12 сам 28 аккумулятор руководство

                    БАТАРЕЯ
АККУМУЛЯТОРНАЯ
АВИАЦИОННАЯ
типа I2-CAM-28
। Техническое описание
и инструкция по эксплуатации
ФД3.532.008ТО
Редакция 6-78

ОПЕЧАТКА ФДЗ. 532.008ТО, редакция 6-78, заказ 9662 Стр. 5, 10-я строка снизу. Напечатано: ...3 мин. до конечного Должно быть: ...30 с с обеспечением
БАТАРЕЯ АККУМУЛЯТОРНАЯ АВИАЦИОННАЯ типа 12-САМ-28 Техническое описание и инструкция по эксплуатации ФД3.532.008ТО Редакция 6-78

ПАМЯТКА 1. Аккумуляторные оатареи приводить в рабочее состояние с добавкой в электролит-натрия сернокислого безводного (ГОСТ 4166—76). Добавка в электролит сернокислого натрия (из расчета 15— 20 граммов на литр электролита) при первоначальном приве- дении батарей в рабочее состояние надежно обеспечивает за- щиту ее от вредного действия глубоких разрядов и повышает ее эксплуатационную надежность. 2. Заряд аккумуляторных батарей (кроме первого) произво- дить двумя ступенями тока. Заряды доводить до конца. 3. Батареи с электролитом хранить только в заряженном со- стоянии. 4. Не оставлять б-атареи разряженными более 8 часов.. 5. Раз в месяц батареям, находящимся в эксплуатации, да- вать глубокий заряд с перезарядом и раз в три месяца — конт- рольно-тренировочный цикл. 6. Следить за уровнем и удельным весом электролита. Регу- лярно доливать в аккумуляторы дистиллированную воду. Доли- вать кислоту в аккумуляторы запрещается. 7. На самолеты устанавливают только заряженные батареи. 8. Следить за правильностью работы регуляторной коробки. 9. При переноске и креплении аккумуляторных батарей на самолете бережно обращаться с хрупкими эбонитовыми моно- блоками и деталями. 10. Запрещается хранение аккумуляторных батарей сверх предельного срока. 11. Не оставлять аккумуляторные батареи под прямым воз- действием солнечных лучей и не устанавливать их одна на дру- гую. 12. При появлении на мастике трещин немедленно устранить их путем оплавления мастики. Оплавление мастики производить только на разряженных аккумуляторных батареях с вывернуты- ми пробками, водородным пламенем, паяльной лампой или дру- гими средствами. 9
13. Наблюдать за работой пробок. Не допускать установки пробок, которые не открываются при возвращении аккумуля- торных батарей в нормальное положение после опрокидывания на 180° и' 90°. Следить .за тем, чтобы каналы рабочих пробок не засорялись. I. НАЗНАЧЕНИЕ р 1. Аккумуляторная батарея является бортовой авиационной аккумуляторной батареей, устанавливается на самолете и пред- назначается: а) для питания потребителей электроэнергии на самолете, а когда генератор не работает (например, при стоянках самолета или при выходе генератора из строя). В этом случае бортовая авиационная аккумуляторная батарея служит резервным источ- ником электроэнергии; б) для автономного запуска авиадвигателей. 2. Наименование батареи 12-САМ.-28 означает: число 12— количество аккумуляторов, последовательно соединенных в ба- тарее; буквы: С — стартерная; А — авиационная; М — моно- блочная; число 28 — емкость в ампер-часах при пятичасовом режиме разряда. Если аккумуляторная батарея предназначена для эксплуата- ции в странах с тропическим климатом, то после числа 28 ста- вится буква Т. II. СОСТОЯНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ, ОТПРАВЛЯЕМЫХ С ПРЕДПРИЯТИЯ 3. Аккумуляторная батарея выпускается в сухозаряженном состоянии, без электролита. Каждая аккумуляторная батарея снабжается специальным паспортом. 4. Все аккумуляторные батареи закрываются глухими (не- рабочими) плотно ввинченными эбонитовыми пробками. Комплект рабочих пробок в количестве 12 штук, а также 2 штуки запасных с 14 резиновыми шайбами, поставляются с аккумуляторной батареей вместе с паспортом и настоящим тех- ническим описанием. о Кроме этого, к батарее прикладывается 1 пакет (70 г) нат- рия сернокислого (ГОСТ 4166—76), предназначенного для вве- дения в электролит при первоначальном приведении батареи в рабочее состояние. Дата выпуска и номер аккумуляторной батареи указаны в паспорте. На батарее номер помечен на положительном выводе. 4
III. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ, УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 5. Технические данные батареи: а) номинальное напряжение — 24 В; б) емкость при разряде током 5,6 А до напряжения 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе при средней температуре элект- ролита 25° С равна. — в период первого полугодия эксплуатации (начиная с третьего разряда) — 28 А-ч, — в период второго полугодия эксплуатации — 23 А-ч; — в период второго года эксплуатации — 21 А-ч. Примечание. На первых двух циклах емкость должна быть не менее 90% в) емкость при разряде током 28 А до напряжения 21 В равна: — при начальной температуре электролита 25±2° С—14 А-ч; — при начальной температуре электролита минус 5+2° С — 12 А-ч; г) количество включений длительностью 45 с при изменении величины тока разряда по кривой от 650 до 75 А с интервалами между включениями 30 с до конечного напряжения не ниже 16 В равно: — при начальной температуре электролита 25+2° С в тече- ние первого года эксплуатации — 3, в течение второго года эк- сплуатации — 2; — при начальной температуре электролита минус 5±2°С в течение всего периода эксплуатации — 2; д) количество включений длительностью 45 с с при изменении величины тока разряда по кривой от 650 до 75 А с интервалами между включениями 3 мин до конечного напряжения не ниже 16 В при начальной температуре электролита 25±2° С равно: — в течение первого года эксплуатации — 4, — в течение второго года эксплуатации — 3; е) количество включений длительностью 45 с при изменении величины тока разряда по кривой от 650 до 75 А и интервалами между включениями 3 мин до конечного напряжения не ниже 1.2 В при максимальном токе и конечного напряжения не ниже 16 В при начальной температуре электролита 25±2° С—2; ж) батарея, заряженная при постоянном напряжении источ- ника тока 28,5 В, обеспечивает длительность разряда в аварий- ных режимах при начальной температуре электролита 25+2° С до напряжения 21,5 В: — при токе разряда 100 А — не менее 4 мин, — при токе разряда 150 А — не менее 0,8 мин; з) максимальная масса с электролитом — 28,5 кг. 5
6. Транспортировка аккумуляторных батарей разрешается любым видом транспорта без ограничения расстояния, со ско- ростью, допустимой для данного вида транспорта, с принятием мер, предупреждающих возможность повреждения батарей и упаковочных ящиков от толчков и ударов. Транспортировка батарей самолетом разрешается на высоте, не превышающей 4 км.- В случае острой необходимости тран- спортировки батарей на высоте более 4 км необходимо на время транспортировки в каждом аккумуляторе батареи отвернуть пробки на 1—2 оборота (во избежание разрушения моноблока в условиях пониженного атмосферного давления). Транспортировка батарей в упаковочной таре допускается при температуре окружающего воздуха от минус 50 до 50° С и относительной влажности до 98%, После транспортировки батарей пробки во всех аккумулято- рах должны быть плотно ввернуты. 7. Аккумуляторная батарея предназначена для работы в сле- дующих условиях: высотности до 17 км\ при температуре электролита внутри батареи от минус 5 до 40° С. Допускается нахождение батареи в теплоизоляцион- ном контейнере при внешней (окружающей) температуре от ми- нус 50 до 50° С. При этом температура внутри контейнера долж- на поддерживаться в пределах от минус 5 до 40° С. Батарейный контейнер, или аккумуляторный отсек, должен вентилироваться во избежание скопления гремучего газа; вибрационных нагрузок с ускорением 5g и частотой колеба- ний 50 Гц: длительных ударных нагрузок с ускорением 15g и частотой 50 ударов в минуту; кратковременных ударных нагрузок с ускорением 20 g и час- тотой 50 ударов в минуту. IV. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ 8. Аккумуляторная батарея состоит из 12 последовательно соединенных между собой двухвольтовых аккумуляторов, со- бранных в эбонитовом двенадцатикамерном моноблоке 1 (рис. 1). Каждый двухвольтовый аккумулятор состоит из 6 положи- тельных и 6 отрицательных пластин, разделенных между собой мипоровым сепаратором. Пластины одной полярности спаяны между собой параллель- но за специальные приливы свинцовым мостиком, который в свою очередь спаян с выводным борном. Все вместе — пластины, сепараторы, мостик и борн — обра- зуют блок 10. Пластины аккумуляторов представляют собой тонкие решет- ки, отлитые из сплава свинца с сурьмой. Содержание сурьмы в 6
6 ь b d 15 /4 Рис. 1. Общий вид батареи 12-САМ-28: I — моноблок; 2 — прокладка укупо- рочная; 3 — щиток отбойный; 4 — мас- тика; 5 — крышка аккумуляторная; 6 —. крышка батарейная; 7 — пробка венти- ляционная с клапаном; 8 —шайба под пробку; 9 — болт откидной армирован- ный; 10 — блок электродов; 11—-шу- руп А4Х18.0 ГОСТ 1145—70; 12 — вы- вод; 13 —шайба 12.00 ГОСТ 10450—68; 14 — гайка; 15 — перемычка; 16 — гай- ка; 17 —шайба 10.00 ГОСТ 11371—68; 18 — вывод; 19 — подкладка под вывод; 20 — ручка.
