Академия наук в 20 40 е годы 18 века организовала две камчатские экспедиции под руководством

Сурин Александр Анатольевич

Тест «Культура России второй половины XVIII в.»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Культура России второй половины XVIII века.

  1. Академия наук в 20 – 40-е гг. XVIII в. организовала две камчатские экспедиции под руководством:
  1. С.И. Дежнева
  2. С.П. Крашенинникова
  3. В. Беринга
  4. И.И. Лепехина
  1. Две камчатские экспедиции позволили в первой половине XVIII в.:
  1. Подтвердить открытие С.И. Дежнева о существовании пролива между Азией и Америкой
  2. Открыть северо-западную Америку и исследовать Камчатку
  3. Нанести на карту Курильские острова и Северную Японию
  4. Верно все указанное
  1. Двухтомный труд «Описание земли Камчатки» оставил участник второй Камчатской экспедиции:
  1. В. Беринг
  2. С.П. Крашенинников
  3. И.И. Лепёхин
  4. М.В. Ломоносов
  1. Аборигены Камчатки полюбили и даже сочинили песни об отважном исследователе их края:
  1. В. Беринге
  2. М.В. Ломоносове
  3. С.П. Крашенинникове
  4. С.И. Дежневе
  1. Сыном простого солдата был получивший в XVIII в. звание академика:
  1. М.В. Ломоносов
  2. А.Т. Болотов
  3. С.П. Крашенинников
  4. И.И. Лепехин
  1. В XVIII в. работа над словарем всех известных языков велась:
  1. В Англии
  2. Французской академии наук
  3. В Российской академии наук
  4. В Швейцарии
  1. Активную научную и практическую деятельность развернуло в XVIII в. Вольное экономическое общество, созданное в … году:
  1. 1755
  2. 1760
  3. 1765
  4. 1770
  1. Вольное экономическое общество занималось преимущественно вопросами:
  1. Горнозаводской промышленности
  2. Сельскохозяйственными
  3. Золотодобычи
  4. Пропаганды экономических знаний
  1. Крупные труды по экономике, агрономии и организации сельского хозяйства оставил учёный и писатель XVIII в.:
  1. Н.И. Новиков
  2. А.Т. Болотов
  3. И.И. Лепехин
  4. М.Д. Чулков
  1. Русскую культуру невозможно представить без М.В. Ломоносова, жившего в … годах:
  1. 1701 – 1765
  2. 1702 – 1765
  3. 1705 – 1765
  4. 1711 – 1765
  1. «Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», — писал о М.В. Ломоносове:
  1. В.Г. Белинский
  2. Г.Р. Державин
  3. А.С. Пушкин
  4. Н.М. Карамзин
  1. Закон сохранения материи и движения первым сформулировал:
  1. Д.И. Бернулли
  2. К.Э. Циолковский
  3. М.В. Ломоносов
  4. Э.Х. Ленц
  1. Смальтой в XVIII в. называли:
  1. Жидкий воск
  2. Отходы дегтярного производства
  3. Непрозрачное стекло
  4. Канифоль
  1. В XVIII в. дворяне предпочитали воспитывать и обучать своих детей:
  1. В пансионах
  2. Приглашали домашних учителей
  3. За границей
  4. Верно 1, 2, 3
  1. В Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге, созданный в XVIII в. принимали:
  1. Только дворянок
  2. В специальный класс девочек из недворянских сословий
  3. Девочек из семей высшего духовенства
  4. Верно 1 и 2
  1. Большим событием культурной жизни России стало открытие первого русского университета в … году:
  1. 1755
  2. 1756
  3. 1757
  4. 1758
  1. Инициатором создания Московского университета был (была):
  1. Императрица Елизавета Петровна
  2. Княгиня Е.Р. Воронцова – Дашкова
  3. Граф И.И. Шувалов
  4. М.В. Ломоносов
  1. При Московском университете открыли две гимназии, куда принимали:
  1. Дворян
  2. Юношей из не крепостных сословий
  3. Всех желающих и успешно сдавших экзамены
  4. Верно 1 и 2
  1. Первоначально Московский университет имел факультеты:
  1. Юридический, философский, медицинский
  2. Богословский, юридический, медицинский
  3. Юридический, богословский, химический
  4. Исторический, юридический, медицинский
  1. Преподавание в Московском университете велось на языках:
  1. Латинском
  2. Русском
  3. Латинском, русском, немецком
  4. Первоначально на латинском, затем на русском
  1. В Московском университете издавалась первая общественная газета:
  1. «Куранты»
  2. «Московские ведомости»
  3. «Московский листок»
  4. «Российские вести»
  1. Сын солдата И.И. Ползунов жил и работал  и работал на заводах:
  1. Урала
  2. Урала и Алтая
  3. Алтая и Тулы
  4. Тулы и Воронежа
  1. Паровую машину И.И. Ползунов создал в … году:
  1. 1766
  2. 1767
  3. 1768
  4. 1769
  1. Первые суда, двигавшиеся по рекам против течения, создал:
  1. И.И. Ползунов
  2. И.П. Кулибин
  3. М.В. Ломоносов
  4. С.И. Дежнев
  1. Во второй половине XVIII в. возросла в культурном развитии России роль литературы. Примечательным явлением стали комедии «Бригадир», «Недоросль», написанные:
  1. М.В. Ломоносовым
  2. Д.И. Фонвизиным
  3. Н.И. Новиковым
  4. Г.Р. Державиным
  1. На всю Россию были знамениты сатирические журналы, издававшиеся Н.И. Новиковым:
  1. «Трутень»
  2. «Трутень» и «Живописец»
  3. «Всякая всячина» и «Поденщина»
  4. «Поденщина» и «Адская почта»
  1. «Кулибинским фонарем» называли:
  1. Семафорный телеграф
  2. Керосиновую лампу типа «летучей мыши»
  3. Зеркальный прожектор
  4. Телескоп
  1. Среди смелых, но нереализованных проектов И.П. Кулибина был:
  1. Воздухолет
  2. Одноарочный мост через Неву
  3. Токарно-фрезерный станок
  4. Все  указанные
  1. Выразительный эпиграф: «Они (т.е. крестьяне) работают, а вы (т.е. помещики) их труд ядите» — был предпослан журналу:
  1. «Поста духов»
  2. «Живописец»
  3. «Трутень»
  4. «Всякая всячина»
  1. Русские пословицы в XVIII в. собирал (собирала):
  1. Екатерина Великая
  2. Н.И. Новиков
  3. Г.К. Зотов
  4. М.Д. Чулков
  1. Русские сказки, загадки изучал и издавал в XVIII в. купец:
  1. Афанасий Никитин
  2. М.Д. Чулков
  3. Кирша Данилов
  4. А.Д. Демидов
  1. Исторические песни, былины, другие народные произведения собрал в XVIII в.:
  1. Афанасий Никитин
  2. М.Д. Чулков
  3. Кирша Данилов
  4. А.Д. Демидов
  1. А.Н. Радищев получил прекрасное образование. Он учился:
  1. В Москве
  2. В Петербургском Пажеском корпусе
  3. В Лейпцигском университете
  4. Верно все указанное
  1. На прилавках книжного магазина петербургского купца Г.К. Зотова книга «Путешествие из Петербурга в Москву» появилась в … году:
  1. 1787
  2. 1790
  3. 1791
  4. 1792
  1. Кто из читателей, прочитав книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» отозвался об авторе как о «бунтовщике хуже Пугачева»
  1. Екатерина Великая
  2. Князь Г.А. Потемкин
  3. Князь М.М. Щербатов
  4. Княгиня Е.Р. Воронцова-Дашкова
  1. Шедевр русской архитектуры XVIII в. – Зимний дворец был построен по проекту архитектора:
  1. М.Ф. Казакова
  2. А.Ф. Кокоринова
  3. В.В. Растрелли
  4. В.И. Баженова
  1. Здание Смольного института проектировал зодчий:
  1. В.В. Растрелли
  2. В.И. Баженов
  3. М.Ф. Казаков
  4. А.Ф. Кокоринова
  1. В.И. Баженов родился в семье:
  1. Художника
  2. Священнослужителя
  3. Коллежского регистратора
  4. Крепостного  
  1. Главные творения архитектора XVIII в. В.И. Баженова связаны с Москвой. Напротив Кремля на холме и доныне стоит построенное им здание:
  1. Публичной библиотеки
  2. Дома Пашкова
  3. Манежа
  4. Дома Юшкова
  1. Архитектор М.Ф. Казаков родился в семье:
  1. Священнослужителя
  2. Златокузнеца
  3. Крепостного
  4. Казака
  1. Немало великолепных сооружений возвел М.Ф. Казаков в Москве. Среди них:
  1. Здание Московского университета
  2. Здание Сената
  3. Корпус Голицынской больницы
  4. Все указанные
  1. Колонный зал Дворянского собрания простроен по проекту:
  1. М.Ф. Казакова
  2. В.И. Баженова
  3. А.Н. Воронихина
  4. В.В. Растрелли
  1. В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств, готовившая художников, архитекторов, скульпторов. Здание Академии художеств было построено по проекту ее первого директора:
  1. М.Ф. Казакова
  2. А.Ф. Кокоринова
  3. И.В. Егорова
  4. И.Д. Жилярди
  1. В XVIII в. в живописи особых успехов достигло искусство портрета. Выдающиеся портретисты того времени:
  1. А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов
  2. Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский
  3. Ф.И. Фушин, И.Е. Репин
  4. Верно 1 и 2
  1. Портрет знаменитого просветителя Н.И. Новикова написал:
  1. Д.Г. Левицкий
  2. Ф.С. Рокотов
  3. И.Е. Репин
  4. И.П. Аргунов
  1. Портрет П.А. Демидова написан по его заказу художником:
  1. И.П. Аргуновым
  2. Д.Г. Левицким
  3. Ф.С. Рокотовым
  4. В.Л. Боровиковским
  1. Портрет писателя Г.Р. Державина написан:
  1. Д.Г. Левицким
  2. В.Л. Боровиковским
  3. Ф.С. Рокотовым
  4. И.П. Аргуновым
  1. Из крепостных крестьян графов Шереметевых вышла целая семья талантливых мастеров-живописцев:
  1. Ковалевых
  2. Жемчуговых
  3. Аргуновых
  4. Шлыковых
  1. Портрет первого директора Академии художеств А.Ф. Кокоринова принадлежит кисти:
  1. И.П. Аргунова
  2. Д.Г. Левицкого
  3. Ф.С. Рокотова
  4. А.П. Лосенко
  1. Выразителем человеческой индивидуальности в скульптурном портрете второй половины XVIII в. был:
  1. А.Ф. Кокоринов
  2. И.П. Мартос
  3. Ф.И. Шубин
  4. И.А. Витали
  1. Среди крепостных театров XVIII в. выделяется театр:
  1. В имении А.В. Суворова
  2. Графов Шереметевых
  3. Купцов Строгановых
  4. Графов Долгоруких
  1. «Отцом русского театра» называют:
  1. Ф.Г. Волкова
  2. Д.И. Фонвизина
  3. А.П. Лосенко
  4. Г.Р. Державина
  1. Первый театр на периферии был основан в 1750 г. в городе:
  1. Ярославле
  2. Костроме
  3. Новгороде
  4. Твери
  1. Автором, написанной в XVIII в. «Истории Российской с самых древнейших времен», был:
  1. М.М. Щербатов
  2. И.И. Болтин
  3. М.В. Ломоносов
  4. В.Н. Татищев
  1. Автором, написанной в XVIII в. «Истории Российской с  древнейших времен», с позиций аристократии был:
  1. В.Н. Татищев
  2. И.И. Болтин
  3. М.М. Щербатов
  4. Н.М. Карамзин
  1. Объемистый академический словарь, включающий и слова, почерпнутые на языке народов России (с русским переводом), был составлен в XVIII в.  под руководством:
  1. М.В. Ломоносова
  2. Е.Р. Дашковой
  3. С.П. Крашенинникова
  4. Н.И. Новикова
  1. «Слава тех не умирает, кто за Отечество умрет», писал в XVIII в.:
  1. Г.Р. Державин
  2. М.В. Ломоносов
  3. А.С. Пушкин
  4. Н.М.Карамзин
  1. Правдивый образ полководца XVIII в. А.В. Суворова в своих стихах создал:
  1. А.С. Пушкин
  2. Г.Р. Державин
  3. М.Ю. Лермонтов
  4. М.В. Ломоносов
  1. Сам А.В. Суворов считал себя продолжателем дела Петра Великого и бережно хранил подарок отца:
  1. Ботфорты императора
  2. Посох императора
  3. Кокарду императора
  4. Личный пистолет императора
  1. Известным графиком второй половины XVIII в. был:
  1. А.Ф. Зубов
  2. С.Ф. Щедрин
  3. И.Е Старов
  4. Д.В. Ухтомский
  1. Во второй половине XVIII в. в архитектуре господствовал стиль:
  1. Классицизма
  2. Барокко
  3. Ампира
  4. Готики
  1. По проекту архитектора И.Е. Старова в Петербурге были построены:
  1. Таврический дворец
  2. Троицкий собор Александро-Невской лавры
  3. Арсенал
  4. Верно 1и 2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

