21116 двигатель ваз руководство

Двигатель Лада Гранта (ВАЗ-11183, ВАЗ-21116)

Двигатель. Описание конструкции

Двигатель ВАЗ-21116:

1 – распределительный вал;

2 – регулировочная шайба;

3 – толкатель клапана;

4 – пружина клапана;

5 – впускной клапан;

6 – выпускной клапан;

7 – поршневые кольца;

8 – поршень;

9 – шатун;

10 – крышка коренного подшипника коленчатого вала;

11 – крышка шатуна;

12 – маслоприемник;

13 – вкладыши коренного подшипника;

14 – коленчатый вал;

15 – ремень привода ГРМ;

16 – поршневой палец;

17 – шкив распределительного вала

Двигатель ВАЗ-21116 – бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет – от шкива привода генератора. Система питания – фазированный распределенный впрыск топлива (нормы токсичности Евро‑4).

Двигатель (вид спереди по направлению движения автомобиля):

1 – головка блока цилиндров;

2 – крышка головки блока цилиндров;

3 – свечи зажигания;

4 – крышка маслозаливной горловины;

5 – шланг подвода картерных газов к крышке головки блока цилиндров;

6 – маховик;

7 – катушка зажигания;

8 – датчик детонации;

9 – указатель уровня масла;

10 – блок цилиндров;

11 – поддон картера;

12 – генератор;

13 – крышка масляного насоса;

14 – ремень привода генератора

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат – единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах. Правая опора силового агрегата крепится к кронштейну, расположенному на передней стенке блока цилиндров, левая опора – к кронштейну, закрепленному на картере коробки передач, а задняя – к кронштейну, прикрепленному к картеру сцепления. Правая и левая опоры силового агрегата аналогичны по конструкции, но не взаимозаменяемы

Двигатель (вид сзади по направлению движения автомобиля):

1 – дроссельный узел;

2 – ресивер;

3 – труба подвода охлаждающей жидкости к насосу;

4 – топливная рампа;

5 – датчик сигнализатора недостаточного давления масла;

6 – насос охлаждающей жидкости;

7 – датчик положения коленчатого вала;

8 – масляный фильтр;

9 – поддон картера;

10 – пробка сливного отверстия поддона картера;

11 – катколлектор;

12 – диагностический датчик концентрации кислорода;

13 – управляющий датчик концентрации кислорода;

14 – маховик;

15 – датчик температуры охлаждающей жидкости

Справа (по направлению движения автомобиля) на двигателе расположены: привод газораспределительного механизма (ГРМ) и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем), привод генератора (поликлиновым ремнем), масляный насос, датчик положения коленчатого вала.

Двигатель (вид справа по направлению движения автомобиля):

1 – впускная труба;

2 – ресивер;

3 – форсунка;

4 – передняя верхняя крышка привода ГРМ;

5 – шланг подвода картерных газов к крышке головки блока цилиндров;

6 – кронштейн генератора;

7 – генератор;

8 – ремень привода генератора;

9 – шкив привода генератора;

10 – поддон картера;

11 – блок цилиндров;

12 – датчик положения коленчатого вала;

13 – масляный фильтр;

14 – катколлектор

Слева расположены: термостат, датчик температуры охлаждающей жидкости, маховик.

Спереди: свечи зажигания, катушка зажигания, генератор, указатель уровня масла, датчик детонации, стартер (закреплен на картере сцепления).

Сзади: дроссельный узел, ресивер, впускная труба, катколлектор c двумя датчиками концентрации кислорода, топливная рампа с форсунками, масляный фильтр, подводящая труба насоса охлаждающей жидкости, датчик сигнализатора недостаточного давления масла.

Маркировка класса диаметра цилиндра на нижней плоскости блока цилиндров

Блок цилиндров отлит из чугуна, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Номинальный диаметр цилиндра – 82,00 мм с допуском +0,05 мм. Расчетный минимальный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) должен быть равен 0,025–0,045 мм. Он определяется как разность размеров минимального диаметра цилиндра и максимального диаметра поршня и обеспечивается установкой в цилиндр поршня того же класса, что и цилиндр. В зависимости от полученных при механической обработке размеров (диаметров), цилиндры и поршни разбиты на три класса. Класс каждого цилиндра в соответствии с его диаметром маркируется латинскими буквами на нижней плоскости блока цилиндра: А – 82,00–82,01; В – 82,01–82,02; С – 82,02–82,03 мм.

Максимально допустимый износ цилиндра – 0,15 мм на диаметр. При ремонте диаметр цилиндра может быть увеличен расточкой и хонингованием под поршни увеличенного диаметра.

Упорные полукольца коленчатого вала:

1 – заднее;

2 – переднее

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия в блоке цилиндров под подшипники обрабатываются при установленных крышках, поэтому крышки не взаимозаменяемы и для отличия маркированы рисками на наружной поверхности.

На торцевых поверхностях средней опоры блока цилиндров выполнены проточки для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала.

Спереди (со стороны шкива привода генератора) устанавливается сталеалюминиевое полукольцо, а сзади – металлокерамическое.

Расположение форсунок охлаждения поршней

Для охлаждения поршней во время работы двигателя их днища омываются снизу моторным маслом через специальные форсунки, запрессованные в блок цилиндров в районе второй, третьей, четвертой и пятой опор коренных подшипников.

Двигатель (вид слева по направлению движения автомобиля):

1 – блок цилиндров;

2 – головка блока цилиндров;

3 – корпус термостата;

4 – заглушка;

5 – дроссельный узел;

6 – труба подвода охлаждающей жидкости к насосу;

7 – маховик

Крышка 2 и вкладыш 1 коренного подшипника коленчатого вала

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала – тонкостенные, сталеалюминиевые с антифрикционным покрытием.

