5000р за классное руководство

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • «Горячие» документы
  • Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 N 1133 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Выплаты предназначены для педагогов, осуществляющих классное руководство (кураторство) в учебных группах очной и очно-заочной формы обучения, в которых обучающиеся осваивают в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Установлен порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на обеспечение указанных выплат.

Дата публикации на сайте: 12.07.2021

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Новые выплаты за классное руководство: что важно знать?

Планируется, что с 1 сентября 2020 года будут введены доплаты для классных руководителей в школах в размере не менее 5 000 руб. за счет федерального бюджета. Также предлагается утвердить единый перечень работ, которые может выполнять классный руководитель. Об этом и о том, что представляют собой указанные доплаты, — в данной статье.

Из послания Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020:

Ближе всего к ученикам — их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки. В этой связи считаю необходимым уже с 1 сентября ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5 000 руб. за счет средств федерального бюджета.

Приоритетные задачи классного руководства

Классное руководство как особый вид педагогической деятельности направлено на решение задач воспитания и социализации учеников. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

Специфика классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогом как в отношении каждого ученика, так и в отношении класса как микросоциума. Классный руководитель должен учитывать:

  • индивидуальные возрастные и личностные особенности;
  • образовательные запросы;
  • состояние здоровья;
  • семейные и прочие условия жизни учеников;
  • характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.

Классный руководитель должен взаимодействовать с семьями учеников, другими педагогами, работающими с учениками его класса, администрацией школы, а также с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей.

Приоритетными задачами классного руководства являются[1]:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения учеников;
  • формирование у учеников высокого уровня духовно-нравственного развития;
  • формирование внутренней позиции личности ученика по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности;
  • формирование у учеников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
  • формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции.

В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части.

Инвариантная часть

Вариативная часть

Соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых задач воспитания и социализации учеников независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации

Формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации. К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания учеников в образовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка и т. д.

Права педагогов

Классный руководитель имеет следующие права:

  • самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы с учетом контекстных условий деятельности;
  • вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей учеников;
  • участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школы в части организации воспитательной деятельности и осуществления контроля ее качества и эффективности;
  • самостоятельно планировать и организовывать участие детей в воспитательных мероприятиях;
  • использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
  • получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства для реализации задач по классному руководству;
  • приглашать в школу родителей несовершеннолетних учеников по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
  • давать обязательные распоряжения ученикам своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
  • посещать уроки и занятия, проводимые педагогами (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и коллективом учеников класса;
  • защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей несовершеннолетних учеников, других педагогических работников;
  • повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

А теперь о доплатах…

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2020 № 448 внесены изменения в госпрограмму «Развитие образования», которые предусматривают Правила предоставления трансфертов из федерального бюджета на обеспечение выплат педагогам за классное руководство.

В свою очередь, Минпросвещения направило для использования в работе разъяснения по применению законодательства при осуществлении педагогам доплат за классное руководство (Письмоот 28.05.2020 №ВБ-1159/08). Эти разъяснения предназначены:

  • для органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • для органов местного самоуправления;
  • для руководителей общеобразовательных организаций;
  • для региональных, территориальных и первичных профсоюзных организаций.

Установлены минимальный и максимальный размеры выплат

Денежное вознаграждение за классное руководство будет выплачиваться ежемесячно в размере 5 000 руб., но не более двух выплат одному педагогу при условии осуществления им классного руководства в двух и более классах.

Вознаграждение будет выплачиваться за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества учеников в каждом из классов, а также от реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.

Выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов

Размер предоставляемого бюджету субъекта РФ трансферта будет определяться с учетом:

  • районных коэффициентов и процентных надбавок;
  • заявленной субъектом РФ прогнозируемой численности педагогов общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство;
  • количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство;
  • размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Подчеркнем, что выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов.

Новые выплаты за классное руководство не отменяют ранее установленные субъектами РФ

Денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб. будет выплачиваться дополнительно к выплате за классное руководство, установленной по состоянию на 31.08.2020 из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается.