I ВАРИАНТ

Культура России второй половины XVIII века.

Академия наук в 20 – 40-е гг. XVIII в. организовала две камчатские экспедиции под руководством:

С.И. Дежнева

С.П. Крашенинникова

В. Беринга

И.И. Лепехина

Две камчатские экспедиции позволили в первой половине XVIII в.:

Подтвердить открытие С.И. Дежнева о существовании пролива между Азией и Америкой

Открыть северо-западную Америку и исследовать Камчатку

Нанести на карту Курильские острова и Северную Японию

Верно все указанное

Двухтомный труд «Описание земли Камчатки» оставил участник второй Камчатской экспедиции:

В. Беринг

С.П. Крашенинников

И.И. Лепёхин

М.В. Ломоносов

Аборигены Камчатки полюбили и даже сочинили песни об отважном исследователе их края:

В. Беринге

М.В. Ломоносове

С.П. Крашенинникове

С.И. Дежневе

Сыном солдата был получивший в XVIII в. звание академика:

М.В. Ломоносов

А.Т. Болотов

С.П. Крашенинников

И.И. Лепехин

В XVIII в. работа над словарем всех известных языков велась:

В Англии

Французской академии наук

В Российской академии наук

В Швейцарии

Активную научную и практическую деятельность развернуло в XVIII в. Вольное экономическое общество, созданное в … году:

1755

1760

1765

1770

Вольное экономическое общество занималось преимущественно во Горнозаводской промышленности

Сельскохозяйственными

Золотодобычи

Пропаганды экономических знаний

Крупные труды по экономике, агрономии и организации сельского хозяйства оставил учёный и писатель XVIII в.:

Н.И. Новиков

А.Т. Болотов

И.И. Лепехин

М.Д. Чулков

Русскую культуру невозможно представить без М.В. Ломоносова, жившего в … годах:

1701 – 1765

1702 – 1765

1705 – 1765

1711 – 1765

«Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», — писал о М.В. Ломоносове:

В.Г. Белинский

Г.Р. Державин

А.С. Пушкин

Н.М. Карамзин

Закон сохранения материи и движения первым сформулировал:

Д.И. Бернулли

К.Э. Циолковский

М.В. Ломоносов

Э.Х. Ленц

Смальтой в XVIII в. называли:

Жидкий воск

Отходы дегтярного производства

Непрозрачное стекло

Канифоль

В XVIII в. дворяне предпочитали воспитывать и обучать своих детей:

В пансионах

Приглашали домашних учителей

За границей

Верно 1, 2, 3

В Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге, созданный в XVIII в. принимали:

Только дворянок

В специальный класс девочек из недворянских сословий

Девочек из семей высшего духовенства

Верно 1 и 2

Большим событием культурной жизни России стало открытие первого русского университета в … году:

1755

1756

1757

1758

Инициатором создания Московского университета был (была):

Императрица Елизавета Петровна

Княгиня Е.Р. Воронцова – Дашкова

Граф И.И. Шувалов

М.В. Ломоносов

При Московском университете открыли две гимназии, куда принимали:

Дворян

Юношей из не крепостных сословий

Всех желающих и успешно сдавших экзамены

Верно 1 и 2

Первоначально Московский университет имел факультеты:

Юридический, философский, медицинский

Богословский, юридический, медицинский

Юридический, богословский, химический

Исторический, юридический, медицинский

Преподавание в Московском университете велось на языках:

Латинском

Русском

Латинском, русском, немецком

Первоначально на латинском, затем на русском

В Московском университете издавалась первая общественная газета:

«Куранты»

«Московские ведомости»

«Московский листок»

«Российские вести»

Сын солдата И.И. Ползунов жил и работал и работал на заводах:

Урала

Урала и Алтая

Алтая и Тулы

Тулы и Воронежа

Паровую машину И.И. Ползунов создал в … году:

1766

1767

1768

1769

Первые суда, двигавшиеся по рекам против течения, создал:

И.И. Ползунов

И.П. Кулибин

М.В. Ломоносов

С.И. Дежнев

Во второй половине XVIII в. возросла в культурном развитии России роль литературы. Примечательным явлением стали комедии «Бригадир», «Недоросль», написанные:

М.В. Ломоносовым

Д.И. Фонвизиным

Н.И. Новиковым

Г.Р. Державиным

На всю Россию были знамениты сатирические журналы, издававшиеся
я Н.И. Новиковым:

«Трутень»

«Трутень» и «Живописец»

«Всякая всячина» и «Поденщина»

«Поденщина» и «Адская почта»

«Кулибинским фонарем» называли:

Семафорный телеграф

Керосиновую лампу типа «летучей мыши»

Зеркальный прожектор

Телескоп

Среди смелых, но нереализованных проектов И.П. Кулибина был:

Воздухолет

Одноарочный мост через Неву

Токарно-фрезерный станок

Все указанные

Выразительный эпиграф: «Они (т.е. крестьяне) работают, а вы (т.е. помещики) их труд ядите» — был предпослан журналу:

«Поста духов»

«Живописец»

«Трутень»

«Всякая всячина»

Русские пословицы в XVIII в. собирал (собирала):

Екатерина Великая

Н.И. Новиков

Г.К. Зотов

М.Д. Чулков

Русские сказки, загадки изучал и издавал в XVIII в. купец:

Афанасий Никитин

М.Д. Чулков

Кирша Данилов

А.Д. Демидов
РЕШИТЕ

Вопросы с ответами: Литература

Денис29964

Katya1143

lida20171

paraxatdin

Dashazavalish

Siemens1

shukirbekovabak

нануша456

Yyyyyyshdvjfc

rop12341234

А171 Академия наук в 20—40-е гг. XVIII в. организовала две камчатские экспедиции под руководством:
1) С. И. Дежнева; 2) С. П. Крашенинникова; +3) В. Беринга; 4) И. И. Лепехина; 5) Е. П. Хабарова.

