Педагогика высшей школы
    Производственная педагогика
    Военная педагогика
    Социальная педагогика
    Исправительно-трудовая педагогика
    Коррекционная педагогика

  • основные педагогические категорииОбразование
Воспитание
Обучение

    8 слайд

    основные педагогические категории
    Образование
    Воспитание
    Обучение

  • «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Образова...

    9 слайд

    «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
    Образование является: результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления; необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

    По характеру и направленности образование можно разделить на:
    общее,
    профессиональное,
    политехническое

  • Политехническое образование    — принцип организации содержания и преподавани...

    10 слайд

    Политехническое образование    — принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. 

  • Закон  РФ  «Об образовании»Под образованием в Российской Федерации понимаетс...

    11 слайд

    Закон РФ «Об образовании»
    Под образованием
    в Российской Федерации понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания
    в интересах личности, общества, государства.
    Образование
    обучение
    воспитание

  • Воспитание обычно характеризуется как :1) воздействие общества на личность;...

    12 слайд

    Воспитание обычно характеризуется как :
    1) воздействие общества на личность;
    2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению;
    3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества

  • Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый проц...

    13 слайд

    Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
    «Обучение – это процесс целенаправленный, управляемый», в котором «учитель излагает знания, дает задания, учит методам и приемам сознательного приобретения, закрепления и применения знаний, проверяет качество знаний, умений и навыков. При этом он постоянно заботится о развитии познавательных способностей школьников» (Б.П. Есипов).
    «Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (Е.С. Рапацевич).

  • Обучение  - активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под...

    14 слайд

    Обучение — активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

  • Основу обучения составляют знания, умения, навыки 
Знания отражают объективну...

    15 слайд

    Основу обучения составляют
    знания, умения, навыки
    Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
    Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
    Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям

  • Процесс обучения включает деятельность ученика (учение) и деятельность учител...

    16 слайд

    Процесс обучения включает деятельность ученика (учение) и деятельность учителя (преподавание).

    Учение – это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
    Преподавание – это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации вос- приятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

  • Общими задачами процесса обучения являются: 
стимулирование учебно-познавател...

    17 слайд

    Общими задачами процесса обучения являются:
    стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;
    формирование познавательных потребностей;  организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
    развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
    формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности;
    формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

  • Методы и средства образовательного процесса

    18 слайд

    Методы и средства образовательного процесса

  • Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательн...

    19 слайд

    Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой.
    Метод обучения реализуется в единстве
    познавательной деятельности педагога и обучаемых,
    уяснении учащимися знаний,
    овладении умениями и навыками.

  • Классификация методов обучения

    20 слайд

    Классификация методов обучения

  • Классификация методов обучения по источнику получения знаний1. Практический п...

    21 слайд

    Классификация методов обучения по источнику получения знаний
    1. Практический подход основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности.
    2. Наглядный подход. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.
    3. Словесный подход также предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме

  • Классификация по усвоению изучаемого материала (М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера...

    22 слайд

    Классификация по усвоению изучаемого материала (М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера )
    Объяснительно-иллюстративный:
    Репродуктивный подход
    Проблемного изложения
    Частично-поисковый (эвристический) подход
    Исследовательский

  • 1. Объяснительно-иллюстративный: один из способов передачи ученикам системы «...

    23 слайд

    1. Объяснительно-иллюстративный: один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней;
    2. Репродуктивный подход предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний

  • 3. Проблемное изложение заключается в активной деятельности со стороны учител...

    24 слайд

    3. Проблемное изложение заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать основные принципы и этапы решения проблем.

  • 4. Частично-поисковый (эвристический) подход основан на самостоятельной деяте...

    25 слайд

    4. Частично-поисковый (эвристический) подход основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить учащихся грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем, а так же оказывать помощь при возникновении у учащихся затруднений разного рода.

  • 5. Исследовательский подход является наиболее эффективным с точки зрения усво...

    26 слайд

    5. Исследовательский подход является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Учитель вместе с учащимися формирует проблему и производит управление самостоятельной исследовательской деятельностью учеников. Методы исследования ученики выбирают сами, знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих исследовательской деятельности задач. Знания, полученные подобным способом, глубоко и прочно оседают в памяти человека. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу

  • Задание Подобрать примеры применения каждого метода в образовательном процессе

    27 слайд

    Задание
    Подобрать примеры применения каждого метода в образовательном процессе

  • Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естест...

    28 слайд

    Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития

  • Средства обучения
печатные;
электронные образовательные ресурсы; 
аудиовизуал...

    29 слайд

    Средства обучения

    печатные;
    электронные образовательные ресурсы;
    аудиовизуальные ;
    наглядные плоскостные;
    демонстрационные ;
    учебные приборы;
    учебная техника.