Верхние вкладыши коренных подшипников (устанавливаемые в опоры блока цилиндров) – с продольной канавкой на внутренней поверхности. Нижние вкладыши коренных подшипников, устанавливаемые в крышки, выполнены без канавки, так же как и вкладыши шатунных подшипников.

Ремонтные вкладыши выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25; 0,50; 0,75 и 1,00 мм.

Коленчатый вал

Коленчатый вал – из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Номинальный диаметр коренных шеек вала составляет 50,799–50,819 мм, а шатунных – 47,83–47,85 мм.

Для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих в кривошипношатунном механизме двигателя при его работе, на продолжении «щек» коленчатого вала выполнены восемь противовесов.

Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединяют каналы, просверленные в теле вала, которые служат для подвода масла от коренных к шатунным подшипникам.

На переднем конце (носке) коленчатого вала установлен зубчатый шкив привода газораспределительного механизма и шкив привода генератора, одновременно служащий демпфером крутильных колебаний коленчатого вала (за счет упругого элемента между центральной и наружной частями шкива). К фланцу коленчатого вала шестью болтами через общую шайбу прикреплен маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером.

Шатунно-поршневая группа:

1 – верхнее компрессионное кольцо;

2 – поршень;

3 – поршневой палец;

4 – стопорные кольца;

5 – шатун;

6 – крышка шатуна;

7 – винты;

8 – вкладыши шатунного подшипника;

9 – маслосъемное кольцо;

10 – нижнее компрессионное кольцо

Шатунно-поршневая группа (ШПГ) двигателя облегченная (масса 723 г) в сравнении с ШПГ (масса 1170 г) двигателя ВАЗ-21114 автомобилей семейства «Самара».

Шатуны – кованые стальные, двутаврового сечения. Своими нижними разъемными головками шатуны соединены через вкладыши с шатунными шейками коленчатого вала, а верхними головками – через поршневые пальцы с поршнями.

Поверхность разлома крышки 1 и шатуна 2

При изготовлении шатуна применяется метод контролируемого отламывания его нижней крышки. При сборке такого шатуна обе его части стыкуются практически идеально, обеспечивая полное совпадение разлома во всех направлениях.
Крепится крышка к шатуну двумя винтами (с резьбой М9×1 мм), которые вворачиваются в отверстия в теле шатуна. Чтобы при сборке не перепутать крышки, на них, как и на шатунах, клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону шатуна и крышки).

В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из антифрикционного материала.

Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения, «плавающего» типа (имеет возможность поворачиваться в бобышках поршня и в головке шатуна).

От продольного перемещения палец зафиксирован двумя стопорными пружинными кольцами, расположенными в проточках бобышек поршня.

Маркировка класса диаметра на днище поршня

Поршень – из алюминиевого сплава. Юбка поршня выполнена укороченной, в сравнении с юбкой поршня двигателя ВАЗ-21114. Для предотвращения возникновения задиров поршней при холодном пуске двигателя на юбку поршня (при его изготовлении) наносят графитовое покрытие.

Отверстие под поршневой палец смещено на 0,5 мм от диаметральной плоскости поршня, поэтому при установке поршня необходимо ориентироваться по стрелке, выбитой на его днище: она должна быть направлена в сторону шкива привода генератора.

Поршни по наружному диаметру, как и цилиндры, подразделяются на три класса (маркировка – на днище). Диаметр поршня (номинального размера): А – 81,965–81,975; В – 81,975– 81,985; С – 81,985–81,995 мм.

В верхней части поршня выполнены три канавки, в которые установлены поршневые кольца. Два верхних поршневых кольца – компрессионные. Они препятствуют прорыву газов из цилиндра в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Первое (от днища поршня) компрессионное кольцо имеет бочкообразную наружную поверхность, а второе компрессионное кольцо – трапециевидную (угол наклона образующей составляет несколько минут). Поэтому второе компрессионное кольцо выполняет также функции маслосъемного.

В нижнюю канавку поршня установлено маслосъемное кольцо с разжимной витой пружиной (расширителем). Маслосъемное кольцо удаляет излишки масла со стенок цилиндра при движении поршня.

Головка блока цилиндров в сборе с клапанами

Головка блока цилиндров – из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Головка центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами. Между блоком и головкой блока цилиндров устанавливается металлическая двухслойная прокладка с пружинящими выштамповками, обеспечивающими уплотнение каналов. Повышение надежности газового стыка головки с блоком цилиндров позволило применить винты крепления головки уменьшенного диаметра с резьбой М10×1,25 мм (в отличие от винтов с резьбой М12×1,25 мм крепления головки блока цилиндров двигателей ВАЗ-2108, -21114).

В верхней части головки блока цилиндров расположены пять опор распределительного вала. Опоры выполнены разъемными, а отверстия в них обрабатываются в сборе с двумя корпусами подшипников вала. Поэтому заменять корпуса подшипников распределительного вала следует в сборе с головкой блока цилиндров.

Распределительный вал

Распределительный вал – литой из чугуна, приводится во вращение зубчатым ремнем от коленчатого вала. Клапаны в головке блока цилиндров расположены в ряд, наклонно к плоскости, проходящей через оси цилиндров. Клапаны стальные, выпускные – с тарелкой из жаропрочной стали и наплавленной фаской. Диаметр тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. Седла и направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Сверху на направляющие втулки клапанов надеты маслоотражательные колпачки, изготовленные из маслостойкой резины. Клапан закрывается под действием двух соосных пружин с противоположной навивкой. Нижними концами пружины опираются на шайбу, а верхними – на тарелку, удерживаемую двумя сухарями. Сложенные вместе сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а на их внутренней поверхности выполнены упорные буртики, входящие в проточки на стержне клапана. Клапаны приводятся в действие от кулачков распределительного вала через цилиндрические толкатели – стаканчики, которые перемещаются в отверстиях головки блока цилиндров и опираются на торцы стержней клапанов. Тепловые зазоры в приводе клапанов регулируются подбором толщины специальной регулировочной шайбы, устанавливаемой в гнездо толкателя. В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3, 00 до 4,50 мм с шагом 0,05 мм. Для повышения износостойкости толкателя, он поворачивается в отверстии головки блока цилиндров за счет смещения оси кулачка распределительного вала относительно оси толкателя на 1 мм.