А172 Две камчатские экспедиции в первой половине XVIII в. позволили:
1) подтвердить открытие С. И. Дежнева о существовании пролива между Азией и Америкой; 2) открыть Се-веро-Западную Америку и исследовать Камчатку; 3) нанести на карту Курильские острова и Северную Японию; 4) верно 1 и 2; +5) верно все указанное.

А173 Двухтомный труд «Описание земли Камчатки» оставил участник Второй камчатской экспедиции:
1) В. Беринг; +2) С. П. Крашенинников; 3) И. И. Лепехин; 4) М. В. Ломоносов; 5) А. Т. Болотов.

А174 Аборигены Камчатки полюбили и даже сочинили песни об отважном исследователе их края:
1) В. Беринге; 2) М. В. Ломоносове; +3) С. П. Крашенинникове; 4) С. И. Дежневе; 5) И. И. Лепехине.

А175 Сыном простого солдата был получивший в XVIII в. звание академика:
1) М. В. Ломоносов; 2) А. Т. Болотов; 3) С, П. Крашенинников; +4) И. И. Лепехин; 5) В. Д. Поярков.

А176 Руководитель двух камчатских экспедиций капитан-командор В. Беринг был выходцем из:
1) Англии; 2) Норвегии; 3) Шотландии; 4) Германии; +5) Дании.

А177 В XVIII в. работа над словарем всех известных тогда языков мира велась:
1) в Англии; 2) Французской академией наук; +3) Российской академией наук; 4) в Швейцарии; 5) в Германии.

А178 Активную научную и практическую деятельность в XVIII в. развернуло Вольное экономическое общество, созданное в … году:
+1) 1765;2) 1755;3) 1760;4) 1770;5) 1775.

А179 Вольное экономическое общество, созданное во второй половине XVIII в., занималось преимущественно проблемами:
1) горнозаводской промышленности; +2) сельскохозяйственными; 3) золотодобычи; 4) пропаганды эконо-мических знаний; 5) организации экономического образования в Рос¬сии.

А180 Крупные труды по агрономии, экономике и организации сельского хозяйства оставил ученый и писатель XVIII в.:
1) Н. И. Новиков; +2) А. Т. Болотов; 3) И. И. Лепехин; 4) М. Д. Чулков; 5) Г. К. Зотов.

А181 Русскую культуру невозможно представить без имени М. В. Ломоносова, жившего в … годах:
+1) 1711—1765; 2) 1701—1765; 3) 1702—1765; 4) 1705—1765;5 ) 1710—1765.

А182 «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», — пи-сал о М. В. Ломоносове:
1) В. Г. Белинский; 2) Г. Р. Державин; +3) А. С. Пушкин; 4) Н. М. Карамзин; 5) Л. Н. Толстой.

А183 М. В. Ломоносов родился под Холмогорами в семье:
1) священника; 2) военного поселянина; 3) учителя; +4) крестьянина-помора; 5) обедневшего дворянина.

А184 М.В. Ломоносов приехал учиться в Москву в возрасте:
1) 15 лет; 2) 16 лет; 3) 17 лет; 4) 18 лет; +5) 19 лет.

А185 Приехав в Москву, М. В. Ломоносов поступил учиться:
1) в цифирную школу; 2) на подготовительные курсы университета; +3) в Славяно-греко-латинскую акаде-мию; 4) в медицинскую школу; 5) в духовную семинарию.

А186 За год учебы в Москве М. В. Ломоносов одолел программу:
1) церковно-приходской школы; +2) трех классов; 3) цифирной школы; 4) двух классов; 5) духовной семина-рии.

А187 В числе лучших учеников М. В. Ломоносов был направлен на учебу »:
+1) Германию; 2) Грецию; 3) Англию; 4) Голландию; 5) Францию.

А188 Вернувшись после учебы за границей, М. В. Ломоносов стал работать:
1) в духовной семинарии; 2) преподавателем Славяно-греко-латинской академии; 3) в медицинской школе; +4) в Академии наук; 5) придворным историографом.

А189 Создателем новой науки — физической химии был:
1) Д. И. Менделеев; 2) А. М. Бутлеров; +3) М. В. Ломоносов; 4) Б. С. Якоби; 5) И. И. Мечников.

А190 Первая в России химическая лаборатория была создана по инициативе:
1) Е. Р. Воронцовой-Дашковой; +2) М. В. Ломоносова; 3) Б. С. Якоби; 4) И. И. Мечникова; 5) Э. X. Ленца.

А191 Первым на электрическое происхождение северных сияний указал:
+1) М. В. Ломоносов; 2) Э. X. Ленц; 3) Б. С. Якоби; 4) А. Г. Столетов; 5) К. Э. Циолковский.

А192 Общность природы молнии и электричества доказал:
1) К. Э. Циолковский; +2) М. В. Ломоносов; 3) Д. И. Бернулли; 4) Б. С. Якоби; 5) Э. X. Ленц.

А193 Закон сохранения материи и движения первым сформулировал:
1) Д. И. Бернулли; 2) К. Э. Циолковский; +3) М. В. Ломоносов; 4) Э. X. Ленц; 5) В. И. Вернадский.

А194 Смальтой в XVIII в. называли:
1) жидкий воск; 2) отходы дегтярного производства; 3) специальный состав для размягчения кожи перед выделкой; +4) непрозрачное стекло; 5) канифоль.

А195 Великолепные мозаичные панно с применением смальты в XVIII в. изготовлял:
1) Ф. И. Шубин; +2) М. В. Ломоносов; 3) И. П. Кулибин; 4) Д. Г. Левицкий; 5) И. П. Аргунов с братьями.

А196 Атмосферу ва планете Венера открыл:
+1) М. В. Ломоносов; 2) Д. И. Бернулли; 3) К. Э. Циолковский; 4) И. П. Кулибин; 5) В. И. Вернадский.

А197 Русское стихосложение в XVIII в. реформировал:
1) Н. М. Карамзин; 2) Г. Р. Державин; +3) М. В. Ломоносов; 4) А. С. Пушкин; 5) И. А. Крылов.

А198 «Петром Великим русской литературы» называл:
1) В. Г. Белинский — А. С. Пушкина; +2) В. Г. Белинский — М. В. Ломоносова; 3) В. И. Ленин — Л. Н. Тол-стого; 4) Н. А. Добролюбов — Г. Р. Державина;5) А. П. Чехов — Ф. М, Достоевского.

А199 Уверенность в том, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», высказывал еще в XVIII в.:
1) Н. И. Новиков; 2) Петр Великий; 3) И. И. Шувалов; +4) М. В. Ломоносов; 5) И. А. Крылов.

А200 В XVIII в. дворяне предпочитали воспитывать и обучать своих детей:
1) в пансионах; 2) приглашая домашних учителей; 3) заграницей; +4) верно 1 и 2; 5) верно 1, 2, 3.

А201 Для развития школьного образования, согласно уставу 1786 г., предусматривалось:
1) открытие 4-классных училищ в губернских и 2-классных — в уездных городах; 2) создание учебных книг и подготовка преподавателей для новой сети училищ; 3) создание сети училищ для девочек; 4) верно все указан-ное; +5) верно 1 и 2.

А202 Преподавателей для школ во второй половине XVIII в. готовила учительская семинария в городе:
1) Москве; 2) Казани; +3) Петербурге; 4) Киеве; 5) Воронеже.

А203 В Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге, созданный в XVIII в., принимали:
1) только дворянок; 2) в специальный класс девочек из недворянских сословий; 3) девочек из семей высше-го духовенства; 4) верно все указанное; +5) верно 1 и 2.

А204 Просвещению народов России в XVIII в. способствовали:
1) опубликованные грамматики чувашского и удмуртского языков; 2) опубликованные азбуки грузинского и татарского языков; 3) открытые новые учебные заведения православной и мусульманской церквами; +4) верно все указанное; 5) верно 1 и 2.

А205 Большим событием культурной жизни России стало открытие первого русского университета в году:
+1) 1755;2) 1756;3) 1757;4) 1758;5) 1750.

А206 Инициатором создания Московского университета был (была):
1) императрица Елизавета Петровна; 2) княгиня Б. Р. Воронцова-Дашкова; 3) граф И. И. Шувалов; +4) М. В. Ломоносов; 5) М. Ф. Казаков.

А207 При Московском университете открыли две гимназии, куда принимали:
1) дворян; 2) юношей из некрепостных сословии; 3) всех желающих и успешно сдавших экзамены; 4) верно все указанное; +5) верно лишь I и 2.

А208 Первоначально Московский университет имел факультеты:
+1) юридический, философский, медицинский; 2) богословский, медицинский, юридический; 3) юридический и математический; 4) юридический, богословский, химический; 5) исторический, юридический, медицинский.

А209 Характерным  отличием первого российского университета от зарубежных было:
+1) отсутствие богословского факультета; 2) наличие богословского факультета; 3) наличие медицинского факультета; 4) отсутствие филологического факультета; 5) отсутствие исторического факультета.