сплаве около 8%. Ячейки решеток заполнены активной массой. Толщина положительных и отрицательных пластин — 1 мм. Положительные пластины имеют внизу две опорные ножки, которыми опираются на две призмы на дне моноблока 1. Отрицательные пластины опорных ножек не имеют и опира- ются на призмы башмачков. Листы сепараторов толщиной 0,8 мм имеют с одной стороны вертикальные ребра, с другой стороны — гладкую поверхность. При сборке в блоке сепаратор устанавливается гладкой сто- роной к отрицательным пластинам. Собранные в ячейки моноблока блоки 10 аккумулятора за- крываются крышками 5, заливаются сверху мастикой 4 и соеди- няются последовательно при помощи перемычек 15, Борн отрицательных пластин первого аккумулятора соединя- ется с борном положительных пластин второго аккумулятора и так далее. В результате такого соединения аккумуляторов общее номи- нальное напряжение на зажимах аккумуляторной батареи равно сумме напряжений соединенных двухвольтовых аккумуляторов. На торцовых полках моноблока закреплены выводы 12 и 18, служащие для подключения аккумуляторной батареи во внеш- нюю цепь. С торцовых сторон моноблока в специальных пазах шарнир- но закреплены откидные болты 9 с барашками, служащие для крепления верхней крышки 6 аккумуляторной батареи, и руч- ки 20 для переноса батареи. Каждый аккумулятор в батарее закрыт вентиляционной пробкой 7. Габаритные размеры аккумуляторной батареи приведены в следующей таблице и габаритном чертеже-2. Длина верхней части, мм Длина нижней части, мм Ширина, мм Высота с крышкой, мм . 369±3 323—4 163+'3 — 1 214+3 V. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ, НЕ БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ 9. Аккумуляторные батареи, полученные от изготовителя или со складов, должны храниться в чистом, сухом, закрытом помещении при температуре от 5 до 30° С. Аккумуляторные батареи следует хранить на стеллажах с плотно завернутыми глухими пробками, болты и гайки выводов, откидные болты с барашками должны быть смазаны пластичной смазкой ПВК ГОСТ 19537—74. В процессе хранения аккумуляторные батареи должны тща- тельно протираться, а перечисленные детали — смазываться £
вышеуказанной смазкой, но не обильно во избежание попадания смазки на мастику, так как последняя приходит от нее в негод- ность. Срок хранения аккумуляторных батарей, не бывших в экс- 369 ±3 Рис. 2. Габаритный чертеж аккумуляторной батареи 12-СДМ-28 VI. ПРИВЕДЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние со- стоит из следующих операций: а) приготовления электролита; б) заливки и пропитки аккумуляторов электролитом; в) подключения аккумуляторных батарей к зарядной цепи; г) первого заряда аккумуляторных батарей; д) разряда и дополнительного заряда аккумуляторных ба- тарей (проводятся по мере необходимости). А. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА 10. Для приготовления электролита необходимы следующие материалы, оборудование и приспособления: 2. Заказ 9662 9
а) электролит — раствор серной кислоты уд. веса 1,260± ±0,005 г/сж3, примерно 4,0 л для первоначальной заливки бата- реи; б) натрий сернокислый безводный, ГОСТ 4166-76 70 г (один пакет) из расчета 15—20 г на литр электролита; в) емкость для приготовления электролита; г) лопаточка из кислотостойкого материала для перемешива- ния электролита. И. Сначала необходимо приготовить электролит уд. веса 1,260±0,005 г!см? путем смешивания аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—73) и дистиллированной воды. Примечания. 1. Применять техническую серную кислоту или другие кислоты не разрешается. 2. В полевых условиях при отсутствии дистиллированной воды для приго- товления электролита допускается применение дождевой воды или воды, полу- ченной из чистого снега. Дождевую воду можно собирать в стеклянные, эбо- нитовые или керамические сосуды (но не в железные) и для удаления меха- нических примесей фильтровать через фильтровальную бумагу или плотное полотно. Так как при приготовлении электролита из крепкой серной кислоты удельного веса 1,83 г!см2 раствор сильно разогревается и для охлаждения требуется много времени, то рекомендуется применять для приготовления требуемого раствора промежуточ- ный раствор удельного веса 1,400 г!см?. Раствор серной кислоты удельного веса 1,400 г!см3 необходи- мо приготовлять заранее в достаточном количестве. Для приго- товления 1 литра раствора удельного веса 1,400 г!см\ приведен- ного к 25° С, необходимо иметь 406 см3 крепкой серной кислоты удельного веса 1,83 г!см? при 25° С и 674 см3 дистиллированной воды. Сумма объемов кислоты и воды, указанных выше, взята на 80 см3 более литра потому, что при смешивании кислоты с водой происходит сокращение объема полученного раствора. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА УД. ВЕСА 1,260±0,005 г/см3 12. В бак из кислотостойкого материала (эбонита, керамики, дерева, выложенного внутри рольным свинцом) наливают необ- ходимое количество дистиллированной воды, затем при непре- рывном перемешивании эбонитовой или стеклянной палочкой влить в нее тонкой струей небольшими порциями раствор серной кислоты (удельного веса 1,400 г)см2). Предупреждение. При приготовлений электролита категори- чески запрещается вливать воду в кислоту, так как при этом во- да сильно нагревается, вскипает и разбрызгивается вместе с ча- стицами кислоты. Брызги могут причинить тяжелые ожоги. Раствор серной кислоты охлаждают до 25° С, затем отбирают пробу для определения его удельного веса. Удельный вес электролита измеряют при помощи специаль- 10
ных приборов — комплектных кислотомеров или при помощи ареометра и мензурки. В том случае, если удельный вес приготовляемого электроли- та выше требуемого, следует долить в него дистиллированную воду для доведения удельного веса до нужной величины. Если удельный вес ниже требуемого, то доливают кислоту. Изменение удельного веса электролита в зависимости от температуры Температура электролита, °C Поправка Температура электролита, °C Поправка 4-50 4-0,0175 0 -0,0175 4-45 4-0,0140 —5 —0,0210 4-40 4-0,0105 —10 -0,0245 4-35 40,0070 -15 —0,0280 4-30 40,0035 -20 —0,0315 4-25 0,00 —25 -0,0350 4-20 —0,0035 -30 —0,0385 4-15 —0*0070 —35 -0,0420 4-Ю —0,0105 —40 -0,0455 4-5 —0,0140 -45 —0,0490 Пример. Каков будет удельный вес электролита при 25° С, если при температуре минус 15° С ареометр показывает 1,235 г)см3. В таблице надо найти поправку 0,0280, следователь- но удельный вес электролита при 25° С будет равен 1,235— 0,028 = 1,207, или около 1,21 г!см3. Если бы ареометр показал удельный вес 1,235 при темпера- туре 50° С, то удельный вес раствора при 25° С был бы 1,235-}-' 4-0,0175=1,25. Для приготовления 1 литра раствора серной кислоты удель- ного веса 1,260±0,005 г!см3 необходимо раствора удельного ве- са 1,400 г!см3 в количестве 625 см3, или 875 г (при 25° С) и 439 см3 дистиллированной воды. Во время приготовления электролита следует помнить, что серная кислота производит сильные ожоги тела и разрушает одежду и обувь. Поэтому нужно соблюдать правила по технике безопасности и пользоваться специальной одеждой: надевать резиновые пер- чатки и сапоги, резиновый или прорезиненный передник и защит- ные очки. > ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА с добавкой сернокислого натрия 13. В 3,6—4,0 литра электролита с удельным весом 1,260± ±0,005 г]см3, отнесенного к температуре 25° С, постепенно, ма- лыми порциями высыпать содержимое пакета 70 г сернокислого натрия. Для ускорения растворения сернокислого натрия элект- 2* ’ П
ролит необходимо периодически перемешивать. Растворение про- исходит при комнатной температуре. После растворения серно- кислого натрия (в течение не менее часа от начала растворения) электролит готов к употреблению для заливки батарей. Перед заливкой батарей электролит следует перемешать. Не- обходимо иметь в виду, что после растворения сернокислого нат- рия удельный вес электролита повышается примерно до 1,270 а/сж3. Величина удельного веса электролита после растворения нор- мальной порции сернокислого натрия не регламентируется. Важ- но только, чтобы первоначальный удельный вес электролита пе- ред растворением сернокислого натрия соответствовал норме, т. е. 1,260+0,005 г!см3. Сернокислый натрий — безвредная нейтральная соль, ее мож- но брать незащищенными руками, но во избежание загрязнения соли рекомендуется пользоваться чистой лопаточкой (стеклян- ной, эбонитовой, винипластовой). Сернокислый натрий растворяется в электролите без раз- брызгивания, поэтому дополнительных предосторожностей при введении сернокислого натрия в электролит, кроме изложенных в п. 12, не требуется. Хранение неиспользованного электролита с добавкой серно- кислого натрия не ограничивается. Б. ЗАЛИВКА И ПРОПИТКА АККУМУЛЯТОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОМ 14. Перед заливкой батареи электролитом необходимо снять с нее крышку и вывернуть пробки. Для заливки сухозаряженной батареи требуется около 4,0 л электролита, приготовленного по методике п. 13. Температура электролита во время заливки батареи не долж- на быть выше 25° С. Заливку электролита в каждый аккумулятор батареи необхо- димо производить до уровня отверстия в крышке с помощью кувшина и воронки из кислотостойкого материала или с помощью сифона из резинового шланга, опущенного в сосуд с электроли- том, сосуд должен находиться выше уровня аккумуляторной ба- тареи. \ > При заливке аккумуляторов необходимо следить за тем, что- бы электролит не проливался через верх крышек. Случайно пролитый на батарею электролит нужно удалить путем протирки чистой влажной ветошью. По мере поглощения электролита пластинами и сепаратора- ми и понижения его уровня необходимо несколько раз произво- дить доливку аккумуляторов электролитом. Общее время пропитки должно быть 2—3 часа. После пропитки батарею можно включить на заряд при усло- вии, если температура электролита в аккумуляторах не выше 35° С. 12