Причем Минпросвещения рекомендует установить такой порядок выплаты из бюджета субъекта РФ, при котором размер выплаты не должен зависеть от количества учеников в классе. Также субъектам РФ рекомендовано не допускать:

  • ухудшения ранее установленных условий оплаты труда;
  • снижения размеров индексации заработной платы;
  • отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

Доплата за классное руководство является составной частью оплаты труда

Доплата за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника. В связи с этим она:

  • осуществляется педагогам одновременно с выплатой заработной платы;
  • учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ;
  • учитывается при определении отчислений по страховым взносам;
  • учитывается при расчете зарплаты работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
  • учитывается при определении размера среднего заработка;
  • учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Обязанность классного руководства возлагается на педагогов только с их согласия

Согласно квалификационным характеристикам[2] классное руководство не входит в должностные обязанности учителей, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления им соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. из федерального бюджета.

Условие об осуществлении педагогическими работниками классного руководства с доплатой из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора. При надлежащем осуществлении классного руководства вносить какие-либо изменения в трудовой договор без согласия работника не допускается.

При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства:

  • недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменения размеров выплат за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;
  • преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;
  • определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагог знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;
  • временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагога, осуществляющего классное руководство, другим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;
  • возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

Период приостановления учебных занятий — не повод для снижения размера доплат

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных школ, а также периоды отмены (приостановления) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным отпуском педагогических работников, являются для них рабочим временем.

Соответственно, за время работы в указанные периоды оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены занятий по названным выше причинам, с учетом денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. и других выплат за классное руководство.


[1] См. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения РФ от 12.05.2020 №ВБ-1011/08.

[2] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.

По закону с 1 сентября 2021 года классным руководителям в региональных и муниципальных общеобразовательных организациях ежемесячно доплачивают 5000 рублей за счет федерального бюджета. В связи с этим, Минфин России высказал свою позицию о том, облагается ли НДФЛ выплата (доплата) за классное руководство с 2021 года.

Что говорит закон

Сразу скажем, что вопрос об обложении НДФЛ нового ежемесячного денежного вознаграждения с 2021 года педагогических работников за классное руководство Налоговый кодекс РФ напрямую не оговаривает.

Выплата за классное руководство была введена постановлением Правительства РФ от 04.04.2020 № 448, которое внесло изменения в государственную программу «Развитие образования» (утв. постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642). Она положена педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов России и муниципальных образований, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы.

Согласно ст. 41 НК РФ, доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитывают все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

На основании подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ при обложении НДФЛ к доходам от источников в Российской Федерации отнесены вознаграждение за:

  • выполнение трудовых или иных обязанностей;
  • выполненную работу;
  • оказанную услугу;
  • совершение действия в России.

При этом перечень доходов, освобождаемых от налога, содержит ст. 217 НК РФ.

Позиция Минфина

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 08.10.2021 № 03-04-05/87992, положений, предусматривающих освобождение от налогообложения доходов педагогических работников в виде ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, ст. 217 НК РФ не содержит. Соответственно, рассматриваемая доплата облагается НДФЛ в общем порядке.

Отметим, что аналогичные разъяснения давало Минпросвещения России. Это его письма от 28.05.2021 № ВБ-1159/08 и от 07.09.2021 № ВБ-1700/08.

Выплату за классное руководство нужно:

  • облагать страховыми взносами;
  • учитывать при расчете среднего заработка;
  • увеличивать на размер процентных надбавок и районных коэффициентов.

Допфинансирование на выплаты классным руководителям

Дополнительные начисления за классное руководство будут выплачивать и тем педагогам, которые работают в образовательных учреждениях при вузах и сузах. Власти уже выделили регионам более 75 млрд рублей на финансирование выплат.

7 июля 2022 года на правительственном совещании власти одобрили Распоряжение № 1837-р о назначении субсидий для доплат классным руководителям. Однако законопроект распространяется на работников учебных заведений, которые относятся к вузам и колледжам. Педагоги общеобразовательных школ уже получают аналогичные начисления. На индексацию этих сумм в 2022 году выделено почти 75 млрд рублей.