А210 Преподавание в Московском университете велось на языках:
1) латинском; 2) русском; 3) частично на латинском, частично на русском; +4) первоначально на латинском, затем на русском; 5) латинском, русском и немецком.

А211 В Московском университете издавалась первая общественная газета:
1) «Куранты»; +2) «Московские ведомости»; 3) «Московский листок»; 4) «Всякая всячина»; 5) «Российские вести».

А212 Издательская деятельность Московского университета активизировалась в 1779 г. с приходом:
+1) Н. И. Новикова; 2) М. В. Ломоносова; 3) М. М. Хераскова; 4) Н. М. Карамзина; 5) Б. Р. Воронцовой-Дашковой.

А213 В разных слоях общества в XVIII в. возрастал интерес к чтению, и к концу века в России насчитывалось книжных магазинов и лавок:
1) до 10; +2) до сотни; 3) до тысячи; 4) до 10 тысяч; 5) бесчисленное множество.

А214 Сын солдата И. И. Ползунов жил и работал на заводах:
1) Урала; +2) Урала и Алтая; 3) Алтая и Тулы; 4) Тулы и Воронежа; 5) Воронежа и Алтая.

А215 Паровую машину И. И: Ползунов создал в 
году:
+1) 1766; 2) 1767; 3) 1768; 4) 1769; 5) 1770.

А216 Известный изобретатель И. П. Кулибин начинал свою работу в:
1) Воронеже; +2) Нижнем Новгороде; 3) Казани; 4) Москве; 5) Петербурге.

А217 Более 30 лет И. П. Кулибин заведовал механическими мастерскими:
1) на Пушечном дворе;2) в имении графов Шереметевых; +3) в Академии наук; 4) на железоделательном за-воде в Туле; 5) в Адмиралтействе.

А218 Первые суда, двигавшиеся по рекам против течения, создал:
1) И. И. Ползунов; +2) И. П. Кулибин; 3) М. В. Ломоносов; 4) И. И. Лепехин; 5) С. И. Дежнев.

А219 «Кулибинским фонарем» называли:
1) семафорный телеграф; 2) керосиновую лампу типа «летучая мышь»; 3) фонарик, работавший за счет ме-ханических усилий руки (по типу динамо-машины); +4) зеркальный прожектор; 5) телескоп.

А220 Среди многочисленных изобретений И. П. Кулибина есть:
1) семафорный телеграф; 2) самобеглые коляски; 3) паровоз и железная дорога длиной в два километра; 4) верно все указанное; +5) верно 1 и 2.

А221 Среди смелых, но нереализованных проектов И. П. Кулибина был:
1) воздухолет; +2) одноарочный мост через Неву; 3) токарно-фрезерный станок; 4) лифт;5) все указанные.

А222 Какова судьба парового двигателя И. П. Ползунова:
1) он остался нереализованным проектом;
2) он был построен, но остался в нерабочем состоянии из-за смерти создателя;
+3) двигатель работал около двух месяцев, а потом из-за неисправности руководство завода от него отказалось;
4) при испытаниях он взорвался;
5) он был выведен сознательно из строя недоброже¬лателями изобретателя в угоду заводскому начальству.

А223 Во второй половине XVIII в. возросла в культурном развитии России роль литературы. Примечательным явлением стали комедии «Бригадир» и «Недоросль», написанные:
1) М. В. Ломоносовым; +2) Д. И. Фонвизиным; 3) Н. И. Новиковым; 4) Г. Р. Державиным; 5) И. А. Крыловым.

А224 На всю Россию были знамениты сатирические журналы, издававшиеся Н. И. Новиковым:
1) «Трутень»; +2) «Трутень» и «Живописец»; 3) «Живописец» и «Всякая всячина»; 4) «Всякая всячина» и «Поденщина»; 5) «Поденщина» и «Адская почта».

А225 Выразительный эпиграф: «Они (т. е. крестьяне) работают, а вы (т. е. помещики) их труд идите» — был пред-послан журналу:
1) «Почта духов»; 2) «Живописец»; +3) «Трутень»; 4) «Всякая всячина»; 5) «Адская почта».

А226 Русские пословицы в XVIII в. собирал (собирала):
+1) Екатерина II; 2) Н. И. Новиков; 3) Г. К. Зотов; 4) М. Д. Чулков; 5) Е. Р. Дашкова.

А227 Русские сказки, загадки изучал и издавал в XVIII в. купец:
1) Афанасий Никитин; +2) М. Д. Чулков; 3) Кирша Данилов; 4) А. Д. Демидов; 5) Г. К. Зотов.

А228 Исторические песни, былины, другие народные произведения собрал в XVIII в.:
+1) Кирша Данилов; 2) Михаил Чулков; 3) Афанасий Никитин; 4) Александр Радищев; 5) Акинфий Демидов..

А229 А. Н. Радищев получил прекрасное образование. Он учился:
1) в Москве; 2) в Петербургском пажеском корпусе; 3) в Лейпаигском университете; +4) верно все указанное; 5) верно 1 и 2.

А230 А. Н. Радищев по завершении образования служил:
1) в Сенате; 2) в Коммерц-коллегии; 3) по таможенному ведомству; 4) верно 2 и 3; +5) верно все указанное.

А231 На прилавках книжного магазина петербургского купца Г. К. Зотова квита «Путешествие из Петербурга в Москву» появилась в году:
1) 1787; +2) 1790; 3) 1791; 4) 1792; 5) 1793.

А232 Кто из читателей, прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву», отозвался об авторе как о «бунтовщике хуже Пугачева»:
1) наследник престола Павел; +2) Екатерина II; 3) граф Г. А. Потемкин; 4) князь М. М. Щербатов; 5) княгиня Е. Р. Воронцова-Дашкова.

А233 Из сибирской ссылки А. Н. Радищев был возвращен:
1) через три года; +2) после смерти Екатерины II; 3) по амнистии в связи с началом нового, XIX века; 4) по-сле убийства Павла I; 5) на третий год царствования Александра I.

А234 Середина и вторая половина XVIII в. ознаменовались широким каменным строительством в городах:
1) Казани; 2) Москве; 3) Петербурге; 4) верно все указанное; +5) верно лишь 2 и 3.

А235 Шедевр русской архитектуры XVIII в. — Зимний дворец был построен по проекту архитектора:
1) М. Ф. Казакова; 2) А. Ф. Кокоринова; +3) В. В. Растрелли; 4) И. В. Е готов а; 5) В. И. Баженова.

А236 По заказам знатных особ (Строгановых и Воронцовых) в XVIII в. были возведены дворцы по проектам:
1) В. И. Баженова; +2) В. В. Растрелли; 3) М. Ф. Казакова; 4) К. И. Росси; 5) А. Д. Захарова.

А237 Впечатляющие дворцовые ансамбли в окрестностях Петербурга (Большой дворец в Петергофе и Екатери-нинский дворец в Царском Селе) построил архитектор:
+1) В. В. Растрелли; 2) А. Н. Воронихин; 3) И. В. Еготов; 4) К. И. Росси;5) М. Ф. Казаков.

А238 Здание Смольного монастыря проектировал зодчий:
1) В. И. Баженов; 2) М. Ф. Казаков; 3) А. Ф. Кокоринов; +4) В. В. Растрелли; 5) И. В. Еготов.

А239 Для творческого почерка зодчего В. В. Растрелли характерно:
1) стремление придать зданиям торжественный, величавый вид; 2) богатое декоративное убранство; 3) чет-кость пропорций; 4) ритмы колонн; +5) все указанное.

А240 В. И. Баженов, внесший неоценимый вклад в русскую и мировую архитектуру второй половины XVIII в., ро-дился в семье:
1) художника; +2) священнослужителя; 3) коллежского регистратора; 4) крепостного крестьянина; 5) ювели-ра.

А241 В. И. Баженов получил в России образование в Академии художеств и совершенствовал его за рубежом:
1) во Франции; 2) в Италии; 3) в Голландии; +4) верно 1 и 2; 5) верно все указанное.

А242 Главные творения архитектора XVIII в. В. И. Ба¬женова связаны с Москвой. Напротив Кремля на холме и до-ныне стоит построенное им здание:
1) публичной библиотеки; +2) дома Пашкова; 3) Манежа; 4) дома Юшкова; 5) жилого дома.

А243 Утверждение о том, что архитектор «должен иметь хорошее понятие о словесных науках и об истории», принадлежит:
1) М. Ф. Казакову; +2) В. И. Баженову; 3) А. Ф. Кокорннову; 4) И. В. Еготову; 5) А. Д. Захарову.

А244 Без имени М. Ф. Казакова невозможно себе представить взлет русской архитектуры второй половины XVIII в. Предки этого великого зодчего были:
1) священнослужителями; 2) златокузнецами; +3) крепостными; 4) казаками; 5) учителями.

А245 Немало великолепных сооружений возвел М. Ф. Казаков в Москве. Среди них:
1) здание Московского университета; 2) здание Сената; 3) корпус Голицы некой больницы; +4) все указан-ные; 5) верно 1 и 2.

А246 Колонный зал Дворянского собрания, где поразительно сочетаются естественная простота и особая торже-ственность, построен по проекту:
+1) М. Ф. Казакова; 2) В. И. Баженова; 3) А. Н. Воронихина; 4) В. В. Растрелли; 5) И. В. Еготова.