Если температура электролита выше указанной величины, то батарею необходимо охладить. Перед включением батареи на заряд необходимо установить уровень электролита в каждом аккумуляторе на 6—8 мм выше предохранительного щитка, лежащего на верхних кромках сепа- раторов. В. ПОДКЛЮЧЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ К ЗАРЯДНОЙ ЦЕПИ 15. Заряд аккумуляторных батарей может производиться от следующих источников постоянного тока: а) генератора постоянного тока; б) выпрямителей постоянного тока; в) сети постоянного тока. В зависимости от мощности источника постоянного тока мож- но параллельно подключить несколько зарядных цепей, каждая из которых состоит из последовательно соединенных заряжае- мых аккумуляторных батарей, реостата для регулировки тока и амперметра. Соединение аккумуляторных батарей с источником тока про- изводится по правилу: положительный вывод аккумуляторной батареи — к положительному полюсу источника, отрицатель- ный — к отрицательному. На рис. 3 приведена схема подключения аккумуляторных ба- тарей к источнику тока. 16. В условиях зарядной станции совершенно недопустимо параллельное соединение нескольких аккумуляторных батарей или нескольких групп аккумуляторных батарей в зарядную цепь с одним общим регулировочным реостатом и амперметром, так как величина тока в каждой аккумуляторной батарее или группе аккумуляторных батарей различна из-за различия внутреннего сопротивления аккумуляторных батарей и степени их разряжен- ности. В условиях эксплуатации на самолете параллельное соедине- ние аккумуляторных батарей возможно, если это вызывается не- обходимостью. При расчете количества батарей, которые могут быть включе- ны в одну зарядную цепь, следует учитывать, что один аккуму- лятор батареи может потреблять напряжение в конце заряда, равное 2,8 В. Следовательно, на одну аккумуляторную батарею необходи- мо иметь напряжение в зарядной цепи, равное 2,8X12=33,6 В. Если, например, напряжение генератора равно 120 В, то в од- ну зарядную цепь может быть включено последовательно не бо- лее трех аккумуляторных батарей (33,6X3=100,8 В). Излишек напряжения должен гаситься реостатом. Измерительные приборы: амперметры, вольтметры — долж- ны быть точными и проверенными, с классом точности 0,5—1. 13
Источник 'постоянного топа." /~я зарядная цепь Э ® О£>2@ — 0 Б$ 0 — 2~я зарядная цепь < И- 05^© — 055 0 — 0Л/р @ 3~я и т. д, зарядная цепь; Р<ис. 3. Схема подключения батарей к источнику тока. Г. ПРАВИЛА ПЕРВОГО ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 17. Величина тока первого заряда должна составлять 4 Л. Общая продолжительность первого заряда аккумуляторных ба- тарей без учета перерывов должна составлять около 5 часов. 18. Если при заряде температура электролита поднимается до 40° С или электролит будет сильно вспениваться, то заряд прекратить для понижения температуры электролита до 35° С. Продолжительность заряда при этом соответственно увели- чивается. Выплеснувшийся во время заряда на поверхность аккумуля- торной батареи электролит удалить чистой влажной ветошью. 19. Признаками конца заряда являются: а) постоянство напряжения и удельного веса электролита в каждом аккумуляторе в течение двух часов; б) равномерное и обильное газовыделение (бурление элект- ролита) во всех аккумуляторах. Данные замеров изменения напряжения и удельного веса электролита в каждом аккумуляторе заряжаемой батареи необ- ходимо записывать в журнал (раздел 10 паспорта на аккумуля- торную батарею). 14
Замер и запись следует произвести перед выключением акку- муляторной батареи с заряда. Если в каждом аккумуляторе заряжаемых батарей будут ус-, тановлены признаки конца заряда и удельный вес электролита достигнет величины 1,270+0,005 г!см3 (приведенного к 25°С), то первый заряд считается законченным. 20. Если в течение 5 часов не будут достигнуты признаки конца заряда и удельный вес электролита не достигнет величи- ны 1,270+0,005 г! см3, то аккумуляторную батарею необходимо выключить из заряда, охладить электролит до 35° С, затем вклю- чить в заряд током 2 Л на 2—3 часа. Если продолжением заряда снова не будут достигнуты при- знаки конца заряда и удельный вес электролита не достигнет нормальной величины, то аккумуляторной батарее дается 1—2 дополнительных разряда и заряда по правилам, изложенным в пунктах 23 и 24. Если аккумуляторные батареи на первом или втором разря- дах отдали емкость 90% от номинальной или более, то они могут быть направлены в эксплуатацию после очередного нормального заряда. 21. Через один час по окончании заряда проверяют уровень электролита в аккумуляторах, который должен быть равен 6— 8 мм над предохранительным щитком при удельном весе элект- ролита 1,270+0,005 г)см3 (приведенного к 25° С). Если удельный вес электролита, приведенный к 25° С, в от- дельных аккумуляторах батареи при первом заряде будет выше нормы, то удельный вес и уровень электролита довести до нор- мы доливкой небольших порций дистиллированной воды. При этом для перемешивания электролита заряд аккумуля- торной батареи продолжить в течение 30—60 минут током 2 А и снова после этого проверить удельный вес. По окончании заряда рекомендуется по возможности охла- дить аккумуляторные батареи до температуры электролита 25— 35° С, затем осторожно наклонить и покачать их несколько раз для удаления пузырьков газа, следя за тем, чтобы электролит не проливался. Понизившийся после удаления пузырьков газа уровень элект- ролита необходимо довести до нормы путем доливки в аккуму- ляторы раствора серной кислоты удельного веса 1,270+ ±0,005 г!см3. Предупреждение. Удельный вес электролита при первом- и всех последующих зарядах доводить до нормы доливкой раство- ра серной кислоты запрещается. 22. В особых случаях, при необходимости быстрого ввода в эксплуатацию, допускается устанавливать аккумуляторные ба- тареи на самолете сразу после пропитки пластин аккумулято- ров электролитом без последующего подзаряда. При этом необ- ходимо предварительно проверить напряжение аккумуляторов 15
батареи с помощью нагрузочной вилки при величине тока 12 А, напряжение при этом должно быть не менее 2 В. В случае получения неудовлетворительных результатов такие аккумуляторные батареи не допускаются в эксплуатацию и под- лежат заряду согласно пунктам 17—21 настоящего технического описания. Д. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗРЯДОВ И НОРМАЛЬНЫХ ЗАРЯДОВ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ Правила проведения разрядов аккумуляторных батарей 23. Разряды аккумуляторных батарей при приведении их в рабочее состояние или разряды аккумуляторных батарей при проведении периодических контрольно-тренировочных циклов во время эксплуатации выполняются в следующем порядке: а) перед включением аккумуляторной батареи в разряд не- обходимо добиться путем охлаждения или подогрева, чтобы на- чальная температура электролита в аккумуляторах была 25± ±2° С; б) проверить и установить нормальный уровень электролита во всех аккумуляторах на 6—8 мм выше предохранительного щитка. Удельный вес электролита, приведенный к 25° С, перед раз- рядом аккумуляторных батарей должен быть 1,270±0,005г/с;и3; в) путем подбора соответствующего разрядного реостата ус- тановить с помощью амперметра необходимую величину разряд- ного тока, равную 5,6 а, и поддерживать ее постоянной в течение всего разряда; г) замеры напряжения каждого аккумулятора производить через каждый час, а по достижении величины 1,85 В — через каждые 10 минут и чаще. Запись замеров производить в рабочих журналах зарядной станции. Разряд ведется до падения напряжения на первом вышедшем аккумуляторе (ограничивающем) до 1,7 В. Разряд до напряже- ния менее 1,7 в категорически запрещается. Данные последнего замера напряжения (при достижении на- пряжения на одном из аккумуляторов 1,7 В) записать в журнал эксплуатации аккумуляторной батареи (раздел 10 паспорта); д) подсчитать емкость, полученную при разряде, и записать в разделе 10 паспорта. Примечание. Если средняя температура электролита в аккумулято- рах при разряде не равна 25° С, то емкость длительного режима вычисляется по формуле: уо _ Сф ° 25“ 1 +0,009 (Г —25) ’ где С25 — емкость, приведенная к температуре 25° С; 16