  • ПрактикаШесть шляп мышления (англ. Six Thinking Hats) — система организации м...

    30 слайд

    Практика
    Шесть шляп мышления (англ. Six Thinking Hats) — система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно, которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп. Идея латерального мышления и основанный на ней метод Шести Шляп обеспечили средства планирования подробного, последовательного и в результате более эффективного группового мыслительного процесса

    Литеральное – нестандартное, творческое

  • Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в...

    31 слайд

    Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
    Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

  • Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критициз...

    32 слайд

    Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.
    Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

  • Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взг...

    33 слайд

    Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).
    Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её одевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. (Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики).

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 366 652 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 22.10.2017
  • 1179
  • 13
  • 22.10.2017
  • 1351
  • 11
  • 22.10.2017
  • 420
  • 0
  • 22.10.2017
  • 672
  • 1
  • 22.10.2017
  • 371
  • 4
  • 22.10.2017
  • 450
  • 0
  • 22.10.2017
  • 305
  • 0
  • 22.10.2017
  • 370
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Выполнил студент:

Специальность:

Проверил:

Оценка:_______________

Роспись

преподавателя__________

Дата ____________

Миасс 2013

Содержание.

Введение…………………………………………………………………… 3

Основная часть

    1. Из истории развития принципов обучения ……………………… 5

    2. Классические принципы обучения и их современное применение

В учебном процессе ….…………………………………….…….. 6

    1. Характеристика современных принципов обучения ………….. 14

Заключение ………………………………………………………………… 18

Список литературы ………………………………………………………. 20

Введение

Обучение – это планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности. Обучение является целенаправленной деятельностью, это подразумевает намерение учителя стимулировать учение как субъективную деятельность самих учащихся.

Обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Учение о принципах занимает одно из центральных мест в дидактике. Само понятие «принцип» в логическом смысле служит началом или базисом для организации деятельности, руководства, рассуждения, научного исследования и тому подобное. Вот почему под  принципами обучения обычно понимаются вытекающие из выявленных закономерностей исходные положения, реализация требований которых направлена на обеспечение эффективности учебного процесса. В структуре основных категорий процесса обучения они следуют за закономерностями, являясь их отражением. Если закономерности обучения выражают наиболее существенные связи этого процесса, определяющие его эффективность, то принципы раскрывают то, как использовать в педагогической практике эти познанные связи.

Основная часть

    1. Из истории развития принципов обучения

Общие принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке уже несколько веков. Их основоположником считается великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), который в 1657 году первым изложил обоснованные требования к организации и содержанию обучения в одном из своих главных трудов «Великая дидактика». Вслед за ним принципы обучения выявляли и обогащали классики западноевропейской и отечественной педагогики.

Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Я. А. Коменский сформулировал и обосновал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.

Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский. Им наиболее полно раскрыты дидактические принципы:

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

• обучение должно всячески развивать у детей самостоятельность, активность, инициативу;

• порядок и систематичность — одно из главных условий успеха в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.

Развитие принципов обучения активно продолжается и в современной педагогической науке. В настоящее время часть теоретиков педагогики условно разделяет их на «классические», отражающие результаты многовекового развития дидактики, и «современные», проявившиеся в образовательном процессе последних десятилетий.

    1. Классические принципы обучения и их современное применение в учебном процессе

К числу классических в современной отечественной педагогике наиболее часто относят  принципы научности обучения, сознательности и активности обучаемых, систематичности, последовательности и преемственности обучении, наглядности, доступности учебной информации, прочности сформированных знаний, навыков и умений, связи теории с практикой. Уже само их название является лаконичной характеристикой сути принципов, ориентирует педагога на создание таких условий, при которых обучение будет проходить наиболее эффективно (продуктивно). Однако их реализация предполагает выполнение определенных требований (правил) при организации и осуществлении учебного процесса. Рассмотрим это на примере раскрытия основного содержания наиболее важных из них.

Принцип научности обучения долгое время не был обязательным в организации обучения, так как сама наука определенное время не играла существенной роли в профессиональной и других видах деятельности человека. Однако в XIX веке, в связи с повышением роли знаний в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности в систему образования. Главный смысл принципа заключается в том, чтобы учащимся для изучения предъявлялась лишь научно обоснованная учебная информация, прошедшая специально организованную экспертизу в виде публичной научной защиты. Именно это формирует у них понимание того, что все в этом мире подчинено законам, знание и применение которых необходимо каждому живущему в современном  цивилизованном обществе человеку.