А247 В. И. Баженов и М. Ф. Казаков в своих произведениях воплощали идеи классической архитектуры, которой присущи:
1) простота и строгость форм; 2) выделение главного сооружения в ансамбле; 3) симметричное располо-жение зданий; 4) строгое внешнее оформление;+5) верно все указанное.

А248 В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств, готовившая художников, архитекторов, скуль-пторов. Здание Академии художеств построено по проекту ее первого директора:
1) М. Ф. Казакова; +2) А. Ф. Кокоринова; 3) И. В. Еготова; 4) И. Д. Жилярди; 5) В. И. Баженова.

А249 В XVIII в. в живописи особых успехов достигло искусство портрета. Выдающиеся портретисты того време-ни:
1) А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов; 2) Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский; 3) Ф. И. Фушин. И. Б. Репин; 4) все указанные; +5) верно лишь 1 и 2.

А250 Портрет знаменитого просветителя Н. И. Новикова написал:
+1) Д. Г. Левицкий; 2) Ф. С. Рокотов; 3) И. Е. Репин; 4) И. П. Аргунов; 5) А. П. Антропов.

А251 Портрет П. А. Демидова написан по его заказу художником:
1) И. П. Аргуновым; +2) Д. Г. Левицким; 3) Ф. С. Рокотовым; 4) В. Л. Боровиковским; 5) А. П. Лосенко.

А252 Портрет писателя Г. Р. Державина написан:
1) Д. Г. Левицким; +2) В. Л. Боровиковским; 3) Ф. С. Рокотовым; 4) И. П. Аргуновым; 5) А. П. Антроповым.

А253 Из крепостных крестьян графов Шереметевых вышла целая семья талантливых мастеров-живописцев и ар-хитекторов:
1) Ковалевых; 2) Жемчуговых; +3) Аргуновых; 4) Шлыковых; 5) Гранатовых.

А254 Своими работами в живописи прославился ху¬дожник, написавший портреты не только Екатерины II и ее вельмож, но и крепостных:
+1) И. П. Аргунов; 2) А. П. Лосенко; 3) Ф. С. Рокотов; 4) А. П. Антропов; 5) И. Е. Репин.

А255 Портрет первого директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова принадлежит кисти:
1) И. П. Аргунова; +2) Д. Г. Левицкого; 3) Ф. С. Рокотова; 4) А. П. Лосенко; 5) А. П. Антропова.

А256 Выразителем человеческой индивидуальности в скульптурном портрете второй половины XVIII в. был:
1) А. Ф. Кокоринов; 2) И. П. Мартос; +3) Ф. И. Шубин; 4) Б. И. Орловский; 5) И. А. Витали.

А257 Русская скульптура во второй половине XVIII в. стала неотъемлемой частью архитектурных ансамблей. Много заказов на изготовление бюстов современных знаменитостей и скульптур для дворцов выполнил:
1) А. Ф. Кокоринов; 2) И. А. Витали; 3) И. Т. Тимофеев; +4) Ф. И. Шубин; 5) И. П. Мартос.

А258 Среди выдающихся творений Ф. И. Шубина — скульптурный бюст:
1) М. В. Ломоносова; 2) императора Павла I; 3) императрицы Екатерины II; +4) верно 1 и 2; 5) верно 2 и 3.

А259 Среди крепостных театров XVIII в. выделялся театр:
1) в имении А. В. Суворова; +2) графов Шереметевых; 3) купцов Строгановых; 4) графов Долгоруковых; 5) заводовладельцев Демидовых.

А260 «Отцом русского театра» называют:
+1) Ф. Г. Волкова; 2) Д. И. Фонвизина; 3) А. П. Лосенко; 4) Г. Р. Державина; 5) графа П. Б. Шереметева.

А261 Первый театр на периферии был основан  в 1750г. в городе:
+1) Ярославле; 2) Костроме; 3) Новгороде; 4) Твери; 5) Саратове.

А262 В истории русской культуры Ф. Г. Волков проявил себя как:
1) актер; 2) организатор театральных представлений; 3) певец; +4) верно 1, 2, 3; 5) верно 1,2.

А263 Известный театральный деятель Ф. Г. Волков родился в Костроме в семье:
1) священника; +2) купца; 3) приказчика; 4) урядника; 5) учителя.

А264 Портрет Ф. Г. Волкова написал художник:
+1) А. П. Лосенко; 2) И. П. Аргунов; 3) А. П. Антропов; 4) Д. Г. Левицкий; 5) Ф. С. Рокотов.

А265 Развитие культуры способствовало сплочению русского народа в единую нацию, для которой характерна общность:
1) территории; 2) экономических связей; 3) языка; 4) особенностей культуры и характера; +5) верно все указан-ное.

А266 Развитие культуры способствовало укреплению:
1) национального самосознания и чувства единства народа; 2) любви к своей родине; 3) готовности к со-хранению единства нация, в тон числе и военным способом; +4) верно все указанное; 5) верно 1 и 2.

А267 Автором написанной в XVIII в. «Истории Российской с самых древнейших времен» был:
1) М. М. Щербатов; 2) И. И. Болтин; 3) М. В. Ломоносов; +4) В. Н. Татищев; 5) монах Иннокентий Гнзель.

А268 Автором «Истории Российской с древнейших времен», написанной в XVIII в. с позиций аристократии, был:
1) В. Н. Татищев; 2) И. И. Болтин; +3) М. М. Щербатов; 4) Н. М. Карамзин; 5) И. И. Лепехин.

А269 Много занимался древней историей М. В. Ломоносов. По заданию Екатерины П он отобрал для воплощения на полотнах ряд сюжетов из истории:
1) об Александре Невском; 2) о Куликовской битве; 3) о Кузьме Минине; 4) о патриархе Гермогене; +5) вер-но все указанное.

А270 Для передовой русской культуры ХУШ в. характерно уважение к культуре других народов, что проявилось в:
1) стремлении овладеть богатствами культуры других народов; 2) переводах и издании сочинений зарубеж-ных авторов; 3) обучении русских граждан в иностранных университетах; +4) верно все указанное; 5) верно 1 и 2.

А271 Объемистый академический словарь, включающий и слова, почерпнутые из языков народов России (с рус-ским переводом), был составлен в XVIII в. под руководством:
1) М. В. Ломоносова; +2) Е. Р. Дашковой; 3) С. П. Крашенинникова; 4) Н. И. Новикова;  5) Н. М. Карамзина.

А272 Укреплению чувства национальной гордости за свою страну в XVIII в. способствовали факты:
1) воинской доблести и верности долгу перед отечеством; 2) защиты страны от внешних посягательств; 3) завоевания новых территорий; 4) верно все указанное; +5) верно лишь 1 и 2.

А273 «Слава тех не умирает, кто за отечество умрет», — писал в XVIII в.:
+1) Г. Р, Державин; 2) М. В. Ломоносов; 3) А. С. Пушкин; 4) Н. М. Карамзин; 5) Ф. Г. Волков.

А274 Правдивый образ полководца XVHI в. А. В. Суворова создал в стихах:
1) А. С. Пушкин; +2) Г. Р. Державин; 3) М. Ю. Лермонтов; 4) М. В. Ломоносов; 5) Ф. Г. Волков.

А275 Сам А. В. Суворов считал себя продолжателем дел Петра Великого и бережно хранил подарок
отца:
1) ботфорты императора; 2) посох императора; +3) кокарду императора; 4) инкрустированную саблю Петра I; 5) личный пистолет Петра I.

А276 Воспитывать национальное самосознание и патриотизм на примере героев отечественной истории призывал журнал «Зритель», который выпускал:
1) Н. И. Новиков; 2) Н. М. Карамзин; 3) И. П. Пнин; +4) И. А. Крылов; 5) А. Н. Радищев.

А277 В XVIII в. в крестьянских избах по всей России можно было встретить произведения:
1) о Куликовской битве; 2) о Смутном времени; 3) об опричнине; 4) верно все указанное; +5) верно лишь 1 и 2.

А278 Именовал себя «Всероссийского отечества всенижайшим патриотом» автор «Краткого экстракта» русской истории:
1) М. В. Ломоносов; 2) М. М. Щербатов; +3) Ф. И. Саймонов; 4) И. И. Болтин; 5) В. Н. Татищев.

А279 В честь К. Минина и Д. Пожарского написал «Похвальные слова» известный в XVIII в. литератор:
1) В. И. Майков; +2) М. Н. Муравьев; 3) М. М. Херасков; 4) И. А. Крылов; 5) Н. М. Карамзин.

А280 Трагедию «Освобожденная Москва» (о К. Минине и Д. Пожарском) написал:
+1) М. М. Херасков; 2) В. И. Майков; 3) Н. М. Карамзин; 4) И. И. Болтин; 5) М. И. Муравьев.

А281 В конце XVIII в. неизвестный мастер в Петер¬бургском монетном дворе отлил памятную бронзовую медаль в честь:
1) Александра Невского; +2) Дмитрия Донского; 3) А. В. Суворова; 4) Ф. Ф. Ушакова; 5) Петра I.

А282 В 1800 г. у нового дворца Павла I воздвигли па¬мятник Петру Великому, на пьедестале которого изображены сцены:
1) царских пиров; 2) Полтавской битвы; 3) Гангутского сражения; 4) верно все указанное; +5) верно лишь 2 и 3.