Объем субсидии на доплаты классным руководителям

Впервые российский президент утвердил материальное поощрение учителям в 2005 году, подписав Постановление № 850. На основании документа с 1 января 2006 года учителя получали 1000 рублей за ведение класса. Однако с 1 сентября 2020 года сумма возросла до 5000 рублей.

Власти распределили федеральный бюджет между педагогов двух категорий:

  • К доходу классных руководителей общеобразовательных школ по-прежнему начисляют 5000 рублей. И на выплаты для учителей, взявших шефство над классом, уже выделили около 75 млрд рублей.
  • Также государство решило поощрить «классных» педагогов из образовательных предприятий на базе колледжей и вузов. На обеспечение их выплат государство выделило более 680 млн рублей.

Согласно третьему пункту, контролировать заключение госконтрактов на предоставление субсидий регионам, включая город Байконур, будет российское министерство просвещения. Под его надсмотром власти профинансируют муниципалитеты на доплату педагогам общеобразовательных учреждений, начальных и средних школ за классное руководство не позже 7 августа 2022 года.

Индексация доплат за классное руководство

Дополнительные начисления за классное руководство начисляют к заработной плате специалиста. Поэтому сумма является частью дохода. Соответственно, согласно ст. 316 и 317 ТК РФ, она подлежит увеличению на районный коэффициент и процентную надбавку.

Однако выплаты необходимо рассчитывать в общей сумме с окладной частью и прочими. Также «классные» доплаты учитывают при исчислении социальных пособий, включая больничные и отпускные.

Кроме того, регионы вправе увеличить размер начислений за классное руководство, равно как и районный показатель. Однако средства на доплату уже необходимо брать из местного бюджета.
Помимо прочего, в Распоряжении № 1837-р подробно распределен трансфертный бюджет для каждой области и республики.

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие подборки новостей и событий!

Скопировать урл

Распечатать

Ваш вопрос – наш ответ

Задать вопрос

  • Редактор Мария Власова

    24 сентября 2023 в 18:49

    Льготы по транспортному налогу

  • Редактор Мария Власова

    24 сентября 2023 в 18:47

    Пенсия будет проиндексирована на индексации, которых не было во время работы. Точную сумму вам в СФР могут…

    Я работающая пенсионерка-педагог. Сколько я буду получать пенсии, если уволюсь с работы

  • Редактор Мария Власова

    24 сентября 2023 в 18:46

    Выбрать «Платежи и переводы». Затем «Государство», далее «Налоги», искать платежи по УИН или ИНН. Также можно…

    Как оплатить сбор за пользование объектами животного мира

  • Редактор Мария Власова

    23 сентября 2023 в 19:31

    Подавайте в суд. Так можно в прокуратуру заявление подать.

    О возврате денежных средств, присвоенных бывшим председателем СПК, в казну кооператива

Что важно? Размер выплаты не будет зависеть от количества детей в классе. При ведении классного руководства в двух и более классах педагог получит ее в двойном размере, сообщили в министерстве просвещения. Более того в день зарплаты педагог будет получать две суммы: зарплату и федеральную надбавку, которая будет идти отдельной строкой. Так учителя смогут видеть: региональные и местные выплаты не были снижены или отменены.

Пять с плюсом

— Такой огромной нагрузки, как у классных руководителей, пожалуй, нет больше ни у кого. И нагрузка не только учебная, но и психологическая, моральная. У классного руководителя в разы больше бумажной работы, чем у учителя-предметника, — рассказал «РГ» учитель года России-2018 учитель обществознания из Грозного Алихан Динаев. — Классные руководители еще и настоящие «цезари», и пахари, которые умеют одновременно решать множество разнообразных проблем.

По его словам, классный руководитель в курсе всех школьных и семейных событий в жизни детей, он на постоянной связи с родителями. А еще организует мероприятия, следит за состоянием кабинетов.