Масляный насос:

1 – корпус;

2 – крышка;

3 – пробка;

4 – уплотнительная шайба;

5 – пружина;

6 – поршень редукционного клапана;

7 – ведущая шестерня;

8 – ведомая шестерня

Смазка двигателя – комбинированная. Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, парам «опора – шейка распределительного вала». Разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), на днища поршней, к парам «кулачок распределительного вала – толкатель » и стержням клапанов.

Давление в системе смазки создает масляный насос с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном. Крышка насоса прикреплена к правому торцу блока цилиндров двигателя. Ведущая шестерня насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Насос через маслоприемник забирает масло из поддона картера и через масляный фильтр подает его в главную масляную магистраль блока цилиндров. Масляный фильтр – полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами.

От главной масляной магистрали через каналы в блоке цилиндров масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала. От коренных подшипников к шатунным подшипникам масло подается через каналы, выполненные в теле коленчатого вала.

От главной масляной магистрали отходит вертикальный канал в блоке цилиндров для подвода масла к подшипникам распределительного вала в головке блока цилиндров. Излишки масла сливаются из головки блока цилиндров через специальные дренажные каналы в поддон картера.
Система вентиляции картера – закрытая, принудительного типа. Под действием разрежения во впускном тракте работающего двигателя газы из картера по шлангу попадают в крышку головки блока цилиндров. Пройдя через маслоотделитель, расположенный в крышке головки блока, картерные газы очищаются от частиц масла и далее попадают во впускной тракт двигателя по шлангам двух контуров: основного и контура холостого хода. Через шланг основного контура картерные газы отводятся на режимах частичных и полных нагрузок работы двигателя в пространство перед дроссельной заслонкой. Через шланг контура холостого хода картерные газы отводятся в пространство за дроссельной заслонкой, как на режимах частичных и полных нагрузок, так и на режиме холостого хода.

Системы управления двигателем, питания, охлаждения и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих главах.

Видео по теме «lada Granta. Двигатель»

Лада Гранта — какой двигатель выбрать?

Лада Гранта FL 2018 безвтыковые поршни обновления и изменения Lada Granta

LADA GRANTA — Троит двигатель. Решение проблемы самостоятельно.

При модернизации мотора 2111 основной задачей было увеличение объема до 1,6 л. С этим успешно справилась модификация 21114, а двигатель ВАЗ 21116 был разработан исключительно для повышения мощности (90 вместо 82 л. с.). Другими словами, производитель сделал тюнинг промышленным способом. Изначально изготовителем он устанавливался на Приоры, затем на Гранты и Калины второго поколения.

ДВС 21116

ДВС 21116

Характеристики мотора 21116

Заводская форсировка ДВС производилась без расточки цилиндров и изменения длины хода поршня, поэтому схема двигателя осталась без изменения, комплектуется он штатными деталями, уже выпускающимися на момент реализации проекта.

Блок 21116

Блок 21116

Выглядят технические характеристики 21116 следующим образом:

Изготовитель АвтоВАЗ
Марка ДВС 21116
Годы производства 2011 – …
Объем 1597 см3 (1,6 л)
Мощность 66 кВт (90 л. с.)
Момент крутящий 143 Нм (на 3500 об/мин)
Вес 112 кг
Степень сжатия 10,5
Питание инжектор
Тип мотора рядный
Впрыск распределенный с электронным управлением
Зажигание модульного типа
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор удлиненные каналы, фланец для электронной заслонки
Выпускной коллектор катализатор
Распредвал с зубчатым шкивом
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра 82 мм
Поршни оригинальные, производства Federal Mogul
Коленвал от 11183
Ход поршня 75,6 мм
Горючее АИ-95
Нормативы экологии Евро-3
Расход топлива трасса – 5,7 л/100 км

смешанный цикл 7,2 л/100 км

город – 8,5 л/100 км

Расход масла максимум 0,5 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W-30 и 10W-30
Какое масло лучше для двигателя по производителю Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть, Mannol, Castrol, Mobil, Shell
Масло для 21116 по составу синтетика, полусинтетика
Объем масла моторного 3,5 л
Температура рабочая 95°
Ресурс мотора заявленный 200000 км

реальный 300000 км

Регулировка клапанов шайбы между кулачками распредвала и толкателями
Система охлаждения принудительная, антифриз
Количество ОЖ 7,8 л
Помпа ТЗА с пластиковой крыльчаткой
Свечи на 3S FE BPR6ES от NGK или отечественные А17ДВРМ
Зазор между электродами свечи 1,1 мм
Ремень ГРМ Gates, ширина 22 мм, ресурс 200000 км пробега
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр номер по каталогу 90915-10001

замена 90915-10003, с обратным клапаном

Маховик от 2110
Болты крепления маховика коробка МТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм

коробка АТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм без проточки

Маслосъемные колпачки код 90913-02090 впускные светлые

код 90913-02088 выпускные темные

Компрессия от 14 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 800 – 850 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 31 – 39 Нм

маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90°

Подробное описание параметров содержит мануал по обслуживанию и ремонту мотора.

Особенности конструкции

Проектировался двигатель 21116 для того, чтобы увеличить мощность предыдущей версии 21114. В планах производителя была замена двух моторов 11183 и 21114, но в конечном итоге руководство завода оставило их в производстве, комплектовало машины этими моторами и дальше.