С* — фактическая емкость, полученная при разряде; Т — средняя температура электролита во время разряда (определяется как среднее арифметическое от начального и конечного значений температур электролита в среднем аккумуляторе); 0,009 — температурный коэффициент емкости. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНЫХ ЗАРЯДОВ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ Все нормальные заряды аккумуляторных батарей, кроме пер- вого, производятся в две ступени по режиму, указанному в таб- лице 1. Таблица 1 № ступеней Величина тока, А Продолжительность I 4,0 До достижения напряжения аккумуляторов 2,38 — 2,42 в (ориентировочно 4—6 часов). II 2,0 До получения постоянства значений удельного веса электролита и напряжения всех аккумуляторов в течение двух часов при обильном газовыделени-и во всех аккумуляторах (примерно 10—14 часов). При проведении зарядов необходимо следить за температу- рой электролита, которая должна быть не выше 40° С. Если тем- пература электролита поднимается до 40° С, то заряд необходи- мо прервать до тех пор, пока температура не снизится до 25± ±5° С. После этого заряд продолжить. Продолжительность заряда при этом увеличивается соответственно продолжительности пе- рерыва. Для ускорения' снижения температуры электролита рекомен- дуется применять искусственное охлаждение аккумуляторных батарей (обдувать холодным воздухом, выносить в помещение с более низкой температурой и тому подобное). Так как за счет испарения и разложения воды уровень элект- ролита в аккумуляторах понижается, то для поддержания нор- мального уровня электролита в процессе заряда и снижения удельного веса его, если он выше нормы, в аккумуляторы доли- вается дистиллированная вода. После каждой доливки заряд продолжить на 30—60 минут для перемешивания электролита. 25. Для проведения полного заряда аккумуляторной батареи необходимо ориентировочно 38—42 ампер-часа. В процессе заряда запись изменений напряжения аккумуля- торов, удельного веса электролита и температуры производится в журнале эксплуатации аккумуляторной батареи (раздел 10 паспорта на батарею). 17
Первая запись производится при переходе с одной ступени заряда на другую. Вторая запись — в конце заряда перед выключением зарядно- го тока (признаки конца заряда смотри в пункте 19). Если в каждом аккумуляторе батареи будут установлены признаки конца заряда и удельный вес электролита, приведен- ный к 25° С, достигает величины 1,270+0,005 ejcM?, то заряд считается законченным. / f VII. РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 26. Проверенные и полностью заряженные аккумуляторные батареи пригодны для эксплуатации на самолетах. Перед уста- новкой аккумуляторных батарей на самолет проверяется со- стояние мастики, выводов, моноблока и рабочих пробок. Масти- ка не должна иметь трещин. Болты и гайки у выводов должны иметь исправную резьбу. Наконечники токоотводных шин и по- верхность выводов, соприкасающаяся с шинами, должны быть очищены от окислов. При эксплуатации аккумуляторных бата- рей резьбовые поверхности болтов и гаек должны быть смазаны тонким слоем пластичной смазки ПВК ГОСТ 19537—74. Моно- блок не должен иметь трещин. После внешнего осмотра аккуму- ляторных батарей в них ввертываются рабочие пробки, которые должны быть очищены от возможных загрязнений и засорений. 27. Эксплуатационные разряды аккумуляторных батарей можно производить током, не превышающим 750 А. Последовательные запуски авиадвигателя от аккумулятор- ной батареи должны производиться с интервалами не менее 30 с. Количество запусков от полностью заряженной батареи, в зависимости от длительности интервалов между запусками, бу- дет соответствовать указанному в разделе III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ РАЗРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Нахождение на самолете разряженной или полузаряженной аккумуляторной батареи недопустимо, так как оно приводит к невозможности автономного запуска двигателя, губительно ска- зывается на аккумуляторной батарее (переполюсовка аккумуля- торов, 'вредная сульфатация пластин, значительное уменьшение срока службы). 28. Степень разряженности аккумуляторных батарей можно приближенно определить по их напряжению и удельному весу электролита, причем второй способ является более правильным. Определение степени разряженности аккумуляторной бата- реи по напряжению производится путем подключения к ней (при 18
неработающем генераторе) одного из электрических потребите- лей на самолете, потребляющего ток, близкий к 12 А. Вне самолета проверка заряженности аккумуляторной бата- реи производится нагрузочной вилкой под нагрузкой 12 А. Вклю- чение тока производится на 3—5 секунд, в течение которого фик- сируется напряжение аккумуляторов по вольтметру. Соотношение между напряжением аккумуляторной батареи и степенью ее разряженное™ приведено в следующей таб- лице. Степень разряженности аккумуляторной батареи по отношению к номинальной емкости Напряжение при нагрузке 12Л, в Полностью заряжена 24-25 Разряжена на 25% ? . 24-25 Разряжена на 50% 23,5-24 Разряжена на 75% 22,5-23,5 Полностью разряжена , 21-22,5 Соотношение между удельным весом электролита и степенью разряженное™ аккумуляторов батареи приведено в следующей таблице: Степень разряженности аккумуляторов батареи по отношению к номи- нальной емкости Удельный вес электро- лита в аккумуляторах, приведенный к 25° С Возможное количество запусков Полностью заряжены 1,265—1,275 Батарея обеспечивает 4 запуска двигателя Разряжены на 25% 1,225—1,235 Обеспечивает 2—3 запу- ска двигателя Разряжены на 50% 1,175—1,185 Запуск двигателя не га- рантируется Разряжены на 75% 1,120—1,130 Полностью разряжены 1,050—1,060 » Примечание. Количество запусков указано применительно к трехми. нутному интервалу между ними. Проверка удельного веса электролита производится кислото- мером в каждом аккумуляторе батареи. 29. После каждого полета необходимо проверить степень раз- ряженное™ аккумуляторной батареи. Если аккумуляторная ба- тарея разряжена полностью или частично (более 25%), то она должна быть направлена не позже чем через 8 часов на заряд- ную станцию на заряд. Заряд аккумуляторной батареи произво- дится в соответствии с пунктом 24 настоящего технического опи- сания. Учет заряда аккумуляторной батареи производится в пас- порте. В конце летного дня (ночи) степень разряженное™ 19
батареи определяется обязательно по удельному весу и напря- жению аккумуляторной батареи. 30. Батареям, находящимся в бездействии, необходимо один раз в месяц давать подзаряд током 2 А. Подзаряд необходимо вести до достижения всеми аккумуляторами показателей конца заряда, указанных в пункте 19 настоящего технического описа- ния. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ циклов Один раз в месяц аккумуляторным батареям, находящимся в эксплуатации, дают глубокий заряд и один раз в три месяца — контрольно-тренировочный цикл для предохранения от сульфа- тации. 31. Контрольно-тренировочный цикл проводится в следую- щем порядке: а) дать глубокий заряд; б) разрядить батареи до напряжения 1,7 В на одном из ак- кумуляторов по правилам, изложенным в пункте 23; в) дать нормальный заряд в соответствии с пунктом 24. 32. Глубокий заряд проводится следующим образом: акку- муляторную батарею через час после нормального заряда (про- веденного по пункту 24) подключают к зарядной цепи и продол- жают заряд током 2 А до обильного газовыделения. Затем дела- ют перерыв в заряде на 1 час и снова включают в заряд до -обильного газовыделения и так далее — от 3 до 5 раз. Заряды током 2 Л и паузы следует чередовать до тех пор, по- ка непосредственно при включении аккумуляторной батареи в заряд будет происходить «кипение» электролита. 33. По окончании нормального заряда проверяются и дово- дятся до нормальных величин уровень и удельный вес электро- лита в каждом аккумуляторе. В процессе эксплуатации доливать в аккумуляторы электро- лит или кислоту запрещается, за исключением тех случаев, ког- да точно известно, что снижение уровня произошло за счет вы- плескивания электролита. В этих случаях следует доливать в аккумуляторы раствор серной кислоты удельного веса, равного удельному весу электролита в аккумуляторах. 34. Учет глубоких зарядов и контрольно-тренировочных цик- лов ведется в разделе 10 паспорта на батарею. При всех случаях резкого ухудшения электрических характе- ристик аккумуляторных батарей рекомендуется проводить вне- очередной контрольно-тренировочный цикл. VIII. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ПРИ ПЕРЕРЫВАХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ 35. Батареи, приведенные в рабочее состояние, при переры- вах в эксплуатации можно хранить с электролитом в заряжен- 20
ном состоянии и без электролита в разряженном состоянии. Луч- шим способом хранения батарей является первый способ. Хранение батарей в разряженном состоянии без электролита рекомендуется только в тех случаях, когда нет возможности хра- нить их с электролитом. Перед установкой аккумуляторных батарей на хранение (с электролитом или без электролита) им дается контрольно-тре- нировочный цикл согласно пункту 31. Батареи считаются пригодными к хранению, если они отдали на контрольном разряде гарантированную емкость (смотри раз- дел III, пункт 5 «б»), в противном случае аккумуляторным ба- тареям дать второй контрольно-тренировочный цикл. А. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ С ЭЛЕКТРОЛИТОМ 36. Для хранения аккумуляторной батареи необходимо со- блюдать следующие правила: а) провести контрольно-тренировочный цикл согласно пункту 31; б) проверить и довести удельный вес и уровень электролита до нормальных величин; в) поставить клапанные рабочие пробки во все аккумулято- ры батареи и протереть поверхность ее ветошью, смоченной в растворе соды или нашатырного спирта, промыть поверхность аккумуляторной батареи водой и насухо протереть чистой ве- тошью; г) очистить зажимы (болты и гайки) аккумуляторной бата- реи, смазать их тонким слоем смазки, закрыть батарею крыш- кой, после чего поставить ее на хранение; д) батареи хранить в чистом сухом закрытом помещении при температуре от 5 до 30° С (чем ниже темпераура в указанных пределах, тем лучше для сохранности аккумуляторных бата- рей); е) аккумуляторные батареи необходимо ежемесячно подза- ряжать током 2 Л до получения признаков конца заряда, указан- ных в пункте 19. Хранение аккумуляторных батарей допускается не более 6 месяцев. 37. Перед пуском аккумуляторных батарей в эксплуатацию после хранения их в заряженном состоянии с электролитом не- обходимо дать им контрольно-тренировочный цикл согласно пункту 31 настоящего технического описания. Б. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАЗРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ БЕЗ ЭЛЕКТРОЛИТА 38. Бывшие частично в употреблении аккумуляторные бата- реи, не подлежащие использованию в течение продолжительного 21