— Я задумался, с какими вопросами обращался за последний год к классным руководителям моих учеников. «Почему этот мальчик прогуливает? А у этой девочки резко снизились оценки — что случилось? Мне кажется, что этого юношу в классе все обижают. Пришлите мне номер родителей Руслана. А часто ли благодарил или говорил, что у них замечательные дети? Самим детям часто, наверное, на каждом уроке, а вот классному руководителю… — рассуждает Алихан Динаев. — В общем, это непростая, иногда даже суровая и всегда сверхответственная работа. Поэтому федеральная надбавка в пять тысяч рублей — своевременное и необходимое решение. Эта сумма позволит увеличить зарплату на 10-20%. Мне бы очень хотелось, чтобы субъекты РФ по примеру Москвы (и не только) устанавливали достойные региональные надбавки для классных руководителей. В идеале сумма этих надбавок и суммарная зарплата педагога должна быть такой, чтобы он мог при желании полностью посвятить себя этой сложной воспитательной и организаторской работе, получая высокую зарплату.

Гражданин растет за партой

С 1 сентября начала действовать еще одна важная норма: в школах появятся новые программы воспитания учеников. Министерство просвещения уже разработало удобную «шпаргалку», которая работает по принципу конструктора: здесь и социальные школьные проекты, и дискуссионные площадки, и спортивные праздники. А еще — театры, музеи, выставки, совместные мероприятия с родителями. Ну и, конечно, особая роль у классных руководителей: классные часы, поддержка ребенка в трудных ситуациях…

— Развитие воспитания в школах станет одним из лейтмотивов нового учебного года, — рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. — Это не дополнительная нагрузка, а систематизация той работы, которую уже ведут образовательные учреждения. Важно то, на каких ценностях мы будем воспитывать подрастающее поколение.

— В предыдущие годы сложилась некая иллюзия, что эти два процесса — воспитание и обучение — как-то отделены друг от друга. А на самом деле разорвать их невозможно. Потому что человека воспитывает абсолютно все. Даже запах в школьных коридорах, — рассказал «РГ» директор московской школы № 548 «Царицыно» народный учитель России Ефим Рачевский. — В школе сегодня становится интересно. Куча разных дел, «активностей». Можно провести классный час в музее? Да. В походе? Да. Школе нужен человек, который обладает общей культурой, умеет слушать и говорить, способен жить в диалоге с детьми. А они уже совершенно другие. В информационных технологиях могут дать фору многим взрослым. Меня поражает их логика, свободное общение с любыми интерфейсами, способность выдавать неожиданные решения, незашоренность взгляда.

Мастер покажет класс

В рамках нацпроекта «Образование» во всех регионах открываются центры непрерывного повышения и оценки профессионального мастерства педагогов.

Первый в России центр был открыт в прошлом учебном году на базе Коломенского государственного социально-гуманитарного университета. Мастер-классы, воркшопы и тренинги для учителей здесь проходят в стиле хай-тек. Футуристичные аудитории-трансформеры с современной начинкой: от цифровых микроскопов до серьезной соревновательной робототехники. А еще тематические модули «Как решать конфликты в школе», «Как работать с жалобами родителей», «Программирование», «Проектная работа со школьниками»… Здесь учитель может познакомиться с самыми эффективными педагогическими новинками и методиками. Обсудить с коллегами наболевшие проблемы и острые школьные вопросы.

Сейчас таких центров уже десятки по стране. А всего к 2024 году их должно быть 340. При этом не менее 50% учителей должны быть вовлечены в национальную систему профессионального роста.

Земский учитель

В новом учебном году во всех регионах начинаются выплаты по программе «Земский учитель». Она позволит педагогам, которые решат приехать на работу в малые города и села, получить миллион рублей. А на Дальнем Востоке — 2 миллиона. Из федерального бюджета под это выделяется более 1,6 млрд рублей, и уже в сентябре участники программы начинают работать в своих новых школах. К примеру, в Калининградской области — 18 земских учителей, в том числе по математике, географии, информатике, биологии, химии, технологии, иностранным языкам. В сельские школы Дагестана в этом году работать отправились 140 земских учителей. В Кемеровской области для участия в программе отобрано 39 человек. В Томской области — 19 человек. В Курганской области — 23 учителя. Планируется, что за три года участие в программе «Земский учитель» примут более 4 тысяч учителей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гербион аллиум инструкция по применению цена
  • Очки для тренировки зрения с дырочками инструкция
  • Должностная инструкция мастера пункта технического обслуживания вагонов
  • Как скачивать фильмы через торрент видео инструкция
  • Премарин инструкция по применению цена отзывы аналоги