Мотор 21116

Мотор 21116

Основной и достаточно неприятной особенностью ДВС 21116 является загиб клапана при разрыве ремня ГРМ, поэтому в комплектации с конвейера входит ремень ГРМ производителя Гетс с заявленным ресурсом 200 000 км пробега. Отличить подделку можно по признакам:

  • у оригинала маркировка белая, а не желтоватая;
  • указана страна производителя;
  • плетение профиля зубьев перекрестное, а не одностороннее;
  • на упаковке изготовлена голограмма;
  • строчки маркировки срезаны, а не выбиты точно посередине.

Как отличить контрафакт

Как отличить контрафакт

Специалисты рекомендуют покупать ремень Gates в комплекте, так как подобных фальсификатов на рынке значительно меньше.

Блок цилиндров в двигателе классический, высотой 197,1 мм, подходит для модификаций 11194, 21083, 11193, 2110, 11183 и 2112. Нумерация от шкива коленвала, изготовлен из высокопрочного чугуна. Поверхность цилиндров платохонингованная, имеются масляные форсунки для охлаждения поршней.

Поскольку размеры движков 21116 и 21114 одинаковые, для увеличения мощности снижен вес шатунно-поршневой группы:

  • высота колец 1,2 мм, 1,5 мм и 2 мм;
  • поршень оригинальный 21116;
  • шатун от 11194.

Поршневая 21116

Поршневая 21116

Уменьшился шум и вибрации, расход бензина. Произошла модернизация ГБЦ, используемой от 11186:

  • механизм натяжения привода ГРМ;
  • площадка крепления катколлектора;
  • прокладка металлическая толщиной 0,43 мм.

Автоматический натяжитель ремня ГРМ

Автоматический натяжитель ремня ГРМ

Расход масла на 1000 км пробега снизился до 50 г. Для нового ремня ГРМ потребовались новые, ранее нигде не используемые шкивы для распределительного и коленчатого вала, натяжитель автоматического типа. Впускная система крепится кронштейном оригинальной конструкции.

Ресивер 21116

Ресивер 21116

Плюсы и минусы

Новая головка блока цилиндров имеет низкую себестоимость изготовления. ДВС сохранил объемы, но увеличил мощность в сравнении с предыдущей версией, для улучшения которой и разрабатывался. Производитель рекомендует периодически проверять состояние ремня, чтобы обеспечить его заявленный ресурс.

Достоинством мотора является тот факт, что капремонт возможен своими руками в гараже:

  • все детали взаимозаменяемые;
  • имеется минимум 3 ремонтных размера колец, поршней и гильз цилиндров;
  • навесное легко демонтируется, не нужно разбирать половину автомобиля.

Шлифовка ГБЦ

Шлифовка ГБЦ

Недостатками ДВС 21116 являются:

  • оригинальную ШПГ изготавливает только Federal Mogul по специальной технологии, поэтому она стоит гораздо дороже, чем поршневая Приоры аналогичного размера от АвтоВАЗ;
  • экологичность не дотягивает до Евро-4;
  • потребители утверждают, что реальный ресурс ниже заявленного производителем.

Поскольку в руководстве рекомендовано производить капитальный ремонт оригинальными запчастями, в обслуживании мотор получается дороже, чем 21114 и 11186. Основным достоинством остается снижение шума.

В каких авто использовался?

Создавался мотор 21116 для всех выпускавшихся на тот момент моделей авто:

  • Лада Калина-2 – универсал, хетчбэк и седан;
  • Лада Приора – седан, универсал и хетчбэк;
  • Лада Гранта – седан и лифтбэк.

Лада Приора

Лада Приора

Улучшенные характеристики двигателя обеспечивают потенциал 120 л. с. без критического износа или 180 л. с. с потерей ресурса.

Техобслуживание

Согласно требованиям производителя двигатель 21116 должен обслуживаться со следующей периодичностью:

Объект техобслуживания Время, год или пробег км что наступит раньше
Ремень ГРМ 100000
Батарея АКБ 1/20000
Зазор в клапане 2/20000
Вентиляция картера 2/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 10/200000
Топливопровод и крышка бака 2/40000
Масло моторное 1/10000
Фильтр масляный 1/10000
Фильтр воздушный 1 – 2/40000
Фильтр топливный 4/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2/40000
Жидкость охлаждающая 2/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2/20000
Коллектор выпускной 1

Изначально в конструкцию заложено максимально простое устройство ДВС для самостоятельного силового тюнинга и капремонта собственными силами.

Неисправности: причины, устранение

Кроме того, что в случае внезапного обрыва ГРМ ремня мотор 21116 поршнями гнет клапана, наблюдаются следующие характерные неполадки:

Неуверенная работа мотора прогоревшие клапаны, снижение компрессии замена клапанов, колец
Повышение температуры ОЖ поломка помпы или термостата ремонт деталей либо замена узла целиком
Потеря мощности, перебои в работе выработка свечей, обрыв высоковольтного провода замена свечей, проводов
Мотор глохнет сбившиеся настройки теплового зазора клапанов регулировка через 15 – 30 тысяч км пробега

ДВС модификации 21116 читается достаточно надежным силовым приводом. Не вызывает серьезных проблем при соблюдении регламента ТО.

Тюнинг

В принципе, любой мотор АвтоВАЗ, в том числе, разработанный сторонники компаниями – это индустриальный тюнинг предыдущих версий. Однако изменения в конструкцию вносятся минимальные, чтобы себестоимость производства оставалась на приемлемом уровне.

Двигатель 21116 уже модернизирован в условиях завода, но производитель всегда оставляет потенциал 30 – 50 л. с. для увеличения мощности собственным силами без потери ресурса либо увеличение этой характеристики до 150 – 200 л. с., но с резким увеличением износа мотора.

Рекомендуется замена штатной помпы производителя ТЗА изделием фирмы Luzar с металлической крыльчаткой. Цена помпы больше на 15 рублей, а ресурс увеличивается втрое.