А283 Петр I намеревался поставить на месте Полтавской баталии памятник. Замысел осуществился при:
1) Анне Ивановне; 2) Елизавете Петровне; 3) Екатерине I; +4) Екатерине II; 5) Павле I.

А284 В культуре XVIII в. все отчетливее звучит тема простого народа. В Третьяковской галерее есть две картины, отображающие жизнь крестьян. Их написал:
+1) Михаил Шибанов; 2) Дмитрий Левицкий; 3) Владимир Боровиковский; 4) Иван Аргунов; 5) Антон Лосейко.

А285 Подлинный переворот в сознании представителей высших слоев по отношению к крестьянам произошел в XVIII в. после:
1) крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева; 2) буржуазной революции во Франции; +3) появ-ления повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; 4) выпуска А. Н. Радищевым книги «Путешествие из Петербурга в Москву»; 5) распоряжения Павла I о допуске всех мужчин (в том числе и крепостных крестьян) к присяге новому императору.

А286 В XVIII в. в России формируется интеллигенция. Ее составляли:
1) образованные дворяне и чиновники; 2) купцы и горожане; 3) крепостные (писатели, актеры, художники, музыканты); 4) верно 1 и 2; +5) верно все указанное.

А287 Портреты крепостных актрис П. И. Ковалевой-Жемчуговой и балерины Т. В. Шлыковой-Гранатовой написал художник:
+1) Н. И. Аргунов; 2) А. П. Лосенко; 3) Ф. С. Рокотов; 4) В. Л. Боровиковский; 5) Д. Г. Левицкий.

А288 Образцом парадного портрета XVIII в. является портрет князя А. Б. Куракина, принадлежащий кисти:
1) Д. Г. Левицкого; +2) В. Л. Боровиковского; 3) А. П. Антропова; 4) Ф. С. Рокотова; 5) А. П. Лосенко.

А289 Женский портрет XVIII в., известный как «Дама в голубом», выполнил:
1) Ф. С. Рокотов; 2) Н. И. Аргунов; +3) Д. Г. Левицкий; 4) А. П. Антропов; 5) В. Л. Боровиковский.

А290 Портрет крестьянки XVIII в., известный как «Девушка в кокошнике», написал:
1) Ф. С. Рокотов; 2) Д. Г. Левицкий; 3) А. П. Антропов; +4) И. П. Аргунов; 5) А. П. Лосенко.

А291 Женские портреты А. П. Струйской и Варвары Суровцевой выполнил:
+1) Ф. С. Рокотов; 2) Н. И. Аргунов; 3) Д. Г. Левицкий; 4) В. Л. Боровиковский; 5) А. П. Лосенко.

А292 Портрет князя И. И. Барятинского в юности принадлежит кисти:
1) А. П. Лосенко; +2) Ф. С. Рокотом; 3) Н. И. Аргунова; 4) Д. Г. Левицкого; 5) А. П. Антропова.

А293 Представление о государственном и общественном устройстве России Екатерины II выразилось в:
а) «Кондициях» б) «Правде воли монаршей» в) «Наказе» г) Генеральном регламенте

А294 Секуляризация — это:
а) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства
б) передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажи каких-либо товаров
в) обращение государством церковной земельной собственности в светскую
г) ослабление влияния государственного контроля за экономикой

А295 В 1767 г.:
а) началось царствование Екатерины II б) созыв Уложенной комиссии в) началась крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева г) была ликвидирована Запорожская Сечь и украинская автономия

А296 Губерная реформа была проведена с целью:
а) усиления контроля властей над населением б) упразднения губерний в) восстановления петровской си-стемы местного управления г) ликвидации местничества

А297 Главная причина крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева:
а) введение новых налогов в пользу государства б) усиление власти и произвола помещиков над крестья-нами в) создание регулярной армии и рекрутские наборы г) закрепощение крестьян

А298 Уложенная комиссия была созвана для:
а) разработки нового свода законов б) совершенствования органов государственного управления в) реше-ния крестьянского вопроса г) реформирования системы местного управления

А299 Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II:
а) указ о единонаследии б) Табель о рангах в) «Манифест о вольности дворянства» г) «Жалованная грамо-та дворянству»

А300 «Просвещенный абсолютизм» — это:
а) государственная политика, направленная на активное вмешательство в хозяйственную жизнь и поощрение развития отечественного производства
б) политика государства, связанная с просветительской деятельностью среди разных слоев населения
в) государственная политика, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества
г) неограниченная власть монарха, опирающаяся на дворянство

А301 В 1775 г.:
а) издана «Жалованная грамота дворянству» б) начала работу Уложенная комиссия в) была проведена гу-бернская реформа г) был принят указ о секуляризации церковных земель

А302 Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева:
а) привела к отмене указа о праве помещика ссылать крестьян на каторгу в Сибирь
б) ничего не изменила в положении крестьянства и коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества
в) заставила правительство восстановить самоуправление казачества
г) привела к принятию указов об улучшении положения работных людей.

А303 Главная причина противоречивого характера внутренней политики Екатерины II была связана с:
а) личностью самой императрицы б) необходимостью избежать нового дворцового переворота из-за отсут-ствия законных прав на престол в) влиянием на императрицу ее фаворитов г) расширением привилегий дворян и нарастанием народного недовольства

А304 В результате принятия «Жалованной грамоты дворянству»:
а) окончательно закреплены права и привилегии дворян б) установлен новый порядок наследования в) вве-дена обязательная служба дворян г) уравнены права «старой» и «новой» дворянской аристократии

А305 Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в:
а) 1763—1765 гг. б) 1771—1774 гг. в) 1773—1775 гг. г) 1783—1786 гг.

А306 Вольное экономическое общество было создано для:
а) расширения свободы предпринимательской деятельности б) оказания помощи помещикам в освоении новейшего опыта ведения сельского хозяйства в) ослабления влияния государственного контроля за экономикой г) вовлечения  большинства  населения  страны в экономическую деятельность

А307 Успешное развитие сельского хозяйства в 60—90 гг. XVII в. было связано с:
а) новыми формами труда б) применением технических новшеств в) сокращением налогов в пользу госу-дарства г) освоением новых земель

А308 Одно из самых крупных мероприятий Екатерины II в духе «просвещенного абсолютизма»:
а) учреждение дворянского Вольного экономического общества б) губернская реформа в) секуляризация церковных земель г) разработка нового свода законов

А309 В 1785 г.:
а) первый раздел Речи Посполитой б) губернская реформа в) присоединение Крыма к России г) принятие «Жалованной грамоты дворянству»

А310 Развитие новых форм хозяйствования тормозило:
а) сохранение крепостнической системы б) господствующее положение в экономике дворянства в) медлен-ное освоение природных богатств и земель г) слабое развитие внутренней торговли

А311 Е. И. Пугачев объявил себя императором:
а) Петром II б) Иваном Антоновичем в) Петром III г) Павлом I

А312 Сражения у рек Ларга, Кагул, в Чесменской бухте относятся к:
а) русско-турецкой войне 1735—1739 гг. б) русско-турецкой войне 1768—1774 гг. в) русско-турецкой войне 1787—1791 гг. г) войне со Швецией

А313 Уложенная комиссия:
а) разработала новый свод законов б) не приняла никаких решений и была распущена в связи с русско-турецкой войной в) внесла поправки в действующее Соборное уложение г) признала крайне тяжелым положение крепостного крестьянства

А314 С критикой крепостнических порядков и пропагандой свободолюбивых идей выступили просветители:
а) Г. Г. Орлов, Р. И. Воронцов б) А. Г. Орлов, Г. А. Спиридов в) Н. И. Новиков, А. Н. Радищев г) Г. Р. Дер-жавин, Н. М. Карамзин

А315 «Жалованная грамота дворянству»:
а) подтвердила все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I б) восстановила закон о единонаследии в) устанавливала четкую сословную структуру дворян г) устанавливала сроки обязательной службы дворян

А316 Событие 1773—1775 гг.:
а) русско-турецкая война б) крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева в) война со Швеци-ей г) правление Павла I

А317 П. А. Румянцев командовал русскими войсками в:
а) русско-турецкой войне 1768—1774 гг. б) русско-турецкой войне 1787—1791 гг. в) войне со Швецией г) Италии против французской армии

А318 Определите, к какому документу относится данный отрывок:
«… Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не мо-жет действовати сходно с пространством столь великого государства. Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит… Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно…»
а) «Наказ» б) «Жалованная грамота дворянству» в) Манифест о вольности дворянства г) «Жалованная гра-мота городам»

А319 Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIII в. было связано с:
а) русско-турецкими войнами б крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачева в) расширени-ем привилегий дворянству г) городскими восстаниями

А320 Утрата натуральной замкнутости помещичьего и крестьянского хозяйства свидетельствовала:
а) о слабом развитии внутреннего рынка б) об успешном развитии сельского хозяйства в) о начале разло-жения феодально-крепостнической системы г) о массовом разорении крестьянства

А321 Внешняя политика Екатерины II привела к:
а) потере выхода к Черному морю б) значительному росту территории страны в) обострению отношений с Англией г) превращению России в великую европейскую державу

А322 Ф. Ф. Ушаков командовал:
а) эскадрой Балтийского флота, разгромившей турецкую эскадру в Чесменской бухте б) русскими войска-ми, разбившими главные силы турецкой армии у реки Кагул в) обороной крепости Кинбурн от турецкого десанта г) Черноморским флотом, разбившим турецкую эскадру в Керченском проливе

А323 Командующий русской армией в русско-турецкой войне 1768—1774гг.:
а) А. Г. Орлов б) П. А. Румянцев в) Г. А. Потемкин г) П. И. Панин

А324 Главным событием заключительного этапа второй русско-турецкой войны конца XVII в. стало:
а) форсирование Дуная б) взятие Туртукая в) овладение крепостью Очаков г) взятие Измаила

А325 Третий раздел Польши произошел в :
а) 1787 г. б) 1791 г. в) 1795 г. г) 1799 г.

