256н инструкция по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Минтруд Приказом от 3 апреля 2023 г. № 256н утвердил новую редакцию Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах. Ранее действовавший Приказ от 22 апреля 2020 г. № 211н утратил силу.

В новой редакции инструкции № 256н о порядке ведения персонифицированного учета учтены все изменения, которые были внесены в НК РФ с 1 января 2023 года по уплате страховых взносов с вознаграждений, выплаченных работникам на ГПД, а также изменения, внесенные в страховое законодательство.

Какие правила урегулированы в Инструкции о персучете № 256н

Инструкция определяет порядок ведения Фондом пенсионного и социального страхования РФ (далее — Фонд) индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах:

  • порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  • порядок представления работодателями и сроки приема Фондом отчетности;
  • порядок контроля за достоверностью сведений, представленных работодателями;
  • порядок хранения и уничтожения документов с данными персучета. 

Кто должен быть зарегистрирован в системе персучета

В системе персучета должны быть зарегистрированы все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в России.

Что значить зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета

Работник зарегистрирован, если ему в системе персучета открыт лицевой счет.

Когда работника регистрируют в системе индивидуального (персонифицированного) учета, ему открывают индивидуальный лицевой счет. 

Датой регистрации считается дата открытия индивидуального лицевого счета.

Как проходит регистрация

Регистрация осуществляется территориальным отделением Фонда на основании:

  1. анкеты работника;
  2. свидетельства о рождении;
  3. сведений, поступающих в Фонд от МФЦ;
  4. сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, поступающих из информсистемы «Единая система идентификации и аутентификации».

Работник (или его представитель) может представить в фонд анкету для регистрации:

  • лично,
  • через своего работодателя;
  • через МФЦ.

При подаче в фонд сведений о самом себе, нужно иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Если анкету сдает представитель, он должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность и доверенность, подтверждающую его полномочия.

Если в системе персучета регистрируется самозанятый, который самостоятельно платит страховые взносы за себя, его включают в отдельный реестр, который также ведет Фонд.

Чем подтвердить регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета

Все зарегистрированные в системе персучета имеют так называемый «СНИЛС». Официально этот документ называется Уведомление о регистрации. В нем указан номер индивидуального лицевого счета.

СНИЛС – уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также как идентификатор сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В случае утраты своего уведомления о регистрации, работник может обратиться в фонд с заявлением о выдаче нового документа. Сделать это можно: лично посетив фонд, обратившись в МФЦ, через компанию, в которой работаешь, через представителя (которому нужно выдать доверенность), через сайт Госуслуг.

Если заявление о выдаче документа либо изменении анкетных данных работника в фонд подает работодатель по ТКС, электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заявление о выдаче документа (или изменении анкеты) Фонд рассматривает в течение пяти рабочих дней.

Когда организация обязаны зарегистрировать работника в системе персучета

Как указано выше, работник может зарегистрироваться через своего работодателя.

При приеме работника в штат или на момент заключения с ним договора гражданско-правового характера, компания должна попросить у него СНИЛС (уведомление о регистрации – официально).

Если новый работник окажется незарегистрированным в Фонде, компания обязана подать в Фонд анкету на регистрацию не позднее рабочего дня, следующего за днем приема на работу или заключения договора.

Анкета зарегистрированного лица должна быть заверена личной подписью работника. Если работник не может лично подписать анкету, например, по состоянию здоровья или в случае отъезда за рубеж, компания указывает эту причину в анкете и заверяет ее своей подписью.

Анкета может подана в электронном формате по каналам ТКС либо через личный кабинет компании на сайте Фонда. В таком случае, ее нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью.

Перед регистрацией в системе фонд сверяет данные анкеты со сведениями из Единого госреестра записей актов гражданского состояния. Если речь идет об иностранце — со сведениями из единой системы идентификации и аутентификации.

Регистрация проходит в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты и всех необходимых сведений из госорганов, которые поступают в фонд по межведомственному обмену.

Почему могут отказать в регистрации

Фонда выносит решение об отказе, если в системе уже есть зарегистрированное лицо с аналогичными анкетными данными.

Если данные в системе неверны

Если нужно изменить свои данные в системе персучета, в фонд нужно подать заявление об изменении анкетных данных. 

Корректировка сведений проводится фондом в течение пяти рабочих дней со дня получения Фондом всех необходимых сведений от госорганов.

Отчетность перед фондом: порядок, сроки подачи сведений для индивидуального (персонифицированного) учета

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляют:

  • все работодатели, которые выплачивают зарплату или иное вознаграждение за труд и, как следствие, выступают в роли страхователей на основании Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ;
  • граждане, которые самостоятельно платят дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ;
  • государственные (муниципальные) учреждения в соответствии с пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ;
  • федеральные органы власти.

Отчетность сдается в фонд по форме ЕФС-1. В форме отражаются сведения о перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и уплаченных взносах.

Это единая форма сведений обо всех работниках, в нее включают:

  • работающих по трудовым договорам;
  • исполнителей по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • заключивших договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Как в ЕФС-1 отражать сведения, если договор ГПХ заключен без периода работ

Коды причины увольнения в форме ЕФС-1

Срок сдачи ЕФС-1 при заключении договора подряда: разъяснения СФР

Как подать в Соцфонд сведения о заключении и прекращении ГПД с физлицом

Индивидуальные сведения формируются на основании приказов, документов кадрового учета, договоров и данных бухгалтерского учета.