При наличии даже ограниченного бюджета возможен тюнинг следующими способами:

  • модернизация ГБЦ – обработка фрезерованием;
  • улучшение впускной системы – выравнивание длины каналов, индивидуальная дроссельная заслонка для каждого цилиндра, фильтр нулевого сопротивления;
  • доработка выпускного коллектора – паук вместо катколлектора.

Вместо штатного распредвала часто устанавливается Нуждин 10.93, однако его необходимо отрегулировать, а сделать это можно на СТО. При выборе турбин следует учесть следующие нюансы:

  • снизится эксплуатационный ресурс мотора минимум на 20%;
  • бюджетным вариантом остается механическая турбина, эффект (плюс 0.4 бара) наблюдается на высоких оборотах, привод от шкива коленвала, цена вопроса 15000 рублей;
  • нагнетатель роторного типа SC-14, равномерное давление, эффект и на низких, и на высоких оборотах до 0,7 бар, бюджет тюнинга около 75000 рублей;
  • самым дорогим является компрессор турбированный – ТвинТурбо, БиТурбо или турбокомпрессор, эффект исключительно на высоких оборотах, масло и фильтры придется менять чаще.

Механическая турбина

Механическая турбина

Роторный нагнетатель

Роторный нагнетатель

Роторный компрессор

Роторный компрессор

Таким образом, основными отличиями ДВС 21116 от предыдущей версии 21114 стала облегченная ШПГ, модуль впуска Н-образной формы, автоматический натяжитель ремня ГРМ. Увеличилась мощность мотора без изменения объема камер сгорания.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Двигатель 21116 — это ещё один представитель силовых агрегатов выпускаемых для Лады Гранты. Считается одним из лучших представителей семейства производства АвтоВАЗ. Производство силового агрегата началось в 2011 году и продолжается.

Двигатель ВАЗ 21116

Технические характеристики и описание

Двигатель ВАЗ 21116 является прямым наследником Калиновского мотора 11186, модернизированным и улучшенным. Но, основная база движка принадлежит легендарному Жигулёвскому мотору — ВАЗ 21083.

Итак, рассмотрим, основные технические характеристики мотора 21116:

Наименование Характеристика
Марка 21116
Маркировка 1.6 (1596 см куб)
Мощность 87 лошадиные силы
Тип Инжекторный
Топливо Бензин
Клапанный механизм 8 клапанный
Количество цилиндров 4
Расход горючего 7,2 литров
Диаметр поршня 82 мм
Ресурс 200 — 250 тыс. км

В комплектацию мотора 21116 входит механическая 5-ти ступенчатая коробка переключения передач. Охлаждение установлено принудительное, жидкостного типа. Движок устанавливался на авто Лада Гранта, Калина 2 и Приора.

Обслуживание

Техническое обслуживание 21116, характерное для автомобилей производства АвтоВАЗ. Основные операции проведения обслуживания являются — замена масла и масляного фильтра. Для смены смазочной жидкости необходимо 3,2 литра моторного масла. В свою очередь, в мотор влезает 3,5 литра смазки.

Рекомендуется заливать полусинтетические моторные масла с маркировкой — 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W40.

Двигатель ВАЗ 21116

Карта технического обслуживания выглядит следующим образом:

ТО-1: Замена масла, замена масляного фильтра. Проводиться после первых 1000-1500 км пробега. Этот этап ещё называют обкаточный, поскольку происходит притирка элементов мотора.

ТО-2: Второе техническое обслуживание проводиться спустя 10000 км пробега. Так, Снова меняются моторное масло и фильтр, а также воздушный фильтрующий элемент. На данном этапе также проводится замер давления на двигателе и регулировка клапанов.

ТО-3: На данном этапе, который выполняется спустя 20000 км, проводиться стандартная процедура замены масла, замена топливного фильтра, а также диагностика всех систем мотора.

ТО-4: Четвертое техническое обслуживание, пожалуй, самое простое. Спустя 30000 км пробега меняется только масло и масляный фильтрующий элемент.

ТО-5: Пятое ТО для двигателя, как второе дыхание. На этот раз меняется много чего. Итак, рассмотрим, какие элементы полежат замене в пятом техническом обслуживании:

  • Замена масла.
  • Замена фильтра масляного.
  • Замена воздушного фильтра.
  • Замена топливного фильтрующего элемента.
  • Меняются ремень ГРМ и ролик.
  • При необходимости ремень генератора.
  • Водяной насос.
  • Прокладка клапанной крышки.
  • Другие элементы, которые необходимо заменить.
  • Регулировка клапанов, при которой регулируется газораспределительный механизм.

Последующее проведение технического обслуживания проводится согласно карты проведения 2-5 ТО по соответствующему пробегу.

Двигатель ВАЗ 21116

Неисправности и ремонт

ДВС 21116 основан на силовом агрегате 21114. В отличие от старшего собрата, поршневую группу производит компания Federal Mogul, что позволило облегчить ШПГ на 39%. В случае, если обрывает ремень газораспределительного механизма, то в обязательном порядке гнёт клапана. Это, пожалуй, серьёзные недостатки. Если загнуло клапана, то капитальный ремонт головки блока цилиндров обеспечен.

Нередкими неисправностями 21116 является троение, и плохой пуск обусловлен плохим качеством системы зажигания, и формирования воздушно-топливной смеси, которая сгорает не полностью.

Но, эти неисправности характерны для всех представителей АвтоВАЗа. При этом машина может быть ещё на гарантийном обслуживании.

Вывод

Двигатель 21116 считается одним из лучших представителей Приоровского типа моторов. Средние технические характеристики и простота конструкции позволяет самостоятельно обслуживать силовой агрегат. В целом, 21116 двигатель получился достаточно неплохим, не смотря на все недостатки.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Всем доброго времени суток.
Сегодня хочу отложить кузовные и малярные дела, и рассказать о сердце для моего детища, — двигателе.