времени, можно хранить в разряженном состоянии без электро- лита. 39. Перед установкой аккумуляторных батарей на хранение им дается контрольно-тренировочный цикл согласно пункту 31, после чего они разряжаются током 5,6 А до напряжения на од- ном из аккумуляторов батареи 1,7 В по правилам, изложенным в пункте 23. Из разряженных аккумуляторных батарей выливают элект- ролит, после чего батареи переворачивают заливочными отвер- стиями вниз и оставляют в таком состоянии на 10—15 минут. Заливают все аккумуляторы электролитом удельного веса 1,270±0,005 г)см3 и дают пропитку пластинам (выдерживают) в течение двух часов. Затем из аккумуляторов выливают электролит, опрокидывая аккумуляторные батареи вниз заливочными отверстиями, и да- ют стечь электролиту в течение одного часа. Для более полного удаления электролита из аккумуляторов необходимо аккумуля- торные батареи слегка наклонять и встряхивать. 40. Батареи ставят на длительное хранение с плотно завер- нутыми глухими пробками, тщательно протертые досуха чистой ветошью и закрытые крышками. С целью предотвращения вспучивания мастики при хранении аккумуляторных батарей закрытие аккумуляторов глухими проб- ками должно производиться при температуре воздуха внутри ак- кумуляторов 30—45° С. Для этого батареи должны находиться либо при соответствующей температуре окружающего воздуха, либо подогреты снаружи горячей водой. Лучшим способом предотвращения вспучивания мастики при хранении батарей является применение для закрытия аккумуля- торов не глухих пробок, а рабочих, клапанных пробок с натя- нутыми на них резиновыми колпачками. В качестве резиновых колпачков можно применять напальчники. Важно при этом, что- бы внутренняя полость аккумуляторов была герметизирована от попадания наружного воздуха и обеспечивалась возможность выхода газов из аккумуляторов в зазор между стенкой пробки и напальчника. 41. Батареи хранить в чистом сухом закрытом помещении при температуре от 5 до 30° С (чем ниже температура в ука- занных пределах, тем лучше для сохранности батарей). Хранение аккумуляторных батарей допускается не более 3 месяцев. 42. Перед пуском аккумуляторных батарей в эксплуатацию, после хранения в разряженном состоянии без электролита, не- обходимо провести следующие операции: а) вывернуть пробки и залить в аккумуляторы электролит удельного веса 1,120 г/сж3. Температура заливаемого электро- лита должна быть не выше 25° С. Продолжительность пропитки — 3 часа, В течение пропитки - 22
измерять температуру электролита. Включить аккумуляторную батарею в заряд при температуре электролита не выше 35° С. Если температура электролита через три часа пропитки будет выше 35° С, то аккумуляторную батарею оставить для охлажде- ния или специально охладить; б) заряд ведется током 2 Л до постоянства напряжения и удельного веса электролита в течение 3—4 часов. По окончании заряда аккумуляторную батарею разрядить током 5,6 А до на- пряжения одного из аккумуляторов 1,7 В (согласно пункту 23) и снова полностью зарядить по пункту 24. После сообщения аккумуляторной батарее нормального заря- да она передается в эксплуатацию. IX. КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ АККУМУЛЯТОРОВ Для быстроты и удобства выявления неисправностей аккуму- ляторов ниже приводится краткий их перечень. 23
Основные неисправности аккумуляторов № п/п Неисправность Признаки неисправности Причины Способ устранения 1 Вредная сульфатация СТИН пла- Повышенное напряжение засульфа- тированных аккумуляторов в на- чале заряда и пониженное напря- жение в конце заряда Аккумуляторы батареи долго находились в разряженном или по- луразряженном со- стоянии Дефект трудноисправи- мый. Не допускать на- рушений правил экС" плуатации батарей Удельный вес электролита при за- ряде почти не повышается и не доходит до нормального значения Недозаряды Преждевременное газообразование, «кияение* в начале заряда Резкое падение напряжения при разряде и пониженная емкость Доливка аккумуляторов электролитом и экс- плуатация батарей с повышенным удель- ным весом электроли- та (выше нормы) Глубокие разряды ни- же допустимого на- пряжения. Температу- ра электролита выше допустимой или низ- кий уровень электро- лита 2 Переполюсовка (измене- ние полярности) бата- рей или отдельных ак- кумуляторов Изменение полярности всех аккуму- ляторов батареи или отдельных ак- кумуляторов Неправильное подклю- чение батареи в заряд- ную цепь Дефект трудноисправи- мый (не ^допускать пе- реполюсовки)
me to № п/п Неисправность Признаки неисправности 3 Короткое замыкание акку- Уменьшение общего напряжения ба- тареи или резкое уменьшение ем- кости Удельный вес электролита при за- муляторов 7 ряде почти не повышается, и ве- личина его в конце заряда значи- тельно ниже, чем в других акку- муляторах Непрерывное уменьшение удельно- го веса электролита в аккумулято- ре от цикла к циклу, несмотря на нормальные заряды Высокая температура электролита в отдельных аккумуляторах при за- ряде Напряжение аккумулятора при за- ряде и разряде ниже, чем у дру- гих аккумуляторов; при отключе- нии батареи из зарядной цепи на- пряжение резко падает. Быстрая потеря емкости после полного за- ряда
fr f Причины Способ устранения Разряд слабых аккуму- ляторов до нуля, вследствие чего раз- рядный ток батареи для таких аккумулято- ров становится заряд- ным и в них происхо- дит перемена поляр- ности Повреждение сепарато- ров (сколы, трещины, отверстия) Заменить поврежденные сепараторы Накопление шлама на дне сосуда аккумуля- тора выше опорных призм Очистить ма сосуд от шла- Образование наростов свинцовой губки на кромках отрицатель- ных пластин Попадание в аккуму- лятор постороннего токопроводящего пред- мета Удалить свинцовую губ- ку путем зачистки Удалить посторонний предмет
J\2 . п/п Неисправность Признаки неисправности 4 Повышенный саморазряд Быстрое уменьшение напряжения и удельного веса электролита при бездействии батареи Значительная или полная потеря емкости у загрязненной батареи при бездействии в течение несколь- ких часов или суток 5 Обрыв электрической цепи батареи Отсутствие напряжения на зажимах батареи или отдельных аккумуля- торах при наличии напряжения на всех аккумуляторах 6 Нарушение контакта в ме- стах спайки токоведущих частей Сильное нагревание перемычек и вы- водов до 120°С и более; потрески- вание, сопровождаемое иногда ды- мом (при больших разрядных то- ках)
Причины Способ устранения Загрязнение электроли- та вредными примеся- ми Вылить электролит, "про- мыть аккумуляторы дистиллированной во- дой и заполнить Чи- стым электролитом Утечка тока по загряз- ненной поверхности батареи или через пролитый на нее элект- ролит Протереть мастику чи- стой ветошью, смо- ченной в растворе со- ды или в нашатырном спирте Расплавление борна, пе- ремычек в одном или нескольких аккуму- ляторах батареи вслед- ствие короткого за- мыкания во внешней цепи или вследствие разряда ее током, пре- вышающим макси- мально допустимый Изъять из батареи по- врежденные аккуму- ляторы и заменить ис* правными Механические повреж- дения перемычек и выводов при эксплу- атации (удары, паде- ние) Перепаять поврежден- ные соединения
№ п/п Неисправность Признаки неисправности Причины Способ устранения 7 Слипание положительных и отрицательных пластин с сепаратором во время хра- нения батарей без элект- ролита при перерывах в эксплуатации Отдельные аккумуляторы после хра- нения не приводятся в рабочее состояние. Все признаки вредной сульфатации пластин Негерметичное закры- тие аккумуляторов при постановке бата- рей на хранение. Разряд батареи перед хранением ниже пре- дельного напряжения или хранение батареи при температуре выше допустимой и сверх допустимого -времени. Дефект трудноисправи- мый (не допускать нарушений при хра- нении батарей) 8 Повышенный износ пла- стин При заряде батарей удельный вес электролита быстро поднимается до нормальных величин, а при раз- ряде они отдают малую емкость Электролит в аккумуляторах имеет коричневый цвет Систематический заряд батарей большими то- ками при повышенной температуре электро- лита (выше 45° С) Ремонту не подлежат 9 Трещины в мастике Появление трещин в мастике, и про- сачивание через них электролита Резкие и многочислен- ные колебания темпе- ратуры Расширить и углубить трещину, затем за- лить ее расплавленной мастикой