Те, кто самостоятельно платит дополнительные взносы на накопительную пенсию, вправе представить в Фонд копию документа, подтверждающего уплату дополнительных страховых взносов за истекший квартал с отметками банка исполнении, или направить этот документ электронно.

Как сдавать Индивидуальные сведения о работниках в Фонд

Отчитаться перед фондом можно:

  • на бумаге, передав отчет лично в отделение фонда или отправив его по почте;
  • в форме электронного документа через оператора ЭДО либо через кабинет на сайте фонда или Госулуг.

Отчетность на бумаге заверяется подписью руководителя и печатью организации (при наличии печати).

Датой подачи индивидуальных сведений на бумаге считается:

  • дата фактического представления отчета в Фонд — при личном обращении;
  • дата отправки по почте согласно почтовому штемпелю — при отправке по почте.

Электронная отчетность подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Датой сдачи сведений в электронной форме считается дата их отправки по ТКС в адрес Фонда, подтвержденная оператором ЭДО или отделением Фонда.

Датой подачи сведений через личный кабинет считается дата их регистрации, сформированная в личном кабинете.

При приеме отчетности в бумажном формате на бланках ставится отметка о приеме. Прием электронной отчетности фиксируется электронным подтверждением от фонда.

Когда сдается подраздел 1.2 ЕФС-1?

17 сложных ситуаций при заполнении ЕФС-1

Нужно ли работнику с бумажной трудовой выдавать СТД-Р или выписку из ЕФС-1

Как сведения заносятся на лицевые счета работников

Фонд проверяет индивидуальные сведения и вносит их в индивидуальные лицевые счета:

  • в течение трех рабочих дней со дня получения от работодателя сведений о трудовой деятельности, заключении или прекращении договора гражданско-правового характера (подп. 4 и 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ);
  • в течение месяца со дня получения от ФНС сведений о начисленных страховых взносах (в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ);
  • в течение трех месяцев со дня получения сведений об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию или самостоятельно (подп. 6 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ);
  • в течение месяца со дня получения от работодателя сведений о периодах работы, в том числе периодах, включаемых в стаж для досрочной пенсии или повышения фиксированной выплаты к пенсии (подп.3 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ);
  • до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом (сведения о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Если сведения о работнике недостоверны, не полные

На фонд возложена обязанность контролировать полноту и достоверностью сведений, представленных работодателем.

Если в представленных индивидуальных сведениях будут найдены ошибки или расхождение со сведениями, уже имеющимися у Фонда, несоответствие форм и форматов отчетности, работодателю будет направлено уведомление об устранении недочетов в течение пяти рабочих дней.

Уведомление может быть: 

  • направлено курьером для выдачи лично под расписку, 
  • отправлено по почте заказным письмом, 
  • выслано в электронном виде по ТКС.

Если уведомление отправлено заказным письмом по почте, датой вручения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Уведомление, направленное в электронном виде по ТКС, считается полученным в дату, которая подтверждена оператором ЭДО.

Уведомления, переданное через личный кабинет, считается врученным в день его размещения в личном кабинете.

Сведения, содержащие ошибки и несоответствия, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета работников не вносятся.

У компании есть пять рабочих дней, чтоб исправить ошибки и неточности и подать уточненные индивидуальные сведения. Если уложится в этот срок, финансовые санкции не применяются.

Если ошибки будут найдены и исправлены работодателем самостоятельно, до того, как их выявить Фонд, финансовые санкции также не применяются.

Ответственность за нарушением сроков сдачи отчетности

За нарушение сроков подачи в Фонд индивидуальных сведений о каждом работнике либо подачу неполных и (или) недостоверных сведений, несоблюдение порядка представления индивидуальных сведений в форме электронных документов, нарушение порядка и сроков отчетности ответственность установлена статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Директора компаний несут ответственность в соответствии с КоАП.

Штрафы за ЕФС-1 в 2023 году и способы их избежать

Порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения персучета

Индивидуальный лицевой счет ведется Фондом в течение жизни работника. После смерти сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, хранятся в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Поправки к Единому плану счетов и Инструкции N 157н вступили в силу 23 апреля 2023 года. Учреждения должны внедрить новые счета, например 303 14 и 303 15. Нужно скорректировать и порядок аналитического учета. Об основных изменениях читайте в нашем обзоре.

Что надо скорректировать начиная с бухучета 2023 года

ЕНП и страховые взносы по единому тарифу

Новое: поправки к Инструкциям N 162н и 174н действуют с 12 июня, а коррективы к Инструкции N 183н — с 17 июня 2023 года. Добавили в том числе корреспонденции по счетам 0 303 14 000 и 0 303 15 000. Изменения не отличаются от тех, что направляли на регистрацию. Подробнее в обзоре.

Используйте счета 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу» и 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу». Порядка их применения в Инструкции N 157н нет. Рекомендуем ориентироваться на проводки, которые планируют закрепить в Инструкциях N 162н, 174н и 183н (поправки проходят регистрацию).

Биологические активы

Внедрите счета для отражения биологических активов и связанных с ними операций.

Перечень новых счетов

  • 106 07 «Вложения в биологические активы»;
  • 107 04 «Биологические активы в пути»;
  • 110 60 «Себестоимость биотрансформации»;
  • 110 70 «Накладные расходы биотрансформации»;
  • 110 80 «Общехозяйственные расходы биотрансформации»;
  • 113 20 «Биологические активы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 113 30 «Биологические активы — иное движимое имущество учреждения»;
  • 114 90 «Обесценение биологических активов»;
  • 205 76 «Расчеты по доходам от операций с биологическими активами»;
  • 206 36 «Расчеты по авансам по приобретению биологических активов»;
  • 208 36 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению биологических активов»;
  • 209 76 «Расчеты по ущербу биологическим активам»;
  • 302 36 «Расчеты по приобретению биологических активов».