Пока я готовил машину к покраске, озадачился поиском нового двигателя для своей машины. Хоть на восьмёрке и стоял двигатель с объёмом 1,6 (блок цилиндров 1,5, коленвал 11183, облегченные шатуны 2110 и поршня со смещённым пальцем) с пиленной головой, но, во-первых, блок был расточен в последний ремонтный размер, во-вторых, двигатель карбюраторный, и в третьих, я понимал, что собран он не идеально, к тому же вкладывать в него пятый раз я не хотел, — намучился я с ним вдоволь.

Изначально искал двигатель с Калины, ВАЗ-11183. Двигатель нужен был с маленьким пробегом, до 30 тыс. км. Параллельно изучал все тонкости по этому двигателю, все за и против. И путём эволюции моих знаний, я пришёл к тому, что нужно искать двигатель ВАЗ-21116. Хоть он и не такой ресурсный как калиновский, но он более тяговитый и менее прожорливый (при одинаковом стиле езды).

Здесь наверное нужно сразу сделать отступление для любителей шестнадцатиклапанников (в хорошем смысле).
Я хотел именно восьмиклапанник, из-за того, что под капотом остаётся достаточно места. Это даёт больше удобства для каких либо манипуляций под капотом: обслуживать и менять узлы, расходники. К примеру, у меня медно-латунный радиатор, и один раз пришлось возить его паять. Не уверен, что мне так же легко получилось бы его снять, если бы стоял шестнадцатиклапанник. К тому же, на примерах работ K-Power (за педантичной работой Артёма я следил уже много лет), я знал, что при грамотной доработке головы, такой двигатель едет не хуже шеснаря. Да, потенциал у него ниже, но я хотел именно его.

Как только я твёрдо решил, что ищу именно двигатель с облегчённой поршневой, то буквально через два дня на Авито появилось объявление о продаже двигателя ВАЗ-21116 с пробегом 2 тыс. км в городе Оренбург.

Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083

Я конечно скептически отнёсся к этой цифре. Но сразу же написал продавцу. Продавца зовут Алексей.

Фото в бортжурнале Lada 21083

В переписке я попросил Алексей снять на видео состояние двигателя. Что собственно он и сделал. По видео было понятно, что двигатель действительно свежий, может конечно не 2 тыс. пробега, но ненамного больше, это было очевидно.
На следующий день, утром, я позвонил Алексею, уточнил всё по двигателю и обговорил все детали покупки. Продавец на все вопросы отвечал прямо и не юлил, что меня сильно удивило, поскольку среди продавцов бэушных запчастей такого я ещё не встречал). К тому же, в ходе разговора выяснили, что мы оба восстанавливаем трёхдверные детища АвтоВАЗа, я «восьмёрку», а он «тринашку»)))

На тот момент у меня была только малая часть от цены за двигатель, поскольку все деньги уходили на запчасти, инструменты и лакокрасочные материалы, но упустить этот двигатель я не мог. В итоге, перевёл задаток, а большую часть суммы пришлось занимать. Спасибо большое моей маме!) Безвозмездно я не мог их принять (совесть не позволяет), поэтому пометку в блокнот, а деньги на карту =).

На следующий день Алексей отправил двигатель, и я в предвкушении стал дожидаться уведомления из транспортной компании.
И вот долгожданный звонок, я озадачиваю товарища и мы мчим за новым сердцем!)
Привезли домой, выгрузили.

Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083

Я разобрал обрешётку и нашему взору престала вполне достойная картина.

Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083

Пломба не вскрывалась, что не могло не радовать
Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083

Судя по ярким пятнам ржавчины, и её определённому расположению, стало понятно, что в результате ДТП (двигатель был с разбитой Гранты, о чём мне Алексей сообщил ещё в процессе переговоров) разлетелся аккумулятор и двигатель окатило кислотой. К этому времени я уже имел опыт использования Ифхана, поэтому меня это не пугало).
Двигатель был куплен, но оставить его в таком состоянии я просто не мог.
Изучив несколько дней информацию, чем красят блоки, достойного решения для себя я не нашёл. Поскольку к краске в баллончиках я иллюзий не питал, то этот вариант отмёл практически сразу.
Во-первых, здесь температуры высокие, во-вторых, нужна хорошая химическая стойкость. В итоге, я решил приобрести опробованную мной на элементах подвески полиуретановую эмаль Индосингл.
Приехав в магазин и рассказав продавцу для чего мне нужна эмаль, он мне настоятельно рекомендовал взять эпоксидную эмаль этого же производителя, сославшись на то, что она более стойкая к ГСМ и химии. При этом добавил, что ребята, которые занимаются ремонтом моторов BMW, покупают эту эпоксидную эмаль для покраски блоков цилиндров. Доверившись Валерию (так зовут продавца), я взял 100 грамм эмали. При этом цвет выбирал в спешке, поскольку озадачил кума свозить меня за эмалью, и уже дома сравнив цвет купленной эмали с цветом блока, понял, что я серьёзно не попал в цвет))) Пришлось уже самому ехать снова в магазин и докупать ещё 100 грамм эмали. И это было не зря, поскольку 100 грамм хватило только на один слой.

Фото в бортжурнале Lada 21083Запчасти на фото: 217032. Фото в бортжурнале Lada 21083

Запчасти на фото: 217032

Двигатель куплен, краска тоже, оставалось разобрать двигатель.
Изначально я разговаривал со знакомым мастером о переборке двигателя. Он озвучил сумму в 10 тыс. Я согласился. Но через несколько дней, пришлось потратиться на пескоструй. Иначе пришлось бы ждать следующей партии пескоструев не меньше месяца.
В итоге, денег нет, а двигатель разбирать надо.
В итоге обратился к товарищу отца, к дяде Юре. Поскольку мы давно знакомы, я знал, что он очень хорошо разбирается в двигателях. Договорились на следующий день. К его приезду мне нужно было разобрать всё навесное, что собственно я и сделал.

Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083

Обратите внимание, насколько, установленная с завода прокладка, перекрывает впускные каналы
Фото в бортжурнале Lada 21083
Ржавый блок во всей красе
Фото в бортжурнале Lada 21083
Вскрыл девственную пломбу
Фото в бортжурнале Lada 21083
Голый двигатель

Всё аккуратно разложил на стретч пленке, которой был обмотан паллет. Весь крепёж расфасовал по пакетикам и подписал.

Фото в бортжурнале Lada 21083

Слил масло и пошёл отдыхать, поскольку время уже было около 11-ти вечера.

Как и договаривались, утром дядя Юра с сыном приехали на помощь мне, а точнее, с этого момента (на протяжении всей разборки двигателя) я был больше наблюдателем и вникал в суть, что и в какой последовательности нужно делать, поскольку я этим ни разу в жизни не занимался.

Фото в бортжурнале Lada 21083

Шикарные галоши д. Юры попали в кадр =) Главное тепло и удобно))
Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083

Всё аккуратно разложил вдоль стены

Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083Фото в бортжурнале Lada 21083

и приступил к подготовке блока к покраске. Но об этом уже в следующей записи.

P.S.Вот ссылка на Алексея, у которого я купил двигатель shum-56, и на его машину www.drive2.ru/r/lada/2113/74120. За Алексея могу сказать, что парень очень порядочный. Мы общаемся с ним и по сей день. У него авторазбор, поэтому обращайтесь, думаю, чем сможет поможет.

В заключение, хочу сказать, что я уже писал, что буду упоминать всех людей, которые в чём-либо помогли мне с машиной. Потому, что я очень им благодарен.
Например, для выгрузки пришлось оторвать от работы моего близкого товарища =[].
Виталик, спасибо тебе большое! Ты меня постоянно выручаешь!
Его имя ещё ни раз будет звучать в записях, как впрочем и моего кума, Николая =) Без этих ребят, многое было бы невозможно.
Конечно, буду упоминать и антигероев, но обо всём по порядку.

Волжскими моторостроителями на базе ВАЗ-21114 разработан новый силовой агрегат, отличающийся улучшенными техническими характеристиками и экономичностью.

Содержание

  • Описание
  • Технические характеристики
  • Надежность, слабые места, ремонтопригодность
    • Надежность
    • Слабые места
    • Ремонтопригодность

Описание

Двигатель ВАЗ-21116 – бензиновый атмосферник, объемом 1,6 литра, мощностью 87 л. с и крутящим моментом 140 Нм. Компоновка традиционная – четыре цилиндра в ряд. Производство начато в 2011 году на заводе ВАЗ в Тольятти.

ДВС ВАЗ-21116 четырехтактный, восьмиклапанный, с верхним расположением распредвала и распределенным впрыском топлива.

Разрабатывался для автомобилей Лада Приора с кузовами седан и хэтчбек.

ВАЗ-21116

Необходимо отметить, что параллельно в другом цехе завода производился аналогичный мотор ВАЗ-11186. Разница между ним и рассматриваемым заключалась только в ШПГ.

На ВАЗ-21116 она облегченная. Во всем остальном двигатели были абсолютно одинаковыми. По этой причине среди автовладельцев часто возникают споры о серии двигателя, установленного на их автомобиле.

Блок цилиндров отлит из чугуна. Особенности: высота составляет 197,1 мм, оснащен маслофорсунками для охлаждения поршней. Внутренние поверхности цилиндров обработаны методом платохонингования.

ГБЦ алюминиевая. Предусмотрено место для установки нового механизма натяжения ремня привода ГРМ. Кроме этого несколько изменено крепление приемной трубы. Индекс головки «11186».

Коленвал модели 11183 с новой дистанционной шайбой (в связи с изменением привода ГРМ). Радиус кривошипа 37,8 мм.

Шатунно-поршневая группа. Разработана и поставляется фирмой Federal Mogul. В сравнении с ШПГ предшественника легче на 39%.

Поршни оригинальные, с тремя кольцами. Компрессионные имеют высоту 1,2 и 1,5 мм, маслосъемное – 2,0 мм. Зоны установки колец дополнительно анодированы для повышения устойчивости к высоким температурам. На юбки поршней нанесено графитовое покрытие.

Облегченный поршень ВАЗ-21116

Облегченный поршень ВАЗ-21116

Снижение массы ШПГ обеспечило увеличение мощности, уменьшение расхода топлива и снижение шума и вибрации при работе двигателя.

Привод ГРМ ременный. Применяется ремень «Gates» с заявленным ресурсом 200 тыс. км. Установлен автоматический натяжитель ремня.

Несмотря на эти нововведения необходим особый контроль за состоянием ремня привода, так как при его обрыве неизбежен загиб клапанов.

Еще одна неприятность – отсутствуют гидрокомпенсаторы. Тепловой зазор клапанов приходится регулировать вручную через 40-45 тыс. км пробега автомобиля.

Система зажигания включает общую высоковольтную катушку с четырьмя выводами.

Модернизирован катколлектор. Приемные трубы разведены, что позволило существенно снизить сопротивление выхлопных газов.

Новый катколлектор двигателя

Новый катколлектор двигателя

Обновленный ВАЗ-21116 практически не уступает в технико-эксплуатационных характеристиках своему предшественнику (ВАЗ-21114) и модели с тяжелой ШПГ (ВАЗ-11183) и даже их превосходит.

Зависимость мощности и крутящего момента от оборотов

Зависимость мощности и крутящего момента от оборотов

На графике четко просматривается преимущество нового мотора.