А326 В итоге русско-шведской войны 1788—1790 гг.:
а) к России отошла вся Финляндия б) договором закреплялись прежние границы между государствами в) Россия возвратила Швеции часть из территории Финляндии, переданной ей по Абоскому миру г) Россия получила балтийское побережье от Выборга до Риги

А327 Политика «вооруженного нейтралитета» была провозглашена Екатериной II в связи с:
а) войной за независимость английских колоний в Северной Америке б) революционными событиями во Франции в) Семилетней войной г) греческим проектом императрицы

А328 Отказ от присоединения к одной из сторон в войне или в дипломатическом конфликте называется:
а) коалицией б) кондицией в) нейтралитетом г) монополией

А329 Первая морская победа России в южных морях произошла:
а) в Хиосском проливе б) в Чесменской бухте в) у острова Тендра г) в Керченском проливе

А330 Присоединение Крыма к России произошло в:
а) 1775 г. б) 1783 г. в) 1785 г. г)1791 г.

А331 Черноморским флотом в ходе русско-турецой войны 1787—1791 гг. командовал:
а) С. Ф. Апраксин б) Г. А. Спиридов в) А. Г. Орлов г) Ф. Ф. Ушаков

А332 В результате русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Россия:
а) получила выход в Черное море б) возвратила Азов в) добилась права иметь крепости и флот в Азов-ском море г) вернула Турции занятые русскими войсками Бессарабию и Дунайские княжества

А333 Павел I начал свое правление с:
а) восстановления Правительствующего сената б) изъятия церковных земель в) изменения порядка престо-лонаследия г) губернской реформы

А334 Внутренней политикой Павла I были недовольны прежде всего :
а) крестьяне б) дворяне и чиновники в) купцы г) казаки

А335 Русской армией в Италии командовал:
а) А. В. Суворов б) П. А. Румянцев в) С. Ф. Апраксин г) П. С. Салтыков

А336 Дворцовый переворот в пользу Александра Павловича произошел:
а) 5 ноября 1796г. б) 13 января 1797 г. в) 17 апреля 1799 г. г) 11 марта 1801 г.

А337 Организатором дворцового переворота был:
а) Г. Г. Орлов б) П. А. Пален в) А. А. Безбородко г) Н. И. Панин

А338 Знаменитый переход русской армии под командованием А. В. Суворова через Альпы проходил в:
а) 1789 г. в) 1799 г. б) 1795 г. г) 1800 г.

А339 Дворцовый переворот был ускорен решением Павла I о:
а) возобновлении телесных наказаний дворянб) повышении налога на соль в) посылке казаков для захвата британской Индии г) прекращении всяческой торговли с Англией

А340 Важное направление внутренней политики Павла I:
а) расширение привилегий дворянства б) разработка нового свода законов в) изменения в системе цен-трального управления г) ограничение дворянских прав и привилегий

А341 Черноморским флотом в Средиземном море командовал:
а) Г. А. Спиридов б) А. Г. Орлов в) Ф. Ф. Ушаков г) В. М. Долгорукий

А342 В интересах крестьянства Павел I:
а) ограничил барщину тремя днями б) установил размер денежного оброка в) перевел монастырских кре-стьян на положение государственных г) запретил передачу государственных крестьян в частные руки 

А343 Крупнейший российский ученый-энциклопедист:
а) М. И. Шеин б) М. В. Ломоносов в) Г. В. Рихман г) С. П. Крашенинников

А344 Открытие Академии наук России состоялось в:
а) 1724 г. б) 1725 г. в) 1730 г. г) 1745 г.

А345 Течение в литературе и искусстве, отличающееся повышенным вниманием к раскрытию душевного состоя-ния, переживаний героев:
а) сентиментализм б) классицизм в) романтизм г) реализм

А346 Одной из особенностей театральной жизни России в XVIII в. было появление:
а) профессионального публичного театра б) балетных постановок в) крепостных театров г) оперных поста-новок

А347 Произведение, которое после его прочтения Екатерина II характеризовала: «вредно умствование… разру-шающее покой общественный, умаляющее должное ко власти уважение»
а) «Недоросль» б) «Фелица» в) «Дмитрий Самозванец» г) «Путешествие из Петербурга в Москву»

А348 Первый президент Российской академии — научного центра изучения русского языка и литературы:
а) Е. Р. Дашкова б) Н. А. Львов в) Н. И. Новиков г) М. В. Ломоносов

А349 Открытие Московского университета состоялось в:
а) 1745 г. б) 1755 г. в) 1783 г. г) 1796 г.

А350 Во второй половине XVIII в. в развитии художественного творчества ведущее место занимал стиль:
а) барокко б) классицизм в) «нарышкинский» стиль г) романский

А351 Научное учреждение, оборудованное для проведения астрономических исследований, — это:
а) академия б) институт в) обсерватория г) лаборатория

А352 Основатель первого русского профессионального театра:
а) Ф. Г. Волков б) Д. И. Фонвизин в) Г. И. Угрюмов г) Г. Р. Державин

А353 Кто из российских монархов в XVIII в. к присяге новому императору (императрице) допустил все мужское население страны, включая крепостных:
1) Екатерина I; 2) Елизавета Петровна; 3) Екатерина II; +4) Павел I; 5) Петр III;

А354. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите фамилию зодчего, о котором идет речь.
«В 1754-1762 гг. (……..) создал знаменитый Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны были отражать славу и могущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в до-несении Сенату: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской».
1) Аристотель Фиораванти 2) Василий Баженов 3) Матвей Казаков +4) Варфоломей Растрелли

А355. Какое из названных международных событий с участием России произошло раньше других?
1) Сан-Стефанский мирный договор 2) Берлинский конгресс 3) Венский конгресс +4) разделы Речи Посполи-той

А356. Кто из названных лиц был русским портретистом XVIII века?
+1) Ф. Рокотов 2) М. Казаков 3) К, Брюллов 4) А. Воронихин

А357. Присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии произошло в результате
1) русско-турецкой войны +2) разделов Речи Посполитой 3) Итальянского и Швейцарского походов А. Су-ворова 4) русско-шведской войны

I ВАРИАНТ

Культура России второй половины XVIII века.

Академия наук в 20 – 40-е гг. XVIII в. организовала две камчатские экспедиции под руководством:

С.И. Дежнева

С.П. Крашенинникова

В. Беринга

И.И. Лепехина

Две камчатские экспедиции позволили в первой половине XVIII в.:

Подтвердить открытие С.И. Дежнева о существовании пролива между Азией и Америкой

Открыть северо-западную Америку и исследовать Камчатку

Нанести на карту Курильские острова и Северную Японию

Верно все указанное

Двухтомный труд «Описание земли Камчатки» оставил участник второй Камчатской экспедиции:

В. Беринг

С.П. Крашенинников

И.И. Лепёхин

М.В. Ломоносов

Аборигены Камчатки полюбили и даже сочинили песни об отважном исследователе их края:

В. Беринге

М.В. Ломоносове

С.П. Крашенинникове

С.И. Дежневе

Сыном простого солдата был получивший в XVIII в. звание академика:

М.В. Ломоносов

А.Т. Болотов

С.П. Крашенинников

И.И. Лепехин

В XVIII в. работа над словарем всех известных языков велась:

В Англии

Французской академии наук

В Российской академии наук

В Швейцарии

Активную научную и практическую деятельность развернуло в XVIII в. Вольное экономическое общество, созданное в … году:

1755

1760

1765

1770

Вольное экономическое общество занималось преимущественно вопросами:

Горнозаводской промышленности

Сельскохозяйственными

Золотодобычи

Пропаганды экономических знаний

Крупные труды по экономике, агрономии и организации сельского хозяйства оставил учёный и писатель XVIII в.:

Н.И. Новиков

А.Т. Болотов

И.И. Лепехин

М.Д. Чулков

Русскую культуру невозможно представить без М.В. Ломоносова, жившего в … годах:

1701 – 1765

1702 – 1765

1705 – 1765

1711 – 1765

«Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», — писал о М.В. Ломоносове:

В.Г. Белинский

Г.Р. Державин

А.С. Пушкин

Н.М. Карамзин

Закон сохранения материи и движения первым сформулировал:

Д.И. Бернулли

К.Э. Циолковский

М.В. Ломоносов

Э.Х. Ленц

Смальтой в XVIII в. называли:

Жидкий воск

Отходы дегтярного производства

Непрозрачное стекло

Канифоль

В XVIII в. дворяне предпочитали воспитывать и обучать своих детей:

В пансионах

Приглашали домашних учителей

За границей

Верно 1, 2, 3

В Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге, созданный в XVIII в. принимали:

Только дворянок

В специальный класс девочек из недворянских сословий

Девочек из семей высшего духовенства

Верно 1 и 2

Большим событием культурной жизни России стало открытие первого русского университета в … году:

1755

1756

1757

1758

Инициатором создания Московского университета был (была):

Императрица Елизавета Петровна

Княгиня Е.Р. Воронцова – Дашкова

Граф И.И. Шувалов

М.В. Ломоносов

При Московском университете открыли две гимназии, куда принимали:

Дворян

Юношей из не крепостных сословий

Всех желающих и успешно сдавших экзамены

Верно 1 и 2

Первоначально Московский университет имел факультеты:

Юридический, философский, медицинский

Богословский, юридический, медицинский

Юридический, богословский, химический

Исторический, юридический, медицинский

Преподавание в Московском университете велось на языках:

Латинском

Русском

Латинском, русском, немецком

Первоначально на латинском, затем на русском

В Московском университете издавалась первая общественная газета:

«Куранты»

«Московские ведомости»

«Московский листок»

«Российские вести»

Сын солдата И.И. Ползунов жил и работал и работал на заводах:

Урала

Урала и Алтая

Алтая и Тулы

Тулы и Воронежа

Паровую машину И.И. Ползунов создал в … году:

1766

1767

1768

1769

Первые суда, двигавшиеся по рекам против течения, создал:

И.И. Ползунов

И.П. Кулибин

М.В. Ломоносов

С.И. Дежнев

Во второй половине XVIII в. возросла в культурном развитии России роль литературы. Примечательным явлением стали комедии «Бригадир», «Недоросль», написанные:

М.В. Ломоносовым

Д.И. Фонвизиным

Н.И. Новиковым

Г.Р. Державиным

На всю Россию были знамениты сатирические журналы, издававшиеся
я Н.И. Новиковым:

«Трутень»

«Трутень» и «Живописец»

«Всякая всячина» и «Поденщина»

«Поденщина» и «Адская почта»

«Кулибинским фонарем» называли:

Семафорный телеграф

Керосиновую лампу типа «летучей мыши»

Зеркальный прожектор

Телескоп

Среди смелых, но нереализованных проектов И.П. Кулибина был:

Воздухолет

Одноарочный мост через Неву

Токарно-фрезерный станок

Все указанные

Выразительный эпиграф: «Они (т.е. крестьяне) работают, а вы (т.е. помещики) их труд ядите» — был предпослан журналу:

«Поста духов»

«Живописец»

«Трутень»

«Всякая всячина»

Русские пословицы в XVIII в. собирал (собирала):

Екатерина Великая

Н.И. Новиков

Г.К. Зотов

М.Д. Чулков

Русские сказки, загадки изучал и издавал в XVIII в. купец:

Афанасий Никитин

М.Д. Чулков

Кирша Данилов

А.Д. Демидов
РЕШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

На этот вопрос еще никто не ответил. Напишите свой ответ или воспользуйтесь поиском:

17 (28) апреля 1732 г. Сенату был дан Именной Указ императрицы Анны Иоанновны об отправлении капитан-командора В. И. Беринга в экспедицию на Камчатку, ознаменовавший начало организации Второй Камчатской экспедиции.

Активное освоение Дальнего Востока Россией началось ещё в годы правления Петра I. В январе 1725 г. российский император отдал Указ о подготовке экспедиции на Тихий океан для достижения берегов Северной Америки. Эта экспедиция должна была достичь какого-нибудь «города европейских владений» в Америке. По рекомендации Адмиралтейств-коллегии экспедицию возглавил В. И. Беринг. Первая Камчатская экспедиция достигла Охотска, а оттуда добралась до Большерецка и Нижне-Камчатска.

В 1732 г. было принято решение об организации второй Камчатской экспедиции, явившейся частью грандиозного предприятия — Великой Северной или Великой Сибирско-Тихоокеанской экспедиции (1733-1743 гг.). В экспедиции приняло участие около 600 человек: было создано семь отрядов, в которые входили натуралисты, географы, историки. Задачи, поставленные перед ними, включали обследование северных берегов азиатского материка, изучение обширных территорий малоосвоенной Сибири, подтверждение наличия путей судоходства по Северному Ледовитому океану, плавание к берегам северо-западной Америки, Японии, проведение картографических исследований, изучение быта и нравов народов, населяющие эти земли, а также новые территориальные приобретения для Российского государства.

Организация экспедиции была возложена на обер-секретаря Сената И. К. Кирилова, стоявшего во главе Адмиралтейств-коллегии Н. Ф. Головнина и Академию наук. Руководство поездкой осуществлял капитан-командор Беринг. В сентябре 1732 г. Сенат, обсуждая инструкцию Берингу, «определил назначить ему в товарищи другого капитана, доброго, из русских» — Алексея Ильича Чирикова, хорошо зарекомендовавшего себя во время Первой Камчатской экспедиции.

В начале июня 1741 г. пакетботы «Святой апостол Петр» под командованием Беринга и «Святой апостол Павел», руководимый Чириковым, отправились к берегам Америки. Суда направились на юго-восток в поисках «Земли Жуана да-Гамы», помещавшейся на некоторых картах XVIII в. между 46° и 50° северной широты. Потеряв больше недели и убедившись в отсутствии суши в северной части Тихого океана, оба корабля взяли курс на северо-восток. В конце месяца на море пал густой туман, и суда потеряли друг друга. В поисках судна Чирикова Беринг на своём корабле прошёл за три дня на юг около 400 км, а потом двинулся на северо-восток и впервые пересёк центральную акваторию залива Аляска.

Спустя три недели за 58° северной широты моряки увидели высокий хребет (Святого Ильи) — это была территория Америки. К концу июля экспедиция подошла к острову Каяк, однако недостаток продовольствия заставил на следующий день отправиться в обратный путь. Беринг шёл вдоль берега на запад и при редких прояснениях наблюдал высокие горы. За этот период он открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на «матёром берегу» (полуостров Аляска), у юго-западной оконечности которого обнаружил острова Шумагина, где впервые встретился с алеутами.

Обратный путь, как и предполагал командор, был довольно тяжёлым: туманы и штормы затрудняли движение судов, заканчивались вода и провиант. Многие члены экспедиции болели цингой. 4 (15) ноября 1741 г. отряд Беринга натолкнулся на неизвестную землю и высадился на ней. Здесь участники экспедиции решили перезимовать. 8 (19) декабря руководитель похода капитан-командор Беринг скончался. Командование перешло к лейтенанту С. Л. Вакселю. Пережив трудную зиму, экипаж из остатков разбитого штормом «Святого апостола Петра» построил небольшое судно, на котором в начале сентября 1742 г. вернулся в Петропавловскую гавань.

В эти месяцы мореплаватель Чириков смог взять правильный курс и за сутки раньше Беринга добраться до материка Америка, однако высланные на берег члены его отряда погибли. В октябре 1741 г., после значительных лишений, Чириков также вернулся в Петропавловск. В представленном Адмиралтейств-Коллегии отчёте о проведении Камчатской экспедиции он рапортовал: «…в северной ширине в 55 градусов 36 минут получили землю, которую признаём без сомнения, что оная — часть Америки». В 1743 г. Сенат приостановил работу Второй Камчатской экспедиции.

Итоги обеих Камчатских экспедиций были значительны — открыт американский берег, обследован пролив между Азией и Америкой, продолжилось изучение Курильских островов, побережья Америки, Алеутских островов, уточнялись представления об Охотском море, Камчатке, Японии.

В 1754 г. Академия наук издала на французском языке карту Сибири, где были опубликованы результаты исследований Беринга и Чирикова и Великой Сибирской экспедиции.

Лит.: Ваксель С. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. Л.; М., 1940; Греков В. И. Камчатские экспедиции // Краткая географическая энциклопедия. Т. 2. М., 1961. С. 210-211; Исследования русских на Тихом океане в первой половине ХVIII-XIX в. Т. 1. Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в. (Сб. док.). М., 1984; Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. Т. 3. Гл. 7, 8. М., 1984; Пасецкий В. М. Витус Беринг. М., 1982; Стеллер Г. В. Дневник плавания с Берингом к берегам Америки 1741-1742. М., 1995; Он же. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 2011; Троицкий В. А. Камчатские экспедиции Витуса Беринга // Записки Харитона Лаптева. М, 1982; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.polarpost.ru/Library/Notes_Laptev/01.html.

См. также в Президентской библиотеке:

Берг Л. С. Открытие Камчатки и Камчатские экспедиции Беринга. 1725-1742. Л., 1935;

Лялина М. А. Русские мореплаватели, арктические и кругосветные: Путешествия: В. Беринга, Г. Сарычева, Ф. П. ф.-Врангеля. СПб., 1898;

Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. Т. 8 (17288-1732). № 6023. СПб., 1830. С. 749;

Указ императрицы Анны Иоановны из Сената Коллегии иностранных дел об отправлении В. И. Беринга во вторую Камчатскую экспедицию [Документ] : 17 апреля 1732 г. Л. 1-2об.

Материал подготовлен при участии Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цистон индия инструкция по применению цена
  • Фентаниловый пластырь инструкция по применению чем опасен
  • Кинолог уколы инструкция по применению цена отзывы врачей
  • Пенталгин эвкалипт таблетки инструкция по применению
  • Kapikachhu himalaya инструкция по применению отзывы