Новое: поправки к Планам счетов N 174н и 183н, действующие с 12 и 17 июня 2023 года соответственно, не предусматривают детализацию разряда 5 по счету 0 110 70 000. Полагаем, бюджетные и автономные учреждения могут не отражать в номере данного счета код вида биологических активов.

В разряде 5 счетов 110 60, 110 70, 113 20, 113 30 и 114 90 указывайте один из 9 кодов вида биологических активов.

На счетах 101 07 и 105 06 оставьте только активы, которые предназначены для собственных нужд учреждения, т.е. не для отчуждения либо производства с их помощью биологической продукции.

Отметим, по приказу о поправках счет 205 76 надо применять при формировании показателей на 1 января 2023 года. Однако другие счета для отражения биологических активов действуют начиная с бухучета 2023 года. Рекомендуем внедрять их все единым способом.

Новое: в Инструкции N 162н и 174н внесли поправки, которые действуют с 12 июня 2023 года. В Инструкции N 183н аналогичные изменения предусмотрели с 17 июня 2023 года. Добавили в том числе корреспонденции по счетам учета биологических активов. Используйте эти поправки при ведении учета. Подробнее в обзоре.

При применении новых счетов советуем также использовать методичку Минфина к стандарту по учету биологических активов.

Другие объекты учета

При выполнении определенных полномочий внедрите, например, такие счета:

Новое: в План счетов N 162н внесли поправки, которые действуют с 12 июня 2023 года. Они не предусматривают счета 0 114 53 000, 0 114 56 000 и 0 114 57 000. Однако при необходимости органы и казенные учреждения могут их добавить в рабочий план счетов.

  • 114 50 «Обесценение нефинансовых активов, составляющих казну». В разряде 5 счета указывайте один из 7 кодов вида активов;
  • 206 54 «Расчеты по перечислениям капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 302 54 «Расчеты по перечислениям капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 49 «Непризнанный финансовый результат объекта инвестирования».

Дополнительные аналитические показатели по объектам учета

В аналитическом учете расчетов по доходам и расходам приводите дату исполнения по правовому основанию. Если конкретную дату установить нельзя, указывайте «31.12.2999».

Требование выполняйте также по счетам 207 00, 210 05, 210 10, 301 00 и 304 01.

В учете расчетов по бюджетным целевым средствам записывайте признак, по которому идентифицируют их назначение (коды цели). Такую аналитику ведите и по счетам 401 40, 502 00. Сходное правило уже применяли по счетам 206 40 и 206 80, 302 40 и 302 80.

При исправлении ошибок прошлых лет указывайте коды причин, по которым их допустили. Это нужно для заполнения разд. 4 сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, ф. 0503773).

Другие изменения в правилах учета

По КФО 5 и 6 отражайте деятельность, которую ведете за счет субсидий на иные цели и капвложения. Ранее по этим кодам обязательно было учитывать только операции с данными субсидиями.

В первоначальную стоимость материалов, оставшихся после разборки основных средств или иного имущества, не включайте затраты на транспортировку, сортировку и другие расходы по приведению таких объектов в состояние, пригодное для использования. Прежде применяли правило инструкции, которое расходилось с положениями стандарта.

Амортизацию по арендованным объектам начисляйте согласно графику платежей, а по имуществу в безвозмездном пользовании — 1-го числа месяца. Речь идет об активах, которые учитываете по счету 111 40.

По объектам, которые учитываете на счете 111 60, заводите инвентарные карточки и присваивайте инвентарные номера. Для контроля данных составляйте оборотные ведомости.

Как перейти на новые счета и аналитику

Приказ о поправках не обязывает применять перечисленные выше изменения при формировании входящих остатков на 1 января 2023 года. Учреждения должны решить:

  • перенести ли остатки на новые счета и аналитику в первый рабочий день года или в межотчетном периоде;
  • исправлять ли данные об операциях, которые совершили до вступления поправок в силу.

Оба решения рекомендуем согласовать с учредителем и финансовым органом.

Полагаем, правильнее исправить входящие остатки и записи, которые уже сделали в 2023 году. Если в течение года одинаковые объекты и операции отражать по разным счетам, итоговые суммы не будут сопоставимыми между отчетными периодами. Дополнительные аналитические показатели (например, дату по правовому основанию) можно не приводить по уже списанным объектам, если это не повлияет на отчетность или другую нужную учреждению итоговую информацию.

Новое: в конце июня 2023 года Казначейство скорректировало контрольные соотношения к бюджетной и бухгалтерской отчетности учреждений. Поправки устанавливают запрет на отражение в отчетности 2023 года входящего остатка по счетам 0 303 14 000 и 0 303 15 000. Об этом подходе сообщил и Минфин в частных разъяснениях. Значит, перенести на счет 0 303 14 000 дебиторскую задолженность прошлых лет надо операциями 2023 года. Подробнее в обзоре.

По счету 303 15 входящего остатка на 1 января 2023 года нет, так как страховые взносы за прошлые периоды начисляли по отдельным тарифам. Для счета 303 14 такой же вывод нельзя сделать однозначно, поскольку аналогичный остаток сформировала ФНС.

Позднее Минфин, возможно, выпустит письмо, в котором официально санкционирует тот или иной порядок внедрения изменений.