Технические характеристики

Производитель Автоконцерн «АвтоВАЗ»
Год начала выпуска 2011
Объем, см³ 1596
Мощность, л. с 87
Крутящий момент, Нм 140
Степень сжатия 10.5
Блок цилиндров чугун
Количество цилиндров 4
Порядок впрыска топлива 1-3-4-2
ГБЦ алюминий
Диаметр цилиндра, мм 82
Ход поршня, мм 75.6
Количество клапанов на цилиндр 2 (SOHC)
Привод ГРМ ремень
Турбонаддув нет
Гидрокомпенсаторы нет
Регулятор фаз газораспределения нет
Емкость системы смазки, л 3.5
Применяемое масло 5W-30, 5W-40, 10W-40
Система питания топливом инжектор, распределенный впрыск
Топливо бензин АИ-95
Экологические нормы Euro 4-5
Ресурс, тыс. км 200
Расположение поперечное
Вес, кг 112
Тюнинг (потенциал), л. с 180*

*без потери ресурса 120 л. с

Надежность, слабые места, ремонтопригодность

Надежность

ВАЗ-21116 считается надежным двигателем. Особенно радует многих автовладельцев его приемистость на «низах». Тяга на низких оборотах вполне удовлетворительная. Низкий расход бензина так же не остался без внимания.

Но есть и другая категория автолюбителей, которых некоторые нюансы в моторе не устраивают. Например, отсутствие гидрокомпенсаторов, в связи с этим частая регулировка тепловых зазоров клапанов.

Неудобство в этой ситуации имеется, но на надежности двигателя не отражается. Кроме этого есть жалобы на небольшие неполадки при интенсивной эксплуатации мотора. Впрочем, это понятно – чем больше ездишь, тем скорее проявится какая-нибудь неисправность. Эта черта характерна для любого двигателя.

Свое экспертное мнение о ВАЗ-21116 высказывают работники автосервисов. По их мнению мотор абсолютно надежный. В большей части это связано с его комплектацией импортными деталями и узлами.

Значительно повышают надежность различные доработки систем ДВС. Так, вместо механической педали подачи топлива применяется электромеханический модуль дроссельной заслонки («Е-Газ»).

Благодаря этому нововведению ЭБУ контролирует как подачу бензина, так и подачу воздуха. В цилиндры поступает скорректированная смесь.

Повышена надежность газового стыка. В конечном счете значительно уменьшилась деформация цилиндров. Это приводит к повышению надежности двигателя в целом, а также положительно сказывается на увеличении ресурса.

Изменения в приводе ГРМ увеличили его ресурс. ГРМ стал более надежным. Но, обольщаться этим на 100% не стоит. Дело в том, что в результате несвоевременного или сокращенного ТО могут заклинить подшипники автоматического натяжителя или водяного насоса, что редко, но бывает.

Слабые места

Слабые места ВАЗ-21116 характеризуются типичными недоработками производителя.

Неустойчивые обороты холостого хода. Неисправность начинает проявляться при выходе из строя датчиков или возникновении неполадок в работе электронного управления педалью подачи топлива (Е-Газ).

В этом случае обнаружить неисправность можно только при диагностике мотора на профильном автосервисе.

Появлению громких стуков в моторном отсеке способствуют разрегулированные клапаны. Хуже, если «авторами» несанкционированного стука становятся коренные или шатунные вкладыши коленвала.

Как правило, предельный износ вкладышей вызывает их громкий стук. Осмотр двигателя на СТО выявит неисправность.

Троение ДВС. В большинстве случаев здесь вина возлагается на неисправную катушку зажигания. Необходимо знать, что подобное поведение двигателя возможно при прогаре клапанов. И снова без автосервиса не обойтись.

Перегрев мотора может произойти по вине вышедшего из строя термостата, реже – вентилятора. Неисправность легко определить по уменьшению уровня ОЖ, наличию ее подтеков. Специалисты СТО помогут обнаружить причину перегрева.

Ремень ГРМ

Главная неприятность – обрыв ремня привода ГРМ. В этом случае загиб клапанов неизбежен.

Ремень рвется по причине поломки водяного насоса (недоработанный производителем узел).

Как видим, виновником слабых мест двигателя в основном является производитель. Но это не значит, что каждый двигатель проходит через эти тернии.

Ремонтопригодность

Двигатель ВАЗ-21116 отличается высокой ремонтопригодностью. Многие автолюбители его ремонтируют прямо в гараже. Этому способствует простота конструкции мотора и доступность запчастей для восстановления.

Приобрести нужную деталь можно в любом специализированном магазине или на разборке. Следует иметь в виду, что запчасти, купленная на «вторичке» могут иметь минимальный ресурс работоспособности.

Для качественного ремонта такие детали не пригодны. При восстановлении используются только оригинальные запчасти.

Подбор деталей или сборочных единиц затруднений не вызывает. Но здесь нужно быть внимательным, чтобы не приобрести подделку. Особенно китайского производителя. При покупке не лишне в качестве эксперта пригласить опытного автовладельца.

Сложный капитальный ремонт (с расточкой блока цилиндров, подбором ШПГ) желательно производить в автосервисе. Тем более, что СТО дает гарантию на качество выполненных работ.

Перед началом ремонта нужно рассмотреть вариант приобретения контрактного двигателя. На рынке они не в дефиците.  Цена зависит от комплектации и года выпуска, начинается с 20 тыс. рублей.

Таким образом двигатель ВАЗ-21116 по современным меркам считается вполне надежным агрегатом. При своевременном и качественном обслуживании ресурс до капитального ремонта увеличивается в 1,5-2 раза.

Большую роль в этом плане играет аккуратная эксплуатация мотора. Это и стиль езды, и заправка высококачественными техническими жидкостями.

Понравилась статья? Оцените

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации ппуа режим 2
  • Руководство по эксплуатации урал 6370
  • Азитромицин сироп для детей цена инструкция по применению
  • Vamp 120 руководство по эксплуатации
  • Каждое из руководств в мире