СОДЕРЖАНИЕ Памятка • .................3 I. Назначение ...................................................4 II. Состояние аккумуляторных батарей, отправляемых с предприятия 4 III. Технические данные, условия транспортировки и эксплуатации акку- муляторных батарей .................................................5 IV. Краткое описание конструкции ................................. 6 V. Хранение аккумуляторных батарей, не бывших в эксплуатации . 8 VI. Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние . . 9 А. Приготовление электролита ........................, . , 9 Б Заливка и пропитка аккумуляторов электролитом . . . .12 В. Подключение аккумуляторных батарей к зарядной цепи . . .13 Г. Правила первого заряда аккумуляторных батарей . . . .14 Д. Правила проведения разрядов и нормальных зарядов аккуму- ляторных батарей............................................16 VII. Руководство по эксплуатации аккумуляторных батарей . . .18 Определение степени разряженности аккумуляторной батареи . .18 Порядок проведения контрольно-тренировочных циклов . . .20 VIII. Хранение аккумуляторных батарей при перерывах в эксплуатации 20 А. Хранение аккумуляторных батарей в заряженном состоянии с электролитом . ................................21 Б. Хранение аккумуляторных батарей в разряженном состоянии . без электролита . ................................21 IX. Краткий перечень основных неисправностей аккумуляторов , . 23 29