Новое: поправки к Планам счетов N 162н и 174н действуют с 12 июня 2023 года. С этой даты казенные и бюджетные учреждения обязаны включить новые счета в рабочий план счетов. В Инструкции N 183н аналогичные изменения предусмотрели с 17 июня 2023 года. Автономные учреждения должны ориентироваться на данную дату. Подробнее в обзоре.

Учтите: рабочий план счетов разрабатывают на основе Планов счетов N 162н, 174н, 183н. Значит, формально надо дождаться изменений в этих документах. Досрочное применение новых счетов рекомендуем согласовать так же, как и другие 2 решения.

Что обязательно изменить начиная с формирования показателей на 1 января 2023 года

Компенсация затрат на предупреждение травматизма

Новое: в Инструкции N 162н и 174н внесли поправки, которые действуют с 12 июня 2023 года. В Инструкции N 183н аналогичные изменения предусмотрели с 17 июня 2023 года. Добавили в том числе корреспонденции по счету 0 209 39 000. Проводки для бюджетных и автономных учреждений закрепляют применение данного счета при отражении собственных доходов. Используйте эти поправки при ведении учета. Подробнее в обзоре.

Добавили счет 209 39 «Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователя». Полагаем, по нему надо отражать и идентичные доходы учреждений, учитываемые по коду 139 КОСГУ.

При применении счета рекомендуем использовать по аналогии письмо Минфина об учете таких компенсаций с 2021 года.

Операции простого товарищества

Используйте аналитические счета с кодом «Т» по синтетическим счетам 204 00, 205 00, 208 00, 210 00, 215 00, 302 00 и 304 00.

Другие изменения в правилах учета

При формировании остатков на начало года по счету 304 01 в разрядах 24 – 25 указывайте нули, а в разряде 26 оставляйте код институциональных единиц. Такой порядок уже применяли ко многим другим счетам расчетов. По счету 304 01 вопрос был неоднозначным.

Показатели со счета 401 49 переносите на счет 401 41 в первый рабочий день года.

Если решили списать с баланса кредиторскую задолженность, денежное обязательство по ней не нужно перерегистрировать на счетах санкционирования в первый рабочий день года.

Малоценные основные средства, которые признали не активами, переносите с забалансового счета 21 на забалансовый счет 02.

Как перейти на новые счета и аналитику

Новшества отразите во входящих остатках на 1 января 2023 года. Полагаем, нужно в общем порядке скорректировать данные с помощью счета 401 30 в межотчетном периоде.

Новое: поправки к Планам счетов N 162н и 174н действуют с 12 июня 2023 года. С этой даты казенные и бюджетные учреждения обязаны включить новые счета в рабочий план счетов. В Инструкции N 183н аналогичные изменения предусмотрели с 17 июня 2023 года. Автономные учреждения должны ориентироваться на данную дату. Подробнее в обзоре.

Внедрение новых счетов до изменения Планов счетов N 162н, 174н, 183н рекомендуем согласовать с учредителем и финансовым органом.

Зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2019 № 53306

Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для 
организаций государственного сектора 
«Запасы»

В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 18, ст. 2117; № 45, ст. 5424; 2010, № 19, ст. 2291; 2013, № 19, ст. 2331; № 52, ст. 6983; 2014, № 43, ст. 5795; 2016, № 27, ст. 4278; 2017, № 14, ст. 2007; № 30, ст. 4458; № 31, ст. 4811; № 47, ст. 6841; 2018, № 1, ст. 18; № 24, ст. 3409), статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2013, № 44, ст. 5631; 2017, № 30, ст. 4440), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258; 2012, № 44, ст. 6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (далее – Стандарт).

2. Установить, что Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с
отчетности 2020 года.

3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения Стандарта.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от «07» декабря 2018 г. № 256н

Федеральный стандарт бухгалтерского учета
для организаций государственного сектора

«Запасы»

I. Общие положения

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (далее – Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее – бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – бухгалтерская (финансовая) отчетность).

2. Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как материальные запасы и незавершенное производство (далее – запасы), а также требования к информации о запасах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»[1].

4. Положения Стандарта применяются при ведении бухгалтерского учета запасов, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о запасах (результатах операций с ними), если иное не установлено федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений [2] (далее – нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

5. Стандарт не применяется для целей бухгалтерского учета:

а) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;

б) живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы);

в) незавершенного производства, сформированного субъектом учета по результатам выполнения им функции подрядчика по договорам строительного подряда;

г) объектов, относящихся к активам культурного наследия;

д) финансовых инструментов.

II. Термины и их определения

6. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в Стандарте в том же значении, в каком они используются в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

7. В целях Стандарта используются следующие термины в указанных значениях.

Группа (вид) запасов – совокупность запасов, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенными показателями.

Группами (видами) запасов являются:

а) материальные запасы;

б) незавершенное производство.

Материальные запасы являющиеся активами материальные ценности, приобретенные (созданные) для потребления (использования) в процессе деятельности субъекта учета, в том числе для изготовления иных нефинансовых активов, готовая продукция, биологическая продукция, иные материальные ценности, приобретенные для продажи (товары), а также материальные ценности приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций).

Готовая продукция – материальные ценности (изделия), созданные (произведенные) субъектом учета и предназначенные для отчуждения, прошедшие все стадии технологического процесса, а также укомплектованные изделия, прошедшие испытания и техническую приемку.