Реализация принципа в учебном процессе образовательного учреждения требует от педагогов выполнения следующих требований:

— учебный материал должен отвечать современным достижениям науки в изучаемой системе научного знания (история, философия, педагогика и т.д.). Вынужденное упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности, а терминология оставаться единой на протяжении всей учебы;

— необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, проходящими дискуссиями и выдвинутыми гипотезами. Их необходимо в доступной форме знакомить с методами научного исследования и включать в самостоятельную научно-исследовательскую работу различного уровня (доклад, реферат, курсовые и дипломные работы);

— важно не только научное толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и знакомство с различными точками зрения на их оценку;

— изучение закономерностей развития объективного мира должно формировать у обучаемых научное мировоззрение;

— в процессе обучения необходимо осуществлять критический анализ различного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений.

В основе принципа научности лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; научность обучения обеспечивается, прежде всего, через содержание образования.

Другим не менее важным принципом обучения выступает принцип сознательности и активности обучаемых. Его значимость заключается в необходимости формирования у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. В то же время известно, что лишь те знания становятся убеждениями, которые усвоены сознательно.

Сознательность в усвоении учебного материала во многом зависит от деятельности педагога. Ему необходимо постоянно анализировать уровень внимания учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных вопросов. В связи с этим можно выделить ряд требований, выполнение которых соответствует требованиям рассматриваемого принципа.

  • Учащимся должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных целей и задач. В связи с этим учебное занятие (урок) должно начинаться постановки познавательной проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт обучаемых, на сформированную уже у них систему знаний. С этой целью педагог должен использовать все имеющиеся у него дидактические приемы, чтобы вызвать интерес к изучаемому материалу.

  • Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, но и понимать их внутреннюю сущность, в результате чего прийти к пониманию закономерностей, которые потом могут использовать в своей практической деятельности.

  • Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий.

  • Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит познавательному интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т.д. Для эффективной реализации принципа также необходимо формировать интерес не столько к содержанию учебного материала, сколько к самому процессу обучения.

Принцип систематичности, последовательности и преемственности обучения впервые был сформулирован Я.А.Коменским, считавшим, что в нем, как в природе, все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. В этом случае изложение учебного материала должно доводиться в сознании учащихся до уровня системности в результате его определенной последовательности и взаимосвязанности. В то же время этот принцип предполагает преемственность обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных образовательных ступенях, что обусловливает опору нового учебного материала на материал, усвоенный ранее.

Реализация рассматриваемого принципа в учебном процессе образовательных учреждений предусматривает выполнение следующих правил:

— целесообразное планирование учебной работы (например, изучение нового материала должно опираться на ранее усвоенные знания; проведение семинарских, практических и лабораторных занятий необходимо осуществлять только после доведения теоретической составляющей учебной темы);

— педагог не имеет морального права переходить к изложению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий (даже если он ограничен рамками учебной программы или количеством часов, отводимых на изучение той или иной учебной темы);

— на каждом занятии необходимо создавать теоретические предпосылки для изучения последующей учебной темы;

— постоянное повторение изученного учебного материала. Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного материала (репродуктивный подход как раз и ориентирует на такое воспроизведение — повторение после обучающего, пересказ прочитанного в учебнике и т.д.). Необходимо, чтобы при повторении изученного ранее учебного материала учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам.

Большое значение для реализации принципа систематичности, последовательности и преемственности в учебном процессе имеет возможность обучаемых наглядно представить изучаемую систему знаний (принцип наглядности), которую способны усвоить (принцип доступности), закрепившуюся в их сознании в форме навыков и умений (принцип прочности) и которую они способны реализовать в своей практической деятельности.

Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.

При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.

Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.

 Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др. Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — укусом; доступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам».

И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Средствами наглядности служат:

• натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся;

• объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;

• изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;

• символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;

• аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;

• самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию средств наглядности, у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.

Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю. Память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.

Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу и стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства.

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

В основе этого принципа лежат закономерности: практика — критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.  Этот принцип (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей: индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым) и дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам). До 90-х гг. XX в. основным направлением в работе школы был индивидуальный подход. В настоящее время приоритет отдается дифференциации обучения.

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, так как это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств, форм обучения и позволяют эффективно решать задачи современной школы.

    1. Характеристика современных принципов обучения

В современной дидактике рассмотренные и другие классические принципы сохраняют свой первозданный смысл и в то же время развиваются, обогащаются, дополняются новыми фундаментальными идеями, которые в последующем могут обрести статус самостоятельных дидактических принципов. К числу таких в последние десятилетия принадлежит ряд современных принципов обучения, в число которых относят  создание оптимальных условий для обучения, опережающего обучения, опоры (использования опорных сигналов), обучения на высоком уровне трудностей и целый ряд других.

Кратко охарактеризуем современные принципы обучения.