Формат 60X90 Vie- Печ. л. 2. Уч.-изд.л. 1,8. Заказ 9662.


Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

ООО «РН-Пожарная безопасность»

Выражаем компании Маркент благодарность за производство и поставку мобильной аккумуляторной мастерской в филиал «Ангара» ООО «РН-Пожарная безопасность».

Мобильная Аккумуляторная мастерская позволит своевременно и качественно проводить обслуживание аккумуляторных батарей, что в свою очередь повысит готовность…

Подробнее

ООО «Вента-Строй»

Компания ООО «Вента-Строй» уже долгое время сотрудничает с Маркент.

За все время сотрудничества нашей компанией было приобретено значительное количество оборудования для оснащения объектов. Продукция предприятия полностью соответствует заявленным характеристикам…

Подробнее

ООО «ПГ Комплексные поставки»

Маркент является нашим партнером в области производства и поставки технологического оборудования для обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей всех типов.

В 2016 году Маркент осуществило поставку оборудования для обслуживания авиационных аккумуляторных батарей…

Подробнее

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Аккумуляторы.doc

Скачиваний:

116

Добавлен:

29.03.2016

Размер:

993.28 Кб

Скачать

  1. Авиационные аккумуляторные батареи
    12-САМ-28 выпускаются в сухозаряженном
    виде без предварительного приведения
    их в рабочее состояние.

  2. Батарее, приведенной в рабочее состояние
    на заводе-изготовителе (с красной
    полосой по диагонали на стенке моноблока),
    гарантируется безотказная работа в
    течение двух лет, в число которых
    входит 1 год и 9 мес непосредственной
    работы на вертолете, а остальное время
    (3 мес) — транспортирование и хранение
    до эксплуатации.

  3. Для ввода батареи в эксплуатацию (первая
    зарядка) необходимо снять крышку
    батареи, вывернуть глухие пробки и
    залить батарею электролитом удельного
    веса 1,260±0,005, приведенного к температуре
    +25° С.

  4. Температура электролита при заливке
    его в аккумулятор не должна превышать
    25°С. Для заливки электролита, в
    аккумулятор пользоваться стеклянной
    или эбонитовой воронками и стеклянным
    измерительным цилиндром с делениями.

  5. Для первоначальной заливки батареи
    требуется примерно 3,6 л электролита.
    Для приготовления этого количества
    электролита плотностью 1,260 необходимо
    взять 0,87 л (1,59 кг) аккумуляторной серной
    кислоты плотностью 1,83, отвечающей
    требованиям ГОСТ 667—53.

  6. Уровень электролита во всех элементах
    батареи должен быть выше предохранительного
    щитка на 6—8 мм. Если при заливке
    электролит случайно прольется на
    (батарею, то батарею протереть влажной
    чистой ветошью. После заполнения всех
    элементов электролитом батарею оставить
    для пропитки на 1—2 ч, после чего батарею
    зарядить. Включение батареи в зарядку
    следует производить, когда температура
    электролита снизится до +35° С. Если по
    истечении времени пропитки (1—2 ч)
    температура электролита в элементах
    будет выше +35° С, то батарею оставить
    для охлаждения до указанной
    температуры. Понизившийся уровень
    электролита довести до нормального
    добавлением электролита.

  1. Для одновременной зарядки (Нескольких
    батарей, если это позволяет напряжение
    сети, необходимо соединить их между
    собой последовательно. Отрицательный
    и положительный полюсы крайних
    батарей присоединить соответственно
    к отрицательному и положительному
    полюсам зарядной цепи.

  2. Ток первой зарядки должен составлять
    4 А. Зарядку этим таком вести в течение
    2 ч до постоянства плотности электролита
    и напряжения всех элементов батареи,
    а также до обильного газовыделения во
    всех элементах. Общая продолжительность
    первой зарядки батареи без учета
    перерыва должна быть 5 ч.

  3. В случае повышения плотности электролита
    на первой зарядке свыше 1,250 следует
    долить дистиллированной воды. После
    доливки воды нужно продолжить зарядку
    всей батареи на 1 ч для перемешивания
    электролита и снова замерить плотность.

  4. Если при зарядке температура электролита
    поднимется до +45° С или электролит будет
    сильно вспениваться, то зарядку
    прекратить и продолжить ее только после
    понижения температуры электролита до
    +35° С.

  5. Если в течение 5 ч не будут достигнуты
    признаки конца зарядки (постоянство
    плотности электролита и напряжения),
    то зарядку продолжить током 2 А до
    постоянства плотности электролита
    и напряжения. Если плотность электролита
    в конце зарядки не достигнет нормальной
    величины 1,260±0,005, приведенной к температуре
    +25° С, то батарее дать 1—2 тренировочных
    цикла (зарядка — разрядка) по режимам,
    указанным ниже.

  6. При отсутствии признаков
    конца зарядки батарее дать разрядку
    силой тока 5,6А до напряжения 1,7 В на
    одном из элементов,
    а затем зарядку в соответствии с режимом,
    приведенным в табл. 1.

Таблица 1 Режим
зарядки

№ступени

Зарядный ток, А

Продолжительность

1

2

4,0

2,0

До достижения напряжения элемен­тов
2,4—2,42 В

До получения постоянства значений
плотности электролита и напряжения
всех элементов в течение 2 ч при обильном
газовыделении во всех эле­ментах

  1. Если напряжение какого-либо элемента
    значи­тельно отстает, т. е. ниже, чем
    у других, то зарядку всей батареи
    продолжить током 2 А до получения
    напряжения, близкого между собой у всех
    элемен­тов.

  2. Если же продолжением зарядки не
    удается увеличить напряжение, то это
    указывает на необхо­димость немедленного
    устранения короткого замы­кания или
    какого-либо другого дефекта в элементе.