Биологическая продукция – сельскохозяйственная и иная продукция как результат деятельности по биотрансформации, полученная (собранная) от биологических активов, предназначенные для отчуждения продукты биотрансформации объектов основных средств, непроизведенных активов, биоресурсов, не находящихся на балансе субъекта учета, относящихся к животному и растительному миру.

Биотрансформация – процессы роста, вырождения, продуцирования и размножения живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы), которые вызывают качественные или количественные изменения в биологическом активе.

Группа материальных запасов совокупность материальных запасов со сходными характеристиками, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности одним показателем.

Основными группами материальных запасов являются:

а) материалы – материальные ценности, используемые в текущей деятельности субъекта учета в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также материальные ценности приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций);

б) готовая продукция, биологическая продукция;

в) товары;

г) иные материальные запасы, в том числе материальные ценности, являющиеся материальными запасами в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, (далее – прочие материальные запасы).

Незавершенное производство – совокупность фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг (далее – себестоимость готовой продукции, работ (услуг), приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг.

III. Признание (принятие к бухгалтерскому учету) запасов

8. Единица бухгалтерского учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно с учетом положений, установленных им в рамках формирования учетной политики, таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, в том числе для представления внешним пользователям, а также надлежащий контроль за их сохранностью и движением.

В зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования единицей запасов является номенклатурная (реестровая) единица либо партия, однородная (реестровая) группа запасов.

При ведении бухгалтерского учета запасов по партиям, однородным (реестровым) группам субъект учета обеспечивает аналитический учет запасов, обеспечивающий надлежащий контроль за их сохранностью и движением.

9. Запасы принимаются к бухгалтерскому учету субъектами учета:

осуществляющими приобретение (создание) указанных активов в целях их использования в процессе деятельности субъекта учета, в том числе в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций), продажи (или) для изготовления иных нефинансовых активов;

получившими материальные запасы, закрепленные за ними собственниками (учредителями), от иных организаций, в том числе в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций), а также по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

осуществляющими создание (изготовление) материальных ценностей (изделий) для отчуждения, выполнение работ, оказание услуг.

10. Признание в бухгалтерском учете запасов осуществляется исходя из положений Стандарта на дату признания в соответствии с иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов), возникающих в результате операций по получению (поступлению, созданию, сбору) запасов.

Датой принятия к учету не потребляемых материальных запасов, являющихся предметами лизинга, в случае, если по условиям договора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, признается дата получения согласно первичному учетному документу имущества лизингополучателем.

Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, используемых в деятельности субъекта учета в течение периода, превышающего 12 месяцев, осуществляется с определением постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов (далее –комиссия по поступлению и выбытию активов) субъекта учета срока их полезного использования.

11. Принятие к бухгалтерскому учету приобретенных (полученных) материальных запасов осуществляется на основании первичных (сводных) учетных документов.

12. Группировка материальных запасов и незавершенного производства в целях обеспечения их аналитического (управленческого) учета осуществляется в соответствии с положениями документов учетной политики, принятых субъектом учета с учетом положений Стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

IV. Оценка запасов при их признании (принятии к бухгалтерскому учету)

13. Активы, относящиеся к запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

14. Оценка первоначальной стоимости запасов, стоимость которых при их приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации – рублевом эквиваленте, исчисленном на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету (осуществления фактически произведенных вложений в приобретаемые запасы).

В случае перечисления согласно контрактам (договорам) предварительных платежей (авансов) в иностранной валюте в части расходов (затрат), включаемых в фактически произведенные вложения, исчисление рублевого эквивалента осуществляется на дату перечисления таких авансов. При этом исчисление рублевого эквивалента по указанным расходам (затратам) в объеме принятых и не исполненных денежных обязательств в иностранной валюте на дату признания запасов, осуществляется на дату принятия к бухгалтерскому учету таких запасов.

После принятия к бухгалтерскому учету запасов любые курсовые (счетные) разницы, связанные с оплатой принятых и неисполненных на дату признания запасов денежных обязательств, относятся на финансовый результат текущего периода.

15. Если государственным контрактом (договором) на поставку (приобретение) материальных запасов предусмотрена отсрочка платежа на период, превышающий 12 месяцев, то разница между стоимостью при оплате без отсрочки платежа и стоимостью при оплате с учетом отсрочки платежа признается в качестве расходов на уплату процентов за исключением случаев, когда такие проценты включаются в первоначальную стоимость запасов в соответствии с требованиями, предусмотренными другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

16. Первоначальной стоимостью запасов, приобретенных путем обменной операции в обмен на иные активы, за исключением денежных средств (их эквивалентов), является их справедливая стоимость на дату приобретения за исключением случаев, когда обменная операция не является обменной операцией на коммерческих условиях или когда справедливую стоимость полученных запасов и переданных активов невозможно надежно оценить.

В целях Стандарта к обменной операции на коммерческих условиях относится обменная операция в результате которой денежные потоки или полезный потенциал обмениваемых активов существенно различаются и это приводит к изменению денежных потоков или полезного потенциала в той области деятельности субъекта учета, для которой приобретается актив.

Если обменная операция не является обменной операцией на коммерческих условиях или справедливую стоимость ни полученных активов, ни переданных активов невозможно надежно оценить, оценка первоначальной стоимости полученных запасов производится на основании остаточной стоимости переданных взамен активов.

Если данные об остаточной стоимости передаваемых взамен активов по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемых взамен активов нулевая, субъектом учета отражается приобретенные путем такой обменной операции запасы в условной оценке, равной один объект – один рубль.