 Принцип развивающего обучения – знания сегодняшнего дня могут устареть и оказаться неэффективными, а знания завтрашнего дня у учеников естественно нет. Вывод: интеллект обучаемых нужно развивать с установкой на восприятие завтрашних знаний.

 Принцип обучения на высшем уровне – предполагает такое построение образовательного процесса, при котором обучаемые работают на определенном пределе своих умственных возможностей.

 Принцип опережающего обучения – преподаватель стремиться заблаговременно создать связь между изучаемыми темами, обеспечивая динамический ритм процесса обучения.

 Принцип опоры (сформулировано Шаталовым) – предполагает внедрение в образовательный процесс опорных конспектов, знакомясь с которыми ученики овладевают практикой логически-осмысленного целостного усвоения учебного материала.

 Принцип создания оптимальных условий для обучения – предполагает создание благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и обучаемыми, в коллективе учащихся, профилактику конфликтных и стрессовых ситуаций.

Принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика. Они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.

Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего, принципа воспитывающего и развивающего обучения. Именно эта направленность всей системы на решение задач воспитания и выступает первым интегративным свойством системы. Другим ее свойством является направленность на достижение гармоничности педагогических влияний.

В представленную систему принципов обучения не включены непосредственно общепедагогические принципы воспитания в деятельности и труде, воспитание в коллективе, комплексного подхода, оптимизации и другие, но их требования отражены в содержании образования и дидактических принципах. Это в полной мере относится и к общим принципам организации деятельности: предвидение и целеполагание, соответствия методов целям и содержанию, зависимости управленческих решений от конкретных условий, контроля, коррекции и других.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность, конкретность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретно-дидактических ориентиров. Таковы, например, сформулированные некоторыми дидактами принципы создания необходимых условий для обучения, сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от его задач, сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. Слово « обучение» в этих формулировках легко можно заменить названием многих других видов деятельности. Однако это не означает, что поиски современных ученых-педагогов, их стремление дать подлинно научное обоснование системы принципов обучения, сформулировать новые принципы организации обучения в школе теряют свою актуальность и значимость. Об этом убедительно говорят результаты научных исследований и разработок Л.В. Занкова, В.К. Дьяченко, Л.М. Фридмана и других.

Обобщая все изложенное в настоящей главе, можно сделать следующие выводы и рекомендации для учителя.

1.  Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

2.  Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических идей, составляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).

3.   Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм, системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса

Каждый из принципов обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому их нельзя ранжировать по степени важности. Рациональным считается системный подход к пониманию взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимовлияния и взаимозависимости всех перечисленных принципов обучения, которые реализуются одновременно в рамках той или иной теории или концепции обучения.

Заключение

Обучение – это целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, цель которой — приобретение учащимся системы научных знаний, умений и навыков, формирование у него интереса к учению, развитие познавательных и творческих способностей, а также нравственных качеств личности.

Задачами процесса обучения являются: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; формирование познавательных потребностей; организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности; формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

Принципы обучения — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Выше было сказано, что основными принципами обучения являются принцип научности обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип воспитывающего обучения, принцип связи теории с практикой и принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.

Эти дидактические принципы являются общепринятыми, они составляют основу традиционной системы обучения. Классические дидактические принципы помогают в определении целевых установок обучения, а также могут служить руководством учителю в конкретных ситуациях обучения на уроках.

Как показывает история развития школы и педагогики, под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, другие появляются. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию и своевременно реагировать на них, т. е. строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения.

Список использованной литературы

  1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. — М.: 1996 – 324с.

  2. Дьяченко, В. К. Новая дидактика [Текст] / В.К.Дьяченко.- М.: Народное образование, 2001 – 496с.

  3. Занков, Л. В. Избранные психологические труды. Обучение и развитие [Текст] / Л.В.Занков; под ред. Л.В.Занкова.- М.: Педагогика, 1990.

  4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики [Текст] / Ч.Куписевич. — М.: Высшая школа, 1986 – 368с.

  5. Оконь В. Введение в общую дидактику [Текст] / В.Оконь; пер. с польского. — М.: Высшая школа,1990 – 383с.

  6. Пидкасистый П.И. Педагогика [Текст]: учеб.пособие / П.И.Пидкасистый. — М.: Педагогическое сообщество России, 2000 – 638с.

  7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П.Подласый. — М.: ВЛАДОС, 1999 – 576(747)с.

  8. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индукционная плита веко инструкция по применению
  • Стабилен цена инструкция по применению цена
  • Танк из спичек пошаговая инструкция с картинками
  • Инструкция по работе с терминалом втб
  • Чайка швейная электрическая машинка руководство по эксплуатации