  3. В конце
    второй и третьей зарядок плотность
    электролита необходимо довести до
    величины 1,260±0,005, приведенной к
    температуре +25° С. Вторую и все
    последующие зарядки проводить в две
    ступени по режиму, указанному в табл.
    1.

  4. Через 1 ч после окончания зарядки
    проверить уровень электролита в
    элементах, который должен быть на 6—8
    мм выше предохранительного щитка при
    плотности электролита 1,260±0,00б
    (приведен­ного к температуре +25° С).

  5. Доведение уровня электролита до
    нормальной величины производить
    доливкой дистиллированной воды в
    элементы. После этого для перемешивания
    электролита следует включить на 1—2 ч
    батарею в зарядку током 2 А.

  6. Подзарядку и зарядку батарей, снятых
    с вер­толета и имеющих недостаточную
    емкость, прово­дить на аккумуляторной
    зарядной станции двумя ступенями
    тока (кроме первой зарядки). Зарядки
    доводить до конца. Не оставлять батареи
    в разря­женном или полуразряженном
    состоянии больше чем на 8 ч.

    1. Следить за уровнем и плотностью
      электролита. При низком уровне
      электролита доливать в элементы батареи
      только дистиллированную воду
      Электролит разрешается доливать в
      батарею, если точно известно, что
      снижение уровня произошло за счет
      выплескивания электролита.

Плотность добавляемого электролита не
должна превышать плотности электролита,
находящегося батарее. Если плотность
электролита при приведении батареи в
рабочее состояние была нормальна, то в
процессе дальнейшей эксплуатации в
случае низкой плотности доливать кислоту
в батарею не следует.

В этом случае доводить плотность
электролита до нормы путем зарядки на
зарядной станции. При повышенной
плотности корректировку ее производить
дистиллированной водой.

    1. Следует помнить, что со снижением
      температуры емкость аккумуляторной
      батареи уменьшаете

При переноске и установке батареи в
контейнер бережно обращаться с хрупкими
эбонитовыми моноблоками и деталями. Не
разрешается оставлять батареи под
прямым воздействием солнечных лучей
устанавливать их одну на другую. При
появлении на мастике трещин немедленно
устранить их путем оплавления мастики.
Оплавление производить водородным
пламенем паяльной лампы или других
средств только на разряженных батареях
и при вывернутых пробках.

    1. В процессе эксплуатации следить за
      тем, чтобы каналы рабочих пробок не
      засорялись. Установка дефектных пробок
      не допускается.

Следить за состоянием газоотводов
контейнеров аккумуляторов. На дюритовых
шлангах не должно быть разрывов, трещин,
расслоений и других механических
повреждений. Дюритовые шланги должны
плотно прилегать в местах соединений.
В зоне выхода газопроводов внешняя
поверхность обшивка должна быть покрыта
кислотостойким лаком.

    1. Плотность раствора серной кислоты или
      готового электролита во всех элементах
      батареи измеряется ареометром
      (кислотомером).

Уровень электролита в элементе батареи
измеряется следующим способом (рис.5);

Рис. 5. К определению уровня электролита
в элементе аккумуляторной батареи

— вывернуть
пробку;

— несколько
раз встряхнуть аккумулятор и на­клонить
его для удаления из
электролита
пузырь­ков;

— внутрь элемента
опустить стеклянную трубку диаметром
3—5 мм до упора в предохранительный
щиток

— зажав пальцем
верхний конец трубки, вынуть ее из
элемента. Высота столбика жидкости в
трубке должна быть равна уровню
электролита над предохранительным
щитком и должна составлять 6—8 мм.

    1. Для определения
      степени заряженности батареи необходимо
      измерять напряжение каждого элемента
      с помощью пробника Румянцева (рис. 6)
      под нагрузкой током 12 А. Если напряжение
      хотя бы одного элемента батареи меньше
      2 В, то батарею следует направить для
      зарядки.

Рис. 6. К определению степени заряженности
аккумуляторной батареи

    1. Определение степени разряженности
      батареи можно производить одним из
      двух способов: по значению напряжения
      на клеммах батареи или по изменению
      плотности электролита.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Батарея аккумуляторная авиационная типа 12-САМ-28 техописание и инструкция

12САМ28 Автоматический разрядный стенд Видео_3.AVIПодробнее

12САМ28 Автоматический разрядный стенд Видео_3.AVI

Аккумулятор на 12В из аккумуляторов 18650Подробнее

Аккумулятор на 12В из аккумуляторов 18650

Кислотная аккумуляторная батарея. Устройство, принцип работы и методы диагностикиПодробнее

Кислотная аккумуляторная батарея. Устройство, принцип работы и методы диагностики

Аккумуляторные батареи LiFePO4, 12В, 300 Ач (280Ач) CATL 12V 280Ah (300Ah)Подробнее

Аккумуляторные батареи LiFePO4, 12В, 300 Ач (280Ач) CATL 12V 280Ah (300Ah)

🔋 Сборка аккумулятора 3S5P Li-ion 18650 12,6В 13,5Ач и его зарядкаПодробнее

🔋 Сборка аккумулятора 3S5P Li-ion 18650 12,6В 13,5Ач и его зарядка

серия 77 Аккумуляторная батарея #аккамуляторбатареяаккумуляторнаябатареяПодробнее

серия 77 Аккумуляторная батарея #аккамуляторбатареяаккумуляторнаябатарея

Активатор аккумуляторных батарей AEAC-12VПодробнее

Активатор аккумуляторных батарей AEAC-12V

НЕ верьте сказкам про гелевые аккумуляторы. Реальный обзор АКБ Delta Gel 12-100Подробнее

НЕ верьте сказкам про гелевые аккумуляторы. Реальный обзор АКБ Delta Gel 12-100

Аккумулятор. Не доливай воду, пока не посмотришь это видео. Очень частая ошибка… #РусланКПодробнее

Аккумулятор. Не доливай воду, пока не посмотришь это видео. Очень частая ошибка... #РусланК

♣ AGM и Гелевый аккумулятор. Зарядка гелевого и AGM аккумулятора ♣Подробнее

♣ AGM и Гелевый аккумулятор. Зарядка гелевого и AGM аккумулятора ♣

Солнечная панель 24 В 285 ВТ , контроллер, аккумулятор 12 ВПодробнее

Солнечная панель 24 В 285 ВТ , контроллер, аккумулятор 12 В

#AA и #AAA : лучшие батарейки, аккумуляторы и зарядные к нимПодробнее

#AA и #AAA : лучшие батарейки, аккумуляторы и зарядные к ним

EUROSTART Extra Power 90 Ah в азиатском корпусе: технические характеристики аккумуляторной батареиПодробнее

EUROSTART Extra Power 90 Ah в азиатском корпусе: технические характеристики аккумуляторной батареи

🌞 Как зарядить литий 18650 от дешевого контроллера солнечной панелиПодробнее

🌞 Как зарядить литий 18650 от дешевого контроллера солнечной панели

Зарядка AGM аккумулятор обычной зарядкойПодробнее

Зарядка AGM аккумулятор обычной зарядкой

Сделайте ЭТО, и НЕ ПОКУПАЙТЕ НОВЫЙ АККУМУЛЯТОР для автомобиляПодробнее

Сделайте ЭТО, и НЕ ПОКУПАЙТЕ НОВЫЙ АККУМУЛЯТОР для автомобиля

Актуальное

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Афинитор инструкция по применению цена таблетки
  • Эмоксикард раствор для инъекций инструкция по применению
  • Куб 2052 руководство по эксплуатации
  • Получить лицензию мчс самостоятельно пошаговая инструкция
  • Ремедин лайт как разводить инструкция по применению