17. Первоначальная стоимость запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных Стандартом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Затраты, понесенные при хранении, обслуживании или последующем перемещении запасов, отражаются субъектом учета в составе расходов текущего периода.

18. Запасы, приобретенные субъектом учета, но находящиеся в пути, признаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором), с последующим уточнением их первоначальной себестоимости в соответствии с положениями учетной политики субъекта учета в объеме фактически произведенных вложений в указанные запасы.

Первоначальная стоимость материальных запасов

19. Первоначальная стоимость материальных запасов, приобретенных в результате обменных операций, или созданных субъектом учета определяется в сумме фактически произведенных вложений, формируемых с учетом сумм налога на добавленную стоимость (далее – НДС), предъявленных субъекту учета поставщиками (исполнителями, продавцами), кроме приобретения (создания, получения, сбора) материальных запасов, используемых для выполнения работ, оказания услуг, облагаемых НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые включают:

а) цену приобретения и иные расходы, предусмотренные договором с поставщиком (исполнителем, продавцом), в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС (иного налога), за вычетом полученных скидок (вычетов, премий, льгот);

б) расходы, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов, в том числе:

расходы на информационные и консультационные услуги, непосредственно связанные с приобретением материальных ценностей;

суммы вознаграждений за оказание посреднических услуг при приобретении материальных запасов;

расходы на заготовку и доставку материальных запасов до места их получения (использования), включая страхование доставки (далее при совместном упоминании – расходы по доставке материальных запасов);

иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

В случае когда расходы, указанные в подпункте «б» настоящего пункта, осуществлены при приобретении нескольких объектов материальных запасов, в целях определения первоначальной стоимости каждого объекта материальных запасов такие расходы распределяются пропорционально цене каждого объекта материального запаса в общей цене приобретения указанных материальных запасов.

Субъекты учета, осуществляющие в соответствии с решением о централизации закупочной деятельности, принятым в порядке, установленном законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, функции и полномочия по закупке материальных запасов для нужд других организаций государственного сектора (фактических получателей закупаемых материальных запасов), расходы по доставке до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей согласно установленной ими учетной политике не включаются в фактически произведенные вложения (первоначальную стоимость) приобретаемых материальных запасов, и отражаются в составе расходов, относимых на финансовый результат текущего периода.

20. Первоначальная стоимость материальных запасов при изготовлении их собственными силами определяется в сумме фактически произведенных вложений, формируемых в объеме затрат, связанных с изготовлением данных активов (далее – затраты на производство, фактическая себестоимость продукции).

Учет и формирование затрат на производство (фактической себестоимости продукции) осуществляется субъектом учета в соответствии с установленным им в рамках формирования учетной политики порядком определения себестоимости соответствующих видов продукции.

В затраты на производство (фактическую себестоимость продукции) не включаются:

а) сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов, учитываемые в составе расходов субъекта учета;

б) затраты на хранение запасов, кроме тех, которые необходимы в процессе производства перед следующей стадией производства;

в) общехозяйственные и иные аналогичные расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов;

г) расходы на продажу материальных запасов.

Признание процентов по привлекаемым заимствованиям в составе затрат на производство (фактической себестоимости продукции), формирующих первоначальную стоимость материального запаса, созданного субъектом учета собственными силами, осуществляется с учетом положений Стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

21. Если субъект учета производит материальные запасы как для продажи, так и для использования в ходе выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, то первоначальная стоимость такого материального запаса, признаваемого в составе материалов, соответствует затратам на его производство.

22. Первоначальной стоимостью материальных запасов, приобретаемых в результате необменной операции, является их справедливая стоимость на дату приобретения, определяемая методом рыночных цен.

При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость материальных запасов определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.

При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета самостоятельно путем изучения в отношении приобретенных (поступивших) материальных запасов рыночных цен в открытом доступе.

При определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта запасов комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов запасов.

В случае если материальные запасы, полученные в результате необменной операции, не могут быть оценены по справедливой стоимости, оценка их первоначальной стоимости производится на основании данных об их стоимости, предоставленных передающей стороной.

В случае если данные о стоимости передаваемых в результате необменной операции материальных запасов по каким-либо причинам не предоставляются передающей стороной, либо определение справедливой стоимости материальный запасов на дату получения не представляется возможным, такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке, равной один объект – один рубль.

23. Первоначальная стоимость материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества, определяется на дату принятия к бухгалтерскому учету в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 10 Стандарта. При этом расходы субъекта учета, связанные с демонтажем (разборкой), ликвидацией (утилизацией) имущества, в результате которых принимаются материалы, а также расходы по их транспортировке, сортировке, иные аналогичные расходы по приведению в состояние, пригодное для использования, относятся субъектом учета на расходы текущего периода и не учитываются при определении первоначальной стоимости материалов.

24. Материальные запасы, полученные субъектом учета от собственника (учредителя) или от иной организации государственного сектора, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем), – по стоимости, отраженной в передаточных документах.

25. Первоначальная стоимость готовой продукции на дату выпуска продукции (дату принятия к учету до формирования фактической себестоимости продукции) определяется как нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) продукции.

26. Первоначальная стоимость биологической продукции на дату выпуска продукции (дату принятия к учету до формирования фактической себестоимости продукции) определяется как нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) биологической продукцией, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Реклассификация материальных запасов

27. Материальные запасы исходя из новых условий их использования субъектом учета могут реклассифицироваться в иную группу материальных запасов (запасов) или в иную категорию объектов бухгалтерского учета.

Выбытие материальных запасов из одной группы активов и отражение их в другой группе активов при реклассификации должно быть отражено в бухгалтерском учете одновременно.

Перевод материальных запасов в иную группу либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета в связи с их реклассификацией не приводит к изменению их стоимости, как в бухгалтерском учете, так и для целей оценки и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Перевод готовой продукции в состав материалов (основных средств) в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости продукции, признаваемой первоначальной стоимостью материала (основного средства).

Оценка незавершенного производства

28. Первоначальной стоимостью при отражении незавершенного производства является доля фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на продукцию, не прошедшую всех стадий технологического процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, и (или) на объем незавершенных работ (этапов работ), услуг.

Группировка фактически понесенных затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг осуществляется субъектом учета по видам расходов в разрезе групп затрат:

прямые затраты – расходы напрямую связанные с изготовлением (выполнением) соответствующей готовой продукции, работы, услуги, непосредственно относимые на себестоимость единицы готовой продукции, работы (услуги);

накладные расходы – расходы, непосредственно связанные с изготовлением партий готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относимые на себестоимость единицы готовой продукции, работы (услуги) путем их распределения;

общехозяйственные расходы.

Затраты, произведенные субъектом учета в результате реализации готовой продукции, в том числе в процессе ее продвижения на рынке, относятся к издержкам обращения.

При изготовлении (выполнении), одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг, все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг относятся к прямым затратам.

Аналитический учет фактически понесенных затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг осуществляется субъектом учета исходя из их экономического содержания, а также по статьям калькуляции: по способу включения их в себестоимость готовой продукции, работы (услуги) (прямые затраты, накладные расходы), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные), с учетом требований к нормированию (лимитированию) ресурсов, а также в зависимости от отраслевой специфики производства продукции, выполнения работ (услуг).

Распределение накладных расходов производится одним из способов, установленных субъектом учета в рамках своей учетной политики: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности субъекта учета.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы готовой продукции, работ (услуг) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется субъектом учета таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления, в том числе с учетом требований органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

Общехозяйственные расходы субъекта учета, произведенные в отчетном периоде (месяце), не включаются в фактическую стоимость незавершенного производства. Указанные общехозяйственные расходы распределяются на фактическую себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, выполненных услуг, а в части не распределяемых расходов относятся на финансовый результат текущего отчетного периода (на увеличение расходов) субъекта учета.

Издержки обращения субъекта учета, произведенные в отчетном периоде (месяце), не включаются в себестоимость готовой продукции, работ (услуг) и относятся на финансовый результат текущего отчетного периода (на увеличение расходов) субъекта учета.

V. Последующая оценка запасов

29. Последующая оценка запасов осуществляется по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости при переоценке, проводимой в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Результаты такой переоценки по состоянию на первое число текущего года не включаются в данные бухгалтерской (финансовой) отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного года.

Запасы, за исключением готовой продукции и товаров, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций государственного сектора, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.

При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость запасов определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.

Изменение первоначальной (балансовой) стоимости запаса, предназначенного для отчуждения не в пользу организаций государственного сектора, осуществляется субъектом учета на основании документально подтвержденных данных об оценке его справедливой (рыночной) стоимости.

Результаты изменений первоначальной (балансовой) стоимости (переоценки) группы запасов подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Материальные запасы, относящиеся к группе «Готовая продукция», принятые к учету по нормативно-плановой стоимости (цене), отражаются в учете на конец отчетного периода по фактической себестоимости продукции.

По окончании отчетного периода определяется фактическая себестоимость готовой продукции, при этом возникающие отклонения фактической себестоимости от нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, первоначальной стоимости расклассифицированного актива, либо в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи, по иным основания выбытия готовой продукции — на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего отчетного периода.

30. Субъекты учета, осуществляющие розничную торговлю, материальные запасы, относящиеся к группе «Товары», переданные в реализацию, в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета, отражают в бухгалтерском учете указанные товары по их розничной цене с обособлением торговой наценки (торговой скидки) на аналитических счетах учета товаров.

Относящиеся к нереализованным товарам суммы наценок (скидок) уточняются по результатам инвентаризации (на основании инвентаризационных описей) путем увеличения (уменьшения) их стоимости в соответствии с установленными субъектом учета размерами сумм наценок (скидок) на соответствующие товары.

Суммы торговых наценок (скидок) по товарам реализованным, отпущенным, списанным с бухгалтерского учета вследствие их естественной убыли, брака, порчи, недостачи, по иным основаниям выбытия товаров, относятся на уменьшение финансового результата текущего отчетного периода.

31. Периодически, но не реже, чем на каждую отчетную дату, балансовая стоимость материальных запасов, предназначенных для реализации или распространения безвозмездно (без взимания платы) или за плату по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами (далее – символическая плата), сравнивается с нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации), установленной на соответствующий отчетный период.

32. Материальные запасы, предназначенные для распространения за символическую плату либо реализации, на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного снижения – резерва под снижение стоимости материальных запасов (далее – Резерв под снижение стоимости).

Резерв под снижение стоимости формируется в размере разницы между нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации) (ценой продажи) материальных запасов и их балансовой стоимостью, если последняя выше текущей нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов и относится на финансовый результат текущего отчетного периода.

Резерв под снижение стоимости подлежит уменьшению в случае:

выбытия материальных запасов, по которым был образован резерв;

увеличения в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов, под снижение стоимости которых был создан резерв.

Уменьшение Резерва под снижение стоимости относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы Резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.

Резерв под снижение стоимости создается в разрезе единиц бухгалтерского учета материальных запасов, установленных субъектом учета в соответствии с пунктом 8 Стандарта.

33. На каждую отчетную дату незавершенное производство оценивается в сумме затрат, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг с учетом особенностей, установленных субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики.

VI. Прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета) запасов

34. Признание запасов в качестве активов прекращается в случае их выбытия:

а) при их потреблении (использовании) в деятельности субъекта учета (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);

б) по основаниям, предусматривающим принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества;

в) при прекращении по решению субъекта учета использования объекта для целей, предусмотренных при признании запасов, и прекращения получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования субъектом учета объекта запасов;

г) при передаче другой организации государственного сектора;

д) при передаче в результате продажи (дарения), обмене, распространении;

е) по иным основаниям, предусматривающим в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращение права оперативного управления имуществом.

35. Прекращение признания (выбытия с балансового учета) объекта запасов производится при одновременном соблюдении следующих критериев:

а) субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением объектом;

б) субъект учета больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом в той степени, которая определяется предоставленными правами, ни в осуществлении его реального использования;

в) величина дохода/расхода от выбытия актива может быть надежно оценена;

г) не прогнозируется получение субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала, связанного с операцией;

д) понесенные или ожидаемые затраты, связанные с операцией, могут быть надежно оценены.

36. Выбытие запасов в пределах естественной убыли производится с отражением в составе расходов (затрат) текущего периода.

37. Выбытие запасов в результате потерь при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях производится с отнесением на чрезвычайные расходы по операциям с активами в составе финансового результата текущего отчетного периода.

38. Выбытие запасов в результате хищений, недостач, гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, производится в момент уничтожения или обнаружения недостачи с отнесением балансовой стоимости запасов на финансовый результат текущего отчетного периода (в уменьшение доходов от операций с активами). Сумма возмещения причиненного ущерба, подлежащая взысканию с виновного лица, отражается в составе финансового результата (доходы от операций с активами) по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.

39. При реализации (продаже, обмене) или распространении запасов, предназначенных для отчуждения, балансовая стоимость таких запасов признается в качестве расходов в том же периоде, в котором признаются доходы от продажи, осуществляется обмен или распространение товаров. Доходы и расходы по операциям реализации (продажи, обмена) или распространения запасов, предназначенных для отчуждения, отражаются в бухгалтерском учете развернуто.

Расходы, понесенные субъектом учета для оказания услуг до момента признания дохода от оказания соответствующих услуг, в том числе за символическую плату, отражаются в составе незавершенного производства.

40. Выбытие материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – Актом о списании.

41. Дата выбытия (списания с балансового учета) материальных запасов определяется исходя из положений Стандарта и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливающих правила признания финансовых результатов (доходов, расходов), финансовых активов (задолженности).

VII. Методы оценки запасов при выбытии

42. Выбытие (отпуск) запасов производится по стоимости каждой единицы, либо по средней стоимости.

Применение одного из указанных способов определения стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов осуществляется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению.

Определение средней стоимости запасов производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей стоимости группы (вида) запасов на их количество.

43. При выбытии запасов, используемых в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по стоимости каждой единицы таких запасов.

VIII. Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

44. В бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрывается:

а) учетная политика, принятая для оценки запасов, включая применяемые методы расчета себестоимости;

б) общая балансовая стоимость запасов в разрезе групп запасов, с разделением на учитываемые по первоначальной стоимости, по нормативно-плановой стоимости (цене) для целей распоряжения (реализации), и по справедливой стоимости;

в) сумма запасов, признанных в качестве расходов в отчетном периоде;

г) сумма начисления резерва под снижение стоимости материальных запасов;

д) сумма уменьшения резерва под снижение стоимости материальных запасов;

е) балансовая стоимость запасов, заложенных в качестве обеспечения исполнения обязательств.

IX. Переходные положения Стандарта при его первом применении

45. Объекты бухгалтерского учета, подлежащие отражению согласно Стандарту в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся таковыми в составе запасов и (или) отражавшиеся на забалансовом учете, признаются субъектом учета в составе запасов (отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах) по их первоначальной стоимости, определенной согласно Стандарту.

При необходимости производится реклассификация и (или) переоценка запасов, учтенных до первого применения Стандарта.

46. Финансовый результат, сформированный при первом применении Стандарта от признания запасов, ранее не отраженных в бухгалтерском учете, а также от пересмотра балансовой стоимости запасов, отражается субъектом учета в качестве корректировки показателя финансового результата прошлых отчетных периодов на начало отчетного периода.

Результаты указанной корректировки раскрываются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.

47. Сравнительная информация по запасам (их поступлениям, выбытиям) за годы, предшествующие первому применению Стандарта, не пересчитывается.


[1] Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517).

[2] Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. № 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. № 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. № 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. № 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. № 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553).

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения
и даёте согласие на обработку пользовательских данных
(файлов cookie), в том числе с использованием системы
аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель,
модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies;
наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические
данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав
соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта
.

ПОДРОБНЕЕ / СВЕРНУТЬ

ПОДТВЕРЖДАЮ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зубная щетка sonic toothbrush x7 инструкция по применению
  • Мануал по ремонту ниссан альмера н16
  • Препарат ридомил голд инструкция по применению отзывы цена
  • Руководство учителям народных училищ это
  • Pioneer руководство скачать бесплатно